Срок годности дизельного топлива
Дата публикации: 23 января 2017 Многие компании покупают дизельное топливо большими партиями и хранят его непосредственно на предприятии. Для таких субъектов приобретает важность вопрос срока годности солярки. Проблема актуальна для предприятий хозяйственной инфраструктуры, строительства, организаций, имеющих запас топлива на случай аварийного электроснабжения, и других потребителей, покупающих ДТ оптом. Вопрос о сроке годности дизельного топлива актуален еще и потому, что единого стандарта не существует. Официальные нормы не всегда совпадают с информацией о сроке хранения, которая указывается в паспорте горючего. В разных источниках фигурируют разные сроки, от нескольких месяцев до нескольких лет. Потребители, которые используют корпоративные карты Газпромнефть или других компаний, могут не беспокоиться о качестве горючего, поскольку заправляются на фирменных АЗС, где горючее не застаивается, а качество его контролируется. Остальным будет интересно узнать →
Как долго можно хранить дизельное топливо?
- от 6 месяцев до 1 года при температуре +30°С
- свыше 1 года при температуре +20°С
Срок годности солярки хорошего качества выше. Существует специальный тест ASTM D2276. Он определяет количество образующегося в топливе осадка при хранении его в течение года при температуре + 25°С. Для солярки хорошего качества этот показатель не должен превышать 20 мг/л.
Осадок образуется в результате окислительных процессов при контакте солярки с воздухом. В последующем взвесь забивает топливные фильтры, что может привести к выходу двигателя из строя. Те частицы, которые что прошли фильтр, сгорают, образовывая большое количество токсичной сажи. Она оседает на инжекторах и загрязняет окружающую среду.
Как увеличить срок годности горючего?
Самый простой способ – отказаться от хранения больших партий дизельного топлива. Сегодня предприятия, использующие топливные карты Газпромнефть в Москве, могут беспрепятственно заправляться на любой из многочисленных АЗС компании, получая топливо высшего качества. В остальных случаях необходимо создать условия для хранения, исключающие влияние негативных факторов:
- исключить контакт с медью, цинком, латунь
- при использовании емкостей для хранения, в которых присутствуют указанные выше металлы, рекомендуется использовать специальные добавки деактиваторы металлов
- использовать абсолютно чистые емкости
- применять рециркуляционный фильтр для постоянной фильтрации топлива
- покупать зимнее топливо в конце осени
- применять специальные присадки: биоциды / фунгициды – препятствуют росту бактерий, грибков, водорослей, антиоксиданты – останавливают окислительные процессы
Соблюдая эти правила, можно продлить срок годности дизельного топлива. Но даже в этих условиях хранить солярку долго не рекомендуется.
Хранение дизельного топлива: сколько хранится и как продлить срок годности ДТ
Длительное хранение дизельного топлива в канистре или большой емкости теперь актуально не только для крупных организаций, но и для небольших украинских компаний и частных лиц. Бывает, что на предприятии закупили больше горючего, чем обычно используется, чтобы сэкономить на предполагаемом подорожании. Или отдельный человек решил сделать запас солярки для автомобиля, потребностей в отоплении и электричестве. В таком случае нужно правильно организовать процесс с сохранением свойств горючего. Рассмотрим детальнее, что для этого понадобится.
Как долго может храниться ДТ
Если бы оно было «чистым», исключающим добавки, то можно сберегать такой продукт в хорошо упакованной от попадания влаги таре до 5 лет. В продажу соляра поступает в модифицированном виде, то есть с присадками. В таком виде она хранится до года при t = +25…+30⁰С и свыше 12 месяцев, когда t ≤ +20⁰C.
С течением времени меняется параметр воспламеняемости горючего, смесь расслаивается. Если она сберегается при t ≤ 0⁰C, то парафиновые частицы оседают на дно. Такая солярка приносит вред автомобильному мотору и другим системам. При более теплых условиях и наличии влаги в ней могут завестись микроскопические грибы. Поэтому важно соблюдать такое условие, как срок годности солярки.
Как правильно хранить дизельное топливо
При разумном подходе удается сберечь качество топлива с минимальными изменениями.
Выбор емкости
Возникает вопрос: как хранить дизельное топливо в гараже в таре или резервуаре. При выборе емкости следует руководствоваться такими правилами:
- Наливать солярку разрешается в металлические сварные цистерны с зачисткой металла от окисления 1-2 раза в год, железобетонные чаны, полимерные аналоги. Полиэтиленовые баки считаются пожароопасными.
- Надо исключить контакт горючего с медными, латунными и цинковыми поверхностями. В противном случае произойдут химические реакции, которые превратят исходный состав в малопригодный продукт.
- Хорошо закрытая цистерна, бочка, канистра не допустит попадания внутрь воды (конденсата). Избыток влаги портит топливный насос, форсунки, снижает мощность автомобиля. В воде начинают размножаться микроорганизмы.
- Запрещается использовать под сберегание солярки резервуары от других нефтепродуктов, спиртосодержащих и прочих химических веществ.
Условия окружающей среды
Есть ряд требований, которые касаются защиты от воздействия внешней среды.
- Нельзя допускать появления статического электричества. Легковоспламеняющееся горючее вспыхивает в считанные секунды. Аналогично, если случайно в зону статики попадет инструмент, способный вызвать появление искры.
- Надо блокировать попадание в резервуар грязевых налипаний и пыли.
- В зонах заполнения бака и перелива в отдельные емкости устанавливают плотные контактные соединения.
- На случай непредвиденных обстоятельств обеспечивают зону тушения возгораний. Используют перегретый пар, CO2, пену для огнетушения, подаваемую под сильным напором воду.
- В южных зонах, где в летнее время температура металлических поверхностей может разогреваться более +30⁰С, формируют внешнюю защиту, вбирающую активные солнечные лучи.
- Срок годности дизеля. Сколько можно его держать без применения? Максимум год. Топливо бывает летним и зимним. Первый вид можно хранить до -5⁰С, а второй – до -25⁰С. Необходимо поддерживать термические параметры для стабилизации состава. Оптимальная температура составляет +5⁰С.
- Течь резервуара недопустима, окалина на нем и попадание внутрь кислорода – тоже.
- Конструктивное решение по организации вентилирования пространства в помещении исключит скопление взрывоопасных концентраций топливных паров.
Особенности эксплуатации оборудования
На предприятиях, предоставляющих услуги спецтехники, дизтопливо нужно регулярно. Существует две схемы хранения топлива:
- огромный бак, который снижает затраты на сливание, наливание и перекачку;
- несколько более мелких баков, благодаря чему исключается появление очередей на заправку горючим.
Чтобы топливо «не старело», желательно:
- каждые 2-3 месяца опустошать хранилище на 55% и более, оставляя в нижней части остаток до 5%;
- раз в 12 месяцев полностью удалять нефтепродукт из баков, очищать скопившиеся отложения, делать полную промывку емкостей;
- 2 раза в месяц выполнять техническое инспектирование состояния датчиков, помп, шлангов, клапанов.
Когда резервуары находятся на открытой территории, требуется создать противосолнечные ограждения, отгородить их стенкой высотой 0,5-1м и создать зону подъезда для техники.
При хранении топлива в помещении нужно организовать доступ воздуха. Нельзя размещать емкости рядом с химически активными веществами, зонами нагрева и повышенной влажности.
Как увеличить срок годности дизельного топлива
Существуют методы, позитивно влияющие на характеристики солярки при хранении.
Во-первых, увлечение присадками – решение, которое вместе с хорошим эффектом дает и негативный. Добавки, снижающие вязкость топлива в зимнее время, укорачивают срок его годности. То же самое касается присадок для уничтожения бактерий, повышающих цетановое число, моющих средств, осадителей парафинов и пр..
Во-вторых, есть такое требование: хранение дизеля организуется путем транспортировки его по шлангам, на внутренней поверхности которых нет остатков других нефтепродуктов. Иначе возможна химическая реакция с нежелательными последствиями.
В-третьих, существует несколько методов очистки топлива: системы фильтрации и сепарации. Они отбирают крупную грязь, пыль, удаляют лишнюю воду. Желательно делать двойную очистку: при получении партии горючего из бензовоза и при перекачке его в место хранения.
Какие последствия испорченного дизтоплива
Хранение дизтоплива с нарушениями норм приводит к тому, что такое горючее негативно влияет на механизмы транспортного средства. Засорение форсунок, закупорка топливных магистралей, нагар на турбине, заглохание автомобиля, повышенный износ деталей, коррозия поверхностей, поломка лямбда-зонда и катализатора – вот что ожидает тех, кто залил в мотор плохую солярку. Если это сделано по незнанию, при обнаружении признаков плохой работы механизмов надо сразу слить топливо из-за полной негодности. А когда вы сознательно используете устаревший нефтепродукт, то цена ошибки окажется довольно высокой.
Назар Крамарчук Автор статьи. Хранение дизельного топлива: сколько хранится и как продлить срок годности ДТ
Срок хранения дизельного топлива
В реальной жизни существует немало ситуаций, когда дизельное топливо не используется в течение одного-двух месяцев и хранится достаточно долго. Длительным срокам хранения подвергается не только топливо частных владельцев. В различных хозяйствах подолгу не меняется горючее, предназначенное для отопления, аварийных дизельных генераторов, для нужд строительных объектов.
Нам часто задают вопросы:
- Каковы реальные сроки хранения дизельного топлива?
- Как меняются свойства горючего?
- Можно ли заливать в бак дорогой машины старое топливо?
Рассмотрим все по порядку.
Условия хранения топлива
Допустимый срок хранения дизельного топлива зависит от разных факторов. Тара или объём хранения не имеют ключевого значения. Оно может потерять часть своих свойств и в резервуарах, и в бочках, и в канистрах. Главное в этом процессе — соблюдение условий хранения, диктуемых производителем:
- герметичность — тара не должна пропускать к топливу кислород, который окисляет состав;
- отсутствие контакта с деталями из цинка и меди (а также с латунью — сплавом меди с цинком) — эти металлы образуют с компонентами топлива соединения, подверженные распаду;
- влагозащита — вода не только ухудшает характеристики топлива, но и запускает процессы размножения грибковых колоний и водорослей, которые необходимо отфильтровывать;
- защита от высоких температур (30 ºС и более), которые ускоряют процессы разложения;
- защита от пыли и грязи в моменты открывания люков.
Ухудшают качество дизельного топлива различные присадки, время жизни которых невелико. Разлагаясь при контакте с кислородом, они образуют взвеси, забивающие топливный фильтр. Частицы, прошедшие через него, после сгорания превращаются в сажу, оседающую в виде кокса на форсунках и выбрасываемую в окружающую среду.
Реальные сроки хранения дизтоплива (солярки)
Гарантийный срок хранения дизельного топлива, изготовленного по ГОСТ 305-82, составляет 5 лет. Однако такое топливо выпускают без присадок и используют для нужд Госрезерва. По другим нормативным документам установление сроков хранения дизельного топлива (в канистрах, бочках, резервуарах) отдано на откуп его производителям. Так, компания «Лукойл» гарантирует качество своего дизтоплива в течение 1 года при нормальных условиях хранения.
Большинство других производителей дизтоплива также отвечают за его качество в течение 1 года при хранении до температуры 20 ºС, и в течение 6-12 месяцев для температур порядка 30 ºС.
При нормальных условиях хранения важной причиной ухудшения качества дизтоплива являются различные присадки и добавки. Так, присадки для снижения предельной температуры фильтруемости реально уменьшают срок хранения топлива. И наоборот, существуют добавки, останавливающие его деградацию. К ним относятся:
- деактиваторы металлов, которые блокируют воздействие меди и цинка;
- фунгициды, прекращающие рост грибков и водорослей;
- антиоксиданты, замедляющие окислительные процессы.
Как бы ни соблюдались условия хранения, топливо день ото дня будет портиться. Влага и воздух медленно, но неуклонно проникают в любую тару, поэтому со временем меняется цетановое число, становятся заметными результаты процессов окисления, возникают взвеси, грибки. В ответственных системах хранения устанавливают устройства, постоянно перекачивающие топливо через фильтры, в результате которых оно очищается.
Хранение дизельного топлива более года экономически невыгодно — такое горючее может отрицательно воздействовать на двигатель, увеличивая стоимость планового или экстренного ремонта.
Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7
Хранение дизельного топлива
Попробуем очертить проблему кратко и простым языком. Итак, вы готовитесь к возможному зомби-апокалипсису или к глубочайшему экономическому или топливному (что одно и то же) кризису. У вас есть БП-шный транспорт, например, мощный внедорожник с дизельным двигателем. И еще у вас есть генератор для экстренных нужд, тоже на дизельном топливе.
Показать полностью. И, разумеется, сразу же приходит идея купить цистерну солярки, тонн эдак 70, оборудовать своеобразный «соляровый схрон» и ни о чем больше не заботиться.
Или же вы рассчитываете на то, что на стыке эпох вам удастся приватизировать хранилище дизельного топлива, посадить вокруг надежных парней с волынами и продавать соляру ведрами за тушенку и услуги продажных женщин, и таким образом жить безбедно до конца дней… Что же, этот вариант интересен. Но реальность вносит в радужные мечты грязно-коричневые коррективы))). Дело в том, что в процессе хранения даже самая хорошая солярка меняет свои свойства. И притом меняет не в лучшую сторону. Хотите хранить — храните. Но надо понимать важную вещь: просроченная солярка будет влиять не только на мощность двигателя, но и на его износ. А в условиях пост_БП-шной экономики ремонт ДВС может оказаться непосильной задачей.
Во-первых, да, солярка окисляется, приходит в негодность. Теряет так называемое цетановое число. Что это за хрень такая, цетановое число? Оно показывает нам время воспламенения топлива в цилиндре. Чем число выше, тем меньше времени требуется для воспламенения топлива при его компрессии в цилиндре ДВС. При этом дизельное топливо, цетановое число которого меньше 40, приводит к увеличению износа двигателя, а больше 60-ти — к увеличению расхода солярки, к неполному сгоранию топлива и повышенной дымности. Оптимальным считается цетановое число на уровне 40-55.
Так вот, при хранении топлива даже в соответствующих условиях цетановое число постепенно будет падать (см. Рис. под статьей). Как видно из графика, совсем, до нуля, за пять лет число не упадет, хотя и снизится. Но есть и другие тонкости хранения. Например, в топливо может попасть вода. Это не так страшно, однако могут завестись грибки, которые превратят ваш стратегический запас в «сопли», непригодные к использованию.
Сколько же может храниться дизельное топливо реально? Пять лет — это тот срок, на который рассчитано гарантийное хранение солярки. Реально — год при температуре +20 С и 6-10 месяцев при температуре +30 С. Вот из этого и исходите.
Теперь про условия хранения.
Во-первых, хранить топливо надо в герметичной таре, чтобы исключить попадания кислорода из воздуха. Кислород у нас делает что? Правильно, окисляет. Поэтому без доступа воздуха солярка хранится дольше. Лучше всего использовать для хранения стальные резервуары с двойными стенками и системой климат-контроля. Но это дорого и не каждый может себе это позволить. Если вы все-таки хотите сделать запас, используйте стальные канистры с плотными крышками.
Во-вторых, очень важна температура хранения. Зимняя солярка может храниться до -25 С, летняя — до — 5 С. При этих температурах начинается кристаллизация парафиновой фракции, что при использовании такого топлива приводит к серьезному засорению фильтров топливной системы. Верхний предел, от которого реально и будет зависеть срок хранения, обозначен выше. Оптимальная температура составит примерно +5 С. В-третьих, емкости для хранения не должны содержать медных, латунных или цинковых частей. Эти металлы образуют с топливом нестабильные соединения, что так же не есть хорошо.
Перед длительным хранением емкости следует хорошо промыть, как раз таки чтобы предотвратить плесневение. Хорошо бы, чтобы в емкости имелся циркуляционный насос с фильтром, очищающим топливо от грязи и примесей.
А вообще, хранить солярку в домашних условиях больше года — гиблое дело. Затраты по профессиональному оборудованию долговременного солярового схрона несопоставимы с выгодой.