Как восстановить форму и разгладить кожаную сумку
Сумка из натуральной кожи — дорогостоящий аксессуар, который покупают не на один сезон. Поэтому потеря ее формы очень расстраивает. Если сумка потеряла презентабельный вид, не стоит отчаиваться. Ее легко можно «реанимировать» в домашних условиях. Рассмотрим, как разгладить мятую кожу на сумке.
Почему появляются заломы на кожаных изделиях?
Главная причина — неправильное хранение и уход. Чтобы предотвратить появление заломов, требуется придерживаться таких правил:
- если сумка лежит в шкафу, ее нельзя складывать, нагромождать сверху вещами, лучше повесить на крючок;
- сохранить форму поможет наполнение сумки мятой бумагой;
- безопасно хранить аксессуар в тканевом мешке, полиэтиленовые пакеты для этой цели не подойдут;
- избегать попадания на кожу прямых солнечных лучей;
- периодически проветривать место хранения;
- регулярно обрабатывать внешнюю поверхность увлажняющим кремом, вазелином;
- не стирать в машинке;
- не использовать фен, обогревательные приборы для сушки.
Обратите внимание! При очищении кожаной сумки не стоит пользоваться агрессивными веществами, такими как бензин, растворитель, ацетон. Они безвозвратно повреждают поверхность деликатного материала.
Как разгладить кожу на сумке?
Если все-таки не удалось уберечь изделие от заломов, исправить ситуацию получится самостоятельно. Рассмотрим самые эффективные и безопасные способы.
Как вернуть кожаной сумке форму утюгом?
Все хорошо знают, что натуральную кожу просто гладить утюгом нельзя. В данном случае понадобится прибор с отпаривателем или парогенератор. Пошаговая инструкция:
- Выставить на устройстве минимальную температуру, которая подходит для шерсти, шелка.
- На расстоянии 10 см от сумочки начать тщательно обрабатывать каждый участок.
- Во время манипуляций нужно следить, чтобы не собирался конденсат — лишнюю влагу сразу же удалять сухой салфеткой.
Важно! Если заломы слишком глубокие, требуется аккуратно пройтись по проблемным местам горячим утюгом с изнаночной стороны. При этом нельзя допускать контакта подошвы утюга с кожей. Предварительно нужно накрыть изделие кусочком хлопчатобумажной ткани, сложенной в несколько раз.
Как убрать вмятину на коже методом паровой бани?
Вернуть прежнюю форму сумочке получится в ванной. Для этого следует провести ряд нехитрых действий:
- Наполнить небольшую емкость горячей водой.
- Положить в сумку любой тяжелый предмет, повесить ее над образующимся паром.
- Оставить в таком положении на полчаса. Все неровности от горячего пара и груза постепенно разглаживаются. Изделие высушивать естественным путем.
Обратите внимание! Ни в коем случае нельзя допускать прямого контакта аксессуара с горячей водой.
Как разгладить кожаную сумку прессом?
Вернуть презентабельный вид аксессуару из кожи поможет самостоятельно организованный пресс. Для этого потребуется:
- Немного смочить лицевую часть сумочки водой комнатной температуры с помощью тряпочки или губки.
- Придать необходимую форму изделию.
- Расправить все неровности руками.
- Положить внутрь что-то плоское и увесистое, сверху накрыть тяжелым предметом.
- Рекомендуется после увлажнения укутать сумку в махровое полотенце, чтобы впиталась лишняя жидкость.
- Дать высохнуть естественным способом.
Как разгладить кожаную сумку в домашних условиях аптечными средствами?
Все заломы и неровность распрямляются с помощью простых и доступных аптечных средств. Образованные складки станут мягче и податливее, если обработать их глицерином, касторовым, ореховым маслом или вазелином. Такие препараты также улучшают внешний вид поверхности. Но наносить их нужно на всю поверхность, не втирая насухо, а оставляя щедрый жирный слой. Смывать ничего не надо — средство должно впитаться самостоятельно.Затем можно отполировать мягкой тряпочкой.
Если есть боязнь того, что после аптечных средств останутся разводы, пятна, можно приготовить разглаживающий раствор. Для этого требуется смешать увлажняющий глицерин с водой в соотношении 1 к 1. Приготовленной смесью обработать проблемные участки из пульверизатора. Затем положить в сумку тяжелый предмет, повесить на крючок или перекладину. Такая процедура улучшит вид даже самых тонких, деликатных, изысканных материалов.
Интернет-магазин изделий из кожи «Лемур» предлагает кожаные сумки разных размеров, стилей, цветов, фасонов. Девушки и женщины любого возраста обязательно подберут на нашем сайте подходящую модель. Также у нас можно выбрать кошельки, портмоне, другие аксессуары из натуральной кожи высокого качества. После оформления заказа доставка осуществляется в течение 1-2 дней по Москве, СПб, другим городам России. Можно также воспользоваться услугами курьера, который доставит посылку до двери.
Приглашаем к сотрудничеству оптовых и розничных покупателей, а также организаторов СП! Напоминаем, что цены на сайте указаны розничные. Чтобы узнать оптовые цены, пожалуйста, зарегистрируйтесь (вверху главной страницы), после регистрации напишите нам на почту. Мы активируем Вашу учетную запись, как оптового покупателя, и Вы сможете увидеть оптовые цены,открывая сайт под своим логином.
Приемы работы с натуральной кожей
Изготовление изделий из натуральной кожи для многих является любимым хобби, пространством для самовыражения, сферой применения творческого потенциала, а для кого-то еще и источником дополнительного заработка. В данной статье речь пойдет об основах работы с кожей в домашних условиях. Вы получите теоретические знания, практические рекомендации и советы опытных мастеров, которые будут особенно полезны тем, кто делает только первые шаги в работе с кожей. Представленная информация будет интересна и тем, кто уже имеет опыт в кожевенном деле, и, возможно, поможет кому-то в реализации давних творческих замыслов.
Натуральная кожа как основной материал для творчества
Натуральная кожа – удивительный по своей красоте и свойствам материал, созданный самой природой: он мягкий, теплый, эластичный, податливый, прочный, практичный и всегда благородный. Мы зачастую просто не задумываемся о том, насколько много вещей, являющихся результатом профессиональной работы с натуральной кожей, окружает нас в повседневной жизни: это привычная всем нам кожаная обувь, верхняя одежда, обтянутая кожей мебель, салоны дорогих и не очень автомобилей, дамские сумочки, мужские портфели, брендовые ремни, замшевые перчатки, привезенные из экзотических стран кошельки из крокодиловой кожи, а также несметное количество более мелких аксессуаров. Изделия и снаряды из натуральной кожи используются во многих видах спорта. Без специального снаряжения, которое производится исключительно из самой прочной кожи, немыслима служба военных, спасателей и пожарных. Приводные ремни из технической кожи используются в промышленных станках и различных передаточных механизмах. В последнее время натуральная кожа стала активно применяться для отделки премиальной электроники и дорогих гаджетов. Можно привести в пример еще очень много сфер нашей жизни, в которых результаты работы с кожей по-прежнему востребованы, но самое главное в нашем случае то, что простор для творчества и рукоделия практически ничем не ограничен.
