Кульман для черчения (старого образца и электронный) – что это такое?
Ещё каких-нибудь три десятка лет назад не только в нашей стране, но и по всему миру в просторных залах конструкторских бюро стояли рядами многочисленные кульманы. С тех пор прошло не так уж много по историческим меркам времени, но и его было достаточно, чтобы разительным образом изменить интерьеры таких КБ. Сейчас в них главным рабочим инструментом является компьютер и его разнообразная свита в виде периферии, представляющей различные печатающие устройства. Но во многих КБ где-нибудь в углу ещё можно увидеть стоящие, собранные в кучку, покрытые пылью старые кульманы. Для нашего времени кульман чертёжный уже стал полноценным анахронизмом, таким же, например, как арифмометры в век калькуляторов. Некоторые конструкторы даже дома имеют ещё подобный старомодный кульман, хотя давно уже забросили его и пользуются компьютерными программами. Эти «мамонты» чертёжного дела утратили полностью своё практическое применение, и их время безнадёжно прошло.
Что такое кульман?
Молодому поколению, пожалуй, потребуется увидеть фото кульмана, чтобы представить, о чём идёт речь. Кульманом называется прибор для черчения, имеющий пантографную систему и представляющий собой прямоугольную деревянную доску, которую можно устанавливать вертикально или под любым углом наклона.
История изобретения кульмана
В своё время эти приборы изготавливала немецкая фирма, которая так же, как и сам прибор унаследовала название от его изобретателя и основателя Франца Кульмана. Хотя есть и другая (правда, ошибочная) версия, что этот чертёжный прибор изобрёл другой немецкий инженер Карл Кульман. Итак, изобретя этот графический инструмент, включающий в себя чертёжную доску, пантограф – металлическую раму-параллелограмм с подвижными шарнирными сочленениями и лампу, укреплённую на кронштейне, Франц Кульман основал фирму «Franz Kuhlmann KG», которая стала изготавливать эти изделия для всего мира. До тех пор, пока не появились персональные компьютеры, и для них не были созданы программы систем автоматического проектирования (САПР), кульман для черчения не имел никакой альтернативы – он являлся главным рабочим инструментом для армии чертёжников, проектировщиков и инженеров-конструкторов.
Устройство кульмана
Вряд ли кому в голову придёт изготовить кульман своими руками, поскольку, это намного сложнее, чем сделать мольберт. Несмотря на громоздкость, кульман достаточно точное механическое устройство, позволяющее рисовать в плоскости доски прямые линии произвольной длины и под произвольными углами. Прибор мог иметь два варианта подвижной рамы:
- пантографный механизм представлял собой систему стальных рычагов, которые через шарнирные соединения образовывали параллелограмм;
- механизм координатного типа с двумя строго перпендикулярными профилями, по которым могла перемещаться каретка.
На параллелограмме или одной из кареток крепилась угломерная (делительная) головка, от которой исходили под углом 90 градусов две масштабные линейки. На линейках обычно был нанесён разный масштаб, а сами они имели неодинаковую длину: вертикальная имела длину 300 мм, а горизонтальная – 500 мм. Линейки делались из армированной металлом прозрачной пластмассы или тонкостенного стального профиля. Точность угломерной головки составляла 5′, а её положение можно было зафиксировать в любом положении. Использовались одновременно прямая и обратная шкала отсчёта. С помощью приспособления для смещения головки выполнялись построения проекций под углом. В устройстве предусмотрен тормоз, фиксирующий положение головки. Головку можно поворачивать перпендикулярно к плоскости доски. Была предусмотрена установка печатающего устройства, штриховальных приборов, инструментов для юстировки линеек и т.д.
Особенности эксплуатации кульмана
Поскольку проектирование с помощью кульмана велось на листе ватмана, то оно осуществлялось в трёх плоскостях:
- вид спереди;
- вид сбоку;
- вид сверху.
Созданная позднее САПР позволяла сразу делать трёхмерные проекции и часто применяла обратный подход, когда уже после создания трёхмерной модели детали создавались её отдельные проекции.
Электронные кульманы
В настоящее время кульманы в качестве средств проектирования в КБ и на предприятиях России используются всё реже, поскольку не могут конкурировать с САПР по скорости разработки, к тому же значительно облегчает работу конструктора. И хотя, обыкновенный механический кульман уступил свои позиции, на смену ему пришёл электронный кульман в разных вариациях.
