Как заправить резьбовой газовый баллон
- СайТ ‘На СеВере’
- Форум на Севере
- Изменить размер шрифта
- Мобильная версия форума
- • МЫ В TELEGRAM
- Правила
- Справка
- Поиск
- Регистрация
- Вход
Информация
Запрошенной темы не существует.
- Форум на Севере
- Размещение рекламы на форуме • Наша команда •
Как заправить газовый баллон для туристической горелки
После использования в походе туристической горелки у вас, конечно же, остаются пустые газовые баллоны. Или не совсем пустые, а в которых осталось немного газа. Выбрасывать их не нужно, так как сейчас мы рассмотрим весьма полезный вопрос: как заправить один газовый баллон при помощи другого. Если говорить более конкретно, то речь идёт о заправке резьбового баллона при помощи цангового. Зачем это нужно, и в чём состоит смысл данной операции?
Итак, существует два основных вида баллонов для туристических горелок: цанговый баллон (высокий и узкий) и резьбовой баллон (более низкий и широкий). Цанговые баллоны обычно стоят примерно в 2-4 раза дешевле резьбовых аналогичной ёмкости. Кроме того, их проще купить, так как цанговые баллоны можно встретить в продаже не только в туристских магазинах, но и на рынках хозтоваров.
Что касается горелок, то есть модели, рассчитанные только на резьбовые либо только на цанговые баллоны, а также модели с переходниками для подключения и тех, и других. При этом большинство более-менее серьёзных туристских горелок рассчитаны именно на резьбовые баллоны.
Прежде чем вы продолжите чтение, я обязан вас предостеречь. Производители горелок и баллонов категорически не рекомендуют заправлять баллоны самостоятельно! Если вы хотите свести все возможные риски к минимуму, не заправляйте баллоны, а покупайте каждый раз новые! У меня и у моих знакомых не было несчастных случаев и прочих инцидентов, связанных с самостоятельной заправкой баллонов, но в интернете изредка подобная информация попадается, имейте это в виду.
Теперь рассмотрим подробно, зачем же нужно заправлять резьбовой газовый баллон при помощи цангового.
Первая, немаловажная причина – это экономия денег (примерно в 2-4 раза). Вторая причина – цанговые баллоны проще купить. Возможна ситуация, когда вы смогли приобрести цанговый баллон, а резьбовой – не смогли, при этом ваша горелка рассчитана только на резьбовые баллоны. Да, для такой горелки можно купить специальный переходник для использования цанговых баллонов (у меня такой есть). Но это – хоть и небольшой, но лишний вес, а также лишняя операция по приведению горелки в рабочее положение (не говоря уже о деньгах на покупку этого переходника).
Третья, самая интересная, причина заключается в следующем. Допустим, после похода у вас остался полупустой цанговый баллон. Выбросить его жалко, а в следующий поход тащить неохота, хотелось бы взять полный баллон. Таким образом, вы каждый раз перед походом покупаете новые баллоны, а старые, с остатками газа, у вас лежат без дела. Как быть?
Пользуясь описанным здесь методом, вы можете взять резьбовой баллон и перелить в него остатки газа со всех скопившихся у вас полупустых цанговых баллонов. Более того, по мере расходования газа в резьбовом баллоне вы можете его дозаправлять, покупая цанговые баллоны. Таким образом, и в поход вы всегда пойдёте с полным баллоном, и дома не будете хранить множество баллонов с остатками газа.
Давайте подробно рассмотрим, как перекачать газ из одного баллона в другой. Заправка газового баллона в домашних условиях – вещь несложная. Единственное, что нам понадобится – это специальный переходник. И сейчас я расскажу, как его изготовить самостоятельно.
На одном из форумов писали, что переходник для заправки газовых баллонов можно подобрать из набора переходников для заправки зажигалок. Если купить баллончик для заправки зажигалок, то обычно его крышка содержит несколько переходников, которые можно выломать из крышки и использовать. Советуют при необходимости использовать два разных переходника, вставленных один в другой.
Но я использовал другой способ – сделал переходник из иголки для одноразового шприца. Я тоже прочёл это на каком-то из форумов, но в процессе изготовления внёс кое-какие свои коррективы.
Итак, берём иголку от шприца и дорабатываем её согласно следующей схеме:
- Вытаскиваем иглу (при помощи плоскогубцев) из пластикового основания, в котором после этого остаётся отверстие. Диаметр отверстия нужно немного увеличить. Это единственная операция, которая может вызвать у вас некоторые затруднения. Берём сверло диаметром 1,5-2 мм и рассверливаем отверстие. Учтите, лучше не использовать дрель, а вращать сверло руками, например, при помощи плоскогубцев.
- Ножом удаляем пластиковые рёбра там, где у нашей детальки сужение и конусная часть.
- Кончик детальки срезаем наискосок, примерно под углом 45 градусов. Если этого не сделать, то при заправке кончик упрётся в клапан баллона, и газ не будет выходить. А после обрезки кончика наискосок мы получаем отверстие сбоку, которое не перекроется клапаном.
- Укорачиваем толстую часть будущего переходника, отрезая от него около 3 мм (возможно, немного больше). Нужную длину вы подберёте экспериментально. Нужно, чтобы переходник плотно надевался на штырёк цангового баллона и при этом не упирался в корпус баллона.
Всё, на этом наша работа закончена! Переходник для заправки резьбовых баллонов готов. Если вы всё сделали правильно, то у вас должно получиться что-то наподобие изображённого на этой картинке:
Теперь у нас всё готово для того, чтобы перелить газ из баллона в баллон. Естественно, чем больше давление газа в цанговом баллоне и чем меньше в резьбовом, тем проще и быстрее пройдёт процесс заправки. Поэтому резьбовой баллон положите на какое-то время в морозилку, а цанговый – подогрейте. Греть нужно осторожно! Например, положить его в горячую воду, налитую просто из-под крана. Или закипятить воду и подержать баллон над паром. Избегать открытого огня и излишне горячих предметов!
Итак, один баллон охладился, а второй – подогрелся. Берём цанговый баллон и надеваем на его штырёк наш переходник. Получается примерно вот так:
Достаём из морозилки резьбовой баллон, переворачиваем цанговый баллон, вставляем переходником в отверстие резьбового баллона и давим рукой сверху:
Мы услышим, как газ с шипением начинает переливаться из баллона в баллон. Давить рукой нужно достаточно сильно в течение нескольких минут, поэтому рекомендую между баллоном и рукой проложить свёрнутую в несколько слоёв мягкую тряпочку.
Через какое-то время будет слышно, что переливание газа прекратилось (или почти прекратилось). Разъединяем баллоны, опять кладём резьбовой баллон в морозилку, а цанговый – подогреваем. Затем опять их соединяем и продолжаем переливание газа. Повторяем этот цикл действий до тех пор, пока не почувствуем, что больше ничего переливаться не хочет, несмотря на нагревы и охлаждения. Также полезно время от времени взвешивать резьбовой баллон, чтобы вовремя остановиться и избежать перезаправки. Баллон не должен весить более 360-370 г.
На этом процесс переливания газа можно считать законченным. Берём заправленный баллон и идём с ним в поход.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
- Моё костровое оборудование
- Приложения, которые помогут составить список вещей в поездку
- Смарт-часы как навигатор: Amazfit Stratos
О вреде перезаправленных газовых баллонов
Перезаправка одноразовых газовых баллонов может производиться для удешевления стоимости продукта, самого газа. Когда появилось первое газовое оборудование, процедура действительно была полезной, так как газ к технике был дорогой. Поэтому покупалось несколько баллонов, в среднем по 300 рублей. А когда газ в них заканчивался, проводилась заправка, но уже по 40 рублей.
Бывали случаи, когда изготовлялись специальные переходники, позволяющие заправлять маленькие баллоны от больших, наполненных пропаном, объёмом от 5 до 50 литров. Такие заправщики собирали у себя опустевшие баллоны, затем заправляли их из большого баллона. При первой возможности они отдавали эти ёмкости в обмен на пустые баллоны с доплатой покупателя. Поэтому невозможно сосчитать, сколько раз они в итоге заправлялись.
Какие же опасные моменты существуют?
Особенность одноразового баллона заключается в том, что и клапан на нём также одноразовый. И заливается обычно пропан или газ с его высоким содержанием, не так как у производителя. Известно, что большое количество пропана в смеси делает её более холодоустойчивой, что приводит к возрастанию давления внутри. Во время перезаправки не избежать и попадания конденсата, осадка внутрь баллона. Часто это приводит к быстрому закоксованию горелки, она забивается и не поддаётся прочистке.
Выводы
Допуская повторную заправку баллона можно столкнуться с:
- Взрывом, так как есть большая вероятность поломки клапана;
- Разрывом баллона из-за слишком большого давления внутри;
- Выходом из строя горелки далеко за пределами населённых пунктов;
- Невозможностью обмена или ремонта горелки при её поломке.
Поэтому не стоит рисковать здоровьем и безопасностью и проводить сомнительные процедуры по перезаправке баллонов.
Смотрите также:
- Обзор газового паяльника KT-2202 Hose Pen Torch
- Каталитическая бензиновая грелка для рук Pocket Warmer S
- Обзор каталитической, бензиновой грелки для рук VKH-PW05M Pocket Warmer M
- Обзор газовой горелки KB-0703 Alpine Pot Wide
Как заправить резьбовой газовый баллон
Лично я не против самого факта повторной заправки резьбового туристского газового баллона. Но я категорически против известной практики заправки таких баллонов именно бытовым сжиженным газом.
Рассмотрим диаграмму насыщенных паров бытового газа. Ориентироваться будем на зимнюю смесь, поскольку явно не знаем, какую смесь мы приобрели на газовой заправке.
При комнатной температуре её давление в баллоне будет около 8 атмосфер. А при 40*С уже 12 атмосфер. И это давление будет всегда при наличии жидкой фазы в баллоне, даже если баллон почти пустой, например, заполнен всего на 10%.
Не стоит думать, что 40*С это труднодостижимая температура. Оставьте неработающий баллон (нет испарения и, соответственно, охлаждения) на солнце в безветренную погоду. Минут через десять проверьте степень его нагрева. Будете удивлены, особенно, если баллон темной окраски.
Теперь перейдем к туристским газам и рассмотрим другую диаграмму.
Основной наполнитель туристских баллонов это изобутан. Его в составе смеси 70-75%, пропана – 20-25%. По диаграмме видно, что при комнатной температуре давление газа в заводском туристском резьбовом баллоне не более 4,5 атмосфер, а при 40*С не более 8 атмосфер.
Главный вывод следующий: бытовой газ при одинаковых температурах создает в баллоне давление значительно выше, нежели туристские газовые смеси.
Учитывая, что туристские баллоны не рассчитаны на давление пропан-бутановой смеси, заправлять их бытовым сжиженным газом явно рискованно.
Особенно цанговые («дихлофосные») баллоны.
Дихлофосные баллоны рассчитаны на меньшее давление, чем резьбовые. Корейцами заявлено (информация из статей в рунете, возможно ошибочна), что не более чем на 6,4 атмосферы. Справедливости ради отмечу, что практические испытания на разрушение баллонов дают более высокие значения. Но производители ориентируются на расчет и заправляют цанговые баллоны менее опасной смесью (З0% пропана — 70% бутана), а также требуют не подвергать баллоны воздействию прямых солнечных лучей и нагреву свыше 45*С.
Заправляя зимней смесью бытового газа, мы уже при комнатной температуре создаем давление в баллоне 8 атмосфер. Такое давление значительно выше расчетного для цангового баллона и вероятность механического разрушения баллона становится вполне реальной.
Заправка летней смесью снижает этот риск, но нагрев газа может привести ситуацию к опасным границам.
Даже у баллона заводского заполнения, оставленного надолго под солнечными лучами, выдавливает дно. Будь этот баллон заправлен бытовым сжиженным газом, его корпус просто разорвало бы.
Вы готовы постоянно оберегать баллон от температурных перегрузок? Следить за тем, что бы кто-то другой не оставил заправленный вами баллон надолго под солнцем? Не проще ли отказаться от заправки бытовым газом в принципе? Лично я отказался сразу.
Однако повторную заправку резьбовых туристских баллонов я все же считаю возможной и даже иногда так действую. Но заправляю баллоны только туристкой смесью газов. И делаю это скорее, в виде исключения, а не в повседневной практике.
Обычно я сливаю газ в один баллон из нескольких. Из тех, в которых остался газ от предыдущих походов, и которые в следующих поход тащить было нерационально. Естественно, заливаю газ в заведомо исправные и только резьбовые баллоны с соблюдением необходимых мер безопасности.
Тем, кого написанное выше не убедило, и кто готов на свой страх и риск заправлять туристские баллоны бытовым газом настоятельно рекомендую еще до заправки выяснить характеристики заправляемого газа.
Процентное соотношение пропана и бутана в смеси регулируется государством и зависит от сезона и климатических условий региона.
Так, в зимний период количество пропана обычно не менее 70—80%, и эту смесь никоим образом нельзя использовать для заправки. Велик риск криминальных последствий.
Летняя смесь в отдельных регионах может содержать пропана уже не более 40%. Такая смесь сопоставима по создаваемому ею давлению с газом в «ковеевских» резьбовых баллонах. И теоретически, её возможно заправить в такие баллоны.
Поэтому перед принятием решения о возможности заправки достоверно узнайте процентный состав продаваемого у вас сжиженного газа.
Ну а затем приведенная выше диаграмма насыщенных паров пропан-бутановых смесей вам в помощь.