2 Режимы работы трансформатора
1) номинальный режим работы – при номинальных значениях напряжения и токапервичной обмотки трансформатора;
2) рабочий режим, при котором напряжение первичной обмотки близко к номинальному , а токI1 определяется нагрузкой трансформатора;
3) режим холостого хода – режим ненагруженного трансформатора, при котором цепь вторичной обмотки разомкнута (I2=0) или подключена к приемнику с очень большим сопротивлением нагрузки (вольтметр);
4) режим короткого замыкания – режим трансформатора, при котором его вторичная обмотка замкнута накоротко (U2=0) или подключена к приемнику с очень малым сопротивлением нагрузки (амперметр).
Режимы холостого хода и короткого замыкания возникают при авариях или их специально создают при опытных испытаниях трансформатора.
2.1 Режим нагрузки
В этом режиме напряжение первичной обмотки близко к номинальному , ток первичной обмоткиI1 определяется нагрузкой трансформатора, а ток вторичной обмотки ее номинальным током .
По данным измерений аналитически определяют коэффициенты мощности и полезного действия трансформатора соответственно по формулам
и , (21)
где Р1 – активная мощность первичной обмотки трансформатора, а мощность Р2, которая отдается в цепь питания вторичной обмоткой трансформатора определяется как Р2=Р1 — РХХ -РКЗ.
Изменением (потерей) напряжения трансформатора называется арифметическая разность между вторичным напряжением трансформатора при холостом ходе и напряжением вторичной обмотки в режиме нагрузки
∆U= U2ХХ — U2.
Или в процентном выражении ∆U,%=. (22)
2.2 Опыт холостого хода
Для проведения опыта собирают электрическую цепь, в которой подводимое к первичной обмотке трансформатора напряжение изменяют в пределах от 0 до 1,1. Вторичная обмотка разомкнута, к ее зажимам присоединен вольтметр для измерения напряжения . Со стороны первичной обмотки измеряют напряжение, ток холостого ходаи мощность, которую потребляет трансформатор в режиме холостого хода .
По данным измерений можно построить зависимости и(рисунок 16).
Номинальные величины тока холостого хода и потерь мощности указываются в паспортных данных трансформатора (IXX в процентах от номинального тока первичной обмотки, а потери холостого хода – в киловаттах). Значение этих параметров характеризует качество стали и сборки магнитопровода. В трансформаторах малой мощности IХХ ≤10%I1НОМ , а у трансформаторов большой мощности он уменьшается до (2,5-3)%.
Рисунок 16 – Характеристики холостого хода
На основании этого опыта по показаниям измерительных приборов определяют коэффициент трансформации и мощности потерь в магнитопроводе трансформатора. Так как при холостом ходе ток, то потери мощности, затрачиваемые на нагрев обмоток, малы. МощностьРХХ, потребляемая в этом случае трансформатором идет на покрытие потерь в стали магнитопровода (они пропорциональны квадрату напряжения ).
Коэффициент мощности холостого хода трансформатора определяется
. (23)
РЕЖИМЫ РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА: РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА И РАБОЧИЙ РЕЖИМ
Холостым ходом трансформатора называют такой режим его работы, при котором к первичной обмотке подведено номинапьное напряжение источника питания, а вторичная цепь разомкнута (трансформатор не нагружен /2 = 0).
Режим холостого хода трансформатора по существу ничем не отличается от работы катушки со стальным сердечником в цепи переменного тока. В соответствии с этим уравнение электрического состояния для первичной цепи будет иметь такой же вид, как и для катушки с сердечником:
где Z, = RM] + jXla =RM] + j27rfLXa— полное комплексное сопротивление первичной обмотки; /0— комплексная амплитуда тока холостого хода. Поэтому векторная диаграмма и эквивалентная схема трансформатора в режиме холостого хода (рис. 3.7.1,а,б) аналогичны векторной диаграмме и эквивалентной схеме катушки со стальным сердечником (см. рис. 3.3.6).
На векторной диаграмме добавляется лишь вектор Е2, а в эквивалентной схеме — вторичная катушка с ЭДС Е2.
Необходимую величину намагничивающей силы /0ш,, создающей рабочий поток трансформатора, экономически выгодно получить при очень малых токах (меньше потери на нагрев обмотки). Поэтому стремятся, чтобы ток холостого хода составлял 2. 10% от номинального тока нагрузки /,н. По этой причине 4Z ничтожно мало по сравнению с Uv Поэтому 17, *-?. Следовательно, в опыте холостого хода можно определить коэффициент трансформации k согласно формуле (3.4.6).
Поскольку в режиме холостого хода ток /0 очень мал по сравнению с номинальным рабочим током первичной обмотки /н, а ток во вторичной обмотке /2 = 0 , потери на нагрев первичной обмотки (потери в меди) очень малы /?/?И| —> 0. Напряжение, подведенное к трансформатору, максимально и равно номинальному рабочему напряжению 1/,„. Вследствие этого потери на нагрев сердечника велики, так как они пропорциональны U, 2 . Поэтому в режиме холостого хода определяют потери в сердечнике (потери в стали Рст)‘ Мощность потерь в стали может быть измерена ваттметром. На рисунке 3.7.2 представлена схема испытания трансформатора в режиме холостого хода.
На основании опыта холостого хода можно также определить параметры последовательной и параллельной схем замещения первичной обмотки трансформатора (см. рис. 3.7.1 и 3.3.6):
а также угол потерь в стали sin 8 = —Н- = cos (pv
I ,), так и в режиме нагрузки:
Уравнение (3.7.5), которое называется уравнением магнитного состояния, можно записать в виде:
г» г w2 1 j
где /2 = /2—- =—/2 — приведенный вторичный ток, или в виде: w, k
где /; = -/; — составляющая первичного тока, которая уравновешивает размагничивающее действие приведенного вторичного тока.
Влияние вторичной цепи на магнитный поток и соответствующую реакцию первичной цепи, которые количественно отражены соотношением (3.7.5), физически можно объяснить следующим образом. Ток во вторичной обмотке в соответствии с законом Ленца создает магнитный поток, ослабляющий магнитный поток сердечника, созданный первичной обмоткой. Поскольку амплитуда потока в сердечнике сохраняется постоянной (см. формулу 3.7.4), размагничивающее действие вторичного потока должно компенсироваться возрастанием потока первичной обмотки. Составляющая /„ первичного тока /„создает рабочий поток, а другая составляющая первичного тока возрастает с ростом тока наг рузки и компенсирует размагничивающее действие вторичного тока на поток.
Эквивалентная схема трансформатора при нагрузке может быть получена из эквивалентной схемы холостого хода (см. рис. 3.7.1,6) дополнением вторичного контура сопротивлением рассеяния Х2а, активным сопротивлением вторичной обмотки ЛМ2 и сопротивлением нагрузки ZH (рис. 3.7.4).
Составляем уравнение электрического равновесия первичного и вторичного контуров:
I
Переходя в уравнении (3.7.6) от мгновенных значений к комплексным действующим значениям и заменяя Е1а и Е2
Режим холостого хода трансформатора
Принцип работы трансформатора в режиме холостого хода.
Режимом холостого хода (XX) называется такое состояние трансформатора, когда его первичная обмотка включена на номинальное напряжение t/llIOM, а вторичная обмотка разомкнута (рис. 1.2.1). Процессы, происходящие в трансформаторе в режиме XX, практически не отличаются от процессов в индуктивной катушке (см. т. 1, параграфы 2.6 и 6.5).
Рис. 1.2.1. Электромагнитная схема трансформатора
При питании первичной обмотки от источника синусоидального напряжения ил ток первичной обмотки ilx создает МДС F = wxiXx, которая создает магнитное поле с замкнутыми магнитными силовыми линиями. Вследствие большой магнитной проницаемости сердечника магнитная индукция вне сердечника небольшая, поэтому магнитный поток в разных сечениях сердечника имеет примерно одно значение Ф(?). Этот магнитный поток наводит в обмотках ЭДС е и е0, действующие значения которых
где wx и w2 — числа витков первичной и вторичной обмоток.
Отношение этих ЭДС, т.е. Ех/Е2 = wx/w2 = п называется коэффициентом трансформации.
При XX ЭДС первичной обмотки ?, приблизительно равна напряжению UUl0M (Ех « UinoM) из-за малого падения напряжения в первичной обмотке вследствие того, что /|х 1, а для повышающего — п
Словарь специальных терминов
Холостой ход генератора, трансформатора – режим, при котором вторичная обмотка трансформатора разомкнута, а на зажимы первичной обмотки подано переменное напряжение.
Если к первичной обмотке подвести напряжение U1 по ней потечет ток, который обозначим I0. Этот ток создает магнитный поток Ф. Магнитный поток Ф, возбуждаемый первичной обмоткой, индуктирует во вторичной обмотке ЭДС, величина которой равна Е2. Тот же самый магнитный поток индуктирует в первичной обмотке ЭДС E1. Небольшой ток I0, потребляемый первичной обмоткой трансформатора при холостом ходе, называется током холостого хода. Величина этого тока обычно составляет 3—10% от тока при номинальной нагрузке трансформатора.
Построим векторную диаграмму холостой работы однофазного трансформатора без потерь (идеального) (рис. 1). Намагничивающий ток I0 создает магнитный поток Ф, который совпадает с током I0 по фазе. Как уже указывалось, магнитный поток Ф индуктирует в первичной обмотке ЭДС Е1 а во вторичной обмотке — ЭДС Е2. Напомним, что всякая э. д. с, индуктируемая синусоидально изменяющимся магнитным потоком, отстает от потока по фазе на 90°. Поэтому векторы E1 и E2 мы откладываем под углом 90° от потока в сторону, обратную вращению векторов. Индуктированную в первичной обмотке ЭДС Е1 уравновешивает напряжение сети U1.
Рис. 1. Векторная диаграмма холостого хода идеального трансформатора
ЭДС E1 и напряжение U1 равны и взаимно противоположны (падение напряжения в первичной обмотке при этом режиме очень мало и им можно пренебречь).
Из векторной диаграммы видно, что ток I0, потребляемый идеальным трансформатором при холостой работе, отстает от напряжения сети U1 на 90°, т. е. является чисто реактивным.
У реального трансформатора из-за потерь в стали (на вихревые токи и гистерезис) возникает сдвиг по фазе между током холостого хода I0 и магнитным потоком Ф, причем ток будет опережать магнитный поток. Ток холостого хода I0 трансформатора имеет две составляющие (рис. 2): 1—активную Iа = I0 соs φ0, вызванную потерями в стали (эта составляющая очень мала, так как малы потери холостого хода), 2-реактивную Iр =I0. sin φ0, называемую током намагничивания, создающую магнитный поток Ф и совпадающую с ним по фазе. Так как активная составляющая I0 cos φ0 мала, то намагничивающий ток почти равен всему току холостого хода I0. Поэтому I0 является почти целиком реактивным. В режиме холостого хода ток во вторичной обмотке отсутствует и поэтому напряжение на зажимах вторичной обмотки равно ЭДС, индуктированной в этой обмотке: U2=E2
Рис. 2. Диаграмма тока холостого хода
Характеристика холостого хода. Характеристика холостого хода показывает зависимость ЭДС Е генератора от тока возбуждения Iв при отсутствии нагрузки Iа = 0 и постоянной скорости вращения п, т. е. Е = f(Iв) при Ia = 0, п = const.
При токе якоря Ia=0 падение напряжения в цепи якоря отсутствует. Поэтому характеристика холостого хода показывает зависимость U0 = f (IB) при Ia = 0 и n = const.
В генераторе с независимым возбуждением при изменении тока IB возбуждения от некоторого максимального значения до нуля ЭДС уменьшается от Eмакс ≈ 1,25UH до Eост ≠ 0 (ветвь 1 на рис. 3. а). Эту ветвь характеристики называют нисходящей. Электродвижущую силу Eост называют остаточной, так как она обусловлена остаточным магнетизмом.
Рис. 3 Характеристики холостого хода: а — полная; б — практическая
Для того чтобы получить ЭДС якоря равной нулю, необходимо, чтобы по обмотке возбуждения проходил бы в обратном направлении ток Iв, соответствующий абсциссе об. При дальнейшем увеличении отрицательного значения тока Iв ЭДС Е меняет знак (ветвь 2). При уменьшении тока Iв значение ЭДС уменьшается (ветвь 5).
После изменения направления тока в обмотке возбуждения ЭДС становится положительной и с ростом тока увеличивается (ветвь 4). Последнюю ветвь называют восходящей. Характеристика имеет вид петли, вызванной гистерезисом. Средняя линия 5 между ветвями 1 и 4 представляет собой основную или расчетную характеристику холостого хода. Точка номинальной работы машины к обычно выбирается на колене характеристики.
На практике обычно характеристику холостого хода снимают упрощенным методом от точки остаточного магнетизма а (рис. 4,б) до максимального значения напряжения Uмакс ≈ 1,25Uн и обратно до тока возбуждения Iв = 0.
Рис. 4. Самовозбуждение генератора параллельного возбуждения
Ветвь 2, расположенную между нисходящей ветвью 1 и восходящей 3, называют практической характеристикой холостого хода. В генераторе параллельного возбуждения нельзя изменять направление тока в обмотке возбуждения (иначе он размагничивается), поэтому представляется возможным снять только практическую характеристику. При холостом ходе в якоре генератора с параллельным возбуждением проходит ток возбуждения Iв, он создает некоторую реакцию якоря и падение напряжения в цепи якоря. Однако практически характеристики холостого хода генераторов параллельного и независимого возбуждения совпадают.
При холостом ходе генератора ток в последовательной обмотке возбуждения отсутствует. Поэтому характеристика холостого хода компаундного генератора такая же, как у генератора с параллельным возбуждением.