Ptc датчик температуры
Eliwell предлагает широкую гамму датчиков температуры. Наряду с широко использующимися датчиками NTC и PTC типов предлагаются датчики Pt100, Ni100 и термопары (TC) различных видов. Для измерения влажности применимы датчики серии EWHS. Серия датчиков высокого и низкого давления EWPA пополнилась моделями с подключением к линии контуров с внутренней резьбой.
Для установки панельных приборов на стену предлагаются специальные кожухи.
Чрезвычайно удобным аксессуаром для переноса параметров приборов является карточка копирования Copy Card.
Для пропорционального управления скоростью вентиляторов, как одно так и трехфазных предлагаются специальные модули различных моделей.
Защита электродвигателей и механизмов с помощью PTC-термисторов
Для подобного особого применения было разработано специальное устройство, так называемый PTC–термистор для защиты электродвигателей (PTC = positive temperature coefficient, положительный температурный коэффициент)
Они производятся как небольшие таблетки, с витым проводом, покрытым лаком и изолированным от высокого напряжения с помощью гибкой термоусадочной трубки. Таким образом, они могут быть встроены в обмотку электромотора или машины. Температура срабатывания выбирается таким образом, что, когда достигается максимально допустимая рабочая температура двигателя, PTC-термистор работает в области крутого наклона на приведенной кривой зависимости. Из-за подобной конструкции достигается быстрота и точность срабатывания, которая обеспечивается достаточно простым электрическим контуром. Датчик в диапазоне Тnf от -90°С/-130°F до +160°С/+320°F работает в соответствии с DIN 44081 и DIN 44082.
Кривая показывает типичную характеристику сопротивления в зависимости от рабочей температуры
Сопротивление одиночного PTC-термистора как функция температуры PTC с полем допуска
Одиночный датчик (версия — М155) согласно DIN 44081
Тройной датчик (версия — М155), согласно DIN 44081
1) Значения для одиночных датчиков даны в таблице; для тройных датчиков значение увеличивается в 3 раза.
2) Измеряется при
3) Эксплуатация при рабочих температурах свыше 200°C/392°F допустима не более 5 часов
Внешний вид PTC-термисторов
Термисторные реле защиты двигателя TeSys LT
Эти реле защиты реагируют на фактическую температуру защищаемого двигателя.
Датчики установлены в двигателе, так как они имеют маленькие габариты, их тепловая инерция низкая, они гарантируют короткое время срабатывания и поэтому обеспечивают точное измерение температуры двигателя. Они непосредственно измеряют температуру обмоток статора, таким образом, они могут использоваться для защиты двигателей от: перегрузок, повышения температуры окружающей среды, неисправностей системы вентиляции, слишком частых процессов запуска, медленного перемещения и т.д.
Они состоят из одного или более датчиков-терморезисторов с положительным температурным коэффициентом (PTC), установленных в обмотках или в любой точке, которая может нагреться (подшипники и т.д.). Это статические компоненты с сопротивлением, которое быстро растёт, когда температура
достигает порога, называемого номинальной рабочей температурой (NOT) как показано на кривой:
Реле непрерывно измеряет сопротивление датчиков, подключенных к нему. При достижении NOT пороговой схемой определяется значительное повышение сопротивления цепи, затем следует переключение выходных контактов. В зависимости от выбранных датчиков режим защиты может использоваться для:
— сигнализации без остановки машины (NOT датчиков ниже, чем максимальная температура, заданная для защищаемого элемента);
— остановки машины (NOT достигла максимального уровня).
Эта система должна быть выполнена заранее, поскольку датчики, монтируются на обмотках при изготовлении двигателя, хотя они могут быть также установлены во время перемотки двигателя после аварии.
Выбор датчиков PTC зависит от категории изоляции и конструкции двигателя. Монтаж обычно выполняется изготовителем двигателя или квалифицированным обмотчиком электрических машин.
Эти два условия означают, что защита датчиками PTC устанавливается только на высококачественном оборудовании с дорогими двигателями.
PTC термистор термочувствительное защитное устройство — термистор
Термистор относится к термочувствительным защитным устройства встраиваемой тепловой защите электродвигателя. Располагаются в специально предусмотренных для этой цели гнездах в лобовых частях электродвигателя (защита от заклинивания ротора) или в обмотках электродвигателя (защита от теплового перегруза).
Термистор — полупроводниковый резистор, изменяющие свое сопротивление в зависимости от температуры.
Термисторы в основном делятся на два класса:
PTC-типа — полупроводниковые резисторы с положительным температурным коэффициентом сопротивления;
NTC-типа — полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления.
Для защиты электродвигателей используются в основном PTC-термисторы (позисторы Positive Temperature Coefficient), обладающие свойством резко увеличивать свое сопротивление, когда достигнута некоторая характеристическая температура (см рис. 1). Применительно к двигателю это максимально допустимая температура нагрева обмоток статора для данного класса изоляции. Три (для двухобмоточных двигателей — шесть) PTC-термистора соединены последовательно и подключены к входу электронного блока защиты. Блок настроен таким образом, что при превышении суммарного сопротивления цепочки срабатывает контакт выходного реле, управляющий расцепителем автомата или катушкой магнитного пускателя. Термисторная защита предпочтительней в тех случаях, когда по току невозможно определить с достаточной точностью температуру двигателя. Это касается прежде всего двигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременным режимом) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователей частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении двигателей или выходе из строя системы принудительного охлаждения.
Недостатком данного вида защиты является то, что с датчиками выпускаются далеко не все типы двигателей. Это особенно касается двигателей отечественного производства. Датчики могут устанавливаться только в условиях стационарных мастерских. Температурная характеристика термистора достаточно инерционна и сильно зависит от температуры окружающей среды и от условий эксплуатации самого двигателя. Они требуют наличия специального электронного блока: термисторного устройства защиты двигателей, теплового или электронного реле перегрузки, в которых находятся блоки настройки и регулировки, а также выходные электромагнитные реле, служащие для отключения катушки пускателя или электромагнитного расцепителя.
Характеристики термистора PTC-типа по DIN44081/44082
Внешний вид термисторов
Термисторная защита электродвигателей и реле термисторной защиты двигателя
Сложность конструкции тепловых реле к пускателям электродвигателей, недостаточная надежность систем защиты на их основе, привели к созданию тепловой защиты, реагирующей непосредственно на температуру обмоток электродвигателя. При этом датчики температуры устанавливаются на обмотке двигателя. Другими словами, осуществляется непосредственный контроль измерения нагрева двигателя. Прямая защита двигателя через контроль температуры обмотки даже при тяжелейших условиях окружающей среды обеспечивает полную защиту двигателя, оснащенного температурными датчиками с положительным коэффициентом сопротивления (PTC). Температурные датчики PTC встроены в обмотки электродвигателя (укладываются в обмотку двигателя изготовителем двигателей).
Термочувствительные защитные устройства: термисторы, позисторы
В качестве датчиков температуры получили применение термисторы и позисторы (РТС – резисторы) — полупроводниковые резисторы, изменяющие свое сопротивление от температуры. Термисторы представляют собой полупроводниковые резисторы с большим отрицательным ТСК. При увеличении температуры сопротивление термистора уменьшается, что используется для схемы отключения двигателя. Для увеличения крутизны зависимости сопротивления от температуры, термисторы, наклеенные на три фазы, включаются параллельно (рисунок 1).
Рисунок 1 – Зависимость сопротивления позисторов и термисторов от температуры: а – последовательное соединение позисторов; б – параллельное соединение термисторов
Позисторы являются нелинейными резисторами с положительным ТСК. При достижении определенной температуры сопротивление позистора скачкообразно увеличивается на несколько порядков.
Для усиления этого эффекта позисторы разных фаз соединяются последовательно. Характеристика позисторов показана на рисунке.
Защита с помощью позистоpoв является более совершенной. В зависимости от класса изоляции обмоток двигателя берутся позисторы на температуру срабатывания =105, 115, 130, 145 и 160 . Эта температура называется классификационной. Позистор резко меняет сопротивление при температура за время не более 12 с. При сопротивление трёх последовательно включенных позисторов должно быть не более 1650 Ом, при температуре их сопротивление должно быть не менее 4000 Ом.
Гарантийный срок службы позисторов 20000 ч. Конструктивно позистор представляет собой диск диаметром 3.5 мм и толщиной 1 мм, покрытый кремне-органической эмалью, создающей необходимую влагостойкость и электрическую прочность изоляции.
Рассмотрим схему позисторной защиты, показанную на рисунке 2.
К контактам 1, 2 схемы (рисунок 2, а) подключаются позисторы, установленные на всех трёх фазах двигателя (рисунок 2, б). Транзисторы VТ1, VT2 включены по схеме триггера Шмидта и работают в ключевом режиме. В цепь коллектора транзистора VT3 оконечного каскада включено выходное реле К, которое подает сигнал на обмотку пускателя электродвигателя.
При нормальной температуре обмотки двигателя и связанных с ним позисторов сопротивление последних мало. Сопротивление между точками 1-2 схемы также мало, транзистор VT1 закрыт (на базе малый отрицательный потенциал), транзистор VТ2 открьт (большой потенциал). Отрицательный потенциал на коллекторе транзисторе VT3 мал, и он закрыт. При этом ток в обмотке реле К недостаточен для его срабатывания.
При нагреве обмотки двигателя сопротивление позисторов увеличивается, и при определенном значении этого сопротивления отрицательный потенциал точки 3 достигает напряжения срабатывания триггера. Релейный режим триггера обеспечивается эммитерной обратной связью (сопротивление в цепи эммитера VТ1) и коллекторной обратной связью между коллектором VT2 и базой VT1. При срабатывании триггера VТ2 закрывается, а VT3 — открывается. Срабатывает реле К, замыкая цепи сигнализации и размыкая цепь электромагнита пускателя, после чего обмотка статора отключается от напряжения сети, двигатель останавливается.
Рисунок 2 – Аппарат позисторной защиты с ручным возвратом: а – принципиальная схема; б – схема подключения к двигателю
После охлаждения двигателя его пуск возможен после нажатия кнопки «возврат», при котором триггер возвращается в начальное положение.
В современных электродвигателях позисторы защиты устанавливаются на лобовой части обмоток двигателя. В двигателях прежних разработок позисторы можно приклеивать к лобовой части обмоток.
Достоинства и недостатки термисторной (позисторной) защиты
- Термочувствительная защита электродвигателей предпочтительней в тех случаях, когда по току невозможно определить с достаточной точностью температуру электродвигателя. Это касается, прежде всего, электродвигателей с продолжительным периодом запуска, частыми операциями включения и отключения (повторно-кратковременный режим работы) или двигателей с регулируемым числом оборотов (при помощи преобразователей частоты). Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении электродвигателей или выходе из строя системы принудительного охлаждения.
- Термисторная защита эффективна также при сильном загрязнении двигателей или выходе из строя принудительного охлаждения. Следующей областью применения термисторной защиты является температурный контроль в трансформаторах, жидкостях и подшипниках для их защиты от перегрева.
- Недостатками термисторной защиты является то, что с термисторами или позисторами выпускаются далеко не все типы электродвигателей. Это особенно касается электродвигателей отечественного производства. Термисторы и позисторы могут устанавливаться в электродвигатели только в условиях стационарных мастерских. Температурная характеристика термистора достаточно инерционна и сильно зависит от температуры окружающей среды и от условий эксплуатации самого электродвигателя.
- Термисторная защита требует наличия специального электронного блока: термисторного устройства защиты электродвигателей, теплового или электронного реле перегрузки, в которых находятся блоки настройки и регулировки, а также выходные электромагнитные реле, служащие для отключения катушки пускателя или электромагнитного расцепителя.
Виды термисторных реле различных производителей:
Реле термисторной защиты двигателя TER-7 ELCO (Чехия)
- контролирует температуру обмотки электродвигателя в температ. интервале, данном сопротивл. PTC термистора фиксированный настроенный уровень коммутации
- в качестве считывающего элемента применяетсчя термистор PTC встроенный в обмотку электродвигателя его производителем, возможно использование внешнего PTC сенсора
- функция ПАМЯТЬ — реле в случае ошибки блокируется до момента вмешательства персонала (наж. кнопки RESET)
RESET ошибочного состояния:
a) кнопкой на передней панели
b) внешним контактом (на расстоянии по двум проводам) - функция контроля короткого замыкани или отключения сенсора , состояние нарушения сенсора указывает мигающий красный светодиодный индикатор
- выходной контакт 2x переключ. 8 A / 250 V AC1
- состояние превышение температуры обмотки двигателя указывает светящийся красный светодиодный индикатор
- универсальное напряжение питания AC/ DC 24 — 240 V
- клеммы сенсора не изолированы гальванически, но их можно замкнуть с клеммой PE без поломки устройства, в случае питания от сети должен быть подключен нейтраль на клемму A2
Реле термисторной защиты электродвигателя РТ-М01-1-15 (МЕАНДР, Россия)
- контролирует температуру двигателей, оснащенные позисторами (термисторы с положительным температурным коэффициентом — РТС резисторы), встроенные в обмотку двигателя ( производителем).
- коммутируемый ток 5А/250В (пиковый 16А), контакты реле 1з+1р
- индикация рабочих состояний:
- (напряжение питания, срабатывание реле, перегрев двигателя, КЗ датчиков)
- напряжение питания АС 220, 100, 380 (по исполнениям)
Реле контроля температуры двигателя E3TF01 230VAC (PTC), 1 CO, TELE Серия ENYA (Австрия)
- контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя на повышение) от 6 PTC датчиков
- диапазон измерения общее сопр. холодн.
- напряжений питания 230V AC
- максимальный коммутируемый ток 250V, 5A AC (1 перекидной)
Реле контроля температуры двигателя G2TF02 (PTC), 2ПК (требуется модуль TR2) TELE Серия GAMMA (Австрия)
- контролируемая величина PTC (контр. температуры двигателя на повышение) от 6 PTC датчиков
- диапазон измерения общее сопр. холодн.
- диапазон напряжений питания спомощью модуля питания TR2 или SNT2 * (устанавливается в реле)
- напряжений питания 230V AC
- максимальный коммутируемый ток 250V, 5A AC (2 перекидных)
Реле термисторной защиты двигателя CR-810 F&F ЕвроАвтоматика (Белоруссия)
- контроль температуры электродвигателей, генераторов, трансформаторов и защита их от перегрева
- датчики РТС устанавливаются в обмотках электродвигателя производителем и в комплект не входят (термисторы РТС соединенные последовательно от 1 до 6 штук)
- напряжение питания 230V AC и 24V AC/DC
- максимальный комутируемый ток 16А, 1 переключающий контакт
- контроль КЗ в цепи термисторных датчиков
- с ростом температуры электродвигателя растет сопротивление цепи термисторных датчиков, при достижении более 3000 Ом питание отключается (реле разрывает цепь питания катушки контактора), включение происходит автоматически при снижении температуры и соответсвенно сопротивления до 1800 Ом.
Реле контроля температуры двигателя MTR01, MTR02 BMR (Чехия)
- Реле контролирует температуру обмотки электрического двигателя. Принцип действия основан на измерении сопротивления термистора, встроенного в двигатель.
- Устройство также контролирует короткое замыкание или пропадание фазы. Реле имеет один выходной перекидной контакт на ток 8 А.
- Модификация MTR01 24V/ MTR02 24V предназначена для напряжения питания 24 В. Остальные параметры.
- MTR02 с гальванической изоляцией
- Сопротивление PTC в раб. режиме 50 Ω < PTC < 3,3 кΩ
- Сопротивление PTC в авар. режиме PTC > 3,3кΩ или PTC < 50Ω
- Отключение аварийного режима PTC < 1,8 кΩ + RESET
- Номинальный ток 8 A (15А — пиковый ток), 1 перекидной контакт
Реле контроля температуры двигателя BTR-12E BTR Electronic Systems, «METZ CONNECT» (Германия)
- реле термистор применяется для защиты моторов от термических перегрузок, возникающих при механических перегрузках в приводах или при использовании электродвигателей под перенапряжением. Для регистрации температуры применяется РТС = сопротивление с позитивным температурным коэффициентом, которые позиционируются в месте наибольшего нагрева.
- выпускается с памятью ошибки и без ЗУ (запоминающее устройство)
- напряжение питания 230V AC / 24V AC/DC
- предельно допустимый ток контактов 6А (1 или 2 переключающих контакта)
Реле термической защиты Grundfos MS 220 C Grundfos/Ziehl (Германия)
- Реле Grundfos MS 220C предназначено для преобразования термисторного сигнала в релейный и передачи его на пускатель в насосах с мощностью двигателя более 3.0 кВт.
- напряжение питания AC/DC 24 — 240V (и др. в зависимости от исполнения 110,400V)
- 1 CO, ток контактов 6А
Реле контроля температуры двигателя серии 71.91 и 71.92 Finder (Италия)
Термисторное реле определения температуры для промышленного применения.
Реле Finder термисторной защиты двигателя [71.91.8.230.0300]
- 1 нормально разомкнутый контакт, без памяти отказов
- Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
- Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
- Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
- Индикация состояния с помощью светодиода
- Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
- Выявление короткого замыкания с помощью PTC
- Выявление обрыва провода с помощью PTC
Реле Finder термисторной защиты двигателя (с памятью) [71.92.8.230.0401]
- Термисторное реле с памятью отказов
- 2 перекидных контакта
- Питание 24 В переменного/постоянного тока или 230 В переменного тока
- Защита от перегрузок в соответствии с EN 60204-7-3
- Положительная предохранительная логическая схема размыкает контакт, если значения измерений выходят за пределы приемлемого диапазона
- Индикация состояния с помощью светодиода
- Определение температуры с положительным температурным коэффициентом (PTC)
- Память отказов выбирается переключателем
- Выявление короткого замыкания с помощью PTC
- Выявление обрыва провода с помощью PTC
Термистор с положительным температурным коэффициентом (PTC-термистор)
PTC-термистор или термистор с положительным температурным коэффициентом это пассивный элемент, у которого при росте температуры возрастает его сопротивление. Может применяться для измерения температуры, защиты электронных компонентов от перегрева или от высокого значения силы тока. Через термистор проходит как постоянный, так и переменный ток. И так как ток может течь в обе стороны, то при подключении термистора полярность не суть как важна.
Обозначение PTC-термистора на электрических схемах
На электрических схемах PTC-термистор обозначается подобным образом, как и NTC-термистор. Отличительной особенностью может быть дополнительный символ +t° , который явно указывает на PTC.
Классификация PTC-термисторов
Можно выделить два вида PTC-термисторов:
- Линейные. Эти кремневые компоненты используют в качестве датчиков температуры. Они имеют почти линейную зависимость сопротивления от температуры. Их еще называют силисторами.
- Нелинейные. Когда температура достигает порогового значения, сопротивление этого компонента резко возрастает. По названию становиться понятно, что работа описывается нелинейной функцией. Если встретите термин переключательный термистор, то знайте, что речь идет о нелинейных PTC-термисторах.
Отличие PTC от NTC
Принцип работы PTC-термистора отличается от NTC. Обычно используют два разных метода для применения нелинейных термисторов:
- Внутренний нагрев. В зависимости от протекающего тока термистор может нагреваться и реагировать на свою же температуру — его сопротивление будет увеличиваться.
- Внешний нагрев. При этом методе термистор устанавливается на объект или отслеживает температуру среды. В таком случае он будет защищать какой-либо компонент схемы или электронную схему.