Труба для воды под дорогой как называется
Перейти к содержимому

Труба для воды под дорогой как называется

  • автор:

Виды водопропускных труб под дорогой

Автомобильные дороги часто проходят по местности со сложным гидрогеологическим режимом, пересекая русла небольших рек и ручейков. Если не обеспечить свободный проток воды сквозь дорожную насыпь, местность со стороны притока воды будет заболачиваться, а сама насыпь размываться.

Также необходима водопропускная труба под автодорогой, если полотно прилегает, или находится неподалеку от склонов холмов и других возвышенностей. Талые и дождевые воды могут повредить дорожное полотно, их нужно направить в предусмотренный проектом проток и провести под поверхностью.

Виды водопропускных труб

В зависимости от рельефа местности, типа грунтов и интенсивности водостока, материал и диаметр трубы рассчитывается для каждого объекта отдельно. Трубы изготовляются из:

Самые популярные — стальные гофрированные конструкции и полимерные трубы. Кирпич практически не используется, такие водопропускные сооружения можно встретить только под старыми трассами. По мере необходимости в ремонте, они заменяются на более современные и технологичные в установке.

По форме сечения, водопропускные дорожные трубы могут быть:

  • круглыми
  • квадратными
  • овальными
  • закругленными
  • эллиптическими

Если объем водостока достаточно большой, а насыпь сравнительно невысокая, то устанавливается две или больше труб меньшего диаметра. Часто дополнительные трубы устанавливаются рядом с уже имеющимися. Для монтажа нет необходимости перекрывать движение по трассе — разработан специальный метод, который называется «прокол». Труба продавливается при помощи специальной техники под полотном дороги, не снижая прочности основания.

Трубы из бетона и железобетона

Производятся в различных диаметрах, обычно круглые или прямоугольные. Трубы круглого сечения выпускаются на заводах ЖБИ и отличаются высокой прочностью и долговечностью использования. При большом диаметре и длине трубы возникают определенные сложности с транспортировкой и установкой на место.

Квадратные и прямоугольные заливаются в опалубку непосредственно на месте строительства дороги. Они достаточно технологичны в обустройстве, но требуют больших затрат времени на монтаж опалубки и ожидание застывания бетона.

Гофрированные трубы из полиэтилена

Полимерные трубы более популярны. Они намного легче, по сравнению с бетонными, не поддаются коррозии, очень прочные. Производятся они из полиэтилена способом экструзии или спиральной навивки. Большинство таких труб армировано и представляет собой многослойную конструкцию, достаточно прочную и долговечную — срок эксплуатации достигает 50 лет, что превышает срок эксплуатации бетонных.

Легкость и отличная свариваемость полиэтилена определяет простоту монтажа — трубы соединяются специальными муфтами, а стыки провариваются изнутри. Получившийся водосток отличается высокой гибкостью и эластичностью, придающими сейсмостойкость и устойчивость к грунтовым температурным подвижкам. От нагрузки со стороны дорожного полотна трубы защищаются бетонным перекрытием, которое заливается непосредственно по поверхности трубы и равномерно распределяет вес насыпи, дороги и автомобилей.

Стальные гофрированные трубы

Один из видов водопропускных систем, который выходит на первое место по популярности в дорожном строительстве. Главное преимущество — возможность монтажа водостоков любой длины, формы сечения и диаметра. Из МГК можно сооружать не только водостоки, но и пешеходные переходы под дорожным полотном и, даже, мосты с длиной пролета до 18 м. Кроме того, стальные профилированные листы, из которых формируются трубы:

  • легко транспортируются
  • быстро монтируются
  • не требуют использования мощной грузоподъемной техники
  • могут использоваться как в виде самостоятельных водопропускных систем, так и для защиты полиэтиленовых труб.

Готовые сооружения из МГК обладают высокой сейсмостойкостью и не поддаются коррозии на протяжении 50-80 лет. Слой цинковой защиты прочно держится на поверхности стального основания и не смывается проточной водой с содержанием песка и других абразивных материалов. Также не разрушается покрытие при ударах и других механических воздействиях. Для защиты от давления грунта со стороны насыпи, водостоки закрываются бетоном или габионными конструкциями.

Где заказать МГК для водопропускных сооружений

Для достижения требуемой прочности и долговечности систем водостоков, необходимо использовать только высококачественные МГК. Заказать их в любых размерах можно у компании ОАО «Алексинстройконструкция», предприятии, специализирующегося на производстве водопропускных труб МГК в течение многих лет. На сегодняшний день — мы лидер в сфере разработки и выпуска СМГК всех видов на территории России. Также наша продукция поставляется в ряд зарубежных стран.

Заказы принимаются по телефону 8-800-500-56-50 и на сайте компании.

Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов

Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой. К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.

Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь. Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.

Виды водопропускных труб

На современном рынке стройматериалов водопропускные трубы представлены очень разнообразно. Основным параметром, по которому классифицируются такие трубы, является материал изготовления.

Согласно такому способу классификации выделяют следующие виды водопропускных труб:

  • Железобетонные;
  • Пластиковые;
  • Металлические гофрированные.

Каждый материал имеет свои особенности.

Железобетонные водопропускные трубы

Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.

Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов. Читайте также: «Виды железобетонных труб, характеристики и применение».

Пластиковые водопропускные трубы

Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.

При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.

Металлические трубы и СМГК

Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.

Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.

Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.

Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.

СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.

Монтаж водопропускных труб под дорогой

Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка котлована.
  2. Заливка фундамента.
  3. Укладка трубопровода.
  4. Обустройство дорожной насыпи.

Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована.

Создание котлована осуществляется традиционным образом:

  • Сначала извлекается верхний слой грунта;
  • Первая ступень разрабатывается;
  • Операция повторяется на каждом уровне грунта, вплоть до расчетной глубины.

Глубина котлована не должна быть меньше, чем уровень промерзания почвы в данном регионе, иначе водопропускная система попросту придет в негодность из-за воздействия вспучившегося грунта. Чтобы отвести воду из котлована, применяются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент – водопроводящие каналы чаще всего проходят по влажным участкам, поэтому необходимо позаботиться о качественной дренажной системе, которая позволит конструкции нормально функционировать.

Для укрепления стенок котлована и насыпи используются габионы – специальные модули, заполненные обычными камнями. Чтобы система получилась максимально надежной, под ней укладывается гидроизоляционный материал.

Фундамент, как основа

Следующий шаг – создание фундамента. Естественно, почва должна выдерживать фундамент вместе со всей конструкцией, поэтому базовым опорным слоем является смесь из песка и гравия. Засыпка такого слоя позволит предотвратить повреждение элементов водопропускного канал при пучении грунта.

Сам фундамент может выполняться по одной из двух схем:

  1. Блочный фундамент. Процесс укладки в данном случае начинается с блока, расположенного прямо под оголовьем трубы. Этот блок укладывается примерно на 30 см ниже уровня промерзания почвы. Далее устанавливаются последующие блоки. Возникающие высотные перепады компенсируются за счет песчано-гравийной смеси, а при большой разнице высот используются сваи. Укладка блоков фундамента начинается с заднего конца трубы.
  2. Монолитный фундамент. Такой тип фундамента знаком даже тем, кто не занимался строительством. Для монтажа устанавливается съемная опалубка, выставленная на слое гидроизоляции. Заливать монолитный фундамент нужно с одного прохода, поэтому перед работой придется тщательно рассчитать необходимый объем.

Блочная конструкция фундамента отличается быстротой обустройства, а монолитная – высокой механической прочностью, которой достаточно для сопротивления сильным подземным толчкам. Перед созданием фундамента нужно точно знать, какие виды оголовков водопропускных труб будут использоваться – этот фактор может повлиять на конструкцию фундамента.

Когда фундамент застынет, на него можно будет устанавливать водопропускные трубы. Сначала нужно установить бровку грунта, потом сформировать выходы для труб, после чего приходит пора монтировать СМГК или железобетонные изделия. Все свободное пространство от фундамента до стенок труб должно заполняться смесью песка и гравия.

Фиксация СМГК осуществляется посредством заклепок или защелок, а верх конструкции усиливается специальной стяжкой, добавляющий системе надежности. Железобетонные конструкции тоже укрепляются цементной стяжкой, но монтаж арок осуществляется прямо на плиты без какой-либо подсыпки.

Финальный этап работы – укрепление водопропускных труб при помощи габионов или бетона, после чего их можно засыпать грунтовым слоем, толщина которого напрямую зависит от прочностных показателей трубы. Когда перепускная труба под дорогой установлена, можно спокойно приступать к обустройству самого дорожного полотна.

Заключение

Использование водопропускных труб позволяет перемещать влагу под дорожным полотном. Конечно, такие системы актуальны далеко не во всех ситуациях, но иногда они являются единственным вариантом отведения воды.

Дренажная труба под дорожкой: виды, особенности применения, параметры выбора

Если выпадение осадков приводит к образованию луж на дорогах, происходит проседание дорожного покрытия. В такой ситуации необходим отвод поверхностных и грунтовых вод. Чтобы организовать дренажную систему для таких случаев, используются трубы дренажные под дорогу.

Тип дренажной системы

В первую очередь стоит определиться с типом дренажной системы:

  • Открытая – представляет собой канаву, которая идет под уклоном, по которой и стекают грунтовые и поверхностные воды к водосборникам или дренажным колодцам.
  • Закрытая – канава, в которой располагаются перфорированные трубы для дренажа.

Для прокладки под дорогой на въезд или под небольшой дорожкой, естественно, подходит только второй вариант, так как он обеспечит качественный дренаж. При правильном монтаже закрытая дренажная система не позволит дорожному покрытию просесть.

Угол наклона

Перед установкой труб обязательно прорабатывается проект дренажной системы. В этом деле главную роль играют два фактора – корректный расчет с устройством уклонов, а также подбор материалов труб. Главным признаком правильно устроенной системы дренажа считается способность воды бежать по трубам без использования насоса, то есть самотеком. Чтобы было именно так, нужно точно вымерять угол наклона труб к месту водосброса.

1° наклона означает, что через 100 м труба будет погружена в грунт на 1 м, если участок ровный. Создавать быстрое течение с помощью увеличения наклона нет необходимости, а потому 2° вполне достаточно для создания эффективного дренажа. На практике же ровную канаву с нужным уклоном выкопать никому не удается, поэтому на ее дне создают подушку из подсыпки песка со щебнем.

Дренажные трубы для прокладки под дорогой

При выборе труб для дренажной системы и прокладки их под дорогой важны три фактора:

  • Надежность и механическаяпрочность. Этот фактор играет большую роль, если по дороге предполагается движение тяжелой техники с весом в несколько десятков тонн. То есть конструкция должна выдерживать сильные нагрузки и не ломаться.
  • Габариты канавы. Размер канавы влияет на количество грунтовых вод, которые могут через нее пройти. Поэтому тщательно подбирается диаметр трубы с учетом количества предполагаемого объема протекания.
  • Бюджет. Материалов на рынке очень много, но наиболее оптимальным вариантом в контексте цены и качества считаются дренажные трубы из пластика.

Но важно правильно подобрать материал пластиковых труб, диаметр и тип. Для этого нужно учитывать конкретные свойства каждого вида материала.

По виду материала

Если рассматривать исходный материал, из которого делают дренажные трубы, то это в основном:

  • Полиэтилен. Самый распространенный тип трубы дренажной под дорогу. Продается обычно в гофрированной форме с длиной 50 м. Ее термостойкость не так высока, как у аналогов, но этот параметр для дренажной системы вторичен.
  • Полипропилен. Прочен и термостоек, но в дренаже он используется редко, да и цена на такие изделия выше, чем у аналогов.
  • ПВХ. Обладает высокой сопротивляемостью к агрессивным химикатам, прочностью, термостойкостью. Комплектоваться они должны фитингами из этого же материала. Самый востребованный диаметр дренажных труб из этого материала – 110–200 мм. Длина может составлять 6–12 м. Обрезается легко до нужной длины с помощью ножовки по металлу.

Естественно, что полиэтилен и ПВХ пользуются наибольшей популярностью при обустройстве трубного дренажа.

Перфорация

Ранее говорилось, что при обустройстве дренажа используются перфорированные трубы. Но это зависит от того, для чего вообще обустраивают систему. Поэтому трубы могут быть:

  • С полной перфорацией. Отверстия или прорези на всей поверхности трубы, которые позволяют грунтовым и поверхностным водам проникать внутрь и выводиться в место водоотведения. Отверстия могут иметь ширину 1,5–5 мм, а вот длина, количество отверстий, их расположение не регламентируются. Прорези располагаются на нижней волне.
  • С частичной перфорацией. Используется только для сбора жидкости при выпадении осадков. То есть круг использования явно сужается. Если грунтовые воды не находятся близко к поверхности дорожного полотна, то такой вариант вполне себе хорош. Когда отверстия сделаны только на одной стороне трубы, то перфорированная часть должна при укладке располагаться сверху.

Выбирать нужно с учетом количества выпадающих за год осадков и глубины залегания, толщины пласта грунтовых вод.

Диаметр

Если брать среднестатистические нормы, то:

  • Диаметр основного водоотвода с использованием в частном порядке колеблется в пределах 160–300 мм;
  • На второстепенные ветви диаметр берется не менее 110 мм;
  • Диаметр от 400 мм уже применяется для прокладки автомагистралей, в промышленных целях, а также если у дорожного участка протекает по канаве ручей или он расположен в самом конце системы канав.

Поэтому стоит взвесить при выборе не только количество осадков во время паводков и схода снега, но также месторасположение дренажа, его длину. Все эти параметры должны соответствовать нормам ГОСТа..

Многослойность и кольцевая жесткость

Крайне важный параметр, который обеспечивает лучшую прочность труб обычно представлено гофрированной внешней частью и абсолютно гладкой внутренней. Их плотность позволяет проводить дренаж даже под автотрассами.

По европейским нормам кольцевая жесткость труб (SN) должна составлять при прокладке под дорогой не менее 4 кН/кв.м. Но в таком случае обеспечивается усиленная защита сверху с помощью железобетонной плиты с прокладкой из сминаемого материала (например, пенопласт или полистирол толщиной от 7,5 см). Второй вариант – выбрать кольцевую жесткость SN8 (8 кН/кв.м). Тогда, если не будет постоянного движения тяжелой техники по дороге, делается обратная обсыпка. Обычно для этого используется щебень фракции 20-40 и толщиной 30-50 см. SN – это показатель того, какие нагрузки может выдержать труба. именно от него и зависит область применения трубы и условия ее монтажа

Главной задачей обсыпки является создание плотного слоя с минимальными воздушными прослойками. Используется гранитный или гравийный щебень.

Несколько слоев трубы способны придать конструкции необходимый показатель прочности, долговечности. При использовании гофрированных труб для дренажа удается решить ряд вопросов:

  • Уменьшение количества стыковочных соединений, что уменьшает риск протечек.
  • Во время подготовки траншеи упрощается требование к ее геометрии, что поможет удешевить процесс монтажа.

Поэтому для большинства устроителей дренажной системы выбор очевиден – это будут именно гофрированные варианты с частичным или полным дренажом.

Процесс укладки труб в канаву под дорогой

Весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Чистка канавы с последующим созданием откосов, ее расширением. Ширина по низу должна быть равна диаметру трубы +40 см.
  2. На дно канавы укладывается геополотно. Это не позволит песку сверху не уходить в нижний грунт.
  3. Подготовка подушки из песка и щебня фракции 20-40. В утрамбованном виде слой должен составлять 10-15 см. плотность подушки должна быть около 95% по Проктору. Это значит, что если вы встанете на этот слой, он не должен проминаться под ногами.
  4. Укладка трубы.
  5. Обратная прослойка из песка или мягкого грунта. Утрамбовка 95% по Проктору. Верхний слой над трубой должен составить не менее 30 см.
  6. Укладка геополотна на подушку.
  7. Засыпка щебня и его утрамбовка.
  8. Изготовление верхней части заезда.
  9. Укрепление откосов георешеткой или бетонированием.

Если труба дренажная под дорогу кладется во время строительных работ и предвидится движение тяжелой техники, то как вариант можно использовать временную укладку дорожных плит сверху.

В заключении

Выбирая дренажные трубы под дорогу, важно учесть следующие факторы:

  • Количество осадков в период их максимального образования, будь то паводки, схождение снега и т.д.
  • Глубина залегания и толщина пласта грунтовых вод.
  • Какой транспорт будет проезжать по дорожному полотну в месте пролегания дренажа.

Если вы сами не можете осуществить корректный подбор всех элементов для дренажной системы, то специалисты из Европласт Инжиниринг готовы вам помочь определиться и найти только нужные вам варианты.

Водопропускные дорожные трубы

Водопропускные дорожные трубы служат для пропуска водного потока под дорожной одеждой. Часто при пересечении автомобильной дорогой небольшой водной преграды использование дорожной трубы более экономически целесообразно, чем строительство моста.

Кроме того, водопропускные дорожные трубы служат для пропуска талых вод, воды собирающейся на рельефе после дождя и т.п.

Технические требования к дорожным водопропускным трубам регламентируются нормативным документом: ГОСТ 32871-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования».

Устройство дорожных водопропускных труб не требует изменения ширины проезжей части или конструкции дорожной одежды. Дорожная труба засыпается грунтом, а поверх укладываются слои дорожной одежды. При достаточной толщине засыпки, влияние нагрузок от проезда по автомобильной дороги автотранспорта на дорожную трубу сводится к минимуму.

По краям дорожной трубы устраиваются оголовки, которые удерживают края насыпи и обеспечиваю вход и выход водного потока. Оголовки делятся на верховой – входной и низовой – выходной. Кроме того около оголовков устраиваются лотки для предотвращения размыва грунта.

Водопропускные дорожные трубы могут изготавливаться из следующих материалов:

  • бетон;
  • железобетон;
  • сталь (металлические гофрированные);
  • композитные материалы.

По числу отверстий водопропускные дорожные трубы можно разделить на: одноочковые, двухочковые и многоочковые.

Форма поперечного сечения у водопропускных дорожных труб может быть, как замкнутой, так и разомкнутой. Дорожные трубы замкнутой формы имеют поперечное сечение в виде круга, квадрата или эллипса. Размокнутыми бывают в основном дорожные трубы выполненные из гофры. Форма разомкнутых труб может быть арочной, коробочной или многорадиусной.

Огромную роль при проектировании дорожных водопропускных труб играет прогнозируемый режим ее работы. Трубы могут работать, как напорные. В этом случае труба работает полным сечением. Подтопление верха трубы на входе превышает 20%. Безнапорный режим работы предполагает, что верх дорожной трубы на входе свободен или подтопление не превышает 20%. Полунапорный режим подразумевает работу на входе полным сечением с дальнейшим понижением уровня потока в трубе.

Дорожную водопропускную трубу укладывают на заранее спрофилированное земляное полотно, подготовку из щебня и песка (щебеночная подушка). Такой тип укладки называется бесфундаментным. Устройство дорожной трубы на фундаменте предусматривает устройство фундаментной плиты из бетона или железобетона. Иногда дорожную трубу укладывают на свайное основание.

Дорожные водопропускные трубы разделяют по несущей способности (способность верха трубы нести нагрузку от насыпи) на четыре группы в зависимости от высоты насыпи: до 5 метров высоты для 1-ой группы и до 20 метров – для 4-ой группы. В зависимости от необходимой несущей способности дорожной трубы, подбираются материалы для ее изготовления: толщина стенок, марка бетона, класс бетона, класс стали по прочности.

Диаметр отверстия водопропускных дорожных труб зависит от таких факторов, как длина трубы (чем больше длина трубы тем больше ее диаметр). Дорожные трубы самого маленького диаметра устанавливаются на съездах, а например диаметр дорожной трубы более 30 метров должен оставлять не менее 1,5 метров.

Возможно Вас заинтересует:

  1. Горячая асфальтобетонная смесь
  2. Краска для дорожной разметки
  3. Мобильные дорожные покрытия
  4. Природный асфальт
  5. Щебень в железобетонных конструкциях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *