Электромобиль своими руками
Вам надоели постоянно растущие цены на бензин, а также дорогое обслуживание вашего авто? Тогда вам необходимо приобрести электромобиль или сделать его самому.
Электромобиль – это тот же автомобиль, но работающий не от двигателя внутреннего сгорания, а от электродвигателя, который работает от аккумуляторов. Для движения электромобиль применяет электрическую энергию, которую получает от химического источника тока.
Главными достоинства электропривода для автомобиля можно увидеть сразу. Основным достоинством является то, что электромобиль заряжается от обычной бытовой розетки 220V. Таким образом, происходит экономия денег, поскольку электричество намного дешевле бензина. Обслуживание автомобиля на электродвигателе также упрощается, поскольку отпадает необходимость в постоянном слежении за уровнем масла и тосолом и их замене.
Электромобиль – это прекрасное средство передвижения по городу. Поскольку на автомобиле с ДВС по городу происходит большой расход топлива на пусках и остановках, в то время как прерывистое движение на электродвигатель практически никакого влияния не имеет.
Он плавно трогается с места, менее восприимчив к частым пускам и остановкам. Заряжаться аккумуляторы могут за счет высвобождающейся энергии, когда на спуске тяговый двигатель переходит в генераторный режим во время рекуперативного торможения.
Электромобиль при движении бесшумен, поскольку он имеет малое количество движимых частей. Он не загрязняет атмосферу выхлопными газами, поэтому считается транспортом будущего.
Сортувати за: найменуванням (возр | убыв), цене (возр | убыв), рейтингу (возр | убыв)
- Зареєструватись
- Прайс-лист
- Зворотній зв’язок
- Блог / Новини
Электромобиль своими руками
Всё большее количество автолюбителей по всему миру пересаживается за руль экологически чистого транспорта. Многие только планируют приобрести электромобиль, откладывая средства на долгожданную покупку. Даже бюджетная модель экотранспорта стоит несколько десятков тысяч долларов, что зачастую осложняет покупку машины. Однако находятся умельцы, переоборудующие свои автомобили с бензиновым мотором на питание альтернативным видом топлива – электричеством. Но, безусловно, прежде чем приступать к такому серьёзному мероприятию по реорганизации внутренней составляющей транспортного средства необходимо основательно взвесить все «за» и «против». Прежде всего рекомендуем изучить устройство заводского электрокара.
Как выбрать автомобиль для переоборудования?
Процесс перевода системы питания машины с бензина на альтернативный вид топлива непростой. Само транспортное средство должно соответствовать следующим критериям:
- Это должна быть распространенная в регионе машина, для которой можно без особого труда раздобыть комплект запасных деталей.
- Желательно, чтобы масса автомобиля не превышала 1 тонну – идеально подходит двухместное авто или компактная четырехместная легковушка.
- Кузов автомобиля должен быть выполнен с учетом норм аэродинамики, в противном случае электромобиль из-за встречных порывов ветра будет слишком медлительным и неповоротливым.
- Выбирая машину среди модификаций с механической и автоматической коробкой передач, отдайте предпочтение первому варианту.
Немаловажно и то, чтобы в машине было предостаточно свободного пространства для установки батареи. В электромобиле аккумулятор крепится низко с распределением веса по всей площади транспортного средства. Это также необходимо учитывать. Теперь об электродвигателе. Он должен быть простым, не требующим профессионального вмешательства во время установки. На вторичном рынке всегда можно приобрести хорошие моторы от электрокаров.
Рекомендации по выбору батареи
Батарея служит главным источником питания электромотора «зеленой» машины, поэтому к выбору этой составляющей следует тщательно подготовиться. Придерживайтесь следующих правил:
- Самое рациональное решение – покупка сразу двух аккумуляторов. Первый устанавливается непосредственно в автомобиль, а второй служит в качестве запасного варианта. В эксплуатации лучшим образом зарекомендовал себя гелевый источник питания.
- Литий-ионная батарея стоит дороже, но при этом обладает целым рядом преимуществ.
- При выборе аккумулятора учитывайте, что в идеале устройство должно обладать объёмом в 40 кВт/ч и выдавать напряжение в 75 Вольт.
Благодаря этим простым советам можно приобрести надежную батарею, которая обеспечит транспортному средству необходимый запас хода.
Как самостоятельно собрать электромобиль?
Когда всё необходимое оборудование приобретено, можно приступать к реорганизации бензиновой системы питания. Инструкция следующая:
- Поднимите подъёмником машину и демонтируйте силовую установку.
- Снимите все детали, которые обеспечивали бензиновому двигателю работоспособность. Оставьте только необходимые для стабильной работы электродвигателя детали и механизмы.
- Избавьтесь от гидроусилителя руля.
- Видоизмените имеющиеся крепления двигателя под габариты электромотора. Также эту работу можно поручить автомеханикам СТО.
- Вал электродвигателя с трансмиссией соединяется посредством переделанного маховика.
- Установите в подкапотное пространство электромотор и контроллер питания.
- Закрепите батарею при помощи кронштейнов, используя провод с сечением М50 для соединения блока с контроллером.
При выборе комплектующего и во время проведения работы советуйтесь с профессионалами. Сегодня на автомобильном рынке постоянно появляются новые механизмы и устройства для электромобилей, а также готовые наборы, рассчитанные для переоборудования определенных моделей авто. Если таких комплектов вы не нашли, то всегда можно обратиться за помощью в профессиональную мастерскую, где непременно помогут стать владельцем экологически чистого автомобиля. Однако надо понимать, что в последнее время делать электромобиль из обычного авто слишком трудозатратно и экономически нецелесообразно, когда в пределах 400 тысч рублей можно купить подержанный заводской Nissan Leaf I.
Не забудьте Маску
Народная мудрость гласит, что настоящий мужчина должен вырастить сына, посадить дерево и построить дом. С учетом современных реалий, в это классическое мужское троеборье впору добавить еще один пункт – постройку собственного автомобиля. Тем более что сейчас это сделать гораздо проще, чем когда бы то ни было. Все, что для этого потребуется, – гараж, заблаговременно освобожденный от всякого «полезного» хлама, большое количество свободного времени и руки, желательно растущие из предплечий. А все остальное приложится.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Самодельщикам советского времени было в сто раз сложнее. В магазинах ничего нужного для автопроизводства не продавалось – разве что вантузы, из которых можно было вырезать сальники и прокладки. Что-то приходилось вытачивать самим, что-то собирать по помойкам, а что-то даже выносить с предприятий, рискуя быть наказанными за «расхищение социалистической собственности». Сегодня же все необходимые комплектующие можно приобрести, не поднимая пятой точки с дивана, – передовые технологии позволяют закупиться буквально по щелчку компьютерной мыши. На «Алиэкспрессе» и ему подобных сервисах предлагается масса бюджетных вариантов, которые позволят превратить в самоходное чудо техники все что угодно, даже обычную садовую тачку. Причем передвигаться такой инвентарь будет отнюдь не на честном слове, а на модной нынче электрической тяге. То есть за весьма умеренную сумму можно заказать набор, который позволит стать если не доморощенным автомобилестроителем, то по крайней мере лэнд-лордом своего дачного участка и его окрестностей.
Сделано в Китае
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Пожалуй, самый неоднозначный компонент электромобиля – это батареи. Блок из 24 или 32 литий-ионных аккумуляторов влетит в копеечку. Тем более что полная зарядка от домашней сети 220 В может занять целую вечность.
Первое, что потребуется для создания электромобиля, – это шасси, его можно либо соорудить самостоятельно из подручных материалов, либо воспользоваться уже готовым вариантом, что подразумевает наличие автомобиля-донора. Но какую бы модель для сборки вы ни выбрали, дальнейшее творчество будет предполагать наличие нескольких обязательных компонентов.
Это электромотор, который станет сердцем будущего транспортного средства. Это контроллер, который будет отвечать за мозговую деятельность, в процессе преобразуя постоянный ток в переменный. Это батареи, которые станут источником питания. Ну и конечно же, ни один электромобиль не сможет обойтись без органов управления, среди которых ключевое место занимает электрическая «педаль газа». В сферу ее ответственности входит эффективное управление мощностью, которая поступает от мотора на колеса транспортного средства. Все эти компоненты широко представлены на уже упомянутом «Алиэкспрессе» как по отдельности, так и в составе комплектов.
К примеру, из Китая можно заказать трехфазный индукционный мотор от компании Shingele мощностью 15 кВт, что приблизительно равно 20 л.с. Если покупать его отдельно, стоимость такого агрегата составит около 100 долларов. В то же время комплект, дополнительно состоящий из задней оси с гнездом для монтажа силовой установки, редуктора, контроллера, электрической педали газа, ионно-литиевой батареи, а также зарядного устройства, будет стоить в районе 900 долларов. Впрочем, по сравнению с комплектами, которые используют в качестве тяговой силы бесщеточные мотор-колеса на постоянных магнитах, эта цена не выглядит такой уж внушительной.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Продукция китайской компании QS Motor насчитывает десятки различных типов мотор-колес, предназначенных не только для создания электровелосипедов и скутеров, но и для постройки полноценных автомобилей. Главными преимуществами моторов подобного типа являются компактные размеры и относительно широкий диапазон мощности, который может варьироваться не только от типа колеса, но и от компоновки, а она может быть как моноприводной, так и полноприводной. То есть два мотор-колеса мощностью 8 кВт, установленные на одну из осей, дают суммарную мощность 16 кВт, в то время как полноприводная версия ожидаемо увеличит эту цифру вдвое – до 32 кВт, или целых 44 л.с.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Что касается цен, то набор QS Motor 8000 wt, состоящий из двух моторов, двух контроллеров, двух дисковых тормозов с системой рекуперации, преобразователя постоянного тока на 96 В, переключателя направления движения, электрической педали и электронного спидометра обойдется в среднем в 2500 долларов. Соответственно, комплект из четырех мотор-колес также обойдется вдвое дороже. К сожалению, в готовый набор не входят ионно-литиевые батареи 96V200Ah, которые опустошат бюджет еще на 5000 долларов. Зато даже моноприводный электромобиль, собранный из подобных запчастей, сможет уверенно разгоняться до 120 км/ч, а его запас хода при полной зарядке составит около 200 километров. Если займетесь конструированием, помните: чем меньше масса будущего автомобиля, тем больше запас хода и лучше динамические характеристики. Вышеописанный комплект QS Motor 8000 wt рассчитан на автомобиль массой чуть более тонны с размерностью шин R14.
По сходной цене
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Если же у вас нет доверия китайской электротехнике или цена кажется высокой, есть варианты попроще. На отечественных форумах можно наткнуться на обсуждение того, как собрать электромобиль с использованием двигателя последовательного возбуждения ДС 3,6/7,6 кВт от болгарского электрического погрузчика EB 687. Стоимость такого мотора – 7000 рублей. Беда лишь в том, что для постройки потребуется автомобиль-донор с механической коробкой передач, к которой мотор присоединяется при помощи переходной плиты и переходной втулки. При этом для переключения передач механизм сцепления не требуется вовсе, то есть нужная передача «втыкается» прямо на ходу.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Разумеется, подобному автомобилю также понадобится контроллер, который обойдется от 4000 до 9000 рублей, электрическая педаль за 800 рублей, но главное – зарядное устройство, блок управления и аккумуляторы. Конечно, можно воспользоваться недорогой свинцово-кислотной батареей, но лучше все-таки раскошелиться на комплект ионно-литиевых аккумуляторов, цена на которые были названы ранее. В противном случае запас хода не превысит и пары десятков километров.
Несколько лет назад, еще до того, как рынок наводнили всевозможные китайские запчасти, один умелец из Винницкой области Украины использовал болгарский моторчик для переоборудования «Таврии» в электромобиль. Максимальная скорость получившегося аппарата составила 75 км/ч, а запас хода на одной зарядке – 85 километров. Впрочем, как намекает создатель автомобиля, подобный результат наблюдается лишь при идеальных условиях – то есть при движении с горы и при попутном ветре.
Есть на что посмотреть
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Один из самых простых, но в то же время недешевых вариантов постройки собственного электромобиля – приобретение готовой модульной платформы Tabby EVO. Цена комплекта колеблется от 13 880 до 24 961 евро. В стоимость входит асинхронный электромотор мощностью 19 кВт, чей крутящий момент составляет 128 Нм при 500 об/мин, а от приобретения комплекта из 24 элементов LIFePO4 емкостью 160 ампер-часов можно отказаться.
Не секрет, что подобное хобби пользуется большой популярностью не только у нас в стране и ближайшем зарубежье, но также в странах Европы, в Америке и даже Австралии, где торговля запчастями и комплектами для DIY, что по-русски означает «сделай сам», поставлена на поток и представляет собой развитую индустрию. Некоторые зарубежные веб-сайты предлагают широчайший ассортимент автомобильных запчастей, начиная от различных силовых установок до мелких расходников, фар и даже автомобильных кресел.
К примеру, на австралийском сайте https://diy-autoparts.com.au/ можно присмотреть себе не только комплект передних сидений, которые обойдутся всего в 48 долларов, но также спортивное рулевое колесо, которое оценивается в среднем в 20 долларов за изделие. Но это развлечение только для местных. У нас же подобную роскошь можно приобрести в том числе на «Авито», где кожаное кресло от Lexus, например, можно приобрести за 16 000 рублей.
Впрочем, обзавестись всеми необходимыми деталями – это полбеды. Ведь весь этот набор разнообразных запчастей, быть может приехавших из разных уголков света, придется как-то объединить в собственном проекте. Разобраться с этой процедурой помогут интернет-пособия, а также популярные видеохостинги, где можно встретить немало роликов, в которых гаражные умельцы делятся своим опытом конструирования, начиная от азов и заканчивая полномасштабными проектами. Следует отменить, что важнейшим пунктом в вашем резюме «самозанятого» станет знание английского языка, так как негоже списывать со счетов богатый иностранный опыт. Впрочем, в некоторых случаях все понятно без слов. Так, на YouTube-канале под названием Creative Channel несколько месяцев назад было опубликовано видео под названием Build a 1000W Electric Gokart at Home, где поэтапно показан процесс сборки электрического багги в обычном гараже с последующим тест-драйвом на дорогах общего пользования. Да и в целом по запросу handmade electric vehicle можно найти массу всего интересного.
Чудо техники
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Один из самых привлекательных вариантов – мотор, встроенный в колесо. Мощность мотор-колес суммируется, а особенности их конструкции дают определенную степень свободы при конструировании подвески.
То есть, округляя, стать автомобилестроителем, как и сто двадцать лет назад, сегодня может каждый. Тогда это было доступно в силу простоты конструкции «безлошадных экипажей» – в той же Германии автомобильная мануфактура имелась чуть ли не в каждом городе. Сегодня – опять же в силу доступности электрических силовых установок и конструктивной простоты транспортного средства ими оснащенного. Главное – трезво оценить свои силы и время, ведь любой, даже самый перспективный проект рискует превратиться в нудный, мучительный долгострой. И еще о чем нужно помнить – чтобы выехать на самодельном автомобиле на дорогу общего пользования, сперва придется предъявить чудо техники на суд Федерального агентства по техническому регулированию. И если электромобиль будет соответствовать всем установленным нормативам, его можно будет поставить на учет в ГИБДД. В противном случае вам придется ограничить свои поездки проселочными дорогами. Что, с одной стороны, не оправдает каких-то серьезных затрат и вложений. С другой – не лишит вас удовольствия от творческого процесса и тщеславного чувства, что вы теперь автостроитель. «Как тебе такое, Илон Маск?»
- Журнал «Коммерсантъ Автопилот» №5 от 30.06.2020, стр. 56
Электромобиль своими руками
Желание экономить на бензине заставляет многих автолюбителей задуматься о переходе на альтернативный источник энергии. Лучший вариант – электричество.
Преимущества электромобиля:
- экономия на топливе;
- езда без газовых выхлопов;
- зарядка от электросети;
- бесшумность;
- простота эксплуатации.
Купить электромобиль для большинства людей – недостижимая мечта, так как их стоимость остается слишком дорогой. Но выход из данной ситуации предлагают умельцы, которые уже реализовали замысел, не ожидая лучших времен.
Для воплощения идеи изготовления электромобиля своими руками потребуются финансовые средства. Но если вам приходится много ездить, экономия на бензине быстро возместит потраченные деньги и время на работу.
Как сделать электромобиль? Давайте разбираться
Для этого необходимо переоборудовать обычный бензиновый или дизельный автомобиль. В переработку рекомендуем брать транспортное средство с выработанным мотором, его все равно надо будет снимать. Понадобится кузов с исправной рулевой, ходовой и тормозной системой.
Выбор транспортного средства
Автомастера утверждают, что для переделывания на электромобиль за основу лучше брать переднеприводные модели. Год выпуска не имеет значения. При этом учитывайте доступность и стоимость запчастей, которые в ходе эксплуатации потребуются для оставшихся рабочих узлов.
Главный принцип выбора – чем проще автомобиль, тем лучше. Немаловажный фактор – вес автомобиля. При этом он должен оставаться прочным, так как его придется загрузить аккумуляторным блоком. В идеале выбирайте транспорт весом 600-900 кг. В общем, для переоборудования подойдут легковушки, которые не тяжелее 2 тонн.
Третий момент – обтекаемость. Этот параметр влияет на энергоэффективность и время разгона легкового автомобиля. Допускается внесение конструкционных изменений с целью уменьшения ветровому сопротивлению. Чем лучше вы справитесь с задачей, тем легче электродвигателю.
Выбирая транспортное средство, которое планируете переделать в электромобиль своими руками, необходимо обратить внимание на вместительность багажного или другого отсека в салоне. В нем вы разместите электрические батареи. При этом необходимо позаботиться, чтобы к электросектору оставался свободный удобный доступ. Это необходимо для своевременного контроля, профилактики и обслуживания батарей.
Весовую нагрузку, которую создадут аккумуляторы, распределите по корпусу автомобиля равномерно. Это повысит устойчивость транспортного средства и плавность хода.
Функцию управления коробкой передач будет выполнять контроллер. Лучше, чтобы она была механической, так будет легче внести необходимые изменения.
Выбор двигателя для электромобиля
Переходя к следующему этапу, необходимо ограничиваться простыми вариантами. Это сократит расходы на пусконаладочные работы. Лучше всего остановить выбор на компактном, но мощном двигателе постоянного тока. Если удастся приобрести электродвигатель из кара – это будет идеальный вариант.
Такие двигатели найти не проблематично. Даже можно приобрести со скидкой подержанный агрегат, который продолжит работать после восстановительных работ. Электродвигатели, которые доступны и лучше всего подходят для самодельных электромобилей, это тяговые моторы ДС-3.6. Они остаются после разборки вилочных электропогрузчиков болгарского происхождения.
Технические характеристики электромотора:
- Напряжение постоянного тока – 80 Вольт.
- Тип тока – постоянный.
- Мощность – 3,6 кВт.
- Возбуждение – последовательное.
Двигатель считается среднескоростным, но в нем хороший крутящий момент, способный вытягивать транспорт под гору на третьей передаче. В практическом отношении мотор характеризуется неприхотливостью и простотой в монтаже.
Выбирая обычный двигатель, необходимо придерживаться следующих показателей:
- тип;
- рабочее напряжение;
- ток потребления;
- мощность;
- тип возбуждения;
- вес;
- размеры;
- крутящий момент;
- номинальное количество оборотов.
Описание силового узла электромобиля
Комплект собирается из источника постоянной электроэнергии, регулятора потребления, трансмиссионного механизма и электродвигателя.
Для получения энергии специалисты рекомендуют следующие варианты:
Блок аккумуляторных батарей. Составляющие должны быть одинаковыми и соответствовать обозначенному режиму работы, температурным условиям, размерам и весу.
Ионисторы. Их еще называют суперконденсаторами. Технические требования аналогичные тем, которые выставляются аккумуляторным батареям.
Генераторы. Предлагается несколько типов генерирующих электроэнергию устройств. В отличие от других источников энергии, они преобразовывают механическую силу в электрическую. На практике применяются топливные (бензин, дизель, газ), тепловые, молекулярные генераторы и ряд других, менее популярных из-за сложности и недоступности.
Регуляторы энергопотребления. Оборудование оказывает преобразовывающее влияние на силу тока и напряжение. Необходимые параметры определяются потребностями электромотора и сопутствующих приборов.
Электродвигатели. Из-за разнообразия агрегатов технические характеристики крайне индивидуальны. Рекомендуется выбирать моторы, технические показатели которых в пределах не слишком превышают запланированные параметры. Транспортное средство весом до тонны с КПП-механика можно оборудовать электродвигателем мощностью 7-8 кВт. Для такого же автомобиля, но без коробки передач, мощность электромотора должна превышать 12 кВт.
Типы электровозбуждения в используемых электродвигателях:
- параллельное;
- последовательное;
- смешанное.
Также двигатели бывают бесщеточными безколлекторными, ассинхронными, включая с векторным управлением.
Механическая трансмиссия электромобиля
Выбор небольшой: с КПП, либо трансмиссия без КПП. Первый вариант имеет одно неудобство, связанное с управлением автомобиля. Но преимуществом является то, что КПП облегчает момент начала движения, особенно в нестандартных условиях – на подъемах, по бездорожью, в снегу. Также электромобилям с КПП достаточно привода от маломощного двигателя.
Проблемы, которые возникают при установке мощного двигательного электроагрегата на автомобиль с трансмиссией без КПП, связаны с необходимостью управления крутящим моментом. Не следует путать с оборотами.
Процесс регулирования обеспечивают:
- безколлекторные двигатели (частично);
- асинхронные с векторным управлением (полностью).
Возможность использования электродвигателей других типов рассматривается, если автомобиль нетяжелый.
Выбор аккумулятора для электромобиля
Электромобили укомплектовываются основной и резервной батареей. Необходим гелиево-элементный источник энергии. Это регулируемые свинцово-кислотные батареи, в которых содержится электролит загущенного типа. Аккумуляторы проще в обслуживании, так как не требуется постоянный долив дистиллированной воды.
Можно использовать литий-ионные аккумуляторы, но это будет значительно дороже. Выгода заключается в том, что на электромобиль будет достаточно одного аккумулятора, вместо блока мелких батарей, которые необходимо объединять. Автолюбители, делающие электромобиль своими руками, преимущественно выбирают литий-ионные элементы.
Порядок переоборудования электромобиля
Перед монтажом электродвигателя, с автомобиля снимается мотор и все агрегаты, которые с ним связаны: бензобак, радиатор, труба выхлопная и сопутствующие мелочи. Из старых систем пригодятся тормозная, трансмиссионная, ходовая и электрическая. КПП необходимо доработать. Если на руле был гидроусилитель, его можно снять, так как при одном ведущем вале усиление не важно.
Помимо электромотора, аккумуляторов, трансмиссии, в электромобиле, собранном своими руками, предусмотрен ряд узлов, необходимость в которых обязательна или желательна.
В перечень обязательно необходимых деталей входит контроллер электропитанием, управляющий двигателем. Устройство распространенное, его можно купить на рынке у самодельщиков, либо фабричные китайского происхождения. Можно приобрести брендовый блок, снятый с иномарки на разборке.
Монтаж электродвигателя и аккумулятора
Перед тем как сделать электромобиль, для монтажа электромотора желательно подготовить крепежную конструкцию. Лучше всего, если для этого используются детали оригинального крепления. Вам не придется подгонять разъемы и демпферы. Это значительно снизит динамические нагрузки при работающем двигателе. Также необходимо подготовить переходную пластину между трансмиссией и муфтой электрического двигателя.
- Зафиксируйте электромотор в переднем секторе автотранспортного средства и подключите контроллер.
- Установите аккумулятор. Для фиксации используйте кронштейны.
- Соедините вал двигателя и трансмиссию.
Опытный автолюбитель справится с работой в гараже. Если вы считаете, что для вас это сложно, обратитесь в мастерскую.
Кроме аккумуляторов, можно подумать о размещении солнечных батарей. Это будет дополнительный источник энергии пассивного типа. Главное условие – хорошая доступность для солнечного света. Источник энергии повлияет на удорожание электромобиля, но увеличит географию и независимость путешествий.
Подводя итоги, определим, что необходимо, чтобы собрать электромобиль своими руками:
- старый легковой автомобиль для переделки;
- электромотор;
- контроллер питания;
- аккумуляторные батареи;
- переходные детали;
- крепежные элементы;
- провода;
- инструмент и лебедка.
Это приблизительный список, который дополняется необходимыми аксессуарами. Затея кажется шуточной и невероятной. Но по дорогам страны уже разъезжают сотни электромобилей, владельцы которых не пожалели средств и усилий. Теперь они не нуждаются в дорогом топливе на заправках, не следят за уровнем масла. Для езды на небольшие расстояния электроприводной транспорт оправдан и быстро самоокупается.