Морение – это один из немногих способов придать дереву благородный вид и цвет
Морилка – жидкость для придания древесине определенного цвета. Морение – это один из немногих способов придать дереву благородный вид и цвет, присущие ценным породам. В результате обработки древесины разные волокна впитывают морилку в большей или меньшей степени, за счет этого ярче проявляется естественный рисунок. Морилка впитывается лучше, если волокна древесины влажные и рыхлые, пористые. Очень плохо она впитывается в смолистую древесину хвойных пород. Если нужно применить морение, например, на древесине сосны, то для получения удовлетворительного (видимого) результата необходимо предварительно ее обессмолить – с помощью специальных методов избавить от высокого содержания смол.
Морилка может выпускаться в виде порошка – для начала работы ее следует разбавить водой. От концентрации порошка в воде зависит интенсивность цвета. Можно приобрести морилки на масляной (смолистой) или спиртовой основе. Сухую древесину перед началом обработки шлифуют, очищают от пятен и пыли, затем увлажняют. Морилку необходимо равномерно нанести на поверхность древесины с помощью поролонового тампона, кисти или пульверизатора. При обработке наносится достаточное количество состава и равномерно распределяется по поверхности (вдоль волокон) древесины. Главная задача — не допустить образование потеков. Древесина впитает столько морилки, сколько позволяют ее характеристики – влажность, смолистость и пр. Излишки морилки на водной основе, которые не впитались в древесину, можно промокнуть сухой тканью. Морилка на спиртовой основе впитывается и сохнет быстрее, промокать ее обычно нет необходимости. Повторное нанесение морилки, как правило, существенно не меняет полученного цвета.
Морение древесины проводят как на горизонтальных поверхностях (на полу), так и на вертикальных (на стенах и разнообразных изделиях из дерева). При морении вертикальной поверхности обработку начинают снизу.
Состав морилки обычно позволяет лишь придать цвет древесине и подчеркнуть ее природный рисунок. Морилка не защищает дерево от разнообразных внешних воздействий – истирания, действия воды, разнообразных микроорганизмов и насекомых. Для того чтобы защитить древесину, после морения наносят подходящий лак – количество слоев зависит от интенсивности использования поверхности.
В настоящее время производители лакокрасочных материалов больше внимания уделяют выпуску продукции, обладающей комбинированными свойствами. Можно приобрести лак для деревянных поверхностей, который одновременно будет тонировать древесину, то есть отчасти выполнять функции морилки. Производятся полупрозрачные и непрозрачные морилки, которые, в отличие от традиционной, обладают и защитными качествами.
Каждый производитель выпускает морилку нескольких цветов, имитирующих окраску ценных пород древесины. Цвет, представленный на упаковке или на образце в магазине, может значительно отличаться от того, который будет получен в результате самостоятельного морения древесины. Чтобы понять – каким будет цвет, нужно нанести морилку на небольшой участок поверхности и дать ей высохнуть. Если результат окажется приемлемым, можно продолжить работу.
Как придать дереву темный цвет. Как придать дереву благородный оттенок?
Как придать дереву темный цвет. Как придать дереву благородный оттенок?
Придать недорогому дереву оттенок благородной древесины можно с помощью целого ряда составов.
В розничной продаже встречаются морилки в виде сухих порошков и спиртовых растворов. Основа большинства натуральных составов – гуминовый краситель, который добывают из бурого угля или торфа. Он одинаково хорошо растворяется в спиртах и в воде, глубоко проникает в структуру дерева. Гуминовая кислота придает древесине насыщенный и ровный орехово-коричневый цвет, устойчивый к воздействию ультрафиолетовых лучей. Другое название этого красителя «ореховый бейц».
Плотность цвета можно варьировать, меняя концентрацию препарата или количество нанесенных слоев. Важная отличительная особенность морилок и протравочных растворов от красок – прозрачность. Впитываясь в структуру дерева, они не образуют на поверхности пленок, сохраняют рисунок текстуры, придавая ему более благородный цвет.
Декоративные морилки на водной основе готовят из сухого порошка, растворенного в воде до нужной концентрации. Их удобно наносить ручным и механическим способами, они ровно ложатся на поверхность древесины. Недостаток водного раствора – образование ворса на поверхности вследствие набухания волокон. Поэтому необходима легкая промежуточная шлифовка перед окончательной отделкой лаками. Разведенный состав долго не хранится.
Морилки на спиртовой основе производят в виде готовых растворов с широкой цветовой гаммой. Работать с такими растворами сложнее, чем с водными, так как они очень быстро сохнут и имеют резкий запах. Качественно окрасить поверхность спиртовой морилкой можно только краскораспылителем (работать лучше в респираторе и перчатках). Кисточкой можно покрывать только небольшие поверхности. Успевшие высохнуть слои, накладываясь друг на друга, создают неровную, грязную окраску.
Морилки на основе спирта — неводостойки и нуждаются в защитном лаковом покрытии. Преимущество перед водными морилками – отсутствие ворса.
Соли металлов тоже придают древесине различные оттенки. Их называют протравами. Например, железный купорос меняет цвет дерева от зелено-коричневого до практически черного в зависимости от концентрации. Медный купорос окрашивает материал в нежный коричневый цвет, а если обработать его водным раствором хлорной извести, приобретает ярко-красный оттенок. Двуокись хрома, так называемый хромпик, делает древесину ярко-желтой.
Все протравы являются хорошими антисептиками. Как и водные морилки, они поднимают ворс на поверхности древесины, а значит, без промежуточной сушки и шлифовки не обойтись.
Краски для волос
Если подходить к окраске древесины совсем уж по-дилетантски, можно использовать стойкие краски для волос. В их состав входят аммиак, который хорошо закрепляет цвет, и ультрафиолетовый фильтр, не дающий протраве выцветать. Цветовая гамма этих красок имеет множество натуральных оттенков – от красного дерева до венге. Раствор готовят по инструкции, с той лишь разницей, что его немного, для удобства нанесения кистью, нужно развести водой.
Время ожидания окончательной концентрации цвета около 1 часа. После полного высыхания (через 24 часа) поверхность нужно покрыть защитным слоем прозрачного полиуретанового лака. Распростаненная ошибка
Часто в качестве красителя используют раствор йода и марганцевого калия. Конечно, эти вещества дают очень красивый и насыщенный оттенок, но не отвечают самому главному требованию к красящим пигментам – светостойкости. Под воздействием солнечного света растворы быстро выцветают и теряют свою декоративность.
Как придать дереву красный цвет. Имитация ореховой древесины. Как покрасить дерево «под орех».
Чтобы придать деревянной поверхности цвет ореховой древесины можно использовать следующую технологию —
В 1 литре теплой прокипяченой воды следует размешать 50 грамм перманганата калия и после этого сразу обработать плученным раствором поверхность дерева. Если оттенок обрабатываемого изделия получается недостаточно темным, то обработку можно повторить несколько раз, пока не будет достигнут надлежащий результат. Если же наоборт нужно высветлить черезчур темный тон изделия, то поверхность древесины можно обработать кистью или тампоном с 2%-м раствором соляной кислоты. После обработки древесину нужно промыть чистой водой или же тщательно протереть влажной губкой.
Само химическое действие раствора морилки заключается в образовании в результате реакции перманганата калия с целлюлозой массива древесины темного осадка диоксида марганца. Соляная кислота же преобразует этот диоксид марганца в не имеющий цвета хлорид марганца ( химическая формула — MnCl2 ).
Другой способ покраски с имитацией древесины «под орех» —
Делается раствор из 1 литра воды, 80 грамм сульфата магния и 30 грамм перманганата калия, а затем этим химичкским раствором обрабатывается деревянная поверхность изделия. Для еще более правильной имитации орехового дерева можно сделать так называемую «ванну», то есть специальную емкость, заполненную разбавленным раствором морилки ( 10 грамм сульфата магния и 10 грамм перманганата калия на 1 литр воды), и в нее полностью окунуть деревянное изделие на 3-5 минут.
Как затемнить дерево. Вариации на тему
Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).
Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.
Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.
«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.
Морилка из кофе. Простейший способ окрасить дерево при помощи обычного кофе
Больше нет нужды прибегать к краске или морилке, чтобы получить дерево нужного оттенка. Оказывается, простейший и в то же время натуральный способ без химии — покрасить древесину при помощи обычного кофе. В зависимости от количества нанесённых слоёв будет меняться итоговый оттенок.
Для работы вам понадобится:
- гранулированный кофе (лучше тёмной обжарки);
- губка для окрашивания;
- лак акриловый аэрозоль (на ваш выбор — матовый или глянцевый);
- фен (по желанию);
- предварительно отшлифованная древесина для окрашивания (в мастер-классе используют сосну; итоговый оттенок будет зависеть от вида древесины).
1. Смешайте столовую ложку с горкой гранулированного кофе с таким же количеством горячей воды, убедитесь, что гранулы растворились.
Пропорции кофе к воде можно изменять, в зависимости от того, какой результат вы хотите получить в итоге.
2. Покрасьте поверхность дерева губкой, смоченной в концентрированном кофе.
3. Дайте заготовке высохнуть. Если не хотите ждать, можете просто включить фен и просушить поверхность.
4. После того, как древесина подсохнет, можете нанести второй слой. Рекомендуется красить дерево минимум в два слоя, чтобы получить натуральный и насыщенный оттенок.
5. Завершающим этапом будет распыление лака по поверхности дерева. Перед этим обязательно дождитесь, пока древесина не просохнет после окрашивания.
А вот так выглядит финальный результат работы:
А вот — примеры окрашивания в два, три или четыре слоя:
Разве не превосходный получился результат?
15 способов чем и как покрасить дерево: пошаговый мастер-класс
Привет! С вами Удовина Наташа и команда Творческой студии ТАИР. Я хочу рассказать и показать, как можно по разному покрасить дерево. Покрасить в широком смысле, я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. Все эти способы применимы и на небольших предметах, таких как шкатулка, и на мебели. Следующим мастер-классом я как раз задумала декор такого комода.
«Я покажу и краски, и морилки, и даже некоторые лаки. »
Добрый день! С вами Удовина Наташа и команда Творческой студии ТАИР. Я хочу рассказать и показать, как можно по разному покрасить дерево. Покрасить в широком смысле. Я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. Все приемы, которые я показала, можно сочетать друг с другом и подбирать любые цвета.
Все эти способы применимы и на небольших предметах, таких как шкатулка, и на мебели. Следующим мастер-классом я как раз задумала декор такого комода.
1. Полное окрашивание краской
Для любого вида окрашивания без выделения фактуры дерева, необходимо хорошо подготовить поверхность к работе. Я специально выбрала деревяшку, у которой есть трещина в сучке и явные неровности. Чтобы сделать поверхность гладкой, необходимо заделать трещины. Я использую грунт Левкас, также подойдёт обычная шпатлёвка.
Шпателем состав затирается в глубину неровностей, а излишки снимаются. Обратите внимание, что водный состав может после высыхания немного просесть в глубоких трещинах и понадобится повторное шпаклевание. После высыхания я ошкуриваю грунт Левкас до идеальной гладкости.
Дальше, чтобы сэкономить расход краски и облегчить её нанесение нужно закрыть впитывающую поверхность древесины и Левкаса грунтом, недорогой краской или лаком. Я наношу белый акриловый грунт, разбавленный водой. Дальше широкой плоской кистью наносится краска выбранного цвета.
Как бы ни хотелось закончить этот процесс побыстрее, помните, что лучше нанести несколько тонких слоёв с просушкой, чем один толстый. Это поможет избежать явных следов от кисти и сделать окрашивание равномерным. В этом способе я максимально прячу фактуру дерева, но если вы хотите её сохранить, то нужно обойтись без шпатлевания и грунтовки.
2. Морилка | градиентное тонирование
Морилка — самый простой способ тонировать древесину, но при этом сохранить просвечивающий древесный рисунок.
Первый этап в морении — смачивание древесины чистой водой. После высыхания ворсинки дерева поднимаются и их надо сошкурить мелкозернистой наждачной бумагой.
Второй этап — затем наносится морилка либо в один слой, либо в несколько, в зависимости от того, насколько тёмный тон вам нужен. Я решила показать градиентное окрашивание тремя морилками, получается плавный переход. Нужно быстро работать кистью и не давать морилке высыхать, чтобы не образовалась резкая граница на месте перехода. Я решила углубить цвет и нанесла ещё один слой.
3. Морилка из акриловых красок | градиентное окрашивание
Классические покупные морилки чаще всего соответствуют цветам ценных пород деревьев. Но иногда хочется тонировать дерево в какой-нибудь нестандартный цвет, и при этом сохранить его фактуру. В таком случае морилку можно сделать самому из акриловых красок.
Я снова буду делать градиент, просто чтобы сразу показать несколько цветов. Беру белила, турецкую зелёную и марганцевую голубую. Развожу их с водой до жидкого состояния.
Если краска густая, как у меня, то хорошо перетереть её, чтобы не осталось комочков. Как и в случае с обычной морилкой сперва смачиваю досочку чистой водой, а после высыхания ошкуриваю поднявшиеся волокна. Затем снова смачиваю поверхность водой и поочередно наношу цвета, делая плавные переходы между ними. Наносить можно в один или несколько слоёв.
В финале после высыхания я слегка ошкуриваю досочку, местами обнажаю натуральный цвет дерева, это тоже даёт интересный эффект. Можно создать морилку любого цвета!
4. Омбре красками
Омбре — это один из видов градиента, который подразумевает не переход из цвета в цвет, а переход из светлого в тёмное или наоборот. Кстати, у меня есть подробное видео. Эффект омбре часто используется в декоре мебели, например, чтобы затемнить края ящичков, или сделать переход на ножках.
Сначала как и в первом случае делаем обычное окрашивание. Затем, после высыхания краски берём более тёмный или наоборот более светлый по тону цвет и начинаем окрашивать край. Очень важно не оставить резкой границы, поэтому по мере приближения к центру краска всё сильнее разбавляется, а самый нижний край просто размывается чистой водой.
В зависимости от того, насколько сильно вы хотите осветлить или затемнить край, можно наносить несколько слоёв краски или ограничиться одним-двумя. Я решила показать, как будет выглядеть переход омбре от всех краёв к центру. У меня получается строго прямоугольная форма градиента, но можно делать её более плавной, например, круглой или овальной.
5. Тонирование лаками
Ещё один способ придать дереву благородный оттенок — это использование лаков. Перед нанесением важно хорошенько пошкурить дерево. В деревообработке используются шеллачные лаки, они придают древесине приятные золотистые оттенки.
У ТАИРа в ассортименте есть два вида: шеллачный спиртовой и спиртовой осветлённый. Спиртовой лак в баночке выглядит очень тёмным, почти как битумный, но в работе он чуть более золотистый, чем осветлённый лак. Показываю их на одной доске. Мне результат очень нравится.
Но раз уж заговорила про битумный, покажу и его. Использование битумного лака — это уже из области состаривания. Я наношу лак по краям и деревяшка сразу кажется как будто обожжённой. Я наношу битумный лак с помощью губки. Снимается битумный лак уайт-спиритом, так что если вы случайно капнули больше битума, чем нужно, его легко убрать с лакированной или окрашенной поверхности.
Можно наносить битумный лак и напрямую на дерево, но в дерево он очень активно впитывается и его уже не стереть. Также обратите внимание, что битумный лак очень глянцевый и липкий, его рекомендуется закрывать сверху шеллачным лаком. Кисти после битума и шеллачных лаком нужно отмывать в растворителях.
6. Многослойное окрашивание резиновым шпателем
Беру следующую загрунтованную досочку. Окрашиваю её в цвет, который будет проглядывать из-под других. У меня это фиолетово-красный из линейки Акрил-Арт. Обратите внимание, когда нанесен в один слой — он имеет такой нежный розовый подтон, а когда наносишь следующие слои он темнеет до благородного коричневого!
Я обожаю этот цвет использовать в живописи!
Затем набираю на резиновый шпатель следующие цвета, можно сразу по два. Я беру кобальт зелёный светлый холодный, кобальт тёмный и марганцовую голубую. Лучше предварительно смочить поверхность, тогда цвета будут вплывать друг в друга более плавно.
Финальным аккордом добавляю яркую ноту лимонного цвета. Так как работа идет по сырому, краски довольно интересно вплывают друг в друга.
7. Многослойное окрашивание с «продирами». Использование металлического скребка.
Следующий способ прост, но очень эффектен для тех, кто любит техники состаривания. На загрунтованное дерево наносится первый цвет. Я взяла серый льняной. В этом случае можно наносить цвет одним толстым слоем и старой щетинной кистью, которая оставляет следы.
Слегка подсушиваю краску феном, но не до конца. Беру металлический шпатель и начинаю сдирать краску.
В тех местах, где она не просохла, она очень хорошо снимается целыми пластами. Следующий цвет — шалфей. Наношу его хаотично, делая мазки в разных направлениях. Снова подсушиваю и сдираю шпателем. В некоторых местах можно приложить усилие и процарапать даже грунт до самого дерева.
8. Одношаговый кракелюр
Окрашиваю грунтованную деревяшку в золотой цвет. Одношаговый кракелюр — это имитация трещин в краске, которые со временем возникают от изменения температуры и влажности. Первый цвет — тот, что останется проглядывать сквозь трещины, можно придумать много интересных вариантов, делать его темнее или светлее основного, использовать металлики или перламутры. После высыхания краски на поверхность наносится толстый слой кракелюрного лака.
Оставляю высыхать до состояния, чуть липкого на ощупь. Беру красный цвет, потому что очень люблю благородное сочетание красного и золотого и широкой плоской кистью начинаю окрашивать всю досочку.
Очень важно! Наносить краску поверх кракелюрного лака можно только один раз, поэтому важно, чтобы краска сразу была достаточно укрывистая и хорошо разносимой консистенции. Если попробовать нанести краску вторым слоем, то она просто начнет некрасиво скатываться. Окрашиваем стык в стык! Как вы видите, трещины проявляются сразу же. После высыхания краски кракелюр обязательно закрывается шеллачным лаком.
9. Двухшаговый кракелюр
Двухшаговый кракелюр имитирует трещины, со временем возникающие в лаке. Я покажу создание таких трещин, не закрывая дерево краской или грунтом, чтобы фактура дерева осталась видна. Но, разумеется, создавать такие трещины можно и поверх окрашенной поверхности, и поверх декупажа, или росписи, или даже живописи.
Сперва наношу несколько слоёв шеллачного лака. Я взяла неосветленный, потому что он очень понравился мне в одном из предыдущих способов. Дерево — очень впитывающий материал, так что первый слой лака можно даже не брать в расчет, он полностью впитается. После него лучше нанести ещё 3-4 слоя шеллачного лака с промежуточной просушкой.
Затем, как в одношаговом кракелюре распределяю по поверхности толстый слой кракелюрного лака. Оставляю сушиться на сутки. На утро на просвет проявляются вот такие шикарные трещины. Если в вашем помещении влажно или прохладно, трещин может быть меньше, тогда нужно прогреть поверхность тёплым воздухом из фена. Кракелюр любит сухость и тепло. Чтобы проявить трещины затираю в них масляную краску. Закрываю кракелюр шеллачным лаком.
10. Лодочная доска | многослойное окрашивание с использованием восковой свечи
Окрашиваю всё жидко разведенной коричневой краской. После высыхания в некоторых местах натираю досочку восковой свечой. Учитывайте, что в этих местах краска потом снимется! Затем одну половину окрашиваю цветом краплак, а другую — тёмно-зелёным. Главное не забыться и не начать сушить феном, иначе воск начнёт таять!
После высыхания краски беру металлический скребок и начинаю снимать краску. В местах, покрытых воском она снимается очень легко. Дальше беру свечу и затираю ей новые участки.
Стараюсь, чтобы туда попали и новые цвета, и тот цвет, который мы продрали из-под второго слоя. Одну половину закрываю оранжевым цветом, а другую кобальтом зелёным светлым. Точно также сушу естественным путем, затем скребком сдираю краску. Снова закрываю некоторые части воском от свечи.
Окрашиваю все одним цветом — персидким бирюзовым из линейки Акрил Де Люкс. Сушу и продираю краску скребком. Это ещё один способ состаривания.
12. С использованием влажной бумаги
Это также один из способов многослойного окрашивания. Первым слоем я наношу жидко разведённую охру и просушиваю феном. Дальше беру лист бумаги и рву его на кусочки разных форм и размеров. Старайтесь, чтобы это были сложные формы, а не просто ровные полоски. Смачиваю бумагу водой и размещаю кусочки на моей деревяшке. Следующий цвет наносится мастихином. Я выбрала серый тёплый.
Наносить нужно так, чтобы кусочки бумаги не съезжали в процессе. Смело можно оставлять в нанесении небольшую неаккуратность, неравномерную толщину мазков. Пока краска ещё свежая, аккуратно поддеваю мастихином бумагу и снимаю их. И оставляю на просушку.
Дальше нарываю следующую партию бумажек, смачиваю и выкладываю на доске. Старюсь, чтобы под бумагой оказались разные участки — и серые, и охристые. Наношу следующий цвет — охра тёмная, и снимаю бумагу не дожидаясь высыхания. Сушу краску. Дальше все этапы повторяются столько раз, сколько ещё цветов вы хотите ввести в работу.
Я наношу красную охру, а самым последним слоем — жжёную умбру. Этот способ отличается от других тем, что у каждого слоя появляется своя небольшая толщина, и кажется, будто от доски действительно отваливались целые пласты краски после многочисленных окрашиваний.
13. Золочение поталью
Под золочение поталью надо подготовить очень ровную и гладкую поверхность. Закрываю доску грунтом Левкас. Даю ему полностью просохнуть, а затем ошкуриваю мелкозернистой наждачной бумагой. После ошкуривания поверхность лучше выгладить кусочком натуральной ткани, например, льняной. Левскас обладает впитывающей поверхностью, поэтому первым слоем надо его закрыть.
В иконописных техниках, где для золочения также нужна гладкая поверхность для этого используют шеллачные лаки, и здесь я тоже использую именно шеллак. После этого, если остались следы от кисти, можно ещё раз пошкурить и выгладить поверхность. Затем я наношу ещё один слой шеллачного лака.
Если вы хотите получить идеальную гладкость, напоминающую ровный золотой слиток — лучше брать спиртовые составы для золочения. Я использую акриловый водный, с ним идеальной гладкости добиться не получится, но можно получить другой красивый эффект. После того как клей высох до прозрачности, можно наносить поталь. Я использую классическую.
В идеале для её переноса на поверхность используются специальные широкие кисти. Тогда поталь ляжет более гладко и ровно. Но я считаю, что в получившихся трещинах и заломах есть своя прелесть. Более того, сверху можно поцарапать поталь металлической щёткой (Хотя я уверена, за такое многие бы меня осудили!). Классическая поталь по технологии закрывается спиртовыми лаками, чтобы избежать окисливания. Я использую шеллачный лак.
14. Обжиг с брашированием и седое дерево
Для обжига с брашированием требуется газовая горелка, металлические щётки и соблюдение правил пожарной безопасности. Не бойтесь хорошенько обжигать деревяшку, если делаете обжиг первый раз. Обычно новички делают совсем слабенький обжиг, добиваясь едва коричневого цвета. При обжиге мы сжигаем мягкие волокна дерева, чтобы потом легко вычесать их и проявить рельефную фактуру. Для этого после обжига смачиваем досочку водой, чтобы пыль не летела во все стороны, берём металлические щетки и с нажимом причёсываем нашу деревяшку.
Часто эту технику называют «Амбарная доска» — это стремление состарить досочку до состояния доски, оставшейся от разобранного старого сарая. Здесь будут хороши все средства: гвоздодёром или молотком можно оставить глубокие вмятины, стамеской наметить и расширить трещины. Шило или гвоздь подойдёт для создания круглых дырочек. С помощью дрели и сверла можно проложить пути короедов. Пилой наметить какие-то старые пропилы.
Можно забить пару гвоздей и окислить их шляпки кислотой, но я не стала. Новую доску прежде всего выдаст гладкий срез, поэтому для достоверности стоит добавить ему неровностей, можно даже выпилить какие-то куски..
После всех этих ужасных издевательств над доской, беру горелку и ещё раз прожигаю новообразованные щели и выбоины. Снова вычёсываю сгоревшее дерево металлической щеткой. Дальше кистью выметаю остатки пыли и беру белую краску. Со временем дерево теряет свой цвет, выгорает на солнце, забивается пылью. Чтобы сымитировать такое седое дерево, нужно его патинировать. Наношу жидко разведенную белую краску, а затем сразу же стираю её мокрой тряпочкой. Просушиваю. Краска сразу протаивает. Наношу следующий слой.
Важно не переборщить с белым! Хорошенько стирайте краску после нанесения. Дерево должно казаться слегка припылённым. Заключительным этапом чуть-чуть подшкуриваю дерево наждачной бумагой.
15. Обжиг с брашированием и металлическая патина (сухая кисть)
У меня есть ещё одна досочка с обжигом и брашированием. Сочетая обжиг, браширование и сухую кисть можно получать разные визуальные эффекты, высветляя фактуру дерева или наоборот затемняя её. А я хочу показать в этом примере металлическую патину. Окрашиваю доску в глубокий чёрный цвет, использую бархатную чёрную из линейки Акрил Де Люкс.
Краски-металлики лучше всего смотрятся и переливаются именно на тёмной поверхности. Дальше беру краски-металлики Деколор и работаю в технике сухая кисть: набираю краску на кисть (лучше использовать плоскую грубую щетину), снимаю излишки об салфетку и начинаю окрашивать по направлению волокон дерева.
Важно не переборщить и вовремя остановиться. Получается вот такое изящное металлизированное напыление, которое подчеркивает древесный рисунок.
16. Браширование без обжига + техника вымывания
Конечно, брашировать дерево можно и без обжига, именно так я и делала до того, как купила горелку. Это можно делать специальными насадками для дрели, жесткими металлическими щётками. Или заниматься брашированием вручную, что я и делаю.
Это, конечно, отличный способ согреться, когда нет отопления) Обязательно нужно ошкуривать доску после браширования, чтобы не посадить заноз.
Дальше я приступаю к окрашиванию. Наношу фиолетовую и сразу же вымываю невпитавшуюся краску мокрой тряпкой. Ввожу в некоторых местах дополнительный цвет — ультрамарин — и с ним поступаю точно также.
Такая техника позволяет деликатно оттенить фактуру доски. Дальше беру краску-Хамелеон зелёного цвета, наношу её на всю поверхность, и также вымываю остатки, позволяя им остаться только в глубине пор. После высыхания получается нежный перламутровый эффект.
Как придать дереву благородный оттенок
Тонировка древесины
Тонирование древесины представляет собой процесс изменения цвета древесины различными способами, не перекрывающими ее текстуры, с целью подготовки под прозрачную отделку.
Тонирование древесины выполняют, прежде всего, для усиления естественного цвета и текстуры дерева, для выравнивания оттенков неодноцветных элементов изделия, для придания светлой древесине более темных тонов и благородного вида ценных пород дерева, а также для придания натуральной древесине оригинального, не свойственного ей цвета.
Технология окрашивания включает в себя три обязательных этапа:
- — подготовка к окрашиванию: шлифовка, доводка, порозаполнение, межслоевая шлифовка;
- — непосредственно окрашивание (тонирование): покрытие морилкой, межслоевая шлифовка, покрытие грунтом, межслоевая шлифовка;
- — защита покрытия: покрытие лаком.
Подготовка к окрашиванию
Перед нанесением лака или тонировки на деревянные детали из древесины бука необходимо тщательно подготовить их поверхности. Их шлифуют, а затем шпаклюют. Шлифование производится специальными инструментами. Отшлифованные элементы на пару дней откладываются в сторону. Через несколько дней поднимается волокнистый ворс и шлифовка проводится еще раз. Это очень важный этап, так как мельчайшие царапины или трещины, оставшиеся на поверхности после нанесения морилки или лака будут очень хорошо видны.
Сперва поверхность шпаклюется (порозаполнение), потом деревянная деталь обязательно должна быть высушена и затем снова отшлифована. Перед окрашиванием поверхность деталей очищается и при необходимости обезжиривается. После этого поверхность полностью готова к окрашиванию.
Окрашивание и покрытие лаком
Покрытие дерева декоративным и защитным средством называется грунтовкой или тонированием.
Что представляет собой грунт? Состав грунта содержит специальные элементы для лучшего сцепления краски и дерева. Грунтовка дает возможность скрыть дефекты древесины, то есть играет роль финишной шпаклевки. После высыхания грунта поверхность можно при необходимости еще раз отшлифовать.
Если вы хотите, чтобы структура дерева просматривалась через покрытие, то деревянные детали покрывают лаком.
Для тонирования (изменения цвета) используются морилки. Морилка позволяет показать всю красоту текстуры древесины, а также помогает подчеркнуть ее.
Чтобы выбрать нужный тон, морилка наносится несколько раз, с высушиванием каждого слоя. Эмалями и лаками деревянные детали покрываются в специальных окрасочных камерах с помощью распыления (воздушно-капельное окрашивание).
Защита покрытия
Наиболее тщательно обрабатываются элементы из древесины, которые подвергаются большему воздействию (подлокотники, обечайки и т.д.). Для этого используется ударопрочный полиуретановый лак производства Италия.