Что характерно для дизайна 40 х годов
Перейти к содержимому

Что характерно для дизайна 40 х годов

  • автор:

Что характерно для дизайна 40 х годов

Графический дизайн 40-50 годов XX века

В 40-50-е годы по всей Европе утверждается концепция «хорошего дизайна», в Италии она получила название «bell design», в Германии — «хорошая форма», на севере Европы — Скандинавский дизайн. Основной потребностью людей в послевоенные годы стало налаживание нормальной мирной жизни. Дизайн, отвечающий данному социальному запросу, должен был быть качественным, «спокойным», экономичным, приятным глазу. Ни вызова, ни протеста, ни элитарности от вещей общество не хотело. Все это появится в дизайне позднее. Для спокойной жизни нужен спокойный дизайн. [12, c. 82]

Поэтому, суть стилистики «хорошего дизайна» сводится к следующему: простота, чистота, аккуратность, красота, буржуазность, оптимизм, экономность (что отвечало задаче восстановления экономики после войны идеология возрождения достойной жизни и пропаганда семейных ценностей,).

В графическом дизайне действует та же тенденция, что и в дизайне вообще: на обложках журналов изображены очень приличные, красивые женщины, в дизайне отсутствует агрессивная сексуальность, излишняя китчевость или сознательная грубость форм, встречающаяся в 30-е годы. [13, c. 149]

США являются в эти годы мировым лидером и диктуют свои эстетические идеалы и жизненные установки всему миру. Активно пропагандируется американский образ жизни. [12, c. 100]

Стилистика американского графического дизайна 50-х годов состоит в следующем:

а) высокая техничность. В американском графическом дизайне 50-х часто используются живописные и графические решения. Дизайнеры рекламы отлично владеют техникой реалистической живописи и графики, при этом их графические решения отличаются яркостью цвета и динамичностью формы.

б) Реалистичность. Мастера американской рекламы стремятся к максимальной жизненности изображаемых образов, точно передают различные оттенки эмоций. Стилизованные решения тоже встречаются, но значительно реже, чем реалистичные.

в) Оптимистичность. Все изображаемые в американской рекламе 50-х люди, всегда радостны, уверены в себе, довольны жизнью и успешны. Они всегда красивы и типичны, как правило, мужчина — это сильный западный бизнесмен, а женщина — молодая модная и аккуратная домохозяйка.

г) Динамичность, контрастность, красочность.

д) «Понятность», ориентация на широкие массы, простота тем, образов, приемов.

50-е годы считаются временем «бума» дизайна. В это время дизайнеры становятся штатными сотрудниками фирм. Из простых художников-оформителей дизайнеры превратились в «творцов визуального продукта». В компаниях и фирмах начали осмысленно употреблять термин «графический дизайн». Дизайнеров стали приглашать за стол переговоров наравне с маркетологами, бухгалтерами, копирайтерами, рекламистами и президентами компаний.

Профессия дизайнера стала включать такие аспекты, как понимание технологии производства, знание маркетинга, бюджета, способность вести переговоры представителями бизнеса. [20, c. 53]

Творчество — это достижение нового результата (произведения), как правило, традиционными способами. Креатив — поиск нетрадиционного решения для достижения результата, не предполагающего наличие новизны — продать, заинтересовать. Креатив не стремиться к созданию произведения искусства.

Журнальный дизайн 40-х еще не содержит эмоционального заряда 50-х. Обложки спокойны, эстетичны, как правило, на них присутствуют женские фотографии или рисунки с изящным реалистическим изображением красивой женщины. Показательно стильное решение обложки журнала «Вог» (октябрь, 1948 года) Карла Эриксона, — изящная девушка в красном платье и сером шарфе изображена предельно просто — несколькими линиями и пятнами, и одновременно, реалистично и «спокойно». Журнальные иллюстрации 40-х часто посвящены военной тематике, не предполагающей стилистических изысков (например, художник Гарри Борман). В качестве примера «мирных» иллюстраций можно назвать работы художника Майкла Бери: динамичные официантки, девушки-фермеры, опять же, нарисованные без определенной изысканной стилистики. [18, c. 68]

Журнальный дизайн 50-х более раскован, интересен и разнообразен, по сравнению с предыдущим десятилетием. Встречаются варианты дизайна, целиком отвечающие концепции «хороший дизайн»: изящные милые женщины на обложках пастельных цветов выражают идею спокойного оптимизма. Встречаются «кокетливые» решения с детьми или девочками- подростками. Также распространены «стильные» варианты дизайна, в духе итальянского «Бель дизайна»: эффектные женские силуэты на фоне смелых мазков кисти, или например, июльский номер журнала «Эсквайр» 1953 года, на котором дизайнер Генри Вулф изобразил четыре варианта разноцветных очков.

В целом, для графического дизайна 50-х годов характерен смелый реализм и высокая техничность.

Файл: Графический дизайн и реклама 40-50 годов ХХ века. Эпоха концепции «хороший дизайн.pdf

1.Графический дизайн 40-50 годов ХХ века

В 40-50 годы по всей Европе утверждается концепция «хорошего дизайна», в Италии она получила название «bell design», в Германии – «хорошая форма», на севере Европы Скандинавский дизайн. Основной потребностью людей в послевоенные годы стало налаживание нормальной мирной жизни. Дизайн, отвечающий данному социальному запросу, должен был быть качественным, «спокойным», экономичным, приятным глазу. Ни вызова, ни протеста, ни элитарности от вещей общество не хотело. Все это появится в дизайне позднее. Для спокойной жизни нужен спокойный дизайн.

Поэтому суть стилистики «хорошего дизайна» сводится к следующему: простота, чистота, аккуратность, красота, буржуазность, оптимизм, экономность (что отвечало задаче восстановления экономики после войны идеология возрождения достойной жизни и пропаганда семейных ценностей).

В графическом дизайне действует та же тенденция, что и в дизайне вообще: на обложках журналов изображены очень приличные, красивые женщины, в дизайне отсутствует агрессивная сексуальность, излишняя китчевость или сознательная грубость форм, встречающаяся в 30-е годы.

США являются в эти годы мировым лидером и диктуют свои эстетические идеалы и жизненные установки всему миру.

Активно пропагандируется американский образ жизни.

2. Стилистика американского графического дизайна 50-х годов

состоит в следующем:

А) Высокая техничность. В американском графическом дизайне 50-х часто используются живописные и графические решения. Дизайнеры рекламы отлично владеют техникой реалистической живописи и графики, при этом их графические решения отличаются яркостью цвета и динамичностью формы.

Б) Реалистичность. Мастера американской рекламы стремятся к максимальной жизненности изображаемых образов, точно передают различные оттенки эмоций. Стилизованные решения тоже встречаются, но значительно реже, чем реалистичные.

В) Оптимистичность. Все изображаемые в американской рекламе 50-х люди, всегда радостны, уверены в себе, довольны жизнью и успешны. Они всегда красивы и типичны, как правило, мужчина- это сильный западный бизнесмен, а женщина — молодая модная и аккуратная домохозяйка.

Г) Динамичность, контрастность, красочность.

Д) «Понятность», ориентация на широкие массы, простота тем, образов, приемов.

50-е годы считаются временем «бума» дизайна. В это время дизайнеры становятся штатными сотрудниками фирм. Из простых художников – оформителей дизайнеры превратились в «творцов визуального продукта». В компаниях и фирмах начали осмысленно употреблять термин «графический дизайн». Дизайнеров стали приглашать за стол переговоров наравне с маркетологами, бухгалтерами, копирайтерами, рекламистами и президентами компаний.

Профессия дизайнера стала включать такие аспекты, как понимание технологии производства, знание маркетинга, бюджета, способность вести переговоры представителями бизнеса.

Творчество- это достижение нового результата (произведения), как правило, традиционными способами. Креатив- поиск нетрадиционного решения для достижения результата, не предполагающего наличие новизны- продать, заинтересовать. Креатив не стремиться к созданию произведения искусства.

Журнальный дизайн 40-х еще не содержит эмоционального заряда 50-х. Обложки спокойны, эстетичны, как правило, на них присутствуют женские фотографии или рисунки с изящным реалистическим изображением красивой женщины. Показательно стильное решение обложки журнала «Вог» (октябрь,1948 года) Карла Эриксона, изящная девушка в красном платье и сером шарфе изображена предельно просто – несколькими линиями и пятнами, и одновременно, реалистично и «спокойно». Журнальные иллюстрации 40-х часто посвящены военной тематике, не предполагающей стилистических изысков ( например, художник Гарри Борман). В качестве примера «мирных» иллюстраций можно назвать работы художника Майкла Бери: динамичные официантки, девушки-фермеры, опять же, нарисованные без определенной изысканной стилистики.

Журнальный дизайн 50-х более раскован, интересен и разнообразен, по сравнению с предыдущим десятилетием. Встречаются варианты дизайна, целиком отвечающие концепции «хороший дизайн»: изящные милые женщины на обложках пастельных цветов выражают идею спокойного оптимизма. Встречаются «кокетливые» решении с детьми или девочками- подростками. Также распространены «стильные» варианты дизайна, в духе итальянского «Бель дизайна»: эффектные женские силуэты на фоне смелых мазков кисти, или например, июльский номер журнала «Эквайр» 1953 года, на котором дизайнер Генри Вулф изобразил четыре варианта разноцветных очков.

В целом для графического дизайна 50-х годов характерен смелый реализм и высокая техничность.

Дизайн 50-х годов.

После второй мировой войны сначала в дизайне существовало много ограничений в материалах, царила экономия во всем.

Промышленность в больших странах, не только проигравших, но и стран победителей, была в некотором упадке. И с тем, чтобы эту промышленность стимулировать, государства занялись пропагандой дизайна.

Были сформированы государственные институты для поддержки дизайна, например Институт технической эстетики во Франции или Совет по технической эстетики в Англии, таким образом, для конца 40 — х- начала 50-х годов характерна государственная поддержка дизайна. И если для послевоенного дизайна свойственно ограничение в материалах, определенный аскетизм, как самих форм предметов, так и отсутствие декора, просто лаконичные формы, которые требуют меньше материала, преобладает утилитарный подход, то в 50- е годы экономика стала восстанавливаться, людям надоело жить ограниченно и скромно.

50- е годы являются переходом от строгости и аскетизма военных лет к бурному периоду 60 -х.

Катализатором этого процесса был Кристиан Диор. В 47 году Диор выпустил свою коллекцию «Новый взгляд». На костюмы, которые он проектировал, шло очень много тканей, при том ткани он использовал дорогие. Платья были очень пышные, объемные, с подчеркнутыми женскими формами, совсем не похожие на одежду военных годов, строгую и прямую. Диор своей коллекцией как бы призывал: «Хватит ограничивать себя, пора развернуться и жить на широкую ногу». В тяжелых экономических условиях послевоенных лет это звучало весьма провокационно, и даже цинично, так как мало кто мог последовать его призыву, многим людям негде было жить и нечего есть. В прессе особенно американской, коллекция Диора подверглась критике. Но тысячи женщин готовы были многое отдать за платья Диора, за то, чтобы выглядеть красиво и изящно. Женственность стала господствующей в моде. Мода на скульптурные пышные формы, на яркость и праздничность стала характерна для всего дизайна 50-х.

Основные моменты развития дизайна 50-х:

-ведущей концепцией формообразования остается функционализм, но он становится более эмоциональным и ярким (градус эмоциональности варьируется в зависимости от страны: чем севернее, тем рациональнее), синонимом послевоенного функционализма является понятие «хороший дизайн»;

-использование новых материалов и технологий, многие из которых пришли из военной промышленности: пластмасса и металл, пенорезина и синтетические ткани;

-преобладание подчеркнуто рельефных форм, ярких красок в сочетании с практичными решениями для нужд повседневной жизни;

-различные вариации концепции формообразования, которые в основном, укладываются в рамки функционализма: неофункционализм в Германии, скандинавский модерн в Скандинавии, современный стиль в Англии и органический дизайн в США;

-беспорными лидерами в предметном дизайне были Италия и Скандинавия.

3. Дизайн Италии в 50-е годы

В это время в Италии формируется национальная модель дизайна: для итальянцев это творчество, самовыражение, они думают не только об утилитарных качествах, о том, как приспособить дизайн к массовому производству и рынку, но и о том, как сделать что-то необычное, новое. Яркая особенность- радость эксперимента, осваивание новых технологий, новых форм. Например, итальянский дизайнер Джо Коломбо, придумал среду будущего, напоминающую среду космических кораблей. Для итальянцев характерно стремление в будущее. Еще одна особенность итальянского дизайна- это одушевление вещей, отношение к предмету как к чему-то одушевленному, живому, это выражается, например в том, что зачастую итальянские дизайнеры своим объектам дают человеческие имена. Также характерны яркие цвета и нестандартные решения, например табурет-качалка для телефонных разговоров, сделанный из велосипедного седла.

В целом итальянский дизайн яркий, эмоциональный, динамичный и ему свойственно чувство юмора.

Представители: Джованни Понтии, Карло Моллино, Пьеро Форназетти, братья Кастильо.

4. Искусство постмодернизма

Постмодернизм: направление в культуре 2-й половине ХХ века, отвергающее основные принципы модернизма и использующее элементы различных стилей и направлений прошлого, нередко с ироническим эффектом.

Многие существенные черты постсовременности получают наиболее зримое воплощение в постмодернистком искусстве. Можно сказать, что подобно тому, как современность нашла свое наиболее яркое выражение в искусстве модернизма и авагарда, точно так же постсовременность находит свое наиболее сильное выражение в искусстве постмодернизма. Здесь вполне отчетливо выделяются две основные тенденции.

Первая из них преимущественно находится в русле массовой культуре. Она решительно противостоит модернизму и авангардизму. Ее участники отвергают авангардистскую страсть к экспериментированию, погоню за новизной, устремленность в будущее. Всему этому они противопоставляют эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер, используя дл этого приемы цитирования, коллажа, повторения.

Футуризму авангарда они предпочитают пассеизм, ностальгию по прошлому, гедонизм настоящего. В той или иной степени они реабилитируют классическую эстетику прекрасного или, вернее, красивого, которую Лиотар именует эстетикой «слишком красиво». Такую эстетику волне можно назвать эстетикой китча. Наиболее активно и открыто подобный взгляд на эстетику и искусство проводит Д.Ваттимо.

Указывая на эстетический характер постсовременности, Ваттимо подчеркивает, что эстетика при этом понимается не в традиционном смысле. Раньше она была эстетикой гармонии, катарсиса, успокоения и безопасности. В центре ее, как и в центре искусства, находилось произведение, понимаемое как вечный и нетленный памятник.

В постмодернизме главным становится не само произведение, не его вечная природа или процесс его создания, но то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Поскольку искусство сегодня доходит до зрителя через средства массовой коммуникации, поскольку способ его существования является технологическим, «медийным», массовым. Все эстетическое и художественное значение произведения совпадает с историей его успеха, зависящего от силы воздействия, произведенного эффекта, способности вызывать «шок» у зрителя.

Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью», а его потребительская стоимость растворяется в меновой. Поэтому эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации, ибо сама их природа, по Ваттимо, является «эстетикой – риторической». Они не только распространяют информацию, но и способствуют установлению общего языка и согласия, общего чувства и вкуса, которые являются эстетическими.

Ваттимо ссылается при этом на Канта, когда тот говорит об общественном характере интереса к прекрасному, о том, что эстетическое удовольствие может возникать не только из отношения к эстетическому предмету , но и из того обстоятельства, что оно испытывает вместе с другими, свидетельствуя о принадлежности воспринимающего к обществу и человечеству.

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художника Ж.Гаруст — во Франции. А.Пенк — в Германии, Д.Шнабел — в США. Это течение иногда называют неофовизмом и неоэкспрессионизмом.

Известным его теоретиком является итальянский критик Д.Б.Олива. Он сравнивает трансавангард с Транссибирской магистралью, пересекающей множество разных регионов. Подобно этой магистрали трансавангард в своем движении пересекает множество территорий культуры и искусства, следуя при этом двум принципам: «культурному номадизму и стилистическому электизму». Основным творческим приемом трансавангарда Олива называет цитирование, а все течение определяет как неоманьеризм.

Машина времени: стиль ретро в интерьере

Ильмира Нигаметова

Ретро дизайн — понятие широкое. Говоря о нем, подразумевают разные десятилетия прошлого века. В этом материале мы затронем самые характерные интерьерные особенности всех периодов в разных странах, в частности — в СССР.

Чем привлекают старые вещи

Причин уважать прошлое немало. И эстетических — в том числе. Взять, к примеру, предметы из давних времен, которые встречались в домах. Дисковый телефон, граммофон, будильник со звенящими “шляпками”, механические часы с маятником, телевизор на ножках, радиоприемник, печатная машинка. У всех этих вещей есть узнаваемые и разнообразные формы. Сегодня все это уместилось в многофункциональные и компактные черные квадраты — смартфоны. Вполне может быть, что на своей знаменитой картине Казимир Малевич изобразил будущее.

Предметы, которыми когда-то пользовались наши бабушки, родители или даже мы сами, сейчас редко используются по прямому назначению. Но они могут стать оригинальным украшением жилья.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Телевизор на тонких ножках с антенной когда-то стоял почти в каждой квартире

КСТАТИ. Если в интерьере все старое, он будет похож на музей, если все новое — на магазин. Высший пилотаж в дизайне — умение сочетать старое и новое, вещи разных периодов и разных стилей. Дом, оформленный таким способом, будет рассказывать вашу личную историю и историю ваших предков.

Также старые вещи привлекают своей редкостью — их непросто купить и почти невозможно сделать своими руками. Некоторые производители уловили желание общества прикоснуться к истории и стали создавать бытовую технику в ретро-стиле. Эти предметы выглядят, как техника из прошлого, но намного более функциональны. Выпускается сейчас и мебель, и декор в стилистике разных времен, и это “выручает” тех, кто не хочет нести в свой дом “секонд-хенд”.

Кому подойдет такой стиль

Это направление в дизайне в той или иной степени близко многим. Даже тем, кто об этом даже не подозревает, ведь в современных интерьерах элементы ретро также используются — так же, как и в современной моде. Так что ретро — стиль для всех. Вопрос лишь в том, какое десятилетие взять за основу.

