Как найти на аккумуляторе плюс и минус
Перейти к содержимому

Как найти на аккумуляторе плюс и минус

  • автор:

Что такое полярность аккумулятора и как ее определить?

На сайте по продаже новых аккумуляторов, просматривая ассортимент, можно наткнуться на данный пункт в описании АКБ: полярность — обратная, или полярность — прямая.

Что такое полярность аккумулятора?

Полярность аккумуляторной батареи — это расположение токовыводов (клемм) на верхней крышке АКБ относительно края корпуса батареи или его лицевой стороны.

Как она определяется?

Дело в том, что в машине аккумулятор может быть установлен по разному: боком, полубоком, клеммами от себя и клеммами к себе. На некоторых марках авто аккумулятор может быть как прямой, так и обратной полярности. Иной раз, сами автовладельцы переделывают посадочное место для аккумулятора, чтобы поставить АКБ не заводской полярности. Поэтому полярность всех аккумуляторов определяется путём разворачивания (не буквально, мысленно) АКБ клеммами ближе к себе. Далее мы смотрим, где положительный токовывод (плюс), а где отрицательный (минус). Если минус справа, а плюс слева — полярность прямая, если наоборот — обратная. Давайте закрепим наглядно, как отличить обратную полярность от прямой, когда клеммами «к себе» и «от себя» (красная клемма — плюсовая, черная — минусовая):

Теперь закрепим на примере установленного аккумулятора в машине:

Пример 1. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюсовая клемма будет слева. Значит делаем вывод: полярность – прямая.

Пример 2. Держим в голове правило: клеммами «к себе». Плюс справа, значит полярность – обратная.

Пример 3. Мысленно разворачиваем АКБ к себе. Плюс будет справа, значит полярность обратная.

Пример 4. Клемма с края корпуса АКБ. Плюс слева. Полярность прямая.

Пример 5. Если аккумулятор развернуть клеммами ближе к себе, плюс будет справа. Полярность обратная.

Зная полярность аккумулятора для вашей машины, вы экономите время при выборе нового АКБ и избавляете себя от потери времени на возврат, если случайно купили батарею с неподходящей полярностью. И не забудьте, что полярность аккумулятора определяется при расположении клемм «ближе к себе». Удачи!

  • О компании
  • Помощь
  • Адреса и контакты
  • Партнерская программа
  • Вакансии
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

Рейтинг на Маркете

Наш рейтинг на Яндекс.Маркете

Какая разница между полярностями плюс и минус?

В начале XIX века авторитетнейший французский физик Андре Ампер внушил всему миру, что направление тока определяет движение положительного заряда от «+» к «-». Через 70 лет ирландский ученый Уильям Томсон, открыл отрицательный электрон, доказал его эксклюзивность на перенос электричества, определил правильный токоуказывающий вектор с острием от «-» к «+».

Двойственность стандартов сохранилась и сейчас. Условно ее можно проследить на примере прямой и обратной полярности автомобильных аккумуляторов, когда у одних ток движется слева направо, у других – в обратном порядке. Автовладельцу важно понимать эти тонкости, чтобы правильно выбрать и подключить батарею без риска потери денег и поломок машины.

Устройство АКБ

Классическая автомобильная батарея на «12В» – это шесть свинцово-кислотных аккумуляторов по «2В», соединенных последовательно в одну цепь, чтобы выдавать требуемые напряжение, емкость и мощность (пусковые токи). Каждая банка состоит из пакета металлических пластин, которые чередуют положительный и отрицательный заряды. За плюс отвечает анод из диоксид свинца, за минус – свинцовый катод. Катализатором электрохимической реакции выступает водный раствор серной кислоты (электролит), который может быть жидким, абсорбированным в стеклоткань или гелеобразным.

При подключении нагрузки к АКБ (рабочий режим разряда) электроны катодов перемещаются на анод, создавая выходное электричество и снижая плотность электролита. При восполнении емкости (заряд от генератора или ЗУ) происходят обратные процессы. При этом возможны различные варианты комплектации пакетов в банках и способов соединения пластин одного заряда сплошным мостом-проводником. В результате клеммный токоотвод со знаком «+» или «-» может располагаться как вначале корпуса, так и в конце.

Прямая полярность

Отечественная разработка. Международное обозначение «type 1». Для правильного определения прямой полярности АКБ необходимо ее развернуть к себе лицевой стороной (этикеткой). Характерное размещение выводных клемм – левый «+» и правый «-». Штатно установлена на автомобилях семейства ВАЗ. Используется российскими и зарубежными компаниями. В частности, их выпускает завод-производитель аккумуляторов Moratti (тот же, что у АКБ Tab и аккумулятора Topla).

Обратная полярность

Европейский стандарт. Международная маркировка «type 0». Правильное определение обратной полярности аккумулятора – по указанному выше алгоритму. АКБ необходимо повернуть этикеткой к себе и определить, соответствует ли расположение токоотводов схеме – правый «+» и левый «-».

Обратная полярность свойственна большинству иномарок различных классов, выпускаемых под американскими, европейскими, азиатскими брендами. Но есть исключения, например, корейские автомобильные аккумуляторы Solite доступны с любым размещением положительной и отрицательной клемм.

Это же утверждение справедливо в отношении многих прославленных и начинающих производителей батарей для авто.

Различия между полярностями

Две одинаковые по характеристикам и типу (EBF, AGM, Ca/Ca, HIBRID), но различные по полярности батареи ничем друг от друга не отличаются, кроме отзеркаленной схемы подачи электроэнергии. Внешне они легко идентифицируются по левому (для прямой полярности) или правому (для обратной полярности) плюсу. Достаточно сложно корректно установить «перевернутую» батарею в штатное место под капотом без каких-либо технических переделок. Автовладельца должны сразу насторожить:

  1. появившаяся нехватка длины проводов;
  2. необходимость их перехлеста;
  3. вынужденное расположение батареи этикеткой в непривычную сторону.

Также важно помнить, что у АКБ в корпусе Европа (токоотводы в нишах и не возвышаются над крышкой) положительная клемма имеет диаметр 19,5 мм, отрицательная – 17,9 мм. Батареи в корпусе Азия оснащены токоотводами-рожками, где «+» – 12,7 мм, а «-» – 11,1 мм. Если после установки аккумулятора у токоотвода оказывается клемма большего или меньшего диаметра, стоит перепроверить полярность АКБ. Но ни в коем случае нельзя допускать неправильное подключение батареи.

Установка АКБ с другой полярностью

Аккумулятор является лишь частью электрической схемы автомобиля. Если задать правильное направление отдачи и поступления тока, можно беспроблемно эксплуатировать АКБ с обратной полярностью на авто с прямой цепью и наоборот. Главное, обеспечить безошибочную состыковку минусового токоотвода с клеммой «-», а положительного – с клеммой «+». При этом наверняка появятся сложности с длиной проводов.

Проблема с отрицательной клеммой легко решается покупкой нового минусового провода нужной длины, который еще называется «перемычка для подключения АКБ на массу». Классический материал изготовления – силовой кабель из многопроволочной луженой меди, которая скручена в толстую жилу (типа ПуГВ или ПГВА сечением 25-40 мм2). С одной стороны перемычки вмонтирована аккумуляторная клемма-зажим, с другой – наконечник под болт для крепления к кузову.

Гораздо сложнее устранить дефицит плюсового кабеля. Здесь следует избегать любых скруток из-за высоких значений силы тока. Скорей всего понадобится полная замена аккумуляторного пучка проводов или профессиональное наращивание стартерного участка. Не следует доверять распространенному заблуждению о возможности использования на АКБ силовой кабельно-проводниковой продукции для автозвука серии American Wire Gaude (AWG), к которой прочно прилипло прозвище Ga-кабель. Даже самые толстые вариации 1Ga и 0Ga диаметром 7,3-8,3 мм рассчитаны всего на 100-150А.

Для запуска стартера генерируются сотни ампер на фоне нескольких киловатт мощности. Регулярно выдерживать такие нагрузки сможет только специализированный провод, предназначенный для сварочных аппаратов, электрогенераторов, бетономешалок. Самый простой и доступный вариант – гибкий кабель «КГ» или его морозостойкая модификация «КГ-ХЛ». Для 500-600 А вполне достаточно сечения 90-95 мм2.

Что будет, если перепутать полярность аккумулятора

В простой электрической схеме устройство с ротором и статором способно работать с прямой и обратной полярностью. Это касается и стартера машины. Если он оснащен обмоткой, направление тока одновременно меняется на подвижной и стационарной части, сохранив изначальное направление вращения. В моделях с постоянными магнитами изменение полярности провоцирует обратное вращение. Это свойство знакомо каждому, кто пользуется электроинструментом с реверсом. Именно для этой цели автомобильный стартер дополнен шестеренчатым приводом включения (бендиксом), который не допускает неправильного раскручивания ДВС.

Но электросхема автомобиля намного сложнее. Она оснащена полупроводниковыми предохранителями и диодным мостом, которые пропускают ток только в одном направлении. При изменении полярности они препятствует движению электронов, оказывают избыточное сопротивление и перегорают. Аналогичные процессы происходят в проводах и электронике.

Можно выделить несколько основных угроз, которые характерны неправильной полярности АКБ:

  • короткое замыкание сети;
  • перегорание предохранителей;
  • возгорание авто;
  • потеря емкости и частичная переплюсовка батареи;
  • выход из строя ЭБУ;
  • поломка диодного моста генератора;
  • оплавление изоляции проводки;
  • выход из строя триггерной системы сигнализации.

Даже краткосрочное изменение полярности, которое прошло без видимых последствий сейчас, со временем может проявиться в виде участившихся поломок электроники, систем и узлов. Именно поэтому, если принято решение купить аккумулятор Bosch для автомобиля с обратной полярностью, нужно искать модель с правой клеммой «+». Для авто с прямой полярностью подойдет АКБ Bosch, Solite, Topla или Moratti с левым плюсом.

Электрические автосхемы рассчитаны на движение тока только в одном заданном направлении. Случайное изменение полярности разрушает защитные системы, провоцирует короткое замыкание, резкие скачки напряжения и сопротивления, сопровождаемые критическим нагревом токопроводящих элементов. Последствия могут быть как не очень значимыми в виде выгоревших предохранителей, так и глобальными, вплоть до разрушения платы ЭБУ и возгорания машины.

Определение полярности АКБ

Определение полярности АКБ

На корпусе аккумулятора находятся токовыводящие элементы. От того, как они расположены, зависит полярность АКБ, которая бывает прямой и обратной. На современных аккумуляторах положительный и отрицательный тоководы обозначаются соответствующей маркировкой «+» и «-». Для того, чтобы при любом освещении можно было легко определить где какой контакт, обозначения делают рифлеными.

Чтобы узнать полярность, нужно найти переднюю сторону аккумулятора. Как правило, на этой стороне находятся информационные обозначения. Чаще всего аккумулятор устанавливается тоководами вперёд, и они могут быть расположены как внутри корпуса, так и выступать над крышкой. В современных АКБ эти элементы отличаются по диаметру: отрицательный заметно тоньше положительного.

При прямой полярности «+» находится слева, а «-» — справа.
При обратной — наоборот.

polarnost-akkumulyatora.png

best-car-battery-brookvale.png

Прежде чем покупать новую батарею, узнайте параметры места установки:

  • Габариты;
  • Способ крепёжа;
  • Как подключаются полярные клеммы и их размер;
  • Как располагается газоотвод.

Существуют универсальные автомобили, где есть возможность устанавливать любые аккумуляторы, независимо от их полярности. С одной стороны это удобно, но при подключении нужно быть внимательным, чтобы не случилось короткого замыкания. Азиатским машинам короткое замыкание наносит более сильные повреждения.

Когда случилась переполюсовка

  • Пропадёт подсветка и данные с приборной панели;
  • Сгорит реле напряжения или диодный мост;
  • Блок управления двигателем выйдет из строя;
  • Силовой предохранитель перегорит.

Как определить полярность без маркировки

Если на корпусе нет маркировки, полярность определяется следующими способами:

Диаметр клемм

Обратите внимание на размер контактов. Положительный токовод толще отрицательного. Необходимо изолировать плюс, после чего подключить минусовой провод, который легко наденется на отрицательный токовод. Чтобы присоединить минусовой провод к плюсу, придётся приложить значительное усилие.

Мультиметр

Необходимо настроить прибор в режим измерения постоянного напряжения U (предел — 20 В). Чёрный щуп подсоединить к одному тоководу (предположительно отрицательному), а красный ко второму. Если на экране прибора появились положительные значения (около 12 В), значит минус и плюс определены верно. Если подключить неправильно, показания будут с отрицательным значением.

Налет на клеммах

Этот визуальный способ подходит для аккумуляторов «с пробегом». Плюсовая клемма будет отличаться от минусовой наличием оксидного налета белого или зеленого цвета.

Заключение

  • Всегда сверяйтесь с полярностью аккумулятора.
  • Если маркировки нет, сделайте ее сами.
  • Следите за исправностью электропроводки.
  • Устанавливайте проверенные аккумуляторы.
  • Перед покупкой новой АКБ сравните ее со старой.

Как определить полярность аккумулятора?

Аккумулятор Fiamm

Автомобильный аккумулятор, как и любой элемент питания, например, «пальчиковая» батарейка, имеет определенную полярность («+» плюс и «-» минус). Важно при подборе новой аккумуляторной батареи для своего автомобиля правильно определить расположение плюсовой клеммы. Ведь если вы перепутаете полярность стартерного аккумулятора, вам скорее всего не удастся его установить, и впоследствии, возникнут проблемы с заменой уже нового аккумулятора.

Немного поразмыслив, вы скажете – «Ничего страшного, я разверну аккумулятор вокруг его оси, и полярность сразу поменяется». Это так, НО…

В настоящее время все стремятся сэкономить, производители автомобилей не исключение… Каждый сантиметр современной иномарки стоит не мало денег, в том числе и токопроводящие элементы (провода).

Конструкторы все просчитали, все в «притирочку», проводки ровно столько, сколько необходимо для предусмотренного аккумулятора. И если вы купили аккумулятор неправильной полярности и предполагаете развернуть его в месте установки, то учитывайте особенности конструкции стартерной аккумуляторной батареи, в частности то, что клеммы расположены по краю крышки корпуса АКБ, и если вы развернете аккумулятор, те самые клеммы окажутся с противоположной стороны.

И вот вы развернули аккумулятор, клеммы соответственно сместились в противоположную сторону, а конструкторы вашего авто на это не рассчитывали, и длинны силовых проводов автомобиля попросту не хватит для подключения аккумулятора.

Полярность аккумулятораПолярность аккумулятора развернутый

Раньше конструкторы автомобилей не были такими экономными, и зачастую авто старого образца имеет небольшой запас длины токопроводящих элементов (проводки), поэтому владельцам этих авто подойдут аккумуляторы с любой полярностью.

И все же, у вас современный автомобиль, и вам нужно правильно подобрать аккумулятор с определенной полярностью.

Начнем с простого.

Для того, что бы определить полярность аккумулятора, предусмотренного производителем на ваш автомобиль, достаточно просто правильно посмотреть на него. Итак, вы смотрите на аккумулятор, из-за конструкционных особенностей подкапотного пространства, он на разных машинах может размещаться по-разному.

Размещение аккумулятора в автомобилеРазмещение аккумулятора в автомобиле 2Размещение аккумулятора в автомобиле 3Размещение аккумулятора в автомобиле 4

Аккумулятор вид с верху

Смотреть на аккумулятор предпочтительней с верхнего ракурса. На стандартных АКБ плюсовая и минусовая клеммы расположены по длинной стороне корпуса батареи в правом и левом углах.

Осталось дело за малым, расположите аккумуляторную батарею таким образом, чтобы углы, в которых находятся клеммы, были ближе к вашему лицу.

Отличие прямой и обратной полярности автомобильного аккумулятора:

Если смотреть сверху:

«обратная (0) R+» полярность «прямая (1) L+» полярность
Правильно определить полярность аккумулятора «обратная (0) R+» Правильно определить полярность аккумулятора «прямая (1) L+»

Неправильно определить полярность аккумулятора 1Неправильно определить полярность аккумулятора 2Неправильно определить полярность аккумулятора 3

Вы сразу задумались, как это проблематично отключить от аккумулятора провода, и после этого вертеть тяжелый «свинцовый ящик»… Этого, конечно же, делать не нужно, достаточно просто подойти (расположить себя) с правильной стороны относительно источника питания вашего автомобиля.

Полярность аккумулятора 1Полярность аккумулятора 2Полярность аккумулятора 3Полярность аккумулятора 4

И вот мы «ПРАВИЛЬНО» смотрим на аккумулятор, и внимательно изучаем:

Плюсовая клемма аккумулятора

1. Если вы не отключали АКБ, и он все еще находится на своем месте, то, как правило, на современных авто, токопроводящие элементы (попросту провода с «наклемниками») имеют разные цвета. Клемма, к которой подключен провод красного цвета, и есть плюсовая.

плюсовая метка на аккумуляторе

2. Присмотритесь к тем самым углам крышки аккумулятора, в которых находятся клеммы, в 99% случаях в одном из этих углов вы увидите маркировку «+». Вы нашли плюсовую клемму.

размеры клемм автомобильного аккумулятора

3. Бывают и тяжелые случаи: Вы все тщательно осмотрели и все же не нашли никаких знаков указывающих на полярность аккумулятора. Не отчаивайтесь. Как правило, плюсовая клемма отличается от минусовой по размеру. Можно заметить и невооруженным глазом, что одна из клемм «толще», вот она и есть плюсовая.

Вот и все – вы определили, что плюсовая клемма находится с правой стороны – значит у вас аккумулятор с «обратной (0) R+» полярностью, если же «+» слева – значит АКБ с «прямой (1) L+» полярностью.

Ну а если вы все же столкнулись со сложностями в определении полярности на аккумуляторе для своего автомобиля или попросту не хотите вникать в эти тонкости, менеджеры интернет-магазина akb4you.com с радостью предоставят консультацию.

похожие статьи

  • Подбор аккумулятора по размеру.
  • Аккумулятор — причины выхода из строя.
  • С каким креплением аккумулятор на моём автомобиле?
  • Автомобильный аккумулятор Fiamm
  • Аккумулятор Forse

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *