3 способа увеличить мотив для аппликации
Как часто в журнале или интернете мы находим интересные схемы и мотивы для рукоделия , да только в уменьшенном варианте. Между тем увеличить их можно очень просто.
Поделиться
Есть три надежных способа скопировать мотив, увеличив его до нужного вам размера.
Способ 1: с помощью копировальной машины
Вам понадобится обычный ксерокс, который имеется в каждом офисе, а зачастую и в домашнем рабочем кабинете. Задавайте увеличение на определенное количество процентов (вычислите число заранее, прочитайте инструкцию). Если у вас модель большого размера, то увеличивайте ее частями, а затем соедините эти части воедино.
Способ 2: с помощью проектора
Конечно, проектор не настолько популярный аппарат, как копировальная машина. Тем не менее, если вы часто создаете большие по размеру вещи по миниатюрным схемам, то вам имеет смысл его приобрести.
Увеличивают схемы и мотивы с помощью проектора следующим образом: отсканируйте или под прямым углом сфотографируйте схему или мотив цифровой камерой. Затем распечатайте схему или мотив на прозрачной пленке (обратитесь в мастерскую).
Теперь разметьте на большом листе бумаги (или на старой простыне) рамку по размеру будущего изделия и повесьте на стену напротив проектора. Перемещая проектор вперед-назад, разместите схему или мотив как можно точнее в рамке, размеченной на бумаге или на простыне. Вычертите схему от руки.
Способ 3: с помощью растровой сетки
Переведите рисунок на бумагу в клетку (каждая клетка размером 5 х 5 мм). На второй лист бумаги такого размера, какого будет изделие в натуральную величину, нанесите растровую сетку нужного размера.
Например, если вам нужно увеличить рисунок в 2 раза, начертите клетки размером 1 х 1 см. Для большего удобства можно воспользоваться миллиметровкой и начертить клетки нужного размера по уже вычерченным линиям. Теперь аккуратно переведите линии мотива, точно следуя расстоянию линий справа и слева, а также сверху и снизу от линии клетки.
Фото: Уве Бик/UzweiFotostudio.
Перенос рисунка на холст
Хороший, проработанный рисунок — это основа успешной работы маслом. И тут, при работе на холсте, есть несколько нюансов, рассмотрим их детально.
Содержание
- Картон
- Способы переноса рисунка на холст
- По клеточкам (сетка)
- Припорох
- По шаблонам
- Копировальная бумага
- Проецирование
- На просвет
- По слою краски
Итак, перед нами чистый холст. И теперь стоит задача нанести на него рисунок.
Для работы маслом необходимо определить общую композицию, найти основные пропорции и построение. Однако, в мелкие детали вдаваться особого смысла нет, так как всё равно в процессе письма намеченные мелочи запишутся. Чаще всего работа ведётся от общего к частному, т.е. от больших масс к мелким деталям. Правда, есть исключение из этого правила, я о нём рассказываю в следующей заметке, где подробно освещаю технику письма маслом.
- Подготовка холста для масляной живописи
- Проклейка и грунтовка холста
- Перенос рисунка на холст
- Техника письма маслом
- Лаки и разбавители для масляной живописи
- Лакировка масляной живописи
Вести такие поиски общей композиции и пропорций можно по разному. Правильнее всего будет сразу краской на холсте. Однако, если работа сложная, то придётся много раз переписывать и исправлять в поисках правильного варианта. В таких случаях гораздо проще сделать предварительный рисунок на бумаге. Тут можно без страха испортить искать верный вариант. Таким образом, чаще всего создаётся картон или эскиз (рисунок) небольшого размера. А затем уже переносится на холст.
Картон
Под картоном понимают детально проработанный рисунок на листе бумаги в натуральную величину (т.е. один к одному в размер холста). На нём ведётся поиск композиции, построение и порой основные тоновые отношения. Бумагу можно взять совершенно любую, даже газету. Но чаще всего это ватман, крафт-бумага и т.д. По размеру такой лист должен совпадать с размером будущей работы.
Картон, на мой взгляд, одна из самых важных частей. Когда начинаешь детально прорабатывать первоначальную идею на листе в полном размере вылезает целая куча нюансов. А порой, посмотрев в большом формате, меняешь кардинально всю композицию, т.к. приходит понимание, что изначальная задумка ошибочная. Ведь то, что хорошо смотрится на маленьком листе далеко не всегда выигрышно выглядит на большом. Намного легче вносить такие глобальные изменения на картоне, а не на холсте красками.
Самая правильная последовательность действий при работе над задумкой будет выглядеть следующим образом:
- сначала ищем идею в серии быстрых зарисовок и набросков
- затем делаем несколько проработанных эскизов небольшого формата
- дальше разрабатываем детальный картон в натуральную величину
- и только теперь мы можем перенести основные линии композиции на холст
Способы переноса рисунка на холст
Теперь у нас есть проработанный картон и нужно его перенести на холст. Но как это сделать? И тут нужно включить мозг и сообразительность. А так как мы все ленивые, я облегчу задачу и подскажу самые распространённые способы. Большая часть из них вполне доступны каждому.
По клеточкам (сетка)
Самый доступный способ и один из самых распространённых — это перенос рисунка по клеточкам. Таким образом можно переносить не только картон (т.е. один к одному в размер холста), но и небольшие эскизы (т.е. масштабировать). И для этого совсем ничего не нужно, просто волшебство! Именно поэтому такой способ снискал большую популярность с давних времён.
Суть его в том, что исходный рисунок расчерчивается на клеточки (наносится сетка). Размер (количество) клеточек определяет художник в зависимости от сложности рисунка и его личных предпочтений. Далее на холст наносится сетка с таким же количеством клеток. Рисунок переносится на глаз, опираясь на точную привязку линий пересечения сетки. Результат выходит довольно точный и погрешность очень маленькая. Таким образом можно смасштабировать фактически любой рисунок и на любой размер.
Припорох
Это один из самых старых методов переноса рисунка на холст, так же как и предыдущий. Однако в отличие от масштабирования при помощи сетки, припорохом можно перенести рисунок только с картона в натуральную величину, т.е. один к одному с размером холста. И кроме этого он ещё довольно сложный и занудный, с наличием большого количества недостатков. И всё же снискал свою долю поклонников в старые времена. Так как другие методы были менее точные.
Суть этого способа в том, что в картоне по контуру рисунка прокалываются небольшие отверстия. Они должны быть достаточные для того, чтобы через них могла пройти угольная пыль. Далее картон крепится к холсту и по каждому отверстию проходятся углём. Можно слегка постучать, чтобы уголь просыпался вниз. После снятия картона на холсте остаются точки. Их нужно соединить и ещё раз проверить построение на наличие огрехов.
Вместо угля можно использовать другие материалы, например карандаш. Однако, следует помнить, что многие современные материалы могут ухудшить сцепление с грунтом или проступить сквозь краску со временем. Например карандаш или уголь ухудшает сцепление и смешивается с краской, давая грязь. Их наносят очень легко и тонкие, еле видные линии. А маркер, фломастер или копировальная бумага могут, со временем, проступить, стать видными сквозь слои краски (так как масляная краска со временем становится слегка прозрачнее). После нанесения рисунка необходимо пройтись тонкой кистью с краской поверх этих линий, чтобы закрепить и избежать смешивания в дальнейшем. Поэтому следует стараться минимизировать использование этих материалов на холсте. Лучше всего наносить только краску.
По шаблонам
А вот тут я вспомнил один замечательный метод, думаю он многим понравится. Большие формы можно легко перенести на холст при помощи шаблонов. Итак, берём картон, с него делаем шаблоны общих контуров, например, силуэт человека. Далее прикладываем к холсту в нужном месте и обводим сразу кистью с краской. Таким образом постепенно по шаблонам можно перенести основную массу всего картона. А более мелкие детали уже легко восстановить на холсте на глаз. И в результате мы получаем чистый холст без карандаша, копирки и прочего. Сразу краска, красота!
Копировальная бумага
Это уже современный способ, он довольно быстрый и простой, в отличие от предыдущих. Здесь также используется картон в натуральную величину. На холст накладывается копировальная бумага (копирка) сверху аккуратно ложится картон и осторожно обводится при помощи карандаша или ручки. Нажимать сильно нельзя, это, в принципе, и так понятно. В результате получается точный перенос рисунка с картона на холст. Линии копирки можно облегчить обычным ластиком и пройтись поверх краской.
И при всей своей простоте и удобстве, всё таки не рекомендую использовать данный метод. Так как на холсте останутся линии от копирки. Существует мнение, что на них через годы может потрескаться краска, или же плохо лечь, или могут проступить сами линии. Происходит это из-за наличия в обычной копирке воска и жира, который помогает закреплять скопированный текст документа.
На сегодняшний день существует особая графитовая копировальная бумага (transfer graphite paper). Её разработали специально для художников. Такая копировальная бумага не содержит воска и жира, не размазывается и не просачивается сквозь краску. Такую копирку можно с большей уверенностью использовать в масляной живописи. В наших краях, к большому сожалению, я пока не видел такой бумаги. Однако, в любом случае, как и с карандашом, я бы минимизировал применение копировальной бумаги.
Проецирование
И ещё один вариант, тоже современный, самый простой и быстрый. Однако сопряжён с наличием дорогой техники в виде того или иного проектора. Как уже понятно из названия, изображение проецируется тем или иным способом на холст и обводится карандашом, углём или краской. На этом всё, просто и быстро.
В качестве исходной картинки для проецирования можно использовать как рисунок, так и фотографию сразу. Однако использование фотоматериалов будет считаться уже халтурой. Хотя кто об этом узнает… Да и из опыта скажу, что после переноса рисунка на холст в последующей работе красками всё построение, зачастую, приходится искать заново. Рисунок передаёт общие массы, а нюансы можно найти только уже на холсте.
На просвет
Этот метод я подсмотрел на бесконечных просторах одного из художественных форумов, хотя мог бы догадаться и сам о нём. Принцип прост, перенос рисунка на просвет. Наподобие того, как все мы переносим рисунок через прикладывание листков к окну. Т.е. использование метода светового стола. Однако это всё будет прямой перенос без увеличения.
Если у вас перенос рисунка с бумаги на бумагу (с фотографии на бумагу), то можно перенести при помощи окна, лампы или светового стола. Этот способ всем очень хорошо известен. И как его разновидность, перенос напрямую с экрана.
А для холста прибегнем к небольшой хитрости. На картоне делаем чёрным цветом весь контур, чтобы он был хорошо виден. Далее подкладываем лист с рисунком под холст с обратной стороны. Теперь понадобиться очень яркая лампа. Устанавливаем её за холстом. Чёрные линии рисунка очень хорошо видны, особенно если вплотную прижать лист к холсту. Только не стоит нажимать слишком сильно, чтобы не продавить холст. Остаётся только их обвести краской. Довольно простой, элегантный и действенный способ, пользуйтесь, пока я добрый.
По слою краски
Есть ещё один способ, о котором я читал, но сам им не пользовался: по слою краски. Потому утверждать, что он будет рабочим не могу. Есть моменты, которые вызывают сомнение.
Как можно догадаться из названия, этот вариант предлагает перенос рисунка при помощи краски. Наносите на холст плотный слой краски контрастного цвета. Затем укладываете сверху картон (в данном случае он должен быть выполнен на достаточно тонкой бумаге). И, не прикасаясь руками, аккуратно карандашом или ручкой обводите по контуру рисунок. После осторожно снимаете картон. В результате рисунок будет процарапан в краске.
Это в теории, а на практике, скорее всего, краска прилипнет к бумаге и в других местах и линии рисунка будут не чёткими или не различимыми.
Какой же способ выбрать?
Из всех перечисленных выше методов только два позволяют масштабировать рисунок при переносе. Остальные предполагают наличие картона в натуральную величину. Этот момент стоит учесть при планировании своей работы. Создавать картон или обойтись небольшим эскизом. А может вообще сразу с фотографии делать.
Каким способом пользоваться каждый решает сам, в зависимости от предпочтений, поставленной задачи и наличия тех или иных приспособлений и материалов. На мой взгляд нет правильных или не правильных методов. Есть только те, которые удобны в данный момент.
Можно много спорить о методе переноса, но в любом случае в результате получается лишь лёгкий контур с кучей недочётов в виде мелких сдвигов на пару миллиметров. Поэтому при дальнейшей работе уже красками предстоит большая работа по уточнению всех этих линий построения.
7 комментариев
Андрей написал:
Здравствуйте. Можно добавить ещё способов. Например, самый начальный способ — прямое перерисовывание, копирование с экрана ТВ, отпечатком фотки и пр. На сайте *** я пытался систематизировать это.
Доброго дня, Андрей. Вы, видимо, не внимательно изучили мою статью. Все существующие адекватные методы переноса рисунка на холст здесь описаны. А использовать комментарии для бесплатной рекламы совсем плохо.
Ответить От автора записи
Сергей написал:Доброе утро! Очень часто приходится делать копии картин старым мастеров. Переношу при помощи принтера, импорт файла в Корел, дробление на листы А4, склейка скотчем, далее копирка (в последнее время копирка просто мрак) на холст, поверху картон и перенос. Из-за плохого качества копирки приходится прорисовывать твердым карандашом. И вот тут вопрос, тот же Игорь Сушенок (он когда пишет свои работы и копии, не прописывает имприматуру, а сразу по холсту пишет гризаль карандашом) советует фиксировать карандаш лаком для волос. Как Вы смотрите на это?
Доброе утро! Да, это один из самых удобных способов переноса. Сам им пользуюсь, именно так как вы описали. Касаемо вашего вопроса, я бы ни в коем случае не стал использовать лак для волос в масляной живописи. Неизвестно как поверх лягут краски. Постарайтесь не использовать посторонние материалы, чтобы ничего не мешало сцеплению краски с грунтом. А зафиксировать линии построения (будь то от копирки, карандаша или угля) лучше всего краской с разбавителем (пиненом). Возьмите тонкую кисть и обведите краской все линии. Так вы закрепите ваш рисунок
Ответить От автора записи
Сергей написал:Спасибо за ответ. В моем случае — это будет пинен + умбра. Я всегда пишу имприматуру. И если можно еще один вопрос, я думаю Ваш ответ будет интересен не только мне, но и многим Вашим читателям. Какие масляные краски у Вас в почете (фирмы изготовители). Буду честен, очень часто использую ГДР-овские краски (Рубенсовские, поляки их называют — Рубенсувки, до сих пор не высохли, за исключением краплака). Многие пишут что «мастер класс», но в последнее время попросил старшего сына, он Ваш ровесник и проживает в Лондоне, пройтись по арт магазинам. Все ему сказали — покупайте Шминке Профешнл или Пебео. Соответствие — цена, качество. Я дучаю Вы тоже когда-то были в этом поиске. Хотелось бы прочитать Ваше мнение!
Хороший вопрос и довольно сложный. Скажу сразу, на данный момент я всё ещё пишу на старых запасах «Мастер класс». Однако, как мне сказал знающий человек, краски от Невской палитры, выпущенные после 2010 года, сильно ухудшились по качеству. Если есть у кого старые запасы, то ещё более-менее. Сейчас серия «Мастер класс» по качеству ближе к ученическим краскам. Про ГДР-овские краски даже не слышал, очень интересно. Schmincke хорошие считаются. А вот Pebeo не стал бы брать. Одними из лучших обычно называют Old Holland. В них много чистого пигмента, однако они дорогие довольно. Из доступных по цене и качеству можно назвать Rembrandt от Royal Talents. Это самые дешёвые из профессиональных красок. Ещё неплохие Maimeri Puro и Maimeri Artisti. Однако посоветовать что-то конкретное я пока не могу. Нет финансовой возможности всё опробовать. Рекомендую заглянуть на ютуб канал «S.M.». Там автор проводит тесты масляных красок и подробно рассказывает о качестве. А выводы можно уже сделать самому, приобретая краски по доступности в магазине и в цене
Ответить От автора записи
Сергей написал:Спасибо за Ваши ответы и удачи!
Способы увеличения и уменьшения рисунков и перенос их на плоскости потолков и стен
Маляру-альфрейщику приходится работать не только по готовым трафаретам, но и самому составлять рисунки трафаретов, подбирая их из альбомов, книг и образцов кустарного промысла, которые имеются в каждом краеведческом музее. Часто подобранные рисунки приходится увеличивать или уменьшать. Как это делать, должно быть известно каждому маляру.
Рисунок переводится с оригинала на бумагу или картон трафарета через копировальную бумагу или, лучше, с помощью кальки. Этот способ сохраняет книгу и дает возможность производить подчистку переведенного рисунка, что трудно сделать при пользовании копировальной бумагой.
Хорошо выполнять копировку орнаментов при помощи лампы и стекла, положенного на две опоры. Лампа помещается внизу, под стеклом, рисунок кладется на стекло, и сверх него накладывается бумага, на которую карандашом наносят линии орнамента.
Увеличение рисунка орнамента по клеткам
Самый маленький рисунок можно увеличить до любого размера путем клеток. Делают это следующим образом. Рисунок легко разлиновывают карандашом на одинаковые клетки так, чтобы на нем получился род сетки. Затем на листе бумаги, размером равной увеличенному рисунку, тоже размечают и линуют клетки, в том же количестве, что и на рисунке, но в большем масштабе. Для удобства клетки нумеруют. Копию линий рисунка переносят в большие клетки.
Надо помнить, что чем мельче были размечены клетки на рисунке, тем правильнее будет увеличение.
Увеличение и уменьшение рисунков можно производить при помощи фотоаппарата и особого прибора — пантографа.
Установка для увеличения рисунка орнамента
Из аппарата «Фотокор» или его объектива делают установку для увеличения, как показано на рисунке. Рисунок орнамента кладут на пол и сверху накрывают стеклом. На стекло ставится увеличительная установка, сделанная из жести, объективом вверх.
Включаются электролампы Л-1 и Л-2, находящиеся в установке, и световая проекция рисунка орнамента наводится на большое зеркальное стекло, расположенное над объективом. Получив резкое изображение, на кальке рисуют орнамент, т. е. полученное изображение переводят на бумагу, положенную на стекло. Увеличение зависит от того, на каком расстоянии находиться зеркальное стекло от объектива аппарата.
Пользуясь волшебным фонарем, или эпидиаскопом, также можно увеличивать рисунок. Изображение рисунка передается на плоскость бумаги или на стену. При этом способе увеличения маляр-альфрейщик должен иметь навыки рисования.
Пантографом увеличение и уменьшение рисунков производится легко, быстро, чисто механически и вполне точно. Прибор этот давнего происхождения, но почему-то весьма мало распространен и в продаже не имеется. Пантограф можно сделать самому.
Для этого надо иметь четыре деревянные линейки одинаковой длины, ширины и толщины и ровно выструганные, желательно узкие и тонкие. На одинаковом расстоянии от концов каждой линейки просверливаются или прошибаются раскаленным гвоздем отверстия для скрепления линеек между собой. На трех линейках отверстия делаются на определенных расстояниях.
Для увеличения рисунка в При длине линейки отверстия делают от конца (в см 1 ) 100 80 60 40 30 1,5 раза 33,33 26,66 20,00 13,33 10,00 2 раза 50,00 40,00 30,00 20,00 15,00 3 раза 66,66 53,22 40,00 26,67 20,00 4 раза 75,00 60,00 45,00 30,00 22,50 5 раз 80,00 64,00 48,00 32,00 24,00 6 раз 83,34 66,67 50,60 33,33 25,00 7 раз 85,32 68,57 51,43 34,28 25,71 8 раз 87,63 70,00 52,50 35,00 26,20 9 раз 88,89 71,23 53,34 35,61 26,67 10 раз 90,00 72,00 54,00 36,00 27,00 Пантограф
Допустим, что нам надо увеличить рисунок в 2 раза. Соберем пантограф, как показано на рисунке, т. е. гнезда Г и О укрепим в отверстиях со знаком 2. Укрепив кнопками рисунок под гнездом А, подложим лист чистой бумаги под гнездо К.
Если правой рукой держать иглу А и обводить ею поочередно контуры рисунка, то карандаш К, установленный в гнезде, будет вычерчивать на бумаге точно такой же рисунок, но увеличенный в два раза. Если оригинал очень велик и не помещается в прибор, то его вычерчивают по частям, которые потом склеивают.
Если требуется уменьшить рисунок, то карандаш переставляют в гнездо А, а иглу — в гнездо К и под ним помещают оригинал рисунка, подлежащего уменьшению.
«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.КрасновМЕТОД ПЕРЕНОСА РИСУНКА С ЭСКИЗА НА БОЛЬШОЙ ЛИСТ. МЕТОД СЕТКА/КЛЕТОЧКИ
В процессе обучения регулярно возникает проблема точного переноса рисунка с эскиза на большой лист. Если эскиз для большой работы слишком сложный и насыщен мелкими деталями, а необходимо точно, быстро и чисто перенести его на большой формат, то существует один нормальный и легко доступный способ это сделать. Этот способ называется Сетка или клеточки.
В чем заключается метод сетки?
Исходное изображение (эскиз, набросок) делится на определенное количество равных частей с помощью вертикальных и горизонтальных линий, образуя, таким образом, сетку. Количество и размер ячеек (клеточек) может быть разный, чем больше мелких деталей в эскизе, тем меньше должен становиться размер клеточек. После того, как на эскизе размечена сетка, ее необходимо перенести на большой формат. В нашем случае эскиз выполнялся на формате А4 и должен быть перенесен на лист форматом А2. Самым надежным способом переноса сетки с сохранением масштаба является разметка от центра.
Когда размечается эскиз, то начинать надо с нахождения центра и провести через него вертикальную и горизонтальную линию. Далее получившаяся половина горизонтальной линии делится на равное количество частей, или делится еще раз пополам, а потом еще раз, если это необходимо. Образуется итоговый размер клетки, его нужно перенести на вертикальную линию, а после без проблем начертить всю сетку целиком.
После этого на большом листе находится середина, через него проводятся вертикальная и горизонтальная линия. Горизонтальная линия делится аналогичным способом как на эскизе, полученный размер используется для построения всей сетки.
Образовавшиеся пересечения линий являются самым главным ориентиром для переноса рисунка, отталкиваясь от них, можно начинать переносить рисунок. В процессе могут получиться небольшие расхождения, но, в общем, рисунок будет перенесен точно, так как сетка дает безошибочную привязку.
Практикуясь, набивая руку на уроках рисунка, вы будете свободнее подходить к переносу рисунка. Разметка останется нужна в определенных случаях, таких как: большой масштаб итогового произведения (например, рисунок на стене) или чересчур сложная композиция с подвижными линиями и пропорциями. Сама техника переноса может сократиться до нахождения центра и деления всего на несколько частей, в любом случае, это очень полезный метод, который должен быть в арсенале каждого профессионального художника.