Бесспорно, в продаже всегда можно найти любые серийные и штучные, полезные и не очень, привычные и самые безумные шедевры из натуральной кожи. В наши дни, когда товары из других стран доступны для заказа через интернет, это стало особенно легко и просто. Несмотря на это, творческий процесс превращения куска кожи в готовое изделие иногда обещает стать весьма интересным и увлекательным занятием: вами может овладеть и внезапная потребность в самостоятельном пошиве одежды, и желание дать вторую жизнь отслужившим свое вещам, и надобность в наполнении своего быта полезными мелочами, и веяние новых трендов в оформлении интерьера авторскими работами из кожи. Как правило, практически любая вещь из натуральной кожи, сделанная своими руками при условии реализации творческого порыва на подобающем уровне, призвана подчеркнуть вашу индивидуальность, чувство стиля и персональное мастерство.
Подручного материала для творческого и экспериментального рукоделия у нас или у наших близких с течением жизни скапливается довольно много: в первую очередь это отслужившая свое верхняя одежда и обувь, потрепанные перчатки, старые ремни, вышедшие из моды сумки и портфели из натуральной кожи. Зачастую обрезки для пошива мелких изделий и элементов декора можно приобрести в профильных ателье или у частных мастеров практически за бесценок. На первых порах для экспериментов вам также пригодятся различные элементы фурнитуры от старых вещей и мелких аксессуаров: замочки, петельки, пуговицы, кольца, пряжки, цепочки, а также не имеющие фамильной или материальной ценности винтажные сокровища из бабушкиного сундука: броши, заколки, бусы, камешки, бисер и прочая мишура.
Если же вы всерьез настроены на изготовление крупных вещей или штучное производство эксклюзивных работ на продажу, то лучше купить натуральную кожу нужного вида, назначения, выделки, площади, толщины и цвета, а также фурнитуру и инструменты для работы с кожей в специализированном кожевенном магазине.
Помимо этого предлагаем вам ознакомиться с описанием различных видов сырья, отличиями в способах выделки, предназначением натуральной кожи для конкретных работ, а также с используемой в кожевенном деле терминологией в справочных статьях “Кожевенное дело” и “Топология, измерение и раскрой кожи”.
Бытовые способы чистки натуральной кожи
За долгие века работы с натуральной кожей люди выработали множество различных способов ее чистки. Описание некоторых популярных в быту методов чистки натуральной кожи различной выделки в рамках данной статьи является весьма полезным, поскольку часть кожи, которую вы будете использовать для работы, имеет свой возраст и почти всегда высокую степень или специфические виды загрязнения. Кроме того, данные рекомендации пригодятся для оперативной чистки носимых кожаных вещей в случаях, когда под рукой нет профессиональных средств ухода.
Прежде всего следует запомнить то, что натуральную кожу не следует чистить концентрированными органическими растворителями, такими как ацетон, бензин, скипидар и прочими агрессивными веществами. Несмотря на то, что они в малых количествах входят в состав многих профессиональных средств для ухода за натуральной кожей, при их прямом использовании вы рискуете нанести непоправимый ущерб изделию или заготовке.
Безусловно, представленные в розничной продаже средства для чистки натуральной кожи в большинстве случаев достаточно эффективны, однако мы рассмотрим наименее затратные способы чистки подручными средствами, доступными практически каждому в повседневной жизни. Далее приведены наиболее популярные и зарекомендовавшие себя народные способы чистки натуральной кожи:
• протереть загрязненную поверхность кожи губкой, смоченной мыльным раствором кипяченой воды с нашатырным спиртом (15-20 капель на 1 стакан воды), а затем мягкой влажной тряпочкой, пропитанной глицерином, вазелином или касторовым маслом;
• протереть загрязненную натуральную кожу теплым некипяченым молоком;
• протереть загрязненную натуральную кожу взбитым яичным белком или натереть срезом свежей луковицы;
• при легких загрязнениях белую и светлую натуральную кожу чистят взбитым с молоком яичным белком;
• при особо стойких или давних загрязнениях повышенную эффективность чистки светлой натуральной кожи обеспечивает растворенный в теплой воде стиральный порошок;
• лакированную кожу следует чистить смоченным в теплом молоке тампоном, а затем протереть мягкой тряпочкой, смоченной в глицерине;
• для возврата утраченного в процессе эксплуатации или хранения блеска поверхность натуральной кожи натирают отжатой кофейной гущей или свежей кожурой апельсина, а также смоченным в лимонном соке ватным тампоном (способ применим только для гладкой натуральной кожи темных тонов).
Замшу, велюр, нубук и другую шлифованную натуральную кожу рекомендуется чистить следующими способами:
• втиранием древесных опилок, пропитанных небольшим количеством бензина с последующим удалением остатков опилок и трухи негрубой щеткой;
• мягким канцелярским ластиком и мелкоабразивной шкуркой;
• при обширном или равномерном загрязнении постирать изделие или заготовку вручную в теплой воде при температуре не более 50°С с мылом, шампунем или стиральным порошком;
• подержать загрязненный участок натуральной кожи над водяным паром, затем произвести чистку участка полиуретановой губкой или щеткой средней жесткости.
Удалить застарелые пятна с поверхности, а в ряде случаев и из более глубоких слоев натуральной кожи можно следующими способами:
• жирные и масляные пятна удаляются путем засыпания всей площади пятна порошком мела или талька на сутки с последующим удалением остатков порошка щеткой;
• для удаления старых пятен неизвестного происхождения также может подойти столовый уксус (не эссенция!) или раствор щавелевой кислоты с последующим промыванием места удаления пятна водой;
• следы от чернил шариковой ручки можно удалить с помощью смеси этилового спирта и уксусной кислоты (уксусной эссенции) или магнезии, при этом необходимо проследить за тем, чтобы контакт такой смеси с поверхностью кожи был кратковременным, а место контакта после очистки было тщательно промыто теплой водой.
После любых манипуляций с такими видами кожи как замша, велюр или нубук стоит дождаться их окончательного высыхания, а затем пройтись по их поверхности щеткой в разных направлениях для восстановления структуры ворса и внешнего вида кожи.
Также при удалении различных пятен с поверхности практически любой натуральной кожи, которую вы намерены использовать для работы или творческих экспериментов, Вам могут пригодиться различные средства бытовой химии (за исключением агрессивных и высококонцентрированных). Предварительно их необходимо опробовать на небольшом участке загрязненной натуральной кожи и использовать с осторожностью.
Когда же речь заходит о дорогих и горячо любимых кожаных вещах, то в случаях особо тяжелых загрязнений экономить не стоит – лучше потратиться на услуги проверенной химчистки, чем безвозвратно испортить любимую вещь по вине зеленого земноводного.
Техника шерфования кожи
При выполнении основных работ по подготовке натуральной кожи к производству изделий шерфование является одним из самых важных технологических этапов, в процессе которого коже придается необходимая толщина. В большинстве случаев возникает необходимость равномерно уменьшить толщину заготовки только в местах соединения, однако, если под рукой нет исходного материала подходящей толщины, то приходится прибегать к шерфованию куска кожи по всей площади его поверхности с бахтармяной стороны.
Шерфование требует усидчивости, терпения, твердой руки и определенного навыка, который необходимо выработать на практике. Лучше всего обучаться этой достаточно непростой операции и набивать руку на небольших или ненужных кусках кожи, которые не жалко испортить, либо которые вы собираетесь просто выбросить.
Для проведения работ прежде всего вам понадобится специальный нож для шерфования натуральной кожи, который похож на сапожный и имеет такую же заточку с тем лишь отличием, что его лезвие строго прямое в центральной части и немного заваленное к краям. Такие ножи можно без труда найти в специализированных магазинах, продающих инструменты для работы с кожей, заказать у профессионального кожевенника или при наличии навыков и опыта работы по металлу изготовить самостоятельно. Если Вы как раз тот самый мастер-на-все-руки, то лучше всего нож для шерфования кожи делать из закаленных стальных полотен для механических пил, так как они зачастую имеют нужную Ширину и хорошо держат заточку. Для удобства рукоятку ножа лучше всего оклеить тонким куском натуральной кожи. Изоленту и прочие подобные материалы использовать не рекомендуется, поскольку они быстро изнашиваются и пачкают руки во время работы. Каждые 10-15 минут манипуляций нож рекомендуется править на манер опасной бритвы о полоску натуральной кожи или широкий ремень. После 35-40 часов работы нож необходимо перетачивать для обеспечения заточки, максимально близкой к первоначальной.
Поскольку нож для шерфования является достаточно прецизионным инструментом от которого во многом зависит качество вашей работы, то неровности, заусенцы и царапины на нем недопустимы, а его заточка должна быть близка к идеальной. Именно поэтому при работе с таким ножом, как и при работе с любым другим режущим инструментом, у вас под рукой всегда должны находиться точильные бруски, как грубые, так и мелкоабразивные. Обычно ножи для шерфования кожи затачиваются под углом в 15-30°, что обеспечивает наиболее качественное и легкое шерфование. Для лучшей сохранности ножа рекомендуется использовать его только по прямому назначению и хранить в чехле из толстой кожи или специальном футляре.
Также вам понадобится специальный мат или подставка из жесткого пластика, оргстекла либо другого подходящего материала, которая кладется на стол под некоторым углом к краю столешницы на манер школьной тетради. В дальнейшем в процессе выработки навыка Вы сами определите наиболее удобное для вас положение подложки на столе. Кусок кожа кладется ближе к переднему и правому краям подставки бахтармой вверх и прижимается к ней пальцами левой руки. Нож для шерфования берется в правую руку мизинцем, безымянным и средним пальцами снизу , большой палец при этом упирается в торец, а указательный прижимает нож сверху по центру. Необходимо следить за тем, чтобы полотно ножа, указательный палец и предплечье правой руки в процессе шерфования находились на одной линии. Конечно же, если вы левша, то постановка рук, положение подставки и заготовки отображаются зеркально. Высоту стола и стула необходимо подобрать или отрегулировать таким образом, чтобы локти согнутых рук не упирались в столешницу, а были в процессе работы на расстоянии 2-3 см от нее – как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев такое положение является наиболее удобным.
Шерфовать кожу следует в направлении от себя, а оперировать ножом всегда под небольшим углом к плоскости поверхности кожи. Необходимо научиться не строгать, а срезать бахтарму слой за слоем: для этого нож должен резать параллельно поверхности подложки, не врезаясь в кожу и не вырывая из нее куски. Пальцы руки, удерживающей заготовку, не должны располагаться на пути ножа или перед ним – если по неопытности нож соскочит, то вы рискуете порезаться достаточно серьезно. В процессе шерфования куска кожи сначала срезаются его длинные края, затем короткие и, при необходимости, в самую последнюю очередь центральная часть заготовки.
Некоторые мастера предпочитают использовать для шерфования натуральной кожи специальный рубанок: инструмент, напоминающий классический рубанок по дереву, но предназначенный для обработки бахтармяной стороны кожи с целью придания ей нужной толщины. Возможно, если вы уже обладаете навыком работы со столярным аналогом данного инструмента, то процесс шерфования кожи с помощью рубанка покажется вам более удобным и вы остановите свой выбор именно на нем.
Поначалу вам будет казаться, что шерфование натуральной кожи – это слишком сложная технологическая операция, однако с наработкой опыта вы поймете, что это не так. Следует запастись терпением и хорошим инструментом, и тогда при достаточном навыке и сноровке шерфование кожи не будет представлять для вас большой сложности и не потребует значительных затрат сил и времени. Но даже если вы смогли овладеть искусством шерфования на высоком профессиональном уровне, то лучше по возможности сразу купить натуральную кожу необходимой толщины и сэкономить время и вдохновение для более творческой работы.
Способы сшивания натуральной кожи
При работе с кожей одной из основных операций по соединению различных частей изделия, помимо склеивания, является сшивание. Шить тонкую натуральную кожу можно как вручную, применяя различные приемы и техники, так и обычным способом на швейной машинке, но при этом нужно использовать специальную иглу для натуральной кожи. Старые швейные машинки с качающимся челноком способны прошить даже толстую кожу – благодаря особенностям конструкции многие винтажные экземпляры делают это достаточно легко без всяких дополнительных доработок. Однако большинство современных швейных машинок, специально не предназначенных для сшивания натуральной кожи, или совсем не подходят для этих целей, или требуют доработок, порой весьма значительных.
Следует помнить о том, что кожу для временной наметки нельзя скреплять стежками или булавками, так как такая операция всегда оставляет следы и совершенно необязательные отверстия. Для наметки и временного скрепления деталей лучше всего использовать специальный клей, например, резиновый, так как он не схватывается намертво и легко удаляется при необходимости.
При сшивании деталей из натуральной кожи одним из самых распространенных видов швов является стачной. При таком способе соединения необходимо предварительно произвести шерфование сшиваемых краев на ширину припуска для компенсации толщины деталей и утончения участка шва. Сшиваемые детали складываются лицевыми сторонами вовнутрь, припуски наживляются клеем, а затем прострачиваются. После этого детали следует развернуть, удалить излишки и остатки клея, аккуратно отогнуть припуски в разные стороны, простучать по всей длине шва деревянным молотком и, промазав припуски перманентным клеем, прижать их к основе и зафиксировать.
В случаях, когда необходимо получить шов минимальной толщины, применяют шов встык, который выполняется зигзагом на боковом стыке деталей. Такой шов может быть укреплен прочной тесьмой или полоской кожи с изнаночной, лицевой или с обеих сторон. Шов встык часто применяется для так называемого набора – полотна, составленного из более мелких кусков натуральной кожи. Мастера используют набор при изготовлении сумок, аксессуаров, чехлов, а иногда и элементов верхней одежды. Набор может иметь вид мозаики из кусков произвольной формы различного размера или регулярны, также называемый геометрическим из-за того, что он собран из кусков кожи, имеющих форму правильных геометрических фигур. Популярными рисунками для регулярного набора являются «паркет», «елочка», «полоска», «американский квадрат» и «витраж». По большому счету рисунок набора может быть любым в угоду общему дизайну изделия и ограничен лишь полетом фантазии мастера.
Другой вид шва, настрочный, отличает то, что он имеет закрытый срез. Техника выполнения настрочного шва такова: сшиваемые детали складываются лицевыми сторонами друг к другу, припуски промазываются резиновым клеем, верхняя деталь отворачивается относительно нижней на 180°, после чего обе детали сострачиваются одним швом на нужную ширину кромки. Данный шов можно выполнить и другим способом: предварительно соединив детали стачным швом и затем отогнув верхнюю деталь также, как и в первом способе, сострочить обе детали на нужную ширину кромки. При таком способе нужно обязательно проследить за тем, чтобы обе строчки были выполнены в одном направлении.
При соединении деталей внахлест применяют накладной шов. Суть его в том, что обрезанной край одной детали без подгиба накладывается на край другой детали, также не подогнутый, после чего детали соединяются машинной строчкой на одинаковом расстоянии от краев. Как правило, при использовании такого шва Величина перекрытия краев соединяемых деталей находится в пределах от 4-х до 8-мимиллиметров. Накладным швом очень удобно соединять детали с фигурным краем, настрачивать тесьму, полоски кожи и различные элементы декора. Данный шов актуален и при выполнения мозаичных наборов обычной строчкой или строчкой «зигзаг».
Оплетка натуральной кожи
Помимо сшивания и склеивания для соединения различных частей изделий из натуральной кожи широко применяется прием, называемый оплеткой. Для выполнения этой операции в заготовках предварительно намечаются и пробиваются отверстия для последующего соединения деталей друг с другом. Для получения качественной и ровной перфорации вне зависимости от толщины заготовки лучше всего проводить эту манипуляцию при помощи специальных пробойников для натуральной кожи. В продаже можно без труда найти пробойники различной формы и размера, среди которых есть как одиночные, так и строчные с различным шагом зубьев.
При работе с пробойником крайне нежелательно пробивать более одного слоя кожи за один проход. Даже если вам требуется сделать симметричную перфорацию в двух или более деталях, то каждую деталь необходимо обрабатывать индивидуально. При наложении одного куска кожи на другой нижний кусок может незаметно сдвинуться как в момент фиксации, так и в момент нанесения удара по пробойнику молотком. В результате вы рискуете безвозвратно испортить одну или даже несколько деталей.
Поскольку при оплетке кожи в большинстве случаев расстояние между отверстиями должно быть постоянным, то для разметки будущих отверстий рекомендуется использовать разметочный циркуль или линейку. В случаях, когда необходимо сделать новую деталь для оплетки в дополнение к заранее перфорированной без вашего участия, то для разметки будущих отверстий необходимо сложить оплетаемые части деталей лицевыми сторонами вовнутрь так, чтобы деталь с готовыми отверстиями находилась сверху. Затем при помощи ручки или шила нужно аккуратно наметить места под будущие отверстия на нижней детали для обеспечения зеркальной симметрии.
Для оплетки кожи мастера применяют различные материалы: шнурки, плетеные веревки, сутаж, тесьму, прочные ленты, но лучше всего для этих целей подходят полоски из натуральной кожи. Если под рукой нет полосок необходимой длины и ширины, то для их нарезки применяют специальный инструмент, который называется ремнерез или strap cutter. Также при определенной сноровке вы можете нарезать ровные полоски без специального инструмента вручную, имея в наличии лишь металлическую линейку и канцелярский нож. К сожалению, куска кожи подходящей длины может не оказаться под рукой в самый нужный момент. В таком случае полоску желаемой длины можно вырезать по спирали из относительно небольшого куска кожи, однако данная операция требует еще большей сноровки и наличия качественных острых ножниц. Если вы получили полоски кожи таким способом, то для того, чтобы они стали прямыми и ровными их необходимо увлажнить теплой водой, а затем с натяжкой намотать на любой цилиндрический предмет, например бутылку, и дождаться их полного высыхания в естественных условиях. При круговом вырезании полосок центральную часть спирали в работе использовать не следует, так как она практически не поддается распрямлению из-за слишком большой кривизны.
Если вам нужно получить длинную полоску кожи из кусков меньшей длины, то их края необходимо подвергнуть шерфованию на толщину соединения, промазать клеем, который сохраняет прочность и эластичность после высыхания, а затем соблюдая инструкцию по применению клея совместить места склейки и плотно прижать их друг к другу. При проведении оплетке нужно следить за тем, чтобы места склейки полосок оказывались на изнаночной стороне скрепляемых деталей.
Важным условием для выполнения качественной и красивой оплетки натуральной кожи является применение полосок, ширина которых точно соответствует диаметру отверстий, либо незначительно превышает его. Помимо соответствия оплетки диаметру отверстий, крайне важным является и правильный подбор длины шага между отверстиями.
Оплетка является не только одним из способов соединения деталей из натуральной кожи, но еще и элементом дизайна, который зачастую носит чисто декоративный или сугубо художественный характер. Как бы то ни было, оплетка почти всегда акцентирует на себе повышенное внимание, поэтому к выбору ее формы, материала и цвета следует относиться особенно скрупулезно. В зависимости от общего стиля или фасона изделия при помощи оплетки вы всегда можете расставлять и варьировать акценты: сделать оплетку малозаметной с уклоном в общий тон, обеспечить гармонию различных цветов оплетки с соединяемыми деталями, либо сыграть на резком контрасте цветов и материалов.
Оплетку, как способ соединения деталей, довольно часто применяют при изготовлении небольших аксессуаров: футляров, очечников, косметичек, кошельков, ножен, поясов, ремней и прочей галантереи. Нередко декоративную оплетку можно обнаружить на предметах верхней одежды и обуви из натуральной кожи.
Зачастую при подготовке деталей к оплетке припуски в местах их соединения необходимо подвергнуть легкому шерфованию и предварительно склеить, а все острые углы закруглить, так как оплести их правильным образом не получится.
Концы полосок можно фиксировать разными способами, но почти все они сводятся к приклеиванию оставшихся концов к изнаночным сторонам деталей после завершения работ по оплетке. Иногда встречается закрепление концов полосок при помощи наружных узлов, но это, скорее, является художественным приемом мастера в угоду общему дизайну изделия в частных случаях.
Оплетка натуральной кожи может быть как простой, в один-два ряда, так и сложной, когда используется несколько полосок, которые могут переплетаться между собой, образуя геометрические фигуры, различные узлы и довольно замысловатые узоры.
Для облегчения процесса оплетки концы полосок из натуральной кожи рекомендуется заострить в форме клина и смазать воском для лучшего скольжения. Если диаметр отверстий в заготовках значительно меньше ширины полосок кожи, то для проведения работ можно прибегнуть к помощи иглы или шила с закругленным концом для облегчения момента продевания.
Помните о том, что при изготовлении изделий из натуральной кожи после определенного количества экспериментов с различными конфигурациями перфорации и несколькими видами полосок вы без труда сможете повторить любой понравившийся из увиденных вами вариантов оплетки.
Плетение из натуральной кожи
Всевозможные косички и шнуры, сплетенные из полосок натуральной кожи, могут стать прекрасной основой для изготовления ремней, поясов, браслетов, ободков, ручек для сумок, а также послужить в качестве декоративных элементов для отделки различных изделий.
Существует масса способов как плоского, так и объемного плетения из различного количества полос. Поскольку на просторах интернета вы без труда можете найти подробное описание различных вариантов плетения с иллюстрациями и пошаговыми инструкциями, то мы не будем заострять внимание на каждом в отдельности, а приведем лишь общие рекомендации и опишем сопутствующие плетению операции.
Для плетения вам понадобятся полоски из мягкой эластичной кожи, которая не топорщится и не заламывается на изгибах. Материалом для нарезания полосок может служить любая достаточно гибкая и податливая кожа. Если необходимо тонкое плетение, а кожи подходящей толщины нет под рукой, то материал для полосок необходимо подвергнуть шерфованию – операции, которую мы достаточно подробно описали в первой части статьи.
Для нарезания ровных полосок одинаковой ширины из подходящего куска кожи удобнее всего использовать специальный инструмент ремнерез, или strap cutter. При наличии определенного навыка ровные полоски кожи можно также нарезать при помощи канцелярского ножа со сменными лезвиями и металлической линейки.
Если для нарезания более узких полосок вы намерены использовать ремень или похожий по форме кусок кожи, то процесс плетения можно значительно упростить, оставив один конец куска на 2-3см неразрезанным. Если же плетение будет производиться из отдельных полосок, то каждую из них перед началом процесса плетения для удобства имеет смысл прибить к верстаку или рабочей столешнице сапожными гвоздями. Может случиться так, что полоски окажутся для этого слишком тонкими или узкими, тогда перед началом плетения лучшим решением будет связать их между собой в пучок.
Плести необходимо без чрезмерных усилий, но как можно плотнее, поскольку плотное плетение в меньшей степени подвержено различным деформациям в процессе пользования изделием. По окончание плетения нужно слегка пройтись по сплетенным полоскам сапожным молотком и немного растянуть всю конструкцию руками для разглаживания неровностей и лучшей усадки кожи.
Плоское плетение обычно применяется мастерами при штучном производстве всевозможных поясов, браслетов, часовых ремешков, шейных украшений, гребешков и заколок для волос, а также особо прочных лямок и ручек для сумок. Для плоского плетения можно использовать любое количество полосок кожи, однако не следует сразу начинать со сложных многопетлевых конструкций. Пожалуй, самый простой и доступный вариант плоского плетения, с которого можно начинать выработку навыка – это знакомая практически каждому классическая женская коса из 3-х полос.
Круглым, или объемным плетением, можно изготовить еще более интересные браслеты и шейные украшения, шнурки и ремешки для кисетов, шлевки для сумок, ручки, пояса и многое другое. Круглое плетение имеет ключевое отличие от плоского в том, что производится лишь из четного количества полос.
В процессе сплетения полосок кожи нужно внимательно следить за равномерностью плетения по всей его длине. Если по окончание процесса вы, все же, не удовлетворены неравномерной плотностью получившийся конструкции, то необходимо временно связать концы плетения вместе, а затем с разумным усилием при помощи скалки или валька раскатывать его со всех сторон на твердой плоской поверхности до тех пор, пока рисунок и структура плетения не станут более равномерными. Ручки сумок и лямки рюкзаков перед интеграцией в изделие имеет смысл проверить не только на плотность и равномерность, но и устроить им тест на прочность под нагрузкой, имитирующей эксплуатацию в реальных условиях.
Плетение может иметь лицевую, бахтармяную или смешанную фактуру используемой кожи и быть одноцветным, двуцветным или многоцветным. От выбора цветовой и фактурной гаммы полосок, а также от способа плетения зависит то, какими будут цвет и структура сплетенной конструкции. Поскольку в большинстве случаев плетение является самодостаточным декоративным элементом, то многие мастера предпочитают делать его именно одноцветным, что никак не мешает вам экспериментировать, пробуя различные комбинации с введением дополнительных цветов для расстановки акцентов или выделения стилистических контрастов. По большому счету, число всевозможных цветовых комбинаций в составе плетения ограничено лишь вашей фантазией и разнообразием оттенков используемых полосок кожи.
Однако, подытоживая этот краткий экскурс по основам плетения, мы, все же, хотели бы дать вам напутствие от профессиональных мастеров: применяя плетение из натуральной кожи в качестве функционального или декоративного элемента оформления ваших авторских изделий, не увлекайтесь чрезмерным использованием кожи слишком ярких цветов, поскольку сочетание спокойных и похожих между собой оттенков в составе плетения выглядит куда более интересно, гармонично и стильно, нежели нечто многоцветное, кричащее и чересчур контрастное.
Влажная обтяжка натуральной кожей
Натуральная кожа является эластичным материалом, подверженным различным упругим и неупругим деформациям. Некоторые разновидности кожи при увлажнении могут принимать заданную форму, а после высыхания сохранять ее на протяжении достаточно долгого времени. Эти свойства кожи определенных видов выделки часто используются мастерами для изготовления изделий методом влажной обтяжки.
Основа для формовки натуральной кожи может быть временной или постоянной. В первом случае после полного высыхания изделия основа удаляется, а во втором – служит каркасом композиции и является ее неотъемлемой частью.
При изготовлении изделий на дому в роли временной основы для будущей композиции чаще всего выступают всевозможные вазы, баночки, бутылочки и коробочки. По большому счету, форма основы может быть произвольной, однако при использовании временной конструкции для обтяжки или формовки необходимо учитывать два ключевых фактора: возможность недеструктивного отделения изделия от основы и способность выбранной кожи сохранять жесткость, прочность и заданную форму после высыхания. Такими качествами обладают некоторые разновидности шорно-седельной кожи, сыромять, а также кожа растительного дубления. В частности, очень интересные эффекты можно получить при использовании неокрашенной шорно-седельной юфти, которую мастера обычно декорируют перфорацией, выжиганием, резьбой, тиснением, оплеткой и различными накладными элементами.
После того, как вы произвели все требуемые измерения, необходимо сделать выкройку в масштабе 1:1 из бумаги или куска подходящего материала. Именно по ней вы будете вырезать чистовую заготовку из выбранного куска кожи с учетом всех припусков и складок после финальной подгонки. На вырезанной заготовке сначала выполняется перфорация или штампование, а затем увлажненная заготовка натягивается на основу. Все места сужения и перегибы нужно плотно зафиксировать при помощи резиновой ленты и оставить изделие сушиться.
Сушку изделий можно осуществлять естественным путем в закрытом помещении при комнатной температуре или на открытом воздухе в теплую сухую погоду, а также ускоренным термическим способом в духовке, на радиаторе отопления или при помощи фена. Помните, что под воздействием высокой температуры влажная натуральная кожа становится более твердой после высыхания, однако в данном случае этот недостаток оборачивается достоинством, помогая придать дополнительную жесткость всей конструкции. Применяя термические методы сушки изделий, необходимо принимать во внимание то, что многие разновидности натуральной кожи под воздействием высокой температуры безвозвратно темнеют. Вне зависимости от разновидности и типа выделки кожи необходимо постоянно контролировать весь процесс сушки изделий и тщательно следить за тем, чтобы кожа не пересохла и не начала растрескиваться от чрезмерного или слишком интенсивного высыхания.
После того, как кожа высохнет, основу можно будет аккуратно удалить и приступить к окончательному оформлению изделия. Такая последовательность действий не является обязательной, поскольку стадия окончательного оформления композиции нередко предшествует удалению временной основы. По задумке мастера финальное обработка изделия может вовсе отсутствовать, состоять из множества различных художественных приемов работы с кожей, либо быть совершенно незаметной с первого взгляда, но весьма гармоничной, уместной и выгодно подчеркивающей общий стиль композиции при ближайшем рассмотрении.
После завершения всех художественных манипуляций необходимо окончательно закрепить форму изделия: подклеить все складки и припуски, зафиксировать узкие места декоративным ремешком или сделать из него оплетку по заранее выбитой перфорации, а также в случае необходимости приклеить дно из толстой кожи для придания изделию дополнительной устойчивости. Порой бывает целесообразным после всех проделанных операций аккуратно обработать изделие кремом, жидким кондиционером или легкой жировой пропиткой для натуральной кожи во избежание растрескивания ее лицевой поверхности.
Вполне очевидно, что при использовании временной основы лучше всего получается изготовить изделия, имеющие свободный внутренний объем – различные вазы, кашпо, подставки, пеналы и футляры. В случае с постоянной основой форма изделия может быть совершенно произвольной, что открывает мастеру еще больший творческий простор: для обтяжки можно использовать практически любой каркас, не ограничивая себя в применении технических и художественных приемов оформления изделий.
Увлажнение натуральной кожи нередко используется мастерами с целью ее последующей растяжки. Для этого кусок кожи необходимо размочить в чистой теплой воде, затем разложить его на ровной гладкой поверхности и с усилием разглаживать ладонями от центра к краям, прикладывая больше усилий в направлении, в котором нужно растянуть кожу. Если существует необходимость максимального растягивания произвольного куска натуральной кожи, то разглаживание и натягивание кожи лучше производить на деревянной поверхности, в конце прикрепив края куска к основанию канцелярскими кнопками или гвоздями. Также для раскатывания влажного куска кожи с целью максимального увеличения его размера хорошо подходят различные валики из плотной резины. По окончание процесса раскатывания и закрепления кожу нужно оставить сушиться на основании до полного высыхания в естественных условиях. Поскольку после высыхания практически вся натуральная кожа становится более жесткой, то перед дальнейшим использованием имеет смысл протереть ее лицевую сторону подходящим кремом, жировой пропиткой или глицерином.
Термическая обработка натуральной кожи
Натуральную кожу можно подвергать различным видам термической обработки для получения интересных художественных эффектов. В результате такой обработки кожа обычно меняет свою форму, жесткость и цвет. Эта особенность натуральной кожи активно используется мастерами при изготовлении и декорировании различных изделий.
Одним из наиболее простых примеров термической обработки натуральной кожи является «жареная пуговица». Для ее получения необходимо вырезать несколько кружочков различного диаметра из достаточно жесткой кожи и уложить их бахтармяной стороной вниз на нагретую чугунную сковородку или конфорку электроплиты. Через некоторое время кружочки кожи начнут равномерно выгибаться вверх в направлении их лицевой стороны. В результате вы получите несколько выпуклых кожаных пуговиц, которые затвердеют и будут сохранять свою форму после остывания. Такие пуговицы можно использовать по прямому назначению, либо в качестве декоративных элементов, облагородив их по краю полоской кожи, контрастным шнурком или оставив как есть. Из поджаренных кожаных пуговиц разнообразных форм и цветов можно выложить и весьма интересный выпуклый орнамент на манер мозаики.
Корифеи домашнего рукоделия нередко пользуются термообработкой при изготовлении различных сувениров, например, цветов из натуральной кожи. Для этого листья и лепестки цветов вырезаются по желаемым выкройкам и слегка поджариваются, а сердцевины изготавливаются из уже упомянутых «жареных пуговиц». В процессе термической обработки лепестки должны принять естественную форму, чуть загнувшись к краям. Нужно внимательно следить за тем, чтобы кожа не поджаривалась сверх необходимого, иначе ее края обуглятся, а деталь безвозвратно сожмется. Иногда в таких случаях заготовку удается спасти, сточив обугленные края надфилем или наждачной бумагой.
Предельно аккуратным нужно быть при поджаривании натуральной кожи светлых тонов, поскольку она довольно быстро темнеет, особенно к краям. Однако, этот недостаток можно использовать в качестве художественного приема для придания изделию особых акцентов.
Для термической обработки натуральной кожи можно также использовать пламя свечи, спиртовой горелки или сухого горючего. В отдельных случаях такой способ оказывается более удобным, например, когда необходимо обработать лишь часть детали. Заготовку обычно берут пинцетом и помещают над пламенем тот участок, который должен стать выпуклым. Держать нужно до тех пор, пока участок или вся деталь не примут желаемую форму. Таким же образом при помощи не очень интенсивного пламени можно обрабатывать края кожаных деталей по всему периметру. При термической обработке натуральной кожи подобным способом необходимо быть крайне аккуратным и внимательно следить за тем, чтобы не закоптить и не прожечь деталь.
Выжигание по натуральной коже
Выжигание по коже выполняется при помощи обычного электровыжигательного аппарата. Возможно, у вас в подвале, гараже или на чердаке завалялся аппарат для выжигания по дереву «Дымок» с регулировкой степени накала жала, который был популярен среди школьников во времена СССР. Если нет, то не расстраивайтесь, поскольку в наши дни в продаже без труда можно найти гораздо более продвинутые и функциональные аппараты за вполне разумные деньги.
Как показывает практика, орнаменты и надписи, выполненные техникой выжигания, лучше всего смотрятся на натуральной коже светлых тонов. По видам выделки кожи особых предпочтений или ограничений нет, и в процессе экспериментов вы сами сможете подобрать ту кожу, которая придется вам по вкусу больше остальных. Однако, если вы еще не обладаете достаточным опытом в выжигании, не стоит брать для обучения данной технике слишком тонкую кожу, поскольку велик риск закончить эксперименты множеством прожженных отверстий и в итоге отказаться от этой затеи, так и не получив необходимых навыков. Поэтому для набивания руки мы рекомендуем запастись ненужными кусками достаточно толстой кожи: риска прожечь ее насквозь из-за недостатка опыта значительно меньше, а шансов прочувствовать все тонкости процесса – больше. К тому же, накаленное жало электровыжигателя по поверхности толстой кожи движется гораздо легче.
Процесс выжигания нужно проводить спокойно, легко дотрагиваясь до поверхности кожи и плавно проводя жалом выжигателя по контурам предварительно нанесенного рисунка на манер карандаша или кисти. Главное, не задерживать накаленное жало на одном месте, поскольку, остановившись на несколько лишних мгновений, оно обязательно прожжет кожу. Сильно надавливать жалом на поверхность кожи также не нужно: даже если жало не прожжет кожу насквозь, то деформирует ее поверхность, либо оставит за собой слишком широкую линию. Безусловно, линии могут быть совершенно разными по ширине и интенсивности, но это должно зависеть исключительно от художественной составляющей рисунка, а не от ошибок мастера.
Каждую начатую линию следует проводить до конца, не отрывая жала от поверхности кожи и не перескакивая к другим линиям. Чтобы толщина и оттенок линий получались одинаковыми, жало нужно вести равномерно с очень легким нажимом, постоянным по всей протяженности линии. Если линия или кривая была выжжена недостаточно хорошо, то ее нужно повторно пройти жалом с меньшей степенью накала.
Исходя из приведенных выше рекомендаций становится очевидным, что в технике выжигания по коже проще всего выполнять различные надписи и контурные узоры без передачи оттенков и полутонов. Для получения полноцветных рисунков можно окрасить выполненные выжиганием орнаменты анилиновыми или любыми другими, но обязательно подходящими конкретной коже красителями. При этом следует помнить о том, что рисунки, выполненные различными поверхностными красителями, в отличие от узоров, выполненных в технике выжигания по коже, после высыхания зачастую нуждаются в дополнительной обработке специальными составами-фиксаторами. (продолжение следует)
Как придать форму коже в домашних условиях
Встреча с организатором конкурса дизайна
- 20.02.2024
Встреча с экспертом по виртуальной реальности Анной Грин
- 19.02.2024
Преподаватель Академии заняла 2 место во Всероссийском Конкурсе новогодней игрушки
- 16.02.2024
Обработка кожи для начинающих: что нужно знать
Еще с допотопных времен человек использовал кожу (шкуры) животных для создания одежды. Сначала просто грубые обмотки, лишь бы прикрыть тело от непогоды, да грубые мешки для переноса скарба, меха для воды или вина и.т.д. В дальнейшем же, с развитием технологий, индустриализацией и с появлением такого понятия, как «мода», изделия из кожи стали приобретать не только сугубо функциональный вид и назначение, но и обрастать декоративными элементами, приобретая статус эксклюзивности. В XXI веке изделия из кожи сочетают в себе престиж, функциональность, а также долговечность (при должном обращении и уходе).
Алексей Муравьев, преподаватель курса «Кожевенное дело» в Русской Академии Ремёсел рассказал про базовые понятия этого ремесла и составил список необходимых материалов для начинающих.
Виды и способы обработки кожи
Важно знать и понимать различия между видами кож и методами обработки. Это напрямую отразится внешнем виде изделия и его качестве.
Есть два способа дубления:
• Минеральный (химический)
• Органический (растительный или жировой)
Самый распространенный вид минерального дубления — хромовое.
Такой вид дубления делает шкуру очень пластичной, эластичной, хорошо поддается большинству видов обработки. Именно из нее делают большую часть одежды и аксессуаров. Чаще всего хромовую кожу продают уже окрашенной.
Есть ещё кожа растительного дубления достаточно толстая и прочная, но при этом эластичная. Она хорошо сохраняет форму при оттисках и штамповке, поэтому считается самым подходящим материалом для тиснения и гравировки. Эту кожу часто используют неокрашенной. Естественный цвет у нее колеблется от молочно-белого до бежевого. Со временем кожа растительного дубления приобретает неповторимую патину.
Путем жирового дубления получают замшу — мягкую, пластичную, с бархатистой поверхностью.
Классификация и назначение кож
Разные участки одной и той же шкуры неоднородны. Они отличаются по структуре и свойствам, ценятся неодинаково и применяются для разных целей.
Топогорафия шкуры — деление на участки, различающиеся по свойствам, составу и особенностям строения:
- Вороток — участок кожи с шейной части шкуры;
- Чепрак — самая ценная часть шкуры, обладающая высокой прочностью. Находится в спинной и хребтовой частях;
- Пола — боковая и брюшная часть шкуры, обладает более пористой и рыхлой структурой;
- Огузок — часть около хвоста.
- Стороны шкуры обозначают специальными терминами
- Мерея — лицевая сторона кожи (с естественным рисунком)
- Бахтарма — изнаночная сторона с ворсистой поверхностью.
Пожив кожи, фиксированной в ременном шорнике
Основные виды обработанных кож
Одежная и галантерейная кожа, как правило, разной окраски, фактуры, толщины и пластичности, мягкая, легко драпирующаяся, с различными декоративными эффектами.
- Замша имеет бархатистую поверхность с обеих сторон. Получают ее чаще всего из оленьей и овечьей кожи.
- Нубук по виду напоминает замшу, но прочнее и толще, с менее ворсистой поверхностью. Нубук изготавливают из шкур КРС.
- Велюр — мягкая, тонкая кожа с отшлифованной бархатистой поверхностью, похожая на замшу. Широко применяется при пошиве одежды, в кожаной флористике, из нее делают аксессуары.
- Спилок — бархатистый с замшевой поверхностью материал, получающийся путем распиловки пласта кожи на более тонкие. Верхний слой называют лицевым спилком, он наиболее прочный по сравнению с другими слоями. Спилок сам по себе — менее прочный и более рыхлый материал по сравнению с другими видами кож.
Инструменты для обработки кожи
Основные инструменты для обучения кожевенному делу
- коврик-мат для раскроя — полимерное полотно метр на метр, с самовосстанавливающейся от порезов поверхностью и уже нанесенной разметкой;
- ножи для резки и шерфовки. Подойдет и канцелярский нож, а основной параметр для всех используемых клинков — острота;
- металлическая линейка от 30 см до 1м;
- маркер для кожи похож на стержень от гелевой ручки с серебристыми чернилами;
- шило — им удобно делать проколы, подправлять оплетку, намечать линии. Форм и размеров этого изделия бывает множество, но для начала подойдет хорошо заострённый штырь в 5-7см длиной с удобной рукоятью;
- ножницы для кожи — большие ножницы с дугообразными ручками предназначенные специально для кожи;
- вощеная нить и иглы для работы с кожей — при работе с толстой кожей в основном применяют плоскую вощеную нить. Она легко прошивает слои, не путается, прочная и долговечная. Иглы же могут быть как с острыми гранями, так и с закругленным кончиком. Специальная игла для оплетки края имеет один расщепленный кончик с зубцами, в который вставляется лента или шнур и зажимается.
Специализированные инструменты для отдельных техник обработки кожи
- пробойники строчные вилочные — бывают с различным кол-вом зубцов и шагом между ними, так же различаются не только кол-вом зубцов, но и их сечением (прямое, ромбовидное);
- пробойники фигурные — для декоративной отделки и перфорации;
- пробойники круглые одиночные различного диаметра — нужны для пробивки одиночных отверстий в труднодоступных местах или там, где необходимо проложить строчку отверстий по кривой. Пробой кожи осуществляется строго под прямым углом, ударом киянки по самому пробойнику;
- поворотный нож — инструмент для карвигна (резьбы по коже) специальная подвижная ручка позволяет плавно менять направление прорезаемых линий;
- штампы для тиснения имеют разнообразные формы, отличаются друг от друга рисунком оставляемого оттиска. Работают ими так же, как и пробойниками (строго прямой угол и точно рассчитанный удар);
- кардина — приспособление с разнообразными наконечниками: от заостренных до более гладких, обтекаемых форм. С его помощью можно переносить рисунок с кальки на кожу растительного дубления, так же ими пользуются для более тонкой проработки рисунка при тиснении;
- киянка — (могут быть изготовлены из различных материалов, как-то: резина, дерево, нейлоновый пластик, капролон или даже несколько слоев кожи) нужны для работы со штампами и пробойниками;
- молоток — требуется в некоторых операциях вместо киянки, например, при простукивании склеиваемых поверхностей или креплении кожи на форме при формовке;
- стамески прямые и фигурные (торцеватели) нужны для выполнения различных прорезей, срезания углов;
- зажимы и струбцины — для лучшей фиксации изделий при некоторых операциях, как например при формовке;
- наждачная бумага различной зернистости — для шлифовки и полировки;
- циркуль, либо параллельный разметчик — позволяют наносить разметочные линии вдоль края, соблюдая одинаковое расстояние без линейки;
- торцебил или кромкорез — им срезают фаску или кромку кожи;
- сликер нужен для полировки уреза;
- фальцбейн — предназначен для обработки (сглаживания) поверхностей, например, уреза и бахтармы. Очень помогает при поклейке, особенно в труднодоступных местах;
- ремнерез (он же страпкуттер) служит для нарезки кожи на полосы;
- шорник (он же шорный пони) абсолютно незаменимое приспособление, сильно упрощающее и ускоряющее рабочий процесс тем, что освобождает вам руки при прошивке;
- биговщик (он же клизер) — удобен тем, что позволяет делать одним движением две операции: наносить на край бороздку и скруглять урез;
- паяльник — пригодится для пирографии и кожаной флористики;
- пресс для установки фурнитуры со сменными насадками служит для установки фурнитуры, а также для ускорения процесса пробивки отверстий в изделии.
Вспомогательные материалы для обработки кожи
Клеи
В работе с кожей применяются различные виды клея в зависимости от выполняемых действий. Поэтому, выбирая клей, стоит учитывать его характеристики и рекомендации по применению:
- Полиуретановый десмокол в основном применяется при пошиве и ремонте обуви;
- “Момент Кристалл” и “ПВА” в основном используются при создании аксессуаров. Хорошо склеивают кожу, сохраняют прозрачность при высыхании;
- Резиновый клей используется для временной склейки деталей. Сохраняет эластичность при высыхании;
- Двусторонняя клейкая лента пригодится для временной фиксации деталей перед прошивкой, незаменима при установке молний;
Краски и препараты для обработки
Различные средства и краски для обработки и ухода за кожей называют “химией для кожи”. Учитывая особенности разных видов кожи создано великое множество таких препаратов:
- Краски и пасты для кожи окрашивают и тонируют кожу на разных этапах обработки;
- Средства для обработки уреза придают ему жесткость, гладкость и однородность поверхности;
- Апперетуры, финиши, масла, воски применяются на заключительных этапах обработки для закрытия пор кожи, защиты поверхности от влаги и придания глянцевого, матового и какого-либо другого декоративного эффекта.
Аппертура (химия) кожевенника
Алексей Муравьев, преподаватель курса «Кожевенное дело» Русской Академии Ремёсел.
Чем смягчить натуральную кожу? Обзор основных средств для придания мягкости кожаным изделиям
Натуральная кожа наряду с массой преимуществ перед искусственной имеет существенный недостаток. Ее пористая, многослойная структура склонна со временем или под воздействием негативных факторов утрачивать часть ценных свойств, терять влагу, эластичность, становиться жестче, грубее, покрываться трещинами. Это приводит к ухудшению внешнего вида, неудобству ношения, безвозвратной порче кожаных изделий.
Смягчать кожсырье для последующей обработки, пошива продукции, продления срока службы помогают различные составы профессионального назначения и для использования дома. Производители выпускают широкий спектр таких составов разных видов, оказываемого действия, целевого назначения. Интернет-магазин Тавро предлагает купить профессиональные средства для смягчения натуральной кожи в Москве с доставкой по всей России.
Причины потери мягкости
Часто материал грубеет, растрескивается, изделия коробятся, обувь натирает мозоли из-за недостаточности или отсутствия правильного ухода. Помимо основной причины огрубения называют еще:
- некачественную выделку шкур;
- долгое пребывание на солнце;
- перепады температур, влажности;
- частый контакт с влагой;
- воздействие химических реагентов.
Предупредить потерю эластичности поможет бережное отношение к вещам. Их нужно тщательно просушивать после намокания (1-2 дня), очищать от пыли, загрязнений сразу, а не спустя какое-то время, не допуская впитывания. Обувь желательно не носить ежедневно, давая «отдохнуть». При соблюдении этих условий обязательным остается применение смягчающих средств. Их нужно использовать в процессе ношения вещей, при длительном хранении.
Способы, средства размягчения
Сделать кожу мягкой можно несколькими способами (в порядке возрастания стоимости):
- воспользоваться проверенными «народными» методами, «лайфхаками»;
- применить профессиональные кремы, пропитки, эмульсии, разработанные для ухода за кожаными вещами;
- обратиться к сотрудникам химчистки или обувной мастерской.
Дешево обойдутся общеизвестные способы обработки в домашних условиях самодельными составами на основе глицерина, жиров, масел или воска. Они дают хороший, но не предсказуемый эффект. Чтобы случайно не испортить дорогую вещь, лучше взять средство ухода подороже, специально разработанное для кожаной продукции конкретного вида. В сложных случаях обращаются к профессиональным кожевенникам, которые помогают размягчить, восстановить форму, немного растянуть ссохшееся, загрубевшее изделие. Эта не самая дешевая услуга полностью исключает риск порчи изделия.
Для размягчения чаще всего используют:
Глицерин | Популярное смягчающее вещество не рекомендуется специалистами для частого использования из-за способности снижать прочность кожевенных материалов. |
Растительное масло | Доступные каждой домохозяйке подсолнечное, льняное, другие масла оказывают непродолжительное действие, а обработанная поверхность после них приобретает некрасивый лоск. |
Гусиный жир | В отличие от масел, не способных поглощаться без остатка, жир гуся отлично впитывается пористой кожаной структурой. Он отлично смягчает, защищает от проникновения влаги. Эффективность жира подтверждают опытные хозяйки, бывалые обувщики. Единственная сложность заключается в получении вытапливанием из жировых отложений гуся. |
Касторовое масло | Не требуют сложных манипуляций, продается в каждой аптеке. Признано эффективным, безопасным, недорогим средством повышения эластичности, мягкости, свежести. |
Крем для рук | В отдельных случаях, например, для размягчения тонких кожаных перчаток, помогает простой крем для ухода за руками, нанесенный в небольшом количестве легкими массажными движениями. |
Мастика на основе воска, масел и т.п. | У многих мастеров, работающих с кожсырьем, есть собственные рецепты смягчающих мазей. Таким популярным средством является смесь пчелиного воска с касторкой. В него часто добавляют скипидар, парафин, другие «секретные» ингредиенты. |
Обувной крем | Предназначенный для ухода за обувью крем обычно подходит и для других изделий. Сделать его действие деликатнее можно, смешав с простым детским кремом в соотношении 1:1. |
Специализированная косметика | Лучше всего разрешают проблему отвердевания профессиональная химия высокой степени очистки, почти не имеющая запаха. Ее выпускают практически все производители известной кожаной брендовой продукции на любой достаток. При ее использовании важно убедиться в допустимости применения на данном виде кожи, строго соблюдать инструкцию. |
Наибольшим спросом пользуется профессиональная косметика, предназначенная для регулярного ухода за готовыми изделиями. Выпускаемые под различными торговыми марками, составы имеют разные наборы компонентов, что сказывается на результате применения. Выбор того или иного крема, спрея, эмульсии зависит от интенсивности эксплуатации вещей.
Учитывая факторы, способные вызвать огрубение кожи, необходимо пользоваться составами нескольких видов:
- для очистки от пыли и соли (пенки, крем-мыла, эмульсии для удаления пятен, солевых разводов);
- для защиты от воздействия влаги, атмосферных осадков (водоотталкивающие пропитки, воски, спреи, обычно обувные, но подходящие и другим вещам);
- для смягчения, растягивания долго хранившихся, пересохших изделий (специализированная химия, предназначенная строго для определенного вида материала).
Периодичность применения определяется сезонностью, интенсивностью использования вещей. Верхнюю одежду (куртки, плащи, пальто) достаточно освежать время от времени и однократно обрабатывать при подготовке к хранению. Постоянно носимая галантерея нуждается в частом увлажнении специальными лосьонами, подверженная частым деформациям обувь – в восстановлении. Актуальны смягчающие процедуры для кожаных салонов автомобилей и мебели, где подвергаются нагрузкам большие по площади поверхности.
Рекомендации по выбору размягчающих средств
Выбирают косметику, ориентируясь, прежде всего, на тип выделки кож:
С гладкой лицевой поверхностью | Для таких вещей существует большой набор универсальных кремов, восков, пропиток, эмульсий, спреев различной консистенции и назначения. Они представляют собой комбинацию ингредиентов, матирующих или делающих блестящими поверхности, защищающих, восстанавливающих мелкие повреждения. |
С ворсом | Велюр, замшу, нубук с менее плотной, чем у гладких видов, структурой нужно освежать, умягчать специально предназначенными ухаживающими, очищающими составами. По завершении всех процедур ворс необходимо аккуратно вычесать особой щеточкой. |
Лаковая | Из-за наличия покрытия из нескольких слоев полимера обычные средства в этом случае не подходят, так как оставляют следы на зеркально гладкой поверхности, разрушают ее и делают более тусклой. Нужно выбирать спреи быстрого действия, тщательно растирать их, удаляя остатки. |
Окрашенная | В этом случае желательно выбирать ухаживающий состав того же цвета, что и кожевенный материал, или бесцветный. Перед применением нужно попробовать на незаметном месте, чтобы убедиться в хорошем результате. |
Экзотических животных | Предпочтительно использование специальной косметики для материала конкретного животного. При применении универсальной косметики нужно внимательно читать инструкцию, чтобы в ней не было противопоказаний в отношении экзотических материалов. |
Старая толстая кожа легко выдержит продолжительное действие насыщенного масляно-жирового состава. При обработке более тонких, деликатных материалов и изделий не стоит надолго наносить смягчающий крем или допускать сквозное намокание материала. В любом случае обязательно соответствие ухаживающего средства типу кожи, следование рекомендациям производителя по использованию.