Канализационные люки
Современные города — это множество высотных зданий и асфальтных дорог. Однако одним из самых распространенных элементов городского пейзажа является канализационный люк.
Канализация как способ отведения стоков появилась задолго до строительства крепостей. В городе Мохенджо-Даро, возникшем более 4 600 лет назад, она уже существовала, а канализационный колодец в Таврическом Херсонесе отличался от современного бетонного коллектора только диаметром.
Примечательно, что за столь долгую историю основные принципы строительства канализации существенно не изменились. Улучшения коснулись только используемой техники и применяемых материалов — от них во многом зависит успешное проектирование и монтаж канализационных систем.
Немного терминов
Любой колодец инженерных коммуникаций состоит из четырех обязательных частей:
- Рабочее помещение — в нем могут находиться трубы, провода и специальное оборудование. Как правило, представляет из себя небольшое расширение основной шахты, хотя может достигать и размеров небольшой комнаты.
- Шахта — обычно это вертикальная труба диаметром в 0,7 метра и более, соединяющая рабочее помещение и поверхность. В шахтах могут устанавливаться навесные лестницы — для смотровых колодцев они обязательны согласно пункту 6.3.4 СП 32.13330.2012.
- Горловина — к ней крепится крышка колодца, и именно от ее прочности в первую очередь зависит надежность и безопасность сооружения как для пешеходов и автомобилистов, так и для людей, работающих в колодце.
- Люк — крышка, позволяющая закрыть колодец.
Особенности конструкции
Организация инженерного колодца может преследовать различные цели: наблюдение и контроль за целостностью сетей, плановый или аварийный ремонт коммуникаций, а также сбор и удаление отходов. В зависимости от предназначения меняются и параметры рабочего помещения.
Для обеспечения оперативного доступа к запорной арматуре трубопроводов достаточно помещения площадью менее 2 м², и высотой, не превышающей 1,8 м. Для аварийного ремонта такой площади может не хватить. Организация отстойников требует гораздо большего пространства. Конкретные требования к размерам рабочего помещения можно найти в СНиП СП 32.13330.2012.
Шахта выкладывается почти до поверхности и накрывается горловиной. Чаще всего их монтируют из железобетона, хотя можно встретить пластиковое, металлическое или кирпичное исполнение.
Назначение
На первый взгляд все городские люки одинаково круглые. Однако, в зависимости от типа колодца и его местоположения, крышки колодцев могут отличаться диаметром, толщиной, материалом, фактурой и, в редких случаях, формой.
Основное назначение люка — обеспечивать безопасность людей и транспорта. Кроме того, люк защищает колодец от попадания мусора, а коммуникации — от несанкционированного доступа. Очевидно, что требования к крышкам колодцев на автомагистралях и в парках будут отличаться: на дорогах люк должен выдерживать большой вес, а в пешеходной зоне — иметь антивандальную защиту и вписываться в дизайн.
Виды
Самый распространенный и универсальный тип колодца — смотровой. Основное назначение — контроль состояния коммуникаций. При необходимости через него можно осуществить также ремонт сетей, удаление засора при его образовании. Более 70 % городских канализационных люков ведут именно в смотровые колодцы — они устанавливаются над запорной арматурой, на участках поворота и пересечения труб, а также при изменении диаметра и наклона трубопроводов.
Кроме смотровых, существуют:
- Фильтрационные колодцы — специальный тип, предназначенный для осветления стоков. Через него удобно откачивать фильтрат и контролировать уровень заполнения.
- Поворотные — необходимы для предотвращения засоров в местах поворота труб. Как правило, устанавливаются на магистральных каналах отводных сетей.
- Перепадные — используются на сложном рельефе для согласования больших перепадов уровня стоков.
- Накопительные — оконечные элементы тупиковой канализации. Как правило, устанавливаются вместе с септиком, в котором и копятся канализационные стоки. При заполнении септика стоки откачиваются через такой колодец в ассенизационную машину и вывозятся на утилизацию.
Материалы
Самый распространенный материал для изготовления люков — чугун. Среди причин его популярности и способность выдерживать нагрузку до 60 тонн, и срок службы, сравнимый с длинной человеческой жизни.
Однако у чугуна есть и ряд существенных недостатков: большой вес, хрупкость при ударе. Кроме того, это единственный материал, который регулярно воруют с улиц. Поэтому там, где нет необходимости выдерживать нагрузки выше полутора тонн — в парках и скверах, в пешеходных зонах и частных домах — рекомендуется использовать люки из более легких материалов.
Вес имеет значение
Для чугунных люков отраслевой стандарт предусматривает 6 категорий прочности:
- Легкие малогабаритные — нагрузка до 1,5 т, собственный вес от 45 кг. Устанавливаются в парках, скверах и пешеходной зоне.
- Легкие — отличаются от малогабаритных большей площадью и большим собственным весом. При массе в 60 кг выдерживают те же 1,5 т.
- Средние — допустимая нагрузка — 12,5 т. Устанавливаются на автостоянках и тротуарах. Собственный вес — 95 кг.
- Тяжелые — выдерживают до 25 т. Такой люк можно устанавливать на любой дороге в черте города. Вес — 120 кг.
- Магистральные — способны выдержать 40 т нагрузки. Устанавливаются только на автомагистралях, так как весят 140 кг.
- Сверхтяжелые — не разрушаются при нагрузке в 60 т. Встретить такие можно только в аэропортах или военных объектах. Имеют вес до 155 кг.
Более легкие материалы
Если необходимо оборудовать инженерный колодец за пределами проезжей части, использовать чугун не рационально. Для этих целей лучше подойдут пластик, песчано-полимерная смесь, композит, резина или бетон.
Преимущества пластиковых люков очевидны: низкая стоимость, неподверженность коррозии, богатый выбор цветов и фактур. Основной недостаток — низкий собственный вес, из-за чего неправильно установленный люк легко опрокидывается под весом человека. Для исключения этого риска современные пластиковые люки крепятся к горловине при помощи петель и замков. Закрепленный таким образом люк не смещается в процессе эксплуатации и не создает рисков опрокидывания.
Композиты и полимеры
В случаях, когда прочность пластикового люка недостаточна, а чугунного — избыточна, применяют композитные и полимерно-песчаные люки. Первые изготавливаются из полиэфирных смол, стекловолокна и наполнителя, вторые — из переработанных пластиковых бутылок и песка.
Как и пластик, композиты и полимеры не подвержены коррозии, устойчивы к перепадам температур, не создают искр при падении, а также обеспечивают шумоизоляцию колодца. Более того, комбинированные материалы устойчивы к агрессивным средам, нефтепродуктам и защищены от выцветания. Также выпускают люки, армированные металлом — такие изделия легко найти при помощи металлоискателя под слоем снега в холодное время года.
Несмотря на то, что обязательного государственного стандарта на люки из комбинированных материалов пока не разработано, в технических условиях большинства производителей выделяются три категории прочности ППЛ:
- Легкие — рекомендованы к применению вне проезжей части: на газонах, тропинках и пешеходных дорожках. Номинальная прочность достигает 6 тонн.
- Средние — предназначены для дорог с малой интенсивностью движения или автостоянок. Крышка этого класса выдерживает 12 тонн статической нагрузки.
- Тяжелые — могут использоваться на любых объектах в черте города и за его пределами, за исключением автомагистралей. Паспортная прочность для них составляет 25 тонн.
Маркировка
Помимо декоративного рисунка на крышку люка наносятся знак предприятия-изготовителя и информация о типе колодца, для которого она предназначена. В условиях плотной городской застройки маркированные люки позволяют работникам коммунальных служб быстрее обнаружить необходимый колодец.
Межгосударственный стандарт 3634-99, применяемый на территории России и стран Таможенного союза, предлагает 8 маркировок для люков инженерных сетей: горячий и холодный водопровод отмечается буквой «В», пожарный гидрант — «Г», отведение бытовых и промышленных стоков — «К», ливневая канализация — «Д», теплотрассы — «ТС», газовые коммуникации «ГС», кабельные сети — «ГКС», телефонные сети — «ГТС».
Использовавшийся ранее ГОСТ 3634-86 допускал и графическое обозначение: молния для электросетей и телефон для линий связи.
Безопасность при эксплуатации
Неправильно установленный люк или его отсутствие — главная причина падений в коммунальные колодцы. Особенно опасны в этом отношении ливневая и бытовая канализации — их глубина может превышать 6 метров. Падая с такой высоты практически невозможно не получить увечий. Поэтому при обнаружении открытого колодца важно огородить опасное место и в кратчайшие сроки уведомить ответственную организацию.
При несоблюдении техники безопасности люки могут представлять опасность и для рабочих. Большинство люков имеют отверстие, позволяющее открывать колодец при помощи крюка. Однако крышки кабельных сетей выпускаются без отверстий. В этом случае перед открытием необходимо приварить ручку, а после закрытия — срезать ее. Попытка открыть чугунный люк без отверстий при помощи лома может привести к травмам.
Правильный подбор канализационного люка и точное соблюдение стандартов установки — залог долгой и безопасной эксплуатации любого инженерного колодца.
- Продукция ЖБИ
- Бетон товарный
- Колодцы кабельные
- Плиты перекрытия
- Цементный раствор
- Керамзитбетонные блоки
- Нерудные материалы
- Соль и калийные удобрения
- Тротуарная плитка
- Услуги
Канализационные люки — свойства, материалы и характеристики
Мы ходим или проезжаем по ним почти каждый день и чаще всего даже не замечаем их: крышки люков повсюду на улицах и пешеходных дорожках. В следующей статье представлена информация о типах и материалах этих компонентов.
Там, где крышка люка прерывает поверхность дороги или дорожки, под ней, конечно же, есть люк. Такая конструкция обеспечивает доступ к подземным коммуникациям (электричество, газ, вода, телефон, кабель, интернет и т.д.) или канализации.
Диаметр колодца рассчитан таким образом, чтобы человек мог спуститься вниз для проведения осмотра, технического обслуживания или очистки каналов подачи или отвода. Обычно они закрыты, чтобы никто не попадал в шахты в повседневной жизни. Для этого есть крышки люков.
Канализационные люки: Типы нагрузки
По большинству крышек канализационных люков регулярно ходят или даже проезжают автомобили или тяжелые грузовики. Конечно, люки должны быть достаточно крепкими. Для этого существуют крышки из разных материалов, подходящих для установки в определенном месте. «Крыши и покрытия для проезжих частей» имеют 5 Типов нагрузки для покрытий, по которым можно ходить и ездить):
- Классы нагрузки для типов каналицационных люков
- Тип «Л» (лёгкий до 1.5 тонн) – такие люки устанавливаются в местах пешеходных дорожек и зон для велосипедистов
- Тип «С» (средний до 12.5 тонн) – для дорожного движения и площадок легкого транспорта
- Тип «Т» (тяжёлый до 25 тонн) – для дорог общего пользования в городах с движением грузового транспорта
- Тип «ТМ» (тяжёлый магистральный до 40 тонн) – используется на магистралях с интенсивным движением обычного и сверхтяжелого транспорта
Есть ещё типы сверхтяжелых люков — «СТ» и сверхтяжелых усиленных — «СТУ». Легкие люки тоже подразделяются на подтипы. Мы привели здесь только основные.
Имеющиеся в продаже крышки люков прошли испытания в соответствии с нормами ГОСТ 3634-2019 и имеют соответствующую маркировку. Таким образом, покупатель может легко увидеть, какой продукт ему нужен. Тип нагрузки показывает, какой вес крышка люка может выдержать без повреждений. На дорогах требуются люки не ниже Типа «Т». Такие изделия имеют грузоподъемность не менее 250 кН (килоньютон), что соответствует 25 тоннам.
Крышки на канализацию: материалы и покрытие
Крышки колодезных люков состоят из двух частей: рамы, которая опирается на люк и встраивается в дорогу или тротуар и съемной крышки. Обе части могут быть изготовлены из одного и того же материала, но это не обязательно. Распространенным вариантом, например, является металлическая крышка в сочетании с каркасом из металла и бетона.
Чугунные канализационные люки и люки из других из металлов
Традиционным материалом для крышки, который до сих пор наиболее широко используется, является чугун. Это железо с содержанием углерода более 2,06%, которое имеет то преимущество перед обычной сталью, потому что оно менее подвержено ржавчине. Ещё чугун очень устойчив к давлению. Например, каркас и крышка чугунных люков соответствуют требованиям, как минимум типу нагрузки «T».
Помимо чугунных канализационных люков, существуют крышки из стали, нержавеющей стали и алюминия, но они менее распространены. Чугунные крышки люков закрывают колодец и шахту в которой проходят трубы холодного и горячего водоснабжения. Такие трубы вы можете найти в нащем каталоге строительных материалов или в разделе — Все трубы.
При установке люков на асфальтированных дорогах используют специальные крышки. Крышка и рама состоит полностью из металла. Особенностью этих крышек является то, что они не устанавливаются непосредственно выше дорожного покрытия, а заподлицо с поверхностью дороги. Это обеспечивает абсолютно ровную дорогу и исключается эффект выбоины. Для обычных крышек люков допустима разница в высоте до 5 мм между поверхностью и прилегающей зоной движения.
Полимерные канализационные люки
В районах с низкой транспортной нагрузкой все чаще используются крышки и рамки люков из пластика или легких композитных материалов. Например, полимерные (пластиковые) канализационные люки состоят из переработанного пластика, а крышка из стеклопластика
Изделие относится к лёгкому классу нагрузки, поэтому подходит только для помещений, которые используются исключительно пешеходами и велосипедистами. Преимущество полимерного люка — он на 100% не подвержен коррозии, а крышка весом 9 кг. легко поднимается.
Геометрическая форма канализационных люков и вентиляция
Существуют как круглые, так и прямоугольные крышки люков — в зависимости от формы колодца под ними. Большинство из них круглые. Прямоугольные колодцы часто встречаются в промышленных зонах и шахты для телекоммуникационных линий частенько бывают прямоугольными. В соответствии с «Техническими договорными условиями и инструкцией по устройству водоотводных сооружений в дорожном строительстве» крышки люков с демпфирующими вставками должны применяться для проезжих зон, по которым возможен проезд.
Не все, но многие люки имеют вентиляционные отверстия в крышке. Это совершенно необходимо для вентиляции в шахтах колодцев, ведущих в канализацию. В подземных системах образуются слабоагрессивные пары, которые могут привести к повреждению труб, если они находятся в закрытом помещении без подачи воздуха. Подходящие отверстия в крышке минимизируют повреждения, такие как опасная сероводородная коррозия.
Через вентиляционные отверстия в шахту может попасть грязь и камни. По этой причине в раме под крышкой устанавливается грязеуловитель – обычно это металлический сетчатый фильтр.
Люк канализационный и запорное устройство
Очень часто, когда мы смотрим на канализационный люк, то видим на нем запорное устройство. Какая основная функция такого устройства заключается в том, чтобы защитить смотровой колодец, да и сам люк от хищения. Да и на автомагистралях устанавливать нужно крышки, которые не будут поворачиваться из-за постоянных нагрузок от автомобилей. Поэтому здесь очень остро стоит вопрос о том, чтобы купить люк канализационный с запорным устройством.
Запорное устройство на канализационный люк
Сегодня рынок предлагает люк канализационный ГОСТ в разных вариациях и с различных материалов. В некоторых смотровых колодцах устанавливают по две крышки – одна выполняет просто защитную функцию, а вторая – с запорным устройством. Чаще всего используется люк канализационный чугунный. Запорная крышка, которая находится под защитной, всегда намного легче, и изготовляют её из стали.
Запорное устройство может быть изготовлено в нескольких вариантах. Есть также варианты, когда крышка канализационного колодца может быть оснащена не только запорным устройством, но и шарнирными креплениями, с помощью которых она крепится к корпусу.
Как запорное охраняет канализационный люк
Замки могут быть изготовлены в разных комбинациях, и выбор такого соединения зависит от пожеланий заказчика. Есть вариант, когда замок может быть выполнен с секретом. Запорное устройство похоже на флажковое соединение между корпусом и крышкой люка. Второй вариант запорного устройства – это резьбовое соединение, с помощью которого соединяются корпус и крышка. Здесь с секретом уже болт. Еще один вариант – это распорный механизм, который срабатывает сразу же после закрытия крышки.
Канализационный люк является очень важной частью устройства смотрового колодца. В зависимости от места расположения колодца, и номинальных нагрузок, которые должна воспринимать крышка, устанавливают канализационные люки различных модификаций. В зависимости от номинальной нагрузки чугунные люки могут быть тяжелые, средние и легкие.
В местах, где не предусмотрены большие нагрузки, можно устанавливать крышки для канализационных люков, выполнены из других материалов. Часто используют пластиковые, композитные или полимерпесчаные люки, которые также отличаются долговечностью и хорошими прочностными характеристиками. Кроме того, такие люки имеют намного ниже стоимость по сравнению с чугунными, поэтому чаще всего их используют на частных территориях и парковых зонах.
Зміст:
- 1 Люк канализационный и запорное устройство
- 2 Запорное устройство на канализационный люк
- 3 Как запорное охраняет канализационный люк
Люк канализационный и запорное устройство
Очень часто, когда мы смотрим на канализационный люк, то видим на нем запорное устройство. Какая основная функция такого устройства заключается в том, чтобы защитить смотровой колодец, да и сам люк от хищения. Да и на автомагистралях устанавливать нужно крышки, которые не будут поворачиваться из-за постоянных нагрузок от автомобилей. Поэтому здесь очень остро стоит вопрос о том, чтобы купить люк канализационный с запорным устройством.
Запорное устройство на канализационный люк
Сегодня рынок предлагает люк канализационный ГОСТ в разных вариациях и с различных материалов. В некоторых смотровых колодцах устанавливают по две крышки – одна выполняет просто защитную функцию, а вторая – с запорным устройством. Чаще всего используется люк канализационный чугунный. Запорная крышка, которая находится под защитной, всегда намного легче, и изготовляют её из стали.
Запорное устройство может быть изготовлено в нескольких вариантах. Есть также варианты, когда крышка канализационного колодца может быть оснащена не только запорным устройством, но и шарнирными креплениями, с помощью которых она крепится к корпусу.
Как запорное охраняет канализационный люк
Замки могут быть изготовлены в разных комбинациях, и выбор такого соединения зависит от пожеланий заказчика. Есть вариант, когда замок может быть выполнен с секретом. Запорное устройство похоже на флажковое соединение между корпусом и крышкой люка. Второй вариант запорного устройства – это резьбовое соединение, с помощью которого соединяются корпус и крышка. Здесь с секретом уже болт. Еще один вариант – это распорный механизм, который срабатывает сразу же после закрытия крышки.
Канализационный люк является очень важной частью устройства смотрового колодца. В зависимости от места расположения колодца, и номинальных нагрузок, которые должна воспринимать крышка, устанавливают канализационные люки различных модификаций. В зависимости от номинальной нагрузки чугунные люки могут быть тяжелые, средние и легкие.
В местах, где не предусмотрены большие нагрузки, можно устанавливать крышки для канализационных люков, выполнены из других материалов. Часто используют пластиковые, композитные или полимерпесчаные люки, которые также отличаются долговечностью и хорошими прочностными характеристиками. Кроме того, такие люки имеют намного ниже стоимость по сравнению с чугунными, поэтому чаще всего их используют на частных территориях и парковых зонах.
Что делать, если увидел на улице открытый канализационный люк
Канализационный люк является довольно привычным атрибутом города, и немногие задаются вопросом, что он может скрывать и почему выбор пал именно на такую форму. Что значат метки на люках и как вести себя, если вы увидели крышку колодца не на своем месте, сайту «РИА Недвижимость» рассказали в пресс-службе «Мосводостока».
Можно ли наступать на люки, не боясь провалиться?
Если вы случайно наступили на закрытый канализационный люк, то ничего страшного не произойдет, вниз вы не провалитесь. Но не стоит забывать, что сам по себе канализационный люк – это опасный объект, не предназначенный для игр, танцев и других развлечений.
Все крышки канализационных люков надежно закреплены на специализированных бетонных основаниях и выдерживают нагрузку более чем в 40 тонн, благодаря чему шанс провалиться отсутствует.
Под всеми из них течет вода? Или может что-то другое располагаться?
Под канализационным люком могут проходить коммуникации различных компаний: и ливневая канализация, и санитарно-бытовая канализация, и газопровод, и теплопровод, и телефонные сети.
Внутри каждой сети находится коллектор, диаметр которого зависит от требований по обслуживанию соответствующих коммуникаций.
Музей под ногами: самые оригинальные канализационные люки мира
1 июня 2018, 12:29
Что означает маркировка на люках?
На каждой крышке канализационного люка изображены специализированные обозначения, благодаря которым можно понять, что находится внутри:
В – водопроводная система,
Т, МТС – городская телефонная сеть,
Д – дождевой тип канализационной системы,
К – система канализации,
МГ – система магистрального газопровода,
ПГ – система подземного пожарного гидранта,
ТС – система тепловых сетей.
Если я увидел открытый люк, то куда стоит сообщить? Нужно ли пытаться закрыть его самому?
Каждый люк закреплен за конкретной организацией (это как раз может подсказать его маркировка). Чтобы обратиться в нужную инстанцию, следует оставить обращение на портале «Наш город». После публикации обращения информация будет передана в соответствующую организацию.
Впрочем, можно позвонить напрямую на горячую линию или в диспетчерскую по телефонам:
«Мосводоканал» 8 (499) 795-61-84
«Мосгаз» 8 (495) 660-20-02
«Мосводосток» 8 (495) 657-87-03
МОЭК 8 (495) 539-59-59
Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности 8 (495) 637-22-22
МГТС 8 (495) 636-06-36
Ни в коем случае не пытайтесь закрыть люк самостоятельно. Даже если крышка лежит в нескольких сантиметрах от самого люка, это может привести к несчастному случаю. К тому же подручными средствами крышку поднять или передвинуть не получится, ведь она может достигать веса в 100 килограммов.
Если вы позвонили в профильную службу, но при этом считаете, что открытый люк может подвергнуть опасности окружающих, то попробуйте найти рядом коробку или ветку. Ее можно положить рядом, тем самым обозначив опасное место. Если у вас поблизости есть автомобиль, то оставьте у открытого люка знак аварийной остановки.