Как настроить краскопульт: инструкции и советы
Краскопульт – это эффективное и нехитрое в обращении устройство для покраски автомобиля. С его помощью можно вскрыть лакокрасочным покрытием, как весь кузов авто, так и отдельные элементы из пластика. Использование устройства не требует особых знаний и навыков, поэтому им может воспользоваться любой автовладелец в «гаражных» условиях. Но для качественного результата важна правильная настройка краскопульта. Именно от первоначальных манипуляций зависит, как ляжет краска, и не будет ли она стекать во время сушки.
Подготовка краскопульта к работе
Прежде чем приступить к работе и начать настройку устройства, его необходимо проверить на работоспособность. Краскопульт может быть трех типов:
- ручной;
- пневматический;
- электрический.
Электроприводное устройство требует повышенного внимания во время чистки после использования. Электрические элементы должны быть надежно защищены от попадания влаги, во избежание короткого замыкания. Также имеет значение, остался ли лакокрасочный материал внутри устройства. Перед новой покраской авто, необходимо проверить, не осталось ли остатков засохшей краски на удочке, фильтре или рукаве. Иначе может заклинить поршень, и двигатель устройства сгорит на первых минутах работы.
Устройство с ручным приводом менее капризно в использовании, чем электроприбор, но также требует предосторожностей. Чтобы избежать перерасхода краски во время покрасочных работ и лишней грязи, необходимо проверить краскопульт с помощью воды. Резервуар и манжеты смазываются маслом. Вместо краски заливается обычная вода, которая создает такое же давление, как и вовремя покраски. Таким образом, выявляются течь резервуара и герметичность соединений. Если прокапований не обнаружено, то устройство готово к этапу настройки параметров использования краскопульта.
I этап. Подготовка лакокрасочного материала
Как ляжет краска зависти от вязкости красящего раствора. Показатель вязкости определяется производителем и типом покрытия. В комплекте с краской, как правило, идет активатор и инструкция по его применению. Активатор необходим для замешивания раствора для покраски и обеспечения быстрого высыхания первого слоя. Для замешивания раствора необходимо:
- краска;
- активатор;
- растворитель;
- емкость для смеси;
- мерная кружка.
Растворитель необходим для разбавления краски, если она слишком густая. Густая краска будет ложиться неравномерно, также значительно увеличится ее расход. Необходимое количество растворителя указывается в инструкции на упаковке с краской. Если инструкция отсутствует, то можно вычислить необходимое количество путем проб. Только не на поверхности авто, а на тестовом полотне. Для этого необходимо взять кусок плотной бумаги или картона и нанести слой краски из краскопульта. Если видны потеки, значит, краска слишком жидкая. В случае неравномерного распределения сырья по поверхности, для покраски необходима более жидкая консистенция.
Если под рукой не оказалось мерного стакана его можно заменить пластиковой емкостью с пометкой. Точное вычисление миллилитров не обязательно. В инструкции чаще всего встречаются указания «смешать в пропорции один к двум».
точки настройки краскопульта
Подготовка раствора – это только первый этап, далее следует техническая настройка краскопульта. Но она происходи с уже полным бочком краски. Во время настройки снова понадобиться тестовое полотно, поскольку можно испортить кузов автомобиля. Важно, чтобы оно было установлено вертикально, иначе сложно будет определить, растекается краска или нет.
II этап. Настройка радиуса факела
Все модели краскопульта позволяют регулировать параметры нанесения краски. Одним из таких важных параметров является регулировка факела. Данная опция необходима для аккуратности окрашивания. Если окрашиваемая поверхность авто небольшая, то факел должен быть максимально узким, чтобы не выйти за пределы рабочей поверхности. Если же объем малярных работ крупный, то с узким радиусом факела трудозатраты увеличатся в разы. Регулировка происходит по принципу «на глаз», на усмотрение мастера.
Факел — это пятно краски, которое остается на поверхности авто после одного впрыска. По форме и насыщенности факела определяются основные настройки при покраске автомобиля из краскопульта.
покраска авто из краскопульта
III этап. Регулировка уровня давления
Давление при работе с краскопультом обеспечивается подачей воздуха. Необходимое количество воздуха обеспечивает клапан-регулятор. Настроить данную опцию можно лишь путем проб на тестовой поверхности. Давление определяет напор, под которым устройство выпрыскивает краску. Слишком сильное давление приведет к большему распрыскиванию краски и брызгам вне границ факела. Недостаточное давление не сможет обеспечить равномерный слой, и краска будет ложиться каплями и подтекать.
Регулировка давления происходит следующим образом:
- клапан полностью открывается;
- на расстоянии до 30 см делается впрыск краски на тестовую поверхность;
- регулятор давления понижается, пока факел не приобретет симметричную правильную форму, без лишних брызг и подтеков.
Если во время тестового впрыска факел приобретает несимметричную форму в виде полукруга. То возможно забиты сопла или фильтры краскопульта.
IV этап. Настройка уровня подачи краски
Настройка расхода краски за один впрыск является самым важным параметром. От данной опции зависит не только качество работы, но и количество расходного материала. За первые секунды покраски можно вылить на кузов автомобиля все содержимое контейнера краскопульта. Поэтому регулировка начинается с полностью закрытого клапана. Принцип устройства клапана схожий с обычным водопроводным краном. Винт препятствует подачи сырья. Его откручивание увеличивает зазор и, следовательно, напор лакокрасочного материала.
На первом тестовом впрыске клапан проворачивается на два оборота. Если после впрыска на факеле заметны пробелы, значит количество поступаемой краски недостаточно. Регулировка краскопульта должна учитывать, что на металлическом кузове авто краска ведет себя иначе чем на бумаге. Поэтому если в виде тестовой поверхности используется картон или ватман, то краска на нем будет впитываться и меньше растекаться. Следовательно, стоит при регулировке уровня подачи сырья оставить зазор в меньшую сторону.
Все манипуляции по настройке перед покраской автомобиля можно провести методом проб и ошибок. Четыре основных этапа настройки не требуют подробных знаний устройства прибора. Если вы не знаете как настроить краскопульт, то изучите инструкции по нанесению краски. Они указываются как на упаковке, так и в приложении к устройству. Но все же аккуратность в этом вопросе лишней не будет. Для успешных покрасочных работ поверхности кузова авто и его отдельных элементов стоит запомнить три основных правила:
- Следовать инструкциям.
- Проверять настройки на тестовой поверхности.
- Соблюдать правила обслуживания краскопульта.
Настройка краскопульта: рабочее давление, подача краски, размер факела, диаметр сопла
Все пистолеты, применяющиеся в ремонтной окраске автомобилей, работают по принципу пневматического распыления. Это означает, что лакокрасочный материал, подающийся в краскораспылитель и выходящий из его сопла, разбивается на мелкие частицы потоком сжатого воздуха, «выстреливающего» с большой скоростью из отверстий воздушной головки.
В результате образуется так называемый окрасочный факел, состоящий из частичек материала, движущихся по направлению к окрашиваемой поверхности. Долетев до поверхности, частички оседают на ней, формируя покрытие.
Устройство и особенности конструкции окрасочных пистолетов
Конструкция окрасочных пистолетов включает в себя:
-корпус с каналами для подачи сжатого воздуха и краски, снабженными игольчатыми клапанами,
-спусковой рычаг, управляющий переключением клапанов,
-выходное сопло для смесеобразования и формирования факела требуемой формы,
-резервуар (бачок) для краски,
-регулировочные винты для изменения расхода воздуха, краски и корректировки пятна распыла.
К особенностям конструкции можно, пожалуй, еще отнести механизм спускового рычага. Он устроен так, что при его нажатии сначала открывается подача сжатого воздуха. Дальнейшее нажатие приводит к срабатыванию клапана подачи краски.
Функции и расположение регуляторов
Как уже было сказано, на корпусе любого современного краскопульта имеется несколько регулировочных винтов.
-Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за корректировку размера и формы окрасочного факела.
-Второй ответственен за регулировку хода иглы и количество подаваемого материала.
-На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается внизу на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится «сзади» — под винтом регулировки подачи материала.
Вопрос регулировки краскопульта сводится к выбору правильного соотношения «воздух — материал». При правильном балансе эти параметры позволяют добиться максимальной равномерности окрасочного факела по всей ширине, и такого же равномерно распределения лакокрасочного материала по поверхности.
Система окрасочного пистолета
В зависимости от величины давления сжатого воздуха на входе в краскопульт и на воздушной головке (на выходе), все окрасочные пистолеты можно разделить на три основные группы:
-конвенциональные (высокое давление);
-HVLP (High Volume Low Pressure — большой объем воздуха и низкое давление);
-LVLP (Low Volume Low Pressure — низкий объем воздуха и низкое давление).
На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим требованиям являются последние два типа распылителей. Как видно из названия, они характеризуются низким рабочим давлением: если обычные конвенциональные пистолеты распыляют материал при высоком давлении (примерно 3-4 бар), то пистолеты систем HVLP и LVLP — при низком (примерно 0,7-1,2 бар).
Что это дает? Главное преимущество — высокий коэффициент переноса краски. При малом давлении меньше краски превращается в бесполезный туман вокруг детали (так называемый overspray, «перепыл»), и больше переносится непосредственно на деталь. У краскопультов низкого давления коэффициент переноса достигает 65-70% (по сравнению с 30-45% у конвенциональных распылителей). Учитывая, что краски типа металлик и перламутр являются недешевыми, можно легко подсчитать, сколько денег сбережет для вас подобный краскопульт.
Наиболее точно измерить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки с двумя манометрами.
К сожалению, такие насадки в комплекте с пистолетом не идут, поэтому указанная величина контролируется косвенно, по параметру давления на входе в краскопульт. С регулировки этого параметра мы и будем начинать настройку краскопульта.
Настройка входного давления
Давление на входе в краскопульт — параметр нормируемый и рекомендуемый заводом-изготовителем. Он всегда указывается в технической документации к пульверизатору.
Сразу оговоримся, что настраивать входное давление желательно по регулятору с манометром, подключенному непосредственно к рукояти пульверизатора. Ибо на пути сжатого воздуха от компрессора к краскопульту неминуемы потери до 1 бар, а иногда и выше (это зависит от протяженности воздушной магистрали, количества «местных» сопротивлений, состояния фильтров и т.д.). Регулятор, подключенный к ручке краскопульта позволит настроить давление более точно.
Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора
Процесс настройки входного давления сам по себе достаточно прост.
1. Откройте (отверните) до максимальных значений винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Регулировка подачи краски при этом не играет никакой роли.
2. Затем нажмите на спусковой рычаг пистолета так, чтобы началась подача сжатого воздуха. В это время, вращая регулировочный винт подачи воздуха на манометре, установите рекомендованное давление на входе.
Для конвенциональных пистолетов это значение составляет от 3 до 4 бар; для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 бар (в основном 2 бар).
3. После настройки входного давления полностью откройте подачу краски (3-4 оборота регулятора). Убедившись, что все регулировочные винты открыты на максимум, а вязкость краски или лака соответствует заданной, можно приступать к тестам. Но о тестах позже.
Если пистолет оборудован встроенным манометром
Настроить входное давление на «продвинутых» моделях, оборудованных встроенными цифровыми манометрами, еще проще.
Если манометр без регулятора
Если манометра нет вообще. Наименее точный способ
Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора или манометре фильтр-группы.
Выбирая давление в этом случае важно помнить о том, что падение давления в исправном и чистом фильтре составляет 0,3— 0,5 атм (а в забитом — намного больше!), и примерно 0,6 атм «съедает» воздушный шланг внутренним диаметром 9 мм и длиной 10 м.
Если рекомендованное входное давление неизвестно. Настройка пистолетов «no name»
Допустим, вы купили на рынке недорогой окрасочный пистолет с единственной «маркой» «Professional» во всю рукоять, и больше никаких данных об этом краскопульте вам не известно — ни типа, ни рекомендаций по настройке, ни даже имени производителя. В таком случае определить давление на входе можно опытным путем.
Залейте в бачок краскопульта эмаль или лак стандартной вязкости, полностью откройте все регуляторы и, вращая регулировочный винт на манометре, добейтесь получения максимально равномерного отпечатка факела при расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при этом давление и будет искомым рабочим давлением на входе для этого пульверизатора.
Должны предупредить, что прибегнув к этим рекомендациям, вы можете разочароваться во многих краскопультах. Основная проблема настройки дешевых покрасочных пистолетов заключается в том, что для достижения равномерного факела требуется либо огромное количество воздуха, что требует применения более мощных компрессоров, либо они имеют высокое давление на выходе, что не позволяет качественно раскладывать базовые эмали, содержащие много алюминиевого зерна.
Качественный профессиональный краскопульт отличается от дешевого, пусть даже красивого на вид, так же явно, как и фирменные швейцарские часы от ширпотреба «мэйд ин чайна».
Хороший маляр сможет покрасить машину и плохим пистолетом — и выйдет недурно. Покрасит и вторую — тоже хорошо. А на третьей, например, возникнут проблемы… Поэтому виртуозам малярки жалеть деньги на свой главный инструмент просто грех. Но эта проблема выходит за рамки нашей сегодняшней статьи, поэтому рассуждать на эту тему мы дальше не станем.
Размер факела при окраске
Практика показывает, что наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов.
Конечно, в определенных случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в общем и целом, повторяем: регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт «на всю катушку».
Максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.
Подача краски
пять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.
При полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.
Диаметр сопла
Немаловажен для маляра и подбор диаметра сопла краскопульта — этим можно добиться оптимального распыления материалов с разной вязкостью. Диаметр сопла должен быть тем больше, чем гуще лакокрасочный материал. И наоборот.
Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, эти рекомендации соответствуют таким значениям (или недалеки от них):
-базовые эмали — 1,3-1,4 мм (для светлых цветов лучше 1,3);
-акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
-жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
-грунты-наполнители — 1,7-1,8 мм;
-жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
-антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).
Нетрудно догадаться, что диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично (по словам некоторых маляров — застрелиться можно). Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.
Разбег в значениях диаметров дюз обусловлен также и привычками маляров: кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».
Тестируем краскопульт
Существует три простых теста, позволяющих оценить исправность краскопульта и корректность его регулировок:
-тест правильности формы отпечатка факела;
-тест на равномерность распределения краски в факеле;
-тест на качество распыления.
Основным из них является первый, с него и начнем.
Тест правильности формы отпечатка факела
Для проведения теста нам потребуется лист чистой бумаги или картона, предварительно закрепленный на стене. Дальше действуем следующим образом.
Убедитесь, что все регулировочные винты краскопульта открыты на максимум, а вязкость ЛКМ в бачке соответствует нормальной.
Поднесите пистолет к тестовой поверхности, на рекомендуемое для типа вашего краскопульта расстояние (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для LVLP/RP).
Направьте ось сопла перпендикулярно поверхности листа и буквально на секунду нажмите на спусковой рычаг.
Смотрим на отпечаток факела. По его виду можно судить о том, насколько правильно отрегулирован пистолет.
При полной исправности и правильной регулировке краскопульта, отпечаток факела должен представлять собой четкий, сильно вытянутый овал равномерно нанесенной краски (возможно, с небольшой размытостью краев). Его боковые стороны ровные, без каких-либо выступов и впадин, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.
Если же отпечаток факела не соответствует эталону, причина зачастую банальна — несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Так, если наблюдается переизбыток материала в центре или на краях — попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест. Если факел имеет форму восьмерки (сильно сужен в центре) — уменьшите давление на входе. Форму банана отпечаток принимает в случае засорения одного из боковых каналов воздушной головки.
Для опытного мастера важна не только форма, но и степень насыщенности пятна распыла (сухое, нормальное, с формирующимися подтеками). На основании этой информации можно предварительно оценить скорость перемещения окрасочного пистолета и оптимальное расстояние до окрашиваемой поверхности.
Тест на равномерность распределения краски в факеле
Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.
Для качественной и эффективной покраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Образцы правильного и неправильного распределения материала приведены ниже.
Следует иметь ввиду, что существуют воздушные головки, специально разработанные для распыления с высокой концентрацией в центре факела.
Тест на качество распыления
Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс покраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.
Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.
Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.
При полной окраске кузова, окраске отдельных деталей и прочих значительных поверхностей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.
И не забывайте проделывать несложный «ритуал» настройки краскопульта перед началом любых окрасочных работ.
Как выбрать и настроить краскопульт для покраски авто?
При выборе краскопульта решающее значение имеет его маркировка. Есть следующие варианты:
- HP – высокое давление. Быстро распыляет краску, имеет широкий «факел». Низкий процент переноса краски.
- HVLP – высокий объем, низкое давление. Размер «факела» меньше, зато процент переноса больше.
- LVLP – низкий объем, низкое давление. Высокая скорость распыления, узкий «факел». Высокий процент переноса краски.
- HTE – высокая эффективность передачи. Аналогичен LVLP, но «факел» больше.
HP и HVLP не предназначены для покраски авто. Их можно использовать разве что для бюджетного ремонта в домашних условиях. Но учтите, что из-за низкого процента переноса краски большая часть вещества будет распыляться в воздух. Учитывая цену краски, это не очень похоже на экономию.
LVLP позволяет распылять краску аккуратно и равномерно при хорошем навыке. Благодаря высокому проценту переноса краски (от 70%) вы не тратите материал впустую. Однако из-за узкого «факела» работа идет медленно.
HTE ничем не уступает LVLP, но благодаря более широкому «факелу» работа идет быстрее. При этом краскопульты HTE не такие требовательные к навыку работника.
Обязательно обратите внимание на диаметр сопла краскопульта. От этого зависит, какие лакокрасочные материалы может распылять инструмент:
- 1,3-1,4 мм – базовые эмали.
- 1,4-1,5 мм – акриловые краски, лаки, жидкие первичные грунты.
- 1,5-1,8 мм – акриловые грунты.
- 1,7-3 мм – густые краски, жидкие шпатлевки.
- 5-6 мм – антигравийные покрытия.
В большинстве случаев вам понадобится краскопульт с диаметром сопла 1,3-1,5 мм. Но лучше взять инструмент со сменными соплами. Так вы сможете выполнять разные работы одним краскопультом.
Также при выборе краскопульта нас интересует размер бака для краски.
Для выполнения небольшого объема работ достаточно бачка объемом 800-1000 мл. Если же вы хотите покрасить автомобиль целиком, то лучше купить инструмент с полноценным баком на 7000-10000 мл.
Что касается расположения бака, то есть четыре варианта:
- Снизу– краскопульт намного удобнее держать в руках, бак не загораживает обзор во время работы. Единственный минус в том, что часть краски остается на дне бака и не используется.
- Сверху– краска из бака используется полностью. Но такой краскопульт тяжелее держать в руке. В некоторых случаях бак может загораживать обзор.
- Отдельный бак – баки с большим объемом не устанавливаются на краскопульт. Такой инструмент было бы слишком тяжело держать. Вместо этого бак ставится на землю и подключается к краскопульту с помощью шланга.
- Поворотный бак (боковой)– бачок с небольшим объемом и размером, что объясняется необходимостью его поворота на 360 градусов. Соединяется с корпусом с помощью резьбового соединения, которое затягивается вручную. Краскопульт с поворотным баком относится к профессиональным и в основном используется для покраски авто.
Настройка пистолета для покраски: 4 простых шага
При проведении покраски удобно использовать специализированные инструменты. Краскопульт поможет сделать процедуру качественной. Для получения наилучшего эффекта при его применении необходимо предварительно провести настройку и выполнить тестирование.
Устройство и принцип работы пистолета для покраски
Он состоит из следующих элементов:
- В его состав входит резервуар с краской, которую надо нанести на объект.
- Корпус, в котором предусмотрены каналы для прохождения сжатого воздуха.
- С помощью выходного сопла формируется факел, имеющий нужную форму и размеры.
- Спусковой рычаг для управления работой клапанов.
- Специальные винты позволяют регулировать нужным образом интенсивность прохождения сжатого воздуха и поступление краски для распыления.
Спусковой рычаг сначала открывает канал для поступления сжатого воздуха, затем — клапан для подачи краски.
Установка нужного режима работы производится при помощи использования специальных винтов:
- На боковой части имеется винт, который позволяет изменять форму факела нужным образом.
- С тыльной стороны инструмента расположены два винта. Тот, который находится выше используется для того, чтобы увеличивать или уменьшать интенсивность подачи краски.
- Винт для регулировки поступления воздуха находится ниже того, который применяется для подачи краски из резервуара.
Настроив эти регулировки, мастер обеспечивает нужный режим работы инструмента.
Виды краскопультов
В продаже имеется большое количество разновидностей инструментов для напыления краски. Их принято разделять на следующие группы:
- Характеристическим признаком конвенциональных устройств является использование высокого давления поступающего воздуха.
- HVLP – применение сочетания большого объёма воздуха и низкого давления.
- LVLP – работают при низком давлении и используют небольшой объём воздуха.
Наиболее популярными разновидностями являются HVLP и LVLP. Это связано с тем, что в таких инструментах степень переноса краски больше. Она составляет примерно 70% против 35%-40% у конвенциональных устройств. В первом случае характеристика означает, что использование производится экономнее.
Читайте также:
Краскопульт электрический для всех видов краски, его оптимальное применение в быту
Проведение настройки
Для обеспечения эффективности работы краскопульта необходимо правильно провести его настройку. Прежде всего нужно на входе инструмента установить оптимальное давление. Её точное значение указывается заводом изготовителем.
При проведении настройки нужно подключить шланг со сжатым воздухом с применением манометра. Если использовать только данные компрессора, то не получится точно учесть потери при транспортировке.
Поэтому применение таким способом установленного манометра позволит более точно сделать настройку. Проведение этой процедуры осуществляется следующим образом:
- Предварительно нужно открутить регуляторы формы и размеров факела и поступления воздуха до максимального значения. Винт для подачи краски во время этой настройки не оказывает влияния на результат.
- После нажатия на спусковой рычаг начнётся подача сжатого воздуха.
- Далее необходимо провести корректировку его поступления при помощи регулировочного винта на редукторе компрессора. В результате должно быть установлено оптимальное значение.
- После этого открывают подачу краски.
Обычно при использовании конвенциональных краскопультов нужное давление равно 3-4, а для HVLP и LVLP оно составляет 1,5-2,5 бара. В некоторых инструментах предусмотрено наличие встроенного цифрового манометра. Последний располагается в нижней части ручки.
Если в инструменте встроенный измерительный прибор отсутствует, то настройку сделают неточно. Для этого можно воспользоваться манометром на компрессоре. При этом нужно учитывать, что в пистолете давление станет ниже. При этом при транспортировке по шлангу падение составит до 0,5, а при проходе через сопло — 0,6 атм. Если оно будет загрязнено, то уменьшение может быть значительно больше.
Настройка, когда оптимальное рабочее давление неизвестно
Иногда техническая документация на краскопульт может быть утрачена. Часто это происходит в тех случаях, если ему уже много лет или при покупке на рынке без нужных сопроводительных документов. Также возможна ситуация, когда нельзя узнать ни модель, ни название компании, которая произвела устройство.
В этой ситуации также существует возможность произвести настройку. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- Нужно залить в резервуар краску, которая имеет стандартную вязкость.
- Далее следует открыть все используемые регулировочные винты.
- Затем требуется сделать пробную покраску поверхности на расстоянии примерно 15 см.
- Нужно производить регулировку давления на компрессоре таким образом, чтобы добиться максимально равномерной покраски.
Зафиксированное таким образом давление необходимо в дальнейшем использовать в качестве стандартного. На первый взгляд такая процедура достаточно проста и позволяет легко найти ответ на вопрос. Однако на практике в такой ситуации могут возникнуть сложности.
Если посмотреть этот видеоролик, можно больше узнать о том, как правильно проводить настройку краскопульта:
Видео описание
Как настроить любой краскопульт. Инструкция для начинающих
В дешёвых пистолетах для покраски часто встречается проблема, состоящая в том, что получить равномерный факел очень сложно, так как для этого потребуется значительное давление, которое смогут обеспечить только мощные компрессоры. Другая проблема состоит в том, что у краскопульта будет слишком большой напор на выходе, которое не позволяет в результате нанести равномерный слой. Поэтому приобретение недостаточно хорошего инструмента иногда может привести к созданию некачественного слоя лака или краски.
Читайте также:
Вязкость краски: оптимальные значения для использования в краскопульте
Установка формы и размера факела
Следующим этапом регулировки является образование нужного вида факела. Часто оптимальным будет тот, размер которого максимален. Проведение широкого разбрызгивания и создание равномерного покрытия позволяют гарантировать качественное выполнение покраски.
Однако при этом нужно учитывать, что это правило действует не всегда. Исключение могут составлять, например, труднодоступные места, для которых регулировку параметров факела придётся выполнять отдельно.
Для получения максимального размера необходимо регулировочный винт подачи лакокрасочных материалов открыть полностью. Он находится на боковой части пистолета. При вращении на себя поступление краски усиливается, при использовании противоположного направления — уменьшается. Иногда для установки правильного параметра может потребоваться сделать несколько оборотов регулятора.
Определения диаметра сопла
Нужно принять во внимание, что максимально интенсивная подача краски минимизирует скорость износа сопла. Также при настройке устройства необходимо уметь правильно подобрать его диаметр. В технической документации указана информация производителя по этому вопросу. Обычно они зависят от конкретного вида выполняемой работы. Далее приведены оптимальные диаметры сопла, применяемые для различных видов лакокрасочных материалов:
- При нанесении базовых эмалей эта величина составит 1,3-1,4 мм. В том случае, когда ведётся работа со светлыми материалами, рекомендуется использовать минимальное значение из этого промежутка.
- Для жидких шпатлевок оптимальный размер будет больше — подойдут такие, диаметр которых составляет 2-3 мм.
- Работа с грунтами-наполнителями потребует использования сопел диаметром 1,7-1,8 мм.
- Для антигравийного покрытия подойдёт использование отверстий величиной 6 мм.
- Размер 1,4-1,5 мм будет оптимальным для акриловых красок и прозрачных лаков.
- Жидкие первичные грунты удобно распылять из сопел на 1,3-1,5 мм.
Правильно выбранные размеры отверстия позволят создать наиболее качественный слой. Однако представленные рекомендации иногда может потребоваться корректировать. Причиной для этого является регулировка расхода краски. Если её будет недостаточно, то создать хорошее и надёжное покрытие не получится. В качестве примера можно заметить, что за одинаковый отрезок времени через сопло на 1,6 мм пройдёт в полтора раза больше краски по сравнению с тем, которое имеет отверстие 1,3 мм.
Ещё одной причиной возможных корректировок являются навыки работы мастера. Иногда он привыкает к определённой интенсивности покраски, при которой он выдаёт наилучший результат.
Читайте также:
Как разбавить краску для краскопульта: виды растворителей, пропорции
Тестирование
В результате проведения настроек специалист обеспечил оптимальные параметры работы краскопульта. Однако пока речь идёт об умозрительных оценках. Дополнительно необходимо проверить исправность самого устройства. Это можно сделать следующим образом.
Методика работы в таком случае предусматривает необходимость проведения следующих тестов:
- Изучение качества распыления позволит проверить характеристики наносимого слоя.
- Нужно убедиться в том, что форма отпечатка факела является планируемой мастером.
- Важной характеристикой является равномерность наносимого слоя.
Далее рассказано, как нужно проводить проверку в каждом случае. Успешное прохождение
Качество проведения распыления
В этом случае осуществляется имитация процесса покраски. При равномерном нанесении на поверхность могут образовываться мелкие капельки. Чем больше их величина, тем менее качественно проведена работа.
Этот видеоролик посвящён тому, как необходимо проводить настройку краскопульта:
Видео описание
Как настроить краскопульт для покраски авто.
Проверка отпечатка факела
Для этого требуется предпринять следующие шаги:
- Нужно открутить регулировочные винты и убедиться в том, что используются лакокрасочные материалы, которые имеют среднюю степень вязкости.
- Нужно провести распыление на тестовой поверхности. Расстояние выбирают в соответствии с типом пульта (для конвенциональных 20-25, HVLP – 10-15 и LVLP – 15-20).
- Пистолет направляют перпендикулярно, затем на секунду нажимают рычаг.
По виду пятна делают вывод о качестве отпечатка. Иногда неправильный результат можно откорректировать. Нарушение формы бывает также связано с несбалансированностью подачи воздуха и краски.
Равномерность распределения
При этом испытании пистолет поворачивают на 90 градусов и добавляют краску до тех пор, пока она не начинает стекать. По ширине, расположению и форме потёков можно сделать вывод о равномерности распределения.
Читайте также:
Как красить краскопультом: виды инструмента, особенности работы
Заключение
Использование пистолета для покраски позволит получить качественный слой при условии проведения предварительной настройки. В этом случае мастер получит максимум от применения этого инструмента. Подбор параметров должен осуществляться с учётом общих рекомендаций и опыта работы самого специалиста.