Как сделать имитацию воды из эпоксидной смолы, основные принципы
Мастера, работающие с эпоксидной смолой, не перестают удивлять нас своими шедеврами. Казалось бы, сфера применения этого неказистого материала давно уже изучена, но с течением времени появляются все новые и новые, причем самые неожиданные идеи. Сейчас речь пойдет не о конкретном изделии, а о целом направлении. Оно развивалось постепенно, так как основывалось исключительно на опыте любознательных экспериментаторов. Это направление, в котором имитируется вода, водоемы и все то, что с ними связано.
Вода — одна из природных субстанций, стихий, на которую, согласно известной поговорке, можно смотреть вечно. Кстати, поговорка, пришедшая к нам из Англии, начинается так: «There are three things you can watch forever: fire, water…».
Кто автор этого перла и как заканчивается фраза, никто доподлинно не знает. Тем не менее, мы соглашаемся уже с первой частью высказывания. Действительно, картины, на которых изображены водоемы, погружают нас в атмосферу некой эйфории, заставляя безотрывно любоваться природной красотой, поражаясь ее одновременному спокойствию и мощи.
Изделия с водоемами
Эпоксидная смола не просто позволяет с легкостью сделать имитацию водоема или сосуда с водой. Такие инсталляции если не самые многочисленные, то популярные.
- Во-первых, эпоксидная смола в первозданном виде имеет такие же оптические показатели, как и вода. Она бесцветна и прозрачна, поэтому, собственно говоря, ничего выдумывать не нужно.
- Во-вторых, остается только подчеркнуть тематику и внести определенный декор, чтобы «безжизненное» вещество превратить в подводное царство.
Проходя через толщу воды, солнечные лучи рассеиваются так, что красный участок спектра излучения отсекается и нам в глаза попадает преимущественно коротковолновое излучение. Поэтому воду мы видим голубой, а на картинах рисуем в синих тонах. При этом, она не теряет своей прозрачности. Еще один прием, позволяющий сделать воду из смолы – добавить синий краситель.
Часто можно наблюдать море или океан в период его волнения. Во время шторма на берег выбрасываются мощные волны, которые, разбиваясь, превращаются в пену, что тоже можно запечатлеть. В помощь придут навыки рисования, белая краска и строительный фен. Высшим пилотажем считаются работы, в которых присутствует натуральная пена (отдельные участки смолы вспениваются). Есть еще несколько приемов, подчеркивающих водную тематику, но они будут раскрыты немного позже. Пока же следует остановиться на том, какие изделия из смолы содержат в себе водоемы.
Прозрачная эпоксидка может быть использована лишь при создании небольших объемов. Здесь имеется в виду, что из такого материала делают линзы, кулоны, подвески, внутри которых застыли ракушки, водоросли или рыбки. Также прозрачную смолу уместно применять, если необходимо сделать мини пруд. Он размещается в столешнице, на отдельно панно, на барной стойке, в сиденье стула или табурета. Словом, все зависит от замысла мастера.
Полезно узнать > Оригинальное решение для интерьера — стол-река из эпоксидной смолы
Если вода – всего лишь украшение, то есть, дополнительный атрибут, значит ее имитируют доступным способом в любом изделии из эпоксидки. Если же имитация воды из эпоксидной смолы является самоцелью, то для творчества выбираются картины, декоративные панели, а многие заливают пруд в специальную керамическую посуду и в таком виде оставляют застывшую смолу.
Подкрашенная смола больше подходит для заливки столешниц. На больших площадях можно создавать целые диорамы. В качестве декора используются натуральные материалы (камень, песок, ракушечник).
Отдельную категорию представляют собой столешницы с имитацией реки. Рисование картин эпоксидной смолой часто сводится к созданию абстракций, так как управлять слоями смолы очень сложно. В этой абстракции морская тематика занимает премиальное место. Любое сочетание белого и синего цвета уже дает ассоциации, связанные с морями и океанами.
Линзы с водой
Приведем несколько примеров, как создаются шедевры. Это не мастер-класс, а всего лишь обзор, поэтому, несмотря на кажущуюся простоту выполнения работ, заниматься творчеством из эпоксидки очень сложно. Многие предпочитают купить готовые шедевры. В данном пункте мы рассмотрим ряд поделок, принцип создания которых предполагает заливку прозрачной смолы в силиконовый молд.
Главная задача мастера заключается в том, чтобы подобрать подходящий декор и разместить его внутри линзы. Такие элементы морской тематики, как камешки, ракушки или пластмассовые рыбки в жидкой смоле осядут на дно, поэтому в процессе заливки их различными способами стараются удержать на весу.
Если камешки и ракушки и должны находиться на дне, то морские обитатели (искусственные, естественно) создают эффект плавания. Для этого потребуется послойная заливка.
Мини пруд с рыбками
Данное изделие пользуется необычайной популярностью. Причем эта популярность растет как среди покупателей, так и среди самих мастеров. Приведем пример, позволяющий реализовать одну из идей. Главная сложность, с которой предстоит столкнуться мастеру, заключается в том, что необходимо создать объемную фигуру рыбки. Здесь есть два принципиальных подхода. Первый предполагает рисование, а второй – наклеивание готовых картинок. Сам же алгоритм работ практически не меняется.
Полезно узнать > Какие бывают и как делаются рукояти для ножей из эпоксидной смолы
- Сначала заливается первый слой смолы. В него укладываются камешки, ракушки, песок, растительность и прочий подобный декор.
- Чтобы сделать или нарисовать рыбку в объемном виде, необходимо ее мысленно «рассечь» горизонтальными плоскостями на разной высоте. Например, первое сечение выполняется на уровне брюшных плавников, второе – на уровне боковой линии, а третье – на уровне спинного плавника. Каждое сечение прорисовывается в отдельном слое смолы. Сначала рисуются грудные и брюшные плавники. Чтобы они заняли свое место, необходимо разметить их расположение с помощью заранее приготовленного шаблона в форме рыбки. Затем сверху заливается слой смолы толщиной 0,5-1 мм.
- После застывания слоя рисуется корпус, голова и хвост. Снова следует заливка слоя. В верхнем слое может прорисовываться хвост и спинной плавник. Здесь четкого разделения нет. Необходимо понимать, что чем больше сечений сделано, тем более качественной получится объемная фигура. Если одни рыбки начнут формироваться со второго слоя, в другие – с третьего или с четвертого, то возникнет иллюзия, что они плывут на разной глубине.
К сожалению, не каждый обладает художественными данными, тем не менее, рыбки в эпоксидной смоле – поделка, доступная всем. Можно в интрнет-магазине заказать заготовки в виде наклеек и приступать к заливке. Эти наклейки уже вырезаны по контуру. Остается только формировать слои смолы.
Считается, что более качественным является изображение, полученное при помощи красок и кисточки. Если при покупке шаблонов придется согласиться с предложенным числом слоев, то рисунком можно добиться потрясающего эффекта.
Стол-река
Данный прием реализуется в изготовлении столешницы. Принцип его заключается в том, что основу столешницы составляют два слэба, то есть, продольного спила ствола дерева, которые уложены на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между слэбами заполняется подкрашенной в синий цвет смолой. Финишная заливка производится прозрачной эпоксидкой.
Слэбы имитируют берега, а синяя прослойка – реку. Для более красочного образа края слэбов украшают песком или ракушками. В этом плане существует множество вариаций. Точно так же создаются и стоячие водоемы. Если добавить растительность, то можно получать картины озер и прудов.
К рассмотренной категории изделий следует отнести и композиции с изображением морских глубин. Принцип остается тем же, но определенная вариация позволяет коренным образом изменить визуальное представление. Суть заключается в том, что спилы древесины или листы фанеры выкладываются послойно так, чтобы каждый более верхний слой был по площади меньше предыдущего нижнего. Таким образом, формируется некое подобие морского каньона.
Полезно узнать > Какие изделия в настоящее время изготавливаются из эпоксидной смолы
Смола заливается отдельными порциями. Чем больше имитируемая глубина, тем темнее должен быть оттенок. Результат похож на картину распределения глубин в географических картах, но искусственные каньоны добавляют композиции реалистичности.
Картины
Из эпоксидной смолы можно создавать настоящие произведения искусства. Техника Resin Art, известная, как рисование эпоксидной смолой, позволяет художникам проявить свое творчество. При использовании более вязкого материала мастер может накладывать слои смолы разного цвета, не опасаясь перемешивания пограничных участков. Такие свойства компаунда натолкнули на мысль о создании картин.
Зачастую формирование изображений не требует наличия особых художественных навыков. Необходимо только лишь понимать сочетание цветов.
Само же изображение получается абстрактным, но встречаются и картины вполне реалистичные. Морская тематика в искусстве Resin Art стала доминантным направлением.
Море заливается эпоксидной смолой, подкрашенной в синий цвет. Берег насыпается мелким песком с ракушками. Имитация волн у берега достигается путем нанесения разводов белой краской или вспенивания смолы на отдельных участках. Более профессиональные мастера создают рельефные картины. В них не просто прорисовываются волны, но и видна на поверхности их форма. Подручным инструментом для рисования картин служит фен. Поток горячего воздуха подогревает смолу и одновременно приводит в движение подкрашенные слои. Нагоняя один цвет на другой, можно получать различные эффекты.
Получение реалистичных диорам
Очень интересно смотрятся изделия, представляющие собой диораму, на которой вода имитирована настолько реалистично, что порой забываешь о природе ее происхождения.
Сначала из пластилина изготавливается клише. На поверхности плиты формируется рельеф в виде волн.
Волновая поверхность может быть представлена в виде прямых линий или окружностей. Затем на это клише заливается гипсовый состав. После его застывания заготовка окрашивается в зелено-коричневый цвет. Именно этот цвет имеет вода в реальном пруду, луже или болотце.
Момент истины наступает после заливки смолы. Сначала она образует ровную поверхность, но после того, как она начинает застывать, основу немного наклоняют, и смола стекает к одному из краев заготовки, повторяя очертания волновой поверхности.
Если эпоксидка будет слишком жидкой, то она снова образует горизонтальную гладь. Необходимо «подловить» такой момент, чтобы смола приняла волнообразный рельеф и застыла в этом состоянии.
Как сделать миниатюрный домашний водопад – флорариум
Свой, небольшой водопад в доме это конечно прекрасно. Но есть люди, которые не готовы смириться с такими неудобствами как: повышение влажности в комнате, постоянный шум от падающей воды, постоянная чистка водопада от пыли и отложения солей. Ну, и не забываем в какую стоимость обойдется этот водопад.
Но можно пойти другим путем и одним махом избавиться от всех перечисленных неудобств. При этом потратив минимум средств на его изготовление.
Для изготовления миниатюрного водопада своими руками нам понадобится
— широкая и высокая стеклянная колба
— пластиковая или глиняная миска для цветов, диаметром меньше чем колба
— обрезки пенополистирола толщиной 2-3см, неважно какого цвета
— острый нож (строительный или канцелярский)
— жидкие гвозди или термопистолет (любой клей предназначенный для склейки пенопласта)
— акриловая краска
— прозрачная пластиковая бутылка
— зубочистки
— эпоксидная или полиэфирная смола
В качестве посадочного материала в террариум можно использовать
— земля для растений, желательно удобренная
— гравий, галька, камни
— древесный уголь
— синтетическая ткань, фильтр от кофе, сетка
— растения: Мох, Плауновые, Гипоэстес листоколосниковый, Можжевельник чешуйчатый, Фикус карликовый, фиттония.
Изготовление флорариума — водопада
В миске, которую мы подготовили, начинаем укладывать обрезки пенопласта таким образом, чтобы внешне это получилась скала, со своими отвесами, каскадами и бассейнами где собирается вода.
Слои пенопласта склеиваем жидкими гвоздями или термопистолетом, а для дополнительной надежности все протыкаем их зубочистками.
Для того, чтобы создать реалистичную структуру камней, для наглядного примера, необходимо иметь при себе немного найденных камней. После чего острым ножом, режем пенопласт, придавая ему структуру настоящих камней.
После того как работы с ножом окончены, можно приступать к покраске. Чтобы все было реалистично, перед собой необходимо иметь несколько камней, притом, стоит учесть, что многие камни выглядят более ярко, если их смочить с водой.
Теперь, используя наглядный пример, можно подбирать краски по цвету и оттенку. Вначале вся скала толстым слоем краски окрашивается в серый цвет. Ну а потом, приступаем вносить реалистичность.
Сухой кистью (небольшим количеством краски на кончике кисти) растираем более темные и более светлые тона краски, (выступающие части камней светлей, а трещины и впадины темнее). Здесь нет ни каких правил. В некоторых местах, растираем зеленой краской имитируя мох.
Поскольку водопад у нас не настоящий, необходимо имитировать падение воды. Для этих целей нам понадобится прозрачная пластиковая бутылка, из которой вырезаем ровную полоску пластика и с одной стороны делаем вырезы напоминающие струи воды. Чтобы закрепить пластиковую полосу на выступах скалы, один край разогреваем над свечей и делаем загиб.
Но, помимо падающей воды, необходимо создать имитацию самой воды в бассейнах. Для этой цели нам понадобится эпоксидная или полиэфирная смола. Смолу лучше всего использовать прозрачную.
Смолу разводим согласно инструкции и заливаем в бассейны. Ничего страшного если при заливке смолы образуются маленькие пузыри, ведь в реальности они тоже присутствуют.
Дополнительно, по краю бассейна можно выложить маленькую гальку, а по центру разместить крохотные фигурки рыб.
На пластиковые полоски, которые играют роль падающей воды, толстым слоем наносим любой прозрачный клей, либо ту же самую эпоксидную смолу. Это необходимо для придания объема струям воды.
Водопад готов, теперь приступаем к посадке растений
Первым делом, в миске укладываем слой гравия толщиной 2-3см, и бросаем горсть древесного угля в качестве сорбента.
Чтобы почва не смешалась с гравием, в качестве барьера используем синтетическую ткань или кофейный фильтр.
Ткань желательно увлажнить, чтобы она плотно прилегала к гравию.
Сверху насыпаем земли, желательно чтобы земля была удобренная.
Когда основа готова, теперь можно установить нашу скалу — водопад, и приступать к посадке растений.
Где и какие растения садить, это вы можете руководствоваться собственной фантазией.
После посадки растений, флорариум накрывается стеклянным колпаком. В данном случае, стеклянный колпак служит защитой от пыли и создает повышенную влажность внутри флорариума, что благоприятно действует на растения
Пошаговое руководство по изготовление стола-водопада с использованием эпоксидной смолы Z-Mass Epoxy
Необычные предметы интерьера возможно сделать своими руками из доступных материалов. Вниманию читателя предлагается подробная инструкция по изготовлению стола-водопада из древесины и эпоксидной смолы на металлическом каркасе. Необрезная доска будет служить берегами, а водная поверхность имитируется подкрашенной эпоксидной смолой. Такое сочетание в готовом изделии дает потрясающий эффект, в результате выполненных работ вы получите уникальную вещь, способную украсить любое помещение.
Инструменты и расходные материалы
Для реализации проекта по изготовлению стол-река потребуется оборудованная мастерская или помещение с электроснабжением и хорошей вентиляцией. Основные работы выполняются с использованием следующих инструментов:
- Дисковая митральная пила.
- Циркуляционная пила.
- Сварочный инвертор.
- Станок строгальный или рубанок электрический.
- Машинка шлифовальная.
- Дрель электрическая или шуруповерт.
- Струбцины винтовые.
- Измерительный инструмент: шнур тонкий или леска, длинная металлическая линейка, рулетка, угольник, строительный уровень.
Для изготовления необходимой оснастки и собственно стола-водопада потребуются следующие расходные материалы:
- Доска необрезная из древесины хвойных или лиственных пород, достаточно большого размера толщиной не менее 30 мм.
- Быстросохнущий эпоксидный грунт MyEpoxy Primer 2K.
- Смола эпоксидная двухкомпонентная, в нашем случае Z-Mass Epoxy.
- Пигмент красящий металлический зеленый и синий, а также небольшое количество алюминиевой пудру.
- Труба профильная квадратного сечения 25×25 мм.
- Лента герметизирующая.
- Двухкомпонентное бесцветное масло для пропитки.
Технология изготовления упомянутого стола-водопада сравнительно несложная, но требует точно следования данной инструкции и выполнения следующих операций:
- Подготовка деревянной основы для столешницы.
- Устройство формы.
- Расчет необходимого количества эпоксидной смолы и заливка формы.
- Изготовление металлического каркаса для стола.
- Очистка, грубая и чистовая обработка заготовки стола-водопада.
- Разрез заготовки и стыковка столешницы под прямым углом.
- Сборка и финишная обработка поверхностей.
Этап 1. Подготовка деревянной основы для столешницы
В качестве материала для наружных кромок стола подойдет любая доска с необрезанными краями достаточной толщины. Она может иметь неглубокие дефекты и трещины. В первую очередь очищаем ее от коры и загрязнений и производим разметку линии разреза.
Для удобства выполнения данной операции используем тонкий шнур и длинную металлическую линейку.
Последняя во избежание смещения фиксируется при помощи струбцин и служит направляющей для митральной дисковой пилы при разрезании заготовки.
Пропускаем обе части доски через строгальный станок и путем многократного фрезерования добиваемся нужной толщины.
При помощи циркуляционной пилы укорачиваем обе заготовки до нужной длины.
Используя электрическую шлифовальную машинку, производим грубую обработку поверхностей, особое внимание уделяем непрочным осыпающимся участкам.
Заполняем трещины в древесины быстросохнущим эпоксидным грунтом MyEpoxy Primer 2K при помощи деревянного шпателя и выдерживаем ее до отверждения. Это необходимо для стабилизации кромки и исключения возможности утечки смолы во время заливки.
Этап 2. Устройство формы
Переходим к изготовлению необходимой оснастки. Нам потребуется форма для заливки основу, которой составляет лист ламинированной фанеры, OSB или ДСП и четыре деревянных планки для рамки.
Чтобы избежать контакта эпоксидной смолы с материалом формы все ее внутренние части оклеиваем герметизирующей лентой (скотчем) или обрабатывают специальными разделительными составами.
Сборку приспособления осуществляем при помощи саморезов, стыки дополнительно уплотняем акриловым герметиком (именно акриловым). Это позволит избежать вытекания смолы.
Внутрь формы укладываем обе части заготовки таким образом, чтобы криволинейные поверхности были обращены друг к другу.
Закрепляем обе половинки внешних кромок столешницы в форме при помощи саморезов или струбцин. Тем самым исключается возможность перемещения заготовок друг относительно друга.
Выставляем форму строго горизонтально при помощи строительного уровня, положение оснастки в пространстве контролируем в продольном и поперечном направлении.
Этап 3. Расчет необходимого количества эпоксидной смолы и заливка формы
Приступаем к одной из самых интересных операций: к непосредственному изготовлению столешницы.
Производим расчет необходимого объема эпоксидного компаунда для чего выполняем следующее действия:
- Делим заготовку на несколько частей (от 4 до 8) в пределах, которых кривые линии берегов реки практически прямые. В результате у нас образуется некоторое количество трапеций.
- Измеряем длины их оснований — расстояние между кромками заготовок для каждой из частей, складываем их и делим на два. Результат умножаем на высоту трапеции (расстояние между основаниями) в итоге получаем площадь геометрической фигуры.
- Суммируем площади всех частей и умножаем на толщину доски-заготовки.
Результат произведения и является необходимым объемом эпоксидной смолы. С учетом погрешности наших вычислений и возможных потерь увеличиваем данную цифру примерно на 15%.
В двух емкостях разводим эпоксидную смолу Z-Mass Epoxy — соотношение основы и отвердителя 2 к 1. В одну часть добавляем синий, в другую зеленый пигменти тщательно перемешиваем. В обе емкости дополнительно вводим небольшое количество алюминиевой пудры для придания руслу реки особого оттенка.
Берем обе банки и одновременно вливаем их содержимое в промежуток между заготовками, закрепленными в форме и имитирующими берега реки. При этом происходит смешивание эпоксидной смолы, окрашенной в разные цвета, что дает потрясающий эффект. Оставляем столешницу в покое на 72 часа для отвердения.
Этап 4. Изготовление металлического каркаса для стола
Следующий шаг связан с выполнением сварочных работ, для чего необходимы определенные навыки. Берем стальную трубу квадратного сечения и отмеряем при помощи рулетки семь отрезков для каркаса: три парных детали и одну перемычку. Разрезаем заготовки при помощи угловой шлифовальной машинки (болгарки).
При помощи наждака обрабатываем края деталей от заусенец.
Соединяем элементы каркаса между собой при помощи инверторного сварочного аппарата в пространственную конструкцию. Высверливаем монтажные отверстия, очищаем каркас, обезжириваем, грунтуем и окрашиваем в матово-черный цвет.
Этап 5. Очистка, грубая и чистовая обработка заготовки стола-водопада
По завершении процесса отвердения эпоксидной смолы разбираем рамку. Выкручиваем саморезы, крепящие основу формы к столешнице, отделяем ее от заготовки при помощи ножа и металлического шпателя.
На нижней стороне столешницы мы наблюдаем затекание смолы между нею и основанием.
Пропускаем полученную плиту через строгальный станок и выравниваем ее фрезерованием. Данную операцию можно выполнить при помощи ленточной шлифовальной машинки с крупнозернистым наждаком.
Выявленные после грубой обдирки поверхности дефекты на лицевой и изнаночной поверхности заполняем быстросохнущей окрашенной эпоксидной смолой Color Cast Epoxy.
Обрезаем края заготовки при помощи циркулярной пилы.
После этого производим шлифовку всех плоскостей плиты, постепенно уменьшая зернистость абразива от 180 до 600.
Этап 6. Разрез заготовки и стыковка столешницы под прямым углом
Вновь возвращаемся к циркулярной пиле, наклоняем диск под углом в 45° и фиксируем его в таком положении.
Разрезаем столешницу на две части большая из них будет верхней частью водопада, меньшая — нижней. Последнюю разворачиваем на 180° и делаем еще один разрез, что позволит нам состыковать детали под прямым углом.
Во избежание утечек клея при соединении поверхностей вдоль обрезов наклеиваем скотч.
При помощи струбцин закрепляем верхнюю часть столешницы к верстаку вместе с фиксирующими уголками. Промазываем обрез быстроотвердевающей эпоксидной смолой, стыкуем ее с нижней частью водопада и в таком положении фиксируем при помощи второй пары струбцин.
Этап 7. Сборка и финишная обработка поверхностей
После выдержки промежутка времени необходимого для полного отвердения эпоксидной смолы и вынимаем практически готовую столешницу из зажимов.
Обрабатываем все поверхности двухкомпонентным маслом Rubio Monocoat Zero VOC 2 в несколько слоев. Данный состав придает и древесине и эпоксидной смоле особый оттенок.
С использованием струбцин и аккумуляторного шуруповерта прикручиваем, сделанную нами заготовку к металлическому каркасу. Работы завершены и у нас получился стол-река с водопадом из окрашенной эпоксидной смолы и деревянными кромками.
Характеристики проекта
Дата | 01.12.2020 |
Автор | Polymer System |
Железнодорожное моделирование: имитация воды
Для создания реалистичной воды используют самые разнообразные методы. К сожалению, многие из них дают весьма посредственные результаты. Пожалуй, нет ничего хуже, чем использовать в макете простой кусок рифлёного стекла. В большинстве случаев это будет не имитация воды, а только её обозначение.
Многие фирмы выпускают специальные материалы для имитации воды, вроде жидкости для создания искусственных водоёмов марки NOCH. Однако львиная доля таких спецматериалов приносит больше вреда, чем пользы.
Многие из них не застывают полностью после нанесения на поверхность, и остаются липкими даже спустя несколько дней. В результате, ваши искусственные реки и ручейки собирают на своей поверхности всех мух, прилетевших полюбоваться на макет.
Ничуть не лучше обстоят дела с материалами, которые требуют разогрева, чтобы перейти в жидкое состояние. Можно представить себе, во что они превратятся, когда наступят жаркие летние деньки. В этом случае для спасения макета понадобится хорошо кондиционируемое помещение с защитой от прямых солнечных лучей. Далеко не каждый моделист может обеспечить такие условия, да и стоит ли так суетиться из за неудачных материалов?
Ещё одна распространённая проблема заключается в том, что на поверхности миниатюрных водоёмов довольно быстро скапливается пыль, первоначальных глянец тускнеет и характерный блеск водной поверхности теряется. Если «вода» выполнена из твёрдого материала, можно просто очищать её время от времени с помощью небольшой щётки или кисточки с мягким ворсом. Но, время от времени, всё равно придётся обновлять глянцевое покрытие, чтобы вода выглядела «влажной».
Как известно, натуральный цвет воды – светло-голубой. Его она заимствует у неба, которое в ней отражается. Однако её внешний вид на макете во многом зависит от типа местных почв и различных отражений. К примеру, множество рек имеет отнюдь не голубой, а весьма экзотический оттенок. Традиционный пример – Хуанхе, жёлтая река. Не менее ярким примером выступает река Платт, которая находится на территории американских штатов Колорадо и Набраска. Местные жители говорят, что она слишком грязна для питья и слишком мелка для судоходства. Вода в ней имеет характерный зелёно-коричневый оттенок.
Нередки случаи, когда основная часть реки является относительно чистой, но на некоторых участках, как, например, в месте слива сточных вод какой-нибудь фабрики или в точке слияния с другой рекой, вода меняет свою окраску, и имеют место различные цветовые эффекты.
Все эти нюансы следует учитывать, когда разрабатываешь макет и планируешь украсить его реалистичными водоёмами, характерными для избранной местности.
Для моделирования таких водоёмов можно использовать ряд эффективных техник, которые дают весьма реалистичный результат и позволяют избежать многих проблем, которые были упомянуты выше.
Настоящая вода
Большинство моделистов считает, что настоящая вода плохо подходит для создания водоёмов в масштабе, и в большинстве случаев с ними трудно не согласиться. Однако из этого правила есть и редкие исключения. Ярким примером удачного использования настоящей воды является знаменитый макет немецкой железной дороги Rügensche Kleinbahn в масштабе 009, получивший массу наград на различных выставках.
Данная диорама включает в себя железнодорожную паромную переправу, которая осуществляется по настоящей воде. Весь макет выглядит достаточно реалистично, и вода только добавляет ему привлекательности, не говоря уж о функциональности.
Основные нюансы, которые приходится учитывать при работе с настоящей водой – это правильная окраска дна реки, а также герметичность всей конструкции, не допускающая утечки воды. Если всё правильно организовать, может получиться весьма интересный макет. Главное – заранее предусмотреть систему слива. В том же макете Rügensche Kleinbahn дно водоёма оборудовано небольшой резиновой заглушкой. В конце каждой выставки вода сливается через неё в специальный контейнер.
Стоячая вода
Приступая к созданию водоёма со стоячей водой, сначала следует подготовить его дно, произвольно раскрасив поверхность коричневыми и зелёными оттенками. Дальше моделируются берега. Для этого подойдут различные водяные растения, например прибрежные заросли тростника и различные типы мхов. Как уже было сказано выше, мы не рекомендуем использовать специальные материалы для имитации воды. Они, как правило, требуют массы времени для полного затвердевания, а чаще всего так и остаются мягкими и липкими.
Гораздо лучше использовать для этих целей прозрачную двухкомпонентную эпоксидную смолу, имеющую период затвердевания около часа. Эпоксидная смола часто входит в состав наборов для авиамоделирования и представляет собой очень надёжный и долговечный материал. Неплохой альтернативой эпоксидной смоле является эпоксидный лак. Его несложно найти в строительных магазинах. К примеру, эпоксидный лак TIKKURILA, застывает немного дольше смолы, но выглядит ничуть не хуже.
Первым делом заливаем основной объём эпоксидки в водоём. Пока «вода» не затвердела, её нужно хорошенько распределить и разгладить при помощи подручных инструментов, доведя до желаемых берегов. Необходимо, чтобы поверхность была гладкой, ровной, не содержала видимых искривлений.
Далее нам понадобятся дополнительные слои эпоксидки, чтобы придать водоёму ощущение глубины. В процессе наложения слоёв нужно следить, чтобы в эпоксидной смоле не образовывались пузыри. Желательно, чтобы каждый новый слой был в толщину не больше 1 мм.
Чтобы продемонстрировать этот метод на практике, применим его в моделировании старой морской пристани.
Моделирование пристани
Стена пристани моделировалась с помощью материалов от Wills Kits, предназначенных для создания фахверка. Кирпичная кладка дока сильно изношена, так как он постоянно использовался для разгрузки угля. Верхний край стены находится на уровне головки рельса. На поверхности кирпичной кладки следует наметить линию прилива. Однако морские водоросли и ракушки мидий следует наносить только после монтажа деревянных балок.
Если вы хотите добиться, чтобы балки выглядели действительно старыми и потемневшим от времени, можно использовать для этих целей специальный фермент лигниназу – он удаляет лигнин, составляющий основу древесины, и способствует её быстрому гниению. После тщательной обработки деревянных деталей ферментом, хорошенько промойте их в воде. Через некоторое время они приобретут желаемый вид старого, полусгнившего дерева. Если вы используете в качестве материала бальзу, настоятельно рекомендуем использовать фермент целлюлазу, активно разрушающий целлюлозу. Оба этих фермента продаются в специализированных магазинах химических реактивов.
Для повышения реалистичности рекомендуем предварительно проделать в обрабатываемых деревянных деталях крупные трещины. Также можно обработать их поверхность проволочной щёткой, чтобы сделать поверхность шероховатой и добиться характерного эффекта изношенности.
После обработки ферментами деревянные детали раскрашиваются матовой чёрной краской, а затем обрабатываются сухими пигментами подходящих оттенков. Дерево стоит окрашивать, в основном, в коричневые оттенки, кроме тех фрагментов, которые испытали на себе влияние древесного креозота.
После того, как конструкция собрана, в деревянной обшивке проделываются с помощи стоматологического крючка дырки от гвоздей. Затем на поверхность балок наносятся следы ржавчины. На нашем макете один пояс обшивки сломался, и гвозди остались в вертикальной свае.
Далее на поверхность пристани накладываются морские водоросли. Здесь можно использовать тонкую полоску зелёной ульвы, проходящей по границе между водой и сушей, прибрежные водоросли фукус (Fucus vesiculosus), а также красные водоросли (Chondrus Crispus), которые приклеиваются чуть ниже по уровню. Чтобы водоросли смотрелись на стене причала реалистично, нужно располагать коричневые водоросли чуть выше уровня воды.
Сначала нанесём тонкую полоску ПВА для зелёных морских водорослей. Чтобы полоска получилась ровной, можно прикрепить кисточку с клеем к куску дерева соответствующей высоты и ориентироваться при нанесении на край пристани. Не нужно жирного слоя клея – достаточно нескольких хороших мазков. Далее укладываем основу на бок и наносим на неё смесь для имитации дёрна (blended turf) от Woodland Scenics. В нашем случае это наиболее подходящий оттенок.
Как только предыдущий слой высохнет, покрываем произвольные фрагменты стены тонким слоем ПВА. Наносим на него мелкопористую серую пенку. Возвращаем основу в горизонтальное положение и аккуратно разравниваем микс ПВА и серой пены с помощью мягкой влажной кисточки. При этом, на стене должны остаться и необработанные фрагменты, дабы не нарушить реалистичности.
После полного высыхания, излишки верхних слоёв можно удалить с помощью стоматологического крючка, а затем детально обработать поверхность красно-коричневой краской. В некоторых местах можно использовать различные оттенки серого. Также коричневый цвет подойдёт для окраски «морского дна».
Если вы хотите имитировать ракушки мидий, рекомендуем использовать мелкое круглое зерно, частично окрашенное в матовый чёрный и приклеенное в нужных местах.
В зелёные и серые тона «морское дно» можно раскрашивать ещё до высыхания предыдущего слоя. Если вы планируете использовать для воды прозрачное покрытие, вам стоит учесть, что глубина воды в этом месте совсем маленькая, и корабли постоянно трутся днищем о дно, оставляя глубокие отметины. Некоторые из них могут быть хорошо различимыми, представляя собой отпечаток киля или след от руля. Там, где киль касался дна по всей длине, стоит нанести более тёмные линии.
Саму воду имитируем с помощью двухкомпонентной эпоксидной смолы. Она застывает до твёрдого состояния в течение всего двух часов и служит прекрасной основой для следующих слоёв. Можно разгладить её, нанеся немного эпоксидки на водоросли, чтобы имитировать влагу. Поверх основы рекомендуем положить ещё три слоя (каждый по 1 мм в толщину). Также можно имитировать морскую рябь, обработав верхний слой с помощью кисточки, пока смола не начала застывать.
Быстрые реки
Моделирование стремительных потоков мы рассмотрим на примере небольшой английской реки, Восточный Лин.
Восточный Лин представляет собой весьма шуструю реку, особенно в сезон дождей. В ходе весеннего разлива русло реки наполняется стволами деревьев и крупными валунами. Кое-где берега несут на себе следы разрушений. На изгибах русла скапливается галька.
Сначала русло реки покрывается слоем ПВА. Поверх него насыпаем слой щебня из набора Woodland Scenics. Щебень укладываем непосредственно в русло реки, вдавливая камешки в клей.
Далее окрашиваем русло в аутентичные тона (рекомендуются оттенки коричневого с небольшими вкраплениями зелёного) и даём ему высохнуть. Затем идёт первый слой «воды». Для этого используем прозрачную двухкомпонентную эпоксидную смолу. Берега и гальку следует накладывать пока эпоксидная смола ещё не засохла.
Берега моделируются с помощью шпаклёвки (рекомендуем использовать шпаклёвку Polyfilla), а вертикальные поверхности присыпаются щебнем и морским мхом, который хорошо имитирует корни деревьев и кустарника.
После того, как все компоненты помещены на свои места и раскрашены, верхний слой реки можно снабдить различными неровностями, чтобы достичь впечатления быстрого потока.
В наборах Woodland Scenics имеется целый ряд различных «водных эффектов», но, на наш взгляд, большинство из них не обеспечивает реалистичного глянца. Поэтому последний слой у нас тоже будет состоять из двукомпонентной эпоксидной смолы. Как только она начнёт застывать, поверхность можно обработать с помощью стоматологического крючка, добавив сюда белого глянца, имитирующего пену и движение. В качестве альтернативы подойдёт прозрачный силиконовый герметик, который легко формуется в соответствии с вашими предпочтениями.
Стремительный поток можно имитировать, используя смесь ПВА и небольшого количества жидкой белой краски. С её помощью можно имитировать пену в тех местах, где вода натыкается на валуны.
Водопады
В наборах Woodland Scenics имеются собственные водопады. Посмотреть, как они выглядят, можно на следующем видео:
Однако мы попытаемся сделать реалистичный водопад своими силами.
Для этого берём прозрачный силиконовый герметик и смешиваем его с небольшим количеством жидкой белой краски. Затем растягиваем небольшой кусок пищевой плёнки на гладкой ровной поверхности, наносим на неё окрашенный герметик и начинаем разглаживать его в длину. Далее формуем полученную полоску герметика, чтобы добиться нужного эффекта. Вы можете без опаски экспериментировать, так как этот материал очень дешёв. Можно даже подготовить несколько вариантов. После этого даём герметику хорошенько просохнуть (это займёт около 12 часов).
Теперь аккуратно отлепляем застывший герметик от пищевой плёнки и прикрепляем его к нужной поверхности с помощью нескольких капель жидкого герметика. Как только водопад окажется в нужном месте, покроем его верхнюю часть тонким слоем жидкого прозрачного герметика с добавлением белёсого герметика. Далее следует этап художественной обработки, в ходе которого мы имитируем реалистичные брызги и пену в нижней части водопада.
Как только всё это высохнет, можно наложить по всей поверхности реки дополнительный слой двухкомпонентной эпоксидки. В этом случае, можно использовать эпоксидный лак, накладывая его ровным слоем от начала реки – через водопад – до самого её конца.
Море или волны на озере
Море присутствует на железнодорожных моделях не слишком часто, и его имитация связана с некоторыми сложностями.
Для моделирования морского берега лучше всего подойдёт текстурное покрытие для стен и потолков (например, «Терафлекс»). Этот материал обычно используется для создания декоративных покрытий любой фактуры, в том числе с различными узорами. Текстурным покрытиям посвящены десятки статей на строительную тематику. Поэтому методы работы с ними мы здесь описывать не будем.
Текстурное покрытие накладывается на макет с помощью шпателя и затем формуется, чтобы добиться эффекта прибоя. После застывания основы, её можно раскрасить по своему вкусу, а затем покрыть глянцевым лаком.
Итак, мы убедились, что моделирование воды представляет собой весьма интересную задачу, которую несложно решить, руководствуясь простыми методами. Надеемся, что эта статья была вам полезна.
Удачной вам практики, и до новых встреч!