Настройка и ремонт реле давления насосной станции
Автоматизация работы насосной станции осуществляется посредством механического реле давления. Оно управляет включением и выключением насоса, благодаря чему поддерживается стабильный напор в водопроводе.
Автоматизация работы насосной станции осуществляется посредством механического реле давления. Оно управляет включением и выключением насоса, благодаря чему поддерживается стабильный напор в водопроводе.
Предыдущая запись
Следующая запись
Насосная станция в определенных ситуациях может давать нарушения и сбои в работе. В результате этого минимизируется напор воды или нарушается работа конструкции в указанном диапазоне необходимого давления. Причиной выхода прибора из строя обычно становится неисправное реле давления или неправильно выставленные настройки.
Диагностика неполадок реле
Процесс автоматизации станции происходит благодаря работе реле давления. Именно этот элемент осуществляет управление режимом включения и выключения электронасоса. С его помощью осуществляется стабильный уровень напора в водопроводных путях. На начальном этапе рекомендуется проверить показатели уровня давления, при которых происходит работа режимов станции. Все производители насосных станций придерживаются одинаковых стандартных установок:
- 1,5 – 1,8 атм. необходимо для включения электронасоса;
- 2,5 – 3 атм. обеспечивают режим отключения прибора.
Распространенное ошибочное действие – попытка регулирования сразу всех параметров давления. Специалисты настоятельно рекомендуют проверять показатели влияния сжатых воздушных масс в емкости гидроаккумулятора.
Перед началом работы необходимо обесточить насосную электростанцию, открыть крышку из пластика, расположенную на торцевой стороне бака. Рекомендуется замерить давление при помощи манометра на автомобильном насосе. При полученных показателях менее полутора атмосфер, нужно последующее повышение режима давления при помощи насоса для автомобиля. В дальнейшем проверку рекомендуется осуществлять регулярно.
Для полноценного процесса функционирования мембраны аккумулятора и длительного периода его эксплуатации необходимо соблюдение постоянного режима равномерного давления воздушных масс в баке.
После успешного поднятия показателей давления, станция начнет функционировать в обычном режиме. Если этого не произошло, рекомендуется начать подробную регуляцию настроек и режимов реле.
Крайний показатель порога выключения насосного аппарата не должен превышать уровня давления заданных параметров. Иначе это будет обеспечивать непрерывную работу электронасоса и невозможность создания нужного давления.
Установка и регуляция настроек реле
Процесс коррекции настроек универсален для всех моделей бытовых насосных электростанций.
Осуществление корректировки происходит в рабочем состоянии оборудования. В начале необходимо подключить систему к сети и ожидать поднятия уровня давления в трубопроводных путях. При последующем отключении электрического прибора рекомендуется выполнить ряд манипуляций:
- Открываем крышку реле и уменьшаем степень прижимания меньшей пружины путем ослабления гайки.
- Поворачивая гайку большей пружины, осуществляем процесс настройки показателей уровня нижнего давления. Это позволит впоследствии осуществить включение насоса.
- На следующем этапе специалисты рекомендуют открыть кран и слить жидкость. В процессе этого необходимо засечь показатель давления, при котором насос включился в работу. Если значение показателя оказалось неудовлетворительным, нужно повторить процедуру корректировки и настройки.
- Устанавливаем нужные показатели режима выключения электронасоса. Для осуществления этого действия нужно произвести запуск системы и дождаться момента срабатывания реле. При получении неудовлетворительных результатов, осуществляют настройку посредством поворачивания гайки малой пружины до получения желаемого результата.
Если все вышеописанные манипуляции не помогли наладить работу реле — оно вышло из строя. В этом случае необходим профессиональный ремонт или полная замена элемента.
Настройка реле давления и регулировка давления воздуха в гидроаккумуляторе.
Реле давления — элемент который управляет работой насосной станции (например AQUAJET или AQUAJET-INOX) и который делает возможной её работу в автоматическом режиме. Реле давления имеет несколько характеристик:
- Давления включения (Pвкл) — это то давление (бар), при котором происходит включение насосной станции путем замыкания контактов в реле давления. Иногда давление включения еще называют „нижним“ давлением.
- Давление выключения (Pвыкл) — это давление (бар), при котором происходит выключение насосной станции путем размыкания контактов в реле давления. Иногда давление выключения еще называют „верхним“ давлением.
- Перепад давления (ΔP) — абсолютная разница между давлением выключения и давлением включения (бар).
- Максимальное давление выключения — это то максимальное давление (бар), при котором возможно отключение насосной станции.
Любое реле давления имеет заводские установки и, как правило, они следующие:
Давление включения: 1,5-1,8 бар
Давление выключения: 2,5-3 бар
Максимальное давления выключения: 5 бар
Как все это работает:
Допустим, насосная станция подключена (об этом в статье «Подготовка насосной станции DAB к работе»), и вся система заполнена водой. После открытия любого крана (душ, мойка и т.п.) и начала водоразбора, давление в системе начнет плавно (благодаря мембранному гидробаку) падать, что легко отследить по манометру. Все это время вода поступает потребителю из гидробака. При достижении „нижнего“ давления включения (его можно также отследить по манометру в момент включения насоса) контакты внутри реле давления замкнутся и насос запустится. Все остальное время водоразбора насос продолжает работать, подавая воду напрямую потребителю. После завершения водоразбора (все краны закрыты), насос все еще продолжает работать, только теперь вода подается не потребителю, а закачивается в гидробак (т.к. больше ей некуда деться) и давление плавно возрастает. При достижении давления выключения (можно легко отследить по манометру в момент остановки насоса) контакты внутри реле давления размыкаются и насос останавливается. При следующем водоразборе цикл повторяется. Все довольно просто.
Но что делать если заводские установки реле давления не очень комфортны? Например: на верхних этажах давление падает очень заметно, или система очистки воды требует на входе не менее 2,5 бар, в то время как насос включается только при 1,5-1,8 бар.
Настроить реле давление можно и самостоятельно:
Записываем по манометру давление включения и выключения при работающем насосе. Отключаем питание от насоса и снимаем верхнюю крышку реле давления (как правило, отвернув один винт). Вы увидите два винта, один более большой, находится в верхней части реле, а второй, немного меньшего размера, находится под ним. Верхний винт отвечает за давление выключения и как правило рядом с ним находится буква «P» и стрелка со знаками «+» и «-». Затем вращаем винт в нужном направлении (если давление выключения необходимо поднять то вращаем по направлению знака «+», если опустить то в направлении знака «-»). Сколько вращать? Сделайте оборот (пол оборота, полтора — сколько хотите). После этого запускаем насос и смотрим, при каком давлении он выключится теперь. Запоминаем, выключаем питание насоса, и вращаем винт дальше, опять запускаем насос и записываем новое значение, таким образом приближаясь к нужному значению.
Нижний винт отвечает за разницу между давлением выключения и давлением включения. Как правило рядом написано «ΔP» и находится стрелка со знаками «+» и «-». Настройка разницы давлений аналогична настройке давления выключения. Остается только один вопрос, какой она должна быть? Разница между давлением включения и выключения обычно составляет 1,0-1,5 бар. Причем чем выше давление выключения, тем большей может быть эта разница. Например, при заводских установках Pвкл = 1,6 бар, Pвыкл = 2,6 бар разница составляет 1 бар, это как раз стандартное значение. Если мы хотим изменить заводские установки и поднять Рвыкл до 4 бар, то разницу можно сделать в 1,5 бар, т.е. Pвкл нужно установить на уровне 2,5 бар. Надо понимать, что чем больше эта разница, тем выше перепад давления в системе, что не всегда комфортно. Но в то же время, реже будет включаться насос, и больше воды поступит из гидробака до момента включения насоса.
Это справедливо только в том случае, когда насос может обеспечить требуемое давление (смотрите характеристику насоса). Т.е. если насос может выдать по паспорту только 3,5 бар (с учетом всех видов потерь), то настройка реле давления на выключение 4 бар ничего не даст. Насос просто не сможет обеспечить требуемое давление и в данном случае будет работать не останавливаясь. И если нужно все-таки именно 4 бар, то придется менять насос на более мощный.
Каким же все-таки должно быть давление воздуха в воздушной полости гидробака?
Очень многие не задумываются, или же просто не знают, что нужно следить еще и за этим. К сожалению да, нужно, от этого напрямую зависит срок службы мембраны гидробака, а в конечном счете, и насоса.
Замеряем давление воздуха в воздушной полости гидробака. Делаем это только на отключенном от системы гидробаке — отключаем питание насоса, открываем любой кран за насосом и ждем пока вода выйдет из гидробака. Либо замеряем на установке еще не подключенной к системе водоснабжения. Для этого снимаем декоративный колпачок с воздушного ниппеля гидробака и подсоединяем к нему обычный автомобильный манометр (для проверки давления в шинах автомобиля). Запоминаем это давление. (Как правило на небольших гидробаках, емкостью до 50 литров, это давление будет равно 1,5 бар). Теперь самое главное правило: давление воздуха в гидробаке должно быть меньше, чем давление включения насоса примерно на 10%. Т.е. если давление включения насоса составляет 1,6 бар, то давление воздуха должно составлять 1,4-1,5 бар. В большинстве случаев, это и есть те заводские установки о которых говорилось выше. Т.е. покупая готовую насосную станцию, вы уже имеете полностью настроенную систему. Но как только вы внесли изменения в заводские установки реле давления, необходимо всегда изменять и давление воздуха в гидробаке. Например, если вы установили Pвкл = 2,5 бар, Pвыкл = 3,5 бар, то необходимо и давление воздуха поднять до значения в 2,2-2,3 бар.
Кстати, даже если вы ничего не меняли в заводских настройках, за давлением воздуха необходимо регулярно следить, или, хотя бы, контролировать его раз в год в начале дачного сезона. Важно чтобы это давление было постоянным, если же оно немного снизилось за зиму, его всегда можно поднять обычным автомобильным насосом до требуемого уровня.
Все эти несложные операции не займут много времени, достаточно уделить им внимание один раз в год, тем более, что все окупится долгой и бесперебойной работой всей системы водоснабжения в целом.
© 2007 DAB-SHOP.RU Настройка реле давления и регулировка давления воздуха в гидроаккумуляторе.
Гидроаккумулятор и реле давления. Настраиваем правильно
При сборке насосной станции важнейшим вопросом является настройка реле давления и гидроаккумулятора (Рис.1). От правильно выставленных пределов зависит не только удобство пользования системой водоснабжения, но и продолжительность эксплуатации некоторых элементов насосной станции.
Часто возникает впечатление, что все те советы, которые можно найти в сети Интернет по настройке давлений, не просто далеки от реальности, но и вредны, так как не соответствуют действительности. Вот и приходится каждому разбираться в принципах работы и настройке самостоятельно. В данной статье приводится порядок действий по настройке давлений, следуя которым удалось отрегулировать работу насосной станции, активно эксплуатируемой уже пятый год.
Гидроаккумулятор – не только вода. Немного теории
Внутри металлического бака гидроаккумулятора (ГА) находится резиновая емкость (груша). Насос нагнетает воду именно в грушу. В пространство между стенками бака и емкостью через золотник закачивается воздух. Чем больше воды в груше, тем сильнее сжат воздух и тем выше его давление, стремящееся вытолкнуть воду обратно. Также существуют мембранные модели ГА, в которых металлический бак разделен пополам мембраной, с одной стороны которой находится воздух, а с другой вода.
Практика. Воздух
Итак, вот он – купленный гидроаккумулятор. Прежде всего, необходимо определить давление воздуха в нем. Несмотря на то, что производитель, обычно, накачивает 1,5 Атмосферы, бывают случаи, когда из-за утечки к моменту продажи это значение намного ниже. Обыкновенный автомобильный золотник закрыт декоративным колпачком (Рис.2). Откручиваем его и проверяем давление в баке (Рис.3). Чем проверять? Так как погрешность даже в 0,5 атм. существенно влияет на работу всей системы, то чем выше точность используемого для проверки манометра, тем лучше. На рынке представлены три вида таких манометров: электронные, механические автомобильные (корпус металлический) и пластиковые, идущие в комплекте с некоторыми насосами. Последние дают огромную погрешность, поэтому для ГА их лучше не использовать. Обычно они китайского происхождения, в непрочном пластиковом корпусе. На показания электронных влияют температура и заряд батареи, к тому же их стоимость довольно высока. Поэтому используем обычный автомобильный манометр, желательно прошедший поверку. Чем на меньшее значение градуирована шкала, тем лучше. Например, если шкала рассчитана на 20 атм., а измерить нужно всего 1-2, то высокой точности измерения ждать не стоит.
Меньшее количество воздуха в баке означает больший запас воды, но разброс давления при закачанном и почти опустошенном баке будет довольно велик. Тут все зависит от предпочтений. Если необходимо, чтобы давление воды в водопроводе постоянно было высоким (городским), то воздуха в баке должно быть не менее 1,5 атм. Соответственно, кто-то может решить, что напор даже в одну атмосферу для бытовых нужд вполне достаточен. В первом случае ГА запасает меньше воды, что означает частое включение подкачивающего насоса и потенциальные проблемы при отсутствии электричества, так как нет запаса воды. А во втором жертвовать приходится давлением: при заполненном баке можно принять душ с массажем, а по мере уменьшения воды удобна будет только ванна.
Определившись с желаемым режимом работы, следует либо стравить лишний воздух, либо подкачать. Не рекомендуется уменьшать давление ниже 1 атм., а также слишком перекачивать. Недостаточное количество воздуха означает, что наполненная водой груша может локально тереться о стенки бака, постепенно повреждаясь. В то же время, избыток воздуха не позволит закачать много воды, так как существенная часть объема ГА будет занята им.
Реле давления
Открываем крышку реле давления (Рис.4). Здесь доступна настройка верхнего и нижнего пределов срабатывания, то есть, значений давления, при которых насос будет отключаться и включаться. Две гайки и две пружины: большая (P) и малая (дельта P). Большая пружина отвечает за нижний предел или за давление включения насоса, что одно и то же. Из конструкции видно, что ее действие словно помогает воде замкнуть контакты.
Малая позволяет выставить разницу давлений. Кстати, это говорится во всех инструкциях, однако не указывается, что является точкой отсчета. Так вот, основным является нижний предел, то есть гайка пружины «P». Пружина разницы давлений, конструктивно, сопротивляется давлению воды: она отталкивает подвижную пластину вниз, от контактов.
Практика. Вода
После выставления нужного значения давления воздуха, подключаем ГА к системе и включаем в работу, внимательно следя за водяным манометром. На каждом ГА указаны значения рабочего и предельного давлений – их превышения недопустимо. Также в техническом паспорте к насосу указывается его напор (в метрах): 10 м соответствует 1 атмосфере. Насос должен быть вручную отключен от сети при:
- достижении рабочего давления ГА;
- достижении предельного значения напора насоса. Это просто определить – рост давления прекращается.
Обычно, мощности насосов не позволяют накачать бак до предела, да и необходимости в этом нет, так как снижается ресурс, как насоса, так и груши. В большинстве случае значение давления отключения выбирается на 1-2 атм. выше, чем включения.
Например, манометр показывает 3 атм., что, по мнению владельца насосной станции, достаточно для его нужд. Отключаем насос и медленно вращаем гайку «дельта P» на уменьшение, пока механизм не сработает.
Открываем кран и сливаем воду из системы. При этом наблюдаем за манометром и значением, при котором реле включится – это давление включения насоса (нижний предел). Оно должно быть немного больше (на 0,1-0,3 атм.) давления воздуха в пустом ГА. Благодаря этому груша прослужит дольше. Вращая «P», выставляем нижний предел, снова включаем насос в сеть и ждем, пока не будет достигнуто нужное давление. Подстраиваем гайку «дельта P». Гидроаккумулятор настроен.
Раз в 1 — 3 месяца необходимо в обязательном порядке проверять давление воздуха. Вода из бака при этом должна быть слита (отключаем насос от сети и открываем краны).
Как правильно подключить реле давления к насосу
Реле давления подключается к водозаборной насосной станции на базе поверхностного или погружного насоса, которые работают с чистой водой без твердых включений.
«Схема подключения реле давления к глубинному насосу»
Устройство автоматики работает совместно с гидроаккумулятором и погружным насосом, отличается простейшим механизмом настройки. Аппарат предназначен для включения или отключения насоса.
- Включает погружной насос, когда в скважине падает давление, кран открывается.
- Выключает насос, когда в системе пропадает расход воды, кран закрывается. Защищает насос от «сухого хода».
Применяется в подпиточных насосах для подключения в замкнутых системах отопления, котельных и для теплоснабжения в системах кондиционирования и вентиляции воздуха в помещении.
В качестве обязательного автоматического устройства — применяется в поливочных установках и системах пожаротушения.
«Реле давления для систем водоснабжения, тип: PM5G, 1-5 бар, 1/4»,
с накидной гайкой, с упаковкой, на которой обозначены характеристики»
Устройство
Реле — это двухконтактное коммутационное устройство автоматики для защиты и управления насосом. Включает и отключает электропитание. Подключается к электросети.
Принцип действия конструкции основан на использовании мембранного привода, который срабатывает при повышении или понижении давления воды.
- Давление воды изначально меньше заданного значения, контакты — замыкаются, насос включается.
- Давление достигает заданного предела — контакты размыкаются, насос — выключается.
Защищает насосную установку от работы в «сухую», отключая в отсутствие воды в водозаборе.
В интернет-магазине компании STOUT представлены несколько разновидностей реле давления:
- Модель PM5G регулирует давление в пределах 1 – 5 бар.
- Модель PM12G — от 3 до 12 бар. 3. Реле давления PM5-3W — 1-5 бар со встроенным манометром, градуированным до 6 бар.
- Реле давления PM5-3W — 1-5 бар со встроенным манометром, градуированным до 6 бар.
«Конструкция и узлы реле давления»
Реле работает за счет срабатывания контактов при уменьшении или увеличении давления воды ниже или выше определенного значения.
Схемы подключения
Устройство автоматики входит в группу безопасности гидроаккумулятора. Применяется в замкнутом контуре системы отопления частного дома, коттеджа — для горячего и холодного водоснабжения.
- Мощность котла — до 50 кВт.
- Объем расширительного бака — до 24 литров.
«Схема установки реле на трубопроводе системы водоснабжения»
Правила размещения устройства безопасной эксплуатации, согласно инструкции:
- Реле устанавливают рядом с котлом.
- Размещают выше уровня котла.
- Монтируют в вертикальном положении.
- Между устройствами безопасности котла и трубами системы отопления запрещено устанавливать запорную арматуру. Подобное действие может привести к сужению подводки.
- Предохранительный клапан оборудуют шлангом сброса — его диаметр должен соответствовать диаметру выходного патрубка на клапане.
- Длина шланга должна превышать 2 метра.
- Не должно быть более двух изгибов на шланге. Если соблюдение этих условий невозможно, разрешается применить шланг на калибр больше.
- Для предупреждения поломок и несрабатывания реле, предохранительный клапан на корпусе реле регулярно очищают от грязи — не реже чем раз в шесть месяцев.
«Схема размещения в системе отопления группы безопасности насоса, укомплектованной реле давления»
Правила и характеристики реле STOUT подробно описаны в инструкции, размещенной на сайте.
Подключение к электричеству
Подключение к электросети выполняются при снятой крышке трехжильным кабелем сечением 1,5 мм2 согласно схеме.
«Схема присоединения реле к питающей сети и контактам насоса»
«Схема подводки питающих и отходящих кабелей от контактов реле и основные узлы регулировки»
Перед запуском насоса откройте водоразборную задвижку (кран) в системе водоснабжения. После этого насос включите в работу. Подготовка к работе насоса подразумевает полный сброс воздуха, чтобы уровень давления дорос до заводской настройки. После удаления воздуха — закройте кран. Насос работает, пока отметка давления не дойдет до максимального значения. Только после этого насосом будет управлять реле давления, реагируя на показания датчика в скважине.
Для изменения заводских настроек — пошаговая инструкция:
- Открутите регулировочный винт №1.
- Уберите крышку с корпуса реле.
- Заверните полностью гайку дифференциала на малой пружине, стараясь не задеть контакты реле.
- Выставите значение давления гайкой №2 большой пружины.
- Контролируйте давление по манометру.
- Значение давления увеличивается вращением гайки по часовой стрелке, уменьшается — вращением против часовой стрелки.
- Наденьте крышку, зафиксируйте винтом.
На трубопроводе установлен дополнительный манометр, с его помощью контролируют давление в трубопроводе.
Запрещается работа реле без крышки и заземления. Корпус проверяется раз в год на целостность, герметичность и отсутствие коррозии. Периодически надо следить за срабатыванием контактов, смотреть, чтобы не было залипания и окисления контактных групп, чтобы контакты и металлические пластины были чистыми и без нагара.
Допускать замерзание воды в корпусе — запрещено.
Подключение к трубопроводу
«Таблица с указанием максимальных расстояний между верхним водоразборным краном и защитной автоматикой»
«Схема водозаборной установки системы водоснабжения с подключенной группой безопасности, включающей реле, обратный клапан, манометр для контроля»
Выходной штуцер релейной автоматики соединяют с трубопроводом гибким соединением с помощью резинового шланга.
Если уровень потребляемой воды находится ниже уровня установки насосного оборудования, рекомендуется задействовать в схеме обратный клапан, который монтируют на всасывающей трубе.
Если насосная автоматика устанавливается не на насос, то запрещена установка первой точки водоразбора между насосом и реле.
После монтажа важно произвести контроль соединений, проконтролировать герметичность. Если в системе водоснабжения задействован насос с максимальным давлением более 10 бар — на входе насосной автоматики требуется установка редуктора давления.
При монтаже насосной автоматики запрещается использовать любые клеящие вещества и другие посторонние предметы. Подобные вещи могут привести к поломке насосной автоматики.
Группа безопасности насосного оборудования для водоснабжения и систем отопления
Реле давления — это устройство автоматики, которое входит в группу безопасности, защищающей закрытую систему отопления и водоснабжения от избыточного давления. Устройства автоматики STOUT, задействованные в группе, адаптированы к российским условиям и отвечают нормативам Российских стандартов.
Группа безопасности включает:
Реле давления, установленное для регулирования и коммутации работы насоса, который подает воду для систем водоснабжения и отопления частного дома.
В комбинацию оборудования для безопасной работы входит предохранительный клапан, защищающий от избыточного давления. В группу включен воздушный клапан, предупреждающий завоздушивание, манометр для видимого контроля.
Важное значение в системе безопасности и бесперебойного водоснабжения играют мембранные расширительные баки и гидроаккумуляторы — накопители воды.
Синие гидроаккумуляторы задействованы для холодного водоснабжения и обеспечивают запас воды в период нерабочего состояния насоса и отсутствия электропитания.
Полезные рекомендации
Регулярное техническое обслуживание и контроль давления в гидроаккумуляторе стабилизируют работу оборудования насосной установки. Своевременно проведенное ТО выявляет возможные сбои в работе, предупреждает неисправности.
Важно правильно установить насосную автоматику. Реле монтируют перпендикулярно земле и вертикально.
Соединения проводов проверяются на наличие защиты от воды. Попадание на контакты воды приводит к короткому замыканию.
Система после остановки насоса находится под давлением, поэтому монтажные работы производятся без воды — ее надо слить.
Насосная установка работает правильно, реле давления настроено без ошибок, значит, насос работает постоянно, на выходе наблюдается регулярное поступление воды.
В процессе эксплуатации насоса случаются перегрузки двигателя по мощности, то есть значение мощности внезапно становится выше значения активного тока. Подобный случай возможен из-за тяжелых условий эксплуатации насоса, частых перезапусков, нарушения или снижения сопротивления изоляции обмоток электродвигателя или проблем системы электропитания или водоснабжения. Также насос может не справиться с подачей жидкости из-за вредных примесей.
В этом и других случаях предупредить поломки поможет своевременное проведение технического обслуживания.