Видео о кульмане для черчения
Кульман PROFI PLUS МТ
Это полноценная чертёжная система, пригодная для использования как дома, так и на работе. Наклон доски регулируется четырёхступенчатой противоскользящей подставкой. Рейсшина имеет функцию блокировки и механизм стоп-энд-гоу. Комплектуется профессиональной чертёжной головкой.
Интерактивный стол Isis
Характеризуется интерактивными возможностями при простоте использования. Вертикальное или горизонтальное положение стола и программное обеспечение позволяет использовать его в роли интерактивной доски, кульмана, фотоальбома, карты, инструмента для презентаций. Устройство имеет гладкую ламинированную светоотражающую столешницу с изменяемой высотой и любым углом наклона. Отдельно к системе можно приобрести интерактивный проектор с ультракоротким фокусом.
Интерактивный кульман
В этом интерактивном кульмане при прежней простоте использования предусмотрены дополнительные интерактивные возможности. Этот комплекс не только отличается многофункциональностью, но и мобильностью, поскольку приспособлен для передвижения. В его состав входят:
- белая доска размерами 1440х900 мм, снабжённая передвижным механизмом с электрической регулировкой;
- ноутбук;
- интерактивный короткофокусный мультимедийный проектор, подключаемый к ноутбуку.
- мобильность позволяет быстро переместить его без разборки;
- с помощью интерактивного проектора любые изменения, произошедшие на доске, считываются и переносятся тотчас же в компьютер;
- очень удобен не только для рисования и моделирования, но и презентаций и демонстраций;
- высотой и углом наклона интерактивной доски легко управлять с пульта электрического механизма;
- снабжён горизонтальной выдвижной полкой для установки ноутбука;
- для мультимедийного проектора предусмотрено верхнее крепление.
Электронный кульман «iTable»
Компания «Nettle» ещё в 2011 году представила миру голографический стол «NettleBox», которые представлял собой систему визуализации, формировавшую у наблюдателя ощущение реальности демонстрируемого объекта. А компания «Неолант» порадовала электронным кульманом «iTable», который смог заменить все элементы, которые использовались в ходе презентаций: экран, проектор, ноутбук.
«iTable» — это, по существу, программно-аппаратный комплекс, в котором объединились электронный стол и сенсорный экран. Под работу на нём можно адаптировать программное обеспечение, которое создано для решения оригинальных задач разных заказчиков, или взятое от «Autodesk». В случае использования системы автоматического проектирования «Autodesk» становится способен выполнять все функции старого доброго кульмана. С этим архаичным чертёжным инструментом «iTable» роднит огромная величина экрана, достигающего в диагонали 60 дюймов, но современное устройство имеет ещё и прекрасные демонстрационные возможности. Поскольку «iTable» имеет очень удобную и функциональную сенсорную интерактивную панель, то с его помощью становится проще работать с объектами проектирования. Например, для просмотра объекта в двухмерном или трёхмерном пространстве можно задать координаты точки, если дотронуться до экрана пальцем в нужном месте изображения. У экрана есть гидравлический подъёмник, с помощью которого его положение можно изменять с вертикального до горизонтального. С помощью этого устройства идеально демонстрировать конструкторские разработки, обходясь при этом без привычных устройств: экрана, проектора и компьютера.
К тому же, «iTable» можно использовать в качестве дублирующего экрана, если подключить его к компьютеру. Для совместного функционирования двух устройств предназначено решение «Autodesk Inventor» с функцией ассоциативности. Если на компьютере изменить деталь, то это отобразится на модели объекта, видимой на «iTable».
А Вы когда-нибудь пользовались кульманом или знаете его только по картинкам? Расскажите об этом в комментариях.
Еще немного чертежных штук
На картинке набор лекал (“французские” кривые в терминологии англоговорящих стран).
Для построения плавных кривых, которые нельзя построить циркулем и линейкой, используют лекало На фото выше набор готовых лекал, но существуют также гибкие лекала – их сгибали по месту. Работают ими так:
Заранее, по таблице или другим способом построили контрольные точки 1-12. Если их соединить прямыми – будет ломанная, если соединять окружностями – получатся изломы в точках. Если же вести линию рукой на глаз – то результат не гарантируется. На картинке кривая 1-6 уже построена. Для построения кривой 6-9 подбирают лекало и место на лекале так, что бы край лекала проходил через точки 6-9 точно, а еще чтобы попадал в точки 5 и 10 – про запас, и обводят. Хотя в 2020 кривые Безье в любом векторном редакторе смотрят на лекала как на говно мамонта.
Обратите внимание на этот красивый пластик. Это целлюлоид – нитроцеллюлоза, очень старый (разработан в 1870) и очень горючий пластик. Если вы в детстве поджигали линейки которые бодро горели с кучей дыма – то это он. Распознать не сложно – для пластификации используется камфора, если такой пластик пошкрябать ножиком и понюхать – будет отчетливый запах камфоры.
В черчении их использовали несколько разных. Рейсшина нужна для проведения множества параллельных линий, и их придумано несколько конструкций.
Классическая Т-формы, она скользит по краю чертежной доски. Если нужна линия под углом – изволь добавить угольник, как на фото. Простая и дешевая она обладала недостатком – нужна чертежная доска, края которой ровные и перпендикулярные.
Роликовая рейсшина, она же инерционная рейсшина – внутри мощный стальной ролик с обрезинеными концами, риской-витком и шкалой для равномерной штриховки. Катается по листу, сохраняя ориентацию, что невероятно удобно для штриховки. Могучая и тяжелая, увы, не всегда переживала падение со стола в целости.
Веревочная рейсшина, часто ее называют просто рейсшиной. Использует ролики и натянутую бечевку/леску для параллельного перемещения.
Трафарет для стирания
Эти трафареты используются для стирания определенной линии или точки, не задевая окружающий чертеж. Просто накладываем и через него стираем. Изготавливаются из тонкой (0,15-0,2 мм) и упругой стали, пластик для этих целей подходит плохо. На али гуглить по ключевым словам “eraser stencil” и “eraser shield”.
Кисть для смахивания ошметков ластика с чертежа, беличья и очень мягкая. Для этих же целей иногда использовали кроличью лапку.
Линейки и трафареты
Наверняка такую линейку вы видели – это офицерская линейка:
Вот самая близкая мне — с элементами принципиальных схем:
Трафарет с элементами крепежа:
Трафарет с чертежным шрифтом:
Трафарет с различными геометрическими фигурами, и я предполагаю – для блок-схем:
Какое же черчение без карандашей. В учебнике по черчению упоминаются карандаши твердостью 2Т, Т, ТМ, М, 2М. Предполагается, что все временные построения делаются карандашом 2Т и затем стираются. Но мой дед поделился со мной хитростью вручив карандаш твердостью 7Т, он есть на фото, синенький:
Я на тот момент даже не знал, что такие твердые карандаши бывают. Линии оставленные им столь бледные, что их можно было не стирать. Пока мои одногруппники тратили время на удаление ластиком всего лишнего – я довольный собой сдавал чертеж не прикоснувшись ластиком вообще – не присмотревшись вспомогательные построения не было видно.
Ну и на последок фото не имеющее отношение непосредственно к черчению, трафареты шрифтовые:
Для вас работал инженер Павел Серков
мой сайт: http://serkov.me (на котором есть форма подписки для получения моих постов на почту)
Поддержать
3 года назад
Да! Да! И именно в этом месте она у всех была всегда поломана)))
раскрыть ветку
3 года назад
Поступил в вуз в 2002 году, мамка передала богатую чешскую готовальню. Честно пытался рисовать болт в разрезе на начерталке, но по итогу все равно все равно мамка за меня сделала все курсовики за один вечер.
Принес защищать, препод на меня посмотрела и говорит: Ты чо меня за дуру держишь, разве я не вижу, что тут чертил человек со стажем не менее 10 десяти лет. Только не могу понять кто это. Всех шабашником города я по почерку я узнаю.
раскрыть ветку
3 года назад
И не надо смотреть на лекала как на говно. Я модельщиком работаю, лекала требуются постоянно при вычерчивании модели в натуральную величину. А циркули немного большие, всегда сразу несколько — стоя́т с нужными размерами ( на втором фото).
раскрыть ветку
3 года назад
А ещё это трафарет повстанцев из далёкой галактики
3 года назад
Рейсшина, рейсшина. Линейка-каталка!
раскрыть ветку
Похожие посты
3 года назад
Начертательная геометрия
Вспомнилось по прочтении этого поста.
В школе, а в последствии и в ВУЗе мне очень нравилось черчение. Как говорила преподаватель в ВУЗе «У вас исключительное пространственное мышление. «. К примеру, я полностью давал решение любой задачи, не дожидаясь, когда преподаватель до конца расскажет условие задачи. У меня всегда было отлично по начерталке, пол потока были моими клиентами, а когда приехали заочники, я думал, что поймал бога за бороду. Денег было много, работы ещё больше. И к счастью так было каждый год.
Тем не менее я на первой же графической работе получил трояк. Первым же заданием было подписать титульный лист альбома чертежей. В соответствии с требованиями ЕСКД. Я честно старался, вымерял миллиметры, выводил буквы чертежным шрифтом. Но делал я это так, как привык в школе. Т. Е. Геометрические размеры я задавал только заглавных букв. А высоту прописных принимал на глазок. В зависимости от высоты заглавных. На мелочь же, в виде толщины линии и ширины букв я вообще не обращал внимание. Наклон букв также задавался на глаз.
Какого же было мое разочарование, когда я получил своё творение, исписанное шариковой ручкой с красной пастой. Но самое большое моë открытие было то, что на разных линейках могут быть разные миллиметры.
С тех пор всегда стараюсь при покупке измерительных инструментов брать с собой типа «эталон»
Стол художника своими руками
Художники часто нуждаются в особом рабочем пространстве, где они могут расположить свои краски, кисти и холсты. Создание стола художника своими руками — отличный способ настроить рабочее место под себя и сэкономить деньги.
Парта для черчения
Rocada Кульман
Чертеж стола
Инструкция по созданию стола художника
1. Шаг 1: Подготовка материалов и инструментов.
2. Шаг 2: Изготовление основы стола.
3. Шаг 3: Создание рабочей поверхности.
4. Шаг 4: Добавление дополнительных элементов.
5. Шаг 5: Отделка и покраска стола.
6. Шаг 6: Финальные штрихи и проверка стабильности.
Столы для художественной школы
Кисти и краски
Полка для художественных принадлежностей
Рабочее место дизайнера
Деревянные столы для художников
Стеллаж для рукоделия
Кисти и краски на столе
Team 7 Sol
«Малевичъ» мл-29 студийный мольберт бук 60х108 см
Мольберт Mabef m/14
WINMODELS модуль-органайзер
Материалы для рисования
Фотографии процесса создания
В этой статье вы найдете большое количество фотографий, которые помогут вам понять каждый шаг процесса создания стола художника. Вы сможете увидеть, как подготовить материалы, как собрать основу стола, как создать рабочую поверхность и многое другое. Фотографии помогут вам визуализировать каждый этап и сделать процесс создания стола более понятным и увлекательным.
Из истории вещей — кульман и ватман
Я заканчивал технический вуз и в отличии от современных студентов, которые наверное уже все свои чертежи сдают в электронном виде (так ли?) очень плотно общался в ватманами. Кстати, и с кульманами тоже. Давайте узнаем подробнее — как произошли эти названия вроде бы обыденных вещей?
В советском кино был свой набор штампов. Если хотели показать успехи социалистической индустрии, снимали дымящиеся трубы металлургического завода. Широкие колхозные поля с комбайнами завода «Коммунар» символизировали процветающее сельское хозяйство. А ежели хотели показать мощь инженерного труда, демонстрировали уходящие за горизонт ряды кульманов в конструкторском бюро. Кинематографистам приятно было снимать кульман, потому что выглядел этот прибор внушительно.
На тяжелом металлическом станке крепилась большая деревянная доска. С доской сопрягалось устройство, позволявшее проводить на чертеже прямые линии заданной длины и под заданным углом. Устройство это было, как правило, металлическим шарнирным параллелограммом. На одном конце параллелограмма закреплялась головка с двумя взаимно перпендикулярными линейками, которую можно было поворачивать на любой фиксированный угол. К другому концу иногда прикреплялся внушительный груз-противовес, облегчавший перемещение всей этой «мухорайки» над доской в любое место чертежа.
Нехитрое устройство, правда? Но без несложного этого прибора все гениальные замыслы инженеров не легли бы на чертеж, а значит, не нашли бы своего логического завершения в металле.
Так что большое спасибо кульману. И Кульману тоже. Я имею в виду инженера и математика Карла Кульмана (Carl Culmann) (1821-1881), который этот чертежный прибор придумал. Родился К. Кульман в городке Бад Бергцаберн в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, на самой границе с Францией. Его отец был пастором, а сына хотел видеть инженером. Мечта престарелого родителя осуществилась. Карл выучился в одном из лучших технических заведений тогдашней Европы – Политехнической школе в Карлсруэ. В 1841 году он стал инженером-мостостроителем. Это было славное время, когда строящиеся железные дороги «сшивали» еще политически разрозненную Германию в единое государство. Работы К. Кульмана, в особенности посвященные расчету фермовых конструкций, были востребованы. Он руководил постройкой многих мостов на юге Германии, в Бадене и в Баварии.
С 1849 по 1852 год Карл Кульман совершил путешествие по Франции, Англии и США. Для этой поездки он даже специально выучил английский язык. Французский же Кульман, как житель пограничного Бадена, неплохо знал с детства. Тем более, что несколько лет в отрочестве он был кадетом военной инженерной школы во французском городе Мец. Вернувшись из путешествия по Англии и США, Карл Кульман издал справочник, в котором были подробно описаны конструкции всех увиденных им английских и американских мостов. Те, кому довелось изучать сопромат, наверняка строили эпюры распределения нагрузок в балках. А значит, пользовались методами графического расчета конструкций, предложенными К. Кульманом. Эти методы были изложены в его главной книге «Графическая статика», написанной в 1866 году. В 1855 году в Цюрихе был организован Политехнический институт. Кульман стал профессором этого учебного заведения и занимал кафедру до самой своей смерти. «Чертеж – язык инженера», – справедливо говаривал старый профессор.
И немало потрудился для того, чтобы язык этот стал четкими и выразительными. Карл Кульман изобрел тот самый прибор для быстрого и аккуратного изготовления чертежей, который и носит теперь его имя. Впрочем, «кульманом» рабочее место инженера или архитектора называется только по-русски. В прочих языках прибор для создания чертежей вручную называют «чертежной доской» (drafting table, Reißbrett, planche à dessin). Там, где это благородное устройство еще не заменили компьютеры с программами автоматизированного проектирования (CAD). Но когда я и мои сверстники заканчивали институт, об автоматизированном проектировании еще не слыхали.
И знакомства с изобретением дедушки Кульмана почти никто из инженерных работников прошлых поколений не избежал. Кто-то простоял у кульмана несколько лет. А кто-то – изрядную часть своей жизни.
Где кульман, там и ватман. Эта плотная белая бумага с шероховатой поверхностью специально предназначалась для рисования на ней карандашом или тушью.
Собственно говоря, если бы не чудеса транскрипции английских имен кириллицей, называться бы этой бумаге вотменом, поскольку выпускать эту бумагу начал английский промышленник Джеймс Уотмен (James Whatman) (1702-1754). Но ничего не поделаешь – ватман, как название бумаги для чертежников, в русском языке уже прижился. Так же, как и персонаж Конан-Дойля доктор Ватсон, который по всем правилам должен бы быть Уотсоном. Джеймс Уотмен родился в небольшой деревушке недалеко от Мейдстона (графство Кент).
Этот город в 18-м веке был центром бумажного производства в Англии. Но сперва Дж. Уотмен поработал дубильщиком кож. И лишь затем сменил эту грязную работу на ремесло более чистое и почетное, в котором и прославился. В 1733 году Уотмен открыл собственное производство бумаги. Он, естественно, хотел разбогатеть. И потому решил стать производителем самой лучшей в тогдашней Европе бумаги. Быть лидером в бумажном производстве во времена Уотмена было не менее почетно и выгодно, чем нынче возглавлять какую-нибудь компанию мобильной связи. Бумага – дорожное полотно прогресса. В 18-м веке в этом уже никто не сомневался. Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается.
Как часто случается, в осуществлении мечты помог удачный брак. В 1740 году Уотмен женился на вдове своего друга Ричарда Харриса, которую звали Энн. Вскоре после женитьбы, соединив капиталы свои и супруги, Дж. Уотмен купил бумажную фабрику «Turkey Mill» («Индюшиная мельница»). Средств хватило не только на покупку здания и оборудования. У Дж. Уотмена были деньги и на то, чтобы собрать на своем производстве самых опытных британских мастеров. Таким образом, самые лучшие в стране работники трудились у него на всех операциях, даже на предварительном разборе тряпичного сырья.
Да, да! Высокое качество бумаги, которую производила фабрика Дж. Уотмена, определялось, среди прочего, тем, что делали ее исключительно из льняных и пеньковых тряпок. Так получалась более чистая, чем из древесины, целлюлоза. И другой секрет Дж. Уотмена: «сваренную» из тряпичных лоскутков горячую целлюлозную массу не выкладывали на просушку, как обычно, на решетки из продольных и поперечных металлических прутьев. Ведь в тех местах, где бумага касалась прутьев, ее слой был менее плотным. Разглядывая на просвет такую бумагу, можно было увидеть следы от прутьев, «водянные знаки». Дж. Уотмен придумал новую форму для просушки, с сеткой из тонкой ткани. Сквозь ткань стекала вода, а целлюлозная масса, бумага, оставалась. После остывания такая бумага становилась плотной и однородной, с шероховатой поверхностью.
На такой поверхности карандаш оставлял хорошо видимый след. И акварельные краски хорошо ложились на плотную бумагу. Ясно, что первыми «влюбились» в бумагу Уотмена художники. Тринадцать лет потребовалось для того, чтобы производившаяся Уотменом бумага стала стандартом превосходной бумаги для рисования, письма и печати как в Великобритании, так и в США. И в течение 30 лет никто, кроме фабрики Уотмена, такую бумагу не производил.
В те годы в Европе бумага для письма и книгоиздания производилась в ничтожных количествах. Ее изготавливали вручную, используя решетчатые пресс-формы. Листы получались грубыми, с хорошо различимым рельефом, оставляемым прессом. С одной стороны это позволяло легко маркировать бумагу фирменными водяными знаками, которые в данном случае правильней назвать рельефными. С другой — бумага получалась рыхлой, пористой. Она плохо удерживала чернила (они впитывались в толщу бумажного листа, штрих получался слишком бледным). И была недолговечной. Книги, изданные на этой бумаге, быстро приходили в негодность. И для сохранения формы бумажных страниц, чтобы они не коробились, книгу приходилось оснащать жесткой обложкой из деревянных дощечек.
Над совершенствованием бумажного производства работали многие производители. Но надо понимать — впуском бумаги в начале XVIII столетия занимались маленькие мастерские, а не огромные фабрики, как сегодня. Масштабы производства диктовались низким спросом на бумагу. Книг выпускалось немного, бумага для письма еще не относилась к товарам массового спроса.
Главным потребителем бумаги были типографии, издающие религиозную литературу. Если купить хороший роман в лондонских книжных лавках того времени было практически невозможно, то Библию — без особых проблем. Библия была и главным семейным чтивом, и основным школьным учебником, и книгой на каждый день.
В начале 1750-х годов (точная дата неизвестна) лондонский издатель, владелец типографии Джон Баскервиль начал поиски такой бумаги, на которой не стыдно было бы издать уникальную Библию. Баскервилю пришла в голову смелая идея — издать «королевскую» Библию, лучшую из лучших, но при этом доступную простым смертным. Если уж выкладывать деньги за книгу, то за такую, что прослужит всю жизнь, да еще и ни одному поколению.
Личность Баскервиля сама по себе уникальна. Он прославился выпуском великолепных по качеству книг — в том числе и той самой Библии, которая вышла в свет в 1763 году. Но при этом Джон Баскервиль был… атеистом. Представляете, в XVIII столетии! Во времена, когда еще действовала Инквизиция. Когда слово «атеист» имело то же значение, что и «еретик».
Человек науки, Баскервиль революционизировал типографское дело. Он, по сути, стал основателем современного книжного дизайна. Разработал стандартные для книгопечатания шрифты (они повсеместно применялись до 20-х годов ХХ столетия), ввел широкие поля на книжных страницах и межстрочные интервалы, облегчающие чтение.
По собственному желанию Баскервиль был похоронен на неосвященной земле возле своего дома. Он умер в 1775 году на 69-м году жизни… Нам знакома его фамилия, верно? По рассказам Конан Дойля о Шерлоке Холмса. Да, рассказ «Собака Баскервилей» имеет отношение к Джону Баскервилю. Как и персонаж романа Умберто Эко «Имя розы» Вильгельм Баскервиль. Это дань памяти великому издателю.
Когда совсем еще молодой Джон Баскервиль посетил бумажную мастерскую Ватмана, ее владельцу, Джеймсу Ватману было ненамного больше лет, чем начинающему издателю. Их разделяли всего четыре года разницы в возрасте. Но Джеймс уже поднаторел в бумажном производстве, имел хорошую клиентуру и преуспевал.
Баскервиль осмотрел образцы бумаги, выпускаемой мастерской Ватмана, и посетовал, что не видит подходящего сорта для издания своей Библии. Тогда Ватман показал ему «секретный» образец, над которым работал несколько лет. Это была плотная белая бумага с идеально ровной поверхностью. В левом углу листа просматривался фирменный водяной знак Ватмана. Баскервиль пришел в полный восторг. Он тут же заявил, что готов сделать крупный заказ. Но Ватман его горячность остудил — лист существовал в единственном экземпляре. Джеймс еще не отработал технологию изготовления этой бумаги.
Дело в том, что для получения гладкого плотного листа Ватман использовал сильно измельченное тряпье. А потом жидкую массу высушил между двумя шлифованными каменными плитами. Лист сушился очень долго. При такой технологии изготовить запас бумаги для издания книги не представлялось возможным.
Прошло около года. И однажды Джеймс послал своего помощника к Баскервилю — с образцами новой бумаги. За это время Ватман изобрел нужную технологию. Бумажная масса выкладывалась на очень мелкую металлическую сетку. Настолько мелкую, что ячейки сетки не оставляли следов на высохшем листе. То есть ячейки были соизмеримы с величиной волокон — масса при этом измельчалась, буквально, в однородную кашу. Помимо этого Ватман использовал отбеливатель и клей, которым пропитывал поверхность готового листа. Баскервиль был на седьмом небе от счастья. Он выкупил весь запас бумаги и оплатил ее производство на год вперед.
Первым изданием с применением ватмана стал сборник произведений Вергилия, выпущенный в 1757 году все тем же Джоном Баскервилем. Ну, а самое знаменитое издание — Библия 1763 года.
Сам изобретатель новый сорт бумаги назвал «тканной» или «веленевой» бумагой — по типу использованного сырья и для подчеркивания тончайшей и ровной структуры листа бумаги, который можно было сравнить с самой тонкой тканью. Отличительными особенностями новой бумаги были прочность, белизна листа и отсутствие на нем следов от пресс-формы.
Так появился ватман — один из самых популярных сортов бумаги для делового и художественного применения. В художественном творчестве он используется для рисования акварелью. Впервые его в этом качестве опробовал Томас Гейнсборо, британский живописец, современник Джеймса Ватмана. И оценил ее очень высоко.
В 1759 году Джеймс Ватман умер.
После смерти Дж. Уотмена его сын, Джеймс Уотмен II, в возрасте 21 года унаследовал предприятие. При нем фирма заняла ведущие позиции в мировом бумагоделательном производстве, а ее продукция стала называться ватманской бумагой, или попросту ватманом. Компания Watman существует до нынешнего дня. Но сейчас она производит медицинское оборудование. А прославленная бумагоделательная фабрика «Turkey Mill» сейчас превращена в бизнес-парк, территорию которого, среди прочего, используют для празднования свадеб.
Да, кстати — ватманом эта бумага называется, преимущественно, в России. А за рубежом — и ватманом, и веленевой бумагой. Эта бумага незаменима для чертежных работ. Из нее изготавливают альбомы для рисования, бланки для важных бумаг и многое другое.
А казалось бы — всего лишь бумага.