Технические этапы перемотки электрических двигателей
Многие аппараты включают в свой состав электродвигатели. Как и любое другое устройство, он может ломаться, выходит из строя. Поломанная деталь не всегда сразу отправляется на помойку, во многих случаях ее достаточно просто починить. При необходимости перемотки электрического двигателя, можно обратиться в ремонтную службу или провести ремонт самостоятельно. Перемотка устройства самостоятельно проводиться в несколько этапов.
- Для начала электродвигатель необходимо разобрать,
- снять крышку вентилятора,
- затем сам вентилятор и
- ротор.
- При необходимости снимают намоточные детали,
- удаляется обмотка,
- пазы очищаются от изоляции,
- ротор продувается.
- вырубают лобовую часть обмотки,
- изоляцию размещают в пазы,
- проводят замеры длины статора и ширину пазовых изоляций.
- Снимают шаблон, вырезают нужные детали для катушек.
- Для намоток катушек используют специальный ручной намоточный станок. Катушки наматывают с нужным количеством витков, при этом равномерно распределяют по всей ширине шаблона. Необходимо избегать наматывания витков друг от друга. Катушки рекомендуется укладывать в пазы статора. При укладке обычно используют трамбовку.
- После этого изоляцию вкладывают между фазными катушками.
- Рекомендуется отделять катушки от разных фаз, проводить обвязку лобовой части. Также нужно собрать схему соединения разных катушек.
- Проводим соединения выводов в звезду, далее, втягиваем паяные соединения в трубки диаметра побольше и проводим укладку схемы.
- Сварка (пайка) схемы. Процесс происходит путем понижения трансформатора с угольной насадкой. Также их можно просто сварить с помощью паяльника.
- Далее — трамбовка пазов. Так как пазовая изоляция, «стрелки», выпирает из пазов, и ротор попросту сдерёт их.
- После полностью собираем устройство.
- Когда все готово, еще раз «прозваниваем» обмотки статора, так как во время сушки могла произойди деформации лобовых частей.
- После чего мотор подключается к сети и производится измерение потребляемого им тока.
Процесс перемотки электродвигателей
Ремонт перемотки электродвигателя — это ремонт детали, в процесс которого входит обмотка статора из круглого провода (его еще называют всыпной обмоткой с уровнем напряжения до 660 вольт).
Рассмотрим детально, какие именно технологические этапы входят в этот процесс:
- Прием неисправной детали и определение места поломки и ее причины;
- Подготовка устройства к укладке;
- Изготовление обмотки статора или ротора и непосредственно перемотка;
- Испытание статора или ротора, пропитка и сушка обмоток;
- Ремонт неисправных деталей;
- Сборка и окончательное испытание агрегата.
При ремонте не важно, делаете вы это сами или пользуетесь услугами ремонтной мастерской, главное — использовать самое лучшее оборудование.
Итак, оборудование для перемотки электродвигателей:
- Станок для намотки катушек. Применяют разнообразные типы намоточных станков. Они могут быть как ручной намотки, так и механической. Станок дает возможность производить различные виды катушек обмоток низковольтных электродвигателей.
- Инструмент обмотчика. В состав этого инструмента входят такие элементы: фибровый язык, обратный клин, выколотка, фибровая пластинка, угловой нож, специгла для бандажировки обмоток, топорик, шаблонный инструмент для правки лобовых частей, ключи для гибки роторных стержней.
- Сварочный трансформатор для сушки агрегата. Этот инструмент позволяет устранить увлажнения изоляции. Очень важно, что сварочный трансформатор позволяет сушить деталь, не разбирая её, что очень удобно как дома, так и в мастерской.
- Электродвигатель
Перемотка электродвигателей постоянного тока выполняется в несколько этапов:
- Осмотр, работники выявляют дефекты;
- Замена использованной обмотки на новую;
- Непосредственно перемотка;
- Тест работы устройства после ремонта;
- Покраска (по желанию).
Перемотка электродвигателя постоянного тока занимает много времени, но при использовании высококлассного оборудования, можно все сделать гораздо быстрее, а самое главное — качественней.
Перемотка двигателей (электродвигателей)
После продолжительной эксплуатации электродвигателя нарушение изоляции обмотки может потребовать ее замены. Кроме того, перемотка двигателя — это способ изменить скорость вращения или напряжение. В первом случае перемотку производят тем же типом провода, во втором — тип провода подбирают в зависимости от того, какие рабочие характеристики двигателя необходимо получить.
Во время работы электродвигатель постоянно подвергается действию различных вредных факторов. Он нагревается, вибрирует, покрывается пылью, может подвергаться воздействию высокой влажности. Перепады температуры нарушают эластичность изоляции. Токопроводящая угольная пыль может привести к пробою на корпус и замыканию между витками обмоток.
На каждом двигателе должен быть заводской щиток, на котором указаны тип двигателя, напряжение питания, скорость вращения и его мощность. Перемотка якоря и статора электродвигателя технологически отличаются мало. Существенно одно — после ремонта якоря (ротора) потребуется его балансировка для избежания вибрации и биений.
Ремонт начинается с разборки электродвигателя, после чего на токарном станке срезается лобовая часть обмоток. В условиях кустарного производства обмотки вырубаются зубилом. Затем двигатель помещают в тупиковую печь, где нагревают до 250–300 градусов 30–40 минут для размягчения изоляции. С остывшего до 80 градусов якоря или статора удаляют оставшуюся часть обмоток. Скребками снимаются остатки изоляции, после чего двигатель продувается.
Если технические характеристики двигателя остаются прежними, перед удалением обмоток полезно разобраться и сохранить следующую информацию: сечение провода, число витков в одном пазу, число пазов между одной обмоткой и между разными обмотками.
Далее выбираем провод необходимого сечения. Концы провода освобождаются от изоляции и залуживаются. С помощью станка наматываются катушки обмоток и перевязываются в двух местах кусками провода. В пазы якоря или статора укладывают коробочки из изолирующего материала — в них и будет закладываться провод. Заполненные пазы закрывают пазовыми крышками, при необходимости трамбуют гладилкой и фиксируют обмотку клиньями. Далее формуют лобные части и вставляют межфазную изоляцию. Затем ротор или статор окунают в лак (например, МЛ-92), дают возможность стечь излишкам и отправляют на сушку в печь. Лак МЛ-92 сохнет 7 часов при температуре около 140 градусов.
Высохший двигатель собирают, мегомметром проверяют сопротивление между обмотками и корпусом. Оно должно быть не менее 1 мегаома. Подключают электродвигатель к сети и испытывают его.
Перемотка электродвигателя. Что важно знать о восстановлении асинхронного электродвигателя.
Даже качественный электродвигатель спустя некоторое время активной эксплуатации требует замены изоляции обмотки. Перемотка трехфазного электродвигателя – это метод восстановления характеристики – частоты вращения либо напряжения.
Привод механизмов подвергает электродвигатель перегреву, вибрациям, воздействию повышенной влажности, пыли и так далее. Кроме того, термические перепады нарушают эластичность изоляции. Токопроводящая угольная пыль может привести к пробою на корпус и замыканию между витками обмоток.
Что подразумевает перемотка трехфазного асинхронного электродвигателя:
o удаление старой обмотки;
o диагностика изоляции;
o подбор обмоточных материалов
o укладка новых катушек;
o соединение электроцепи;
o защита обмотки;
Пользователям двигателей и руководству предприятий рано или поздно нужно решить, отправлять мотор на перемотку либо купить новый. На первый взгляд, кажется, что ремонт дешевле покупки, особенно если прежнее оборудование служило долго верой и правдой.
Тем не менее, не все так просто с точки зрения экономики. Стоимость перемотки составляет 40-60% от цены нового электродвигателя. Учтите, что перемотанный двигатель имеет сокращенный срок службы. Едкие химикаты, используемые при ремонте, нарушают изоляционный слой листов статора мотора, снижают КПД и приводят к потере стали.
Также следует учесть, что новая обмотка значительно уступает заводской по эксплуатационным характеристикам, что обязательно ухудшит производительность всего двигателя. Перемотка снижает коэффициент полезного действия электродвигателя на 1%, энергоэффективность на 7%.
Что важно знать о восстановлении асинхронного электродвигателя?
1. Очень важно выбрать проверенное место для перемотки или ремонта двигателя. Особенно это касается моторов взрывозащищенного и кранового типа, где нужен опыт и внимание к деталям
2. Точечное обслуживание не принесет ожидаемой эффективности ремонта. Перемотка статора или ротора должна сопровождаться заменой подшипников, проверки посадочных мест и т.д. Иначе одно слабое место повлечет за собой сбой всей системы.
3. В настоящее время большинство электродвигателей работают с Преобразователями частоты и Устройствами плавного пуска, в связи с этим из практики моторы после восстановления/перемотки не могут быть адаптированы и корректно работать с ПЧ и УПП (были примеры, когда из-за некачественного восстановления электродвигателей, они не работали с ПЧ и УПП и поэтому пришлось перематывать электродвигатель еще раз).
4. Отправка оборудования на ремонт и обратно – дорогостоящее удовольствие. Что служит еще одним доводом в пользу покупки нового двигателя.
Гораздо эффективнее и выгоднее купить новый электродвигатель, чем пытаться восстановить старый. Наша компания занимается поставкой широкой линейки брендов электродвигателей: ABB, Siemens, Русэлпром, Элсиб и др., причем совершенно различных исполнений от взрывозащищенных до специальных исполнений.
Наши сотрудники всегда готовы предложить Вам профессиональную консультацию и оказать поддержку в выборе подходящего Вам оборудования!
Контактная информация:
ЗАО «Энергопро»
Республика Беларусь
220114, г. Минск, пр. Независимости, 169-407Ю
тел.: +375 17 218-11-77; +375 17 218-12-76
Факс: +375 17 218-13-72
Перемотка электродвигателя или покупка нового: что выбрать?
В ходе интенсивной эксплуатации электродвигатель подвергается значительным вибрационным нагрузкам и существенному давлению центробежных сил, возникающих при вращении. Не исключен его контакт с агрессивными средами, одной из которых может быть даже обыкновенная влага. Рано или поздно все это приводит к деструкции изоляции и обмоток с последующим выходом мотора из строя и остановкой всего механизма. В таком случае перед собственником неисправного устройства стоит простой выбор: либо осуществить ремонт электродвигателя, либо приобрести новый.
Чтобы принять верное решение, стоит рассчитать время и стоимость ремонта. Особенно это важно, если речь идет о производственном механизме, невозможность эксплуатации которого грозит предприятию убытками.
Ремонт электродвигателя
Иногда он довольно прост: проверить надежность контактов или прогреть обмотку статора электролампой (если мотор остановился в результате короткого замыкания его обмотки на корпус). Но если при замыкании произошел пробой изоляции обмотки, то потребуется более серьезный ремонт, а именно – перемотка электродвигателя. И этот способ имеет ряд очевидных преимуществ перед покупкой нового оборудования:
- В любом случае ремонт с перемоткой обойдется значительно дешевле.
- Времени на работу уйдет гораздо меньше того, что будет затрачено на покупку и доставку нового агрегата, а значит, уменьшится и время простоя механизма.
- Длительность эксплуатации двигателя после перемотки соотносима со сроком службы нового.
- Наличие гарантии мастерской, производящей ремонт. Хотя заводской гарантийный срок и выше, чем тот, что дает мастерская, обратиться в нее гораздо проще, чем к производителю.
Конечно, эффективность работы любого механизма после ремонта может несколько снизиться. Но после перемотки электродвигателя каких-либо заметных изменений в его функционировании не наблюдается. На общей работе устройства использование отремонтированного таким способом двигателя никак не отражается.