Как делают прокол в земле под трубы для водопровода
Перейти к содержимому

Как делают прокол в земле под трубы для водопровода

  • автор:

Как делают прокол под дорогой?

Когда на пути подземных коммуникаций возникает железная дорога, автомагистраль, озеро, город или другие объекты, которые нельзя демонтировать, решает проблему — прокол под дорогой бестраншейным способом.

ГНБ прокол под дорогой

Прокол под дорогой: что это и когда используется?

Это востребованный метод, который зачастую используется для проведения водопроводных, газопроводных коммуникаций, а также кабелей (например, силовых, телефонных). Данный вид работ очень востребован при бурении в различных типах грунта (вплоть до скального).

Прокол под дорогой позволяет пробурить скважину длиной больше 50 метров с диаметром трубы выше 600 мм. Если диаметр трубы превышает 800 мм, выполнить прокол под дорогой лучше методом ГНБ.

Методы прокола под дорогой

В целом, все коммуникации прокладывают двумя методами: открытым или закрытым. Способ прокола выбирается в зависимости от типа трубопровода, объекта, рядом стоящих коммуникаций, а также вида грунта.

Опишем популярные способы бестраншейной прокладки стальных, полимерных, полиэтиленовых труб.

Горизонтально направленное бурение (ГНБ)

  • Выполняется строго, согласно ТСН 40-303-2003.
  • Максимально допустимая длина прокола – 650 метров. Диаметр – 1000 мм.
  • Особенности выполнения. Отверстие расширяется поэтапно. Грунт из скважины достают илососом. Для укрепления стенок скважины, в нее подается специальный бентонитовый раствор.
  • Движение породоразрушающего инструмента контролируется локационной системой.

Бурошнековое бурение

  • Область применения. Прокладка полиэтиленовых/бетонных труб и стальных футляров.
  • Гарантируется высокая точность. Отклонение – максимум 30 мм.
  • Используются мощные шнековые буровые установки, которые прокладывают трубопровод диаметром до 1720 мм и длиной до 100 метров (машины PERFORATOR).
  • Особенности. Могут использоваться полые шнеки для бурения с глухим концом.
  • Рабочий процесс контролируется пилотом.
  • Установка оснащается: активной буровой головкой или штангами с двойной стенкой.

Микротоннелирование

  • Область применения. Прокладка коллекторов в городской черте, стальных/железобетонных труб.
  • Осуществляется с помощью специального микрощита AVN в соответствии с МГСН 6.01-03 (в Москве).
  • Перерабатываемые породы: вплоть до скальных.
  • Скорость работ – до 15 метров за день.
  • Контроль за выполнением работ осуществляет лазерная система ELS с гидростатическим уровнем.
  • Особенности. Требуется установка дополнительной домкратной стации, если длина скважины больше 200 метров.

В компании «GNB-STROY» есть бригады для выполнения бестраншейной прокладки практически любых коммуникаций и трубопроводов.

В чём преимущества прокола под дорогой

  • 1 Экономит деньги заказчика. Вот лишь 1 пример. Прокладка трубы ⌀500 мм по технологии бурошнекового бурения стоит от 18 000 до 22 000 рублей. А метод ГНБ стоит еще дешевле (на 6-7 тысяч). Однако стоимость может меняться в зависимости от особенностей объекта.
  • 2 Сокращает временные затраты. Нет необходимости укреплять котлован и следить за водопонижением когда рядом грунтовые воды. Кроме того, практически в двое сокращается время непосредственно рабочего процесса.
  • 3 Прокол (например, управляемый или ГНБ) выполняется зимой и летом. Нет ограничений к температурам.

Узнайте больше о преимуществах ГНБ в видеоролике

Как делают прокол под дорогой для прокладки труб

Многое зависит от местности и характеристик объекта (железная дорога, город, коттеджный поселок, парковая зона).

В подготовительный этап входит:

  • 1 Анализ объекта и согласование проекта со спецслужбами (например, с РЖД, ПЧ, ЭЧ, управлением Московской ЖД — при проколе под железной дорогой).
  • 2 Предварительные работы. Необходимо вырыть стартовый и приемный котлованы. Подготовить на площадке место для хранения труб.

Важно! Трубы желательно хранить в горизонтальном положении, чтобы упросить их монтаж снизить риск появления повреждений.

Список оборудования подбирается под конкретный объект и тип работ. Предлагаем ознакомиться с ГНБ оборудованием и установками, которое есть в распоряжении нашей компании.

рабочий котлован для горизонтального проколаприёмный котлован для горизонтального прокола

установка для горизонтального проколаустановка для горизонтального прокола

Можно ли сделать прокол под дорогой самостоятельно

Прокол грунта своими руками возможен, когда речь идет о прокладке защитных футляров до 90⌀. Максимально допустимая длина прокола – 6 метров. Для осуществления работ потребуется следующий инструмент: болгарка, кувалда и оборудование для электродуговой сварки.

Выполняются следующие этапы:

  • 1 Один конец футляра необходимо заострить, а на втором приварить металлический пятак (по нему будем бить кувалдой).
  • 2 Подготавливается входная траншея и выходной приямок. В траншею помещается труба под заданным уклоном, проталкивается вручную с помощью ударов кувалды по пятаку к выходному приямку.
  • 3 Болгаркой срезается оба конца футляра (заостренный карандаш и металлический пятак).
  • 4 Выполняется прокладка водопровода, кабелей или других инженерных сетей.

Если длина скважины больше 6-10 метров, то прокол под дорогой выполняется с помощью специальной техники, бестраншейным, горизонтальным методом. Заказать технику вместе с рабочей бригадой можно в нашей компании.

  • Технология ГНБ
  • Услуги компании
  • Наше оборудование

Метод прокола под дорогой для прокладки коммуникаций

Метод прокола под дорогой для прокладки коммуникаций

При прокладке подземных коммуникаций строители сталкиваются с препятствиями: автомагистралями или железнодорожными путями. Поэтому с демонтажем таких сетей нередко возникают проблемы. В этих случаях делается прокол под дорогой.

Что из себя представляет метод прокола

Методом прокола под дорогой называют технологию, позволяющую сделать отверстие без разработки и удаления грунта. При рассматриваемом варианте его уплотняют. Способ применяется для протягивания конструкций из стали. Их диаметр может быть разным, но его пределы варьируются от 100 до 500 мм. Длина отверстия бывает от 30 до 50 м. Метод прокола является одной из разновидностей бестраншейного строительства коммуникаций. Он относится к горизонтальному бурению. Путем ГНБ под дорогой прокладывают канализацию или водопровод под землей. Данный способ широко применяется при подводке к участку магистрального газа и прокладке телефонного кабеля.

Что требуется для прокола грунта

Прежде всего необходимо купить установку ГНБ соответствующую объекту или воспользоваться услугой аренда ГНБ. Перед проведением работ надо исследовать участок. Понадобятся специальные документы. Полученные данные становятся основой для изучения местности. Затем составляется план предполагаемых мероприятий. При прокладке инженерных коммуникаций необходимо установить специальные футляры. В них будут прокладываться трубы. Футляры защищают коммуникации под автотрассой, если на них предполагается большая нагрузка. Прокол грунта под дорогой подразумевает последовательность шагов. От правильности их выполнения зависит успешность проводимых работ.

