Какой стороной ставится диск сцепления на зил бычок
Перейти к содержимому

Какой стороной ставится диск сцепления на зил бычок

  • автор:

«Замена сцепления»

Этот заголовок звучит, как приговор заставляя содрогнуться самого матёрого бычковода.
Не подумайте, что мне просто лень лезть под машину или я белоручка с наполированными ногтями. Нет.
Но я отчётливо понимал, что это мероприятие обеспечит меня доброй долей злого геморроя.
С чего вообще всё началось у меня.
Ползал я ползал таким себе тухлым овощем и еле затаскивал себя пустого на четвертой в горку. Как вдруг
(после замены топливных трубок на медь и не заметя никаких изменений в динамике) обратил внимание на трубочку, идущую от впускного коллектора на заднюю часть ТНВД. Она была не затянута. Чертыхаясь и матерясь, затягиваю треклятую трубку и вуаля! Мотор ожил, а точнее воскрес. Я уже и забыл, какой прытью обладал мой быня. Но радость была не долгой. Так загрузив 4т. я впервые почувствовал проскальзывания сцепления, когда пропадает связь двигла и колёс. А передачи включаются чуть ли не без нажатия на педаль сцепления.
Визуально диск был в норме. Регулировка штока и перестановка рычага на шлицах оказались бесполезны. Я осознал всю неотвратимость «заменысцепления»!
Итак. Как это было.
Откручиваем кардан от коробки

Далее откручиваем саму коробку, а от неё ПГУ, трос спидометра, рычаг переключения, проводку.

Фото в бортжурнале ЗИЛ 5301 БычокФото в бортжурнале ЗИЛ 5301 БычокФото в бортжурнале ЗИЛ 5301 Бычок

Кардан я просто подвязал а коробку подвязал и ремнём-стяжкой подтянул, зацепив за люк.

Монтажкой, домкратом и матом помогаем себе вытягивать коробку. При этом нужно контролировать, чтобы ничего не мешало и не препятствовало отведению коробки назад. У меня она первым делом упёрлась в трубу-траверсу, а затем цеплялась кулисой за пол. Обращаем внимание на выжимной подшипник, не мешает ли.

Фото в бортжурнале ЗИЛ 5301 Бычок

Будете осторожны всегда! Всё очень тяжёлое и получить травму можно запроста.

Фото в бортжурнале ЗИЛ 5301 БычокФото в бортжурнале ЗИЛ 5301 Бычок

Сначала приложите диск, чтобы определить сторону установки. Он должен свободно прилегать своим феродо к махавику.

Личные изыскания: нанести. Немного герметика на диск и прилепить к махавику. Потом прикручиваем на место корзину, но не затягиваем.

Фото в бортжурнале ЗИЛ 5301 БычокФото в бортжурнале ЗИЛ 5301 Бычок

Когда коробка почти войдёт, но упрется, надо покачать-повращать ее.

Затягивал корзину постепенно в несколько оборотов махавка

Осмотрите всё после сборки. На месте ли подвесной? Он у меня вылез из резинки. Отлепите ножом приклеившийся на герметик диск (при выжатой педали сцепления и на заглушенном двигателе)
Ну и регулируем шток-вилку от ПГУ который (это просто)

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

Какой стороной ставить диск сцепления к двигателю? Как правильно?

комментировать
в избранное
repar­ cam [2.1K]
4 года назад

Имею собственный, печальный опыт, неправильной установки диска маховика, когда всё собрал и при первом пуске сцепление напрочь отсутствовало, да ещё и звуки скрежета были слышны. Пришлось заново снимать коробку и менять стороной диск. Технически произошло вот что:

Ступица диска упёрлась в опорный подшипник маховика, а демпферные пружины в болты крепления маховика. Из-за этого между диском и маховиком образовался зазор в несколько миллиметров (правильно — рабочая часть диска сцепления должна плотно прилегать к рабочей поверхности маховика)

Корзина с обратной стороны надавила на диск, что привело к тому, что диск зажало между корзиной и маховиком. Даже при выжиме сцепления, выжимной подшипник не справлялся со своей работой, и диск сцепления оставался зажатым, но передача крутящего момента происходила от двигателя через зажатую ступицу и корпус демпферных пружин.

Что же делать, чтобы не ошибаться при установке диска сцепления. Есть три способа:

1) Некоторые производители маркируют стороны диска, куда какая должна смотреть, надписями на корпусе демпферных пружин. В зависимости от страны предназначения или производства, слова будут на разных языках.

Сторона КПП маркируется такими словами — GEARBOX SIDE, PP, Getriebeseite, GB SIDE, TRANS SIDE, T/M SIDE

Сторона ДВС маркируется такими словами — COTE VOLANT, FLYWHEEL SIDE, ENGINE SIDE, MOTOR SIDE, FW SIDE, SCHWUNGRAD-SEITE

2) Опытным путём, т.е. приложите диск разными сторонами к маховику и посмотрите, какая сторона лучше ляжет по всей поверхности, и ничем цепляться не будет. Но этот вариант может повести по ложному пути, так как некоторые диски сцепления имеют практически одинаковый вынос ступицы и не зависимо от стороны прилегания, цепляться не будет.

3) Самый хороший способ определить сторону, когда нет маркировки, это осмотреть сам диск сцепления, лучше всего использую мерительный инструмент (штангенциркуль — колумбик)

Вот сторона со стороны КПП, должна плотно лечь на корзину, как видите, с этой стороны ступица выпирает.

А в корзине есть специальный проём под корпус демпферных пружин, да и сами пружины процентов на 75 вынесены именно в сторону корзины (КПП)

А вот со стороны ДВС ,пружины выпирают меньше, процентов на 25, корпус посажен почти заподлицо с рабочей частью (фередо), ступица практически не выпирает.

Кстати вот она надпись «FLYWHEEL SIDE», означающая, что сторона направлена к маховику (двигателю)

Устройство сцепления ЗИЛ

На автомобилях ЗИЛ устанавливается однодисковое лепестковое сцепление с пружинами демпферного типа, дополненное механическим приводом и гасителем крутильных колебаний. Оно помещается в прочный чугунный картер, для усиления которого с нижней стороны предусмотрена специальная крышка. Фиксация кожуха на маховике происходит с помощью центрирующих болтов.

Шестнадцать пружин, установленных между нажимным диском и кожухом сцепления, создают нажимное усилие. Со стороны диска под пружины подкладываются теплоизолирующие шайбы. Ведомый диск изготавливается из стали, а также дополняется приклепанными фрикционными накладками и ступицей. Кроме этого, он имеет гаситель крутильных колебаний фрикционного типа. Это устройство состоит из 8 пружин с опорными пластинами, а также 2 дисков гасителя.

Сцепление ЗИЛ имеет подшипник муфты выключения, выполненный в закрытой конструкции. Смазка в него закладывается исключительно при сборке на заводе. При необходимости проведения ремонта сцепления подшипник может быть заменен на новый.

Стоит отметить, что между крышкой и картером устанавливается уплотнительная прокладка. Кроме этого, такая же прокладка присутствует и под фланцем вилки выключения сцепления. Для установки этих прокладок используется уплотняющая паста (ВТУ МХП 3336-52). С ее помощью уплотняются передний и задний торцы картера сцепления при сборке силового агрегата.

Сцепление позволяет преодолевать водные преграды, так как все стыки в картере герметизированы уплотняющей пастой. В случае необходимости преодоления брода пробка со шплинтом, расположенная в нижней крышке картера, снимается и заменяется глухой пробкой, плотно ввернутой в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни. Проем в картере сцепления закрывает специальный обрезиненный щиток. Он крепится с помощью двух болтов и поджимается специальным выступом в нижней плоскости блока цилиндров.

При всех работах, связанных с ремонтом, разборкой или заменой сцепления, необходимо использовать уплотняющую пасту (ВТУ МХП 3336-52). Рекомендуется доверять ремонт опытным специалистам СТО, однако приобрести запасные части лучше самостоятельно. Заказать диски сцепления для ЗИЛ-5301 можно, позвонив по телефону +7 (495) 787-14-89.

Сборка и установка сцепления ЗИЛ-5301

Сборку нажимного диска следует производить в последовательности, обратной разборке, на вспомогательном маховике, используемом как приспособление, подкладывая под нажимной диск сцепления стальной диск диаметром 300 мм и толщиной 9,8 мм для регулировки положения рычагов

Установить маховик на слесарный верстак, положить на него стальной диск и установить на нем нажимной диск сцепления (см. рис 1).

Собрать игольчатые подшипники, для чего следует вставить в отверстие рычага технологический шарик из мягкой маслостойкой резины диаметром 8,8-9,5 мм, затем вставить между резиновым шариком и стенкой отверстия рычага девятнадцать игольчатых роликов, смазанных смазкой «Литол-24».

Аналогичным путем вставить девятнадцать игольчатых роликов во второе отверстие рычага.

Совместить отверстие опорной вилки с отверстием рычага; при этом сферический выступ внутреннего конца рычага должен быть направлен в одну сторону с резьбовым стержнем у вилки.

Вставить короткий палец в совмещенные отверстия, вытолкнув при этом резиновый шарик.

Соблюдая разметку, сделанную при разборке, установить рычаг в паз между проушин нажимного диска, совместив отверстия в рычаге и проушинах.

Вставить длинный палец (см.рис.2,а) в совмещенные отверстия, вытолкнув при этомрезиновый шарик.

В случае отсутствия резиновых шариков сборку игольчатых роликов можно вести с нанесением на поверхность отверстий слоя смазки, к которому ролики как бы приклеиваются.

Причем во второе отверстие игольчатые ролики нужно закладывать после сборки рычага с вилкой (см.рис.2,б).

Аналогичным образом установить остальные рычаги. При этом головки пальцев должны занимать положение по направлению вращения.

На выступы нажимного диска положить теплоизолирующие шайбы (рис.→ 3,а), а на шайбы поставить нажимные пружины (см. рис.1,е).

Совместив метки на кожухе и диске, сделанные при разборке для сохранения балансировки, установить кожух сцепления на пружины (см. рис.1,д), направив их на выступы на внутренней поверхности кожуха; при этом резьбовые концы опорных вилок должны войти в отверстия кожуха.

Чтобы исключить выскакивание резьбовых стержней вилок рычагов из отверстий кожуха, желательно на них одеть удлинители в виде тонкостенных трубочек

Совместить отверстия на опорных лапах кожуха с резьбовыми отверстиями вспомогательного маховика, поставить удлиненные центрирующие болты и притянуть лапы кожуха к маховику, завертывая постепенно и последовательно все болты.

Установить втулки в фасонные отверстия парных тангенциальных пружинных пластин, ввернуть болты крепления этих пластин, затянуть болты (момент затяжки должен быть 10-15 Нм), затем застопорить их, отогнув тонкий буртик втулки на грань головки болта.

Навернуть регулировочные гайки на резьбовые стержни вилок до совпадения торца гайки с торцом резьбового стержня вилки.

Установить опорные прижимные пластины и замочные пластины на регулировочные гайки, ввернуть болты крепления этих пластин и затянуть их предварительно до момента соприкосновения концов опорных пластин с кожухом.

Регулировка рычагов выключения сцепления

Не снимая собранного нажимного диска сцепления с вспомогательного маховика, используемого как приспособление, надо произвести регулировку положения концов рычагов относительно рабочей поверхности нажимного диска.

Вращая регулировочные гайки гаечным ключом (рис. 4), установить все рычаги в такое положение, чтобы расстояние от рабочей поверхности нажимного диска до вершин сферических выступов на внутренних концах рычагов было в пределах 39,7-40,7 мм. При этом концы рычагов должны лежать в одной плоскости, параллельной рабочей поверхности нажимного диска с точностью до 0,5 мм.

Измерения следует производить с помощью штангенрейсмаса ШР-250 ГОСТ 164-73, опирая его на стальной диск, заменяющий ведомый диск. Рис. 4 .

Регулировка и проверка расположения рычагов выключения сцепления с помощью диска и штангенрейсмаса

Закончив регулировку сцепления, надо затянуть болты крепления опорных пластин (момент затяжки 10-15 Нм), застопорить болты отгибанием одного усика замочной пластины вдоль грани болта и застопорить резьбовое соединение регулировочной гайки с резьбовым концом вилки (закернить в одной точке).

Отвернуть болты крепления кожуха к вспомогательному маховику и снять диск в сборе с кожухом. При этом все болты следует отвертывать постепенно и последовательно во избежание деформации кожуха сцепления.

Установка сцепления на двигатель

Поставить ведомый диск, направив выступающую часть ступицы диска к маховику, установить на маховике нажимной диск в сборе с кожухом, совместив имеющиеся метки на кожухе и маховике, закрепить кожух на маховике, завернув предварительно несколько крепежных болтов от руки.

Сцентрировать ведомый диск относительно маховика специальной шлицевой оправкой или вспомогательным первичным валом коробки передач, вставив его в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска и в подшипник фланца коленчатого вала.

Ввернуть недостающие крепежные болты и окончательно подтянуть кожух к маховику, предварительно подложив под головки болтов пружинные шайбы.

Затягивать все болты нужно постепенно и последовательно крутящим моментом 28-36 Нм.

Вынуть из шлицевого отверстия вспомогательный вал.

Установить вилку выключения сцепления, фланец вилки и закрепить его болтами с пружинными шайбами.

Затем надеть рычаг вилки на мелкие шлицы, совместив метки на рычаге и торце вилки, вставить и завернуть стопорный винт рычага с пружинной шайбой.

Некоторые слесари по неопытности устанавливают ведомый диск не той стороной, хотя в принципе его можно поставить и не той стороной. Но в этом случае диск быстро выйдет из строя.

Посмотрите в разрезе и поставьте как на картинке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *