Вопросы права собственности на водные объекты и специального водопользования Текст научной статьи по специальности «Право»
Текст научной работы на тему «Вопросы права собственности на водные объекты и специального водопользования»
Природоресурсное прав° КЫСЫКОВА,
главный эксперт-начальник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области земельного, экологического,
природоресурсного и аграрного права, кандидат юридических наук
ВОПРОСЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И СПЕЦИАЛЬНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Водное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, согласно которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Таким образом, Конституция Республики Казахстан закрепляет в качестве собственника на все воды государство. В связи с этим Гражданский кодекс регламентирует в статье 193: «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». Также статья 8 Водного кодекса указывает на исключительность нахождения водного фонда в государственной собственности. Таким образом, в отличие от земельного, водное законодательство устанавливает только государственную собственность на водные объекты. Однако водохозяйственные сооружения могут находиться в государственной либо в частной собственности. Отношения, связанные с пользованием, владением и распоряжением водохозяйственными сооружениями, находящимися в частной собственности, регулируются не только водным законодательством, но и гражданским.
В отличие от отечественного законодательства, Водный кодекс Российской Федерации иначе рассматривает данный вопрос. Так, статья 8 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ гласит:
«1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муници-
пального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера».
Кроме того, пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ указывает на то, что пруд, обводненный карьер отчуждаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
Вместе с тем Гражданский кодекс РФ (статья 261) предусматривает следующее: «право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения».
Таким образом, по законодательству Российской Федерации водные объекты, в частности, пруд и обводненный карьер могут находиться в частной собственности физических и юридических лиц, при этом по аналогии с недвижимым имуществом, судьба водного объекта следует судьбе земельного участка. Отметим, что ни в Водном кодексе РФ, ни в Водном кодексе Республики Казахстан не дается определение пруда и обводненного карьера. В целом, под прудом понимается естественный или искусственный водоем не более 1 квадратного километра.
Ранее Водный кодекс РФ 1995 года относил обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водны-
ми объектами к недвижимому имуществу, в том числе и Гражданский кодекс включал такие объекты в перечень недвижимого имущества. В соответствии с этими нормами, замкнутые водоемы подлежали регистрации. При этом земельный участок, на территории которого находились данные водные объекты, также являлись недвижимым имуществом и подлежали государственной регистрации.
В результате в правоприменительной практике замкнутый водоем приходилось регистрировать дважды — как самостоятельный объект недвижимости и в составе земельного участка — другого объекта недвижимости. Кроме того, не были четко установлены границы между замкнутым водоемом и остальным земельным участком. Вследствие чего один и тот же объект права рассматривался и как земельный участок, и как замкнутый водоем, что порождало определенные проблемы в правоприменительной практике.
Как было указано выше, Водный кодекс РФ 2006 года изменил такую ситуацию, кодексом РФ не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. То есть право частной собственности на водный объект возникает и, соответственно, прекращается одновременно с правом собственности на земельный участок, на котором расположен водоем. При этом нет необходимости включения в водный кадастр и государственной регистрации в органах юстиции водных объектов, находящихся в частной собственности. Как отмечает Козлов Д.В., «пруд и обводненный карьер рассматриваются только как составная часть земельного участка, на котором они расположены. Перестав быть самостоятельным объектом права, они теперь тесно и неразрывно связаны с земельным участком» [1].
Отметим, что не только российское водное законодательство предусматривает частную собственность на некоторые категории водных объектов. Также Водный кодекс Азербайджанской Республики устанавливает частную собственность на водные объекты, согласно статье 14 мелкие водоемы, расположенные на находящихся в частной собственности земельных участках, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами и стока, могут передаваться в частную собственность.
Таким образом, одним из существенных отличий водного законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан является исклю-
чительность государственной собственности на водные объекты в Республики Казахстан и возможность иметь в частной собственности некоторые водные объекты (пруды и обводненные карьеры) в Российской Федерации. Заметим, что Конституция РФ, в отличие от Основного закона РК, не запрещает установление частной собственности на природные ресурсы, так пункт 2 статьи 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В связи с вышеизложенным возникает, соответственно, вопрос о том, как будут регулироваться отношения относительно водоема (который может быть не только естественного происхождения, но и искусственного), если он находится на частном земельном участке. В данном случае земельный участок на праве собственности принадлежит гражданину или негосударственному юридическому лицу. При этом в соответствии с нормами Конституции, гражданского и водного законодательства:
1) воды находятся в государственной собственности;
2) водный фонд находится в исключительной государственной собственности;
3) водный фонд включает в себя совокупность всех водных объектов в пределах территории Республики Казахстан, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр;
4) к водным объектам относятся сосредоточения вод в рельефах поверхности суши и недрах земли, имеющие границы, объем и водный режим.
В определении водных объектов не указывается конкретная форма сосредоточения вод. Из чего следует, что к сосредоточению вод в рельефах поверхностей суши относятся не только моря, реки, озера, ледники, но и другие поверхностные водные объекты, а значит и мелководные естественные и искусственные водоемы, которые могут находиться не только на государственных землях, но и на частных земельных участках. Выходит, что у земельного участка собственник — гражданин или негосударственное юридическое лицо, а собственником водоема будет являться государство, несмотря на то, что водоем может быть искусственным и созданный непосредственно владельцем земельного участка.
В свою очередь, возможность использования водных ресурсов физическими и юридическими лицами предоставляет право водопользования. В соответствии со статьей 64 Водного кодекса Рес-
публики Казахстан, право специального водопользования возникает с момента получения разрешения, выданного в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Специальное водопользование осуществляется на основе разрешения, которое выдается уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.
На основании разрешения уполномоченного государственного органа специальное водопользование осуществляется и в других странах. Например, согласно Водному кодексу Украины, специальное водопользование осуществляется на основании разрешения. Разрешение на специальное водопользование выдается:
— государственными органами охраны окружающей естественной среды — в случае использования воды водных объектов общегосударственного значения;
— Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими Советами по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды — в случае использования воды водных объектов местного значения.
Выдача разрешения на специальное водопользование осуществляется по ходатайству водопользователя с обоснованием нужды в воде, согласованным с государственными органами водного хозяйства, — в случае использования поверхностных вод, государственными органами геологии — в случае использования подземных вод и государственными органами здравоохранения -в случае использования водных объектов, отнесенных категории лечебных.
Также Водный кодекс Республики Беларусь гласит: «Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами. Выдача разрешений на специальное водопользование производится на основании ходатайства водопользователя, согласованного в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора и иными специально уполномоченными на то органами государственного управления».
Закон о реках Японии 1997 года, устанавливает, что лицо, желающее использовать речную воду, должно получить разрешение администратора реки.
В определении понятия «водопользователь» в Водном кодексе Молдавской Республики определено лицо, которое вправе использовать вод-
ные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование (разрешение на специальное водопользование).
Однако в редакции Водного кодека Российской Федерации от 3 июня 2006 года специальное водопользование осуществляется на основании договора водопользования, который заключается на основании результатов аукционов. Отметим, что в заключении договора водопользования кодекс ссылается на гражданское законодательство. В период действия Водного кодекса 1995 года действовало лицензирование водопользования, то есть административный документ и договор, по сути подчиненный лицензии. В настоящий момент Водный кодекс РФ определил виды водопользования, для которых надо подписывать только договор, а есть виды водопользования, на которые надо получать только решение, то есть административное основание.
Анализ зарубежного законодательства позволяет сделать вывод о широком распространении разрешительной системы, при которой правомочные органы исполнительной власти (должностные лица) по ходатайствам тех или иных сторон разрешают либо отказывают в разрешении совершать определенные действия.
Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 января 2004 года № 56 «Об утверждении Правил выдачи, приостановления действия разрешения на специальное водопользование», разрешения выдаются на следующие виды специального водопользования:
1) сброс очищенных промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод в поверхностные водные объекты;
2) использование из части недр хозяйственно-питьевых и производственно-технических подземных вод с лимитами изъятия от пятидесяти до двух тысяч кубических метров в сутки;
3) забор и (или) использование поверхностных вод с применением сооружений или технических устройств, указанных в пункте 1 статьи 66 Водного кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, специальное водопользование осуществляется на основе разрешения региональных органов уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения. Считаем, что фактически разрешения, выдаваемые уполномоченным органом аналогичны лицензиям. То есть конкретной формой разрешительной системы является лицензирование.
Относительно разграничения таких понятий как «лицензия» и «разрешение» отметим, что термин «лицензия» происходит от латинского слова «Нсепйа» и означает в переводе «свобода», «право». В широком смысле, по своему правовому значению, «лицензия» и «разрешение» -понятия аналогичные, однако в понятиях имеются и определенные различия. В то же время М.М. Брин-чук отмечает, что «в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование» [2]. и их разграничение может повлечь только путаницу и бюрократизацию в данной сфере. Аналогичного мнения придерживается и Г.А. Волков, отмечающий, что в ряде законов и иных нормативных правовых актов слова «лицензия» и «разрешение» употребляются как равнозначные [3].
Так, Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года №214 «О лицензировании» в качестве лицензии определяет разрешение, выдаваемое соответствующим лицензиаром физическому или юридическому лицу на занятие отдельным видом деятельности. Кроме того, в Приложении 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года №1894 «О реализации Закона Республики Казахстан «О лицензировании» определен конкретный перечень государственных органов (лицензиаров), уполномоченных выдавать лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Как и лицензии, разрешения выдаются специально уполномоченными органами на возможность совершения определенных действий физическими и юридическими лицами. Кроме того цель функционирования и лицензионной и разрешительной системы заключается в регулировании государством (в лице соответствующих органов исполнительной власти) условий и порядка возникновения определенных административных правоотношений, а также в предоставлении возможности контроля за ходом этих отношений и их принудительном прекращении в случае возникновения угрозы нарушения общественной или государственной безопасности. Существенным является то, что порядок получения лицензий и разрешений схожи, однако процедура получения разрешения легче.
Различие состоит и в том, что Правила выдачи, приостановления действия разрешения на специальное водопользование утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан, а условия и порядок выдачи лицензий закреплены на уровне законодательного акта (Закон Республики Казахстан «О лицензировании»).
В последнее время можно наблюдать повышение роли договора. Данное положение обусловлено, во-первых, признанием частной собственности, а во-вторых, с сужением до необходимых пределов государственного регулирования хозяйственной сферы. Вместе с тем следует иметь в виду, что договоры могут подразделяться на: гражданско-правовой договор, договор sui generis (особого рода), инвестиционный договор, административно-правовой договор, предпринимательский договор.
Напомним, что в свое время в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона от 28 июня 1995 года № 2350 «О нефти», содержалось определение лицензии: «лицензия -означает разрешение, выдаваемое недропользователю Правительством Республики Казахстан на проведение разведки и добычи на фиксированный срок в пределах контрактной территории». В последующем нормы о лицензировании разведки и добычи в Законе Республики Казахстан от 27 января 1996 года «О недрах и недропользовании» и в Указе Президента Республики Казахстан, имеющем силу Закона от 28 июня 1995 года № 2350 «О нефти», включая определение понятия «лицензия» были исключены Законом Республики Казахстан от 11 августа 1999 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций в Республике Казахстан».
Основной целью исключения порядка лицензирования являлась необходимость упрощения правового режима для повышения привлекательности страны как объекта инвестиционных проектов по недропользованию.
В настоящее время в соответствии с законодательством о недропользовании в Республике Казахстан предоставление права недропользования на разведку, добычу, совмещенную разведку и добычу производится путем заключения контракта (договор между компетентным органом и физическим и/или юридическим лицом), который подлежит обязательной государственной регистрации компетентным органом.
Все системы правового регулирования пользования недрами, существующие в национальных законодательствах, можно разделить на договорную, договорно-правовую и разрешительную. При договорной системе пользование недрами регулируется исключительно договором сторон. Договорно-правовая система предполагает регулирование этих общественных отношений законо-
дательством о недрах, а конкретные условия пользования недрами определяются договором.
При разрешительной системе возможны два варианта регулирования отношений по пользованию недрами, а именно:
1) роль разрешения в регулировании отношений по поводу пользования недрами сведена к минимуму, и оно фактически становится право-удостоверяющим документом;
2) разрешение само является правоустанавливающим документом, регулирующим условия пользования участком недр. Договорная система нгдропользования постепенно уходит в прошлое.
Далее отметим, что право долгосрочного лесопользования на участках государственного лесного фонда также возникает на основе договора, заключенного на основании протокола о результатах тендера. Данный договор, согласно статье 33 Лесного кодекса Республики Казахстан, заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством (статья 118 Гражданского кодекса).
Как видим, пользование полезными ископаемыми и лесными ресурсами осуществляется на основании договоров. В связи с чем возникает вопрос о возможности и целесообразности осуществления пользования водных ресурсов в аналогичном порядке, переход на гражданско-правовую систему, где договор будет заключаться между уполномоченным органом и водопользователем. Гражданский договор водопользования позволит уравновесить правосубъектность водопользователей и государственного органа, предоставляющего такое право. В данном случае права, обязанности, ответственность будут нести не только водопользователи, но и государственный орган перед водопользователем, как равная сторона договора. С другой стороны водные ресурсы имеют стратегическое значение для каждой страны, в связи с чем обосновывается распространение разрешительного режима специального водопользования, в связи с чем законодательство в большей степени устанавливает императивные нормы, которые направлены на ограничение пользования водными ресурсами и их охрану.
1. Козлов Д.В. Замкнутый водоем // Газета «Эж-Юрист» № 47, 2006.
2. Бринчук М.М. Экологическое право России (право окружающей среды). — Учебник для вузов. -М.: Юристъ, 1998. — С. 343.
3. Волков Г.А. Экологическое лицензирование. — М., 1998.
Осы мацалада су объектыерте ерекше мемлекеттЫ менш1кт.1 зацды турде бек1ткен жаг-дайда, жеке жер учаскелершде орналасцан жасанды су цоймаларына менш1к цщыгын цуцыцтыц реттеу проблемалары котерыген, сондай-ац арнайы су пайдалануды цуцыцтыц реттеудщ, атап айтцанда рщсат ету жэне шарттыц жуйенщ шетел тэж1рибес1 царастырылган.
В данной статье поднимаются проблемы правового регулирования права собственности на искусственные водоемы, находящиеся на частных земельных участках, при законодательном закреплении исключительной государственной собственности на водные объекты, также рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования специального водопользования, в частности, разрешительная и договорная система.
In given article problems of legal regulation of the property right to the artificial reservoirs, being on the private ground areas rise, at legislative fastening of an exclusive state ownership on water objects, foreign experience of legal regulation of special water use, in particular allowing and contractual system also is considered.
Водоносный горизонт может находиться исключительно в чьей собственности
ВК РФ Статья 8. Право собственности на водные объекты
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8 Водного кодекса РФ
1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Статья 34. Формы собственности на водные объекты
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из настоящего Кодекса.
Субъекты права собственности на водные объекты | Статья 35. >> Право государственной собственности на водные объекты |
Содержание Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ |
Право собственности на водные объекты Текст научной статьи по специальности «Право»
ВОДНЫЙ КОДЕКС / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВЛАДЕНИЕ / ПОЛЬЗОВАНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ПРУДЫ / ОБВОДНЕННЫЕ КАРЬЕРЫ / THE WATER CODE / THE RIGHT OF OWNERSHIP / THE FEDERAL PROPERTY / A PRIVATE PROPERTY / POSSESSION / USE / DISPOSAL / WATER OBJECTS / LAND LOTS / PONDS / CAREER
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лёмкина Екатерина Николаевна
Проводится исследование законодательства о праве собственности на водные объекты в объективном и субъективном смыслах.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лёмкина Екатерина Николаевна
Развитие института права собственности на водные объекты
Вопросы права собственности на водные объекты и специального водопользования
О принципе равного доступа физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов
Водные ресурсы России выставлены на аукцион
Полномочия органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
The Right of Ownership to the Water Objects
The research of the legislation on the property right to water objects is carried out in objective and subjective senses.
Текст научной работы на тему «Право собственности на водные объекты»
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
© Лёмкина Е. Н., 2010
Проводится исследование законодательства о праве собственности на водные объекты в объективном и субъективном смыслах.
Ключевые слова: водный кодекс; право собственности; федеральная собственность; частная собственность; владение, пользование, распоряжение; водные объекты; земельный участок; пруды; обводненные карьеры.
Право собственности на водные объекты в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника. При этом необходимо остановиться на соотношении права собственности в объективном смысле, которое предусматривает порядок возникновения, прекращения права собственности на водные объекты, и права собственности в субъективном смысле, которое рассматривается как реализация правомочий собственника. Таким образом, право собственности в объективном смысле и право собственности в субъективном смысле соотносятся как общее и конкретное.
Право собственности на водные объекты как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на водные объекты. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [1]. Согласно ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда случаев.
К таким случаям отнесен ряд объектов (пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту
РФ, муниципальному образованию, физическому, юридическому лицу), которые могут находиться соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, закон связывает возникновение и прекращение права собственности на водный объект с возникновением или прекращением права собственности на земельный участок, на котором находится такой водный объект.
В отношении земельных участков наиболее распространенными основаниями следует признать акты государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии с которыми осуществляется предоставление земельных участков (ст. 28—29 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г. — далее ЗК РФ), а также договоры и иные сделки — активные действия субъектов гражданского права [2]. Права на землю могут возникнуть и на основании правопреемства, например, когда к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежавшим последнему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Возможно возникновение прав на земельные участки из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 г. — далее ГК РФ; ст. 59 ЗК РФ).
Бесплатное предоставление земельных участков в собственность гражданам устанавливается ст. 28 ЗК РФ в случаях, предусмотренных ЗК РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ. В соответствии с ЗК РФ бесплатно получить
земельные участки могут следующие лица: граждане РФ, имеющие право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения, — однократно; имеющие в фактическом пользовании, но неоформленные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР». Возмездное приобретение земельных участков осуществляется двумя способами: 1) продажа на торгах (конкурсах или аукционах) участков или права на заключение договора аренды; 2) продажа участка или заключение договора аренды без торгов.
ЗК РФ предусматривает приобретение земельного участка на основании договора купли-продажи или иного договора отчуждения (дарения, мены и др.), приобретение земельного участка в порядке наследования. В качестве одного из основания приобретения права собственности на земельный участок выделяют институт приобретательской давности. Гражданин или юридическое лицо, не являющиеся собственником участка, но открыто и добросовестно владеющие им не менее 15 лет, приобретают право собственности на этот земельный участок. ГК РФ также предусматривает обратную силу данного положения.
Зависимость водного объекта от земельного участка здесь подкрепляется установленным в п. 4 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации 2006 г. (далее — ВК РФ) правилом, согласно которому пруды и обводненные карьеры отчуждаются в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Не разрешается и раздел земельных участков, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
С этих позиций пруд или обводненный карьер, находящийся на земельном участке, собственником которого является субъект Федерации, считается собственностью субъекта Федерации либо соответственно муниципального образования, физического лица или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. В силу этого вопрос о прекращении права собственности на пруд или обводненный карьер в ВК РФ не ставится. В нем регулируется
лишь право пользования водными объектами по ряду оснований (ст. 10 ВК РФ). Прекращение и (или) переход права собственности на водный объект следует судьбе земельного участка, на котором он находится [3].
ЗК РФ устанавливает три случая прекращения права собственности на земельный участок. Так, право собственности на земельный участок РФ прекращается: 1) при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (заключение любого договора отчуждения — купли-продажи, дарения, мены и др.); 2) при отказе собственника от права собственности на земельный участок. Статья 236 ГК РФ предусматривает порядок отказа собственника от земельного участка. Собственник — гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности, объявив об этом либо совершив иные действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения земельным участком без намерения сохранить какие-либо права на это имущество [4]. Таким образом, данное основание для прекращения права собственности на земельный участок не распространяется на таких собственников, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования; 3) при принудительном изъятии у собственника его земельного участка в случае и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
Как определить возможность нахождения водного объекта на праве собственности того или иного лица, если происхождение водного объекта — естественное или искусственное — неизвестно; либо нет ясности, является ли искусственный водный объект прудом или обводненным карьером, которые могут быть в частной, муниципальной собственности или собственности субъекта РФ, либо водохранилищем или озером, которые могут быть только в федеральной собственности? ВК РФ не дает ответ на этот вопрос. Поэтому потребуется либо дополнение его соответствующими положениями исходя из определения каждого водного объекта; либо — до внесения указанных дополнений — признание водного объекта прудом или обводненным карьером решением уполномоченного органа субъекта РФ. Статья 25 ВК РФ, устанавливающая полномочия органов государственной власти
субъектов РФ, такое полномочие им не предоставляет. Но в данном случае принятие названных решений будет основано непосредственно на Конституции (пункте «к» ч. 1 ст. 72), относящей водное и земельное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов, а также на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 февраля 1996 г. № 3-П и подтвержденной в Постановлении от 9 июля 2002 г. № 12-П, имеющей прямое действие и общеобязательный характер, согласно которой «отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует субъекту Российской Федерации принять собственный нормативный акт, который после принятия федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним». Но субъект РФ не вправе объявить земельные участки с водными объектами на своей территории своей собственностью (как это неоднократно делалось до 2000-х гг.), поскольку это противоречит правовой позиции Конституционного Суда, выраженной в Постановлении от 7 июня 2000 г. № 10-П.
Отнесению водных объектов к прудам и обводненным карьерам решениями уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ не препятствует и ФЗ от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» [5]. Он относит к географическим объектам реки, озера, ледники и иные природные объекты. Между тем пруды и обводненные карьеры — не природные (естественные), а искусственные водные объекты. Поэтому на их наименования и переименования ФЗ «О наименованиях географических объектов» не распространяется. Он не препятствует органам государственной власти субъектов РФ переименовывать лишь естественные природные водные объекты: моря, реки, озера, ручьи, ледники, снежники, болота, подземные водные объекты.
Поскольку наименования географических объектов находятся в ведении РФ (пункт «р» ст. 71 Конституции), ФЗ «О наименованиях географических объектов» не включает в законодательство о наименованиях географических объектов нормативные акты субъектов РФ. Они могут лишь предлагать их переименовать при соблюдении необходимых условий.
Под правом собственности в субъективном смысле понимается совокупность пра-
вомочий собственника по владению, пользованию, распоряжению водными объектами.
Согласно ст. 209—211 ГК РФ, собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, несет на себе бремя содержания и риск гибели имущества [6]. Но уже в самом ГК РФ (ст. 209, 129) устанавливаются своего рода «экологические приоритеты». Свободное владение, пользование, распоряжение землей и другими природными ресурсами ограничено требованием не наносить ущерб окружающей среде. Кроме того, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным способом в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким образом, применение к природным ресурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственности имеет принципиальные особенности.
Содержание права собственности на водные объекты определяется как гражданским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к водным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении.
ВК РФ закрепил передачу водных объектов в преимущественно федеральную собственность и максимально ограничил гражданско-правовой оборот этих ресурсов и объектов в целях их рационального использования и охраны [7].
В ВК РФ законодатель пошел по пути прямого указания на разновидности поверхностных водных объектов, которые могут быть в частной собственности (пруды и обводненные карьеры, находящиеся на частных земельных участках). Однако определение понятий данных водоемов в ВК РФ отсутствует, что может способствовать недобросовестному присвоению в частную собственность небольших озер или, скажем, малых водохранилищ. Кроме того, следует
иметь в виду, что многие искусственные водоемы возникают на месте естественных, небольшое озеро, превращенное в небольшой искусственный водоем, может оказаться в частной собственности. Впрочем, согласно ст. 42 ВК РФ работы по изменению или обустройству природного водоёма и водотока проводятся при условии сохранения естественного происхождения водных объектов (надо полагать, и естественного характера водного режима) [8].
Таким образом, при всех исключениях законодатель явно предпочел сохранить государственную собственность на большую часть водного фонда, привлекая частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность, следует надеяться, должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, которыми у государства нет времени заняться.
В настоящее время также существует дискуссия о том, что считать прудом и что считать обводненным карьером, это связано с тем, что ВК РФ не содержит определения этих понятий, поэтому для получения представления о том, что имел в виду законодатель, можно обратиться к естественнонаучным определениям. На основе имеющейся лингвистической информации можно дать некоторые принципиальные характеристики таких объектов. Прежде всего, это водоемы искусственного происхождения. Пруд создается путем постройки плотины на небольших реках или может быть специально выкопан. Его площадь обычно не должна превышать 1 кв. км. Пруды сохраняют гидравлическую связь с другими поверхностными водными объектами либо подземными водами, т. е. наполняются водой естественным образом. Карьеры — это выемки в земной коре, образуемые при добыче полезных ископаемых. Определение «обводненный карьер» означает, что, карьер уже не используется для добычи полезных ископаемых, а его заполнение происходит естественным или искусственным образом.
Пруды — это небольшие и неглубокие искусственные водоемы, нередко единичные, но иногда составляющие каскады или своего рода «веры». Для пруда характерен слабый уклон дна, достаточно крутые берега, устойчивое к размыву ложе. Они сооружаются на реках, ручьях, оврагах, логах, балках, карьерах. Глубина, как, правило, составляет около 3—5 м, а площадь акватории
достигает 1 кв. км. Если размеры и глубины превышает указанные параметры, речь идет о водохранилищах.
Исторически эти небольшие водоемы связаны с мельницами (мельничные пруды до сих пор встречаются в Европе). Пруды концентрируют в себе воды для рыболовства и рыбоводства, орошения, спорта и рекреации, культурных мероприятий. Они могут быть и в ведении промышленных предприятий. Немаловажны и противопожарные пруды зеленых зон и лесных массивов, которые в настоящее время пришли в негодность из-за обмеления и замусоривания. При получении разрешения на строительство прудов инициативная сторона не предупреждается о возможной гражданской ответственности за всевозможные происшествия. Между тем таковые вполне могут быть: прорыв плотины с выходом массы на автодорогу, влекущий заиление приводных участков. Остро стоит проблема «списанных» прудов, их небрежной эксплуатации, коррозии прудовых устройств, разрушения плотин [9].
Обводненные карьеры во многом близки к прудам. С точки зрения гидрологии пруды могут образовываться на месте карьеров, где происходила добыча полезных ископаемых так называемым открытым способом. В отличие от остальных прудов само наполнение карьеров происходит естественно и вряд ли входит в хозяйственные задачи их создателей.
Признавая право федеральной собственности на водные объекты, ВК РФ делает исключение лишь для прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объектов, законодатель явно предпочел привлекать частные инвестиции на основе договорного пользования. В частную же собственность должны попасть окруженные частными земельными участками водоемы, имеющие с ними общую юридическую судьбу.
Что касается прудов и обводненных карьеров, расположенных на территории двух и более субъектов Федерации, то эти водные объекты, если они не являются собственностью Российской Федерации, ее
субъекта либо физических и юридических лиц и находятся на территории муниципального образования вне границ поселения, относятся к муниципальной собственности. Если же они находятся в границах поселений, городских округов, то являются собственностью последних.
Аналогично решается вопрос и при определении собственности субъектов Федерации, если такие объекты расположены на территории нескольких муниципальных районов, городских округов или на земельных участках, отнесенных к собственности субъекта Федерации.
Правомочие пользования водными объектами заключается в полезном использовании или извлечении из них полезных свойств. Право пользования является субъективным правом участников правоотношений по охране и использованию водного объекта, возникает на основании либо решения о его предоставлении в пользование, либо договора водопользования.
Рассматривая данное правомочие, необходимо остановиться на соотношении права пользования и правомочия пользования. Без права пользования невозможно осуществление одного из правомочий собственника, в данном случае пользования, так как при наличии права пользования (например, договора водопользования) возможно осуществление правомочия пользования (например, использование водных объектов без забора водных ресурсов для целей производства электрической энергии), и наоборот.
Таким образом, право пользования и правомочие пользования можно соотнести как основное и производное.
К следующему правомочию собственника относится распоряжение, под которым понимается юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.
ВК РФ закрепил преимущественно федеральную собственность на различные водные объекты. Это значит, что если до 1 января 2007 г. на водные объекты, кроме пруда или обводненного карьера, было зарегистрировано право собственности субъекта РФ, муниципальной или частной собственности, то они подлежат принудительному отчуждению в федеральную собственность на основании ст. 238 ГК РФ, в соответствии с которой «если по основани-
ям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года» [10]. В противном случае водный объект по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной передаче в федеральную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение водного объекта.
В связи с тем, что водные объекты преимущественно находятся в федеральной собственности, кроме прудов и обводненных карьеров, существует запрет их приватизации и купли-продажи. При этом федеральная собственность, расположенная на территории субъектов РФ, передается в пользование на основании договора водопользования и решения предоставления водного объекта в пользование.
Рассмотрим правомочие распоряжения в отношении прудов и обводненных карьеров. Пруды и обводненные карьеры являются принадлежностью земельного участка, недвижимым имуществом, а отношения по приобретению прав собственности и их использованию регулируются преимущественно земельным и гражданским законодательством, которые имеют приоритет в этой части по отношению к водному1.
В соответствии со ст. 8 ВК РФ право собственности на земельный участок распространяется на расположенные в границах участка пруды и обводненные карьеры. Отчуждение земельного участка без таких водоемов не допускается. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Из данной нормы следует, что процедура отчуждения указанных водных объектов (принадлежащих публичному субъекту или частному лицу на праве собственности), в том числе по договорам купли-продажи, путем выкупа на условиях договора аренды, договора водопользования с последующим выкупом водного объекта (пруда, обводненного карьера) и в порядке приватизации определяется гражданским и земельным законодательством. В связи с этим полагаем, что в договоре водопользования или договоре аренды земельного участка, на котором расположен пруд (обводненный карьер), может быть
предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность водопользователя по истечении срока аренды водопользования при условии внесения водопользователем всей обусловленной договором выкупной цены на земельный участок и пруд (обводненный карьер) с учетом особенностей, установленных водным законодательством [11].
Следовательно, все нормы ЗК РФ о предоставлении земельных участков, их формировании, купле-продаже, передаче в аренду, совершении других сделок в полном объеме распространяются на земельные участки вместе с расположенными в их границах водоемами. По отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности, не действуют требования, связанные с водопользованием. К примеру, не применяется процедура заключения договоров водопользования или вынесения решения о предоставлении такого водного объекта в пользование. За пользование земельным участком, в том числе площадь, занятую прудом или обводненным карьером, с собственника земельного участка взимается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водными объектами. По отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны.
Вместе с тем пруды и обводненные карьеры, будучи принадлежностью земельного участка, остаются в составе водных объектов. Поэтому многие черты правового режима названных водных объектов совпадают с правовым режимом других водных объектов, а отношения по поводу целей их использования, охраны, определения прав и обязанностей собственников, осуществления функций государственного управления регулируются водным законодательством. Так, пруды и обводненные карьеры входят в состав водного фонда, сведения о них заносятся в Государственный водный реестр, по отношению к ним проводится государственный мониторинг, и они являются объектом государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов [12].
ВК РФ запрещает приватизацию земельного участка в пределах береговой полосы (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования — бечевник или бечевая полоса), установленной в соответствии с ВК РФ.
Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель «. водоохранного и санитарно-защитного назначения». При данных условиях полагаем недопустимым в пределах водоохранных и санитарно-защитных зон передавать земельные участки в собственность лицам для строительства прудов и обводненных карьеров. Е
1. Рос газ. 1993. 25 дек.
2. Собр. законодательства РФ. 2001. № 44.
3. Бакунина Т. С. Экологическое право : учебник. М., 2007. С. 656.
4. Собр. законодательства РФ. 1994. № 32.
5. Собр. законодательства РФ. 1997. № 51.
6. Собр. законодательства РФ. 1994. № 32.
7. Бакунина Т. С. Указ. соч. С. 656.
8. Собр. законодательства РФ. 2006. № 23.
9. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова, Н. В. Чиги-на, М. В. Пономарева. М., 2007.
10. Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
11. Сиваков Д. О. Новый кодекс РФ и водное хозяйство // Хоз-во и право. 2007. № 2. С. 30—34.
12. Бакунина Т. С. Указ. соч. С. 656.
1 В соответствии со ст. 261 ГК РФ, «если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес, растения».
The Right of Ownership to the Water Objects
© Lyomkina E., 2010
The research of the legislation on the property right to water objects is carried out in objective and subjective senses.
Key words’, the water code; the right of ownership; the federal property; a private property; possession, use, disposal; water objects; land lots; ponds; career.