Как поменять щетки в шуруповерте
Перейти к содержимому

Как поменять щетки в шуруповерте

  • автор:

Замена щеток на шуруповерте своими силами

Причиной того, что шуруповерт перестал работать, нередко бывает чрезмерный износ щеток его электродвигателя. Устранить такую неисправность несложно, но нужно минимальное знание двигателя постоянного тока. Начнем с определения, что такое щетки.

Щетки

Заменяем щётки

Щетки электродвигателя – это контакты, через которые ток подается в обмотки ротора. Так как ротор предназначен для вращения, ток в его обмотки невозможно подавать через стационарное проводное соединение. Для этого служит коллекторно-щеточный узел (КЩУ). Коллектор состоит из медных пластин, закрепленных на изолированном участке вала якоря. С ними соединяются выводы роторных обмоток. Щетки крепятся вплотную к коллектору. При вращении ротора они скользят по пластинам коллектора. Через эти скользящие контакты в якорных обмотках поочередно идет ток. Возникающее от этого переменное магнитное поле и является силой, вращающей ротор.

Зная, как работает узел, питающий обмотки якоря, несложно догадаться, что его детали должны изнашиваться. Ротор является сложным в производстве и дорогим узлом. Поэтому, чтобы защитить от износа его коллектор, материал для изготовления щеток намеренно выбирают менее стойкий к истиранию. Иначе пришлось бы заменить не щетки, а якорь. Еще одним необходимым свойством щеток должна быть хорошая электропроводность. Лучше других этим условиям соответствует смесь порошка меди с графитом. Электромоторы с меньшей мощностью или более высоким, чем у шуруповерта, рабочим напряжением могут комплектоваться щетками из графита. А двигателю шуруповерта с низким рабочим напряжением и большими токами графит не подходит по причине слишком большого для него электрического сопротивления.

Важно! Каждый обслуживаемый шуруповерт комплектуется запасными медно – графитовыми щетками. Если же вы не найдете их, когда они станут нужны, используйте любые подходящие по размеру, сделанные из того же материала. При невозможности точного подбора – возьмите комплект несколько большего размера и подгоните его напильником со средней насечкой. Обточить маленькие медно – графитовые брусочки не составит труда.

Диагностика

Не спешите разбирать шуруповерт, когда при нажатии на пусковую кнопку патрон не станет вращаться. Начните с простого – поменяйте аккумулятор заведомо исправным и полностью заряженным. Если изменений не произойдет, выньте аккумулятор, выверните из корпуса саморезы и разберите его. Мультиметром измерьте сопротивление между щетками. При износе не выше допустимого они будут иметь хороший контакт с коллектором, а прибор покажет сопротивление близкое к 0. Если показания больше похожи на разрыв цепи, чем на КЗ, постучите по держателям щеток ручкой отвертки и несколько раз проверните ротор двигателя рукой. Неизменность показаний тестера укажет на то, что контакт не восстановился, и инструмент требует ремонта. Сделать такую проверку проще, чем разобрать мотор, особенно не обслуживаемый. Нужно отметить, что симптомы обрыва обмоток якоря и износа щеток одинаковы. Но обрыв обмоток – событие крайне редкое, износ же встречается намного чаще.

Замена

Как заменить щётки на шуруповерте

На обслуживаемом двигателе все просто

  • Разберите корпус
  • Выньте изношенный комплект
  • Поставьте новый
  • Соберите корпус

Необслуживаемый моторчик отличается завальцовкой тыльных торцов держателей. Часто и крышка, на внутренней стороне которой они находятся, вставленная в корпус, крепится вальцеванием. Здесь процесс несколько сложнее.

  1. Пассатижами отогните развальцовку, удерживающую крышку
  2. На периметре крышки и корпуса наметьте по 3 равноудаленные друг от друга точки
  3. Выньте крышку
  4. Используя паяльный жир, припой и мощный паяльник облудите намеченные точки
  5. Перерезав многожильные проводки, замените изношенные щетки новыми
  6. Припаяйте к держателям проводки, идущие от них. После чего, чтобы не сломать медно – графитовые контакты при установке крышки, поочередно утопите их в держатели и закрепите каждый в этом положении ниткой, завязав ее бантиком
  7. Оставив концы ниток снаружи, установите крышку в корпус
  8. Восстановите контакт в КЩУ, развязав и вытянув нитки
  9. Припаяйте крышку к корпусу двигателя

О трудозатратах

Ремонт шуруповерта с обслуживаемым двигателем можно сделать относительно быстро. Чего не скажешь о восстановлении устройства, не подлежащего ремонту. Подумайте, может, за время, необходимое для ремонта, сможете заработать тем, что хорошо умеете делать, сумму, достаточную для покупки нового. Ведь не стоит учиться чему-то, чтобы сделать это всего 1 раз.

Ремонт шуруповерта. Замена щеток двигателя.

Рассказано как восстановить щеткодержатель, изготовить и заменить щетки двигателя аккумуляторного шуруповерта.

Шуруповерт перестал работать. При диагностике установлено – неисправен двигатель. Эта диагностика довольно простая. Достаточно прозвонить отключенные выводы двигателя омметром, или подать номинальное напряжение питания на него.

Возможны 4 варианта решения проблемы неисправного шуруповерта:

  1. Купить новый шуруповерт.
  2. Купить новый двигатель шуруповерта. При этом важно определить габариты двигателя, напряжение питания и количество зубьев шестерни.
  3. Купить щетки отдельно или вместе со щеткодержателем если он неисправен. Двигатель шуруповерта или запчасти к нему по хорошим ценам можно приобрести здесь.
  4. Отремонтировать щеткодержатель и самостоятельно изготовить щетки. Такой вариант приемлем если у вас ремонт шуруповертов не на потоке и в ящике не лежат заранее приобретенные запчасти. Самостоятельное изготовление займет до двух часов, а приобретение с пересылкой возможно затянется на месяц. Я не хочу сказать, что этот вариант самый лучший, но бывают разные ситуации и выбирать 1,2,3 или 4 вариант решать вам.

Далее подробнее о четвертом варианте.

На снятом двигателе нужно разогнуть загибы на корпусе по периметру со стороны выводов и снять крышку.

Затем снять щеткодержатель со щетками. У меня щетки изношены полностью и даже наконечники щеткодержателей стерлись об коллектор.

Очистив от припоя выводы контактов и отогнув загибы на контактах нужно снять оба щеткодержателя вместе с контактами.

Далее нужно взять две полоски из пружинистой бронзы, меди или латуни и изготовить из них стершиеся части щеткодержателей.

В наших пластинах сверлим отверстия напротив существующих на щеткодержателе такого же диаметра и на конце отверстия диаметром 3мм под щетку. Отверстия под щетку надфилем растачиваем под размер 3х4мм. Приклепываем пластины медной проволокой подходящего диаметра.

Из любой старой графитовой, лучше медно-графитовой большой щетки вырезаем кусочки 6х5х4мм. Это будут наши щетки. 6мм это их высота. С одного конца на высоту 2мм спиливаем до размера 3х4 под отверстие в щеткодержателе. Образовавшаяся ступенька не даст щетке провалиться. Вставляем щетки в щеткодержатель и далее в корпус.

При необходимости щеткодержатели можно подогнуть так, чтобы щетки в прижатом к коллектору положении были напротив друг друга. Проворачиваем рукой двигатель смотрим чтобы ничего не цепляло. Ставим крышку и снова проворачиваем. Прозваниваем выводы омметром. Должно показывать малое сопротивление обмоток. При проворачивании не должно быть обрывов. Проверяем сопротивление выводов на корпус. Замыканий не должно быть.

Посадив крышку на место на короткое время подключаем двигатель к аккумулятору или блоку питания нужного напряжения. Смотрим потребляемый на холостом ходу ток. Он не должен быть большим. Если все нормально работает загибаем края корпуса фиксируя крышку и ставим двигатель в шуруповерт.

Можно попутно прочистить и смазать редуктор. Проверяем шуруповерт в работе.

Теперь вы убедились, что в крайнем случае можно с помощью подручных средств за пару часов восстановить практически мертвый двигатель шуруповерта.

Материал статьи продублирован на видео:

Замена щёток в шуруповёрте Bosch

Всем привет! Работал, работал один шуруповёрт…и встал…вот просто взял и встал…и как всегда в самый неподходящий момент) Сразу подумал почему-то на щётки. Приехал домой, разобрал…да, ОНИ! Поехал в магаз, там предложили моторчик в сборе за 600р., но он немного отличался, и шестерёнка была другая…брать не стал, заехал в автомагазин и купил какие-то щётки от калины)
Вот и получилась самая непосредственная связь сообщества инструментов с автомобильным порталом)))
Ну и сам процесс:

Шурик работает…поскулил чуток, видно щётки притирались…сейчас всё нормуль…вот только насколько хватит? Ну посмотрим…
Заранее попрошу камнями не бросаться, потому как временная мера всё ж имеет место быть, не правда ли. а может и поработает ещё)

Ну и всем: мир-дружба-жвачка!

Как менять щетки в шуруповертах, перфораторах и болгарках

Как менять щетки в шуруповертах, перфораторах и болгарках

В арсенале домашнего мастера наверняка найдется один-другой щеточный электроинструмент. Дрели, шуруповерты, перфораторы, болгарки, шлифовальные машины, электролобзики, фрезеры… Весь этот разнообразный ассортимент объединяет одна общая деталь — щеточно-коллекторный узел. Сегодня поговорим о назначении, диагностике и процедуре ухода за этой частью электроинструмента.

Щеточный электроинструмент

Сердцем любого электрического инструмента является электродвигатель. Он обеспечивает работу механизмов и принимает на себя все рабочие нагрузки. Именно от характеристик двигателя во многом зависит надежность и долговечность инструмента.

Чаще всего в ручном электроинструменте используются коллекторные двигатели постоянного или переменного тока.

В аккумуляторных моделях применяются двигатели постоянного тока, в сетевых моделях — электромоторы переменного тока.

Причин тому несколько. Они объясняются преимуществами коллекторных моторов.

  • Высокая скорость вращения вала двигателя. Диапазон номинальной частоты вращения составляет порядка 10000-20000 об/мин.
  • Простая и относительно дешевая конструкция.
  • Высокий крутящий момент.
  • Простота регулировки скорости вращения вала двигателя.

Отличительной особенностью конструкции является наличие в ее составе коллектора. Это специальный узел, через контактные площадки которого напряжение поступает на обмотку ротора.

Питание на контактные пластины (ламели) коллектора подается посредством щеточного узла, состоящего из держателя и пары графитовых щеток.

Щетки электродвигателя выполняют важную функцию: с их помощью электрическая энергия подается на обмотку ротора.

Из-за использования в конструкции инструмента коллекторного двигателя, весь класс получил название щеточного электроинструмента.

Сейчас конструкция коллекторного двигателя считается устаревшей. Технологию активно вытесняет с рынка электроинструмент, в конструкции которого использованы бесщеточные моторы. О том, как они устроены, можно узнать из этого материала.

Тем не менее, щеточный инструмент не спешит сдавать позиции. Один из главных его козырей, который пока не удалось побить бесщеточным решениям — баланс цены и качества. Не очень дорогие щеточные модели часто имеют хорошие характеристики.

Единственное, что несколько портит картину — необходимость регулярного обслуживания щеточного узла. Об этом мы поговорим ниже.

Износ щеток: когда надо менять?

Щеточный узел — ахиллесова пята электродвигателя. Причина проста: ему приходится работать в довольно сложных условиях. Во-первых, щетки подвержены механическому истиранию о ламели коллектора. Во-вторых, контакт графитовой щетки и поверхности коллектора не очень плотный. В имеющемся зазоре возникает искрение, которое дополнительно нагревает пятно контакта.

Щетки подвержены интенсивному износу. Это расходный материал, за состоянием которого необходимо следить. И, конечно, деталь периодически придется заменять.

По своей сути, щетка электродвигателя — это небольшой графитовый брусок с закрепленным его «теле» проводником небольшой длины.

Графит — хороший проводник, но это очень мягкий материал, который хорошо истирается. В процессе работы электроинструмента длина щетки постоянно уменьшается. При длительной эксплуатации деталь может полностью истереться. Вот именно за этим нужно следить.

Ссуществуют модели щеток с «выстрелом». Внутрь такой щетки вмонтирован подпружиненный стержень из диэлектрического материала. Когда длина щетки уменьшается до минимума, стержень под действием сжатой пружины «выстреливает» из корпуса узла и разрывает цепь питания ротора (якоря).

Дальнейшее использование такого инструмента без замены щеток невозможно.

На щетке с «выстрелом», в ее торцевой части, имеется специальный маркер. Он указывает на то, что деталь оснащена дополнительной защитой.

В остальных случаях, понять, что щетки выработали свой ресурс, можно по следующим признакам:

  • электроинструмент не включается;
  • во время работы электродвигателя из коллекторного узла исходит посторонний шум;
  • двигатель не развивает былой мощности, включается нестабильно, работает рывками;
  • сквозь вентиляционные отверстия инструмента видно повышенное искрение в районе коллектора.

Появление любого из перечисленных симптомов, как правило, свидетельствует об износе щеток. Пренебрегать сигналами не стоит. Эксплуатация инструмента в таком виде, чревата большими проблемами. Вплоть до полной поломки. Щетки необходимо менять!

Замена щеток

Все без исключения производители предписывают производить замену щеток в условиях сервисного центра, о чем однозначно указывают в инструкциях по эксплуатации своих изделий.

Однако процедура замены несложная и вполне по силам начинающему мастеру.

Внимание! Есть риск поражения электрическим током!

Процедуру замены щеток следует производить на отключенном от электрической сети инструменте.

Первый вопрос, который возникает при замене щеток: где брать запасные части?

Хорошо, если производитель вложил в коробку дополнительный комплект щеток. Если нет, то их нужно будет приобрести дополнительно. Можно подобрать необходимую запасную часть на сайте производителя по номеру из каталога. Либо, что гораздо проще, демонтировать старые щетки и измерить их.

Стоит обратить внимание на конфигурацию и размер клеммы щетки. Это упростит подключение новой детали к электрической схеме.

Электроинструмент можно условно разделить на две большие категории. Первая имеет быстрый доступ к щеткам, вторая — нет. Во втором случае для замены потребуется частичная разборка корпуса.

Инструменты с быстрым доступом к щеточному узлу

Определить инструмент с быстрым доступом к щеткам очень просто. В зоне коллектора имеются специальные резьбовые заглушки, обеспечивающие быстрый доступ к узлу.

Выкручиваем заглушку для доступа к щетке.

Извлекаем заглушку. Под ней находится щетка, которую нужно достать из направляющих щеточного узла.

Устанавливаем новые детали и собираем инструмент в обратной последовательности.

Когда нужно разбирать корпус

Если отверстий для быстрого доступа к щеткам нет, придется разобрать корпус инструмента — частично или полностью. Cначала следует изучить корпус и найти крепежные винты. Их следует открутить.

Снимаем защитные кожухи. Доступ к щеточному механизму открыт.

Отводим в сторону лапку прижимной пружины, прижимающей щетку к поверхности коллектора.

Отключаем клемму щетки от электрической схемы инструмента.

Извлекаем старую щетку.

Устанавливаем новые щетки и собираем инструмент в обратном порядке.

После замены щеток инструмент нужно подключить к электрической сети (или установить аккумулятор). Важно удостовериться в его работоспособности. Только после этого можно делать вывод об успешной замене щеток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *