2 формулы с примерами расчета электроэнергии одн в многоквартирном доме
Плата за электроэнергию на ОДН: как посчитать площадь общедомовых помещений?
Площадь каких помещений необходимо учитывать при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды? Нужно ли ориентироваться на площади помещений, которые регулирующим органом были учтены при определении норматива потребления? Какие аргументы приводит ГЖИ, когда настаивает на том, что УК неправильно определила площадь помещений, учитываемых при расчете платы?
При расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН (КР на СОИ), для определения объема потребленной услуги используется показатель Soи – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Данный показатель применяется не только при расчете КР на СОИ в доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, но и в определенных случаях при определении размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН в МКД, оборудованном ОПУ (за исключением коммунальной услуги по отоплению).
При установлении нормативов потребления коммунальной услуги на ОДН органы государственной власти субъектов РФ также учитывают показатель Soи.
В нормативных правовых актах зафиксировано, площадь каких именно помещений необходимо учитывать при определении размера платы за холодную и горячую воду в целях содержания общего имущества, а также при расчете нормативов потребления воды на ОДН. Это площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
В отношении электроснабжения на ОДН такого уточнения нет, в связи с чем логично предположить, что при расчете платы нужно учитывать площадь всех помещений, отнесенных ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу дома, в которых предусмотрено энергоснабжение. Так ли это?
Возражение 1: чердаки не входят в общую площадь здания
В судебной практике встречаются случаи, когда ГЖИ настаивает на исключении из расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН площади чердаков на основании положений п. 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37). Пример – Постановление АС ВСО от 10.02.2020 № Ф02-7095/2019 по делу № А19-8467/2019.
В указанном пункте содержится такая информация:
К сведению: общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий – 0,5, для балконов и террас – 0,3, для веранд и холодных кладовых – 1,0.
Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир.
Площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания не включаются.
По мнению ГЖИ, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на МКД. Согласно приведенной норме в общую площадь здания могут включаться только помещения. Чердачное помещение не подлежит включению в общую площадь здания, так как не является помещением, следовательно, не может использоваться при начислении платы на общедомовые нужды за коммунальную услугу по электроснабжению.
Судьи с таким подходом не согласились.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ в состав общего имущества включаются помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В расчет платы за электрическую энергию в целях содержания общего имущества в МКД должна включаться площадь чердака, так как она является частью общей площади помещений, входящих в общее имущество дома.
Доводы ГЖИ о том, что площади жилых и нежилых помещений в МКД следует исчислять на основе данных технического паспорта, а согласно п. 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ в общую площадь здания не включаются чердаки, следовательно, они не могут использоваться при начислении платы за коммунальную услугу, подлежат отклонению. Данные доводы противоречат положениям ст. 36 ЖК РФ, определяющей состав общего имущества МКД.
Возражение 2: нужно ориентироваться на площадь, учтенную при определении норматива
Как показывает практика, нередко уполномоченные органы власти при определении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД учитывают те же площади, что и при расчете нормативов потребления воды, то есть площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
В такой ситуации, по мнению ГЖИ, при расчете платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества нельзя учитывать площадь помещений, которые не были учтены при расчете норматива (например, подвалов, чердаков).
Судьи согласились с ГЖИ
Так, в деле № А70-7227/2019 были представлены письменные разъяснения департамента о том, что при расчете норматива был учтен весь объем электрической энергии, используемой во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании, установленном в МКД, включая электроэнергию на освещение чердаков и подвалов. Однако он был распределен между общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества дома, без учета площади чердаков и подвалов. При расчете норматива потребления электрической энергии с учетом площади чердаков и подвалов его размер был бы меньше установленного.
В свою очередь, общество при расчете платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в МКД, применяло установленный департаментом норматив к иной площади помещений общего имущества (с учетом чердаков и подвалов) дома.
Судьи отметили: заявляя о неправомерном определении департаментом размера норматива, общество не представило доказательств оспаривания в судебном порядке распоряжения, которым был утвержден норматив, или обращения в уполномоченный орган за установлением иного норматива потребления.
Отсутствие в спорный период норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества, рассчитанного с учетом всей площади общего имущества дома, включающей площадь чердака и подвальных помещений, не позволяло УК при расчетах с собственниками помещений в МКД применять установленный норматив к иной площади дома (с учетом чердака и подвальных помещений).
Неверное установление нормативным правовым актом порядка расчета платы за коммунальный ресурс не должно приводить к нарушению прав граждан (см. Постановление АС ЗСО от 23.01.2020 № Ф04-6862/2019).
Аналогичные примеры – постановления АС ЗСО от 24.10.2019 № Ф04-4934/2019 по делу № А70-14858/2018, от 16.08.2019 № Ф04-3357/2019 по делу № А70-18874/2018.
Судьи не согласились с ГЖИ
Пример – Постановление АС ЦО от 12.08.2020 № Ф10-2820/2020 по делу № А62-5920/2017.
По мнению ГЖИ, УК при исчислении нормативного расхода электроэнергии на ОДН не должна была учитывать в составе общей площади МКД площади чердаков и подвалов, так как указанные площади не учитывались регулирующим органом при расчете размера норматива.
Судьи учли разъяснения Минстроя, представленные в письмах:
от 29.12.2015 № 42868-ОД/04: при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды МКД учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 ЖК РФ;
от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Анализ норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, который утвержден на региональном уровне, административный орган не провел, а, напротив, предложил его применение с учетом приложения, не предусматривающего включение площадей чердака и подвалов при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН, что противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Согласно ч. 8 ст. 5 ЖК РФ и разъяснениям Пленума ВС РФ из Постановления от 02.07.2009 № 14 в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса должны применяться нормы этого кодекса.
Довод ГЖИ о том, что площадь чердака, подвала не должна быть включена в площадь помещений общего имущества МКД при расчете нормативного потребления собственниками дома электроэнергии в целях содержания общего имущества дома, противоречит действующему законодательству.
Таким образом, при расчете нормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН учету подлежат все помещения, перечисленные в ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площади чердаков и подвалов, что соответствует требованиям действующих норм.
Аналогичные обстоятельства озвучены в деле № А62-5757/2017. Вывод судей такой же: при расчете нормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на ОДН общество использовало данные об общей площади помещений, относящихся к общему имуществу МКД, в том числе чердаков, подвалов, лифтов, что соответствует требованиям действующих норм (Постановление АС ЦО от 12.08.2020 № Ф10-2888/2020).
О том же самом – Постановление АС УО от 13.08.2020 № Ф09-4628/20 по делу № А76-41974/2019.
По мнению ГЖИ, расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества в МКД должен производиться без учета площадей подвальных и чердачных помещений, так как регулирующий орган разместил на своем сайте письмо о том, что утвержденные нормативы потребления по электроснабжению на ОДН рассчитаны без учета площадей чердаков и подвалов.
Судьи возразили: согласно нормам жилищного законодательства подвал, входы в него, крыльца и приямки относятся к общему имуществу МКД, следовательно, общество правомерно учло площадь данных помещений при исчислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях освещения общего имущества.
Ссылки инспекции на письмо регионального органа отклонены, поскольку в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы данного кодекса.
На основании изложенного вопрос о том, относятся ли подвал, входы в него, крыльца и приямки к общему имуществу МКД в целях исчисления платы за электроэнергию, должен решаться согласно ст. 36 ЖК РФ.
Соответственно, применение в расчетах общества размера площади помещений, входящих в состав общего имущества (включая подвал, входы в него, крыльца и приямки), в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам не противоречит действующему законодательству.
Такие же выводы представлены в постановлениях АС УО от 08.06.2020 № Ф09-1611/20 по делу № А76-15462/2019, от 15.05.2019 № Ф09-838/19 по делу № А76-15785/2018, от 05.06.2019 № Ф09-2368/19 по делу № А76-23917/2018, АС ЦО от 22.06.2020 № Ф10-1411/2020 по делу № А62-4361/2017.
Возражение 3: помещение чердака не имеет электроснабжения
В деле № А07-25382/2018 Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору настаивал на том, что УК неверно исчисляла плату за электрическую энергию, используемую для содержания общего имущества собственников помещений в МКД, так как учитывала при расчете платы площадь помещения чердака, не имеющего электроосвещения.
Суды на основании материалов дела установили, что вывод об отсутствии освещения опровергается представленными УК доказательствами.
При осмотре чердачного помещения было установлено, что вход в него в первом подъезде заложен кирпичной кладкой. Однако госжилинспектор не исследовал другой вход в чердачное помещение (в восьмом подъезде). Согласно приложенным фотографиям чердачное помещение оборудовано осветительными установками.
Таким образом, УК начисляет плату за коммунальную услугу по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД в соответствии с действующим законодательством (Постановление АС УО от 24.12.2019 № Ф09-8443/19).
Доказать, что помещение чердака имеет электроснабжение, удалось и обществу в деле № А27-717/2018. Наличие на чердаке инженерных коммуникаций (провода электропитания квартир) отражено в акте инструментального установления значения площади чердачных и подвальных помещений в МКД, составленном сотрудниками общества с участием представителей администрации и жильцов МКД (Постановление АС ЗСО от 22.01.2019 № Ф04-6645/2018).
Возражение 4: нужно учитывать толщину внутренних перегородок в подвале
Согласно материалам дела № А21-6125/2018 Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области посчитало, что УК нарушен порядок расчета размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества МКД, поскольку при начислении платы площадь подвала, учтенная в составе общих площадей МКД, принята по данным разд. III технического паспорта на дом. По мнению контролирующего органа, при начислении соответствующей платы за основу должна быть взята суммарная площадь внутриподвальных помещений, рассчитанная путем сложения площадей помещений подвала за вычетом внутренних перегородок.
Именно такой расчет осуществлен министерством самостоятельно и принят им за основу в ходе проверки с учетом экспликации технического паспорта. Министерство самостоятельно пересчитало площадь подвального помещения в сторону уменьшения с вычетом толщины внутренних перегородок.
Суды учли наличие у УК технического паспорта на МКД, содержащего сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений (лестницы, крыльца, подвал), в связи с чем констатировали правомерное использование обществом данных технического паспорта при расчете платы за электроэнергию на содержание общего имущества дома.
В нормативных правовых актах отсутствует указание на то, что площадь общих помещений в МКД должна определяться по экспликациям технического паспорта и вычисляться сотрудниками управляющих организаций как сумма указанных в экспликации к техническому паспорту площадей отдельных подвальных помещений без учета толщины перегородок между такими подвальными помещениями. Общество правильно использовало для соответствующего расчета сведения о составе и состоянии общего имущества, отраженные в технической документации на МКД – в техническом паспорте как документе технического учета жилищного фонда (Постановление АС СЗО от 16.04.2019 № Ф07-2802/2019).
Возражение 5: площадь чердака и подвала не подтверждена технической документацией
Из дела № А44-6121/2019 следует, что УК при начислении платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД, использовала площадь помещений, входящих в состав общего имущества, не подтвержденную технической документацией, а именно включила площадь чердака и подвала в размере 2 994,5 кв. м.
На основании п. 24 Правил содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на дом.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги значения общей площади всех помещений в МКД, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте МКД (Письмо Минрегиона РФ от 22.11.2012 № 29433-ВК/19).
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ. Сведения об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома, отражаются в техническом паспорте (приложение 12 к указанной инструкции), составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации.
В указанной ситуации норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества утвержден с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяемой как указанная в технических паспортах на дома суммарная площадь помещений, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в которых имеются оборудование и устройства, потребляющие электрическую энергию.
Судьи исходя из данных технического паспорта на спорный дом выяснили, что площадь лестничных клеток и тамбуров составляет 778,8 кв. м, площадь подсобных помещений – 103,8 кв. м, площадь подвала и чердака в данном паспорте отсутствует.
При таких обстоятельствах плату за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН нужно рассчитывать с учетом данных о площади помещений, содержащихся в техническом паспорте МКД, а именно учитывать указанную в нем площадь лестничных клеток, тамбуров, подсобных помещений (Постановление АС СЗО от 04.06.2020 № Ф07-1428/2020).
А вот в деле № А27-30464/2018 судьи посчитали, что отсутствие в техническом паспорте МКД сведений о площади чердачных и подвальных помещений не может быть достаточным основанием для вывода о неправомерности взимания с собственников помещений дома платы за электрическую энергию на ОДН.
Наличие чердаков и подвалов в МКД, а также нахождение в них инженерных коммуникаций (сети электроснабжения) подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Достоверность площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, использованной обществом в расчетах, жилищной инспекцией документально не опровергнута.
При таких обстоятельствах факт нарушения обществом положений ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД при начислении жителям МКД платы за электроэнергию на содержание общего имущества ГЖИ не доказан (Постановление АС ЗСО от 05.12.2019 № Ф04-5968/2019).
Возражение 6: площадь берется из технического паспорта МКД
УК не может произвести расчет платы, ориентируясь на самостоятельно осуществленные обмеры уборочных площадей, а не на соответствующие сведения технических паспортов МКД (Постановление АС СКО от 04.02.2019 № Ф08-11794/2018 по делу № А32-31865/2017).
В споре между РСО и УК о размере задолженности за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию судьи встали на сторону УК, которая рассчитала задолженность исходя из площадей общедомовых помещений, указанных в технических паспортах на спорные МКД. РСО же произвела расчет на основе информации о площадях, размещенной на сайте «Реформа ЖКХ» (см. Постановление АС СКО от 18.06.2020 № Ф08-2014/2020 по делу № А63-19898/2018).
Казалось бы, если при расчете платы за электроэнергию на ОДН учесть площадь всех помещений, отнесенных ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу дома, в которых предусмотрено энергоснабжение, расчет должен быть правильным. Однако не все так однозначно.
Одно из самых частых возражений ГЖИ против такого расчета основано на том, что регулирующие органы при определении норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества учитывают площадь не всех помещений (без учета чердака и подвальных помещений). УК, по мнению жилищной инспекции, при расчете платы должна идти по такому же пути. Некоторые судьи с этим соглашаются, некоторые – нет.
Если контролирующий орган требует исключить из расчета площадь чердака на том основании, что он не имеет электроснабжения, спорить с ним нужно при наличии доказательства обратного, то есть когда на самом деле чердачное помещение оборудовано осветительными установками.
Также нужно спорить с ГЖИ, если она вдруг самостоятельно пересчитает площадь подвала в сторону уменьшения – без учета толщины перегородок между подвальными помещениями.
Если площадь чердака и подвала не указана в технической документации МКД, это плохо: суд может не поддержать УК, включившую их площадь в расчет платы за электрическую энергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества дома. Если же площадь соответствующих помещений имеется в техническом паспорте МКД, при расчете нужно ориентироваться именно на них.
Расчет расходов ОДН
С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды (формула №10 Приложения №2 Правил) следующий:
— объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
— тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ):
Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, рассчитывается по формуле №12 Приложения №2 Правил:
– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
– определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Пример расчета ОДН по жилому помещению в многоквартирном жилом доме, оснащенном ОДПУ:
= (12000 — 1000 — 4000 — 5000) * (60 / 2400) * 1,936 = 96,8 руб.
При этом объем ОДН не зависит от потребления по индивидуальному прибору учета. То есть платеж за «Начисление за общедомовые нужды» по квартире составит 96,8 руб., в независимости от того, сколько электроэнергии потрачено.
Например, если израсходовано по индивидуальному прибору учета 150 кВт, то совокупный платеж по электроэнергии составит:
150 * 1,936 + 96,8 = 387,20 руб.
Если потребитель отсутствовал в расчетном периоде, то совокупный платеж за электроэнергию составит:
0 * 1,936 + 96,8 = 96,8 руб.
Если ОДПУ неисправен:
В случаях, когда общедомовой счетчик неисправен (полный перечень случаев см. в п.60), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления по предыдущим показаниям общедомового счетчика, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если дом не оборудован ОДПУ:
В этом случае, в соответствии с пунктом 48, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15.
Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
– норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306;
– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
– общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Пример расчета ОДН по жилому помещению в многоквартирном жилом доме, не оснащенном ОДПУ:
– Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы учета (утвержден постановлением департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. №39/4) – 3,94 киловатт-часа на 1 квадратный метр мест общего пользования в месяц.
– общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме – 1426 квадратных метров.
– общая площадь квартиры – 60 квадратных метров.
– общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме – 2 400 квадратных метров.
= 3,94 * 1426 * 60 / 2400 = 140,461 кВт*ч
Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире:
140,461 * 1,936 = 271,93 руб.
На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.
Один из самых часто задаваемых и актуальных вопросов у потребителей ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» — расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН). Что входит в эту сумму, как начисляется ОДН и что влияет на его размер?
Один из самых часто задаваемых и актуальных вопросов у потребителей ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» — расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (ОДН). Что входит в эту сумму, как начисляется ОДН и что влияет на его размер?
Некоторые потребители ошибочно полагают, что ОДН – это всего лишь «лампочка в подъезде», и удивляются, как же она может «сжечь» такое количество киловатт-часов. Однако ОДН – это не только свет в подъезде. В состав ОДН на электроэнергию входит освещение всех помещений общего пользования в доме (лестниц, межквартирных лестничных площадок, чердаков и подвалов, придомовой территории), электропотребление оборудования, являющегося общим имуществом дома (насосы, домофоны, коллективные антенны, лифты, оборудование интернет-провайдеров, систем пожаротушения и др.), а также внутридомовые потери электроэнергии.
Как рассчитывается плата за ОДН? По действующему законодательству для определения общего количества электроэнергии на ОДН необходимо из общего объема электроэнергии, поступившей в дом по общедомовому счетчику, вычесть суммарное потребление жилых и нежилых помещений по всем индивидуальным электросчетчикам или по среднемесячному объему потребления за период до 6 месяцев (для тех, кто не передал показания) и по нормативу потребления (для тех, кто не передавал показания свыше 6 месяцев или не имеет прибора учета). Разница между показаниями общедомового счётчика и суммарным объёмом электроэнергии, потреблённой в квартирах, оборудованных и не оборудованных приборами учёта, а также юридическими лицами, расположенными в доме, – это и есть электроэнергия, израсходованная на общедомовые нужды. Она распределяется между собственниками жилых и нежилых помещений, находящимися в многоквартирном доме, пропорционально занимаемой ими площади.
«Почему же суммы ОДН в каждом месяце разные и иногда могут быть очень высокими?», — задаются вопросом потребители. Высокие платежи за ОДН могут быть связаны с несколькими факторами. Это нерегулярная передача показаний индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме, искажение показаний, неодновременное их снятие. Важно также состояние индивидуальных счетчиков электроэнергии, их исправность и своевременная поверка.
Некоторые жильцы вообще не передают показания приборов учета, рассчитываясь по нормативу. При этом они могут потреблять больше, чем фактически им необходимо оплатить по нормативу, а вся разница при этом ложится на плечи остальных жителей дома. На размер ОДН влияет также техническое состояние внутридомовой системы электроснабжения, своевременное наведение и поддержание порядка во внутридомовых электрических сетях. В некоторых случаях высокая плата за ОДН может быть связана с безучетным электропотреблением и даже хищением электроэнергии.
В каждом конкретном доме эти факторы индивидуальны, и чтобы понять, какие именно из них влияют на величину ОДН, необходима проверка. Специалисты ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» периодически проводят такие проверки по инициативе жильцов и при активном содействии собственников жилья и управляющих компаний. Собственники квартир, которые заинтересованы в снижении ОДН, могут решить этот вопрос совместно с организацией, обслуживающей дом, и сотрудниками ОАО «ТЭК». Для этого необходимо обеспечить в доме стопроцентное наличие индивидуальных приборов учета, синхронность снятия их показаний и показаний общедомового прибора учета. Нужно следить за состоянием электрооборудования в доме, пресекать факты безучетного потребления юридических лиц или частных предпринимателей, если в доме находятся нежилые помещения, иные помещения индивидуального или общего пользования (магазины, салоны красоты, спортзалы, кладовые и т.п.). Ну и, конечно, не лишним будет внедрение энергоэффективных технологий — установка энергосберегающих ламп, современных систем освещения с датчиками движения и т.д.
628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru
Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18
Расчет одн по электроэнергии в мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет одн по электроэнергии в мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Электроэнергетика:
- 1 группа электробезопасности
- Аварийная бронь
- Аварийный запас
- АИИС КУЭ
- Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
- Показать все
- Электроэнергетика:
- 1 группа электробезопасности
- Аварийная бронь
- Аварийный запас
- АИИС КУЭ
- Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
- Показать все
- Многоквартирный дом:
- Автономное отопление
- Адресные таблички
- Акт о протечке
- Акт опломбировки
- Благоустройство дворовых территорий
- Показать все
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2021 N 307-ЭС21-162 по делу N А66-12486/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по оплате поставленной электроэнергии.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку у истца отсутствовали основания учитывать площади подвальных помещений: в технической документации, составленной специализированной компетентной организацией, не усматривается наличия в домах подвальных помещений, включаемых в состав площади общего имущества домов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано. Удовлетворяя иск в части, суды учли технические паспорта домов, исходили из того, что спорная площадь нежилых помещений, включаемых истцом в состав общего имущества многоквартирного дома (далее — МКД), относится к нежилым помещениям, предназначенным для ведения коммерческой деятельности (магазины и сберкассы), в связи с чем пришли к выводу об отсутствии у истца оснований учитывать при расчете объема электроэнергии, потребленной в спорный период на ОДН спорных МКД площади подвальных помещений. Кроме того, судами указано на недоказанность истцом использования для нужд жителей домов подвальных помещений, технических подполий, наличия в них энергопотребляющих устройств в целях ОДН.
Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2021 N 305-ЭС20-17651 по делу N А41-49828/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку подтверждается, что ресурсоснабжающая организация свои обязательства по договору холодного водоснабжения и водоотведения исполняла ненадлежащим образом.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано. Указанным постановлением N 1498 также предусмотрено, что до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в МКД, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы государственного и муниципального управления жилищной сферой
(Дибиров К.П.)
(«Современное право», 2020, N 2) Кроме того, новый законодательный порядок в сфере регулирования садоводства и огородничества обошел такие серьезнейшие проблемы сметного финансирования, как нормативно-расчетное обоснование расходов, главным образом необходимость нормативно-расчетного обоснования и порядка ценообразования по установленным тарифам на транспортировку воды и стоков, а также тарифно-расчетное обоснование затрат на электричество для общепоселковых нужд. При управлении многоквартирными домами с 2017 года законодательно установлен четкий порядок расчета оплаты общедомовых нужд (ОДН), согласно которому расходы на холодную, горячую воду и электричество в местах общего пользования перешли из коммунальной услуги в жилищную. При этом размер оплаты ОДН не может превышать нормативы, утвержденные региональным ведомством. Такие фиксированные нормативы — тарифы на ОДН — жестко контролируются жилищной инспекцией. Перерасход коммунальных ресурсов вынуждена оплачивать управляющая компания, а не собственники многоквартирного дома. Такой же тарифно-расчетный порядок оплаты водо- и электропотребления для общепоселковых нужд необходимо установить в садоводческих и огороднических объединениях, включая коттеджные поселки.
«Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации»
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023) Вместе с тем, если многоквартирный дом оснащен двухтарифным общедомовым прибором учета и во всех помещениях в нем установлены двухтарифные индивидуальные приборы учета, плата за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, исчисляется исходя из дифференцированного по времени суток тарифа. В этом случае определяется объем ресурса, израсходованного на общедомовые нужды отдельно в дневное и ночное время, и производится раздельный расчет по соответствующей зоне суток с применением формул, прилагаемых к Правилам N 354″.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614
(ред. от 31.08.2023)
«О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»
(вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)») в) подпункт «а» пункта 22 дополнить предложением следующего содержания: «В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);».
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 28.11.2023)
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
(вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») — объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-ю коммунальную квартиру, рассчитанный в соответствии с пунктами 11 — 17 настоящего приложения;
Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Кодексы и наиболее востребованные законы
- Обзоры законодательства
- Федеральное законодательство
- Региональное законодательство
- Проекты правовых актов и законодательная деятельность
- Другие обзоры
- Календари
- Формы документов
- Полезные советы
Общедомовые нужды: что входит и как уменьшить плату за них
Жильцы многоквартирных домов платят за воду, свет и тепло, которые используются не только в квартире, но и за ее пределами — в подъездах и вокруг дома. Рассказываем, как считается плата за эти ресурсы и можно ли ее уменьшить
Фото: shutterstock
- Что такое ОДН
- Как рассчитывать
- Тарифы
- Как снизить плату
- Можно ли не платить
Материал проверила и прокомментировала Ольга Турунина, юрист, член Ассоциации юристов России
Что такое ОДН и что в них входит
ОДН — это общедомовые нужды, то есть плата за коммунальные услуги, которые расходуются в конкретном доме и в интересах его жильцов, но за пределами их личных квартир.
По российскому Жилищному кодексу, к ОДН относится плата за обслуживание всех помещений и служб многоквартирного дома. Среди них:
- чердаки, подвалы, технические этажи, лифтовые шахты и другие служебные помещения;
- крыши, ограждения, несущие конструкции дома;
- оборудование для доступа в дом людей с инвалидностью;
- работы по благоустройству и озеленению на земле, относящейся к дому, и построек на ней;
- технологические потери, например утечки воды из общей трубы;
- иные общественные помещения дома, услугами которых пользуются жильцы.
В обслуживание этих помещений входят и платежи за свет, воду и отопление, и плановые работы, такие как уборка подъезда, полив газона или мытье инженерных систем, и внеплановый ремонт — например, в случае протечки общей трубы.
Фото: shutterstock
Как рассчитывают плату за ОДН
Размер ОДН зависит от:
- региона (в каждом свои нормативы);
- наличия счетчиков в квартирах;
- наличия общедомового счетчика;
- разновидности дома (важна этажность, есть ли газ, лифт и т.д.);
- площади квартиры.
Количество жильцов в квартире или объем ресурсов, который она потребила, на сумму платежа за ОДН не влияют.
Существуют две схемы расчета ОДН — если есть общедомовой прибор учета, и если его нет.
Если общедомовой счетчик есть
В таком случае плата за ОДН рассчитывается как разность общедомового потребления ресурса и объема, потраченного в жилых и нежилых помещениях.
Допустим, в доме 100 квартир. В каждой из них есть счетчик, и все вместе они потратили 500 кубов горячей воды. А общедомовой счетчик показывает 650 кубов. Значит, ОДН будет составлять 150 кубов. Если кубометр горячей воды стоит, к примеру, 25 руб. — общая сумма платежей по ОДН составит 3750 руб.
Платежи по ОДН делятся между квартирами исходя из их метража. Например, в доме половина квартир площадью 100 кв. м, а половина — 50 кв. м. Всего 7000 кв. м. Тогда владельцам 50-метровых квартир придется заплатить по 25 руб, а собственникам 100-метровых — по 50 руб.
Но этот расчет справедлив только в том случае, если в доме все квартиры со счетчиками. Если счетчика нет, из общей суммы потребленного ресурса будет вычитаться норматив, который в каждом регионе свой. В Москве он составляет 6,935 куба холодной и 4,745 кубов горячей воды в месяц.
Если общедомового счетчика нет
В таком случае ОДН рассчитывается через нормативы.
Власти каждого региона устанавливают норматив потребления ресурса на 1 кв. м — в случае с водой он зависит от этажности и размера дома. Затем он умножается на общую площадь помещений, а после рассчитывается для каждой квартиры.
Допустим, есть многоэтажный дом на 100 квартир с общей площадью 7 тыс. кв. м. Находится он в Новосибирске. Норматив потребления холодной воды по этому региону — 0,023 куба на кв. м. Следовательно, на весь дом по ОДН будет считаться 161 куб. А квартира площадью 70 кв. м должна будет оплатить 1,61 куба. Тариф ЖКХ за литр холодной воды там составляет 20,35 рублей — соответственно, владельцам квартиры в 70 кв. м придется заплатить 32,7 руб.
Если индивидуальные счетчики в доме есть, а общедомового нет, то плата за ОДН рассчитывается через понижающий коэффициент — обычно это 10%. То есть если за месяц квартира потратила холодной воды на 700 руб, то по ОДН ее владельцы заплатят за воду еще 70 руб.
Если в доме есть какие-то еще помещения, например магазин или парикмахерская, их владельцы тоже оплачивают ОДН. Это происходит либо по общему правилу по показаниям счетчика, либо в соответствии с договором, который организация заключила с управляющей компанией.
Фото: shutterstock
Тарифы за ОДН
Тарифы за ОДН устанавливает региональная власть, поэтому в разных субъектах они довольно сильно различаются. Для того, чтобы узнать их, нужно найти документ от властей конкретного региона, в котором эти тарифы были установлены. Вот некоторые из них:
- Омская область ;
- Московская область ;
- Татарстан ;
- Калининградская область ;
В столице сложилась специфическая ситуация с тарифами на ОДН.
Ольга Турунина, юрист член Ассоциации юристов России:
«Тарифы по ОДН в Москве не утверждены. Если в квартирах определенного дома установлены счетчики, объем израсходованного ресурса будет исчисляться как разница между показаниями индивидуального прибора учета и общедомового прибора учета. Если не во всех квартирах имеется счетчик, то для определения платы на ОДН израсходованный объем считается исходя из норматива субъекта и общей площади дома. Норматив потребленной воды установлен в размере 5% от объема израсходованного ресурса по общедомовому счетчику. Но по остальным ресурсам нормативы по Москве отсутствуют.
Когда по ресурсам отсутствуют нормативы, расходы можно рассчитать следующими способами:
- Если в доме имеется измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов, при условии ее обеспечения механизмом одномоментного снятия показаний, размер расходов определяется по ним;
- Общее собрание собственников жилья может принять решение об определении размера расходов на потраченные ресурсы. Тогда расчет производится исходя из показаний общедомового прибора учета».
Фото: shutterstock
Как снизить плату за ОДН
Сумма расходов на ОДН, может увеличиться из-за разнообразных факторов:
- плохое состояние коммуникационных сетей и частые утечки из них;
- низкий порог чувствительности счетчиков — некоторые из них не фиксируют небольшие количества воды. Но общедомовые счетчики их учитывают, и в итоге за воду, потраченную отдельной квартирой, приходится платить как за ОДН;
- манипуляции со счетчиками — если в квартире устанавливается незаконный прибор, позволяющий уменьшить показания, то плата за потраченную воду переходит в ОДН;
- самовольное подключение к сетям;
- разное время снятия данных с общедомового и поквартирных счетчиков;
- отсутствие счетчиков в некоторых квартирах.
Ольга Турунина:
«Обман со стороны управляющей компании дома возможен, особенно там, где не установлены счетчики. Чтобы воспрепятствовать этому, житель дома должен знать о решениях общего собрания собственников и о системах учета дома. Чтобы посмотреть решения собрания, можно воспользоваться интернет-порталом ГИС ЖКХ, либо запросить решения у управляющей компании».
Можно ли не платить за ОДН
В соответствии с Жилищным кодексом, собственники квартир обязаны делить между собой оплату общедомовых нужд. Поэтому неуплата ОДН — такое же правонарушение, как и неуплата коммунальных платежей за свою квартиру.
Ольга Турунина:
«ОДН включается в единый платежный документ. Если не оплатить их — будет задолженность. Управляющая компания вправе будет обратиться в суд с требованием о взыскании. По таким требованиям суд выносит судебный приказ. Если в течение 10 дней должник подаст возражения, то он будет отменен. Но в таком случае управляющая компания сможет подать исковое заявление».