Опоры ВЛ 110 кВ
Опоры для высоковольтных линий электропередач типа ВЛ 110 кВ предназначены для строительства трасс с соответствующим напряжением. Отдельные элементы конструкции защищены от природных и атмосферных воздействий дополнительными покрытиями, что увеличивает срок их эксплуатации.
Опоры этой серии делятся на две группы
- Промежуточные.
- Анкерно-угловые.
В стандартную комплектацию включены все необходимые для монтажа крепежные детали, метизы.
Характеристики анкерно-угловых опор
Такие опоры рассчитаны на большие нагрузки. Они устанавливаются на наиболее ответственных участках трассы, при переходе различных препятствий, обусловленных сложным рельефом местности, на поворотах линий электропередач. Также возможен их монтаж, как промежуточного-усиливающего звена между несколькими промежуточными опорами.
Анкерно-угловые опоры | |
Наименование | Вес, кг* |
Опора У110-2 | 8 002,00 |
Опора У110-2+5 | 10 095,00 |
Опора У110-2+9 | 11 834,00 |
Опора У110-2+14 | 15 212,00 |
Опора У110-2П | 8 152,00 |
Опора У110-2П+5 | 10 245,00 |
Опора У110-3 | 3 375,00 |
Опора У110-3+5 | 4 613,00 |
Опора У110-4 | 5 468,00 |
Опора У110-4+5 | 6 883,00 |
Опора УС110-3 | 5 498,00 |
Опора УС110-3+14 | 12 003,00 |
Опора УС110-6 | 10 855,00 |
Опора УС110-8 | 12 540,00 |
Опора УС110-8+9 | 15 913,00 |
Опора УС110-8+14 | 19 750,00 |
*цена на анкерно-угловые опоры 110Кв предоставляется по запросу.
*вес указан с учетом цинка и метизов.
Характеристики промежуточных опор
Промежуточные опоры устанавливаются на прямолинейных участках трассы. При расчете их конструкции основное внимание уделяется вертикальным и горизонтальным нагрузкам. Первые – это вес самого изделия, проводов и арматуры. Вторые – природные явления, ветер.
Промежуточные опоры напряжением 110 кВ |
Наименование | вес , кг* | Цена, руб |
Опора 1П110-4-3,2 | 3 222,00 | Договорная |
Опора 1П110-4 | 3 700,00 | Договорная |
Опора П110-4В | 3 410,00 | Договорная |
Опора П110-6В+4 | 4 722,00 | Договорная |
Опора ПС110-6В | 3 501,00 | Договорная |
Опора П110-5В | 2 743,00 | Договорная |
Опора ПС110-5В | 2 265,00 | Договорная |
Опора П110-5В+4 | 3 327,00 | Договорная |
Опора П110-6В | 3 996,00 | Договорная |
Опора П150-2 | 4 002,00 | Договорная |
Опора П150-2+4 | 4 753,00 | Договорная |
*вес указан с учетом цинка и метизов.
Покрытие металлоконструкций
На сегодняшний день, одними из самых востребованных в строительстве и промышленности изделий, являются изделия из металла. Но воздействие окружающей среды приводит к самопроизвольному разрушению металла. Дополнительные меры обработки металла — антикоррозийная защита — исключают негативные факторы воздействия. При помощи специальных средств, формируется слой, предотвращающий негативные процессы разрушения металлических поверхностей.
Способ защиты конструкций от коррозии зависит от нескольких факторов:
- условий эксплуатации,
- марки металла,
- нагрузки,
- температурного воздействия,
- от контактов с агрессивными средами.
Различают пассивные и активные методы защиты металла от коррозии.
Пассивная защита — это когда на металлическую поверхность наносится какое-либо лакокрасочное покрытие препятствующее контакту металла с кислородом и влагой.
Активные методы защиты: горячее цинкование, электрохимическое (гальваническое) цинкование, термодиффузионное нанесение цинкового покрытия.
Срок поставки
Строительство имеет привязанность к сезонности, что влияет и на срок поставки нашей продукции. В период низкого сезона (ноябрь-март) продукция всегда есть в наличии на нашем складе. В период высокого строительного сезона (апрель-октябрь) актуальную информацию по наличию готовых изделий на складе и срокам производство уточняйте в отделе продаж.
Оплата
Наша компания предлагает гибкий условия оплаты продукции
- предоплата 100%
- предоплата от 30% ( чтобы запустить продукцию в производство или забронировать ее из наличия на складе) с последующей доплатой по факту отгрузки продукции
- поэтапная оплата
Доставка
Мы возьмем все Ваши заботы по доставке на себя:
- Оформим разрешение на перевозку
- Закажем машину сопровождения
- Согласуем маршрут
- Договоримся с транспортной компанией
- Проконтролируем доставку от пункта загрузки до пункта выгрузки
- Возьмем на себя ответственность за сохранность груза в пути
Вместе с опорами ВЛ 110 кв так же заказывают
Если Ваш проект подразумевает строительство опор ВЛ 110 кв, Вам так же понадобятся
- траверсы,
- стойки ЖБИ
- хомуты,
- оголовники,
- оттяжки.
Данные изделия мы так же можем произвести и поставить на Ваш объект, что сэкономит Ваши деньги и время!
Опоры ВЛ 110 кв фото
У вас отключенJavaScript.
Вы не сможете полноценно пользоваться сайтом.
Опоры ЛЭП
- Опоры ВЛ 035 кв
- Опоры ВЛ 110 кв
- Опоры ВЛ 220 кв
- Опоры ВЛ 330 кв
- Опоры ВЛ 500 кв
- Опоры ЖБО
Металлоконструкции
- Анкерные болты
- Анкерные тяги
- Болты
- Винтовые анкеры
- Заземляющие проводники
- Закладные детали
- Кронштейны (узлы крепления)
- Надставки
- Оголовки, накладки
- Оттяжки
- Плиты МУ
- Прочее
- Стяжки
- Траверсы Б, В, ТВ
- Траверсы ТЗ, ТС
- Траверсы ТМ, ТН
- Тросостойки, лестницы
- Хомуты
- Шпильки
- Штыри
Порталы и мачты
- Мачты осветительные
- Молниеотводы
- Прожекторные мачты
- Радиомачты
- Антенные опоры
- Мачты сотовой связи
Опоры трубопроводов
Арматура
- Вязки спиральные
- Зажимы аппаратные прессуемые
- Зажимы натяжные
- Зажимы ответвительные прессуемые
- Зажимы соединительные СОАС
- Изоляторы
- Кабельные крепления
- Ограничители перенапряжения
- Разъединители РЛНД
Приемка зданий и сооружений под монтаж электрооборудования — Воздушные линии электропередачи до 110 кВ
Воздушные линии электропередачи служат для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т. п.). За начало и конец BЛ принимают порталы или линейные вводы РУ, а для ответвлений — ответвительную опору и лилейный портал или ввод РУ.
Воздушные линии сооружают на железобетонных, металлических или деревянных опорах. Опоры ВЛ разделяют на два основных вида: анкерные, полностью воспринимающие тяжение проводов и тросов в смежных с опорой пролетах, и промежуточные, которые не воспринимают тяжение проводов или воспринимают его частично. На базе анкерных опор выполняют концевые и транспозиционные опоры. Промежуточные и анкерные опоры бывают также прямыми и угловыми. В зависимости от числа подвешиваемых на них цепей опоры разделяют на одно- и многоцепные (двухцепные и т. д.).
Деревянные и железобетонные опоры не требуют сооружения специальных фундаментов. Их закрепляют непосредственным заглублением в грунт. Для металлических «пор сооружают фундаменты, обеспечивающие устойчивость их при воздействии внешних нагрузок. Фундаменты для металлических опор сооружают из сборного железобетона (грибовидные подножники или сваи) и, редко, из железобетона в монолите.
Конструкции опор выбирают в зависимости от напряжения ВЛ, числа цепей, нагрузок нормальных и аварийных режимов ВЛ и т. п. Конструкция опоры обеспечивает габариты проводов от поверхности земли и от пересекаемых ими объектов (табл. 10).Таблица 10. Минимальные расстояния от проводов до поверхности земли, зданий и сооружений
Минимальное расстояние, м, при напряжении ВЛ, кВ,
Населенная, до поверхности земли
Населенная, до зданий и сооружений
Недоступные склоны гор, утесы, скалы
Районы тундры, степей с почвами, непригодными для земледелия, и пустыни
Полоса земли, на которой сооружается ВЛ, называется трассой.
Для строительства ВЛ заказчик создает геодезическую разбивочную основу в виде пунктов и знаков, закрепляющих на местности центры опор и ось трассы ВЛ (производственный пикетаж), и передает не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ техническую документацию на основу и закрепленные по трассе ВЛ пункты и знаки этой основы. Строительная организация, получившая техническую документацию, проводит геодезические разбивочные работы по выносу в натуру осей опор, котлованов и фундаментов, а также их геометрических размеров. Маркировка деревянных, металлических или железобетонных знаков, определяющих центры опор, производится несмываемой краской. Знаки размещают так, чтобы установленные в последующем опоры не загораживали входов в здания и въездов во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов. Если знак попадает в неудобное место, возможна его перестановка без согласования с проектной организацией по оси трассы на 2—3 м (за исключением переходных пролетов).
Зону строительства BЛ освобождают от всех инженерных сооружений, имеющих недопустимое сближение со строящейся линией.
Для сборки опор на пикетах устраивают площадки, размеры которых выбирают в зависимости от удобства выкладки деталей опор и обеспечения свободного прохождения кранов и тяговых средств с таким расчетом, чтобы используемые при установке такелажные канаты были удалены от действующих линий сильного тока и связи.
Вдоль трассы подготовляют проезды для раскаточных механизмов, ширина которых не менее ширины трактора или раскаточной тележки. При подготовке подъездов убирают посторонние предметы, бревна, пни, крупные камни и др. Деревья, попавшие на полотно дороги, спиливают так, чтобы оставшиеся пни располагались заподлицо с поверхностью земли. Когда это возможно, ширина монтажной полосы для обеспечения нормальной работы бригад электромонтажников и сохранности конструкций и проводов принимается равной для ВЛ до 20 кВ — 4 и 35 — 110 кВ —8 м.
В местах трассы, проходящих по лесным массивам, вырубают просеки. Ширина просек зависит от высоты и ценности насаждений. Для насаждений низкорослых пород высотой до 4 м ширина просеки принимается не менее расстояния между крайними проводами, увеличенного на 3 м с каждой стороны от проводов. При высоте деревьев более 4 м ширина просеки принимается не менее расстояния между крайними проводами плюс расстояния, равные высоте основного лесного массива с каждой стороны от крайних проводов ВЛ (отдельные деревья, растущие на краю просеки, превышающие высоту основного лесного массива и могущие при падении задеть провода ВЛ, вырубают). В местах, где вырубка просек нормальной ширины не может быть осуществлена (парки, заповедники, зеленые зоны и др.), ориентируются на допустимые расстояния от проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до кроны деревьев, равные 2 м для BЛ до 20 кВ и 3 м — для BЛ 35 — 110 кВ. При прохождении ВЛ над фруктовыми садами и лесополосами с высотой Деревьев до 4 м вырубка просек не требуется. При прохождении по лесным массивам и зеленым насаждениям ВЛ до 1000 В вырубка просек не обязательна. Расстояния от проводов при большем их отклонении до деревьев, кустарников и прочей растительности составляют 1 м.
На просеке после валки деревьев и расчистки разрешается оставлять пни высотой не более 10 см от шейки корня при диаметре деревьев до 30 см и не более /з диаметра дерева, если последний превышает 30 см. На площадках у пикетов ВЛ и в полосе дороги, устраиваемой вдоль трассы для нужд строительства, пни подлежат срезке под уровень земли.
Электромонтажные организации при сооружении ВЛ могут выполнять весь цикл строительно-монтажных работ, включая разработку цилиндрических котлованов для бесфундаментных опор бурильными машинами, установку опор, монтаж проводов и тросов. В этом случае до передачи трассы под монтаж строители выполняют следующие работы, предусмотренные проектом: сооружение временных подъездных дорог, мостов и монтажных площадок; устройство просек; снос строений; реконструкцию пересекаемых инженерных сооружений, находящихся на трассе ВЛ или вблизи нее и препятствующих производству работ на ВЛ; расчистку трассы от посторонних предметов; разметку мест установки опор и маркировку знаков, определяющих центры опор.
Электромонтажная организация производит земляные работы при наличии согласованных и утвержденных чертежей трассы. Земляные работы в зоне расположения подземных коммуникаций (электрокабели, газопроводы, теплопроводы и др.) выполняют только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению обязательно приложение плана (схемы), на котором указаны расположение и глубина заложения коммуникаций.
На отдельных участках, где котлованы не могут быть образованы бурильными машинами (скальные и мерзлые грунты, котлованы прямоугольной формы), земляные работы осуществляют строители. В этих случаях в объем работ входит также: осушение (при скоплении воды); крепление стенок (слабые, обводненные и несвязные грунты); выравнивание дна; вывоз излишнего грунта (при работе в городских условиях); очистка котлована от посторонних предметов, а зимой — снега и льда.
Строители выполняют все виды фундаментов для опор ВЛ — из сборного железобетона, свайные и из железобетона в монолите. До передачи трассы ВЛ под монтаж сооружение фундаментов заканчивается и с них снимается опалубка. Обратная засыпка котлованов грунтом осуществляется с обязательной послойной трамбовкой.
Объем строительных работ, предшествующих передаче трассы ВЛ под монтаж, зависит от конструкции опор, их массы, свойств грунта и определяется в каждом конкретном случае с учетом местных условий.
Приемка трассы ВЛ, котлованов, фундаментов, а также установленных специализированными организациями металлических опор производится с составлением акта (см. приложение 1). Комиссии предъявляют исполнительную документацию, в которую включают: журналы работ по устройству фундаментов (формы 56 и 57 ВСН 123-79), журнал работ по монтажу металлических опор массой более 7 т (форма 60 ВСН 123-79), паспорта на фундаменты и конструкции заводского изготовления, сертификаты на примененные материалы и другую документацию.
Комиссия, изучив исполнительную документацию, проводит натурные осмотры и необходимые измерения.
Приемка трассы ВЛ под монтаж осуществляется на основании журнала разбивки опор По трассе. В процессе приемки проверяют: наличие всех осевых знаков на трассе; соответствие проекту разбивок центров промежуточных и анкерных опор, их совпадение с ориентирами, приведенными на чертеже продольного профиля. Одновременно оценивают полноту надписей на закрепительных знаках (номер и тип опоры, организация, выполнившая разбивку).Рис. 23. Схемы разметки котлованов:
а — промежуточной опоры; б — анкерной и угловой опор; 1 — ось ВЛ; 2 — центр опоры; 3 — ось траверсы
На прямых участках трассы проверяют соблюдение створности знаков (предельный выход из створа линии должен быть не более 10 см). В необходимых случаях стальными рулетками длиной 20 м или дальномерами замеряют длины пролетов и сравнивают их с проектными (смещение центров промежуточных опор по оси трассы ВЛ допускается без согласования с проектной организацией на 2—3 м).
Проверяют возможность подъезда к местам производства работ бурильных машин, грузоподъёмных и транспортных средств, а также механизмов для раскатки проводов. Окончание работ по рубке просек не связывают с приемкой трассы BЛ под монтаж, если оставшиеся деревья не будут препятствовать производству строительно-монтажных работ.
Создание площадок для сборки опор считают законченным, если площадки имеют достаточные размеры, соответствующие размерам опор, на них выполнена планировка грунта и очистка поверхности от посторонних предметов, если с них отведена вода, а в зимних условиях они освобождены от снега и льда.
Котлованы для железобетонных опор, выполненные строителями в местах, где невозможна работа бурильных машин, проверяют на соответствие проекту размеров в плане и глубины. Уточняют соответствие ориентировки котлованов прямоугольной формы по оси BЛ (рис. 23, а). На углах поворота они должны быть привязаны так, чтобы ось опоры располагалась по биссектрисе угла поворота трассы ВЛ (рис. 23, б). Размеры котлованов определяют с помощью стальных рулеток или мерных реек. При этом ориентируются на допускаемое отклонение уровня дна котлована от проектной ± 100 мм. Расхождение уровней дна котлована одной опоры должны быть не более 10 мм. Котлованы, из которых была откачана вода, принимают под монтаж после зачистки основания до плотного грунта с последующей песчано-гравийной подсыпкой до проектной отметки при тщательном трамбовании отсыпанного слоя.
Размеры котлована в плане определяют габаритами фундаментной части опор. Они не должны отличаться от последних более чем на 150 мм. Если установка железобетонных или металлических одностоечных опор в котлованы с ненарушенным грунтом осуществляется со сплошной заделкой бетоном, размеры котлована контролируют с учетом необходимого поперечного сечения фундамента.
Грунт, оставшийся на поверхности после разработки котлована, может мешать производству последующих работ. Если грунт расположен ближе 0,5 м от края котлована, он может оказывать опасное давление на края котлована и вызывать обрушение. Поэтому в процессе осмотра обращают внимание на укладку грунта. В необходимых случаях (см. § 6) приемку котлованов связывают с креплением их стенок.
Приемку фундаментов, выполненных строительной организацией оформляют актом (см. приложение 1) при наличии соответствующих записей в журнале работ по сооружению фундаментов (формы 56 и 57 ВСН 123-79), разрешающих установку опор.
Технадзор заказчика в процессе выполнения строительных работ контролирует соответствие характеристик применяемых материалов и конструкций, правильность монтажа фундамента и соответствие записей в журнале работ. Это вызвано тем, что после окончания работ невозможно проконтролировать характеристики грунтов, условия, в которых производились работы, и отдельные отклонения установочных размеров. Особое место занимает контроль в период обратной засыпки фундаментов. Известно, что вырывающие и горизонтальные нагрузки, которые могут выдержать фундаменты, значительно изменяются от степени уплотнения грунта. Последняя зависит от частоты трамбования и применения механизмов и ручных приспособлений.
До засыпки фундамента грунтом электромонтажная организация укладывает предусмотренные проектом заземлители опор.
В ходе приемки под монтаж комиссия контролирует соответствие ориентировки фундаментов по отношению к оси ВЛ, проверяет геометрические размеры и уровни отметок, уточняет соответствие проекту и нормам расположения анкерных болтов, осуществляет внешний осмотр.
Проверку ориентирования фундаментов по отношению к оси BЛ выполняют аналогично рассмотренному выше (рис. 23). Геометрические размеры фундаментов контролируют в соответствии со схемой их расположения на пикете (приложение 3). При этом стальными рулетками или линейками замеряют расстояния между фундаментами, опоры, a нивелирами — отметки верха фундамента по отношению к отметке ПК-0,00 м. Полученные результаты сравнивают с данными, приведенными в табл. 11.
Таблица 11. Допуски на установку фундаментов и свайДопуски для опор
Расхождение уровней дна котлованов, мм Расстояние между осями подножников в плане,
Разность вертикальных отметок верха подножников (компенсируется при монтаже опоры с помощью стальных прокладок), мм
Угол наклона продольной стойки подножника, град
Угол наклона оси U-образного анкерного болта, град
Смещение центра подножника в плане, ммРасположение и качество установки анкерных болтов лучше всего контролировать шаблоном, представляющим собой легкую раму из угловой стали с косынками по углам рамы, в которых имеются отверстия для болтов. Шаблон соответствует определенному типу фундамента или имеет специальную конструкцию (рис. 24), допускающую регулировку его размеров в определенных пределах. Выявленные отклонения сравнивают с допускаемыми расстояниями: по горизонтали между осями болтов, установленных для крепления одной ноги опоры, должно быть ±10 мм; между верхними отметками болтов 20 мм; отклонение длины нарезки от +30 мм до нуля. Не допускаются отклонения анкерных болтов от вертикального положения в том числе изгибы и замена их диаметра на другие размеры. Анкерные болты подвергают внешнему осмотру (отсутствие сбитой резьбы, наличие антикоррозионной смазки и комплектность гаек). Качество резьбы дополнительно контролируют пробным навертыванием гаек.
При внешнем осмотре фундамента проверяют отсутствие трещин, повреждений защитного слоя бетона, оголенных мест арматуры и анкерных болтов, незаделанных раковин и повреждений поверхности. Нормами установлено, что на 1 м 2 поверхности может быть оставлено не более трех незаделанных раковин глубиной до 10 и длиной менее 20 мм. Верхняя поверхность фундамента не должна иметь повреждений.
Рис. 24. Шаблон для проверки расположения анкерных болтовНесмотря на наличие в журналах работ данных о качестве монолитного бетона или ссылок на паспорта предприятий-изготовителей сборных конструкций, при приемке под монтаж выполняют обстукивание поверхности фундамента молотком. Разрушение или осыпание является признаком низкого качества бетона, взятого для изготовления фундамента, или следствием нарушения технологического процесса. В таких случаях требуется дополнительное обследование фундамента специалистами-строителями, с составлением акта экспертизы.
Закрепление фундаментов контролируют по степени уплотнения грунта и наличию обвалования вокруг них с крутизной откосов не более 1:1,5.
Приемку металлических опор, установленных специализированной организацией по монтажу металлоконструкций, оформляют актом (см. приложение 1) при наличии соответствующих записей в журнале работ по монтажу металлических опор (форма 60 ВСН 123-79), разрешающих монтаж проводов и тросов, осмотр опор, определение их положения и проверку отклонений от проектных размеров, оценку прочности закрепления опор на фундаментах.Рис. 25. Измерение прогиба элементов металлических опор:
1 — шнур; 2 — линейка; 3 — элемент опоры
Представители технадзора заказчика в процессе сборки и установки контролируют качество антикоррозионной окраски опор, проверяют конструкции на отсутствие погнутых скрученных и поврежденных элементов. Выявленные прогибы поясных уголков и уголков обрешетки замеряют при помощи шнура и металлической линейки (рис. 25). Места прогибов, превышающих норму (см. табл. 3), указывают исполнителям для последующего исправления. Контроль качества сварки элементов опор осуществляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в § 2. Качество болтовых соединений должно соответствовать следующим требованиям: размеры болтов и отверстий — проекту; болты — требованиям ГОСТ; отверстия для черных болтов не превышают диаметр болта больше чем на 1,5—2 мм; овальность отверстий не более I мм для болтов диаметром 22 мм, 1,2 мм для болтов 25 мм и 1,5 мм для болтов 27—30 мм; ось болта перпендикулярна плоскости соединяемых элементов; головки болтов и гаек плотно соприкасаются с плоскостями соединяемых элементов и шайб; гайки закреплены против самоотвинчивания путем раскерновки резьбы болтов; шайбы (их должно быть не более трех) установлены только под гайки.При приемке под монтаж проверяют соответствие металлических опор рабочим чертежам и наличие на них маркировок предприятия-изготовителя. Учитывая работу технадзора заказчика в процессе сборки и установки опор, выявление погнутых поясов и раскосов, лопнувших сварных швов и дефектных болтовых соединений, осуществляют выборочно. Антикоррозионное покрытие опор оценивают по отсутствию потеков краски, пропусков и следов коррозии.
Надежность крепления опор на фундаментах контролируют по наличию гаек на анкерных болтах, завернутых до отказа и закрепленных против самоотвинчивания раскерновкой резьбы болтов на глубину не менее 3 мм. На всех фундаментных болтах угловых, переходных, концевых и специальных опор обязательна установка двух гаек. Проверяют также наличие между пятой опоры и верхней плоскостью фундамента не более четырех прокладок общей высотой до 40 мм, которые должны быть обварены.
Положение опор контролируют теодолитом. Определяют отклонения верхних частей опор от вертикальной оси вдоль и поперек трассы ВЛ, развороты и наклоны траверс и сравнивают их с допустимыми значениями (табл. 12).
Таблица 12. Допуски на установку одностоечных металлических опорОтклонение вершины опоры от вертикальной оси вдоль и поперек оси трассы (отношение величины отклонения верхнего конца стойки опоры к высоте опоры)
Смещение конца траверсы от линии, перпендикулярной к оси трассы
Как отличить воздушные линии электропередач (ВЛ)
Любите ли вы путешествовать на поездах, автобусах или автомобиле? Если да, наверняка большую часть пути вас сопровождают различные воздушные линии, состоящие из кабелей или проводов и опор. Линии связи придают дороге особую романтику оттого, что по ним с помощью электрических сигналов связываются между собой люди, разделенные огромным расстоянием. Еще можно встретить «вымирающие» из-за сотовой связи и Интернета телеграфные столбы, передающие телеграммы. Однако над всеми этими линиями стоят линии электропередачи, передающие электрическую энергию от ее источника к ее потребителям.
Обычно воздушные линии электропередачи (ЛЭП) легко отличить от линий связи благодаря их огромным размерам. Так, например, линия «Итат — Барнаул — Экибастуз — Кокшетау — Костанай — Челябинск», возведенная в 1980-х годах, имеет длину 2350 км и среднюю высоту опор 45 метров. Расстояние между проводами соседних фаз на участке «Экибастуз-Кокчетау», спроектированном на рекордное напряжение 1150 кВ, составляет более 8 метров. Выше представлено фото этой линии.
Чем обусловлено такое больше расстояние между проводами? Можно ли его сделать меньше? Чтобы ответить на эти вопросы, надо узнать об электрической прочности и напряжении пробоя воздуха, из которого фактически состоит изоляция линий электропередачи. При напряженности электрического поля величиной 30 000 000 вольт на 1 метр происходит пробой воздушного промежутка – электрический разряд в воздухе. Расстояние между проводами регламентировано в ПУЭ и СНиП и принимается с учетом пляски и вибрации проводов и неблагоприятных погодных условий. Провода могут быть самонесущими изолированными — СИП, не требующими изоляторов (применяются в сетях до 35 кВ), или алюминиевыми или сталеалюминиевыми сечением до 240 мм 2 . Медные провода не используют из-за их высокой массы.
Подобным же образом длина и количество изоляторов, отделяющих провода воздушной линии (ВЛ) от заземленных опор, которые могут быть выполнены из металла, железобетона или дерева, обусловлена электрической прочностью изоляторов. Как материалы для изоляторов используют электротехнический фарфор и малощелочное закаленное стекло. Устройство воздушных ЛЭП разного напряжения обусловлено, помимо характеристик воздуха, электрической прочностью и пробивным напряжением изоляторов — до 200 кВ на один изолятор. Зная это, можно понять, как определить напряжение ВЛ по внешнему виду и не только. Например, гуляя с ребенком по парку Дружбы народов в Минске, не составит труда ответить ему, когда он спросит: «Папа, а сколько вольт в ЛЭП?»
Начнем по порядку. Минимальное напряжение воздушной линии – 0.4 кВ. Опоры такой линии небольшие и могут напоминать телеграфные столбы. Могут использоваться и как фонарные столбы. На их траверсах обычно 5 проводов, которые крепятся на маленькие стеклянные или фарфоровые изоляторы размером чуть больше баночек для детского питания.
Фото 1. Воздушная линия 0.4 кВ
Трансформаторы в селах и деревнях питаются от ВЛ напряжением 6-10 кВ. Опоры этих линий выше, 8 метров или больше, провода три. Изоляторы (один или два) размером напоминают пол литровую банку. Сети 6-10 кВ преимущественно выполняются с изолированной нейтралью.
Фото 2. Линия электропередач 6-10 кВ
ЛЭП напряжением 35 кВ, следовательно, имеют еще большие размеры. Высота опор около 17 метров, на этих линиях используются гирлянды из трех изоляторов. Стеклянные изоляторы хороши тем, что при пробое они разрушаются, это легко заметить, и техническое обслуживание и диагностика таких воздушных линий электропередачи сравнительно легки.
Фото 3. ЛЭП 35 кВ
Следующий ряд напряжений – 110, 220, 330, 500 кВ. Опоры высотой 35-45 метров. Со стороны проводов слышен характерный треск, возникающий из-за коронного разряда. Вокруг проводов линий 330 кВ ночью можно увидеть свечение, вызванное разрядами. Гирлянды содержат минимум 6, 10, 14, 20 изоляторов. Количество проводов в одной фазе – 1, 1, 2, 3 соответственно. ЛЭП 750 кВ отличаются от ЛЭП 500 кВ количеством проводов в фазе – 4 или более вместо трех.
Фото 4. ЛЭП 110, 220, 330, 500, 750 кВ
И в заключении хочется добавить, что наша компания на данный момент пока еще не занимается монтажом, но осуществляет измерения и испытания, в том числе и ВЛ 0,4.
Основные термины применяемые при строительстве воздушных линий электропередачи
Воздушной линией электропередачи (ВЛ) называют устройство для передачи электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам, кронштейнам и стойкам на мостах, путепроводах и т. п. Провода ВЛ напряжением до 10 кВ крепят к изоляторам, установленным на траверсах деревянных или железобетонных опор.
Электромонтажные работы — это комплекс работ, связанных с монтажом электросетей и электрооборудования. Электромонтажные работы выполняются поэтапно с соблюдение определенной последовательности действий.
В процессе натяжения и закрепления провода СИП в анкерном пролете выполняют установку анкерного зажима и закрепление провода СИП на первой анкерной опоре, натяжение провода СИП и закрепление его на второй анкерной опоре, закрепление провода СИП на промежуточных опорах. По монтажным таблицам в зависимости от температуры окружающего воздуха, марки, сечения провода СИП и расстановки опор в анкерном пролёте определяют величину усилия, с которым будет натягиваться несущая нулевая жила . Допускается натягивать самонесущий изолированный провод с усилием, превышающим проектное значение не более чем на 5 %, учитывая удлинение провод через несколько часов после окончания монтажа за счет освобождения от деформаций, возникших при намотке и хранении на барабане. Визуально (по стрелам провеса) оценивают качество натяжки провода СИП в анкерном пролете, после чего провод, как правило, до начала следующей смены оставляют «отвисеться».
Опора воздушной линии электропередачи — сооружение для удержания проводов и при наличии — грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи и оптоволоконных линий связи на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга.
Стойки и опоры ЛЭП имеют условные обозначение: СВ-95/ СВ-95-3/ СВ-110
• СВ – стойка вибрированная (марка стойки опор ЛЭП);
• 95 – длина в дм = 9500 мм;
• 3 – расчетный изгибающий момент кНм.
Анкерные опоры ЛЭП устанавливаются на прямых участках трассы для перехода через инженерные сооружения или естественные преграды, воспринимают продольную нагрузку от натяжения проводов и тросов. Их конструкция отличается жесткостью и прочностью. Анкерные опоры ЛЭП предназначены для жесткого закрепления проводов в особо ответственных точках ВЛ: на пересечениях инженерных сооружений (например, железных дорог, ВЛ 330кВ — 500кВ, автомобильных дорог шириной проезжей части более 15 м и т.д.) и на концах ВЛ.
Анкерный пролёт — это расстояние по горизонтали между опорами, на которых провода закрепляют жестко. На ВЛ 35 кВ и выше с проводами, подвешенными на промежуточных опорах в глухих зажимах с ограниченной прочностью заделки, расстояние между анкерными опорами длина анкерного пролета) не нормируется и устанавливается в зависимости от условий трассы.
«СИП» – аббревиатура, которая расшифровывается как самонесущий изолированный провод (силовой электрический). Данный провод предназначен для передачи электрической энергии по воздушным электросетям. Внешне «СИП» выглядит как скрученные алюминиевые жилы, покрытые диэлектрическим покровом из светозащищённого сшитого полиэтилена. Каждая жила этого силового провода имеет округлую форму, и свита из токопроводящих проволок алюминиевого сплава.
Самонесущий изолированный провод можно использовать в линиях электропередач классов напряжения 0,6/1кВ и 20кВ при действующей температуре окружающей среды от -50°С до +50°С. У «СИП» довольно высокая пожаробезопасность (нет схлёстывания проводов), а также более эстетичный внешний вид по сравнению с обычными неизолированными проводами (к примеру, электрическим ввод в дом на 380 вольт).
Диэлектрическая изоляция самонесущих изолированных проводов, в основе которой лежит сшитый светостабилизированный полиэтилен, способна довольно продолжительное время без проблем выдерживать агрессивное ультрафиолетовое воздействия солнечного света. Средний срок службы самонесущих изолированных проводов (СИП) составляет не меньше 25 лет.
Траверса линии электропередачи — конструкция, предназначенная для удержания проводов линии электропередачи на опоре. Траверса устанавливается на столбах как круглого, так и квадратного сечения, крепление осуществляется при помощи хомута.
Все траверсы для ЛЭП можно разделить на две категории:
- Траверсы ЛЭП с напряжением до 0,38 кВ, серия ТН
- Траверсы ЛЭП с напряжением до 10 кВ, серия ТМ.
Линейный изолятор — устройство для подвешивания и изоляции проводов и кабелей на опорах воздушной линии электропередачи (ВЛ) или воздушных линий связи (ВЛС).
Арматура для ЛЭП/ Арматура для СИП/ Арматура к СИП — специальные типовые детали, предназначенные для соединения проводов, соединения изоляторов в гирлянды, крепления к ним проводов, подвески гирлянд на опорах линий электропередач и других функций.
Зажимы
поддерживающие зажимы — предназначены для крепления проводов к промежуточным и промежуточно-угловым опорам ЛЭП.
Оттяжка ЛЭП
оттяжка — один из основных элементов сооружений мачтового типа. Обычно представляет собой трос ( проволока катанка ) один конец которого закреплён на земле, а второй — на сооружении. Трос работает на растяжение и служит дополнительной точкой опоры.
Комель опоры ЛЭП
комель — это толстый нижний конец столба, стойки, опоры, мачты освещения.
Подкос ЛЭП
опора ЛЭП с подкосом ( укосом ) содержит стойку, укрепленную нижним концом в грунте в фундаменте, смонтированные в верхней части стойки и расположенные по разные стороны относительно нее консоли для подвески изоляторов для проводов, а также подкос, одним концом закрепленный в грунте в фундаменте, а другим прикрепленный к стойке ниже консолей для проводов.
Пасынок железобетонный
пасынок это — короткая опорная стойка из железобетона или стали, закрепленная в грунте и служащая для закрепления деревянной опоры ЛЭП, деревянного столба освещения.
Укос
укосина — раскос, наклонно стоящая к опоре подпорка.
( у3, у 3, у-3, у4, у 4, у-4 ) — хомут подкоса (укоса), хомут крепления подкоса (укоса), кронштейн крепления подкоса (укоса), узел крепления подкоса (укоса), кронштейн подкоса (укоса), узел подкоса (укоса).
( кс1, кс 1, кс-1 ) — консоль светильника, кронштейн светильника,кронштейн для установки консольных светильников.
Крюки бандажные SOT 29 и SOT 39
Используются для крепления к металлическим и железобетонным опорам. SOT29.10 имеет дополнительное отверстие для подсоединения проводника заземления и удлиненную форму крюка. Монтаж производится при помощи бандажной ленты SOT37 из нержавеющей стали и скреп SOT36. Верхний бандаж (по верхней части крюка) выполняется в два витка.
Бандажная стальная лента СОТ 37 и скрепы СОТ 36 для монтажа бандажных крюков
Используют для крепления на железобетонных или на металлических опорах крюков SOT 29, SOT 39, SOT 76. Бандажная лента СОТ 37 и скрепы сделаны из нержавеющей стали. При монтаже верхний бандаж выполняется в два витка. Для наложения требуется приспособление СТ 42
Анкерный зажим
Анкерные зажимы серии SO применяются для концевого анкерного крепления изолированных и незащищенных проводников напряжением 6-35 кВ. Корпус концевых анкерных зажимов изготовлен из алюминиевого сплава, устойчивого к появлению коррозии.
Концевой зажим
Концевые зажимы клинового типа используют для анкерного крепления защищенных проводов.
Зажим легко монтируется на проводах, так как не требует снятия изоляции.
Прокалывающие элементы зажима выводят потенциал провода на корпус зажима и исключают возникновение радиопомех и частичных разрядов.
Поддерживающий зажим
Поддерживающие зажимы серии SO, составляющие широкий спектр арматуры для сип, применяются для неизолированных и защищенных проводов напряжением 6-35 кВ.
Прокалывающий зажим
Прокалывающие зажимы для СИП изготовлены из коррозионностойкого алюминиевого сплава.
Усилие сдавливания 300 Н/мм2. Зубцы изготовлены из чистого или луженого алюминия. Форма зубца препятствует проникновению влаги в жилу и предотвращает коррозию. Изолирующий корпус сделан из водонепроницаемого и свето-защищённого термопластика.
Зажим подвесной, зажим поддерживающий, крюк КХ
Зажим подвесной, зажим поддерживающий, крюк КХ предназначены для крепления натяжных и подвесных зажимов к стойке опоры на прямых участках и при внутренних углах поворота линии.
В комплект крюков КХ 1 и КХ 2 входит хомут, а крюка КХ 1.1 — две шпильки с крепежом.