Значение слова «шпалеры»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ливнесток — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Татьяна Лехович: «Шпалера — мощная вещь, никакая живопись на подобное не способна»
Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» проходит в фонде IN ARTIBUS до 29 февраля. Куратор Татьяна Лехович, хранитель Эрмитажа, рассказала об особенностях этого вида искусства и лучших его примерах в частных и музейных коллекциях
Для начала — что такое шпалера? И чем она отличается от гобелена?
Строго говоря, шпалера — это достаточно широкий термин, и означает он стенной ковер без ворса. Есть и другие термины, которые описывают этот тип ковра (например, на Востоке это килимы). Гобелены — это шпалеры, которые вытканы на Мануфактуре Гобеленов в Париже, основанной во второй половине XVII века. Есть и другие термины, которые еще больше всех запутывают. Например, шпалеры называли «араццо» (это слово до сих пор осталось в итальянском языке) — по названию города, одного из крупных центров, который изготавливал и продавал шпалеры в Средние века.
Шпалера — это вид монументального искусства, то же самое, что фреска, только более удобная в обиходе — такая «мобильная фреска». Шпалеры можно было использовать для разных целей — за то их и ценили. Они всегда были страшно дорогие. Например, в XVI веке серия шпалер могла стоить как военный корабль. Представьте себе: Генрих VIII имел в коллекции примерно 2,5 тыс. шпалер. Это как военный флот, вооруженный пушками.
А почему так дорого? Из-за уникального материала или сложной работы?
Шпалеры — один из самых дорогих видов искусства. Те шпалеры по картонам Рафаэля, которые украшают Сикстинскую капеллу, стоили раза в три дороже, чем получил Микеланджело за роспись потолка. Сначала художник рисует эскиз, потом мастерская делает картон — эскиз шпалеры в размер, потом должны изготовить нити специального качества — шелк и шерсть (специальная, не пушистая, для этого выращиваются особые, длинношерстные овцы). Нити нужно окрасить с огромным количеством регуляций и ограничений. Чем больше оттенков, тем дороже шпалера. Более ранние средневековые шпалеры имеют до 200 оттенков, а к XVIII веку их становится до тысячи (технологии развивались и стремились приблизиться к эффекту масляной живописи).
Потом этап ткачества — очень долгий. В зависимости от плотности, от количества узлов на 1 кв. см, ткач мог выполнить 1 кв. м шпалеры за срок от полугода до года. Средний размер шпалер — от 4 до 6 м по стороне, это десятки квадратных метров площади. Например, гобелены, которые Петр I получил в подарок от Людовика XV во время визита на Мануфактуру Гобеленов в Париже (сейчас они хранятся в Эрмитаже), имеют размеры 5 на 7 м, 35 кв. м площади каждый. Три шпалеры были готовы на момент визита, четвертая была на станке — и ее закончили через шесть лет. На это действительно уходили годы, притом что работала целая команда.
Шпалера — это прочное и многофункциональное изделие. Ее можно было использовать в интерьере. Шпалерами можно было украсить улицы города по случаю празднества или проезда значимого лица, и это часто делали — натягивали на деревянные конструкции или вывешивали из окон и с балконов. Шпалеру можно было взять в военный поход, поместить в шатре и так создать богатый праздничный интерьер, например, в случае переговоров. За это их и ценили.
Регуляции — правила и нормы производства — строго контролировались гильдиями. С одной стороны, это тормозило развитие технологии, а с другой — поддерживало качество. Шпалеры рассчитаны на столетия и, если не происходит катастроф типа пожара, живут почти вечно.
Мы позабыли обо всем этом, потому что антикварный рынок XIX века очень сильно изменил приоритеты, интерес качнулся в сторону живописи. Хотя с ремесленной точки зрения написать картину гораздо проще.
Интерес к шпалерам растет. В последний год в музеях мира состоялось сразу несколько выставок, посвященных этому виду искусства. Популярен ли он и у частных коллекционеров тоже?
Шпалеры — не самый распространенный материал для коллекционирования в частных собраниях. Это очень крупные вещи, и, как правило, их сложно показывать. Это, скорее, специализация крупных музеев, где есть большие помещения. Тем не менее в России уже проснулся интерес к этому виду искусства, и многие частные коллекционеры покупают очень хорошие вещи — уже появились интересные коллекции в Петербурге и в Москве. Коллекция фонда IN ARTIBUS — тому пример.
Совсем недавно в Эрмитаже прошла выставка шпалер XIX–XX веков, то есть периода, когда золотой век шпалер остался позади.
В Главном штабе, экспозиции которого посвящены искусству XIX–XX веков, выделили пространство для показа «современных» (для этого вида искусства) шпалер, которые прежде никогда не экспонировались в комплексе. Эта выставка впервые показала шпалеры как комплекс после переломного, кризисного для этого вида искусства периода — первой половины XIX века, когда все остановились и задумались: что делать дальше? Ведь поменялся интерьер, поменялась мода, поменялся заказчик, изменились размеры помещений. В шпалерах XIX века очень много историзма, они стали меньше.
И дожили в конце концов до ковриков с лебедями и оленями, которыми мы украшали свои советские квартиры.
Именно так. Есть каталоги конца XIX века, и мы видим там именно эти коврики с оленями. Корни там.
Расскажите о выставке в Москве, куратором которой вы являетесь. Туда приехали, кроме шпалер из частного собрания Инны Баженовой, еще и экспонаты из Эрмитажа?
Да, из Эрмитажа привезли две шпалеры XVI века и две керамические тарелки с монограммами Генриха II и Екатерины Медичи, его супруги. Они происходят из коллекции Александра Базилевского, русского дипломата и коллекционера XIX века, жившего в Париже. Когда в 1880-х годах у него начались финансовые трудности, он продал Императорскому Эрмитажу свою огромную коллекцию средневекового искусства (заложив, таким образом, фундамент эрмитажной коллекции Средних веков и Ренессанса). Он считал, что эти тарелки — работа французского завода Бернара Палисси, знаменитого керамиста и естествоиспытателя (1510–1589). Базилевский ошибался: рынок подделок в XIX веке был очень хорош. Сейчас мы знаем французского производителя этих тарелок и не скрываем, что сделаны они в XIX, а не в XVI веке. А две эрмитажные шпалеры дополняют и поясняют то, что мы видим в коллекции фонда IN ARTIBUS.
А в коллекции фонда какие шпалеры самые ценные и интересные?
Например, шпалера XVII века из фламандского города Ауденарде на средневековый сюжет об истории любви пастуха и пастушки, Гомбо и Масе. В XVII веке она была чрезвычайно популярна, так что в одной из пьес Мольера даже упоминаются обои с сюжетами из истории Гомбо и Масе. Это связано с представлением о свободной любви, которая у аристократии XVII века ассоциировалась с крестьянской жизнью и следованием своим простым и понятным чувствам.
Но, пожалуй, самая яркая вещь в коллекции фонда IN ARTIBUS — это не шпалера, а вышитое панно в технике «полукрест», которая имитирует технологию шпалерного ткачества. Технологически это было быстрее и дешевле. В XVI веке их делали во Франции и Англии, но сохранилось таких панно единицы. Сейчас в мире такие буквально можно пересчитать по пальцам. Два есть в Метрополитен-музее, одно — в частной коллекции в Париже, и вот еще одно у Инны Баженовой. Это сложная аллегорическая сцена. Когда специалисты аукциона, где панно было куплено, ее описывали, они не смогли понять, что там изображено. Но мы разобрались, что там изображены Генрих II с Екатериной Медичи и ситуация заключения мира после итальянских войн, а заодно заключение договоров о браке дочери и сестры Генриха II.
Изображенные события произошли весной 1559 года. А в июне того же года состоялся турнир, на котором Генрих II был смертельно ранен: копье попало ему в глаз.
Это все так далеко от нас. Что современному человеку может быть ценно в шпалерах — кроме невероятного мастерства?
В них такая колоссальная затрата труда, энергии, творчества, что мы это ощущаем, даже если об этом не знаем. Когда мы, например, монтируем выставки с участием шпалер и вешаем их первыми (потому что они очень большие), они сразу «собирают» весь интерьер. Это мощная вещь, никакая живопись на это не способна.
Фонд IN ARTIBUS, Москва
Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков
До 29 февраля
Русский
Корень: -шпалер-; окончание: -а [Тихонов, 1996] .
Произношение
- МФА: [ ʂpɐˈlʲerə ]
Семантические свойства
Значение
- безворсовый настенный ковёр или обивочная ткань ручной работы, обычно с сюжетными или пейзажными изображениями ◆ Несколько выцветшие нидерландские шпалеры ласкают глаз утончённостью рисунка. Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1984 г. [НКРЯ]
- устар. , обычно мн. ч. то же, что обои ◆ Низенькая комнатка в два окна, оклеенная шпалерами , освещалась лампой, повешенной на стену. В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы», ч. 5, 1867 г. [НКРЯ]
- сад. система специальных решёток или натянутая на колья проволока, по которой вьётся растение или к которой привязываются ветви деревьев для придания им определённой формы ◆ Дома крайне похожи друг на друга, а высокие шпалеры , увитые розами и другими вьющимися растениями, скрывали их стены. «Как получить миллиард… удовольствий», 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» [НКРЯ] ◆ Грядовые межи были уставлены шпалерами , увитыми невиданными сортами лимонника, мальв, хмеля, гороха, омелы. А. В. Иличевский, «Матисс», 2007 г. // «Новый Мир» [НКРЯ]
- сад. один из рядов подстриженных деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки ◆ Причём особенно привлекательны в этом смысле шпалеры из плодовых растений (яблони, вишни, сливы), которые весной обильно покрываются нежными цветками, а осенью с них собирают урожай. Елена Немова, «Садовые декорации», 15.01.2003 // «Сад своими руками» [НКРЯ]
- ряд, шеренга людей (в т. ч. войск) по сторонам пути следования кого-либо, чего-либо ◆ У лорда Генри, конечно, был особняк с цветником из орхидей и шпалеры напудренных лакеев, но это неважно. Г. В. Иванов, «Петербургские зимы», 1928 г. [НКРЯ] ◆ Школьников выстроили шпалерами во внутреннем дворе, и я выступал перед ними, как Ленин, только без броневика. Анатолий Шиманский, «Австралия глазами русского, или Почему верблюды там не плюются», 2002 г. // «Звезда» [НКРЯ] ◆ Людей гнали сквозь шпалеры вооружённой охраны, выстроенной по всему пути, в широко распахнутую пасть огромного тюремного люка. Георгий Жженов, «Прожитое», 2002 г. [НКРЯ]
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от итал. spalliera , из spalla «плечо; лопатка»; восходит к лат. scapula «лопатка». В ряде славянских языков слово заимств. через. нем. Sраliеr . Русск. шпалера — начиная с Куракина (1705 г.); заимств. через польск. szраlеrа (szраlеr) , либо через нем., либо прямо из итал. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Шпалеры своими руками
Шпалеры в садоводстве — это решётчатая конструкция, поддерживающая растения, служащая также декоративным элементом, который сможет внести новые свежие нотки в любой сад или придомовой участок. Существуют множество видов шпалер, поэтому можно смело говорить — каждая уникальна. Сделать шпалеры своими руками и преобразить свой сад или украсить свой участок можно, следуя простой пошаговой инструкции.
Пошаговая инструкция. Шаг 1. Выбираем место
Первым делом, как и для любого декоративного сооружения — нужно выбрать правильное место. Это может быть как участок вдоль стены, так и свободный участок сада. Тут важно заранее понять какие растения мы хотим видеть в нашем саду, ведь не каждое растение сможет расти в тени дома или дерева.
После — решаем какие материалы будем использовать. Изготавливать можно из дерева, пластика, проволоки и даже металла, одним словом — полная свобода.
Шаг 2. Выбираем форму. Закладываем фундамент
После того, как место и материал определены, настало время начинать сборку.
Как и в любом строительстве — важен фундамент. И если с шпалерой вдоль сооружений опорой выступает стена, то для отдельно стоящих шпалер нужно предусмотреть в основании опорный столб, чтобы растения в будущем не разрушили его своим весом. Конечно, не забываем учитывать ветровые нагрузки, чтобы наш декор не унесло ветром.
Стоит помнить, что прочность конструкции будет зависеть от формы и размера ячеек, чем меньше ячейки — тем более крепкой будет наша шпалера. Важно также знать, что деревянные шпалеры могут иметь треугольную или прямоугольную форму Намного разнообразнее бывают проволочные, металлические и пластиковые садовые шпалеры. Они бывают дугообразные, S-образные, в виде веера, геометрических фигур и многих других причудливых форм.
Шаг 3. Изготавливаем конструкцию
Рассмотрим пример сборки прямоугольной стенной шпалеры из деревянного бруса 30х10 мм
Для придания жёсткости в вертикальных брусках заранее разметить, и с помощью стамески сделать углубления, в которые вставить и закрепить саморезами горизонтальные перекладины.
После можно покрыть лаком или покрасить. И вот шпалера из дерева с 21 прямоугольными ячейками готова! При желании к ней саморезами можно прикрепить горшки для цветов, придав шпалере интересный вид.
Шаг 4. Декорируем
После завершения установки у подножья наших шпалер ставятся горшки с растениями или сажаются непосредственно в землю, и ждём пока природа неторопливо сделает своё дело.
Как и при создании любого другого элемента декора, конечный результат зависит только от вашей фантазии и наличия свободного времени, поэтому не бойтесь экспериментировать.
Шпалеры своими руками для винограда и вьющихся растений
Зачастую шпалеры используются для того чтобы организовать пространство виноградника и других вьющихся растений: плетущихся роз, хмеля и так далее. Такие шпалеры также можно сделать как самому при наличии необходимых материалов, времени и навыка, так и заказать в Интернете или приобрести в специализированном магазине. Расскажем об этом чуть подробнее.
Не стоит делать сложными конструкция шпалер для винограда и для вьющихся растений: из-за высокой кучности листьев конструкция достаточно быстро будет скрыта за зеленью листвы, достаточно хорошо вкопанных столбов с натянутыми между ними рядами проволоки, столбы рекомендуется ставить на расстояние не менее 2х метров, чтобы с годами ему хватало места.
Для изготовления такой конструкции необходимы:
- Столбы (лучше деревянные или металлические)
- проволока
- кусачки
- ножовка
- лопата
В выкопанные ямы устанавливаем столбы (при желании можно залить цементом). Или же просто плотно вкопать) и хорошо утрамбовать землю вокруг.
Натянуть между столбами (на расстоянии не менее 2 метров) ряды проволоки, лишние части отрезать кусачками.
Посадить в землю под шпалерой растения и при необходимости задавать растениям направления роста по шпалере. Такая конструкция идеально подойдет для виноградника и для других плетущихся растений.
Самостоятельное изготовление шпалер, безусловно, занимает много времени и требует специальных навыков. Купить шпалеры можно в любых магазинах, реализующих садово-огородные товары. А также можно заказать шпалеры вместе с установкой прямо на сайте. Это гарантирует качественную установку и значительно экономит ваше время и силы.