Выбираем “свое” время

  • Одежду в каком стиле вы носите, мода какого периода вам нравится больше всего?
  • Фильмы какого времени — ваши любимые? Хотели бы вы воссоздать интерьеры из них в своей квартире?
  • Симпатия к определенному виду изобразительного искусства подскажет, что вам больше подойдет. Поп-арт, сюрреализм, соцреализм, конструктивизм — это и многое другое может быть использовано в ретро-интерьерах.
  • Являетесь ли вы любителем определенного музыкального жанра — джаза, рок-н-ролла, диско? Они также привязаны к определенному времени и определенной эстетике.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Декор комнаты в стиле ретро, где солирует граммофон

Актуально ли ретро сегодня

Использование опыта прошлого — излюбленный прием дизайнеров во все времена. Поэтому ретро актуально всегда. Например, стиль середины ХХ века — мидсенчури — переживает пик своей популярности. Возможно, когда-то дизайн девяностых и даже нулевых станет считаться самым стильным. Но пока они не завоевали должного авторитета — слишком мало времени прошло. Особенно гармонично ретро будет смотреться в старом фонде — тех же сталинских домах и хрущевках. Если еще окна выходят на такие же строения, то здесь и сомнений не остается в том, что дизайн из прошлого подойдет. Убедиться в этом помогут два видео. На первом художник рассказывает, как превратил свою квартиру в подобие советского Дворца культуры, не побоявшись миксовать между собой старую финскую мебель, современные бытовые приборы и собственные произведения.

На втором видео хозяйка квартиры показала предметы мебели и декора, знакомые ей с самого детства.

СОВЕТ. Объединять в одном интерьере детали из разных эпох можно, но если вы опасаетесь это делать, используйте предметы из одного десятилетия или из двух соседних. Тогда они с большой вероятностью будут между собой сочетаться.

Интерьер знаменитости

Встретить обстановку с элементами прошлого можно и у мировых знаменитостей. Дита фон Тиз — максималист, и в ее эклектичных домах чего только нет. Фото этих интерьеров в стиле ретро удивляют своей смелостью.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Дита фон Тиз в элегантной кухне в стиле 50-хх
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Интерьер-”музей” Диты фон Тиз

Достоинства и недостатки стиля

Как и любой другой стиль, ретро обладает своими преимуществами и недостатками. Преимуществ — больше, и это видно на таблице:

Плюсы Минусы
Возможность миксовать старое и новое. При этом нужно придерживаться правил сочетания цветов и следить за гармоничностью пропорций. Например, на большой стене и над крупной мебелью должны быть расположены крупные картины или множество маленьких, но объединенных в одну группу. А в узкий простенок можно повесить такое же узкое, но высокое панно Перфекционисты хотят добиться чистоты стиля, и им приходится нелегко — приходится прятать телевизор, компьютер, робот-пылесос и другую современную технику, без которой в быту не обойтись. Но не стоит забывать, что ваш интерьер — не декорация для съемки исторического фильма, поэтому абсолютное соответствие определенной эпохе не требуется. Наоборот, лучше создать впечатление, что дом является родовым гнездом, где жили ваши предки и теперь живете вы
Можно использовать уже имеющиеся вещи Если раритетные вещи не достались вам от бабушек и дедушек, придется “охотиться” на эти предметы, тратя много времени и средств. Новые предметы в ретро-стиле найти легче, но они довольно дороги. В частности, холодильники, печи и другая техника в стиле 50-хх и так далее выглядит действительно шикарно, но ее стоимость выше той, что имеет современный вид
Неповторимость и разнообразие стиля, ведь под словом retro подразумеваются разные периоды Стиль не нравится тем, кого манит абсолютная новизна и немного “холодный” дизайн
Ремонт в стиле ретро можно сделать и с помощью доступных материалов
В разных странах разное ретро, и это тоже дает простор для фантазии

В квартире, где живет большая семья, у каждого могут быть свои предпочтения. Здесь нужно искать компромисс. Например, это может быть минимализм с небольшими элементами старины.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Ретро может нравится, а может нет, но равнодушным этот стиль не оставляет никого

Довоенное ретро: с двадцатых по сороковые

  • резная мебель из темных пород древесины;
  • шикарные многоярусные люстры;
  • бюсты;
  • картины в позолоченных рамах.

Но были и те, кто жил гораздо скромнее. В Советском Союзе тоже не все были равны. Кто-то стал жить в коммуналках, где было не до излишеств оформления, а кто-то мог позволить себе обитать в многокомнатных квартирах. Одна из таких проиллюстрирована в фильме “Собачье сердце”. В этом интерьере немало запоминающихся элементов:

  • полы с узором;
  • белые двери со стеклами;
  • большой рабочий стол из слэба в кабинете;
  • накрахмаленные скатерти;
  • роскошные абажуры.

Для кухонь тех времен характерно отсутствие мебельных гарнитуров — все предметы стояли отдельно, навесных шкафов не было, разве что небольшие открытые полки.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Бюро и секретеры были очень популярны в 20-е годы
СЮДА ПОДОЙДЕТ
Современные фантазии на тему 30-хх

Характерные вещи из 40-хх годов — круглый стол с пестрой скатертью, металлические кровати с панцирными сетками, массивный, но невысокий шкаф с закругленными углами из рыжеватого дерева, красивый буфет с посудой. Такую мебель можно встретить и в современных интерьерах, стилизованных под ретро.

ФАКТ. Еще в Царской России существовала традиция вешать зеркала высоко и под наклоном. Так в них можно было рассмотреть себя в полный рост. Похожим образом развешивали и картины. Традиция оказалась очень стойкой, и даже сейчас в деревнях можно встретить такой прием.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Стиль сороковых: наверняка вы встречали что-то подобное в фильмах

С пятидесятых до девяностых

Интерьер в стиле 50-х годов отличается от предыдущих десятилетий наличием новой техники. Счастливчики обзавелись телевизорами и холодильниками, а кто-то — и телефонами. В мягкой мебели приветствовались сочные цвета, но при этом обивка была однотонной. Появляются предметы из пластмассы, резины, синтетических материалов. Что касается форм, то в это время еще правит функционализм и строгость.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Современный интерьер с настроением 50-хх

В 60-ые годы рациональности в интерьере уже меньше, зато больше радостного настроения и творчества. Геометрические и цветочные принты встречаются как на обоях, так и на текстиле. Комбинации оттенков становятся смелее. Это все — влияние субкультуры хиппи. Популярным стал и ретро-футуризм — это выражалось в создании мебели нестандартной, “космической” формы. Особенно это проявилось в американских интерьерах. Стали появляться гарнитуры — для гостиной и кухни. Мягкая мебель имела тонкие деревянные ножки и из-за этого казалась легкой и компактной. Телевизоры стали доступны многим, и интерьеры гостиных стали выстраиваться вокруг них.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Во второй половине ХХ века мебель становится легче, но креативней

В 70-ые цвета стали спокойнее. В почете были бежевые, коричневые, рыжеватые тона. В то же время и экстравагантный фиолетовый, и яркий бирюзовый находили свое место в интерьерах. Типичная советская ретро гостиная тех времен вмещала в себя диван и пару кресел, журнальный столик, “стенку”, большой ковер. Корпусная мебель чаще всего была глянцевой, полированной. В качестве декора выступали рукотворные сувениры и комнатные растения.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
В 70-хх интерьеры стали спокойнее

80-ее годы противоречивы. С одной стороны, они характеризуются рационализмом, простыми геометрическими орнаментами. Мебель стремились расставить симметрично. Но также в это время использовались и кричащие, неоновые оттенки. А еще в моду начали входить кантри и шебби-шик — максимально простые, романтичные стили.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Это фото возвращает нас в СССР 80-хх

В 90-ее начал зарождаться минимализм — все лишнее и сложное устранялось. Популярность обретают кожаные диваны и кресла. Корпусная мебель была громоздкой, а кресла и диваны — широкими и очень мягкими. Из цветов преобладал рыжевато-коричневый, бордовый, красный.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Европейские интерьеры в начале 90-х выглядели так

Отделочные материалы ХХ века

Сделать отделку в духе ретро сегодня не сложно — все эти материалы доступны и сейчас. Остановимся на самых популярных в то время.

Потолок

В СССР обычно белили потолки. В некоторых домах и квартирах встречалась гипсовая лепнина. Она имела строгие формы — линии, прямоугольники. Сымитировать такую лепнину можно с помощью пенопласта, но делать это лучше в тех домах, где такое оформление будет смотреться органично.

Стены

Стены красили либо оклеивали обоями. Самые доступные обои были бумажными, матовыми, с незатейливым рисунком. В настоящее время в продаже имеется множество вариантов ретро-обоев. Например, полотна с ровными вертикальными полосами тоже относятся к стилю ретро. Примерно в 80-хх в моде были фотообои. Тогда, за неимением выбора, все клеили тонкие бумажные полотна, но сейчас для отделки стен в стиле ретро лучше использовать обои из более плотного материала.

Пол

В Союзе пол на пол клали паркет либо деревянные доски, позже начал широко применяться линолеум разных цветов. Что касается деревянных досок, то их чаще всего красили коричневой эмалью. Она имела не самый красивый цвет, зато была “неубиваемой”. За эту особенность ее и уважали. Паркет использовали при обустройстве сталинок и самых первых хрущевок. Его сначала по традиции выкладывали елочкой, но после начали выкладывать прямоугольниками — это было проще и быстрее.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Полосатые обои хорошо смотрятся в ретро-интерьере

Палитры для ретро-интерьера

Чтобы создать интерьер, напоминающий о прошлом, важно использовать подходящие для этого цветовые сочетания. Предлагаем рассмотреть несколько палитр, вызывающих ностальгию.

Палитра 1: “пластилиновые” оттенки

Это цвета приглушенные, будто покрытые пылью. Такие оттенки достигаются, когда в чистые цвета добавляют серую краску. Они матовые, очень спокойные и прекрасно сочетаются между собой. Представить такую палитру легко, посмотрев мультфильм “Пластилиновая ворона”.

Палитра 2: яркие цвета

Если, несмотря на тягу к ретро, вы хотите использовать яркие цвета, стилизуйте интерьер под 50-60-ые годы. Именно тогда цвета были максимально открытыми. Красный, желтый, горчичный, синий, зеленый — все эти тона подходят для стилизации. Для передачи настроения 60-хх понадобятся еще и принты. Дух того времени отлично передает мультфильм “Желтая подводная лодка”.

ВАЖНО. В яркой ретро-палитре не должно быть никаких плавных переходов от цвета к цвету, никакого эффекта акварели или омбре. Границы между цветами были максимально четкими.

Палитра 3: сепия

  • кофейный;
  • шоколадный;
  • бежевый;
  • терракотовый;
  • светло-коричневый;
  • кремовый;
  • тускло-желтый.

КСТАТИ. Сепия любит теплое освещение — используйте желтые лампы.

Палитра 4: черно-белое кино

Обратиться к монохромной гамме можно, если есть желание создать в своем доме атмосферу старого фильма. Помните о том, что такая комната в духе ретро не сможет всегда выглядеть так, как задумано в проекте — любая случайная вещь будет выбиваться из этого стиля.

Интересно выглядят интерьеры, черно-бело-серая основа которых дополнена несколькими деталями одного яркого цвета — красного, синего, желтого, оранжевого.

СЮДА ПОДОЙДЕТ

Любители ретро могут позволить себе такую яркую цветовую гамму

История дизайна. 1940–1950-е годы

Пишем про дизайн и искусство. Всё, что вы хотели знать о настоящем, прошлом и будущем визуальной культуры.

Дарья Сорокина

Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.

Говорить о развитии дизайна в сороковые годы сложно: в середине десятилетия закончилась Вторая мировая война, и многие страны восстанавливались после неё долгие годы. Однако в некоторых государствах, которые не сильно затронули боевые действия, именно в этот период возникли важные дизайнерские проекты.

  • Франция. Dior New Look;
  • Швеция. IKEA;
  • США. Tupperware, Имзы.

Франция. Dior New Look

Вторая мировая война нанесла такой урон Европе, что о развитии предметного дизайна или архитектуры в сороковые говорить не приходится. Свободно творить в области, где задействованы большие производства, было невозможно — вероятно, этим объясняется феномен развития модной индустрии во Франции. Именно лёгкая промышленность стала областью, которая быстро вернулась к жизни, — в ней стали разрабатываться продвинутые дизайнерские решения.

В 1947 году молодой французский модельер Кристиан Диор представил коллекцию New Look («Новый облик»). Это были ультраженственные образы: зауженная талия, аккуратные плечи, выделенная форма груди и пышные юбки-тюльпаны из тканевых драпировок. Эта коллекция контрастировала с одеждой предыдущего десятилетия — в тридцатых талия на платьях была свободной и даже спущенной на бёдра, а силуэт прямым.

New Look стала не только французской, но и общемировой сенсацией. Женщины, соскучившиеся по шику, красоте и утончённости, были в восторге от творений Диора. В следующие два десятилетия модельеры разных стран пытались воссоздать образ New Look — заужали талию и кроили пышные юбки. Однако оригинал оставался недостижим, так как в ателье Диора юбки делали пышными благодаря умелой сборке многих метров ткани, а столько материала было попросту недоступно в большей части государств.

Швеция. IKEA

В 1943 году Ингвар Кампрад из шведской глубинки основал собственное торговое дело — компанию IKEA. Во многом это стало возможным потому, что у Швеции был нейтральный статус во время Второй мировой войны.

IKEA изначально занималась дистрибуцией разных товаров с помощью почты. Причём на первых порах это была не мебель, а нейлоновые чулки, шариковые ручки и часы.

Всё изменилось, когда основной конкурент IKEA — «Фабрики Гуннара» — стал успешно продавать мебель. Её делали из древесины, которой было много в краях, где вырос Кампрад. Кроме того, в Швеции в те годы строилось много доступного жилья, для которого нужна была мебель. По этим причинам IKEA сменила приоритеты.

Первая мебель IKEA особенно не отличалась от того, что производили конкуренты. Это были кресла, тумбы, шкафы, кровати, которые создавали в окрестностях Смоланда. Бытовые товары для повседневного пользования тоже были такими же, как у всех. Однако стоит заострить внимание на мягком кресле «Страндмон» — оно не сильно изменилось с момента основания компании.

Первая сборная мебель в ассортименте IKEA появилась лишь в середине пятидесятых.

США. Tupperware, Имзы

Ещё одной страной, где дизайн процветал даже в сложнейшие сороковые, были США. В зените славы находились выходцы Баухауса: два бывших директора школы Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, а также выпускники и преподаватели Герберт Байер, Марсель Брейер, Анни и Йозеф Альберс. Эта когорта создала множество выдающихся модернистских проектов, например Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, кампус и музеи Гарварда в Массачусетсе.

В сороковые в Америке также возникла компания Tupperware, образовался знаменитый союз Рэй Кайзер и Чарльза Имза.

Tupperware

Эрл Таппер, будущий изобретатель и предприниматель, трудился в химической компании «Дюпон», занимавшейся среди прочего полиэтиленом. Именно работа с отходами нефтеперерабатывающего производства привела Эрла к изобретению очищенного полимера, который он назвал Poly-T. В конце тридцатых Эрл основал собственное предприятие, выкупив старое оборудование «Дюпон». Сначала в компании производили мыльницы и недорогие бусы, а во время войны переключились на противогазы и фонари для ВМС США (это существенно улучшило финансовое положение бренда).

Когда война закончилась, Эрлу пришлось искать новые пути сбыта пластиковой продукции, и в 1945 году он придумал герметичный пластиковый контейнер. Изобретение оказалось настолько удачным, что Таппер вскоре даже официально запатентовал «крышку с герметичным замком для пластикового контейнера». В 1946 году Эрл переименовал компанию в «Tupperware» и сосредоточил все силы на производстве пластиковой посуды из очищенного полимера.

Успешным предприятие станет в пятидесятые благодаря маркетингу — посуду станут распространять на домашних вечеринках.

Имзы

В сороковые в США также появляется великий модернистский дизайнерский союз: художницы-экспрессионистки Рэй Кайзер и чертёжника Чарльза Имза. Они встретились в Чикагской школе искусств, поженились в 1941 году и переехали жить в Калифорнию. Там и начались их знаменитые дизайнерские эксперименты с разными материалами.

Желая помочь стране во время войны, Имзы изготавливали разные предметы из гнутой фанеры — например, лонгеты для транспортировки солдат, у которых повреждены ноги или руки.

После войны Имзы продолжили эксперименты с гнутой фанерой. Их самый знаменитый проект — лаунж-кресло. У него скульптурные обтекаемые формы, части соединяются между собой с помощью каучука.

Дизайнеры работали и со стекловолокном, которое можно было заливать в формы. Первым и легендарным проектом в этой области стало «полулежачее» кресло, которое было названо на французский манер «Ля Шез». Помимо отсылки к французскому названию («ля шез» по-французски «стул»), Имзы были вдохновлены скульптурой «Парящая фигура» Гастона Лашеза.

Кресло с литым сиденьем из стекловолокна моментально получило признание в профессиональной среде — Имзы получили за него приз на выставке недорогой современной дизайнерской мебели, организованной музеем МоМА в 1948 году.

Ещё один проект дизайнерского союза в этом десятилетии — дом, в котором они прожили оставшуюся совместную жизнь. Жители США нуждались в доступном жилье, поэтому молодой предприимчивый архитектор Джон Энтенца предложил талантливым современным дизайнерам создать тридцать шесть домов-образцов, которые можно будет повторить.

Проект реализовывался с 1945-го по 1966 год, и чета Имзов сделала два дома, один из которых достался их семье, а второй — основателю проекта. Здания называются по их порядковым номерам в проекте: номер 8 — Дом Имзов и номер 9 — Энтенцы.

Стоит отметить, что в проектировании дома для Джона Энтенцы помимо Имзов принял участие Ээро Сааринен, сын знаменитого финского архитектора Элиэля Сааринена.

* * *

На первый взгляд может показаться, что сороковые — провальное десятилетие для дизайна, однако многие проекты стали первыми ласточками послевоенного модернистского движения, вошедшего в историю под названием «мидсенчури» (дословно — «середина века»).

IKEA и Tupperware впоследствии превратились в успешные корпорации, которые улучшили жизнь миллионов людей. Идеи, что были заложены в этом сложном десятилетии, стали надёжным фундаментом для прогрессивного дизайна второй половины XX века.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *