Способы соединения электрических проводов
В наших домах важную роль играет электропроводка. Именно от нее зависит правильная и бесперебойная работа техники. Большинство проблем с электропроводкой возникает из-за разрывов. Поэтому важно знать основные способы соединения проводов. От этого зависит надежность работы проводки и ваша безопасность. При должных навыках вы можете соединить электрические кабели самостоятельно. После изучения техники безопасности и инструкций этот процесс не покажется вам сложным.
Как соединить провода
Существуют различные способы правильного подсоединения проводов. Следует помнить, что не каждый метод позволит вам соединить между собой медные и алюминиевые провода – для этого стоит использовать клеммы.
Другие исполнители на Юду
Рейтинг: 4,9
Чтобы соединить провода и кабели, нужно выбрать один из существующих способов:
- соединение скруткой;
- метод спайки или сварки;
- соединение с помощью клеммных колодок;
- присоединение опрессовкой;
- способ бандажирования.
Все эти варианты имеют свои достоинства и недостатки — они будут указаны ниже. Вам же остается только выбрать тот метод, который больше всего подходит под вашу ситуацию.
Как соединить кабели и провода скруткой
Скрутка является традиционным и проверенным способом. Для соединения нужно выполнить следующие действия:
- взять два провода и снять штатную изоляцию в размере пяти сантиметров;
- плотно скрутить их;
- провести изоляцию скрутки с помощью изоленты, термоусадочной трубки или специальных изоляционных клемм.
Если вы соединяете провода в распределительной коробке, можно собрать в одну скрутку до шести проводов. Следовательно, вы берете столько проводов, сколько нужно в вашей ситуации. Подобный метод соединения не подойдет, если вам надо соединить медный провод с алюминиевым. В таких случаях нужно применять другие способы присоединения проводов.
Этот метод соединения электрических проводов является самым простым, но не самым надежным — механическая скрутка может быть ослаблена под воздействием разнообразных факторов.
Как соединить провода пайкой и сваркой
Более безопасной технологией подсоединения проводов считаются пайка и/или сварка. Такой метод отличается особой надежностью. Но для проведения работ по пайке проводов нужно иметь ряд навыков и материалов:
- знание основ электромонтажа;
- канифоль;
- оловянно-свинцовый припой;
- паяльник.
Когда вы изучили вопрос и запаслись всем необходимым, можно приступать к пайке:
- возьмите два провода и оголите их для скрутки;
- покройте электрические провода не очень толстым слоем припоя;
- скрутите провода;
- проведите спайку при помощи паяльника;
- дайте проводам остыть.
Такой способ является гарантом надежности и долговечности. Он обеспечит надежный контакт проводов — они прослужат вам многие годы без перебоев.
Чтобы провести сварку кабелей или электрических проводов, необходимы силовой трансформатор мощностью 400-600 Вт и углеродные электроды. Сам процесс соединения проводов схож с техникой пайки. Когда вы их соединили, нужно обеспечить изоляцию любым удобным способом. При проведении пайки и сварки сначала следует оголить место соединения проводов и плотно скрутить их.
Главными недостатками таких методов подсоединения являются сложность монтажного процесса и высокая вероятность порчи проводов. Поэтому внимательно изучите технику безопасности при пайке и сварке электрических проводов.
Способы соединения проводов при помощи клеммных колодок
Клеммы являются современным вариантом соединения кабелей и проводов. Эти специальные коробки и пластины продаются в готовом виде и имеют изолированные отсеки для соединения. Такой способ очень прост и надежен. Для соединения вы можете выбрать следующие варианты:
- клеммные колодки. Они выпускаются в виде пластин с определенным количеством отверстий. С помощью прочного зажима электрические провода соединяются в ячейках колодки;
- пружинные клеммы. При присоединении проводов нужно провести зачистку и установку в специальные ячейки. Провода фиксируются особой пружиной внутри устройства;
- ответвительные клеммы. Их используют для ответвления проводов. Такие клеммы представляют собой прибор с двумя пластинами с канавками для проводов. Зажимать провода нужно четырьмя винтами.
Это основные виды клемм для соединения проводов. На современном рынке их множество — вы можете легко выбрать подходящий вариант. Главным достоинством клемм является то, что провода не нужно изолировать — вы можете спокойно соединять медные кабели с алюминиевыми.
Соединение проводов методом опрессовки
Опрессовка заключается в сжатии и деформации специальной гильзы и находящегося в ней провода. Существуют два типа опрессовки:
- сплошное обжатие;
- местное вдавливание.
Проходит опрессовка по следующему алгоритму:
- провода из алюминия зачищают и обрабатывают смазкой. Лучше взять кварце-вазелиновую пасту. Медные провода достаточно смазать вазелином;
- возьмите специальную гильзу;
- вставьте в нее провода таким образом, чтобы стык был посередине;
- обожмите гильзу с двух сторон.
Если вам надо соединить провода из меди и алюминия, используйте медно-алюминиевую гильзу.
Метод бандажирования
Такой способ соединения можно использовать как в совокупности с другими методами, так и отдельно. Технология подключения очень простая:
- с проводов снимают слой штатной изоляции;
- провода плотно прижимают друг к другу;
- соединение нужно тщательно обмотать проволокой. Если вы соединяете медные провода, нужно использовать медную проволоку. Для алюминиевых электрических проводов необходима проволока из алюминия.
По надежности метод бандажирования можно сравнить с методом скрутки. Но он достаточно быстрый и эффективный.
Перед началом работы
Здесь перечислены основные способы соединения проводов своими руками. Вы можете выбрать любой из них. Главное, нужно четко следовать инструкциям и советам специалистов при соединении электрических проводов. Только ответственность и добросовестность при работе обеспечат надежность проводки и вашу безопасность.
Перед началом работы с электрическими проводами и кабелями убедитесь, что они отключены. Также заранее следует запастись всеми необходимыми материалами и инструментами. Следует помнить, что почти каждый способ требует тщательной изоляции стыков проводов после завершения соединения.
Процесс соединения проводов и кабелей является ключевым при подключении электропроводки. Правильное соединение дает гарантию безопасности использования электричества, поэтому к процедуре нужно подходить предельно ответственно.
Если у вас есть сомнения перед началом работы с проводкой, лучше обратиться к специалисту. Но подробные инструкции помогут вам детально разобраться в способах соединения проводки.
Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.
Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон
Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много «неправильных» скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем «веник» подключаемого провода в начало «веника» основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.
Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Как видим — скорее всего только давление, без нагрева и посторонних агентов типа припоя.
Похоже, что тут я немного ошибся — судя по комментарию Shenderko , данное соединение правильнее называть сваркой. Здесь же его взвешенная точка зрения на «противоборство» пайки и обжима:
«По поводу вставленного видео вы не правы, в нем показана не обжимка проводов, а их сваривание колебаниями высокой частоты. Сжатие проводов там только для хорошего контакта жил между собой, во время последующего кратковременного разогрева. Знаю, потому что работаю на производстве проводки для BMW f45 и у нас такой метод широко используют.
По поводу пайки — тоже применяем, но по большей части в силовых цепях.
Лучше обжимка или пайка, спорить не стану, я например, в своей машине стараюсь грамотно пропаивать те же клеммы и провода. Но вот то, что обжимка намного быстрее, технологичнее и менее вредна для персонала, в условиях массового производства — факт. Чего тут больше — выгоды производителя или реальной долговечности и надежности, вопрос открытый.«
Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 мм²
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 мм²
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 мм ²
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм²
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм²
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм²
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм²
Дополнение 1.1:
И вот статье уж стукнуло 7 лет, а народная тропа к ней не зарастает:)
Любезный коллега по драйву Ogi13 поделился кодами муфт от Wurth:
05 555 100 — 0,2-0,5 мм²
05 555 101 — 0,5-1,5 мм²
05 555 102 — 1,5-2,5 мм²
05 555 104 — 4-6 мм²
Вот ссылка на комментарий: тынцъ (там же сравнение с бошем и демонстрация результата).
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:
Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:
Самая стрёмная и жестокая часть:
Не забываем надеть на провод термоусадку перед соединением.
У губок кримпера с одной стороны паз более овальный, с другой — менее. Более овальный паз должен зажимать изолятор муфты с изоляцией провода, менее овальная сторона должна через изоляцию прессовать саму металлическую муфту.
Описанный вариант не подразумевает герметизацию соединения (использованы «обычные» муфты), однако при использовании муфт DuraSeal или китайских аналогов герметизация будет обеспечена. Выглядеть это будет примерно так:
Как и в предыдущем примере, зачищаем, вставляем, обжимаем.
Далее усаживаем изоляцию так же, от центра к краям.
Пожалуй, это самый простой и надежный способ соединения проводов.
3M Scotchlock и аналоги
Некоторое время назад эти соединители были описаны в этой статье с примерами, однако считаю целесообразным это описание убрать, ибо не все так хорошо, как кажется.
Речь вот о таких соединителях:
Многие автоэлектрики их обожают, а более опытные коллеги потом выкорчевывают.
Давайте разберемся почему.
Сама идея таких соединителей весьма хороша. Использование тоже предельно простое.
Существующий провод заводится в соединитель сбоку, рядом вставляется подключаемый провод. После этого вся конструкция зажимается. Ножевой контакт с прорезью врезается в изоляцию и зажимает жилы.
Заявлено, что могут использоваться и с многожильным проводом, и с моножильным. Есть 3 типоразмера:
красные — для сечений 0,5 кв.мм … 1,5 кв. мм;
синие — для сечений 1,5 кв.мм … 2,5 кв. мм;
желтые — для сечений 3 кв.мм … 4 кв. мм.
На форуме mastercity человек делал нагрузочное тестирование — пускал через китайские желтые ток 40А — выдержали без проблем, пока их не начали шевелить.
А теперь бочка дёгтя. Я не ошибся — не ложка, а именно бочка)))
Во-первых, есть ограничение на использование с многожильным проводом, о котором мало кто знает. Например, красные нельзя применять на многожильном проводе сечением 1,5кв.мм, максимум 1,0. Это указано на упаковке, но кто ее видел? Продают-то поштучно! А еще на упаковке указано, что поштучно продавать только с приложением инструкции. На это все продаватели положили, конечно. Результат несоблюдения этого требования банален:
.
Нижнее фото, кстати — это работа красного ответвителя на проводе 1,0мм.
Во-вторых, соединение получается надежным только при условии соблюдения неподвижности проводников. Если имеет место взаимное движение, контакт ослабнет, переходное сопротивление возрастет. А это нагрев. То есть получается, что вполне можно соединиться в распаечной коробке и забыть об этом. Однако в условиях эксплуатации соединения в автомобиле такого способа лучше избегать. Я допускаю, что можно их применять для сигнальных проводников, где нет силовой нагрузки (я даже ДХО подключил с применением такого соединителя). Но это стоит делать только для себя, когда в случае нарушения контакта сам быстро разберешься, в чем дело.
В-третьих, вы в курсе, что применяя такие соединители, мы все делаем на свой страх и риск? Понятно, что у нас в стране по сути все так делается, но я о гарантиях производителя, которых нет! Вы спросите, как же так? Это же 3М, Германия, крупнейший концерн, делающий очень много крутых вещей для корпоративного сектора! А вот так. Я сам не поверил бы, если бы не увидел своими глазами «важное замечание»:
Для тех, у кого плохо с английским, надпись гласит (примерно):
Важное замечание: перед использованием этого продукта вы должны изучить его и определить, возможно ли его применение в каждом конкретном случае. Вы принимаете на себя всю ответственность и риски, связанные с его использованием.
Этим все сказано. Вот вам удобная штука, но если че мы предупреждали.
Вывод по скотчлоку: категорически не рекомендую использовать его в автомобиле, в крайнем случае — для сигнальных линий, и быть готовым переделать если что.
Переходники и «удлиннители»
Заголовок несколько странный, но суть такова, что для подключения к проводу мы делаем мини-переходник, то есть вынимаем из стандартной колодки пин, в него вставляем «удлиннитель», т.е. короткий проводочек, с отдной стороны которого обжат такой же пин, а с другой — ответная часть. Подробное описание тут: www.drive2.ru/b/3186150/.
Не думаю, что я изобрел этот велосипед, но статей или отчетов аналогичных я не видел. А это чертовски удобно, и в любой момент легко вернуть все назад.
Для реализации метода нам понадобится хороший инструмент для обжима автоклемм, пины и провода. Причем с последними двумя пунктами может очень помочь авито и иже с ними — именно там я нашел объявление о дербане проводки гольфа, что позволило запастись дорогостоящими пинами по весьма разумной цене.
Более подробно, думаю, описывать смысла нет. Если будут вопросы — вэлкам в каменты.
Вместо заключения:
Помните, что лучшее соединение — это то, которого нет. В том смысле, что когда есть возможность избежать соединений, этим определенно стоит пользоваться. Я говорю в первую очередь о дооснащении, потому что ремонт как правило не предполагает наличие доступа к проводнику по всей его длине. А вот когда мы сами делаем новый жгут — тут, что называется, сам Бог велел сделать его красиво, как с завода. Да еще и сэкономить при этом на ремонтных проводах.
Дело в том, что ВАГ, да и другие производители поставляют не только ремонтные провода, но и пины, то есть сами наконечники этих проводов. Они как правило значительно дешевле готовых ремонтных проводков.
Минус в том, что для того, чтобы их качественно обжать, нужен качественный инструмент, коего у нас в продаже просто нет. Поэтому по наводке уважаемого 46otdmil были заказаны из японии клещи HOZAN P-706. Подробный обзор инструмента тут. Результат обжима хоть и не заводской, но очень качественный (не смотрите на завернутые жилы — не было подходящего провода, пришлось сечение «удвоить»):
На этом тему соединения проводов в авто для себя считаю раскрытой, но всегда открыт для новых идей и мнений. Пишите в комментах свои замечания, предложения и отзывы.
P.S.: Данная статья — это, по сути, переиздание моей статьи из форума, измененное и дополненное.
Як правильно та безпечно з’єднати кілька проводів
Всі ми прагнемо, щоб наш будинок був комфортним і безпечним. Не останню роль у цьому грає електропостачання. Важко уявити сучасний будинок без побутової техніки, клімат контролю, опалення та охорона, і всюди потрібна електроенергія.
Для того, щоб вся ця техніка запрацювала, потрібно скласти грамотний проект і підвести до кожного споживача електрику або підключити до мережі, для цього знадобляться дроти.
У будь-якому випадку необхідно з’єднати провід із механізмом розетки, вимикача або автомата. Місце з’єднання – контакт має бути безпечним та надійним. Будь-які маніпуляції з проводом, кабелем, та й будь-яким обладнанням не терпить безтурботності та недбалого відношення. Навіть маленька помилка чи дефект може у майбутньому перерости у величезну проблему.
На перший погляд це просте завдання для кожного. З’єднати провід, здавалося б, що може бути простіше, скрутити два шматки, зверху для безпеки обкрутити ізоляційною стрічкою і все. Але професійні електрики знають, що це не так.
У точці де з’єднуються дроти утворюється опір, і як наслідок там виникає більш висока температура. Тому дуже важливо не допустити, щоб у місці з’єднання проводу та технологічного обладнання був неякісний контакт. Він може розігрітися до температури, коли не витримає ізоляція та почне плавитися.
Будь-який ізоляційний шар служить захистом від короткого замикання, якщо він порушений, то можливість короткого замикання зросте в рази. Дуже часто такі ситуації призводять до пожежі.
Завдяки технологічному розвитку сьогодні існують варіанти безпечного з’єднання проводів.
Як безпечно з’єднати дріт
На самому початку зупинимося на вимогах до електричного контакту.
- При механічному впливі будь-якого роду, контакт повинен мати запас міцності.
- Технічні характеристики дроту та контакту повинні збігатися – це дозволить не допустити додаткового опору.
Скрутка дротів
Найпростіший і найвідоміший спосіб — скрутка. Цей спосіб добре відомий спосіб кожному поціновувачу та професіоналу. Попередньо треба зняти ізоляцію, очистивши жилу від ізоляційного матеріалу приблизно на 5 см. Далі вже голі жили щільно з’єднати між собою та скрутити. Відремонтований новий контакт із голими жилами краще покрити ізолентою. Але багато професіоналів воліють зверху накрутити спеціальний пластиковий ковпачок. Він одночасно ізолює, підтискає контакт, і захищає.
При необхідності ковпачок можна скрутити перевірити, що відбувається з контактом і накрутити, але новому. Необхідно стежити, щоб гола жила не виходила за межі ковпачка.
Важливо!
- Скручуванням не можна з’єднувати між собою алюміній та мідь;
- Затискач повинен підходити за розміром, його підбирають за діаметром дроту або кабелю.
- При накручуванні захисного ковпачка застосовується помірна сила;
- Інтернет кабель, кручена пара — для цього виду проводів подібний спосіб не використовується;
Паяння та зварювання мідних проводів
Існує ще один спосіб з’єднання дроту та кабелю, але практикують його набагато рідше. Пайка – це метод вимагатиме набагато більше часу, додаткового обладнання та навичок. Але цей спосіб більш міцний і надійніший за скрутку.
Справа в тому, що як би ви не з’єднували два шматки дроту скруткою, в місці з’єднання все одно з’являється опір, а при подальшій експлуатації там провід нагрівається, і які будуть наслідки ніхто не знає.
Для того щоб виконати паяння проводів потрібно традиційний паяльник і розхідники у вигляді каніфолі та олов’яно-свинцевий припій. Метод хороший усім, крім того, що якщо треба роз’єднати дроти з якоїсь причини, то доведеться лише розрізати у двох місцях – до та після паяння.
Більш надійний та міцний спосіб – це зварювання. Але знадобиться більш складна і дорога техніка. Потрібно роздобути зварювальний апарат, електроди, будівельний фен, засоби індивідуального захисту для зварювальника.
Місце, де немає ізоляції, покривають шаром ізоляційної стрічки або термоусадковою трубкою підходящою по діаметру, попередньо одягнувши її на один з кінців дроту, а після з’єднання проводів термоусадку необхідно прогріти будівельним феном, щоб вона щільно прилягала до кабелю.
Важливо!
- З’єднувати зварюванням можна лише однакові метали;
Клеми для з’єднання проводів
Клемна колодка – це проста конструкція, що складається з ізолюючої пластини та контактів. Два шматки дроту поміщаються в клемну колодку з різних боків і фіксуються ґвинтом. Можливий варіант іншої конструкції клемної колодки, коли оголена жила притискається пластиною.
Каркас, який виготовлений з ізолюючого матеріалу має кілька осередків, усередині кожної знаходиться латунна гільза, всередині якої відбувається з’єднання різних проводів. Конструкція дозволяє розділити велику колодку, відрізавши від неї ножем потрібну кількість осередків. Можна одночасно з’єднувати кілька пар. Клемна колодка зручна та безпечна для з’єднання проводів у розподільних коробках. Вас ніколи не вдарить струмом, якщо Ви візьметеся руками за клемну колодку, тому що вона ще й ізолює голі жили.
Важливо!
- За допомогою клемної колодки можна з’єднувати дроти, у яких жила виготовлена з різних металів. За допомогою клемної колодки вийде безпечне та надійне з’єднання алюмінію та міді.
- Допускається з’єднання як м’яких проводів, так і жорстких з моно жиловою.
Мабуть, найшвидший спосіб – це пружинні клеми. Після того, як зняли ізоляцію з жили, достатньо помістити кінець оголеного дроту в клему і зафіксувати. Цей спосіб зручний при роботі з м’якими мідними проводами, типу ПВ-3. Так само даний спосіб підходить і для моножили, дроти типу ПВ-1. Метод підходить для дротів різних перерізів.
Німецькі клемники які випускаються під брендом Wago у своїй конструкції мають спеціальні контакти, виготовлені з біметалу, та покриті спеціальною пастою, яка не допускає окислення контакту. З’єднання проводів за допомогою клемників Ваго не вимагатиме робити скруток, затягувати гвинти, не потрібна і додаткова ізоляція, все відбувається швидко та технологічно.
З’єднання дроту за допомогою затискача-відповідача
Одноразові сполучні муфти, із вузьким спектром застосування – скотч-лок. Застосовується лише для слаботочних дротів, широко застосовується для прокладання телефонних ліній, комп’ютерних. Може застосовуватись для слаботочних проводів.
Провід в ізоляції стискається спеціальним інструментом безпосередньо в скотч-лоці, його конструкція передбачає спеціальну пластину з ріжучими краями. Вони частково розрізають ізоляцію та замикають ланцюг.
Затискач відгалужувач ЗПО простий і зручний у використанні, має доступну ціну, має водонепроникність завдяки тому, що є гідрофобний гель всередині. За потреби його можна легко замінити.
Офіційна назва даного способу — відгалужний стиск, але в народі він отримав свою унікальну назву — горішок. Цей спосіб з’єднання проводів зручний для приєднання до вже існуючої магістральної лінії електропередач без розриву основної магістралі.
Пристрій у вигляді невеликої та ізольованої коробочки, всередині якої передбачені три металеві пластини та гвинти.
Важливо!
- Відгалужуючий стиск допускає з’єднання алюмінію та міді, що зручно і важливо при підключенні вже працюючої ПЛ.
З’єднання алюмінієвих та мідних проводів за допомогою гільзи
Гільза – може використовуватись для підключення кабелю та дроту різного діаметру. Є лудженою трубкою, може мати плоский наконечник для більш надійного і зручного кріплення.
Провід або кабель зачищають на довжину гільзи, оголену жилу поміщають усередину, і спеціальними кліщами у двох трьох місцях стискають. Бажано підібрати гільзу за перетином кабелю або дроту.
Для більшої надійності зверху можна використовувати термоусадку. Гільзи можуть бути мідними, алюмінієвими та мідно-алюмінієвими, лудженими.
Де у повсякденному житті ми можемо зіткнутися із необхідністю провести з’єднання дротів
Ми розповіли про найпопулярніші та найпростіші способи з’єднання проводів, кожен з них не вимагатиме спеціальних знань та навичок, його зможе повторити кожен електрик-аматор.
Основні принципи з’єднання проводів можуть успішно застосовуватися при підключенні і розведення будь-якого електрощитового обладнання.
Інженери багатьох компаній постійно працюють над зручністю та надійністю своєї продукції. У тому числі вони приділяють багато часу щоб підключення їх обладнання було простим і зрозумілим, і одночасно надійним, щоб крім викрутки та пасатижів монтажнику нічого не знадобилося.
Багато зусиль витрачається на те, щоб максимально убезпечити людину, яка з якоїсь причини полізла до дротів. Для цього обладнання розміщують у спеціальних щитах, де вся проводка знаходиться усередині цього щита. Для того щоб побачити, як там все влаштовано треба зняти спеціальну пластикову стінку. І навіть після цього людина буде у відносній безпеці. Всі контакти заховані та ізольовані.
Не важливо, що ми робимо, підключаємо розетку, світлодіодний світильник, прожектор або датчик руху. Головне скрізь дотримуватись основних правил і тоді будинок буде безперебійно забезпечений електроенергією.
Поганий контакт може вивести з ладу або тимчасово зіпсувати дороге обладнання та побутову побутову техніку.
Как соединить провода без пайки: лучшие способы и их особенности + монтажные рекомендации
Домашняя электросеть представляет собой сложную систему электроустановочных изделий и приборов, связанных проводниками электрического тока. В электрощитах, распределительных коробках и корпусах устройств производится соединение проводов.
Рассмотрим, как соединить провода без пайки с помощью специальных зажимов и клемм, чтобы коммутация была максимально надежной и отвечала требованиям безопасности. Для чего приведем 4 подробные инструкции с лучшими способами соединения электропроводов.
Также дополним наш материал полезными советами по монтажу от опытных специалистов по электромонтажным работам.
Кратко о возможных вариантах коммутации
Электромонтажники пользуются различными приемами соединения проводников – от простейшей изолированной скрутки до обжима специальными гильзами.
Некоторые процедуры требуют дополнительных расходных материалов и специальных инструментов, другие выполняются вручную.
Вопрос о выборе наиболее надежных способов соединения стал актуальным, когда увеличилась нагрузка на домашнюю сеть – появилось множество мощных приборов, соответственно, ужесточились требования к применению проводников и электроустановок.
Точки соединения проводов – наиболее уязвимые места в цепи. Если контакты подключены неправильно, со временем происходит перегрев и искрение, провода могут оплавиться, вспыхнуть и причинить вред человеку и имуществу
Факторы, влияющие на выбор способа:
- суммарное сечение проводников;
- тип и способ изоляции кабелей;
- материал, из которого изготовлены провода;
- назначение коммутационного узла;
- внешние условия подключения;
- степень подвижности соединения и пр.
Монтажник на месте определяет, как он произведет коммутацию, с учетом перечисленных факторов. Многое зависит от его навыков пользоваться специальным инструментом (паяльником, сварочным аппаратом, обжимными клещами) и материалами, которые есть под рукой.
Однако профессионалы всегда имеют при себе монтажный комплект и используют способы, рекомендуемые нормами ГОСТ и ПУЭ.
Сегодня можно столкнуться с самыми разными вариантами соединения проводов:
Галерея изображений
Самый старый способ, который можно было использовать для сборки цепей с невысокой нагрузкой. Требует минимума времени, а из материалов – только моток изоленты. Скрутка считается слабым соединением
Выполняется для увеличения надежности скрученных проводников. Для проведения пайки необходим припой, флюс и специальный электроинструмент – паяльник. Отличается трудоемкостью и подходит на для всех видов соединений
Контактным разогревом скрученные проводники превращают в единый монолит. Минусы – использование сварочного инверторного аппарата, трудоемкость. Необходимы специальные навыки и квалификация
Пластиковые изделия для соединения только пары проводниковых жил. Провода закрепляются в корпусе коробки винтами. Способ популярный, экономичный, но подходит не для всех типов проводов
Для коммутации двух проводников потребуется болт с гайкой и три шайбы, которые устанавливаются между жилами и с обеих сторон. Минусы – большой объем, требуется много изоляции, соединение со временем может «разболтаться»
Коммутация происходит не за счет затягивания винтов, а пружинным соединением. Общеизвестным примером такого вида клемм стали изделия Wago, обеспечивающее надежность и возможность работы с несколькими проводниками сразу
Разноцветные изолирующие колпачки с пружинным устройством применяют для быстрой и экономичной коммутации проводников в распредкоробках, отличаются надежностью
Соединение, обжатое гильзой, считается одним из самых надежных, безопасных и эффективных, однако требует больше времени для монтажа, специального инструмента и навыков. Еще один минус – оно является неразъемным и не подлежит ремонту
Вариант #1 – скрутка
Вариант #2 – пайка
Вариант #3 – сварка
Вариант #4 – клеммные коробки
Вариант #5 – болтовое соединение
Вариант #6 – пружинные клеммы
Вариант #7 – пластиковые колпачки
Вариант #8 – опрессовка гильзами
Согласно ПУЭ 2.1.21, простая скрутка в принципе не должна использоваться для коммутации. Разрешены только сварка, пайка, опрессовка и различные виды зажимных устройств.
Для выполнения пайки или сварки не всегда под рукой есть специальное оборудование, особенно, если работы выполняет любитель. Поэтому целесообразно рассмотреть способы, которые являются одновременно надежными и доступными.
Безопасные и эффективные виды соединений
Рассмотрим 4 варианта соединений проводников, подходящие для домашнего монтажа: пружинные клеммники, клеммные колодки, колпачки СИЗ и опрессовку гильзами.
Для выполнения работ потребуется расходный материал – клеммы, зажимы, гильзы, подобранные в зависимости от типа и сечения проводников. Рекомендуем приобретать изделия только проверенных производителей, а не дешевые китайские заменители.
Способ #1 — коммутация клеммниками WAGO
Главное преимущество коммутации клеммами – 100-процентная надежность соединения. Благодаря разработкам компании WAGO безвинтовые соединения получили статус международного стандарта.
Сейчас выпуском пружинных зажимов занимаются и другие производители. Их используют в скоростных болидах, самолетах, подвижных цепях – то есть там, где требуется особая ответственность.
Пружинная технология позволяет присоединять различные виды проводников: 1-жильные, многожильные, особо тонкие. Это востребовано в быту, когда необходимо подключить светильник или систему управления воротами, насосное оборудование или телефон
Для установки самозажимных клемм достаточно зачистить концы и вставить их в отверстия клеммника до упора – количество проводников при этом может быть разным, по количеству отверстий. Механизм фиксации срабатывает, и жилы остаются прочно закрепленными внутри корпуса
Чтобы установить клеммник, не нужно специально готовиться. Опытные монтажники, ценящие качество, также давно применяют только самозажимные клеммы.
Предлагаем пошаговую инструкцию соединения 2-х проводников зажимом серии 222, представители которой успешно применяются для соединения ответвлений различных типов проводов:
Галерея изображений
Снимаем изоляцию примерно на 10 мм. На фронтальной стороне клеммника есть специальные метки для определения длины зачищенного конца
Вставляем зачищенную часть в круглое проходное отверстие до упора. Проверяем надежность, слегка потянув за провод
Подготовив проводник, готовимся к монтажу его в отверстие, не отличающееся про форме, оно аналогичное и расположено здесь же. Рядом с ним находится подвижная часть, обеспечивающая зажим
Также зачищенный гибкий проводник вставляем в соответствующее отверстие, нажимая одновременно на подвижную часть клеммы, отпускаем ее
Шаг 1 – зачистка конца
Шаг 2 – ввод жесткого проводника
Шаг 3 – подготовка гибкого провода
Шаг 4 – монтаж ответвления
После правильного выполнения действий самопроизвольное разжимание клеммы невозможно. Преимущество такого соединения – возможность разъединения. Чтобы разомкнуть проводники, нужно сначала нажать на подвижный механизм, а затем вынуть соответствующий проводник.
Преимущества клеммного соединения:
- подключение одно- и многожильных проводников из меди или алюминия, а также смешанные подключения;
- высокое качество соединения;
- во время монтажа жилы не повреждаются;
- конструкция предусматривает снятие параметров цепи без разъединения;
- аккуратность и порядок в местах работы – распредкоробках, щитах, электромонтажных устройствах.
Этот способ экономит время – занимает всего несколько секунд. Однако он требует аккуратности. Если вставлять концы не до упора, может произойти перегрев и корпус клеммника расплавится.
Главным минусом считается высокая стоимость, особенно брендовой продукции. Например, комплект из 20-ти трехпроводных универсальных клеммников Ваго стоит около 500 рублей.
Еще больше информации о клеммах Ваго в следующем видео:
Способ #2 — использование клеммных колодок
Недорогие пластиковые изделия имеют зажимной механизм, с помощью которого проводники фиксируются и соединяются внутри корпуса. Каждый одно- или многожильный провод избавляют от изоляции, вставляют в отдельное гнездо и закрепляют путем закручивания винта.
Для монтажных работ потребуется два инструмента – строительной нож и отвертка. Вместо ножа можно использовать специальное современное устройство для удаления изоляционного слоя – стриппер
Использование стриппера для снятия изоляции позволяет даже новичку без особых трудностей справиться с этой задачей.
Провода можно заводить двумя способами – с одной и с обеих сторон, навстречу друг другу. Этот способ часто применяют для распайки в распределительных коробках, поэтому производители стали изготавливать распредкоробки со встроенными колодками.
Клеммные колодки отличаются величиной отверстий, которая зависит от сечения жил, а также количеством гнезд. Если под рукой коробка на 12 пар, а необходимо всего 2, то нужный сегмент просто отрезается ножом
Преимущества соединения колодками:
- экономичность;
- быстрый монтаж;
- соединение алюминий/медь;
- высокое качество.
Основной недостаток в том, что одной парной колодкой можно соединить только 2 повода. Опытные монтажники не рекомендуют использовать колодочный способ для соединения многожильных или алюминиевых проводов, так как винтовое соединение способно разрушить более хрупкий материал.
И еще один минус – большое количество некачественных колодок.
Для лучшего понимания этого способа коммутации проводов рекомендуем посмотреть, чем хороши или плохи клеммные коробки:
Способ #3 — применение колпачков СИЗ
Для изготовления пружинных зажимов-колпачков используют негорючий пластик. Материал корпуса является изолятором, подходящим по механическим и противопожарным параметрам.
Чтобы установить колпачок, необходимо подготовить жилы, завести их внутрь, а затем с усилием произвести крутящие движения. Для защиты оголенных частей жил от окисления внутреннюю часть колпачка обрабатывают пастой.
Внутри колпачка находится металлическая пружина конической формы, которая при давлении раздвигается, а затем сжимается и фиксирует токопроводящие жилы
Колпачки компактны, имеют простое устройство, поэтому часто используются для распайки. В одну распредкоробку входит до десятка изделий.
Практический пример использования СИЗ для распайки в распредкоробке:
Галерея изображений
Чтобы добраться до жил, строительным ножом снимаем плотную полимерную оболочку – разрезаем вдоль на всю длину видимой части кабеля, затем отрезаем кусок отделенной изоляции
Освобожденные от изоляции проводники распределяем по группам: нулевые (синие) – в одну, заземляющие (зеленые/желтые) – во вторую, фазу (коричневые) – в третью
Длинные провода соединять неудобно, да они и не войдут в распаечную коробку, поэтому кусачками отрезаем длинные концы. Но оставляем куски, необходимые для монтажа колпачков
Стриппером зачищаем концы всех проводников на длину примерно 10 мм. Эти части жил будут заведены внутрь колпачков
Чтобы обеспечить большую площадь и высокую плотность соединения, перед монтажом колпачков рекомендуется произвести скрутку. Для удобства используем плоскогубцы
Колпачки бывают разного размера, поэтому в процессе подготовки жил уточняем, какой длины должны быть рабочие концы, а затем удаляем лишнее кусачками
Одной рукой держим скрутку, другой с усилием накручиваем колпачок. Выполняем эту процедуру 3 раза – по числу соединений (может быть меньше или больше)
При закручивании следим, чтобы оголенные части полностью заходили внутрь колпачков, а снаружи оставались только изолированные проводники
Шаг 1 – удаление внешней изоляции
Шаг 2 – распределение проводов
Шаг 3 – подгонка по длине
Шаг 4 – зачистка жил
Шаг 5 – скрутка проводников
Шаг 6 – удаление лишнего
Шаг 7 – монтаж СИЗ
Шаг 8 – контроль качества
После окончания работ по соединению жил аккуратно укладываем колпачки по кругу и закрываем крышку распредкоробки. В любое время можно открутить пружинные элементы и произвести переподключение или ремонт.
- низкая стоимость;
- материал – негорючий полимер;
- высокая скорость и простота монтажа;
- разнообразие окраски.
Последний пункт может пригодиться, когда используется старая, немаркированная цветом проводка. Определить назначение жил можно с помощью колпачков, подобрав их по окраске. Подробнее о цветовой маркировке проводов мы говорили в этой статье.
Основной недостаток – соединение считается ненадежным. Пружинной силы недостаточно, чтобы обеспечить прочное соединение, именно поэтому дополнительно производят скрутку.
Перед использованием рекомендуется проверить качество изделий.
И еще – СИЗ не предназначены для коммутации проводов алюминий/медь.
Способ #4 — опрессовка проводников гильзами
Этот способ выбирают монтажники, которым действительно важно качество соединения. Опрессовка специальным инструментом гарантирует увеличение площади контакта и минимальное сопротивление.
Если обжатую гильзу распилить пополам, то можно увидеть, что все провода практически слились в один монолит.
Именно опрессовку используют для коммуникаций в распредкоробках, которые по каким-то причинам будут замаскированы снаружи облицовкой и останутся без свободного доступа
Жилы можно заводить как с одной стороны, так и с обеих. В любом случае их суммарное сечение не должно быть больше диаметра гильзы.
На практике же чаще выбирают гильзу побольше, а свободное пространство внутри нее «забивают» отрезками проводков. Чем плотнее заполнена гильза, тем качественнее соединение.
Пошаговая инструкция по опрессовке:
Галерея изображений
Для опрессовки проводников в распредкоробке необходимо подобрать диаметр гильзы так, чтобы в нее вошли все провода — отдельно нулевые, заземляющие и фазные. Размер изделия, как и материал изготовления, указан на упаковке
Существуют различные виды опрессовочных клещей. Большей частью пользуются универсальными, предназначенными для обжима гильз различного диаметра. Здесь – КВТ ПК, модель для опрессовки 1-жильных проводников
Производим зачистку жил, так как внутрь гильзы необходимо завести голые, без изоляции проводники. Для удаления изоляции пользуемся или ножом, или стриппером, который делает процесс зачистки более быстрым
Поочередно заводим провода одного назначения, например, «земля», в гильзу так, чтобы с другой стороны были видны небольшие концы. Если объем получился небольшой, для плотности добавляем внутрь небольшие кусочки провода
Свободное пространство внутри распредкоробки ограничено, поэтому все лишнее необходимо убрать. Здесь нужно кусачками отрезать кончики медных проводков, оставив лишь на 2-3 мм выступающую из гильзы часть
Берем клещи, находим походящую по диаметру выемку и производим опрессовку. Первая выполняется у края со стороны проводников. Храповый механизм не разомкнется, пока не сжать ручки клещей до конца, с максимальным усилием
Двойное вдавливание гарантирует высокое качество соединения, поэтому отступаем от места первого обжима, устанавливаем клещи ближе ко второму концу гильзы и снова производим сжатие
Опрессованную гильзу необходимо изолировать, так как она металлическая и проводит электричество. Для защиты обычно применяют или термоусадочный материал в паре с феном, или обычную изоленту
Шаг 1 – выбор гильз по размеру
Шаг 2 – выбор клещей для опрессовки
Шаг 3 – зачистка жил
Шаг 4 – заведение проводов в гильзу
Шаг 5 – удаление лишних частей
Шаг 6 – первая опрессовка
Шаг 7 – вторая опрессовка
Шаг 8 – изоляция термоусадкой
Если в коробке дефицит места и на первое место выходит компактность, перед опрессовкой гильзу разрезают пополам и обжимают только один раз. Но это следует рассматривать в качестве исключения.
Этот способ считается недорогим – каждая гильза (медь) обходится в 8-9 рублей, а клещи можно взять в аренду.
- отличное качество соединения;
- экономичность;
- высокая скорость работы.
Недостаток в том, что соединение является неразъемным, и при необходимости придется полностью заменять коммутационные блоки. Если остается запас проводов в коробке, то старая гильза обрезается и устанавливается новая.
Минус и в том, что без специального инструмента качественно выполнить опрессовку не получится.
Советы от бывалых монтажников
Существует множество спорных вопросов как в способах соединений, так и в применении отдельных монтажных изделий. Но ряд правил касается абсолютно всех мастеров, которые занимаются электромонтажом.
Например, строго запрещено соединение скруткой алюминиевых проводников с медными. Процесс быстрого окисления приводит к разрушению коммутации и возникновению опасной точки, которая в любое время может заискрить или вспыхнуть.
Еще несколько важных правил:
Галерея изображений
Неумелое использования ножа может привести к истончению жилы и потере качеств токопроводности. Лучше использовать стриппер, который аккуратно удаляет оболочку, не причиняя проводнику вреда
Если вы используете способ скрутки – в качестве самостоятельного соединения или перед опрессовкой – берите провода с запасом. Лучше произвести скручивание максимально плотно, а затем кончики обрезать
Оголенные проводники нужно вставлять в зажимы, клеммы и гильзы до упора и так, чтобы свободная часть была полностью закрыта изоляцией – зачищенных жил не должно быть видно
При самостоятельном обустройстве проводки обязательно учитывайте цветовую и другую маркировку проводов – так намного легче производить соединения без риска коммутации жил разного предназначения
Клещи вместо ножа
Правильно выполненная скрутка
Максимальная изоляция соединений
Важность маркировки проводников
Если проводник покрылся оксидной пленкой, ее необходимо аккуратно удалить или контактной пастой, или мелкой шкуркой. Диаметры гильз, наконечников, колпачков лучше подбирать по размеру.
При использовании изоленты накладывайте витки внахлест. Одного слоя недостаточно, лучше пройтись вдоль соединения 2-3 раза, обязательно сделав последний виток на изоляции
Одиночные проводники в винтовых зажимах держатся слабо. Поэтому рекомендуется зачищенный конец сгибать вдвое или делать из него произвольную петельку.
По окончании работ обязательно проверьте надежность соединений – слегка подергайте за провода. Бывает так, что коммутация произведена неудачно, и жила просто выскальзывает из клеммника.
Если позволяет объем распредкоробки, к примеру, щиты вмещают много проводов и устройств, то оставляйте кабель с запасом. Иногда требуется переключение и лишняя длина пригодится, если соединения неразъемные или подгоревшие.
У нас на сайте также есть другие статьи по соединителям проводников, способам соединения проводов разного сечения и рекомендации по выбору лучшего коннектора:
- Способы соединения электрических проводов: виды соединений + технические нюансы
- Клеммы для соединения проводов: какие клеммники лучше и как с ними работать
- Соединители проводов: лучшие виды коннекторов + на что смотреть при выборе соединителя
Выводы и полезное видео по теме:
Сравнительный анализ различных способов коммутации:
Как видите, обустраивая электроразводку, можно вполне обойтись без пайки и сварочных работ.
На рынке достаточно современных устройств, чтобы обеспечить коммутацию проводников по безопасным и эффективным технологиям. Выбор же способа зависит от личных предпочтений и материальных возможностей.
Подбираете безопасный способ соединения электропроводов без пайки, но у вас остались вопросы, которые мы не затронули в нашей статье? Не стесняйтесь задать свои вопросы нашим экспертам в блоке комментариев.
Если у вас богатый опыт выполнения электромонтажных работ, в частности, соединения проводников без использования паяльных и сварочных инструментов, пожалуйста, оставляйте полезные рекомендации новичкам и дополнения к нашему материалу ниже под статьей.