Последовательность действий

До начала выполнения прокола в городе требуется заключить договор технадзора. После завершения работ всю документацию следует передать в соответствующие органы, если трубы прокладывались под железной дорогой. Если надо протянуть кабель, сначала прокладывается труба. Размер ее должен быть больше сечения проводов на 20 см. При применении футляров их укладывают в первую очередь. Между ними появляется пространство. Его устраняют, заливая особый раствор. Средство изготавливают из цемента М-100. При прокладке инженерных сетей делают вибро- и гидропроколы. В первом случае используется воздействие вибрации. Работы осуществляются с помощью ударно-вибрационного оборудования. Встроенный молот вдавливает трубу. Технология применяется на песчаных и плывучих почвах. Путем вибропрокола не только укладывают трубы, но и извлекают их при необходимости. Диаметр скважины достигает 50 м. Ее длина составляет до 60 м. Любой гидропрокол подразумевает использование воды. Она подается под большим напором через наконечник. Технология подходит для песчаных грунтов. Они легко поддаются воздействию влаги. Прокол делает отверстия размером до 0,5 м. Затраты времени оказываются минимальными, но наибольшая протяженность трубопровода не должна превышать 30 м. Метод продавливания имеет много общего с ГНБ. Отличие заключается в продвижении трубы открытым концом. Во время прокладки грунт остается и разрабатывается. Для продавливания требуются домкраты с мощностью до 400 т. Перед началом работ используют упорную стенку. Продавливание трубопровода осуществляется с использованием гидравлического оборудования. Одна машина преодолевает до 10 м за смену. Если коммуникации имеют протяженность более 80 м, трассу делят на несколько частей. Технология нуждается в рытье котлованов для установки гидравлической техники: рабочего и приемного. Каждый участок проходят в обоих направлениях: прямом и обратном. Способ является более сложным, чем прокол. Однако первый подходит для разных типов грунта.

Преимущества метода прокола

Распространенность способа прокола под дорогой объясняется множеством весомых преимуществ. Часто они отсутствуют у альтернативных методов постройки всевозможных коммуникаций. Прокол можно производить независимо от времени года. Температура окружающей среды не играет роль. Возможно применение технологии на землях с высоким стоянием грунтовых вод. Для функционирования установки не потребуется использование растворов: бурового либо бентонитового. Отпадает необходимость в подаче воды в скважину. Буровые комплексы отличаются мощностью и небольшими габаритами. Их легко доставлять и устанавливать. Небольшие габариты удачно сочетаются с высокой производительностью. Каждый агрегат оборудован новейшей системой электрической безопасности, отличающейся исключительной надежностью. Сроки работ при проколе грунта под дорогой сокращаются. На участках с повышенным уровнем грунтовых вод не требуется водоотведения. При прохождении конуса для расширения уплотняются стенки траншеи, что помогает избежать дополнительных работ. Метод позволяет наносить минимальный вред местному ландшафту. При проколах повреждения дорожного покрытия сводятся к минимуму. При прокладке путем прокола не прекращается работа уже действующих инженерных объектов.

Прокол под дорогой своими руками

Прокол под дорогой своими руками

Часто задаваемый вопрос на форумах — «можно ли сделать прокол под дорогой своими руками»? Теоретически осуществить прокол грунта под дорожным полотном и проложить трубу под землей под силу почти каждому. Многие, не имея возможности в своей местности обратиться в специализированную организацию, вынуждены именно так и поступать.

Работа осуществляется в несколько этапов:

  1. По обе стороны дорожного полотна на глубину чуть ниже уровня планируемой трубы вырываются приямок и приемный котлован размером 60х60 см.
  2. Заточенный отрезок стального прута или арматуры, длиной не более 2м, кувалдой забивают в направлении оси предполагаемой трубы. Когда этот кусок будет забит, к нему приваривают следующий отрезок и продолжают, наращивая, забивать прут, пока он не выйдет в приемном котловане. Прут будет служить направляющей трубы.
  3. Отрезок стальной трубы с нарезанными болгаркой зубьями, надевают на направляющий прут, и при помощи съемного стакана-насадки (во избежание расплющивания) ударяют по трубе несколько раз. Затем стакан вынимают, вставляют в трубу шланг, и при помощи насоса вымывают грунт, а жижу отчерпывают. Операцию повторяют многократно, пока прокол не будет осуществлен полностью.
  4. Вымыв грунт из трубы, берутся за кувалду. И так по новой. Далее приваривают следующий отрезок трубы и повторяют весь цикл, пока труба не покажется на противоположной стороне дороги. Нужно иметь в виду, что проложенную трубу не используют под водопровод, а она служит в качестве футляра для трубы меньшего диаметра. Обычно для футляра используют стальную трубу с диаметром 57 мм, вовнутрь проталкивают шланг ПВХ. Для домашнего водопровода этого вполне достаточно.

Как сделать прокол под дорогой своими руками

Основным плюсом осуществления прокола под дорогой своими руками является:

  • относительная дешевизна.

Из минусов:

  • трудоемкость,
  • обилие грязи (поскольку вода будет литься прямо на осуществляющего работу).
  • но главный недостаток — непредсказуемость результата, так как арматура может натолкнуться на камень или неизвестные коммуникации, и это не только сведет на нет все усилия, но может быть опасно для жизни или привести к наложению штрафов со стороны государственных структур.

К чему надо быть готовым:

  1. вы можете ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего не попасть в нужное место вывода;
  2. если грунт сложный и имеет большое содержание каменистых пород, то трудоемкость процесс увеличивается в разы, а иногда и вовсе делает задачу не решаемой таким способом;
  3. если для осуществления прокола потребуется официальное разрешение, то вы его, скорее всего, не получите.

Делать или не делать, решать вам, но профессиональное оборудование позволяет проводить постоянную телеинспецкию в момент, когда команда специалистов проводит бурение в горизонтальном направлении, поэтому вы сразу получаете гарантированный результат.
Как видите работа не простая и быстрее, а возможно и дешевле доверить ее специалистам.

Оставить заявку компании «BP GNB» на предварительный просчет стоимости прокола под дорогой можно здесь>>>

Прокладка трубопровода способом прокола

При прокладке трубопровода методом прокола труба оснащается специальным конусным наконечником. Это позволяет снизить силу трения и сопротивление при деформации грунта. В отдельных случаях мы можем использовать пояса с заглушкой. В том случае, если длина прокола невелика, он осуществляется открытым концом трубы.

Выбор оборудования для прокола

Для выбора количества и типа вдавливающих аппаратов мы производим расчеты, позволяющие определить необходимое нажимное усилие. Оно зависит от:

  • диаметра трубы;
  • длины прокладываемого трубопровода;
  • вида грунта;
  • особенностей ландшафта.

Усилия для прокола различны и колеблются в диапазоне 150-2000 кН. Просчитав необходимое нажимное усилие, мы сможем опредиться с типом упорной стенки в вырытом котловане и числом домкратов для силовой установки.

Необходимым оборудованием при проколе является нажимная насоснодомкратная установка. Она представляет собой размещенные на общей раме гидравлические домкраты ГД-170 (один или два спаренных) с усилием до 170 тс на каждый. Штоки домкратов имеют большую амплитуду хода – до 1,15-1,3 м.

Домкратную установку помещают на дно рабочего котлована – из него и будет вестись прокол. Недалеко от котлована находится гидравлический насос с давлением до 30 МПа, иначе 300 кгс/см2.

Ход работы

Сам процесс прокола представляет собой циклическое вдавливание – домкраты поочередно переключают на прямой и обратный ход. Воздействие на трубу осуществляется через наголовник зажимными хомутами, шомполами или сменными нажимными патрубками.

Используя патрубки длиной от 1 до 4 м, полностью вдавив трубу на длину хода штока, его возвращают в начальное положение и в образовавшийся проем размещают патрубок двойной длины.

Этот процесс повторяется, пока прокол первого звена трубопровода не будет завершен (обычно он составляет 6 м). После этого к нему присоединяют следующее звено и операция повторяется.

Прокол с применением шомпола

Шомпола – это трубы с боковыми отверстиями. Расстояние между этими отверстиями определяется длиной хода штоков домкрата. Шомпола делятся на два вида: внутренние (движутся внутри кожуха и имеют меньший диаметр, чем прокладываемая труба) и наружные (охватывают кожух с внешней стороны).

В процессе проталкивания первого звена, с обратным ходом штоков, назад одновременно выдвигается и шомпол. Стержень переставляют в следующее отверстие и действия повторяются до полного вдавливания звена. Приварив следующее звено его вдавливают при помощи этого же шомпола.

Обычно, мы осуществляем прокол трубопроводов с использованием домкратов в глинистых и песчаных грунтах, не имеющих твердые включения.

Особенности работы различных установок

пневматические пробойники различного диаметра типа
Пневматические пробойники различного диаметра типа «Крот»
  • Установка ГПУ-600. При прокладке способом прокола труб диаметра от 104 до 630 мм, длина которых до 80 м, на грунтах I-IV групп (без крупных твердых включений) мы используем установку ГПУ-600. Ее принцип работы называют «шагающими домкратами». Сначала гидродомкратами на 1,2 м (длина хода штока) рабочие проталкивают подвижную нажимную плиту с трубой, включив маслостанцию. Завершив рабочий цикл обратным ходом домкратов освобожденный подвижный цикл подтягивают следом за прокладываемой трубой. Эти операции повторяются до внедрения первого звена в грунт. Затем салазки с домкратами, подвижной упор и нажимная плита принимают исходное положение. После этого мы монтируем следующее звено трубопровода и процесс повторяется.
  • Установка Главмосстроя. Трубы диаметром от 209 до 426 мм в грунтах I–IV групп (независимо от влажности) на длину до 45 м целесообразно разместить с помощью установки Главмосстроя — она работает по тому же принципу «шагающих домкратов», что и ГПУ-600.
  • Грунтопрокалыватели и пневматические пробойники типов ИП-4605, ПР-400 (или СО-134), ПР-60 (или СО-144) и ИП-4603 применяются нами для прокладки труб диаметром от 63 до 400 мм закрытым методом. Пневмопробойники типа «Крот» позволяют создавать скважины любых видов (открытые/закрытые, наклонные/горизонтальные) с уплотненными стенками длиной до 40-50 м. Ударник, находящийся в корпусе, под воздействием сжатого воздуха осуществляет возвратно-поступательные движения по корпусу пневмопробойника, который является его рабочим органом, таким образом вбивая его в грунт.
  • Гидропрокол. Используя кинетическую энергию водного потока мы можем прокалывать трубы способом гидропрокола. При этом струя воды, выходящая из специальной насадки на передней части трубы размывает отверстие до 500 мм в диаметре. В нем и прокладываются трубы. Расход воды рассчитывается с учетом напора, скорости струи и типа грунта. Данный способ имеет свои особенности: ведение работ упрощается и повышается до 30 м/смену скорость образования скважины, но при этом возможно появление отклонений от проектной оси и протяженность проходки не может превышать 20-30 м. При этом усложняются сами условия работы – загрязняется рабочий котлован.

Установки прокола для сложных грунтов

Прокладывая трубы в плывунных, несвязных супесчаных и песчаных грунтах, ускорить процесс возможно способом вибропрокола. В спецустановках этого способа используют возбудители колебаний, направленных продольно.

Вибропроколом прокладывают трубы до 500 мм диаметром на максимальную длину от 35 до 60 м, скорость проходки при этом составляет до 20-60 м/ч. Этим же способом можно и извлекать трубы из грунта.

Ориентируясь на большую эффективность, мы, чаще всего, используем установку УВВГП-400 конструкции ВНИИГС. Принцип действия таков: кожух с наконечником на одной стороне, другой стороной размещают в ударной части вибромолота. Подчиняясь ударным импульсам, подкрепленным статическим вдавливанием пригрузочным полиспастом, труба продвигается в грунте.

Для осуществления прокола мы также можем применять виброударную установку УВГ конструкции МИНХиГП им. Губкина. Она подходит для прокладки способом виброударного продавливания кожуха от 530 до 1020 мм в диаметре, при обычном проколе – для труб 530 мм в диаметре.

Замена старых труб в трубопроводе

Используя пневмопробойники мы можем менять старые трубопроводы. Пневмопробойник работает в качестве ударного механизма, который крепится к переднему торцу стальной трубы при помощи специального приспособления.

Принцип несложный: первую новую секцию стыкуют с удаляемым участком трубопровода (если диаметры различаются, то используют конический переходник) и по мере выхода старую трубу обрезают.Также с помощью пробойника можно доставать из грунта трубы до 800 мм диаметра. Длина извлекаемых труб будет зависеть от сцепления грунта и поверхности трубы.

Специалисты нашей компании могут заменять трубы на новые с большим диаметром.

У Вас возникли вопросы?

Связаться с нами вы можете:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *