Что такое реверс асинхронного двигателя?
Асинхронные двигатели — это эффективный способ преобразования электрической энергии в механическую, который применяется уже более 100 лет. Стандартная работа электромотора подразумевает вращение в одну сторону, но для работы некоторых машин может потребоваться вращение в другую сторону — реверс.
Реверсивный ход — это изменение направления вращения вала электродвигателя, например для первоначального вращения вала по часовой стрелки, реверсивным будет вращение против часовой стрелки. Провести реверс асинхронного двигателя можно, сменив полярность питающего напряжения, приходящего на якорь двигателя.
Существует несколько типов механизмов, где требуется использование реверса двигателя. В некоторых случаях этот процесс должен быть автоматическим, в других — запускается вручную при необходимости.
Реверс асинхронного двигателя необходим:
- Первая группа — реверсивный ход требуется постоянно для работы механизма. Это грузоподъемные механизмы: лебедки, краны, лифты, а также запирающие механизмы и приводы задвижек.
- Вторая группа — оборудование, где реверсивный ход двигателя используется, как временная функция. Включает конвейерные ленты, насосы, эскалаторы. В таких механизмах реверс используется редко, чаще всего в аварийных ситуациях или при торможении.
Как работает реверс двигателя?
Реверсивный ход электродвигателя устанавливается в автоматическом или ручном режиме.
Рассмотрим основные методы реверсирования:
- Реверс трехфазного электродвигателя. Принцип работы заключается в изменении фазировки напряжения питания двигателя, которое питает обмотку статора. Схема реверса включает два магнитных пускателя, при срабатывании одного из них на двигатель поступает напряжение разной фазировки.
- Реверс с помощью информации, передающейся по полевой шине. Данный вариант используется в большинстве регуляторов, которые применяются в цепях переменного тока, в качестве стандартной функции.
- Статический метод. Меняется полярность на выходе преобразователя обмотки якоря. Другим вариантом является смена направления прохождения тока возбуждения.
- Реверс с применением магнитного пускателя. Во время торможения механизма, который обладает высоким моментом инерции нагрузки, производимую энергию необходимо возвращать в основную электросеть. В процессе торможения регулятор служит инвертором, а производимая энергия будет иметь отрицательный заряд. В данном случае регулятор может выполнять две функции: реверс и рекуперативное торможение. Регулятор оснащен 2 мостами с встречно-параллельным подключением. Мосты позволяют инвертировать ток и напряжение.
Для асинхронных двигателей реверсивный ход может выполняться при помощи преобразователей частот.
Как запустить двигатель в обратную сторону?
Смена направления вращения электродвигателя переменного тока производится путем изменения магнитного поля, которое приводит к движению в обратную сторону. В магнитном поле каждый провод имеет подключение к отрицательному и положительному току, то замена пускового и основного проводов приведет к запуску вращения в обратную сторону. Этот способ самый простой и действенный, так как при переключении проводов меняется полярность магнитного поля.
Для запуска реверса трехфазного двигателя необходимо поменять фазы, обычно меняют крайние фазы.
- Отключить якорь от электросети.
- Выполнить переключение двигателя в режим торможения.
- Переключение якоря происходит при торможении или при полной остановке двигателя.
- Выполняется запуск механизма, при этом вращение уже будет происходить в обратную сторону.
Реверс электродвигателя в моделях с последовательным возбуждением проводится в том же порядке. В механизмах со смешанным возбуждением производится переключение последовательной и параллельной обмотки вместе или якоря.
Запуск, торможение и пуск электродвигателя должны обязательно проводится согласно технологическим требованиям и правилам техники безопасности.
Как осуществить реверс электродвигателя и зачем он нужен?
Реверсивный ход асинхронного электродвигателя — это вращение вала двигателя в обратную сторону. Большинство механизмов оснащается функцией реверсивного хода. В некоторых случаях эта функция используется постоянно в автоматическом режиме для таких механизмов, как: лифты, краны и лебедки.
В других случаях реверсивный ход используется для аварийных ситуаций или выполнения торможения, например, конвейерные ленты, эскалаторы и насосы.
Для изменения направления вращения вала двигателя нужно изменить последовательность фаз питающего напряжения. В зависимости от напряжения сети 220 В или 380 В должны подбираться соответствующие контакторы и катушки для соответствующего напряжения.
Компания Техносфера — эксклюзивный представитель завода “Промышленные силовые машины” предлагает асинхронные электродвигателей разного типа, частотные преобразователи, редукторы и мотор-редукторы, а также дизельные генераторы от ведущих брендов. Оборудование отличается прекрасным качеством, официальной гарантией и сервисным обслуживанием. Заказывайте двигатели у лучших производителей.
Реверсирование, пуск и торможение двигателя постоянного тока
Амурская область Архангельская область Астраханская область Еврейская автономная область Забайкальский край Кабардино-Балкария Калининградская область Камчатский край Карачаево-Черкессия Красноярский край (кроме г. Ачинска, г. Красноярска, г. Канска) Ленинградская область Магаданская область Мурманская область Ненецкий Автономный Округ Новгородская область Оренбургская область Пензенская область Приморский край Псковская область Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Чечня Республика Чувашия Самарская область Саратовская область Сахалинская область Ставропольский край Ульяновская область Хабаровский край Чукотский Автономный Округ
Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Иваново Калужская область Краснодарский край Курск Курская область Липецкая область Московская область Нижний Новгород Орловская область р. Адыгея Ростовская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область
Вологодская область Костромская область Ярославская область
Алтайский край Ачинск Иркутская область Канск Кемеровская область Красноярск Новосибирская область Омская область р. Тыва, р. Алтай Республика Хакасия Томская область
Реверсивный пуск асинхронного трехфазного электродвигателя
В процессе эксплуатации трехфазного асинхронного электродвигателя может возникнуть ситуация, когда требуется поменять направление вращения вала.
Процесс реверсивного пуска электродвигателя
Реверсивный пуск трехфазного асинхронного электродвигателя осуществляется посредством предварительной остановки. То есть сначала следует отключить вращающийся двигатель, после чего нужно дождаться полной его остановки. Лишь после остановки двигателя следует включать обратное вращение. В таком случае пускатель управляет электродвигателем. Мощность пускателя при включении реверса должна быть в 1,5–2 раза больше, чем максимальная коммутационная мощность пускателя. Это во многом зависит от состояния контактов, их устойчивости к износу. В таком режиме пускатель работает без механической блокировки.
Особенности магнитных пускателей реверсивного пуска
Для осуществления реверсивного пуска применяют специальные пускатели. Магнитные пускатели для реверса электродвигателя — это обычные пускатели, которые укреплены на основании двигателя и посредством электрических соединений обеспечивают электрическую блокировку. Она осуществляется посредством нормально-замкнутых блокировочных контактов, которые есть на пускателях, предотвращающих возможность включения одного пускателя при включенном состоянии другого.
При включении реверсивного магнитного пускателя предусматривается нулевая защита, реализуемая с помощью нормально-открытого контакта пускателя, который предотвращает случайное его включение при возникновении напряжения.
Некоторые реверсивные пускатели также оснащаются блокировкой, располагающейся на основании. Она также необходима, чтобы предотвращать возможное одновременное включение пускателей. Следует отметить, что нормальная электрическая блокировка позволяет отказаться от механической.
Тепловые реле и защита от пыли и влаги
Часто магнитные пускатели имеют защиту от пыли и брызг. Такие варианты оснащаются оболочкой в виде резиновых уплотнений, которая не допускает попадания внутрь прибора пыли и влаги.
Некоторые пускатели имеют также тепловые реле. Они необходимы для обеспечения тепловой защиты электродвигателя от перегрузок, которые длятся недопустимое для данной конструкции время. Тепловые реле защищают трехфазный асинхронный двигатель при обрыве фазы питающего напряжения и при токовой перегрузке большой продолжительности.
Монтаж магнитных пускателей асинхронных электродвигателей
Монтаж магнитных пускателей должен происходить на жесткой, хорошо укрепленной вертикальной поверхности. При наличии теплового реле такие конструкции следует монтировать таким образом, чтобы разность температуры воздуха, который окружает пускатель и электродвигатель, была наименьшей.
Для недопущения случайных срабатываний очень важно не ставить пускатели в тех местах, которые подвержены резким толчкам, ударам и тряске. Важно также, чтобы пускатели не были установлены рядом с приборами, которые отличаются большим тепловыделением.
Перед началом использования магнитного пускателя производится наружный осмотр приборов, для того чтобы убедиться в том, что все его части исправны. Также следует проверить номинальное напряжение, которое подается на катушку. Во включенном состоянии допускается небольшое характерное гудение электромагнита.
Уход за магнитными пускателями в процессе эксплуатации
Уход за магнитными пускателями в процессе эксплуатации в первую очередь подразумевает их защиту от попаданий влаги, пыли и грязи. Следует контролировать, чтобы винты контактных зажимов всегда были затянуты. Время от времени нужно проверять состояние контактов. В случае их оплавления последующая зачистка может значительно уменьшить время эксплуатации всего прибора.
Срок службы пускателя во многом зависит от тех условий, в которых он работает, — чем реже им пользуются и чем менее агрессивна окружающая его среда, тем ниже вероятность его поломки.
Реверс асинхронного двигателя
Реверс электродвигателя или возможность в ручном или автоматическом режиме изменять направление его вращения довольно часто является необходимостью рабочего процесса, в котором участвует электропривод.
Описываемый здесь способ реализации реверса трехфазного асинхронного электродвигателя без преувеличения можно назвать «классическим». Большая популярность его использования во многом обусловлена простотой, надежностью, проверенной на практике и относительно небольшой стоимостью реализации и обслуживания в эксплуатации.
Схема реверса асинхронного двигателя
В основе этого способа лежит изменение фазировки питающего напряжения двигателя, питающего обмотки статора. Схема реверса двигателя, в отличие от обычной схемы управления (пуск и останов) содержит не один, а два магнитных пускателя.
Как видно из схемы, их силовые контакты скоммутированы таким образом, что сработка каждого магнитного пускателя обеспечит подачу питающего напряжения на двигатель разной фазировки.
Порядок чередования питающих электродвигатель фаз при сработке пускателя КМ1 будет следующим: L1, L2, L3, а при сработке КМ2: L3, L2, L1. Изменение питающих фаз L1 на L3 и наоборот обеспечит разные направления вращения электромотора.
Для пуска электродвигателя в разных направлениях в схеме имеются две пусковые кнопки, нажатие на каждую вызовет сработку определенного контатора. В зависимости от того, какой именно пускатель сработал, фазировка питания на зажимах двигателя будет L1, L2, L3 или L3, L2, L1.
Для остановки электромотора в цепи питания катушек обоих пускателей предусмотрена одна кнопка “Стоп”, нажатие на которую прервет питающую цепь катушки сработавшего пускателя.
Во избежание одновременной сработки обоих пускателей вследствие ошибочных нажатий на “стартовые” кнопки и предотвращения замыкания фазного проводника L1 на L3 в управляющей части предложенной схеме на основе релейной логики выполнена блокировка такой сработки.
При сработке одного из магнитных пускателей, цепь питания катушки другого окажется размокнутой нормально-замкнутым контактом сработавшего контактора, включенным последовательно в эту цепь.
- Главная
- Электросхемы
- Реверс асинхронного двигателя
Перейти на форум
Данный сайт создан исключительно в ознакомительных целях. Материалы ресурса носят справочный характер.
При цитировании материалов сайта активная гиперссылка на l220.ru обязательна.
ПУЭ-7
Документ, определяющий правила устройства, регламентирующий принципы построения и требования как к отдельным системам, так и к их элементам, узлам и коммуникациям ЭУ, условиям размещения и монтажа.
ПТЭЭП
Требования и обязанности потребителей, ответственность за выполнение, требования к персоналу, осуществляющему эксплуатацию ЭУ, управление, ремонт, модернизацию, ввод в эксплуатацию ЭУ, подготовке персонала.
ПОТЭУ
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок — документ, созданный на основе недействующих в настоящее время Межотраслевых правил по охране труда (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150).