Кто относится к сельскому населению при оплате электроэнергии
Перейти к содержимому

Кто относится к сельскому населению при оплате электроэнергии

  • автор:

В ФАС рассказали, как сельские жители будут платить за электроэнергию

В ведомстве рекомендовали установить понижающий коэффициент, если в домах сельчан есть электроплиты или электроотопительные приборы

Поделиться
Читать нас в

В ФАС рассказали, как сельские жители будут платить за электроэнергию

© Тимур Ханов/ПГ

Сейчас за электроэнергию россияне платят по разным тарифам. Сумма в квитанции за этот ресурс зависит от региона и места проживания: город или деревня, а также времени суток, оснащения жилья, то есть пользуются ли там газовыми или электроплитами, и других факторов. Сделать эту систему еще более совершенной предложили в Федеральной антимонопольной службе. Там подготовили изменения в методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию для населения. Документ размещен на портале нормативных правовых актов 27 сентября и проходит общественное обсуждение, которое завершится 3 октября. За подробностями «Парламентская газета» обратилась в пресс-службу ведомства.

В приоритете — экономическое обоснование

Тарифы на коммунальные услуги должны быть экономически обоснованными, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин 27 сентября на встрече с главой ФАС Максимом Шаскольским. Важно учитывать интересы производителей, и в то же время цены должны быть доступными для людей, подчеркнул председатель кабмина.

В ведомстве к этому прислушались и подготовили изменения в методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию для населения. Как говорится в проекте приказа ФАС, для сельского населения «предусматривается дифференциация тарифов и понижающих коэффициентов от 0,7 до 1,0 в зависимости от оснащения жилых помещений электроплитами и электроотопительными установками». Речь идет о тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, сверх социальной нормы».

Эта методика уже применяется, но все регулирующие документы нуждаются в усовершенствовании, пояснила «Парламентской газете» председатель правления некоммерческого партнерства «Управдом», юрист Евгения Юнисова. Она также уверена, что утверждаемые тарифы на коммунальные услуги, включая электроэнергию, должны быть экономически обоснованы. «Основная задача изменений — сделать методические указания более качественным инструментом для работы органа регулирования. Ведь каждый субъект коммунальной сферы предоставляет программу тарифов на какие-либо услуги на утверждение регулирующего органа. К примеру, сотрудники «Крымэнерго», подавая предложения по тарифам на последующий период, допустим на 2024—2025 годы, на рассмотрение энергетической комиссии должны представить экономическое обоснование: почему предлагаются для различных групп населения именно такие тарифы. А регулятор должен проверить это и либо согласиться и утвердить предлагаемые тарифы, либо указать замечания и предложить изменения», — разъяснила Евгения Юнисова.

Порекомендовали конкретно

Как отметили в пресс-службе ФАС, сейчас тарифы для населения, проживающего на сельских территориях и где есть электроплиты и электроотопительные установки, являются общими. «Изменения в методические рекомендации конкретизируют именно для такой группы потребителей, механизм дифференциации тарифов и понижающих коэффициентов — от 0,7 до 1,0, в зависимости от оснащения жилых помещений электроплитами и электроотопительными установками», — пояснили в пресс-службе ведомства. И подчеркнули, что конечную цену будет устанавливать региональный тарифный орган.

Уже сейчас для сельских жителей различных регионов, у кого нет дома электроплит и электроотопительных установок, применяют тарифы с понижающим коэффициентом, и региональный тарифный орган может и дальше их устанавливать в таком же размере, заверили в ФАС.

Это подтвердил «Парламентской газете» и член Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Анатолий Старостин. «В Забайкальском крае, где я живу, коэффициент 0,7 для сельского населения действует исторически еще с советского времени. Дифференциации у нас нет, есть общая норма понижающего коэффициента. Это преференция для сельчан, которые живут в непростых климатических условиях Забайкалья», — объяснил эксперт.

Почем лампочка Ильича

В 2023 году повышения тарифов 1 июля не было, час икс решили перенести на 1 декабря, а потом уже традиционно — 1 июля 2024 года. Поэтому в течение года цены на электроэнергию не менялись. Средняя стоимость киловатт-часа в России четыре рубля. Меньше всех платят за свет жители Иркутской области — 1,23 рубля, а дороже всего этот ресурс стоит в Чукотском автономном округе — 8,82 рубля.

Около трех рублей за киловатт-час платят в Дагестане и Чечне, больше трех в Башкортостане и Мордовии. А жители Татарстана, Краснодарского и Пермского краев выкладывают уже больше четырех рублей. Еще выше — больше пяти рублей платят в Рязанской, Калужской, Архангельской областях.

Читайте также:

Читайте нас в Telegram

Просмотров

7596

Кто относится к сельскому населению при оплате электроэнергии

С 24.09.2020 по 31.12.2030 настоящий документ применяется, если иное не установлено приложением N 5 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии.

к Основам ценообразования

в области регулируемых цен

(тарифов) в электроэнергетике

КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИРАВНЕНЫ К НАСЕЛЕНИЮ

И КОТОРЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ (МОЩНОСТЬ) ПОСТАВЛЯЕТСЯ

ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ЦЕНАМ (ТАРИФАМ) (В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕМОВ

ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

НА КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НУЖДЫ И НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ

Список изменяющих документов

(введен Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614;

в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622,

от 21.12.2020 N 2184, от 31.08.2023 N 1416)

1. Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.

2. Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.

4. Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.

5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

6. Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2023 N 1416)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).

Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы), приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184)

(см. текст в предыдущей редакции)

Льготный тариф на электричество хотят распространить на всех дачников

Все российские дачники могут перейти на так называемый сельский, или понижающий, тариф на электричество. А значит, платить за свет почти в полтора-два раза меньше. Сейчас такие нормы действуют в половине регионов (размер устанавливают местные власти) и только для домов, признанных жилыми. Предлагается распространить сельские тарифы на все дачные дома и постройки, независимо от степени их капитальности.

Пока газовые трубы могут подвести только к границам садоводческого товарищества.

Пока газовые трубы могут подвести только к границам садоводческого товарищества. / Владимир Смирнов/ТАСС

Об этом «РГ» рассказал председатель Союза садоводов России, депутат Госдумы Олег Валенчук. Он сообщил, что вопрос рассматривался на рабочей группе при правительственной комиссии по садоводству. До следующего заседания комиссии совместно с Фондом развития территорий будет подготовлен доклад для вице-премьера Виктории Абрамченко по возможности применения понижающего коэффициента 0,7 для всех СНТ, уточнили в Союзе садоводов. По оценкам ФАС, чтобы распространить эту льготу на всю страну, потребуется компенсировать не более 8 млрд рублей выпадающих доходов.

Также на заседании рабочей группы представители минэнерго сообщили, что садоводческие товарищества планируется включить во второй этап программы социальной газификации, который начнется после 2024 года. Но в самом министерстве пока воздержались от более детальных комментариев по поводу соцгазификации. Возможно, потому, что надо учитывать интересы слишком многих сторон.

Пока закон подразумевает, что бесплатно трубу могут дотянуть до границ СНТ. Дальнейшие шаги по подключению члены товарищества должны делать самостоятельно за свои средства. Это накладно, но все же сокращает расходы. Кроме того, некоторые СНТ провели газ по своим территориям раньше, до 2021 года. В обоих случаях мы имеем дело с частными газопроводами, которые за свои средства построили члены товарищества, захотевшие газифицировать свои загородные дома. Такие газопроводы строились не только в СНТ, но и в дачных поселках, деревнях, селах и т.д.

Если СНТ попадут под программу социальной газификации, то с большой долей вероятности обострится уже существующая проблема с подключением к газовой сети новых пользователей через такие частные газопроводы.

Как отмечает вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников, делались эти газопроводы с расчетом, что к ним за деньги будут подключаться новые пользователи. Таким образом, люди старались отбить вложенные средства и затраты на обслуживание инфраструктуры. В разных регионах стоимость таких газопроводов составляла от 1-1,5 млн рублей.

Теперь, по правилам социальной газификации (если нет технических ограничений), эти газопроводы можно использовать для бесплатного подключения новых пользователей. В законе прямо говорится, что владельцы газопроводов не могут чинить этому препятствий. При этом закон никак не регламентирует компенсацию или выкуп таких небольших частных газопроводов у их владельцев. Уже в 2022 году было много судебных процессов, где они пытались отстоять свои права, но безуспешно.

По мнению Мельникова, ответчиками в суде, как правило, были крупные компании с государственным участием, которые могли бы попробовать договориться с частниками и компенсировать им часть средств, но они предпочли судебные разбирательства. Люди вкладывали свои личные средства в эти газопроводы, иногда брали кредиты в банках под это, а сейчас происходит почти экспроприация их собственности, отмечает эксперт.

Подвести на участок газ — не дешевое удовольствие: 120-150 тысяч рублей

Если в программу социальной газификации попадет СНТ, то количество таких судебных разбирательств сильно увеличится. Причем без принятия закона о компенсации исход этих судов будет почти предрешен. А в результате все это может сказаться на безопасности локальных газовых сетей. Ведь обязанности по обслуживанию и ремонту этих газопроводов остаются зоной ответственности их владельцев.

Взгляд из регионов

В Барнауле пять СНТ провели на свою территорию газовые трубы. «Это стало возможно, потому что наши садоводства расположены в черте города Барнаула и стали практически частным жилым сектором, — рассказал корреспонденту «РГ» председатель СНТ «Ракета» Александр Безденежных. — Мы построили внутрипоселковую разводку и подсоединились к действующим городским сетям газоснабжения. Из 668 участков в пяти садоводствах сегодня газифицированы 90. Подвести газ на участок не дешево- 120-150 тысяч рублей». Поэтому, считает он, газификация будет востребована только там, где люди строят дома для проживания.

В Самарской области людям газ нужен. «Мы собрались с председателями СНТ и решили в этом году на общие собрания товариществ вынести вопрос, по которому предлагаем выйти с инициативой к властям, чтобы на садоводов распространили программу социальной газификации. Сейчас многие собрания уже прошли, люди голосуют «за», — пояснил председатель местного отделения Союза садоводов России по Ставропольскому району и городу Тольятти Самарской области Михаил Леонтьев. Также нужен и более низкий тариф на свет. За электричество в Самарской области с 2022 года СНТ платят по отдельному, более высокому, тарифу. Если для жителей села он составляет 3,77 руб. за киловатт, то для участников СНТ — 4,03 руб. за киловатт.

У садоводов Севастополя серьезные проблемы из-за отсутствия газа. В городе насчитывается около 60 тысяч садовых участков, почти на каждом построены жилые двух- и трехэтажные дома, во многих постоянно проживают семьи. За последние 4-5 лет число жителей в товариществах выросло в два раза. При этом большинство СНТ не газифицированы, дома отапливаются электроприборами. Электросети и водопроводы товарищества строили за свой счет. Но подвести газ им не по карману. Хотя газификация могла бы решить многие проблемы в СНТ.

О тарифах на электрическую энергию для СНТ

О тарифах на электрическую энергию для СНТ

К имуществу общего пользования садоводческого или дачного некоммерческого объединения относится в том числе имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в электроснабжении.

В садоводческом или дачном некоммерческом объединении чаще всего не заключены договоры энергоснабжения с каждым владельцем земельных участков, а есть лишь один договор, заключенный энергосбытовой организацией с некоммерческим объединением как с юридическим лицом.

Наличие такого договора не свидетельствует о том, что садоводческое или дачное товарищество является энергоснабжающей организацией в отношении садоводов, владельцев земельных участков, расположенных на территории такого объединения, или о том, что оно вправе устанавливать свой внутренний тариф.

При наличии прибора учета электрической энергии на границе раздела сетей садоводческого или дачного товарищества и сетевой организации оплата электроэнергии некоммерческим объединением производится на основании договора энергоснабжения, заключенного между товариществом и энергоснабжающей организацией, по показаниям общего счетчика на границе раздела сетей за весь поставленный объем электрической энергии, по тарифу для населения. При этом оплата всего объема поставленной электроэнергии складывается из двух составляющих:

1) суммарной оплаты по индивидуальным счетчикам использованной электроэнергии каждым членом некоммерческого объединения;

2) оплаты внутрисадоводческих нужд (потери в линиях электропередачи, трансформаторе, освещении улиц и т.д.), которая распределяется между всеми членами СНТ.

Порядок оплаты потерь электрической энергии в электрических сетях и трансформаторе, принадлежащих СНТ, решается в соответствии с Законом о садоводах и уставными документами СНТ и не является предметом законодательства о тарифном регулировании.

Владельцы земельных участков, расположенных на территории товарищества, должны оплачивать электроэнергию в соответствии с установленными тарифами.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) приведен в приложении № 1 к Основам ценообразования.

Согласно п. 2 указанного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены в том числе садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества граждан — некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия их членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках.

Тарифы в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях должны соответствовать официальным документам действующего законодательства в сфере электроэнергетики. Внутренние потери, расходы на общее освещение и т.д. не должны включаться в тариф. Такие затраты рассчитываются отдельно и оплачиваются за счет членских взносов.

Соответственно платежный документ на оплату потребленной энергопринимающими устройствами потребителя — члена СНТ – электрической энергии оформляется СНТ отдельно от платежного документа на оплату членских взносов.

Размер платы за потребленную электроэнергию определяется исходя из показаний индивидуального прибора учета, установленного на границе участка члена СНТ, за расчетный период и тарифа на электрическую энергию, установленного региональным органом исполнительной власти в области тарифного регулирования – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – на соответствующий период.

Нарушение правильности применения СНТ регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, выражающееся в завышении, занижении утвержденных тарифов либо применении неустановленных тарифов, влекут ответственность, предусмотренную ч. ч. 1 и 2 ст. 14.6 КоАП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *