Архитектурный ансамбль
Ансамбль в архитектуре — это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.
Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.
Версальский дворцово-парковый ансамбль
Ансамбль Троице-Сергиевой лавры
Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.
К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.
Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.
И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.
Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.
Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города. Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.
Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.
В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;
- замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.
В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля:
- постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;
- использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;
- постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.
Дополнительно
- Архитектурное проектирование зданий
- Эскизный проект загородного дома
- 3 комплектации — 3 стоимости эскизного проекта
- Эскизный проект общественного здания
- Архитектурный проект коттеджа
- Дизайн отделки фасадов
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково
Кусковский ансамбль в целом сложился в 1750-1770 гг. при графе Петре Борисовиче. Осуществлению его замыслов во многом способствовала женитьба на единственной наследнице огромных владений канцлера А.М.Черкасского: в состав кусковской вотчины вошло соседнее село Черкасских – Вешняково. Обширная территория усадьбы складывалась из трех частей.
Наиболее полно сохранилась «центральная» часть усадьбы с основными памятниками архитектуры.
Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Вместе с Дворцом, возведенным под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем эти постройки образуют ансамбль Почетного двора, расположенного на берегу Большого пруда.
В единственном в Москве французском регулярном парке с мраморной скульптурой и обелисками, со сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, сохранились многочисленные парковые павильоны.
Симметрично центральной оси расположились павильоны Эрмитаж, «Вольер», напротив Дворца — Большая каменная оранжерея.
«Малые ансамбли»: Голландский и Итальянский домики,сохранившиеся с наибольшей полнотой – расположились в западной и восточной частях усадьбы.
Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, фактически служивший жильем графской семье, Портретная галерея и Театр. Разнообразию развлечений и занятий отвечали устроенные в усадьбе Аллея игр, Карусель, «потешная флотилия», усадебные «музеи», библиотека. Наряду с парадными в структуру увеселительной усадьбы входили служебные и хозяйственные постройки: Псаренный и Конюшенный дворы, Менажереи для содержания водоплавающих птиц, Американские теплицы для выращивания экзотических растений и фруктов, кухни при каждом из павильонов.
Расцвет усадьбы приходится на 1770 — 1780-е гг., Кусково принимало до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверк, роговые оркестры, морские парады, игры и карусели. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце, «дивертисменты» и театральные постановки.
Шереметевский театр крепостных актеров – один из лучших в истории театральной культуры Москвы XVIII века. В дни кусковских торжеств оперные и балетные постановки осуществлялись на сценах двух театров – Воздушного (открытого) на 80-100 мест и Нового (закрытого) на 150 мест.
Пышные приемы именитых гостей – Екатерины II, польского короля Станислава Понятовского, австрийского императора Иосифа II, и др. — в то же время отличались демократичностью: допускались «все, кому угодно было явиться». На память о визите в усадьбу Кусково во время приезда в Москву Екатерины II в 1785 г., на празднования по случаю десятилетия Кючук-Кайнаджирского мира с турками был поставлен в 1786 г. обелиск из мрамора, который Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву.
В создании целостного по художественному замыслу и совершенного по его воплощению ансамбля принимали участие наряду с известными архитекторами, живописцами и знатоками искусства – К.Бланком, Л.Лагрене, Ю.Кологривовым, — и крепостные мастера Шереметевых. Значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам крепостных архитекторов Ф.Аргунова, А.Миронова, Г.Дикушина.
Творчество многих талантливых мастеров на протяжении десятилетий XVIII века создавало в кусковском ансамбле синтез искусств, придающий усадьбе универсальный характер. Архитектура и садово-парковое искусство, скульптура и живопись, музыка и театр, библиотека, «кунсткамера» и ботанические раритеты – слагаемые гармонии усадебного мира.
После смерти П.Б.Шереметева в 1788 г. при его наследнике Николае Петровиче Шереметеве — крупнейшем государственном, общественном и культурном деятеле России XVIII века, — Кусково поддерживалось и бережно содержалось как образцовое загородное имение. Последней капитальной постройкой, завершающей сложение усадебного ансамбля стала Колокольня. Однако свое значение как увеселительная резиденция для массовых гуляний Кусково теряет. Теперь в парк и Дворец усадьбы допускаются лишь избранные с разрешения графа.
С начала XIX в. Кусково, принадлежащее сыну графа Николая Петровича от его тайного брака с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой Дмитрию Шереметеву, а затем его старшему сыну Сергею Дмитриевичу, больше не использовалось как резиденция для приемов.
Сохраняя в неприкосновенности центральную часть с французским парком, усадьба все более используется как дачная местность. Кроме выстроенного по проекту Н.Бенуа в регулярной части усадьбы Швейцарского домика, все остальные постройки возводятся в Запрудной и Пейзажной частях при дачах.
Более подробно остановимся на памятниках архитектуры усадьбы Кусково, дошедших до наших дней практически в первозданном виде и открытых для посетителей:
Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове.
Итальянский домик — выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Голландский домик создаёт совсем иное настроение – простоты и уюта.
В юго-западной части кусковского парка находится хижина отшельника — Эрмитаж .
Швейцарский домик возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кускове.
В Кухонном флигеле располагались: русская и французская кухни, скатертная, кофейная, хлебная и кондитерский цех.
Большая каменная оранжерея по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова — самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы.
Американская оранжерея преставляет собой сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш.
Воздушный театр — редчайший образец синтеза архитектурно-паркового и сценического искусства.
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково
Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами.
Первое упоминание о подмосковной вотчине бояр Шереметевых относится к началу XVI в. Небольшая вотчина с землей, малоудобной для обработки, не представляла хозяйственного интереса, зато болотистые леса часто служили «охотной забаве». В более поздний период это место называлось Спасским из-за церкви Спаса Нерукотворного, которая находилась на месте теперешней оранжереи. В начале XVIII в. здесь, в стороне от большаков, уже существовала скромная усадьба, к которой вела проселочная дорога.
С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I — видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Граф был одним из самых образованных и передовых людей своего времени. В конце своей жизни он задумал строительство загородного дворца, но осуществить свой план уже не успел. Устроителем усадьбы по праву считается его сын П.Б. Шереметев (1713—1788), который, отдавая дань новым формам быта — торжественным приемам, пышным ассамблеям, многолюдным праздникам, превращает Кусково в «летний загородный увеселительный дом». Парк в Кускове формировался в сторону Вешняков и занимал центральное место во владении. Из ранних сооружений в усадьбе сохранилась церковь, возведенная в 1737 г., и построенный в 1749 г. «Голландский домик» в память эпохи Петровской и для размещения собрания голландских памятников [Шамурин, 1912].
Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место. Всего появилось 17 прудов, но больших было 3, и они назывались зеркалами. Кроме прудов, были созданы каналы, каскады, появилась живописная речка, которая, извиваясь и разделяясь на протоки, образовывала островки [Любедкий, 1880].
Создается впечатление, что усадьба создана в один прием — так целостна она по художественному замыслу. Однако Кусково строил не один архитектор. До 1754 г. всеми работами руководил Ю.И. Кологривов, долго живший в Италии и хорошо знавший итальянскую архитектуру. После его смерти строительством ведал крепостной Ф.С. Аргунов. С 1765 по 1780 г. в Кускове «смотрение имел» известный московский зодчий Карл Иванович Бланк. Упоминаются и другие архитекторы, садовники — «собственные его сиятельства» и вольные.
Господский дом (1770 г.) и церковь расположились на берегу пруда, как бы отделяя от воды наиболее ухоженную, насыщенную дорожками, подстриженную и разукрашенную часть парка. Это наиболее капитальное сооружение усадьбы построено из дерева — традиционного материала русских мастеров, но с соблюдением пропорций каменной архитектуры и даже декорированное под каменные формы. А в то же время некоторые парковые павильоны выполнялись в кирпиче и камне.
Дом лишен большого парадного подъездного двора, но его отделка, нарядная церковь, кухонный флигель, украшенный фигурными наличниками на окнах, колокольня с золоченым шпилем, симметрично расположенный по сторонам центральных дверей пандус создают атмосферу парадности, торжественности. Дворец несколько приподнят над прилегающей территорией за счет каменного «подклетного» этажа с обширными винными погребами.
Барский дом отвечал вкусам эпохи, был богато отделан изнутри. В нем до наших дней сохранились изящные интерьеры, роскошная обстановка. Каждая комната имеет особую отделку и украшена гобеленами, бронзой, фарфором, мрамором. Здесь собраны не только художественные предметы, старинные картины, картины-обманки, редкие книги, уникальное оружие, но и исторические реликвии.
Дворец, его убранство и парк представляют собой единый взаимодополняющий ансамбль. Вестибюль или парадные сени дворца создают впечатление торжественности. В нижнем ярусе — ниши с монументальными вазами в виде греческих амфор, в верхнем — живописные панно на античные темы, имитирующие скульптурные портреты-рельефы. Стены и пилястры расписаны под мрамор.
Вестибюль открывает анфиладу парадных комнат, которые были обязательной принадлежностью усадебных домов XVIII в. Каждая из них имеет свое назначение, размеры, освещенность, эмоциональный строй. Причем своеобразный повтор мы потом найдем в парковых композициях, это как бы развитие темы, которую задают комнаты дворца. Постепенно у зрителя создается впечатление театрального действия, где одна декорация сменяется другой, каждый раз новой и неожиданной. Принцип декораций применяется и в парке.
Большую роль в создании образного строя играет цвет. Решение цветовой гаммы дворца находится в прямой зависимости от оттенков окружающего парка, прудов, солнечного освещения. Самая нарядная комната — Малиновая, получившая название по цвету шелка, которым обиты стены и мебель. Сочетание белого и малинового цветов придает ей особую живописность. Постепенно, от гостиной к гостиной, нарастает и звучание торжественности. Этому служит и паркет в орнаментах, хрустальный дождь высоких торшеров, мебель на тонких, изящно выгнутых ножках, зеркала в резных золоченых рамах, парадные портреты, расписные плафоны, создающие впечатление бескрайней голубизны неба. И вот как бы наивысший аккорд перед встречей с самой природой, которая окружает дворец, смотрится в его огромные окна, — танцевальный зал. Пышное великолепие его поражает посетителя. Зеркала за счет неоднократного отражения деревьев, прудов, дальних перспектив раздвигали пространство зала до бесконечности, связывали с живописной природой. Парк как бы входил в помещение. Одна стена зала всеми окнами выходит в сад, другая полностью в зеркалах. Благодаря этому кажется, что зал открыт в парк с двух сторон. Рисунок цветного паркета, составленный из перетекающих один в другой кругов, это движение как бы усиливает. Во многом этому способствует и освещение. Две огромные люстры, почти невесомые по виду в этом «бесконечном» зале, концентрируют на себе внимание. Они как бы множатся в хрустале настенных бра, величественных канделябров в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с золочеными ветвями светильников в руках. Нетрудно представить, как эффектен был зал при зажженных свечах, когда свет играл в хрустале всеми цветами радуги, а зеркала множили бесконечно сверкающие огни, рассыпающиеся в перспективе парка.
Композиционная ось ансамбля проходит через центр дворца, удаляясь от фасада через пруд по каналу в сторону села Вешняки, а с другой стороны по главной аллее регулярного сада к оранжерее и далее на север мимо лабиринта. Строгая симметрия всех элементов сада только кажущаяся: его части, расположенные по обе стороны партера, неравны по величине и форме. Западная меньше, но в ней гораздо больше диагональных аллей. Благодаря этому здесь создается впечатление глубины пространства, а гуляющим было легче стекаться в боковой «аллее игр». Противоположная часть сада была предназначена для тихого отдыха, здесь располагались зеленый театр, вольер с певчими птицами и менажерия.
За прудом вдаль уходил канал, отмеченный двумя колоннами, несущими на капителях светильники-маяки, между ними был создан раздвижной мост. Канал заканчивался пышно декорированной белокаменной стенкой с фонтанами-«каскадами».
Большой пруд усиливал выразительность пейзажа, отражая в своем зеркале главное сооружение усадьбы — дворец. Из его окон в дни празднеств открывалась картина театрализованных представлений, происходящих на пруду. По воде скользила увеселительная флотилия: раззолоченная шестипушечная яхта, шлюпки, «Китайское судно», барка, гондолы, ялики, челноки, ботики, разукрашенные разноцветными фонариками, с гребцами, одетыми в национальные одежды.
Среди широкой водной глади зеленым оазисом выделялся остров. Здесь устраивались пикники, затейливые фейерверки, которые отражались в воде. По берегу были живописно разбросаны руины, рыбачьи хижины, стилизованные беседки.
В соответствии с модой конца XVIII в. в усадьбе появляется «английский сад», в котором создаются природные эффекты: ручьи, пруды и водопады, груды камней, темные чащи, живописные горы и овраги.
Сохранилось большое количество архивного материала: документы, планы, гравюры, позволяющие составить представление об усадьбе Кусково в годы его расцвета. К наиболее интересным следует отнести чертежи А. Миронова, крепостного П.Б. Шереметева, который выполнил целую серию работ, в частности чертеж 1782 г. «План Увеселительному дому и саду села Кусково», на котором представлена основная центральная часть усадьбы. Возвращают нас к прошлому усадьбы и серия гравюр П. Лорана, выполненных по рисункам М. Махаева (уроженца Кусково), и архивные бумаги, раскрывающие деятельность Ю.И. Кологривова, Ф.С. Аргунова, авторов многих построек в усадьбе, которые возводились в 1750—1770-е годы.
Именно этот период, примерно до 80-х годов XVIII в. следует считать фазой наивысшего расцвета усадьбы, когда появились основные памятники архитектуры и садово-паркового искусства. За домом мы видим расчлененный на отдельные боскеты партер, украшенный мраморной скульптурой и цветочным ковром — буленгрином. Это была самая торжественная часть парка. Огороженный, словно стенами, ровными линиями шпалер, фасадами дворца и оранжереи, он производит и сегодня впечатление огромного зала под открытым небом.
Вдаль уходила перспектива подстриженных деревьев, образующих бесконечные лабиринты зеленых стен, гладь газона и многочисленные белые статуи вдоль паутины дорожек на зеленом ковре. Но преданию, некоторые из расставленных среди зелени античных мраморных статуй подарены Екатериной II. Другие — копии — были выполнены московскими мастерами. Парковые статуи имели театральные позы и становились как бы участниками разыгрываемых представлений-пантомим. Зритель испытывал ощущение движения, создаваемое скульптурами из-за их выразительного силуэта, динамичных очертаний, расположения на фоне естественно колеблющейся листвы, от игры света и тени при зажженных свечах. В усадьбе были и сооружения мемориального характера. На торжественном партере Кускова сохранилась колонна, увенчанная статуей Минервы — Екатерины в память посещения Кускова императрицей.
И все же Кусково создавалось прежде всего как увеселительная усадьба, с выдумками и курьезными затеями, вычурными и экзотическими сооружениями. В парке размещались десятки оригинальных «потешных» хором, беседок, павильонов, лабиринтов, мостов, каруселей, трельяжей, руин, выполненных, как правило, руками крепостных. На затеи тратилось труда и средств больше, чем на «серьезные» сооружения. Тупиковые аллеи заканчивались зеркалами или нарисованными перспективами- обманками, скрывающими реальное пространство. На аллеях встречались расписные деревянные фигуры нарядно одетых людей. Многим сооружениям в соответствии с их «игровым» назначением придавались фантастические формы, их внешний вид подражал китайским, индийским, турецким зданиям, в то время казавшимся верхом экзотичности. К сожалению, многочисленные «затеи», практически все, не сохранились, только каменные строения дошли до наших дней.
В праздничные дни нарядная толпа в напудренных париках, шурша шелками, заполняла парк. Их поражали невиданные звери, цветы диковинных растений, вынесенных из оранжерей. Пели редкие птицы, воздух благоухал. В одной роще парка гремела музыка, в других — ставился балет, пел хор, играла роговая музыка. Смех и веселье неслись с разукрашенных скользящих по пруду лодок, из аллей игр. Все становились участниками этой театрализованной феерии, попадая в особый фантастический мир. А вечером — гирлянды цветных огней и фонариков, мерцающий свет от пламени костров, свечей, освещенные каналы, пруды, обелиски, колонны, скульптура, подсвеченная зелень и заключительный фантастический фейерверк, который был излюбленным зрелищем гостей. А их было немало, ведь не зря на дороге из Москвы стоял столб, приглашавший всех на веселье в Кусково. Из документов известно, что в праздники в саду и его окрестностях собиралось до 50000 человек. Одних званых гостей бывало до 2000, и цепь выездов растягивалась до самой Москвы [Перцов, 1925].
В 1783 г. П.Б. Шереметев избирается московскими дворянами в предводители и не жалеет средств и сил на устройство своего загородного поместья. Скоро перед домом появляется мраморный обелиск с надписью: «Екатерина II пожаловала графу П.Б. Шереметеву в 1783 году». Кроме императрицы, в Кускове побывали многие знатные особы, не только русские, но и иностранные, в том числе римский император Иосиф II [Любецкий, 1880].
Кусково привлекает неповторимым сочетанием парадной роскоши и интимной простоты. Это достигается во многом тем, что все сооружения гармонично включены в планировку, парковая архитектура дополняет живописное окружение. Каждый пейзаж в парке воспринимается законченным не только благодаря тому, что он замкнут среди деревьев и скульптуры, но и потому, что его отличает свойственное только ему оформление. Здесь и островерхая китайская пагода, беседки, обелиски, разноцветное покрытие аллей и площадок (мраморная крошка, песок), и спокойная гладь прудов. Цветочные узоры партера повторяют рисунок паркета во дворце. Единство архитектуры и природы заключалось в том, что каждый павильон или сооружение были композиционным центром своего микроансамбля, который, в свою очередь, был составной частью более сложного ансамбля. Несмотря на то что части усадьбы разнохарактерны по стилю, все они подчиняются общему архитектурно-планировочному решению парка.
Одновременно с главным домом рядом с ним было построено каменное сооружение, имитировавшее естественный грот. Его архитектура (проект принадлежит Ф. Аргунову) живописна, динамична и напоминает царскосельский грот, построенный еще В.В. Растрелли. Дополненный белокаменными деталями, карнизами, колоннами и пилястрами, фронтонами с лепниной, балюстрадой, он приобретает черты «очень выразительного барокко» [Згура, 1925б].
В дополнение к обильно декоратированным фасадам в нишах грота устанавливались белокаменные статуи. Круглые линии стилобата как бы омывают здание, и оно вторит своему отражению в зеркале пруда. Предназначенный для отдыха в жаркие дни грот создавал сказочное «Нептуново царство». Стены его кабинетов выложены узорами из разных по форме и размеру раковин. Вкрапления стекла, мелких кусочков минералов и маленьких ракушек на цветной штукатурке создают фантастические рисунки с подводными растениями и животными.
Недалеко от грота, за прудом размещался похожий на маленький дворец Итальянский домик (построен под руководством Ю.И. Кологривова, отделку осуществил Ф. Аргунов).
Итальянский домик был окружен небольшим стилизованным садом в «итальянском вкусе» с разнообразными затеями. На берегу пруда на пригорке возвышалась статуя Сирены над фонтаном, а вокруг дома были расставлены мраморные вазы и скульптуры.
От Итальянского домика мостик вел к менажерее — пяти изящным домикам для птиц с воротами, решетками и колоннами. Здесь содержались журавли, американские гуси, фазаны, пеликаны, рядом по обводному каналу плавали лебеди.
Пять маленьких домиков на восточном берегу пруда, стоящие полукругом, делились между собой радиусами ограды на пять секторов. Изящные каменные ограды, домики с пилястрами, обнесенные золоченой оградой, представляют одну из самых нарядных миниатюрных композиций усадьбы.
Два небольших пруда, Итальянский и Голландский, получившие свое названий от домиков на их берегу, становятся композиционными центрами юго-восточной и юго-западной частей сада. Домик под высокой черепичной крышей — своеобразная декорация уголка старой Голландии. Это одна из ранних построек усадьбы, о чем свидетельствует дата на фронтоне —1749. Его внутренние стены были отделаны изразцами и украшены картинами фламандской школы. Этот домик окружали цветники из гвоздик и тюльпанов. Из «голландского сада» лестница вела к воде. На берегах пруда находились две беседки: Пагоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представляющая собой открытую колоннаду.
От голландского домика можно было попасть в персидскую или китайскую палатки, раскидывавшиеся только летом, и, наконец, в Эрмитаж — монументальный двухэтажный павильон. Это оригинальное по форме сооружение с бюстами в нишах и статуей первоначально Флоры, а затем Ганимеда на крыше считалось одной из главных диковин Кускова. Он как бы вобрал в себя изящество классицизма и барочную пышность. С балконов павильона открывался вид на парковое великолепие: стриженые лабиринты, дальние перспективы, темные каналы, золоченую яхту на большом пруду. Уютные и в то же время необычно оформленные роскошные помещения предназначались для интимных бесед, собраний. В верхний этаж гостей поднимал подъемник. Специальное устройство позволяло обходиться без прислуги. Снизу поднимались диваны, стол на 16 персон. Эрмитаж отделялся от сада березовой рощей, и в него вели шесть дорожек с шести разных сторон.
От Эрмитажа вдоль обводного канала в глубь сада вела аллея с каруселями, со всевозможными игровыми устройствами. Перед выходом из сада размещалась пещера огнедышащего дракона, обвивавшего дерево с двумя маленькими «гадинами». Недалеко от пещеры в двух шалашах находились восковые фигуры, поражавшие своим сходством с живыми людьми (особенно «Девушка с блюдом грибов»).
Большим успехом у гостей пользовался «воздушный театр» в восточной части регулярного сада его очертания хорошо сохранились. Все здесь было сделано из земляных насыпей, покрытых дерном, и стриженого кустарника. Сценой в нем служили небольшая лужайка, декорациями — живые деревья. Театр освещался гирляндами цветных фонариков и плошек. Нередко представление заканчивалось фейерверком.
Парк славился зеленым убранством. Среди насаждений были и редкие для Подмосковья виды кустарников и деревьев. До сих пор еще живы лиственницы и пихты. Подлинным украшением усадьбы была оранжерея (мастер — Ф. Аргунов). В ней лавровые, лимонные, апельсиновые и даже кофейные, чайные деревья достигали таких же размеров, как у себя на родине (по преданию, в случае порчи деревьев в Кускове собирался своего рода консилиум из лучших садовников всего московского округа). В 1786 г. по случаю приезда императрицы в Кусково оранжерея была обращена в «вокзал», в котором проходил танцевальный бал.
Парк Кусково в значительной степени обязан своей славой оранжереям. Искусство кусковских садоводов П. Бессонов [1872. С. 12] назвал «важным периодом для истории ботаники и садоводства в России». В оранжереях выращивали огромное количество деревьев и цветов для парка.
Ассортимент древесных пород был обычен для садов середины XVIII в. Подстригали преимущественно липу. У Итальянского домика были посажены березы. Топиарная стрижка также составляла гордость сада. Буксус и тисы благодаря мастерству садовников превращались в диковинных зверей, птиц, людей. Сохранилось изображение этих зеленых скульптур на гравюрах П. Лорана, а архивные документы подтверждают их существование. Так, существует «реестр имеющимся в селе Кусково деревьям» 1761 г., представляющий любопытное перечисление зеленых скульптур.
Большой интерес представляет и территория парка, размещенная за прудом. Настоящим украшением пейзажа был вековой лес с просеками. Здесь же были «руины», обелиски. В лесу находился зверинец с каменной трехкилометровой оградой и 600 зверями. В центре зверинца размещалась круглая беседка с колоннами.
Рядом с зверинцем помещались Конюшенный, Скотный и Псарный дворы, построенные в виде обширного замка.
В начале 1780-х годов в расположенной недалеко от усадьбы роще Гай появляется целый ряд новых затей: Английский сад, лабиринт, дом Уединения (построенный в 1782—1786 гг.), Философский домик, храм Тишины, павильон Лакасино, образцовый скотный двор Шомьера с восковыми фигурами кукол, пировавших за столом, птичник. В роще стояла Китайская башня с колокольчиками.
В конце рощи сверкало небольшое озеро, соединенное с другими озерами искусственными каналами. Их берега украшали высокие кедры, а полукруглые мостики с раззолоченными решетками и резными перилами вели в глубину рощи, к убежищу философов — уютному домику с зеркальными стенами, полами и расписным плафоном.
На границе рощи стоял знаменитый шереметевский театр.
Сын П.Б. Шереметева Н.П. Шереметев долго жил и учился за границей и был уже представителем нового поколения, другого мировоззрения. При нем Кусковский театр стал лучшим в России. 1792 год был годом зенита славы усадьбы и началом ее заката. Н.П. Шереметев потерял интерес к Кускову: «Его перестала прельщать слава устроителя праздников для многочисленного люда с гуляньями, песнями, жареными быками и пушечной пальбой. Два года спустя он начнет строительство дворца-театра в Останкине. Средоточие искусств и развлечений, рассчитанных на ценителей и знатоков изящного,— вот что теперь привлекало Н.П. Шереметева. » [Кусково, Останкино, Архангельское, 1976. С. 15].
Начав создавать Останкино, куда вскоре перекочевал и кусковский театр, Н.П. Шереметев забросил Кусково.
С 1799 г. Кусково опустело и медленно разрушалось. Зарастали аллеи, разрушались и горели постройки. Интересно, что ядро усадьбы, созданное в середине века, сохранялось значительно лучше, чем последние новшества конца века. Так, дом Уединения был разобран, театр сгорел, пейзажный парк отдан под строительство дач. Дожди смывали краски, остатки позолоты, время стирало выдумки художников, превращавшихся в жалкую бутафорию — непонятную и ненужную. Еще в большее запустение пришла усадьба после того, как она была разграблена во время Отечественной войны 1812 г. французами.
На протяжении почти двух веков в Кускове периодически велись реставрационные работы. Известно, что в 1850 г. они проводились под руководством Быковского, а в 1870 г.— Султанова.
В 1958—1968 гг. под руководством Л. Соболевой была реставрирована большая каменная оранжерея. Эта реставрация имела важное значение для всей усадьбы, так как партер — центральная часть парка — разбит между дворцом и оранжереей и перспектива от дворца явно проигрывала, замыкаясь полуразрушенным перестроенным зданием. Новый этап реставрационных работ был начат в 1976 г., когда снова обратились к оранжереям, которые дошли до нашего времени в очень разрушенном виде. Чертеж А. Миронова «Вид теплиц в саду села Кускова», найденный в Государственном музее творчества крепостных в Останкине, во многом помог ученым. Благодаря ему появилась возможность подтвердить размеры и расположение оранжерей, полностью совпадавших с размерами на плане.
Помощь оказали и другие документы, редкие книги, раскрывающие секреты ремесла оранжерейного искусства XVIII столетия, в частности книга Энгельмана «Новый способ устроения оранжерей и теплиц, основанный на опытах и наблюдениях физических в царстве растений», изданная в Москве в 1821 г.
В настоящее время реставрационные работы в усадьбе возглавляли О.С. Горбачева и Н.В. Сибиряков (с 1985 г.). На основе сохранившихся записей, рисунков, чертежей, используя работы современных исследователей [Згура, 1924, 1925; Станюкович, 1927; Сарсатских, 1931; Луиц, 1940б; Прохорова, 1940; Ростовцева, 1958; Глозман, Тыдман, 1966; Ариансон, 1979; Кричко, 1982; и др.], реставраторы воссоздают первозданный вид этой жемчужины садово-паркового искусства России.
В свое время усадьба наравне с петербургскими ансамблями оказала большое влияние на последующее развитие садово-паркового искусства в России. И сегодня, являясь уникальным памятником, она относится к числу выдающихся произведений русского зодчества середины XVIII в.
Источник: Русские сады и парки. Вергунов А.П., Горохов В.А. Издательство «Наука», Москва, 1987
Усадьба-музей и парк «Кусково» в Москве
Усадьба Кусково – это роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, здесь хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк c цветниками и множеством скульптур, а также большой пруд.
Эта «подмосковная усадьба» имела увеселительный характер, она предназначалась не для проживания, а для пышных празднеств и приемов.
В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года, после перевода в Кусково единственного в России Музея керамики, была переименована в Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково». Сегодня – это один из крупнейших в мире обладателей коллекции керамики и стекла различных стран от античности до современности.
История возникновения
Графский род Шереметевых – один из богатейших в Российской империи – владел десятками дворцов и усадеб.
Но самым известным шереметевским родовым гнездом является именно Кусково, которое в середине XVIII века решил сделать своей парадной резиденцией сын фельдмаршала, героя Полтавы, Бориса Шереметева – Петр Борисович (1713–1788). Этому способствовало приданое его богатой невесты Варвары Черкасской, дочери канцлера.
После женитьбы, среди прочего, к небольшим кусковским (отсюда и название – кусок) землям присоединилось соседнее село Вешняки, и у Петра Борисовича появилась возможность устроить поблизости от Москвы свой собственный Версаль, где бы он мог принимать даже августейших персон.
Кстати, в усадьбе побывали с визитами Екатерина, польский король и австрийский император.
Главное место в усадьбе отведено летнему дворцу, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, основное строительство развернулось с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили.
Нежно-розовый цвет стен, изящный декор фасадов, полукруглые фронтоны, большой размер многочисленных окон, великолепное крыльцо с пандусом – все это подчеркивает парадный характер здания.
Перед главным фасадом располагался огромный пруд с перспективой уходящего вдаль канала, по берегам которого был заложен пейзажный парк с охотничьими угодьями и зверинцем.
Повсюду можно было уединиться в беседках, которые имели в духе эпохи Просвещения созерцательные названия – «Философский дом», «Храм тишины» и даже «Хорошим людям пристанище».
Вокруг дворца зодчим Кологривовым был разбит французский регулярный парк, который прекрасно сохранился до наших дней, с фигурными партерами и цветниками, статуями античных богов и героев, а также деревьями, постриженными в форме птиц, кораблей или животных.
Помимо пышных великосветских приемов Шереметевы устраивали в Кусково раз в неделю открытые гуляния для всех с музыкой, фейерверками и парадом небольшой флотилии, которая состояла из гребных судов, яхты и гондолы.
Достопримечательности усадьбы
Парковые павильоны в Кусково имеют свою тематическую направленность – они посвящены разным странам.
Так, Голландский домик посвящен этой стране и петровской эпохе, известно, что император увлекался всем голландским. Архитектура домика – кирпичная кладка, окна с переплетами, ступенчатый фронтон – все стилизовано под дом амстердамского бюргера.
Интерьеры и внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью.
На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: нижние (передние) сени и кухня. Дубовая лестница ведет на второй – парадный – этаж с залом и десертной. Дельфтские изразцы на стенах и живопись «малых голландцев», а также прекрасная коллекция восточного фарфора – все это необходимо увидеть!
Самая поздняя постройка в Кусково – это Швейцарский домик, он возведен в 1870-х годах архитектором Н.Л. Бенуа. Деревянное двухэтажное здание необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является ленточный резной балкон.
Контуры нависающей крыши по всему периметру также украшает ажурная резьба. Когда в Кусково открылся музей, в этом здании жил Сергей Дмитриевич Шереметев, последний владелец усадьбы и первый директор музейного комплекса. Сейчас Швейцарский домик – это административное здание.
Нельзя пройти мимо Итальянского домика и Французского павильона. Итальянский домик исполнял роль дворца для «малых приемов». Интерьеры домика отличаются элегантной роскошью – паркеты, зеркала, пышная отделка стен, окон, дверей, мебели. Иначе нельзя, ведь Италия – колыбель искусств.
В убранстве Французского павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.
Особенно впечатляет второй этаж, он и снаружи смотрится парадным – высокие оконные проемы, ажурные ограждения лоджии и балкона, завершение карниза нарядной балюстрадой.
Летний дворец графа П.Б. Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней архитектурно-пространственное решение, а также подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы, часы и предметы мебели.
В создании интерьеров принимали участие приглашенные иностранные художники, скульпторы, резчики, а также русские вольные и крепостные мастера. Дворец в Кусково состоит из 26 помещений, которые можно разделить на две части, служившие для разных целей.
Одна часть дворца была предназначена для встреч гостей и организации балов, другая являлась личными апартаментами хозяев усадьбы. Залы дворца устроены по принципу анфилады – они выстроены в ряд по одной оси, двери их расположены одна напротив другой, и последовательность из открытых дверей кажется бесконечной.
Можно обойти весь дворец по кругу, переходя из зала в зал. Первое помещение, в которое попадают гости, – парадные сени (вестибюль), производит впечатление торжественной роскоши.
На самом деле здесь все имитация и искусная работа мастеров, в том числе крепостных самого графа, лидерами среди которых было талантливейшее семейство Аргуновых – декораторов, резчиков, архитекторов и художников.
Стены в сенях расписаны под мрамор, вазы – под бронзу и яшму, фризы и десюдепорты – под скульптурные рельефы.
Столовая, гостиные, опочивальни – все комнаты полны очарования и теплоты, они производят впечатление незримого присутствия хозяев и их гостей, благодаря аутентичной обстановке и «обжитой» экспозиции – сервированный стол, убранная подушками кровать, пододвинутое к камину кресло, незаконченное рукоделие на пяльцах.
Гвоздь шереметевского дворца – танцевальный зал, или зеркальная галерея – самое большое помещение дворца с большими окнами, зеркалами в виде фальшивых окон и огромным живописным плафоном на потолке. Здесь проводились балы, обеды и приемы. Двери зала ведут в парк.
Росписи на потолке и стенах, блестящий паркетный пол, хрустальные жирандоли и люстры, скульптура, декоративные вазы, оформленные позолотой двери и окна – поистине царский размах!
Во второй половине XVIII века оранжереи были обязательным элементом в садово-парковых ансамблях. Их главное предназначение – удивление гостей, которые собирались в увеселительных усадьбах. В Кусково сейчас можно посмотреть две оранжереи.
Большая каменная оранжерея была сооружена в 1763 году. Это самый большой павильон во всем дворцовопарковом ансамбле, спроектированный крепостным архитектором Федором Аргуновым. Наряду со своим основным назначением, оранжерея использовалась для приема гостей.
В центре, где размещались стеклянные галереи для растительных экзотов, был оборудован «воксал» – небольшой танцевальный зал круглой формы, где размещались хор и музыканты. Рядом находится Американская оранжерея для тропических растений, стеклянные стены которой наклонены для оптимального освещения.
Кусково на всю Россию было известно своим театром, у Шереметевых был, несомненно, лучший крепостной театр в империи. Превосходная труппа (около 200 человек), которую обучали лучшие учителя музыки, вокала и пластики, роскошные декорации и костюмы и, конечно, уникальные театральные залы.
В усадьбе было три театра, для камерных спектаклей в конце сада был построен Малый театр в виде Турецкого киоска (слово «киоск» с турецкого переводится как «павильон»). Это была дань моде – после русскотурецких войн в России стал модным стиль «тюркери».
Для монументальных постановок и пышных представлений использовали роскошный Большой театр, где было три яруса лож. Спектакли у Шереметева бывали по четвергам и воскресеньям, причем вход был бесплатный.
Звездный час кусковского театра – визит Екатерины и австрийского императора Иосифа в сопровождении пышной свиты в 1775 году, тогда давали оперу «Самнитские браки», где блистали крепостные актрисы П. Ковалева-Жемчугова и Т. Шлыкова-Гранатова. От первых двух театров ничего не осталось потомкам, от третьего театра, самого необычного, осталось только место и смутные контуры рельефа.
Неподалеку от Итальянского домика хорошо сохранились очертания Воздушного театра. Все здесь было сделано из земляных насыпей, покрытых дерном, и стриженого кустарника: сцена, кулисы, оркестровая яма, места для зрителей. Воздушный, или Зеленый театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки.
Сцена была расположена на насыпном холме высотой в 1,5 м и окружена березовыми боскетами, дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Им перед началом спектакля предлагались мягкие подушечки.
В Воздушном театре шли более демократичные комические оперы с местным колоритом – «Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский», «Гулянье, или Садовник кусковский» и, наконец, «Кусковская нимфа».
Павильон «Эрмитаж», что означает «приют отшельника», был обязательным атрибутом усадебного парка галантного столетия. Эрмитаж в Кусково построен в 1767 году по образцу Эрмитажа в Петродворце, но у Шереметевых он был решен в духе французского рококо и назывался иногда Французским павильоном.
В годы расцвета усадьбы он был предназначен только для избранных – друзей хозяина поместья, которые хотели бы уединиться во время балов, устраиваемых графом Шереметевым. Как и в Петергофе, на второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги – подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изощренным подъемным механизмом – столом.
Внешний облик павильона с перетекающими объемами и пластичными линиями на редкость изящен, но внутреннее убранство было утрачено. Сейчас после долгой реставрации шереметевский Эрмитаж открыт для публики.
Предание гласит, что среди крепостных Шереметева был очень талантливый садовник Петр Елисеевич Касаткин, который на Рождество 1812 года подал к графскому столу свежую землянику. Это вызвало всеобщий восторг, граф дал садовнику вольную и даже подъемный капитал.
Вскоре Петр Елисеевич открыл в столице собственную лавочку по продаже фруктов и вина, а через несколько лет из лавочки вырос знаменитый торговый дом купцов Елисеевых.
Развлечения в парке «Кусково»
Изюминкой Кусковского парка являются оранжереи. Раньше в обоих комплексах содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, цитрусовые, кофейные деревья, пальмы, ананасы и орхидеи. Летом растения, украшенные фигурной стрижкой, выставлялись на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка.
Сейчас в оранжереях открыта экспозиция Музея керамики, где можно полюбоваться прекрасными изделиями из фарфора, фаянса, стекла и познакомиться с историей керамики от древних китайских фарфоровых ваз до изысканных сервизов в стиле модерн.
В музее, кстати, единственном в России, представлены предметы прикладного искусства самых знаменитых восточных, европейских и русских брендов и мастеров.
Среди всех парковых павильонов в Кусково наиболее привлекательным для посетителей является Грот – это такая небольшая беседка, построенный в 1755–1761 годах под руководством Федора Аргунова. Каменный павильон в стиле рококо щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами.
По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды. По образцу царскосельского грота, который возвел Растрелли, в дворянских усадьбах павильоны с таким названием строились часто, но именно в Кусково сохранилось внутренне убранство Грота, имитирующее царство Нептуна.
Оформление интерьеров длилось более 10 лет с 1761 по 1775 год. Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24 видов.
Грот состоит из трех залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зеленый и розовый мрамор. Здесь выставлены декоративные панно, сделанные из ракушек. В боковых кабинетах стены и своды покрыты рокайлевым орнаментом, который создает впечатление сказочного мира, экзотического пространства.
Всем любителям энергичного досуга рекомендуется совершить прогулку по пейзажной и запрудной части кусковского парка. В Кусково можно покататься на лодках, лодочная станция находится неподалеку от дворца, можно совершить прогулку в конном экипаже.
В лесопарковой зоне есть дорожки для катания на велосипедах и на роликах. Повсюду в парке имеются спортивные площадки и места для пикников с беседками и мангалами.
Для семейного отдыха можно избрать игровые занятия в музее, а можно погулять в парке, где есть несколько оборудованных детских площадок. На площадках есть целые лабиринты с испытаниями: горки, турники, кольца, интересные лазейки для детей, альпинистские стенки. На территории площадки есть качели, карусели, разного вида качалки для малышей.
Режим работы и способ добраться
Добираться до усадьбы Кусково немного сложнее, чем до других дворцово-парковых комплексов столицы. Кусково находится на востоке Москвы в окружении нескольких станций, но в отдаленности, кроме метро, придется воспользоваться наземным транспортом.
Проще всего доехать до ст. м. «Рязанский проспект» (Таганско-Краснопресненская линия), дальше подняться и пройти по Рязанскому проспекту до нужной (!) остановки, где останавливаются маршруты, следующие до усадьбы Кусково – №№ 133, 133к, 208. Через 10 мин. (шесть остановок) будет «Музей Кусково».
Другие варианты дороги к усадьбе: доехать до ст. м. «Выхино», далее автобусом №620, маршрутным такси №9М до остановки «Музей Кусково»; или до ст. м. «Новогиреево» (Калининская линия), далее троллейбусом №64, автобусами №№ 615, 247 до остановки «Улица Юности». Музей Кусково находится на улице Юности, 2.
Если вы хотите прогуляться по парку, то в летний период – c 15 апреля по 14 октября – c 10:00 до 18:00 (касса до 17:00). B зимний период – c 15 октября по 14 апреля – c 10:00 до 16:00 (касса до 15:00). Понедельник и вторник – выходные дни.
Последняя среда каждого месяца – санитарный день. Если ваша цель экспозиции музея, с 10:00 до 16:00 можно посетить дворец, грот, Итальянский домик и Голландский домик; а с 10:00 до 18:00 открыты Эрмитаж, Американская оранжерея и Большая каменная оранжерея.
Читайте также: Парк «Кузьминки» – культурно-досуговый комплекс в Москве.
Таким образом, «Кусоково» — парк и усадьба, бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью. Территория парка прекрасна без всяких преувеличений.
Поделиться с друзьями
Оксана Антонова
Живу в Москве с 5 лет. Я обожаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. У меня очень много друзей из других городов и стран. Когда они приезжают в Москву, то просят обязательно показать столицу. Один из друзей и посоветовал мне создать этот сайт. Здесь я буду рассказывать о самых известных достопримечательностях столицы, фестивалях, интересных местах, которые стоит посетить гостям нашего города.