Что такое врезка в трубопровод понятие
Перейти к содержимому

Что такое врезка в трубопровод понятие

  • автор:

Врезки и перекрытия: повышение надежности работ на магистральных трубопроводах под давлением

Объектом исследования в статье является технология врезки и перекрытия трубопроводов под давлением. Одним из недостатков данной технологии является образование металлической стружки в полости трубопровода в процессе врезки под давлением. Это приводит к возникновению утечки вследствие негерметичного перекрытия трубопровода при врезке и нарушению работы линейных кранов вследствие засорения фильтров металлической стружкой. В существующих литературных источниках отсутствует решение данной проблемы в полной мере. Целью научных исследований, приведенных в статье, является решение проблемы учета и сбора металлической стружки в полости трубопровода вследствие операций по врезке под давлением.

Ремонт по технологии врезки и перекрытия трубопроводов под давлением является безостановочным методом ремонта.

Основным преимуществом этого метода является отсутствие необходимости остановки перекачки продукта по ремонтируемому трубопроводу и универсальность по отношению к характеристикам трубопровода. Технология адаптирована под широкий спектр типов перекачиваемых сред, давлений, температур, режимов и скоростей потоков, материалов труб.

Основной нормативно-технический документ по осуществлению врезки под давлением на нефтепроводах является [1], а на газопроводах – стандарт организации [2].

В работе [3] автор рассматривает технологию врезки под давлением в магистральный трубопровод двух компаний: T.D. Williamson [4] и Ravetti [5]. Исходя из технических возможностей двух компаний, технология компании T.D. Williamson для врезки и перекрытия трубопровода является более универсальной и позволяет работать с трубопроводами значительно большего диаметра и давлением среды в них по сравнению с оборудованием от компании Ravetti. Но когда ремонтные работы приходятся на трубопровод, технические параметры которого позволяют применять обе технологии, тогда традиционным выбором будет являться технология врезки и перекрытия трубопровода от компании Ravetti, что позволит сократить финансовые затраты, время проведения работ по перекрытию трубопровода, а также количество необходимого оборудования.

Неоспоримые плюсы технологического процесса по врезке в газопроводы под давлением без остановки функционирования рассмотрены в работе [6]. На примере Единой системы газоснабжения России автор доказывает, что для поддержания работоспособности и бесперебойной поставки газа до конечного потребителя, повышения надежности поставок газа, развития газоснабжения и газификации российских регионов, применение технологии врезки под давлением играет ключевую роль.

Безусловно, у технологии врезки и перекрытия трубопроводов под давлением есть и свои минусы.

В работе [7] автор затрагивает проблемы безопасности сварочных работ на трубопроводах, находящихся под давлением перекачиваемых сред. Делает выводы, в каких случаях могут возникнуть отрицательные воздействия на производственный персонал и аварийные ситуации. В работе [8] авторы рассматривают математическую модель температурного распределения в сварочном шве при сварке под давлением.

Проведена патентная проработка с целью поиска усовершенствованной технологии врезки и перекрытия трубопровода под давлением.

В работе [9] автор разработал способ врезки при ремонте трубопроводов распределительных сетей с рабочим давлением не более 1,2 МПа без остановки перекачки транспортируемой среды. Предложенным способом обеспечивается повышение оперативности выполнения работ, унификация процесса монтажа используемого оборудования для трубопроводов разного диаметра, повышение качества блокировки участка трубопровода.

Авторы работ [10–11] разработали устройство для вырезки отверстий в трубопроводе, находящемся под давлением. Устройство для перекрытия отвода при использовании технологии врезки описано в [12]. Автор [13] разработал закрывающую систему для трубопроводов, находящихся при врезке под давлением.

Во всех вышеперечисленных работах рассматривается только совершенствование процесса врезки, но нигде нет предложений по решению проблемы попадания металлической стружки в полость трубопровода.

В зарубежных патентах имеются устройства для сбора стружки после врезки под давлением [14, 15]. Однако предлагаемые устройства собирают стружку только под прорезным отверстием, не захватывая область установки перекрывающего устройства.

Следовательно, к основному и очень важному недостатку технологии можно отнести образование металлической стружки в полости трубопровода вследствие операций по врезке под давлением.

Во время операций по врезке под давлением образуется металлическая стружка, которая падает на дно трубопровода. Ее наличие является причиной множества проблем, таких как:

— плохое качество перекрытия трубопровода под давлением и, как следствие, утечки; это затрудняет или делает невозможными работы по подключению новых участков трубопровода или замене старых;

— стружка в процессе эксплуатации трубопровода может быть отнесена потоком продукта в линейные краны, фильтры, что может нарушить их работу.

В отдельных работах упоминается о применении просмотровых устройств, представляющих собой оборудование для визуального осмотра внутренней полости действующего газопровода, удаления остатков металлической стружки с внутренней резьбы фитинга и очистки трубы перед монтажом стоп-системы. Однако они применимы для трубопроводов малых диаметров, низких давлений перекачиваемого продукта, а также совместимы только со специальным оборудованием [16] и не подходят для промысловых, магистральных и технологических трубопроводов.

Также известно, что на магистральных трубопроводах очистку внутренней полости производят при помощи скребков с магнитными секциями [17]. Однако не все трубопроводы оборудованы камерами запуска-приема и удовлетворяют требованиям к пропуску очистных устройств. Даже если возможен запуск очистных устройств, то осуществляется это не во время работ по врезке и перекрытию под давлением, что подразумевает невозможность удаления стружки из рабочей зоны герметизирующего устройства.

Данная проблема является актуальной при проведении работ по ремонту трубопроводов по технологии врезок и перекрытия трубопроводов под давлением. На данный момент не существует эффективных методов ее решения.

Целью научных исследований, приведенных в статье, является решение проблемы учета и сбора металлической стружки в полости трубопровода вследствие операций по врезке под давлением [18–20].

Основными задачами исследований являются:

— исследование безостановочного метода ремонта трубопровода с использованием технологии врезок и перекрытия трубопровода под давлением;

— проведение тестовой врезки, подтверждающей работоспособность разработанной методики;

— разработка магнитного устройства для сбора стружки в полости трубопровода под давлением.

Металлическая стружка образуется в процессе резки трубопровода круговой фрезой и направляющим сверлом. Оставшийся участок вырезаемой трубы имеет вид лепестка с отверстием по центру и именуется купоном (рисунок 1).

рис 1.jpg

Для определения достоверности разработанной методики расчета металлической стружки проведена тестовая врезка на трубе диаметром 325 мм с толщиной стенки 10 мм кольцевой фрезой диаметром 292,1 мм с толщиной стенки 9,5 мм и сверлом диаметром 34 мм (рисунок 2).

рис 1.jpg

Как видно на рисунке 3, во время врезки образуется не только мелкая стружка, но и крупные отходы в виде конического обрезка от направляющего сверла и двух полос от фрезы. Именно они и представляют основную проблему во время операции по перекрытию, застревая между стенкой трубопровода и уплотнительной манжетой (рисунок 4). Образуются утечки продукта, что осложняет или делает невозможными работы по вырезке и замене перекрываемой секции.

рис 1.jpg

рис 1.jpg

Ранее разработана методика расчета массы и объема металлической стружки, образующейся при производстве операций по врезке под давлением. Подробно методика рассмотрена в [18, 19].

Для проверки достоверности методики после проведения тестовой врезки и сбора стружки магнитным прибором ее необходимо взвесить и сравнить с расчетным значением.

Результаты и обсуждение

рис 1.jpg

Данная погрешность обусловлена погрешностями измерения величин диаметров трубопровода, фрезы и сверла, а также плотности материала трубы. Тем не менее она является вполне приемлемой для дальнейших расчетов.

Результаты расчета количества стружки по разработанной методике на примере врезки на трубе диаметром 325 мм с толщиной стенки 10 мм приведены в сводной таблице MS Excel (таблица 1).

рис 1.jpg

Разработано и запатентовано устройство для сбора стружки [20], выполняющее следующие функции:

— максимальное удаление стружки из области, ограниченной вертикальной проекцией вырезанного отверстия на дно трубы (именно в этой области скапливается основное количество стружки);

— максимальное удаление стружки из области контакта уплотнительной манжеты перекрывающей головки с внутренней стенкой трубопровода.

Достижение этого результата необходимо для обеспечения максимально возможного качества герметизации отсекаемого участка трубопровода. Особенностью этой задачи является то, что эта область лежит за пределами вертикальной проекции вырезанного отверстия на дно трубы, а значит, ее невозможно решить при помощи использования жестко закрепленного на конце штока перекрывающего устройства/машины для врезки постоянного магнита. Исходя из этого, необходимо снабдить устройство приспособлениями, позволяющими намагниченным поверхностям достичь этих областей.

Принципиальная схема устройства показана на рисунке 5.

рис 1.jpg

Устройство предварительно устанавливается на шток машины для врезки, фиксируется болтами в точке закрепления 1 и находится в корпусе адаптера машины для врезки. Далее машина для врезки устанавливается на задвижку, используемую для врезки, тем самым устройство оказывается в герметичной камере и после выравнивания давления между этой камерой и трубопроводом под давлением опускается на дно трубы через ранее вырезанное отверстие 2. Для универсальности устройства, крепление к штоку необходимо сделать подходящим как к штоку машины для врезки, так и к штоку машины для перекрытия трубопровода (рисунок 6, а). С этой целью оно выполняется в виде фланца с отверстиями под болты крепления к штоку машины для врезки и с посадочным местом для штока машины для перекрытия. Для предотвращения складывания лап 4 в обратную сторону на корпусе необходимо предусмотреть стопорные пластины.

рис 1.jpg

Для удаления стружки из области, находящейся в зоне контакта манжеты перекрывающей головки, предусмотрены поворотные детали, закрепленные по бокам 6 нижней части устройства, так называемые «лапы» 4. В рабочей части лап устанавливаются магниты, целью которых является сбор стружки из вышеобозначенной области. В свободном положении лапы находятся в сложенном состоянии, что обеспечивается при помощи пары пружин 5, закрепленных на лапах в точке 7.

По мере достижения устройством дна трубопровода происходит касание нижней стенки трубы роликами 9, расположенными в нижней части лап. Они устанавливаются на балке, имеющей уклон, тем самым обеспечивается перемещение роликов к центру устройства и приведение лап в горизонтальное положение, магниты, установленные в верхней части лап, прижимаются к дну трубопровода и притягивают стружку из области перекрытия. В нижней части лап также установлены магниты 8, которые в процессе раскрытия перемещаются в непосредственной близости к стружке из центральной области, захватывая ее.

В самой нижней части устройства, «подошве», прижимающейся ко дну трубы в полностью развернутом состоянии (рисунок 6, б), также установлены магниты 3. Именно на них возложена обязанность сбора большей части стружки. Рекомендуется использовать самарий-кобальтовые магниты марки S30A, так как они имеют максимальную притягивающую способность, а также устойчивые к изменениям температуры свойства.

После того, как стружка притягивается ко всем магнитам, предусмотренным в данном устройстве, его необходимо удалить из полости трубопровода. Это осуществляется путем втягивания штока машины для врезки обратно в корпус адаптера. В разложенном положении пружина 5 растягивается и находится в напряжении, что при втягивании штока позволяет сложить лапы в исходное положение, не препятствующее выходу устройства из полости трубопровода. Пружину растяжения необходимо подобрать из условия, что усилие на отрыв должно быть больше, чем вес обоих лап.

После того, как устройство полностью втянуто в корпус адаптера машины для врезок, задвижка закрывается, из камеры сбрасывается давление и удаляется продукт, производится демонтаж машины для врезки.

При помощи медного шпателя с устройства собирается стружка, взвешивается и сравнивается с расчетным значением.

Таким образом можно получить эмпирические данные о количестве стружки, образующейся в областях, на которые распространяется действие устройства во время операций по врезке под давлением.

Разработанная методика расчета количества металлической стружки и устройство для сбора этой стружки являются новыми, не имеющими аналогов в России и за рубежом.

1. Проведено исследование безостановочного метода ремонта с использованием технологии врезки и перекрытия трубопровода под давлением. Определены достоинства и недостатки данной технологии. Проведена патентная проработка с целью выявления усовершенствования технологии врезки и перекрытия трубопровода под давлением, которая подтвердила отсутствие решения проблемы сбора металлической стружки, образующейся при производстве операций по врезке под давлением.

2. Проведена тестовая врезка на трубе диаметром 325 мм с толщиной стенки 10 мм для подтверждения работоспособности разработанной методики учета количества стружки, погрешность которой не превышает 1,11 %.

3. Разработана и запатентована конструкция магнитного устройства для сбора стружки в полости трубопровода под давлением. Благодаря удачным конструктивным решениям можно достигнуть простоты производства и обслуживания данного типа оборудования. Предлагаемое устройство является новым видом оборудования, не имеющим аналогов в России и за рубежом.

1. API RP 2201 5TH ED (R 2010). Safe Hot Tapping Practices in the Petroleum and Petrochemical Industries. October 2010. 27 p.

2. СТО Газпром 2-2.3-116-2016. Инструкция по технологии производства работ на газопроводах врезкой под давлением

3. Хрящев М. А. (2018). Врезка под давлением в магистральный трубопровод. Труды XXII Международного симпозиума имени академика М.А. Усова студентов и молодых ученых, посвященного 155-летию со дня рождения академика В.А. Обручева, 135-летию со дня рождения академика М.А. Усова, основателей Сибирской горно-геологической школы, и 110-летию первого выпуска горных инженеров в Сибири. Томск: Изд-во ТПУ, 2, 636–637.

4. Каталог продукции компании T.D. Williamson [Электронный ресурс]. URL: http://avrora-arm.ru/data/images/tdwilliamson/HIPRESSURE-RUS.pdf (дата обращения: 11.01.2021).

5. Каталог продукции Ravetti [Электронный ресурс]. URL: https://techsys-umr.ru/ravetti/ (дата обращения: 11.01.2021).

6. Кочеткова В.Ж. (2018). Неоспоримые плюсы технологического процесса по врезке в газопроводы под давлением без остановки функционирования. Наука, техника и образование, 1 (42), 28–30.

7. Собачкин А.С. (2018). Проблемы безопасности сварочных работ на трубопроводах, находящихся под давлением перекачиваемых сред. Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов, 3 (113), 135–142.

8. L Lima, I.A.D.O., Santos, A.A.B. (2016). Mathematical Approaching and Experimental Assembly to Evaluate the Risks of In-Service Welding in Hot Tapping. Journal of Pressure Vessel Technology, Transactions of the ASME, 138, 2.

9. Фомченко И.А., Шурайц А.Л., Гаркушина С.В. и др. (2019). Способ врезки и перекрытия трубопровода под давлением. Патент РФ 2701811.

10. Юрьева Е.В., Шарапов В.И., Орлов М.Е. и др. (2016). Устройство для вырезания отверстий в трубопроводе, находящемся под давлением. Патент РФ 164394.

11. Клюкин А.С. (2013). Устройство для вырезки отверстий в трубопроводе, находящемся под давлением. Патент РФ 126644.

12. Кунафин Р.Н. (2013). Устройство перекрытия отвода. Патент РФ 2497039.

13. Рогачёв А.Г., Давыдов Г.А., Каменский В.В. (2018). Закрывающая система для трубопроводов, находящихся под давлением. Патент РФ 2661420.

14. Yan Yue, Chzhan Pen, Fang Cheng, et al. (2013). Iron chip remover for installation of natural gas pipeline. CN Patent 202725562.

15. John A. Schneider (2005). Scavenging metallic debris from buried metal pipelines. US Patent 6848143.

16. Просмотровые устройства [Электронный ресурс]. URL: https://techsys-umr.ru/equipment/prosmotrovye-ustroystva/ (дата обращения: 11.01.2021).

17. ВСН 011-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание. М.: Миннефтегазстрой, 58.

18. Чуриков Н.М., Шарнина Г.С. (2019). Разработка методики учета количества металлической стружки, образующейся в трубопроводе при врезке под давлением. Актуальные проблемы науки и техники – 2019: сборник статей, докладов и выступлений XII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Уфа: Изд-во УГНТУ, 134–137.

19. Шарнина Г.С., Чуриков Н.М. (2019). Разработка методики учета количества металлической стружки, образующейся в трубопроводе при врезке под давлением. Материалы 70-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых УГНТУ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 376.

20. Чуриков Н.М., Кожаева К.В., Шарнина Г.С. (2020). Магнитное устройство для сбора стружки в полости трубопровода. Патент РФ 200057.

Статья «Врезки и перекрытия: повышение надежности работ на магистральных трубопроводах под давлением» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№3, Март 2021)

Шарнина Гульнара Салаватовна
доцент факультета трубопроводного транспорта, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет, к.т.н.

Кожаева Ксения Валерьевна
доцент, кафедра сооружения и ремонта газонефтепроводов и газонефтехранилищ, факультет трубопроводного транспорта, Уфимский государственный нефтяной технический университет, к.т.н. SPIN-код: 6707-0494 Scopus ID: 57189067411

Врезка в трубопровод под давлением

Врезка под давлением представляет собой технологию, используемую компанией Дельта Инжиниринг, для подсоединения к работающему трубопроводу или резервуару. Опытный персонал, прошедший соответствующую подготовку, значительные материально-производственные запасы и представительства по всей России позволили нам, оказывать услуги по срокам и ценам отличающимся в разы от наших западных коллег, в области модернизации и ремонта трубопроводов под высоким давлением. Профессиональный опыт компании Дельта Инжиниринг успешно используется при работах связанных с врезками под давлением, врезками в трубопроводы, перекрытием нефте-газопроводов на нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводах, в газовой от-расли, энергетике и в коммунальном хозяйстве, фактически в любой отрасли, в ко-торой непрерывный производственный процесс имеет первостепенное значение.

Диапазон профессиональных инжиниринговых услуг и запатентованные технологии компании Дельта Инжиниринг вместе с возможностью планирования проекта и управления работами на рабочей площадке обеспечивают достижение максимального периода безотказной работы и поддерживают на должном уровне рентабельность оборудования.
Врезка под давлением представляет собой метод, в котором используется станок для выполнения отверстий в трубопроводе под давлением, без остановки работ, для установки нового патрубка от первоначальной трубы или резервуара. Во время данного процесса отсутствуют потери, утечки или перекрытие потока. Компания Дельта Инжиниринг изготавливает и использует во время работы весь диапазон оборудования для врезки под давле-нием от 1/2″ (Dу 13 мм) до 32″ (Dу 800 мм) при номинальном давлении до 1480 фунт/кв. дюйм (102 бар) и температурах до 370°С (700°F).

Технология и этапы работ подключения отводов, перемычек, лупингов, стояков, пробоотборников и т.д.

а) Подключение с использованием приварного патрубка:

Через кран фрезой выполняется сверление отверстия. Высверленный купон удерживается на направляющем сверле.

После окончания врезки кран закрывается, машина демонтируется. На фланец устанавливается или приваривается отвод.

На приваренный к трубопроводу патрубок монтируется (приваривается) шаровой кран, на который устанавливается машина для врезки.

На трубопровод приваривается тройник.Тройник имеет фланец, в который после окончания врезки устанавливается заглушка, что позволяет не оставлять задвижку на трубопроводе.

На тройник устанавливается временная задвижка. На задвижку монтируется машина для врезки. Через задвижку фрезой выполняется сверление отверстия. Высверленный купон удерживается на направляющем сверле.

После окончания врезки фреза убирается в адаптер, и задвижка закрывается. Той же машиной, которой выполнялось сверление, во фланец тройника устанавливается заглушка. После этого задвижка демонтируется, и тройник закрывается сверху глухим постоянным фланцем.

Основная процедура перекрытия трубопровода при использовании врезки под давлением и 2″ (50 мм) выравнивающего отвода состоит из следующих этапов:

  • Установить тройник и задвижку на имеющийся трубопровод.
  • Установить станок для врезки под давлением.
  • Выполнить врезку под давлением при открытой задвижке (специаль-ное устройство поддерживает купон, вырезанный во время указанной операции).
  • Узел фрезы отводится.
  • Задвижка закрывается
  • Станок для врезки под давлением снимается для присоединения новой трубы.

Обычно при выполнении врезки под давлением используется тройник, рассчитанный на рабочее давление в системе, задвижка для регулирования нового соединения и станок для врезки под давлением

Тройники

Компания Дельта Инжиниринг изготавливает разъемные тройники для трубопроводов различных размеров и комбинаций для врезки под давлением, врезки в водной среде и перекрытия трубопровода. Имеются тройники для отводов размер-в-размер или с уменьшенным диаметром от 2″ (Dу 50 мм) до 28″ (Dу 800 мм). Возможно исполнение тройников под заказ. Тройники Дельта Инжиниринг спроектированы и изготовлены согласно стандартам ANSI. Особые требования заказчика могут быть рассмотрены по запросу.
Мы сотрудничаем с компаниями в любых отраслях промышленности по всей России добивается максимальной производительности в процессе эксплуатации и эффективного управления ресурсами без увеличения затрат, используя обширный опыт и большой спектр изделий и услуг, предлагая новейшие материалы, методики и технологии, а также при необходимости технические специализированные решения. Все это предназначено для увеличения эффективности процесса, увеличения межремонтного периода, минимизации плановых простоев и устранения внеплановых простоев.

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ «ВРЕЗКИ» В НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КВАЛИФИКАЦИЯ, СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТЕПРОДУКТОВ / ХИЩЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ / ВРЕЗКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ВЫЯВЛЕНИЕ / TRANSPORTATION OF PETROLEUM PRODUCTS / THEFT OF PETROLEUM PRODUCTS / TIE-IN / COUNTERACTION / DETECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепель В.А.

В статье рассматривается проблематика, связанная с выявлением и противодействием хищениям нефтепродуктов , совершаемым на трубопроводном транспорте путем выполнения несанкционированных «врезок»; анализируются причины распространенности данного вида хищений; предлагается авторский вариант уточнения понятия « врезка »; проводится анализ оснований существующего в научной литературе деления несанкционированных «врезок» на «квалифицированные» и «неквалифицированные»; рассматриваются особенности квалификации описываемого вида хищений и проблемные моменты, связанные с применением норм уголовного права; описываются некоторые способы и методики обнаружения несанкционированных «врезок» в нефтепродуктопроводы, а также возможные направления совершенствования данной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шепель В.А.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ВРЕЗОК

Организационно-правовые и технические аспекты обнаружения утечек нефти в магистральных трубопроводах

Уголовная ответственность за хищение нефти или нефтепродуктов и за их незаконное приобретение: вопросы квалификации

К вопросу учета органами внутренних дел Российской Федерации краж нефти и горюче-смазочных материалов

Уголовно-правовая характеристика посягательства на магистральный трубопровод
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNAUTHORIZED «TAPS» INTO OIL PIPELINES: CONCEPT, TYPES, QUALIFICATIONS, METHODS OF DETECTION

The article discusses issues related to identifying and countering the theft of petroleum products committed by pipeline transport by executing unauthorized «taps», analyzes the reasons for the prevalence of this type of theft; the author’s option of defining the term «insert»; the analysis of the reasons existing in the scientific literature division unauthorized «taps» on a «qualified» and «unqualified»; considers the peculiarities of qualification of the described species of theft, and problematic aspects related to the application of criminal law; some methods and techniques of detection of unauthorized «tie-ins» in oil pipelines, as well as possible directions of improvement of this activity are described.

Текст научной работы на тему «НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ «ВРЕЗКИ» В НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КВАЛИФИКАЦИЯ, СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ»

УДК 343.7 DOI 10.25724/VAMVD.KVWX

НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ «ВРЕЗКИ» В НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДЫ:

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КВАЛИФИКАЦИЯ, СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ

В статье рассматривается проблематика, связанная с выявлением и противодействием хищениям нефтепродуктов, совершаемым на трубопроводном транспорте путем выполнения несанкционированных «врезок»; анализируются причины распространенности данного вида хищений; предлагается авторский вариант уточнения понятия «врезка»; проводится анализ оснований существующего в научной литературе деления несанкционированных «врезок» на «квалифицированные» и «неквалифицированные»; рассматриваются особенности квалификации описываемого вида хищений и проблемные моменты, связанные с применением норм уголовного права; описываются некоторые способы и методики обнаружения несанкционированных «врезок» в нефтепродуктопроводы, а также возможные направления совершенствования данной деятельности.

Ключевые слова: транспортировка нефтепродуктов, хищение нефтепродуктов, врезка, противодействие, выявление.

UNAUTHORIZED «TAPS» INTO OIL PIPELINES:

CONCEPT, TYPES, QUALIFICATIONS, METHODS OF DETECTION

The article discusses issues related to identifying and countering the theft of petroleum products committed by pipeline transport by executing unauthorized «taps», analyzes the reasons for the prevalence of this type of theft; the author’s option of defining the term «insert»; the analysis of the reasons existing in the scientific literature division unauthorized «taps» on a «qualified» and «unqualified»; considers the peculiarities of qualification of the described species of theft, and problematic aspects related to the application of criminal law; some methods and techniques of detection of unauthorized «tie-ins» in oil pipelines, as well as possible directions of improvement of this activity are described.

Key words: transportation of petroleum products, theft of petroleum products, tie-in, counteraction, detection.

Хищения нефтепродуктов из магистральных и технологических нефтепродуктопроводов путем выполнения несанкционированных «врезок» представляют собой значимую проблему для организаций, осуществляющих хранение и транспортировку нефтепродуктов. Преступников прежде всего привлекает перспектива последующей гарантированной реализации похищенных нефтепродуктов либо возможность их непосредственного использования, а также возможность совершать хищения на регулярной основе (как вид незаконного «бизнеса», приносящего систематический доход).

В чем же причина распространенности хищений, совершаемых путем выполнения несанкционированных «врезок» (здесь и далее термин «врезка», употребляемый в кавычках, обозначает

присоединенное к корпусу нефтепровода, нефте-продуктопровода или иному хранилищу приспособление (устройство), предназначенное для контролируемого слива нефти (нефтепродуктов) с целью их последующего хищения; без кавычек — процесс) в нефтепродуктопроводы?

Распространенность хищений, совершаемых путем выполнения несанкционированных «врезок» в нефтепродуктопроводы, обусловлена сразу несколькими весьма специфическими факторами.

1. Система трубопроводного транспорта, в которую входит функционирующая сегодня в России сеть магистральных трубопроводов, включает в себя головные и промежуточные производственные перекачивающие станции, наливные, аварийно-восстановительные и конечные пункты. Она

имеет значительную протяженность — 250 тыс. км, 53 тыс. км из которых приходится на нефтепроводы и 17 тыс. км на нефтепродуктопроводы [1]. Осуществление эффективной охраны данной транспортной системы представляет большую проблему и требует огромных затрат.

2. Наряду с магистральными нефтепродукто-проводами существует система локальных технологических трубопроводов, расположенных на территориях нефтеперерабатывающих предприятий и организаций, осуществляющих хранение и транспортировку нефтепродуктов, а также промысловые трубопроводы, расположенные на местах добычи нефти. Их охрана осуществляется различными способами и организациями, а методики, используемые для выявления и обнаружения «врезок» на магистральных нефтепродуктопрово-дах, не всегда применимы к технологическим трубопроводам.

3. Качественно выполненные несанкционированные «врезка» или «отвод», как правило, хорошо маскируются для дальнейшего многократного использования, что существенно осложняет их поиск и обнаружение.

4. Сегодня применяется большое количество методов, позволяющих обнаружить несанкционированные «врезки» в магистральные трубопроводы. Они основаны на различных физических и химических процессах и явлениях, среди которых можно выделить: анализ понижения и перепада давления (зондовый), сравнения потерь (расходов) нефтепродуктов, ультразвуковой (зондовый), лазерный газоаналитический, комбинированный электромагнитный, акустическую эмиссию и др. Однако ни один из них не дает гарантированного результата при поиске места выполнения несанкционированных «врезок».

5. Зачастую, учитывая потенциальную возможность возникновения аварии на трубопроводе, «врезку» просто демонтируют в ходе ремонтно-восстановительных работ. Это делает невозможным установление лиц, причастных к выполнению врезки и (или) хищению нефтепродуктов, а также затрудняет проведение оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий.

Существуют и проблемы, связанные с терминологией, которая применяется как в ходе осуществления правоприменительной деятельности, так и в профессиональной — в сфере нормативного регулирования нефтепродуктообеспечения. На наш взгляд, она требует уточнения. Так, сам термин «врезка» и контекст его использования при описании хищений нефтепродуктов, совершаемых

в процессе их хранения и транспортировки, используется для обозначения различных предметов и процессов, что приводит к путанице.

Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет слово «врезка» как существительное, происходящее от глагола «врезать», используемого в контексте «что во что», «вставить в вырезанное место», например «замок в дверь» [2]. В данном контексте врезка — это предмет (устройство), которое куда-либо вставляют, врезают (например, в трубопровод или иное хранилище).

В Толковом словаре русского языка В. И. Даля нет существительного «врезка», но есть глагол «врезать» в контексте «вделывать врезая», «прирезывать и вставлять» [3]. В этом случае определение идет через действие и врезка — процесс «вделывания», «прирезывания» какого-либо предмета (например, устройства, предназначенного для контролируемого слива нефтепродуктов, в корпус трубопровода или иного хранилища).

Использование корректной терминологии имеет большое значение при подготовке процессуальных и иных документов. Часто термин «врезка» (без кавычек) используют как для обозначения отверстий в трубопроводе (обычно технологическом) или ином хранилище, не снабженных дополнительными приспособлениями, так и самих приспособлений для контролируемого слива нефтепродуктов, снабженных запорной арматурой и насосным оборудованием, а также дополнительных магистралей — «отводов», «шлейфов», присоединенных к основному трубопроводу. Этим же термином (без кавычек) обозначают процесс непосредственного присоединения к трубопроводу (который может носить санкционированный характер). Например, при устройстве объектов нефтяной и газовой промышленности выполняется врезка под давлением в действующие магистральные и промысловые трубопроводы [4].

На наш взгляд, при описании способа совершения хищения путем выполнения врезки в нефте-продуктопровод необходимо различать саму деятельность и ее результат. Так, описание действий похитителей по размещению устройства («врезки»), предназначенного для контролируемого слива нефтепродуктов, на корпусе нефтепродуктопрово-да включает в себя описание нарушения целостности корпуса нефтепродуктопровода путем выполнения отверстия при помощи приспособления для сверления (резки) металла и закрепления этого устройства на корпусе трубопровода для дальнейшего присоединения к нему шлангов, дополнительных магистралей (отводов, «шлейфов»)

или простого слива нефтепродуктов (например, при вынесении постановления о назначении экспертизы, предъявлении обвинения, составлении обвинительного заключения). Процесс нарушения целостности корпуса трубопровода, используемый в контексте «врезаться», в процессуальных документах тоже обозначают словом «врезка». Однако и само устройство, используемое для контролируемого слива нефтепродуктов (а иногда и просто отверстие в корпусе трубопровода), тоже обозначают термином «врезка» (без кавычек). Это приводит к усложнению понимания того, о чем идет речь: об описании способа действий по подготовке к изъятию нефтепродуктов или обозначении самого устройства — «врезки».

Считаем, что врезкой можно назвать только сам процесс выполнения отверстия в корпусе трубопровода или иного хранилища, а последующее закрепление в нем специального приспособления — «врезки» на корпусе трубопровода, предназначенного для контролируемого слива нефти (нефтепродуктов), уже нельзя описать как врезку. Это уже другой вид деятельности, который больше относится к монтажу, креплению и т. п. Кроме описания преступной деятельности, термины «врезка» и «отвод» используют, обозначая различные санкционированные технологические операции или устройства [5].

Во многих нормативных документах, связанных со сферой нефтепродуктообеспечения, слово «врезка» используется как отглагольное существительное, и зачастую без кавычек. Например, «Методика расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы. РД 153-39.4-060-00» определяет несанкционированную врезку, используя совместно с этим словом прилагательное «криминальная»: «Криминальная врезка — действия (и их результат) криминального характера, связанные с незаконным проникновением во внутреннюю полость магистрального или технологических нефтепродуктопроводов с целью хищения содержащегося в них топлива» [6].

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 используется термин «врезка» (без кавычек) в контексте «совершения кражи нефти, нефтепродуктов и газа из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода путем врезок в трубопроводы» [7].

Таким образом, получается, что термином «врезка» в подобных документах обозначают одновременно и действия, и результат этих действий.

Сложно согласиться и с таким описанием врезки, как «проникновение во внутреннюю полость маги-

стрального или технологических нефтепродукто-проводов». Похитители не проникают во внутреннюю полость хранилища, а нарушают его целостность путем воздействия на материал корпуса хранилища.

Если анализировать описание хищений нефтепродуктов, содержащееся в нормах уголовного права, то в п. «б» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) хищение данного имущества определяется без использования термина «врезка» и сами действия по его незаконному изъятию никак не обозначаются. Речь в нормах статьи идет о краже, совершенной «из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода», но термин «врезка» не используется, хотя он обозначает наиболее распространенный способ проникновения и получения доступа к содержимому перечисленных видов трубопроводов. Таким образом, в соответствии с данными нормами можно квалифицировать действия как лиц, выполнивших врезку в корпус трубопровода (хранилища) устройства для контролируемого слива нефтепродуктов, так и лиц, которые воспользовались этим устройством для хищения.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 указано, что «если в ходе совершения кражи нефти, нефтепродуктов и газа из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода путем врезок в трубопроводы происходит их разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 158 и статьи 215.3 УК РФ» [7]. Однако тогда остаются вопросы, связанные с деяниями, которые могут быть квалифицированы только по ст. 215.3 УК РФ.

Статья 215.3 УК РФ носит очень неоднозначный характер, и ее нормы в контексте краж нефтепродуктов могут быть применены, возможно, лишь при квалификации деятельности по подготовке к их хищению путем несанкционированных врезок в объекты трубопроводного транспорта (нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, газопроводы), учитывая указание на описанные в нормах статьи «корыстные побуждения» и отсутствие описания самих действий. Хотя в нормах ст. 215.3 УК РФ речь идет о самовольном подключении к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам

и термин «врезка» в ней не используется. В первой и второй частях подключение никак не описывается, говорится лишь о признаках самовольности. Видимо, подразумеваются ситуации, связанные с подключением к названным объектам через различные штатные технологические устройства и узлы (краны, клапаны, штуцеры, пробоотборники, задвижки и т. д.). Далее, во второй части, законодатель обособляет квалификацию действий при присоединении к такому объекту, как магистральные трубопроводы, а в третьей части описывает непосредственные действия — «разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений».

Попадает ли подготовка к совершению хищения путем установки «врезки» под данное описание? Безусловно, да. Однако зачем объединять «разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние», «корыстные» и «хулиганские» побуждения? Повреждение трубопровода при выполнении врезки уже делает данный объект непригодным для эксплуатации, требуя остановки прокачки продукта и выполнения ремонтно-восстановительных работ, а выполнение ее («врезки») из хулиганских побуждений — нонсенс. При выполнении самовольного подключения путем несанкционированной врезки повреждение трубопровода происходит всегда. Зачем такая сложная юридическая конструкция норм статьи и почему не описывается самый распространенный способ повреждения трубопроводов «из корыстных побуждений» — выполнение врезки, которая носит несанкционированный характер и является незаконным подключением? Ответа на эти вопросы ни законодатель, ни Пленум Верховного Суда Российской Федерации пока не дали.

Кроме того, практически все хищения нефтепродуктов при помощи «врезок» совершаются группой лиц по предварительному сговору, с распределением ролей в зависимости от наличия знаний и навыков. А с учетом продолжаемого характера преступной деятельности существует и устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (организованная группа). Тогда действия

лиц, совершающих хищения нефтепродуктов, можно всегда квалифицировать в соответствии с п. «а» ч. 4 рассматриваемой статьи. Однако такого признака, как совершение преступления организованной группой, в нормах статьи нет. Возможно, законодатель хотел охватить деятельность лиц, которые совершают только врезку (выполняя техническую часть по монтажу устройства для контролируемого слива нефтепродуктов), не участвуя в дальнейшем хищении? Видится, что такую ситуацию очень сложно представить на практике. Лицо, непосредственно выполняющее врезку, обязательно входит в состав организованной группы, участвуя в ее преступной деятельности, осознавая свою роль и характер выполняемых действий, получая за свою работу вознаграждение.

На наш взгляд, включение в текст ст. 158 и 215.3 УК РФ такого квалифицирующего признака, как выполнение «врезки», могло бы снять часть обозначенных ранее вопросов.

Далее необходимо рассмотреть основные разновидности «врезок», используемых для хищения нефтепродуктов. Предлагается следующая классификация «врезок», как несанкционированно выполненных отверстий и установленных (закрепленных) в них приспособлений для контролируемого слива нефтепродуктов, в зависимости от типа их исполнения:

1. «Врезка», представляющая собой отверстие в корпусе трубопровода или иного хранилища, выполненное при помощи инструментов для сверления или резки металла. Чаще всего выполняется в технологических трубопроводах с низким давлением прокачки и забивается чопом из древесины или резины, предназначенным для предотвращения разлива нефтепродуктов, приводящего к обнаружению места выполнения «врезки».

2. «Врезка», представляющая собой полую трубку, закрепленную непосредственно в отверстии, выполненном в корпусе трубопровода или иного хранилища, не снабженную запорной арматурой. В зависимости от материала, из которого изготовлена данная трубка, ток нефтепродуктов из нее перекрывается различными способами (пережим, перетяжка, забивка чопом и т. д.).

3. «Врезка», представляющая собой приспособление, монтируемое непосредственно на отверстие в корпусе трубопровода или иного хранилища, снабженное специальной запорной арматурой (например, шаровым краном), предназначенное для контролируемого слива нефтепродуктов, который осуществляется локально — в месте нахожде-

ния самой «врезки». Такие «врезки» уже, как правило, выполняются в местах, затрудняющих их обнаружение, и маскируются в зависимости от типа хранилища и способа его залегания.

4. «Отвод» — это «врезка», представляющая собой приспособление, монтируемое непосредственно на отверстие в корпусе трубопровода или иного хранилища, снабженное специальной запорной арматурой и дополнительным отводом (магистралью), предназначенное для систематического контролируемого слива нефтепродуктов, который осуществляется удаленно от места непосредственного присоединения к трубопроводу или иному хранилищу. Наиболее «трудоемкий» в исполнении и сложный в обнаружении тип «врезки», имеющий, как правило, подземное залегание несанкционированной магистрали — «отвод». Этот тип «врезок» наиболее сложен в обнаружении, так как позволяет совершать хищения, не приближаясь непосредственно к самому трубопроводу.

В научных кругах получило распространение деление врезок на «неквалифицированные» и «квалифицированные» (в зависимости от снабжения запорной арматурой, насосным или иным дополнительным оборудованием). Однако, на наш взгляд, данная классификация также требует уточнения. Нам видится, что для любой несанкционированной «врезки» нужна достаточна «квалификация» лица, ее выполняющего. Это вопрос его личной безопасности. Принимая во внимание, что давление в магистральном нефтепродукто-проводе неодинаково, например, при прокачке дизельного топлива по трубопроводу диаметром около 500 мм и протяженностью около 100 км оно может составлять свыше 50 атм. (на выходе перекачивающей станции) и около 2—4 атм. на конечном участке трубопровода. Знание похитителями этих особенностей при определении места выполнения несанкционированной «врезки» может свидетельствовать о профессиональной осведомленности или наличии источника этой осведомленности, а также навыках выполнения «врезки» в трубопровод, что может стать основой для выдвижения оперативных и следственных версий, которые остро нужны, особенно на первоначальном этапе расследования хищений нефтепродуктов. С позиций уголовного права деление «врезок» на «квалифицированные» и «неквалифицированные» тоже может привести к ненужной путанице.

Создание справочника, в котором будут представлены основные виды «врезок» по типу подключения и наличию дополнительного оборудования, предназначенного для контролируемого слива

нефтепродуктов, может существенно помочь как сотрудникам служб безопасности объектов нефте-продуктообеспечения, так и сотрудникам правоохранительных органов, выявляющих и расследующих преступления данной направленности. Помимо визуального воспроизведения внешнего вида «врезки» подобный справочник может содержать описание узлов и деталей трубопровода, составляющих частей «врезки», перечень оборудования, необходимого для ее выполнения, и другую информацию, что позволит унифицировать описательную часть протоколов следственных действий и облегчит процесс построения версий.

Первичную информацию о «квалификации» лица, выполнившего «врезку», можно получить путем визуального осмотра самой «врезки», что происходит в рамках проведения следственных действий.

Чаще всего именно осмотр места происшествия, проводимый до возбуждения уголовного дела, в ходе которого обследуется «врезка», является источником криминалистически значимой информации. Считаем, что следователь не должен ограничиваться лишь фиксацией обстановки места обнаружения «врезки». В протоколе осмотра должно быть четко обозначено место выполнения «врезки» в трубопровод (это можно достоверно узнать, изучив проектную документацию объекта у сотрудников службы безопасности объекта нефте-продуктообеспечения, представителей ремонтно-восстановительных служб и т. д.). Полученная информация должна стать основой для определения направлений проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Тип «врезки», используемое при ее выполнении оборудование, тип запорной арматуры, материалы, из которых выполнен «отвод», и его протяженность, типы и способы соединения узлов и деталей — все это может указывать на криминальную «квалифицированность» похитителей, наличие у них профессионального опыта, нацеленность на систематическое совершение противоправного изъятия нефтепродуктов и др.

Можно говорить о том, что хищение нефтепродуктов является «профессиональным» видом преступной деятельности, требующим специальных познаний и навыков — «квалификации» и «специализации».

Особенностью хищений нефтепродуктов, совершаемых путем выполнения «врезок» в трубопроводы, является совершение их группой лиц с распределением ролей. Лица, которые непосредственно выполняют врезку в трубопровод,

зачастую имеют (имели) профессию, связанную с термообработкой (резкой, варкой) металлов. Об этом может свидетельствовать качество выполнения обнаруженной «врезки». Данную информацию можно использовать для выдвижения версий и сужения круга лиц, которые потенциально могли быть причастны к осуществлению данной противоправной деятельности.

Какие же объекты нефтепродуктообеспечения становятся целью преступников?

Магистральные нефтепроводы — это инженерные сооружения, состоящие из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов и связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и других технологических объектов, обеспечивающих транспортировку, приемку, сдачу нефти потребителям или перевалку на другой вид транспорта [5].

Магистральные нефтепродуктопроводы — это трубопроводы с избыточным давлением до 10 МПа с комплексом подземных, надземных и подводных сооружений, предназначенные для транспортировки подготовленных в соответствии с требованиями государственных стандартов, технических условий и других нормативно-технических документов нефтепродуктов от пунктов приемки до пунктов сдачи, технологического хранения или перевалки (передачи) на другой вид транспорта [5].

К технологическим трубопроводам рекомендуется относить трубопроводы в пределах промышленных предприятий, по которым транспортируются сырье, полуфабрикаты и готовые продукты, пар, вода, топливо, реагенты и другие вещества, обеспечивающие ведение технологических процессов и эксплуатацию оборудования, а также межзаводские трубопроводы, находящиеся на балансе предприятия [5].

Перечисленные объекты относятся к объектам повышенной опасности. Именно поэтому еще одной проблемой, связанной с несанкционированными «врезками», помимо экономической составляющей хищений, безусловно, причиняющих материальный ущерб собственникам нефти и нефтепродуктов, является реальная возможность возникновения экологических и техногенных угроз, вызванных повреждениями трубопровода в результате подобных действий. Разливы нефтепродуктов, вызванные несанкционированными «врезками», могут быть опасны для жизни людей, и не только из-за угрозы пожара.

Например, легкое отравление парами бензина может наступить после 5—10 мин пребывания человека в атмосфере с концентрацией паров бен-

зина в пределах от 900 до 3 612 мг/куб. м. При этом появляются головная боль, головокружение, сердцебиение, слабость, психическое возбуждение, беспричинная вялость, легкие подергивания мышц, дрожание вытянутых рук, мышечные судороги. При непродолжительном вдыхании воздуха с концентрацией паров бензина от 5 000 до 10 000 мг/куб. м уже через несколько минут появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистых оболочек носа, глаз. Первые признаки острого отравления парами бензина — понижение температуры тела, замедление пульса и другие симптомы. При концентрации паров бензина в воздухе свыше 2,2 % (30 г/куб. м) после 10—12 вдохов человек отравляется, теряет сознание, свыше 3 % (40 г/куб. м) происходит молниеносное отравление (2—3 вдоха) — быстрая потеря сознания и смерть [8].

Есть еще и другая часть экономической составляющей потенциального разлива нефти и нефтепродуктов в результате нарушения целостности хранилищ нефтепродуктов из-за «врезки». Она проявляется в наступлении ответственности владельца хранилища (трубопровода) за вред, причиненный окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов.

Весьма дискуссионной по этому поводу представляется позиция Верховного Суда Российской Федерации: «. в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ)». В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред, причиненный окружающей среде, «вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод» [9].

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы (т. е. источники повышенной опасности) не выбывают из владения собственника и должны быть обеспечены надлежащей охраной, а значит, и ущерб от врезки нельзя исчислять только объемами и стоимостью похищенных нефтепродуктов.

Присоединяемся к мнению М. В. Пономарева, который пишет о том, что «судам при рассмотрении дел, связанных с возмещением экологического вреда при разливах нефти и нефтепродуктов, на наш взгляд, следует рекомендовать обратить особое внимание на установление <. >наличия вины организации, осуществляющей эксплуатацию

трубопровода (или иного объекта, связанного с добычей, переработкой, хранением или транспортировкой нефти или нефтепродуктов): например, если разлив нефти на земельном участке произошел в результате несанкционированного (а значит, противоправного) подключения к магистральному трубопроводу (врезки) третьих лиц. » [10].

Ранее при квалификации кражи из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода (п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ) не учитывались расходы, связанные с устранением их повреждений [7], а они весьма значительные.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 17 были актуализированы отдельные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам о хищениях нефтепродуктов. Причиной стало то, что при квалификации кражи из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода (п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ) не учитывались расходы, связанные с устранением повреждений нефтепровода (нефтепродуктопровода), вызванных действиями лиц, совершающих хищение.

Новая редакция указанного постановления определила, что «если в ходе совершения кражи нефти, нефтепродуктов и газа из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода путем врезок в трубопроводы происходит их разрушение, повреждение или приведение в негодное для эксплуатации состояние, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 158 и статьи 215.3 УК РФ» [7].

Видимо, обоснованно Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в УК РФ была введена ст. 215.3 («Приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов»), предусматривающая ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь

нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений.

С другой стороны, трудно представить себе выполнение несанкционированной «врезки» только ради разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние трубопроводов, без цели совершения последующего хищения. Поэтому правоприменителю сложно, на наш взгляд, использовать ст. 215.3 УК РФ как отдельную самостоятельную норму в отрыве от ст. 158 УК РФ.

Кроме того, неоднозначным является подход к оценке самих нефтепродуктов как предмета преступного посягательства и предмета преступления. С позиций криминалистики нефтепродукты как предмет преступного посягательства представляют хорошо идентифицируемые объекты (жидкости, их следы и т. д.), имеющие отличительные признаки и характеристики. Однако с позиций уголовного права все не так однозначно. Интересна, например, точка зрения О. В. Борисовой, которая пишет: «Сомнительны попытки дифференцировать ответственность за имущественные преступления с опорой на признак предмета — конкретное имущество. Они нарушают равенство форм собственности и, как любые казуистические формулировки, влекут пробелы, трудности в квалификации, внутриотраслевые и межотраслевые коллизии» [11].

На наш взгляд, нефтепродукты как предмет преступного посягательства (конкретное имущество) обладают особыми признаками: «ликвидностью», интересуют «узкопрофессиональные» группы похитителей, могут использоваться в личных целях и т. д., в связи с этим вопрос о дифференциации ответственности за хищения нефтепродуктов по признаку предмета преступления остается открытым.

Остановимся на вопросе о способах и методах обнаружения фактов выполнения несанкционированных «врезок» в трубопроводы. По нашему мнению, термины «способы обнаружения» и «методы обнаружения» несанкционированных «врезок» в трубопроводы, встречающиеся в научной литературе и периодических информационных изданиях, нетождественны. Методы обнаружения дефектов трубопровода, к которым можно отнести и несанкционированную «врезку», основаны на различных химических и физических (оптических, магнитных, электрических и т. д.) явлениях и процессах и представляют собой, скорее, «инструментальную сторону». Под способами обнаружения несанкционированных «врезок» мы предлага-

ем понимать поисковую деятельность человека, направленную на определение места выполнения несанкционированной «врезки» с применением различных методик и методов, основанных на указанных выше явлениях и процессах.

Таким образом, все современные способы обнаружения несанкционированных врезок можно условно разделить на два вида:

1. Визуальное обнаружение при обходе трубопровода или территории, непосредственно прилегающей к нему (пешие обходы, объезды, облеты объектов трубопроводного транспорта и иных хранилищ).

2. Инструментальное обнаружение возможного наличия «врезки», утечки нефтепродуктов средствами телеметрии либо иным специальным оборудованием.

Сегодня наиболее распространенным, сравнительно дешевым и достаточно эффективным способом обнаружения несанкционированных «врезок» является метод анализа виброакустических сигналов, распространяющихся по телу трубопровода при совершении в него врезки путем высверливания отверстия [12]. Однако данный метод позволяет реагировать на врезки только в режиме реального времени и имеет ряд серьезных недостатков, снижающих эффективность поиска уже существующих несанкционированных «врезок» («отводов») [13].

На территориях, где обнаружение мест совершения хищений нефтепродуктов осложнено большой протяженностью трубопроводов или труднодоступностью, эффективным способом обнаружения может стать использование малой авиации. Могут быть задействованы авиационные отряды специального назначения Росгвардии. Например, в августе 2017 г. в ночное время суток с помощью авиационного отряда специального назначения полицейские обнаружили группу, выполнявшую «врезку» в магистральный нефтепро-дуктопровод в Ермекеевском районе (Республика Башкортостан). Полицейскими совместно с работниками службы безопасности объекта нефте-продуктообеспечения были задержаны данные лица и выявлено четыре эпизода деятельности преступной группы. Объем обнаруженных похищенных нефтепродуктов составил 20 тонн [14].

Широкое распространение в выявлении мест возможного выполнения «врезок» и следов транспортных средств, подъезжавших к охраняемым объектам, получают квадрокоптеры, позволяющие осматривать прилегающую территорию по маршруту залегания нефтепродуктопровода без привлечения сил малой авиации. Сегодня используются как штатные средства телеметрии, так и специальные зонды, применяющие различные технологии определения утечек и повреждений. По-прежнему эффективными остаются рейды, проводимые совместно со службами безопасности предприятий и объектов нефтепродуктообеспе-чения.

Эффективными мерами обнаружения и противодействия хищениям нефтепродуктов, совершаемых при помощи «врезок» в трубопроводы, на наш взгляд, должны стать:

— повсеместное применение при строительстве трубопроводов новых технологий (оптоволокно, электрические и акустические датчики, датчики давления и т. д.), позволяющих дистанционно обнаруживать нарушение их целостности;

— использование хорошо зарекомендовавших себя технических средств, позволяющих эффективно обнаруживать повреждения нефтепродукто-проводов и утечки транспортируемой продукции (зонды, квадрокоптеры вдоль линии залегания трубопроводов), создание подвижных или стационарных видеокамер в защищенных капсулах вдоль нефтепродуктопровода;

— создание карт залегания трубопроводов с зонами повышенного внимания — местами вероятного выполнения врезок и анализа возможных маршрутов следования похитителей;

— создание справочника (каталога) «врезок» исходя из их конструктивных и иных особенностей, позволяющих определить вид и количество используемого при их выполнении оборудования, возможных мест врезки, способов контроля слива нефтепродуктов при совершении хищений, возможности обнаружения дополнительных несанкционированных магистралей — «отводов», а также емкостей для накопления и временного хранения похищенных нефтепродуктов.

Комплекс данных мер позволит предотвращать возможные преступные посягательства или своевременно их пресекать.

1. Россия в цифрах. 2018: крат. стат. сб. М., 2018. 522 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс — ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 736 с.

4. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (ред. от 14.11.2011). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. Руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2012 г. № 784). URL: docs.cntd.ru (дата обращения: 30.08.2019).

6. Методика расчета ущерба от криминальных врезок в нефтепродуктопроводы. РД 153-39. 4-060-00 (утв. приказом Минэнерго России от 6 июня 2001 г. № 167). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 (ред. от 16.05.2017). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»

8. ПОТ РО 112-002-98. Правила по охране труда при эксплуатации магистральных нефте-продуктопроводов (утв. приказом Минтопэнерго России от 16 июня 1998 г. № 208). URL: docs.cntd.ru (дата обращения: 30.08.2019).

9. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 2.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Пономарев М. В. Правовые проблемы возмещения вреда окружающей среде от загрязнения нефтью и нефтепродуктами // Судья. 2017. № 9. С. 32—37.

1. Russia in numbers. 2018. Brief statistical compilation. Moscow; 2018: 522.

2. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: approx. 57 000 words. Ed. by N. Yu. Shve-dova. Moscow: Russkiy yazyk; 1988: 750.

3. Dal V. I. Explanatory dictionary of the Russian language. Modern version. Moscow: EKSMO-Press — EKSMO-MARKET; 2000: 736.

4. The order of the Ministry of regional development of the Russian Federation No. 624 of 30 December 2009 (ed. of 14.11.2011). «On approval of the List of work types on engineering surveys, preparation of project documentation, construction, reconstruction, capital repair of capital construction objects, which influence safety of capital construction facilities» (Registered in the Ministry of justice 15.04.2010 No. 16902). Available from: reference and legal system «ConsultantPlus».

5. The safety manual «Recommendations for the device and safe operation of technological pipelines» (approved by the order of the Federal service for environmental, technological and nuclear supervision No. 784 of 27 December 2012). Available from: docs.cntd.ru. Accessed: 30 August 2018.

6. Method of calculation of damage from criminal tie-ins in oil pipelines. RD 153-39. 4-060-00 (approved by Order of the Ministry of energy of the Russian Federation No. 167 of 6 June 2001). Available from: reference and legal system «Con-sultantPlus».

7. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of No. 29 of 27 December 2002 (ed. of 16.05.2017). «On judicial practice in cases of theft, robbery and robbery». Available from: reference and legal system «Con-sultantPlus».

8. POT RO 112-002-98. Rules on labor protection in the operation of oil trunk pipelines (approved by order of the Ministry of energy of the Russian Federation No. 208 of 16 June 1998). Available from: docs.cntd.ru. Accessed: 30 August 2018.

9. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 49 of 30 November 2017. «On certain issues of application of legislation on compensation of harm caused to the environment». Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2018; 2.

10. Ponomarev M. V. Legal problems of compensation of harm to the environment from pollution by oil and oil products. Judge. 2017; 9: 32—37.

11. Борисова О. В. Уголовно-правовое обеспечение равенства форм собственности // Lex russica. 2015. № 1. С. 104—111.

12. Казаков А. В. Защита трубопроводов от несанкционированных врезок. URL: http:// www.secuteck.ru/articles2/OPS/zaschita-trubo provodov-ot-vrezok (дата обращения: 30.08.2019).

13. Калекин В. С., Токарев В. В. Основы технической диагностики нефтегазового оборудования: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. 124 с.

14. Как испаряется черное золото // Щит и меч. 2017. № 47 (1591). С. 4.

© Шепель В. А., 2019

11. Borisova O. V. Criminal law ensuring equality of forms of ownership. Lex russica. 2015; 1: 104—111.

12. Kazakov A. V. protection of pipelines from unauthorized tie-ins. Available from: http://www.secuteck.ru/articles2/OPS/zaschita-truboprovodov-ot-vrezok. Accessed: 30 August 2019.

13. Kalekin V. S., Tokarev V. V. Fundamentals of technical diagnostics of oil and gas equipment. Textbook. Omsk: Publishing house of Omsk State Technical University; 2012: 124.

14. As it evaporates the black gold. Shchit & mech. 2017; 1591 (47): 4.

© Shepel V. A., 2019

Шепель Владимир Анатольевич,

заместитель начальника научно-исследовательского отдела Омской академии МВД России, кандидат юридических наук; 8 (3812) 75-12-25

Shepel Vladimir Anatolievich,

deputy head of the research department of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, candidate of juridical science; 8 (3812) 75-12-25

Как осуществляется врезка в магистральный или второстепенный водопровод?

Врезка в водопровод осуществляется в различных случаях. Врезку в существующий водопровод можно выполнять только в особых ситуациях. Просто так врезаться в коммуникации нельзя, для этого нужно получить разрешение, особенно когда речь идет о государственном водопроводе.

Врезка

Варианты врезки в трубопровод

Существуют такие варианты:

  • врезка в магистральный водопровод;
  • врезка во второстепенный трубопровод.

От вида врезки, материла трубопровода и других нюансов зависит, как будут осуществляться работы и какое оборудование будет использовано.

Магистральный водопровод обслуживает не одну квартиру или дом, а большой участок. Такие трубопроводы проходят через различные районы населенного пункта, к ним присоединяют ветки, которые подают воду каждому потребителю. Магистральные трубы находятся под высоким давлением.

Осуществлять врезку в трубу водопровода второстепенного легче, т. к. эти трубы тоньше, расположены близко к поверхности, обладают пластиковым корпусом. При врезке следует различать трубы, которые бывают с высоким, средним и низким давлением.

У труб высокого давления прочный корпус. Они выполнены из стали, чугуна или полиэтилена — материалов высокого давления. При работе с этими конструкциями нужно соблюдать технику безопасности. При врезке в водопровод жидкость будет выходить под большим напором, перекрыть который трудно подручными средствами. Трубы среднего и низкого давления более безопасны. Осуществлять ввод в такие трубопроводы легче: у них тонкий корпус, а пробой в коммуникации можно устранить даже подручными средствами.

По типу материала трубы могут быть изготовленными из следующих материалов:

Подключение к чугунной трубе

Врезка в чугунную трубу водопровода осуществляется при помощи муфты. Присоединение чугунной трубы к коммуникациям требует соблюдения таких правил:

  1. Сначала очищают поверхность трубопровода на участке, где будут делать отверстие для ввода, от загрязнений и ржавчины.
  2. На трубе фиксируют резиновый уплотнитель и устанавливают седелку.
  3. К отводу крепят запорный вентиль, через него будут устанавливать коронку.
  4. Выполняют сверление перфоратором, при этом постоянно охлаждают участок ввода. Сначала берут сверло маленького диаметра, постепенно его толщина увеличивается.
  5. Когда коронку уберут, задвижку закрывают.
  6. В конце работы наносят антикоррозийную прослойку и изоляцию.

При использовании чугуна надо применять несколько коронок для сверления. В них фиксируют режущие пластины, изготовленные из твердых сплавов металлов. Необходимо устранить перегрев оборудования и инструментов. Для этого режущие части приборов охлаждают водой. Чугун достаточно хрупкий, поэтому сверлить нужно на низких оборотах и с небольшим давлением. Когда электрический прибор вытаскивают из отверстия, на него может брызнуть вода.

Поэтому между оборудованием и патроном ставят резиновый экран. При использовании седельного хомута для фиксации к водопроводу используют резиновый уплотнитель. Хомут можно устанавливать при помощи перфоратора, который состоит из болта блокировки, крана для промывки, ручки и вала, снабженного сверлом. Прибор имеет металлический корпус, снабженный направляющей муфтой, чтобы облегчить выполнение работ.

Врезка в стальную трубу

Стальные трубы отличаются жесткостью и пластичностью. Врезка в водопроводную трубу из стали осуществляется по правилам:

  1. Сначала очищают поверхность трубопровода, где будут производиться работы, от загрязнений, коррозии и налета.
  2. Фиксируют на участок хомут для врезки в водопровод под давлением.
  3. Делают сварку швов и проверяют их на герметичность.
  4. После этого к патрубку присоединяют вентиль, через него делают отверстие в магистральной трубе под давлением.
  5. Подсоединяют новую ветвь трубы.
  6. Верхний участок магистральной трубы просверливают перфоратором, а оставшийся небольшой слой в несколько миллиметров обрабатывают вручную.

Врезка в бытовой водопровод внутри дома

Врезка в водопровод, находящийся внутри дома, может выполняться с помощью специалистов или самостоятельно. Для этого надо проложить трубу от крана к участку или какому-либо строению на прилегающей к дому территории.

Выполнив отвод, надо сделать еще 1 вентиль в колодце. Он понадобится для срочного отключения воды. Сзади вентиля оставляют часть трубы такого же диаметра. От нее будут идти трубы с меньшим диаметром. Открытый конец трубы оснащают заглушкой с помощью сварки и листового металла необходимой толщины.

Если входной вентиль закрыт, выполнять монтаж можно не торопясь. В стальном трубопроводе сваркой выполняют отверстие меньшего диаметра, чем толщина разводящей линии. Потом приваривают штуцер с вентилем. Отверстие просверливают. При этом используют сверло необходимого диаметра.

Разводку в доме от трубопровода из пластика выполняют пластиковыми тройниками по правилам:

  1. Вырезают участок трубопровода в том месте, где будет монтироваться тройник.
  2. Концы частей трубы, которую разрезали, смазывают герметиком.
  3. На места разреза плотно насаживают тройник и затягивают его накидными гайками.
  4. Устанавливают кран в гнездо тройника.
  5. Элементы можно монтировать при помощи цанг, которые имеют разные формы.
  6. Сварку должен выполнять профессионал. Своими руками можно делать седелку или хомут только в том случае, если в системе нет воды. Все другие работы должен проводить человек, имеющий специальные навыки.

Этапы процедуры

Этапы врезки в дейстующие сети:

  1. Выбирают способ врезки. Монтаж выполняют под углом 45 или 90º, отвод можно направить вверх или в сторону.
  2. Выбирают материал труб с определенным диаметром.
  3. Если работы будут осуществляться без отключения воды, то применяют седельный хомут.
  4. Готовят инструменты: лопату, перфоратор, фрезу, болгарку, наждак, коронку.
  5. Выполняют земляные работы. Копают котлован, чтобы добраться до магистрального водопровода.

Все действия с трубами, находящимися под давлением, требуют соблюдения техники безопасности и проведения данных этапов работ.

Определение участка врезки

Перед началом выполнения работ надо определить необходимость врезки и место прокладки системы. Магистральная труба должна идти по прямой линии. При расчете глубины прохождения водопровода надо учитывать уровень промерзания труб в данном регионе. В средней полосе этот показатель составляет 1,2-1,5 м. Также следует знать, какие еще коммуникации имеются на территории, чтобы не повредить их.

Выполнение отвода от магистрали

Эти работы выполняют при помощи врезки в трубу под давлением. Производится сверление отверстия перфоратором. В конце работы внешнюю линию укладывают в траншею и посредством муфты соединяют с вентилем.

При отводке от магистрали водопроводной линии начало нового трубопровода должно находиться на вентиле хомута, а его конец — на приборе учета расхода воды. Счетчик должен быть расположен между отсекающими вентилями.

Если ввод в трубопровод требует прохождения отвода через стену, то при работе надо предусмотреть зазор 0,2 м. После окончания работ этот зазор надо уплотнить водостойким сальником, который покрывают сверху цементом.

Регулировка и испытания системы

Так как проходила врезка под давлением напора воды, после проведения работ нужно проверить правильность стыковки всех элементов системы. Для этого подают воду под давлением в новую линию. Через кран на другом конце трубопровода удаляют воздух, образовавшийся в системе. Если все соединения герметичные и прочные, то траншею закапывают.

Разрешающие документы

Прежде чем начать работу, надо получить разрешение на врезку. Если выполнение врезки проходит без санкций соответствующих инстанций, это грозит штрафом. Чтобы выполнить ввод в магистральный водопровод, надо получить разрешение. Нужны ТУ, план территории, где будут проходить работы, информация о месте подсоединения отвода, диаметре магистрального трубопровода.

Сначала надо обратиться в Центральный Водоканал. Потом заказать проектировщикам выполнение проектно-сметных работ. С этими бумагами надо пойти в СЭС, чтобы оформить проект. Потом пишут заявление, чтобы выдали разрешение на врезку в магистральную систему.

Осуществлять работу должны профессионалы. Бывают случаи, когда врезка запрещена. Это случается, если подсоединились к линии без установки счетчика, у отводной ветки диаметр больше, чем у магистральной, или отсутствует подключение к централизованной канализации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *