Делаем модель корабля из дерева – пошаговые инструкции
Каждый мужчина помнит, как в детстве он пытался смастерить настоящий корабль из подручных средств и отправить его в далекое плаванье. Пусть это конструкция была примитивной, но она дарила возможность мечтать каждому мальчишке и представлять себя настоящим капитаном. Благодаря современным решениям вопрос о том, как сделать модель корабля решается достаточно просто, когда под рукой есть все необходимое. Дадим несколько советов и интересных предложений по конструированию кораблей.
Моделирование – мастерим корабль при помощи готовых деталей
Моделирование является одним из самых распространенных хобби среди мальчишек, возрастом от 6 до 14 и более лет. Готовые детали для воссоздания целостности конструкции значительно упрощают процесс конструирования, за которым можно просидеть часами. Детальное воссоздание множества агрегатов, машин и конечно же кораблей помогает мальчишкам тренировать свою ловкость рук, память и умение само организовываться. Производители моделей кораблей для моделирования выпускают готовые наборы с детальным описанием и планом, поэтому подобного вопроса как собрать модель корабля не возникает. Достаточно все делать по схеме для получения желаемого результата. Разнообразие таких мини кораблей очень велико: есть картонные, деревянные и металлические модели.
Как построить модель корабля в домашних условиях?
Когда творческие идеи не умещаются в моделирование и хочется отойти от привычных экземпляров и наконец-то смастерить свой корабль с отличительными чертами, следует придерживаться следующей схемы работ:
- Визуализируйте свою модель корабля, попытайтесь отыскать чертежи или же сделайте их самостоятельно;
- Подберите детали (можно купить или же самостоятельно вырезать из дерева или ДСП);
- Используйте шпангоуты, а все доски, которые будут использоваться для корпуса, предварительно вымочите в воде для придания им большей гибкости.
- Приклейте доски к корпусу и дайте им хорошо высохнуть. После потребуется зачистить их наждачной бумагой.
- Вскройте лаком и краской.
- Добавьте необходимые элементы.
Как построить модель корабля и с чего же именно начинать? Первоочередным заданием должно стать построение так называемого «скелета» или каркаса. Каждая деталь должна быть четко подогнана, иначе в будущем это может стать причиной несостыковок элементов по корпусу корабля. Сборка потребует немало времени и терпения, так как модель будет состоять из сотен мелких деталей.
Достаточно часто интересуются темой не только как сделать модель корабля из дерева, но и о правильном его оформлении. Если вы планируете не просто стоящую в интерьере модель корабля, но и полноценно плавающую в обычном водоеме, потребуется четкое соблюдение геометрии в корпусе, обеспечивающая устойчивый ход по воде, а также использование качественного покрытия. После полной сборки и тщательной зачистки не следует жалеть защитных средств для дерева. Модель лучше всего вскрывать лаком 2-3 раза, после чего наносить финишное покрытие краской.
Основы постройки модели корабля
Изготовление моделей кораблей — древнейшее из «технических хобби» человека: уже почти шесть тысяч лет люди увековечивают в миниатюре свои суда. Древнейшую из найденных при раскопках моделей — ритуальную серебряную ладью с вёслами из гробницы в Месопотамии — археологи относят к началу четвёртого тысячелетия до нашей эры.
Российский профессиональный судомоделизм гораздо моложе, но и ему уже сравнялось три столетия. Изготовление моделей кораблей начиналось с Петровской «модель-каморы», в которой хранились «адмиралтейские» модели всех новых строящихся кораблей. Это были точные детальные копии конструкции корпусов с частично снятой обшивкой, выполнявшие роль наглядных пособий для корабельных плотников, плохо разбиравшихся в чертежах.
По сути, Пётр I сам и был первым серьёзным российским моделистом. Ещё в семнадцать лет, вернувшись из «Великого посольства» по Европе он построил такую модель фрегата, По указу Петра все модели хранились, как образцы для потомков. С собрания этой самой «каморы», находившейся на месте нынешнего фонтана перед Адмиралтейством, в своё время и начиналась коллекция нашего Военно-Морского музея.
Наверное, у многих, а тем более у живущих в Санкт-Петербурге, с его историей и традициями, хоть когда-то, да возникало желание своими руками построить модель какого-нибудь парусного корабля. Однако без необходимых навыков и инструментов, в домашних условиях это едва ли удастся сделать, руководствуясь специальной литературой и судомодельными сайтами. Описанные там технологии зачастую довольно сложны, требуют специального оборудования, материалов и почти всегда уже предполагают наличие определённого опыта, поэтому сделать корабль задача весьма не простая.В результате, у того, чьи навыки ограничиваются школьными уроками труда да складыванием бумажных корабликов, сложности, возникающие при работе, скорее отобьют желание, чем сформируют интерес. Трудно бывает найти рекомендации, позволяющие создать что-либо существенное, взявшись за дело практически с нуля. Но всё же, при желании, вполне можно построить достаточно приличную модель, располагая простейшими инструментами, имеющимися в любом доме, где есть мужчина «с руками», и минимальным набором материала. Надо только изначально настроить себя на то, что всё получится, обязательно(!), но почти никогда — сразу. Что неполучившаяся операция, запоротая деталь (хорошо ещё, если одна!) — норма, необходимый приобретённый опыт, а никак не ЧП.
У серьёзных профессиональных моделистов, чьи работы, стоимостью, порой, десятки тысяч долларов занимают первые места на международных выставках, как правило, достаточно скептическое отношение к моделям, выполненным из папье-маше. Оно и понятно — бумага, даже хорошо проклеенная, всё равно останется бумагой. Но для того, кто первый раз пробует свои силы в моделизме, эта техника работы будет наиболее предпочтительной. Она не требует ни каких-либо дорогих материалов, ни инструментов, а в качестве рабочего места позволяет ограничиться простым столом с положенным на него куском фанеры да решёткой на ванную, что бы не пылить в комнате. Замечательно, если есть электродрель со штативом, которую можно установить на свежем воздухе. Но если нет, то и вышеописанные условия позволят начать, а главное — закончить свою первую модель.Все модели, представленные на этих фотографиях — от римской галеры до броненосного крейсера — построены по этой технологии и именно в таких условиях. Пятнадцать лет назад, после травмы, вдруг оказавшись изолированным от окружающей среды, пришлось вспомнить детское хобби и попытаться превратить его в профессию. Перечитав изрядное количество литературы, понял, что ни одна из приведённых там техник в чистом виде мне не подходит. В результате множества проб и экспериментов за эти годы сложилась технология, позволяющая работать независимо ни от каких внешних обстоятельств. Однако же, при всей доступности метода, обзавестись кое-чем ещё до начала работы всё-таки не помешает. Самое главное, конечно, из чего и чем всё это будет строиться.Итак, что нужно для того, чтобы сделать корабль из дерева своими руками:1.1
МАТЕРИАЛЫ
Шпон. Первое не по порядку работы, а пожалуй, по сложности добывания — это шпон. Едва ли, как раньше, его удастся купить в магазинах, но в городе достаточно мебельных предприятий, в том числе и работающих с ценными породами древесины, эксклюзивно и на заказ. Задавшись целью и сев на телефон, (проверено) — можно найти те, где вникнут в положение и не откажутся поделиться отходами. Найдя таковые, конечно, нужно выбрать наиболее подходящие для работы. На палубу оптимально подойдут бук, берёза или ясень, на обшивку борта и подводной части — орех и красное дерево. Их сортов — великое множество. Выбрав приглянувшийся кусок (лучше, если он будет с ровными параллельными волокнами), прочертите по нему ногтем: хорошо, если останется чёткая вмятая линия — значит древесина мягкая, и будет легка в работе. Попробуйте сломать узкую полоску: если сразу хрустнет и охотно развалится на две части — скорее всего, то же самое произойдёт и при попытке придать ей округлую форму корпуса. Замачивание или распаривание, конечно, могут выручить, но очень осложнят работу. Если же в месте перелома половинки окажутся соединены неразломившимися волокнами, которые иногда даже трудно разорвать — то, что надо. Такой шпон даже сухим легко ляжет на округлый нос (главная сложность при облицовке). Оптимальная толщина шпона для обшивки — 0,8мм. Более тонкий — воспримет каждую шероховатость на корпусе и есть риск прошлифовать насквозь, толще — будет труднее придать нужную форму. Для других деталей могут пригодиться и тонкие и толстые куски, поэтому берите всё, что найдёте. Чем разнообразнее будут Ваши запасы, тем проще будет выбрать подходящий кусок и тем более впечатляющим получится результат.Картон. Для каркаса корпуса, палуб и переборок замечательно подойдёт жесткий толстый картон от книжных обложек. Для обшивки каркаса и начального формирования корпуса — обыкновенный картон для детских поделок. В дальнейшем, для «доведения до ума» облицованного шпоном и отшлифованного корпуса может пригодиться тонкий цветной прокрашенный насквозь картон, который можно купить в специализированных магазинах художественных товаров или «Мир бумаги». Во многих случаях, при небольших габаритах модели, такой картон, особенно склеенный по толщине в два-три слоя, вполне может заменить некоторые деревянные детали, для изготовления которых эластичность материала важнее, чем его жесткость. Покупая его, стоит выбрать все имеющиеся в наличии оттенки бежево-коричневого цвета, способного имитировать расцветку древесины — в дальнейшем у Вас будет выбор для наиболее оптимального сочетания цветов. Необходим и жёлтый картон — из него делается декор, идущий под золочение.
Бумага. Для окончательного формирования обводов корпуса лучше всего подходит обыкновенная, самая низкосортная обёрточная бумага: она хорошо впитывает клей, принимая любую нужную форму, и после высыхания достаточно легко обрабатывается. Подойдут и старые обои (опять же — самые низкосортные и дешёвые). В дальнейшем пригодится и цветная, аналогичная вышеописанному картону, бумага. Не стоит брать обыкновенную бумагу, т.е. с белой основой, окрашенную только по поверхности (каковых большинство) — малейший дефект может испортить весь вид.
Массив — т.е. обыкновенная древесина, необходимая прежде всего для изготовления рангоута. Для колонн мачт лучше всего подойдут сосновые рейки соответствующего сечения. Берёза хуже: из неё труднее выбрать ровные отрезки и сложнее обрабатывать. Более тонкие части мачт — стеньги и флагштоки, реи, остальной рангоут прекрасно получаются из берёзовых шпажек для шашлыков, которые иногда можно купить в различных супер-гипер-маркетах. Стоит обратить внимание на то что они бывают разной толщины: попадались и 3,5 и 3 и 1,8 мм. Для самых мелких деталей хорошо использовать деревянные зубочистки. Другие деревянные детали; по идее, и в теории, изготавливаемые из массива, проще и лучше получаются из склеенного «Моментом» в 2-3 слоя шпона соответствующих пород.
Клей. Оптимально — мебельная ПВА. Проверенная — Новгородская ПВА-М «Акрон». Если такой нет, подойдёт и другая. Главное, что бы в назначении было указано «для склеивания» изделий из древесины, а не «для приклеивания» — эта держит гораздо хуже. Покупая, попросите попробовать — склейте, сжав прищепкой, два кусочка шпона, подождите минут 30, пока высохнет и попытайтесь разодрать. Если клей хороший — порвётся шпон, но не клей. Кроме того, нанесите мазок на поверхность — должна образоваться матовая, но абсолютно однородная, прозрачная, без молочного оттенка, плёнка. Хороша эстонская ПВА, но к высохшей нашей она иногда не пристаёт, отваливается. Т.е. начав работать с какой-то одной, лучше с ней и продолжать. Ну и, конечно, незаменим и обыкновенный «Момент».
Лаки, краски. Лак лучше всего подойдёт «Аква» — т.е. на водной основе. Сохнет быстро, не даёт разводов на бумаге и картоне. И, что существенно при работе в квартире, практически не пахнет. Есть смысл приобрести сразу и бесцветный, и тонированный под тёмную древесину. Краски — перепробовав несколько вариантов, я остановился на акриловых. Из них самая необходимая — золотая. Проверенная — «Золото Инка». Где есть возможность, бывает проще вместо окрашивания наклеить упомянутую выше цветную бумагу. Вообще, в традициях русской модельной школы было не очень распространено окрашивание моделей. В отличие от Европы, где стремились к стопроцентному сходству с оригиналом даже в оттенках, в России старались подобрать ценные породы древесины так, что бы их цвет пусть не в точности, приблизительно, но соответствовал цвету окрашенного оригинала.
