Электроскоп. Проводники и непроводники электричества
1. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
2. Если тела наэлектризованы, то они притягиваются друг к другу или взаимно отталкиваются.
• Прибор , при помощи которого выясняют,
наэлектризовано ли тело основано на
взаимодействии заряженных тел,
называется электроскопом.
• Электроскоп (от греческих слов электрон
и скепео – наблюдать, обнаруживать)
3. Существуют две близкие разновидности приборов для обнаружения электрических зарядов: электроскоп или электрометр.
Электроскоп состоит из
металлического стержня,
пропущенного через
диэлектрическую пробку,
и подвешенных к нему
двух лепестков
из металлической фольги.
При прикосновении
к стержню заряженным
телом листочки
оказываются одноименно
заряженными
и отклоняются друг от
друга.
В электрометре к
металлическому стержню
подсоединена
металлическая стрелка,
которая может свободно
вращаться. При
прикосновении к стержню
заряженным телом
стрелка получает заряд
такого же знака и пытается
оттолкнуться от
одноименно заряженного
стержня, указывая на
измерительной шкале
величину заряда.
4. Кто изобрел электроскоп?
Как известно, самая первая приемлемая
конструкция электроскопа была предложена
Г.В.Рихманом, который измерял электрический
заряд по отклонению от заряженной стойки
льняной нити.
К нижнему концу шеста прикрепляли железную
линейку, к верхней части которой приклеивали
шелковую нить. При приближении грозы
металлический шест и линейка с нитью
заряжались, и нить, отталкиваясь от нее,
отклонялась на некоторый угол. При близкой и
сильной грозе из линейки извлекали искры.
5.
В 1781 году Вольта усовершенствовал
электроскоп , заменив бузиновые шарики
двумя лёгкими сухими соломинками,
которые подвешивались к нижнему концу
металлического стержня. При соединении
прибора с наэлектризованным телом
соломинки отталкивались, и можно было
судить, заряжено тело или нет. Этот
электрометр был достаточно
чувствительным прибором.
6.
АЛЕССАНДРО ВОЛЬТА
(18 ноября 1745-5 марта 1827)
Известный итальянский физик, чьим именем названа
единица электрического напряжения .
7.
Вещество
Проводники
электричества
Металлы
почва
Растворы солей и кислот
Тело человека
Непроводники
Электричества
или диэлектрики
Фарфор, Эбонит
Стекло ,Резина
Шелк, капрон
Пластмассы
Керосин, воздух (газы)
8.
Проводники – тела и вещества, в которых
заряженные частицы могут
передвигаться, перенося заряд в другую
часть тела или к другим телам.
Диэлектрики – вещества, в которых
заряженные частицы не являются
свободными.
Изоляторы – тела, изготовленные из
диэлектриков.
9.
В проводниках некоторые электроны
слабо связаны с ядром атома и могут
перемещаться от атома к атому. Такие
электроны называются свободными.
Именно они обеспечивают перенос
заряда (проводимость).
В диэлектриках практически нет
свободных электронов, некому
переносить заряд, следовательно,
практически нет проводимости.
Как называется прибор для обнаружения электризации тел? (попрошу чёткий,внятный ответ )
Электроскоп – прибор для обнаружения наэлектризованных тел. Принцип его действия основан на отталкивании одноименно заряженных тел.
Остальные ответы
Явление притяжения натертым телом других тел было обнаружено в Древней Греции. Еще тогда люди увидели, что кусочек янтаря, потертый о шерсть … Во всех явлениях электризации тел в замкнутой системе суммарный электрический заряд сохраняется.
planeta.edu.tomsk.ru
а) Как можно наэлектризовать тело? б) Оба ли тела электризуются при соприкосновении? в) Как обнаружить электризацию тела? 2 Наблюдение электризации при соприкосновении двух разнородных тел (резины и движущегося воздуха)
rrc.dgu.ru
Для обнаружения наэлектризованных тел служат специальные приборы – электроскопы. … Так что же такое электризация? Вспомним про явление гравитации. Оно состоит в том, что все тела в мире притягиваются друг к другу.
eduhmao.ru
Электризация тел. Эти явления были обнаружены еще в глубокой древности. Древнегреческие ученые заметили, что янтарь (окаменевшая смола хвойных … Этот прибор называется электроскопом (от греч. слов электрон и скопео – наблюдать, обнаруживать) .
CoolReferat.com
благополучия, удачи, успехову
Электроскоп. Ты подносишь к шару заряжённый предмет, заряд бежит к » лепесткам» по металлическому стержню. Лепестки заряженны зарядом одного знака и они отталкиваются друг от друга.
Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики
Мы переходим к изучению следующего раздела физики, который посвящён электрическим явлениям. Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, что подразумевают под способностью тел к электрическому взаимодействию и какие два рода электрических зарядов существуют в природе. Узнаете, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела и может ли электрический заряд перемещаться внутри тела или от одного тела к другому. А также познакомитесь с устройством и принципом действия прибора, с помощью которого можно узнать, наэлектризовано тело или нет.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ
Конспект урока «Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и диэлектрики»
Об особых явлениях природы, называемых электрическими, люди знают уже несколько тысяч лет. Однако объяснить большинство из них оказалось совсем не просто. Только к середине XIX в. появилась теория, которая смогла не только объяснить, но и предсказать множество новых явлений и фактов.
Сегодня трудно и даже невозможно представить нашу жизнь без электричества. Мы почти автоматически нажимаем кнопки выключателей и включаем самые разнообразные приборы и технические устройства, делающие нашу жизнь комфортной. Электролампы освещают наши квартиры и улицы. Компьютеры, радиоприёмники, телевизоры, проводной и мобильный телефоны — все эти устройства используют электричество.
Но с электричеством связана не только работа современных приборов и технических устройств. Оно играет гораздо более важную роль. Электрические силы взаимодействия атомов и молекул ответственны за обмен веществ в человеческом организме. Так что же представляют собой электрические явления?
Рассмотрим сначала наиболее простые из них. Для этого проделаем такой опыт. Возьмём стеклянную палочку и потрём её шёлк.
Поднесём палочку к кусочкам бумаги — палочка приобрела свойство притягивать к себе лёгкие бумажки.
А если мы поднесём эту палочку к тонкой струйке воды, то заметим, как последняя начинает искривляться.
Способностью притягивать к себе лёгкие тела обладает не только потёртая о шёлк стеклянная палочка, но и многие другие вещества. Например, ещё в Древней Греции учёные проводили подобные опыты, натирая шерстью кусочки янтаря. Именно благодаря слову «янтарь» (а по-гречески «янтарь» — это электрон) и образовались слова «электричество», «электрический» и т. д.
Тела, которые в результате трения приобретают свойство притягивать к себе другие тела, называются наэлектризованными или заряженными. В этом случае говорят, что телам сообщён электрический заряд.
В XVIII в. были установлены два важных свойства электризации:
1) при трении электризуются, или приобретают электрический заряд, оба тела (янтарь и ткань, стеклянная палочка и бумага). Но само трение малосущественно, оно лишь увеличивает площадь соприкосновения тел.
Сказанное мы можем проверить на опыте. Потрём друг о друга чистые и сухие кусок резинового шланга и стеклянную палочку.
Оба тела после этого притягивают к себе лёгкую гильзу. Значит, электрические заряды при трении появились у обоих тел.
2) появляющиеся на телах заряды принципиально отличаются друг от друга. Они разноимённые.
Докажем это на опыте. Из металлической фольги сделаем лёгкий небольшой шарик и подвесим его на шёлковой нити. Теперь дотронемся стеклянной палочкой, потёртой о бумагу, до этого шарика. Шарик оттолкнётся от палочки, отклонится на некоторый угол и останется в этом положении. То же самое произойдёт, если повторить опыт, но вместо стеклянной взять эбонИтовую или пластмассовую палочку, потереть её шерстью или кусочком меха и дотронуться до другого такого же шарика.
Если поднести теперь друг к другу эти наэлектризованные шарики, то они сразу же притянутся.
Попробуйте предсказать, изменится ли характер взаимодействия наэлектризованных шариков, если их зарядить одной и той же палочкой (всё равно какой).
Правы будут те, кто предположил, что они оттолкнутся друг от друга.
Таким образом, наэлектризованные или заряженные тела взаимодействуют между собой. Причём характер их взаимодействия может быть разным: они либо притягиваются, либо отталкиваются друг от друга, взаимодействуя при этом сильнее или слабее.
Причина разного характера взаимодействия наэлектризованных тел заключается в том, что в природе существуют два рода электрических зарядов, имеющих противоположные знаки: положительный (+) и отрицательный (−).
Все наэлектризованные тела обладают определённым положительным или отрицательным зарядом. И значение заряда может быть разным. Значит, электрический заряд — это физическая величина, которая может иметь положительное или отрицательное значение.
Приписывание заряду положительного и отрицательного значения условно. Просто договорились считать, что заряд, приобретённый стеклянной палочкой, потёртой о бумагу (или шёлк), — положительным, а заряд, полученный на эбонитовой палочке (или янтаре), потёртой о мех, — отрицательным.
На явлении отталкивания заряженных тел основан принцип действия простейшего прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело. Этот прибор называют электроскопом. Он состоит из металлического стержня, к концу которого прикреплены две тонкие бумажные полоски. Стержень с бумажными листочками вставляется в металлическую оправу, застеклённую с обеих сторон. Чтобы стержень не касался оправы, его пропускают через пластмассовую пробку.
Если заряженным телом или палочкой дотронуться до стержня электроскопа, то бумажные листочки оттолкнутся друг от друга. При этом чем более наэлектризовано тело, тем на больший угол они разойдутся. Значит, по изменению угла, на который расходятся листочки электроскопа, можно судить о степени наэлектризованности тела.
Более совершенным прибором является электрометр.
Сообщённый шарику, а через него стержню и стрелке заряд (любого знака) вызывает отталкивание стрелки от заряженного стержня. Нижний конец стрелки перемещается при этом по шкале. А металлический корпус позволяет использовать прибор и для более сложных измерений.
А теперь зададимся вопросом: можно ли полученный на наэлектризованном теле заряд передать другому телу? Перейдёт ли, например, заряд от заряженного электроскопа к другому незаряженному электроскопу, если их соединить перемычкой?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведём серию опытов, используя для соединения заряженного и незаряженного электроскопов перемычки из различных веществ.
Опыт показывает, что через перемычку из таких веществ, как стекло, резина, различные пластмассы, заряд с одного электроскопа на другой не переходит. Такие вещества являются диэлектриками (в быту их часто называют изоляторами).
Именно из таких веществ изготовлены оболочки проводов, штепсельные вилки, ручки отвёрток и так далее. Диэлектриком является и воздух.
Если же соединить электроскопы перемычкой из любого металла, часть электрического заряда переходит ко второму прибору.
Металлы (и в твёрдом, и в жидком состоянии) — типичные представители проводников. К проводникам также относятся большинство жидкостей: растворы кислот, солей, включая обычную питьевую воду. Проводником является и тело человека, состоящее более чем на две трети из жидкости.
Очень важно понять, что идеальных диэлектриков в природе нет. У любого диэлектрика можно обнаружить хотя бы малую проводимость.
Так, если оставить на несколько часов заряженный электроскоп, то его заряд со временем уменьшится. Это говорит о наличии некоторой проводимости у воздуха.
Все вы неоднократно наблюдали молнию и электрическую дугу при сварке металлов. Эти явления свидетельствуют о том, что воздух при определённых условиях становится очень хорошим проводником.
Даже такие отличные диэлектрики, как фарфор и стекло, могут превратиться в проводники. Именно поэтому в линиях электропередач применяются не одиночные, а целые гирлянды изоляторов.
В XX в. была открыта третья группа веществ — полупроводники. У этих веществ (например, германия или кремния) способность проводить заряд (то есть проводимость) во много раз хуже, чем у проводников. Но очень важно, что у полупроводников проводимость можно значительно увеличить различными воздействиями, например, нагреванием, освещением или радиационным облучением. Это связано с особенностью строения веществ этой группы.
Именно полупроводники позволили создать сложнейшие устройства: компьютер, солнечные батареи для спутников, калькулятор, мобильный телефон и многое другое.
8 класс Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
8 класс Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.
1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?
Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано Эбонитовая палочка – «-» заряд.
Стеклянная палочка – «+» зяряд.
2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?
Что телу сообщён электрический заряд.
3. Сколько тел может участвовать в электризации?
В электризации может участвовать только два тела.
4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?
Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.
5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?
Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.
6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?
Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.
7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?
Существует только два рода зарядов.
8. Назовите их. Положительный и отрицательный
Проверочная работа.
ФИ_________________________________
Вопрос 1. Сколько тел может участвовать в электризации? Ответ. ________________________
Рассмотри рисунок Вопрос 2.Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Ответ.__________________________
Вопрос 3. Какая пара шариков имеет одноименные заряды? Ответ: ____________________
Вопрос 4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды? Ответ:____________
Вопрос 5. Стекло при трении о шелк заряжается: Ответ: ________
«Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится модель электроскопа). Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы дома читали как переводится это слово , и с к о п е – наблюдать, обнаруживать.
Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь
Электроскоп – простейший прибор для обнаружения электрических зарядов.
У меня на столе стоит модель школьного электроскопа, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что
Электроскоп состоит из:
- пластмассовой пробки;
- металлической оправы;
- металлического стержня;
- двух листочков из тонкой бумаги;
- двух стёкл.
Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня. Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит он разрядился. Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой. Давайте убедимся в этом на опыте: ОПЫТ 1. Для выполнения следующего эксперимента предлагаю объединится по две группы. Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный. Какой вывод можем сделать? Вывод. Железный стержень проводит ток, значит он является проводником Проводник – это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного к незаряженному. ОПЫТ 2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной деревянной линейкой. . Обратите внимание на то, что опять заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный, но медленнее. Какой вывод можем сделать? Вывод. Полупроводник – это, тела через которые электрические заряды могут переходят от заряженного к незаряженному но частично. ОПЫТ 3. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной (пластмассовой линейкой) палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный. Какой вывод можем сделать? Вывод детей. Непроводник, так же их называют (диэлектрик) – это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного к незаряженному. Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять, непроводники. Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества. К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять. 5. Первичное закрепление знаний. 4.
Проводники | Полупроводники | Диэлектрики |
— тела, через которые эл. заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному | — тела, способность которых передавать эл. заряды зависит от различных условий (температуры, наличия примесей в веществе) | — тела, через которые эл. заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному |
металлы, растворы кислот, солей и щелочей, графит | кремний, германий, селен | эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмассы, шелк, капрон, воздух |
наилучшие проводники из металлов: серебро, медь, алюминий | используются для изготовления изоляторов: оболочки проводов, ручки отверток, электроинструмент |
- Этап обобщения и закрепления нового материала.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ? -Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.
-Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы..
-Наиболее известные электрические охотники — это скаты. Скат наплывает на жертву сверху и парализует ее серией электрических разрядов. О Самым сильным электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.
5. Закрепление знаний. Сборник задач Лукашик № 1178-1186 6.Рефлексия— на уроке я работал…— своей работой на уроке я… — урок для меня показался… — мое настроение… — материал урока мне был… 7.Итог урока. Выставление оценок Оценки за урок получили учащиеся, которые активно работали……… Сегодня на уроке мы с вами наблюдали явление электризации тел при трении, научились определять, заряжено ли тело, познакомились с новыми приборами — электроскопом и электрометром, проводниками и непроводниками электричества. Я думаю, что вы узнали много интересного, поэтому я даю вам задание почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей, в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции. Я благодарю вас за урок. До свидания!
Приложение
Фронтальный опрос:
- Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен электроскоп? Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.
- Назовите основные части электроскопа? Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.
- Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа? По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.
- На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток? Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.
- Как ещё назвать называют непроводники электричества? Диэлектрики.
- Приведите примеры диэлектриков. Розетки, вилки, изолента…
- Скажите, а как называют вещества, изготовленные из изоляторов? Вещества, изготовленные из изоляторов, называются диэлектриками.
- Назовите вещества, которые относятся к проводникам? Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.
- Приведите примеры проводников. Железо, сталь, солёная вода.
- Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, познакомились с понятием электрического поля, а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»
- §§26, 31
- Сделать электроскоп в домашних условиях.