Ткань и нитки. На паруса годится любая белая хлопчатобумажная ткань. Естественно, чем тоньше нить и плотнее плетение, тем лучше. Главное, чтобы не было примеси синтетики, иначе будет плохо клеиться. То же относится и к ниткам. Чистого хлопка, правда, сейчас найти сложно, но если процент синтетики небольшой, то можно попробовать и их. Для стоячего такелажа нужны чёрные нитки, для бегучего — лучше светло-бежевые. По толщине — пригодятся всех возможных номеров: от максимальной — 10 или даже 0, если удастся найти, до 40 — 50. В литературе иногда рекомендуют для достоверности подкрашивать ткань слабым раствором чая. Я пробовал — мне не понравилось: оно, может, и достовернее, но чисто белые паруса выглядят намного симпатичнее. А вот нитки, если не найдётся нужного цвета, лучше слегка подкрасить морилкой для дерева.
Проволока и фольга — желательно медная или латунная, но пойдёт и любая, хоть от тюбиков. Мелкие гвоздики, пластилин, самоклеящаяся плёнка, и т.д. — далеко не исчерпывающий перечень, новые идей могут придти в голову в любой момент в процессе всей работы.
ИНСТРУМЕНТЫ
Помимо стандартного набора инструментов, не нуждающегося в комментарии, как то — рубанок, плоскогубцы, кусачки, отвёртка, струбцины по паре — побольше и поменьше, молоток, ножовка, стамески и т.п., есть несколько специфических вещей, о которых стоит сказать отдельно.Электродрель. Если есть идея заняться делом всерьёз, не ограничившись одним пробным экземпляром, дрелью стоит обзавестись обязательно. Желательно выбрать помощнее — ватт 500, не меньше. Очень хорошо, если со штативом и с регулируемой частотой вращения.Крайне полезная вещь — шлифовальный диск. Т.е. не точильный (он тоже не помешает), а именно шлифовальный — на плоскость которого можно закрепить шкурку.Пилы. Лобзик — полезная, хотя и не первой необходимости вещь. Ножовка по металлу пригодится скорее (хоть и для работы с деревом). К ней хорошо иметь два полотна: мелкое и крупное.Напильники. Четыре-пять штук разной формы и насечки иметь стоит, но, по своему опыту, — главный и практически незаменимый — плоский, мелкий, самый большой, какой сможете найти. Также неплохо иметь и набор надфилей.Ножи. Свой самый любимый и необходимый нож (на фото) сделал себе лет 25 назад из полотна по металлу. В продаже таких не бывает. Без него работы нет — качественно нарезать шпон на полоски можно только им. Он был длиннее сантиметров на пять(!) — сточился… Так, что если делать аналогичный, то с запасом по длине. Выбирая полотно на лезвие, попробуйте его согнуть: если останется согнутым — слишком мягкое. Если сломается — подойдёт. Из обломка и сделаете. Лезвие возьмите подлиннее: чтобы прошло почти через всю рукоятку. Закругление на конце рукоятки тоже не случайно: им удобно притирать приклеиваемые (особенно на «Момент») детали, да и просто загладить неровности.Обратите внимание на заточку — она односторонняя, при этом сточена правая сторона лезвия — т.е., если резать им по линейке, ведя как карандаш, то к линейке прижимается плоская сторона, а сточенная фаска обращена от линейки. Угол лезвия — примерно 30, заточки — 15-20. Из того же полотна стоит сделать маленькие тонкие резцы, типа стамесок, разной ширины: 4, 6, 8, 12мм — хоть и не сразу, но постепенно все где-то да пригодятся. Можно найти в продаже наборы для резьбы по дереву с полукруглыми резцами. Они тоже рано или поздно, но обязательно понадобятся.Шило. Обычное сапожное. Но и ещё одно придётся сделать самому — из длинного тонкого гвоздя или из толстой швейной иглы (удобно от машинной) на длинной (15-20см) ручке. Ну, и раз уж тут зашла речь, набор швейных иголок разных размеров тоже будет необходим.Кисточки. Стоит завести сразу десятка полтора — всех размеров: от 2 до 20мм, разной жесткости для разных нужд. Иногда вместо кисточки для клея при мелких работах удобно пользоваться тонкой проволокой, примотанной к палочке.
Ножницы. Стоит иметь минимум две, а лучше три пары: по отдельной для ткани, для фольги, и для бумаги, шпона и картона.Шлифовальная шкурка. Необходима минимум трёх номеров: от самой крупной для выравнивания заготовки корпуса под облицовывание до самой мелкой для шлифования под отделку. Ну и средняя — для промежуточных работ. Точильные бруски для резцов — стоит завести три штуки, включая самый мелкий оселок для окончательной доводки.
Мелочи — необходимые, и просто удобные в работе: чертёжные принадлежности, большой пинцет, маленькие плоскогубцы с длинными тонкими губками, бельевые прищепки, круглые резинки «для денег», вязальный крючок, настольные тиски, прозрачная линейка из оргстекла длиной 50см, несмываемые чёрный и коричневый маркеры, морилка для дерева. Да мало-ли что ещё может придуматься при творческом подходе к делу!
И вперёд. Итак, обзаведясь всем вышеперечисленным, или будучи уверенным, что достанете необходимое в нужный момент, можно, вдохновившись, приступать! Где достать чертежи, советовать не буду — литературы много, Интернет огромен и динамичен — сайты рождаются и умирают. А сам я последнее время не интересовался этим направлением… В любом случае, уж раз Вы попали сюда, то и до чертежей сможете добраться. Изучите несколько проектов разных кораблей, сравнив их конструкции, детали. Зачастую подробности, упущенные в одном комплекте, прекрасно представлены в другом — для аналогичного корабля того же класса, и наоборот. Стоит почитать и их истории. Хорошо, когда дебютом станет не первое, что попадётся на глаза, а то что в результате проведенной селекции понравится больше всех остальных — работать будет гораздо интереснее. У такой модели намного больше шансов быть законченной — её жаль бросить недоделанной… Ну а начнём, конечно, с корпуса.
[subscribe2] Автор — Дмитрий Копилов
Эксклюзивно для сайта ModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт webmaster@modelsworld.ru Мой блог находят по следующим фразам
- расчеты при постройке радиоуправляемого самолета
- модели самолета своими руками
- как сделать самолет с моторчиком своими руками
- самолет из пенопласта своими руками
- фото как сделать самолет в домашних условиях по чертежам
- макет самолета из фанеры
- Клиент для комментариев WordPress
Мой блог находят по следующим фразам
- Из чего можно сделать корабли на историю?
- постройка модели парусника с нуля
- как сделать модель корабля из дерева в домашних условиях
- чертежи моделей кораблей из дерева своими руками
- чертежи парусных кораблей 17 века
- принц вильям модель
- Клиент для комментариев WordPress
Как сделать модель корабля своими руками
Последние темы форума:
22 августа 2023 16:40 от Hoodwin
20 августа 2023 23:39 от Artis
18 августа 2023 23:13 от Hoodwin
18 августа 2023 23:12 от Hoodwin
18 августа 2023 23:12 от Hoodwin
Галеон Roter Lowe был построен в 1597 году в Нидерландах. В 1601 году корабль был куплен Советом города Кенигсберга на деньги курфюрста Георга Вильгельма. С 1601 по 1607 год
«Гото Предестинация» — первый российский линейный корабль созданный в России без участия иностранных специалистов. 58-пушечный парусный линкор строился по проекту русского царя
В 1902 году на верфи Текленборга в Геестмюнде был спущен на воду крупнейший парусник в мире пятимачтовое судно с корабельным вооружением — «Preussen» (по немецки «Preußen»).
Корвет был заложен в Севастополе в 1839 году и, после спуска на воду в 1841 году, под названием «Менелай» вошёл в состав Черноморского флота России. В 1844 году «Менелай»
«Santisima-Trinidad» — испанский линкор, спущенный на воду в Гаване в 1769 году, был крупнейшим по числу пушек парусным кораблем. Корпус и палуба корабля были изготовлены из
Баркентина «Вега» была построена в 1901 году в Лифляндии и сначала носила имя «Таара». Судно ходило к островам Вест-Индии, к берегам Западной Африки и Южной Америки. После
Галеон «Prins Willem» был построен в 1650 году в Мидделбурге в голландской республике. В то время он был самым большим кораблем флота Объединенной Голландской Ост–Индийской
Трехмачтовая шхуна «Iskra» была построена в Голландии в 1917 г. и спущена на воду под именем «Flessingen». В 1926 г. судно было куплено для польского ВМФ и после модернизации на
«Париж» — был спущен на воду 23 октября 1849 года и был одним из трёх парусных 120-пушечных линейных кораблей типа «Двенадцать апостолов», построенных в Николаеве с 1838 по 1852
В пятницу 24 августа 1781 года английский 32-пушечный фрегат «Emerald» заметил 16-пушечный французский капер «Fredrick» и пустился в погоню. После долгой погони и перестрелки
«Royal Louis» — 110-пушечный линейный корабль французского королевского флота. Он был спроектирован и построен на Брестской верфи Леоном-Мишелем Гиньясом. В 1780 году «Royal
12-пушечная яхта «Нева» была заложена 25 августа 1830 г. в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи и спущена на воду ровно через год — 25 августа 1831 года. Одна из лучших работ
Alma-плоскодонная шхуна, построенная в 1891 году Фредом Симером на его верфи в Хантерс-Пойнте в Сан-Франциско. Как и многие другие местные шхуны того времени, она была
Каракка — большое парусное судно XV—XVI веков, которое отличалось хорошей по тем временам мореходностью и использовалось как торговый, так и как военный корабль. Гравюры XVI века
Название «Cocca Anseatica» происходит от «cocca» — судно 12 века с круглым корпусом, а «anseatica» — немецкое слово, означающее «ассоциации». Это название было дано
Чертежи для постройки французского корвета «La Creole» были составлены П. М. Леру в 1827 году. Корвет был спущен на воду для французского флота в Шербуре в мае 1829 года. Корабль
Добро пожаловать в мир деревянных моделей кораблей!
Попробуйте сделать красивую деревянную модель парусника и приобщитесь к новому увлечению!
Изготовление модели корабля является удовольствием, расслаблением после городской суеты, живое и теплое дерево способствует успокоению. Тут вы получите удовлетворение от приобретения новых навыков и приемов изготовления модели корабля и огромную гордость от конечного результата. Наверняка красивые и большие модели кораблей из дерева останутся вашей семейной реликвией и достанутся вашим внукам.
Мы часто получаем вопрос: «С чего начать, какую модель корабля выбрать, какая фирма лучше, какие нужны инструменты для изготовления модели корабля разных уровней сложностей». Конечно, всесторонне и точно ответить на эти вопросы нельзя, многое сугубо индивидуально, зависит от вашего предыдущего опыта и умения, от уже накопленного ассортимента инструментов, в конце концов от финансовых и временных возможностей.
Однако частичные ответы на эти вопросы вы сможете найти в статьях и обзорах:
- Модели из наборов. Зачем они нужны.
- Модели из наборов. Что внутри.
- Модели из наборов. Обзор фирм.
- Модели из набора. Цикл статей по постройке для начинающих.
- HMS Bounty. Модель фирмы Mamoli рассказ о изготовлении первой модели.
- HMS Victory. Модель фирмы COREL.
- Корабль HMS Bounty. Модель фирмы Artesania Latina.
И, конечно, наша Библия:
Даже если вы никогда прежде не собирали модель корабля, вы можете начать это удивительное хобби благодаря нашим предложениям по моделям парусников. Каждый набор содержит все необходимые детали, чертежи и инструкции, на которые было потрачено много лет исследований, проектирования и разработки, чтобы они стали набором для изготовления модели корабля. В дополнение к большому и лучшему выбору деревянных наборов моделей кораблей по самым низким ценам, мы предлагаем всё, что доставит вам удовольствие при изготовлении модели корабля. Мы предлагаем большое разнообразие ручных и электроинструментов, тысячи элементов для дополнения модели корабля и все необходимые материалы для придания модели законченного вида.
Это не страшно, это гораздо легче, чем вы думаете!
Вы думаете, что изготовить модель корабля слишком сложно для вас? Позвольте заверить вас, что многие наши уважаемые авторы, «просмоленные асы», начинали с таких же сомнений и вопросов. Начните с одной из несложных моделей кораблей.
Здесь мы собрали модели кораблей из дерева, которые отлично подойдут на роль первой модели:
Модели кораблей из дерева фирмы OCCRE: отличные цены, понятные инструкции с иллюстрациями. К практически каждой модели корабля мы сделали русскую инструкцию.
Модели кораблей из дерева фирмы Amati: историческая достоверность, высокое качество наборов, хорошая детализация.