Что возникает одновременно со звуком
Перейти к содержимому

Что возникает одновременно со звуком

  • автор:

Что возникает одновременно со звуком

Аннотация: В статье сравниваются особенности восприятия зрителем экранного изображения и экранного звука, выявляется степень художественной условности, необходимой для создания в фильме звукового образа. Используя обширный эмпирический материал, автор исследует эволюцию эстетики звука в кино, а также рассматривает некоторые аспекты взаимодействия технологической и творческой составляющей экранного звука.

Abstract: The article explores the specifics psychological features of a viewer’s perception of screen image and screen sound. Also it reveals the degree of an artistic convention which is necessary for creating the sound image in films. Using extensive empirical material, the author explores the evolution of sound aesthetics in movies and he analyzes some aspects of the interaction between technological and creative parts of the on-screen sounds.

Восприятие и экранного изображения и экранного звука во многом определяется нашим жизненным опытом и свойствами нашей долговременной памяти, хранящей те или иные впечатления и ощущения. Однако при этом следует иметь в виду, что наш слух, в отличие от зрения, быстро и надёжно фиксирующего в памяти тот или иной зрительный образ, не оставляет в нашем мозгу столь чёткой и определённой информации: мы не сразу угадываем голос человека по телефону, если редко с ним общаемся; можем не идентифицировать звук, схожий по характеру с другим звуком.

Дело в том, что в жизни мы чаще всего либо воспринимаем звук одновременно с образом объекта, его производящего, либо точно знаем местонахождение объекта и то, как он выглядит. Но если источник звука находится вне поля зрения и при этом мы ничего о нём не знаем, то мы можем ошибиться в определении характера звука — скажем, принять звук жарящейся картошки за шум дождя; выхлоп автомобильных газов за выстрел пистолета и т. д.

Кстати, эта особенность восприятия нашего слуха давно используется в театре для имитации звуков ветра, грома, выстрела, стука копыт и т. п. В экранном искусстве подобного рода эффекты создаются на киностудиях «шумовиками», искусно имитирующими различного рода синхронные шумы (шаги, скрип дверей, стук копыт и т. п.). Но схожесть звучания различных шумов может использоваться и для получения определённого художественного эффекта. Одним из первых, кто это понял, был режиссёр Жак Турнёр. В его фильме «Люди-кошки» (1942, США) есть напряжённый эпизод, в котором героиня, боящаяся нападения пантеры, замечает вдруг шевеление в кустах и слышит рычание. Однако оказывается, что это был всего лишь звук подъезжающего автобуса. С тех пор в Голливуде подобного рода психологические «обманки» так и называют — bus (автобус).

Фрагмент к/ф «Люди-кошки»
(1942, режиссёр Ж. Турнёр)

Для того чтобы зритель воспринимал шумы и речь адекватно и однозначно, в первых звуковых фильмах доминировал . К тому же учитывалось мнение психологов о том, что если человек видит источник звука, то его способность воспринимать звуковые оттенки и нюансы значительно возрастает. Зрители первых звуковых фильмов восторженно принимали именно синхронность, то есть точное совпадение звука с действием на экране. Например, в первом звуковом фильме с Хенни Портен (известная в ту пору немецкая актриса, исполнившая главную роль в фильме Георга Вильгельма Пабста «Скандал из-за Евы», 1930) наибольший успех выпал не на долю говорящей героини, а на удивительный натуральный звук: хлопок пробки, вылетающей из бутылки [ 6 , с. 35].

Американские кинематографисты, первыми освоившие оптическую фонограмму, долго считали именно синхронность основным достоинством звукового фильма, а известный канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей известной работе «Понимание медиа: внешние расширения человека», приводит пример феномена синхронного и асинхронного восприятия изображения и звука в качестве одного из доказательств своей теории «горячих» и «холодных» средств информации.

Комментируя статью С. Эйзенштейна, В. Пудовкина и Г. Александрова «Будущее звуковой фильмы» (1928), в которой говорилось, что первые опыты со звуком должны быть направлены в сторону резкого несовпадения со зрительными образами [ 8 ], Маклюэн отмечает, что жители стран с «холодной культурой» (к ним он относит Россию и страны Африки) не могут воспринимать внешний вид объекта и производимый им звук как нечто единое. Звуковое кино, — пишет он, — стало днём страшного суда для русского фильмопроизводства, потому что русским, как и любой другой отсталой или устной культуре, свойственна неудержимая потребность в участии, которая при добавлении звука к визуальному образу перестаёт удовлетворяться. И Пудовкин, и Эйзенштейн осуждали звуковой фильм, но считали, что если пользоваться звуком символически и контрапунктически, а не реалистически, то результат будет не так вреден для визуального образа [ 4 , с. 326].

Тот, кто хоть немного знаком с историей кинематографа, понимает истинную причину насторожённого отношения ряда ведущих кинодеятелей того времени (причём не только русских) к внедрению звука в кино, — достаточно упомянуть работу Рудольфа Арнхейма «Новый Лаокоон: «синтетические искусства» и звуковое кино» [ 1 , c. 157-184]. Это объяснялось прежде всего тем, что кинематографисты восприняли появление звукового кино как угрозу пластической выразительности, которую достиг к тому времени Великий Немой.

Что касается «страшного суда для русского фильмопроизводства», то, как известно, никакой катастрофы в нашей киноиндустрии в 1930-е годы не произошло. Мало того, советские звуковые фильмы «Путёвка в жизнь» и «Чапаев» на международных кинофестивалях первыми получали призы именно за смелое звуковое решение, не говоря о том, что эти и другие звуковые картины пользовались огромным успехом у массовой аудитории СССР. Американский же кинематограф довольно долго придерживался принципа полной синхронности (то есть в кадре непременно должен был быть виден объект, производящий звук) и гораздо позже России и Европы осознал творческий потенциал звука, используемого .

Звуковой фильм, можно сказать, стал первым мультимедийным проектом, в котором сошлись все виды информации — текст, динамичное и статичное изображение, речь, музыка, шумы. Я убеждён, что звуковой фильм потенциально является искусством будущего, — писал Всеволод Пудовкин. — Это не оркестровое произведение, в центре которого музыка, и не театральный спектакль, где доминирующий фактор — актёр; фильм даже не сродни опере. Это синтез каждого и всякого элемента: словесного, зрительского и философского. В наших возможностях передать мир во всех очертаниях и оттенках в новой форме искусства, которое наследует и продолжает все другие искусства, ибо оно является высочайшим средством художественного выражения, позволяющим показать сегодняшний и завтрашний день [ 5 , c. 166].

Внедрение звука в экранное произведение значительно увеличило плотность подачи информации в единицу времени, поскольку принесло на экран дополнительную и весьма существенную для понимания сюжета информацию и определило совершенно иное зрительское восприятие по сравнению с тем, что было при просмотре немых кинолент. Как верно отмечает Морис Мерло-Понти, звуковой фильм — это не просто немой фильм, к которому добавлены звуки и слова, предназначенные лишь для усиления кинематографической иллюзии. Связь звука и изображения здесь гораздо более тесная; изображение видоизменяется из-за соседства звука. Скажем, болтливость или молчаливость, наполненность или пустота слов, их точность или аффектированность дают почувствовать сущность персонажа надёжней, чем многие описания [ 9 , p. 97-122].

Продолжим сравнение восприятия изображения и звука, чтобы понять сходство и различие физиологического и психологического воздействия этих двух видов информации на реципиента. С одной стороны, в отличие от изображения на экране, хорошо записанный и воспроизведённый звук воспринимается нами более конкретно и реально. Порой мы даже способны принимать за реальные (бытовые) шумы звуки, раздающиеся по радио или телевизору (телефонный звонок, автомобильный сигнал, лай собаки, шум дождя и т. п.), в то время как экранное изображение мы никогда не спутаем с реальным объектом. Именно по этой причине изображения на экране могут сменяться очень быстро и восприниматься почти мгновенно, в то время как восприятие звука требует определённого времени. Мы также спокойно воспринимаем одновременно несколько динамичных изображений, размещённых в пространстве полиэкрана. Одновременное же звучание разных звуков при их одинаковой громкости часто воспринимается нами как какофония (хаотичное нагромождение звуков).

Фрагмент к/ф «Белое солнце пустыни»
(1970, режиссёр В. Мотыль, композитор И. Шварц, текст песни Б. Окуджавы)

С другой стороны, если экранное изображение редко носит откровенно условный характер (обычно это встречается в фильмах определённого жанра), то звучание музыки, шумов и даже речи очень часто далеко от жизнеподобия. Зрителя, например, нисколько не удивляет то, что он отчётливо слышит голоса героев, сидящих в автомобиле с закрытыми стёклами, да ещё едущем на далёком расстоянии от камеры. Он давно привык к тому, что только что звучащие на полную громкость шумы или музыка становятся вдруг намного тише, как только герои начинают произносить свои реплики. Мы спокойно относимся к тому, что герой поёт под аккомпанемент гитары, в то время как этот инструмент висит на стене (именно так выглядит сцена из «Белого солнца пустыни», где герой Павла Луспекаева поёт), либо киноперсонаж исполняет песню в сопровождении оркестра, находясь при этом в квартире или в лесу («Светлый путь», «Большой вальс» и др.). Когда голос героя звучит на его крупном плане с закрытым ртом, мы сразу понимаем, что это «озвучены» его размышления, что это как бы «внутренний голос» персонажа.

А в «Звёздных войнах» нас не шокирует наполненность космоса рёвом летящих космических кораблей, выстрелами и взрывами, хотя со школьной скамьи мы знаем, что в космическом вакууме царит вечная тишина, поскольку там нет среды для распространения звуковых волн.

В современных фильмах реплика персонажа из следующего эпизода нередко начинает звучать уже в конце предыдущей сцены, но даже этот явно условный приём воспринимается зрителем органично — как своего рода звуковой мостик и смысловая связка. Да и сам характер звучания человеческих голосов в игровом кино носит достаточно искусственный характер, ведь в подавляющем большинстве случаев последующее озвучивание актёрских реплик происходит в специальном помещении, где эффект эха доведён до минимума, чтобы голос звучал чётко и остро. Мы уже настолько привыкли именно к такому голосовому звучанию в экранном произведении, что порой воспринимаем прямую синхронную запись актёрской сцены как нечто фальшивое. Это же касается и записи и воспроизведения природных звуков.

Уже опыт первых звуковых фильмов показал, что прямое воспроизведение действительности не создавало впечатление реальности и что звуки надо «отбирать», так же как и изобразительные образы [ 3 , c. 22]. Это лишний раз подтверждает мысль о том, что между искусством и жизнью всегда существует некая дистанция, задающая, как говорится, определённые «правила игры», позволяющие зрителю верить в иллюзию, которую ему предлагает экран.

Очень важная особенность технической записи звука, на которую сразу же обратили внимание режиссёры и звукооператоры, заключается в том, что, в отличие от человеческого слуха, способного вычленять из гаммы воспринимаемых одновременно звуков наиболее важные и существенные, звукозапись фиксирует всё, что в это время попадает в микрофон. Сравнивая наше визуальное восприятие с аудиальным, Рене Клер писал: Если вы остановились на улице, по которой с шумом несутся машины, и ведёте интересный разговор, то ваш глаз так же мало реагирует на форму машин, как слух на шум, который они производят [ 3 , c. 22].

Поэтому создавая фонограмму, звукорежиссёр фактически имитирует наше аудиальное восприятие, выделяя из всего многозвучия доминирующий звук, который важен в данный момент, а из остальных звуков формирует общий фон, важный для создания атмосферы действия или соответствующего настроения. Учитывая опять-таки психофизиологическую особенность нашего аудиального восприятия, звукорежиссёр может создавать впечатление очень тихого звука (сказанной шёпотом реплики, шуршания листов книги, далёких шагов и т. п.) за счёт контраста тихого звука с очень громким предыдущим звуком. Звуковое кино научит нас вслушиваться, — писал в 1930-е годы Бела Балаш. — Оно научит нас читать партитуру многоголосого оркестра жизни. Мы познаём особый звуковой характер отдельных вещей как откровения особой жизни. Говорят: «Искусство – это освобождение от хаоса». Звуковое кино принесёт нам освобождение от хаоса шума, ибо оно использует его как выразительное средство, как значение и смысл [ 2 , c. 209].

Так оно и случилось. В последующие годы своего существования кинематограф освоил всё богатство звуковой палитры, осознав, что для образного, выразительного решения можно использовать не только реальные звуки, но и создавать фонограмму, искусственно сочетая разные звуковые компоненты. Так, в фильме «Бег» (1970, СССР) звукорежиссёр Роланд Казарян сумел придать шумам дополнительный семантический смысл, совместив конкретную шумовую фактуру топота конницы и остаточный гул, который сопровождает взрыв в горах. В результате возник метафорический образ, всё сметающей на своём пути стремительно несущейся конной лавины. А в фильме «Легенда о Тиле» (1976, СССР) тот же звукорежиссёр аналогично «смешал» конкретный гул костра, на котором сжигают отца Тиля, с шумом ревущего водопада, постаравшись эмоционально, метафорически передать через этот фантастический шум вербальный рефрен (слова Тиля «Пепел Клааса стучит в моём сердце»), проходящий через весь роман Шарля де Костера и через весь фильм.

Фрагмент к/ф «Легенда о Тиле»
(1976, режиссёры А. Алов, В. Наумов)

Опыт восприятия аудиовизуальных произведений приучил нас также к таким условным звуковым приёмам, которые передают субъективное восприятие героем тех или иных событий. Например, для того чтобы выразить ощущения пациента, панически боящегося зубных врачей, звукорежиссёр значительно увеличит громкость бормашины; в эпизоде сна героя в звучании реплик будет усилен эффект реверберации и т. п. Этот приём блестяще использован в одном из эпизодов фильма «Летят журавли» (1957, СССР): героиня, взобравшись по лестнице разрушенного дома, видит, что бомба попала в квартиру, где оставались её родители. Единственное, что сохранилось от жилой комнаты — настенные ходики, которые продолжают, несмотря ни на что, тикать, причём звукорежиссёр специально усиливает громкость звука. Вероника закрывает уши, чтобы не слышать звука предмета, пережившего людей. На экране по-прежнему те же ходики, но в фонограмме наступает полная тишина, которая воздействует на эмоции зрителя сильнее, чем самая трагическая музыка, — в этот момент мы отождествляем себя с героиней и, соответственно, своё восприятие — с её восприятием.

Нельзя не согласиться с мастером звукорежиссуры Яковом Хароном, утверждающим, что драматурги и режиссёры, которые отводят музыке и звуку в своей системе выражения идеи ничтожную роль, обкрадывают себя [ 7 , c. 3]. Звуковая динамика, контрасты характера звучания по уровню звука и по тембру, ритмическая организация музыки, влияющая на характер монтажа, оказывают на зрителя большое эмоциональное воздействие, вызывая в нём образные и пространственные ассоциации.

Фрагмент к/ф «Полуночный экспресс»
(1978, режиссёр А. Паркер, автор сценария О. Стоун, композитор Дж. Мородер)

В талантливых экранных произведениях посредством звука не только сообщается информация семантического и эстетического характера. Нередко звуковое решение выполняет важную драматургическую роль. Так, в финальном эпизоде фильма «Полуночный экспресс» (1978, США) все звуковые средства (речь, музыка, пауза, реверберация, акцентированное усиление звука, имитация биения сердца) использованы для того, чтобы создать ощущение напряжённости и вызвать нужную эмоциональную реакцию зрителя.

Звук в экранном произведении способен выполнять самые разные художественные задачи: передавать атмосферу действия; создавать у зрителя соответствующее настроение; пробуждать его эмоции, апеллируя к его эмоциональной памяти; настраивать зрителя на восприятие той или иной сцены, обращать его внимание на какие-то детали и т. п. Шумы в фильме помогают не только создавать соответствующую атмосферу, но и обозначать закадровое пространство и даже выполнять драматургическую роль, побуждая героя к тем или иным действиям. Выдающиеся режиссёры ХХ столетия всегда уделяли большое внимание звуковой стороне фильма, осознавая возможности эстетического и эмоционального воздействия, которое несёт звук. Звуковые доминанты; контрапунктное использование музыки, шумов, закадрового текста; звуковые контрасты или, наоборот, мягкие переходы от одного звука к другому; лейтмотивы; различные виды трансформации звукового материала и т. п., — всё это способно создавать сложную звуковую партитуру, полифоническое звучание всего многообразия звуковых элементов.

Подобно тому, как зрители обучались изобразительному языку кино, так же в течение определённого времени они привыкали распознавать в кино различные звуки, особенно в том случае, когда источник их возникновения не виден на экране. Сегодня огромный поток постоянно воспринимаемой зрителем аудиовизуальной информации значительно расширил шкалу нашего восприятия различных акустических вариаций одного и того же звука. За последние годы, благодаря внедрению электроники и компьютерной техники, звукозапись достигла достаточной степени виртуозности. Она способна в значительной мере приблизить записанные и воспроизводимые звуки (особенно шумы) к реальному их звучанию, с одной стороны, а, с другой стороны, предоставила звукорежиссёрам большие возможности трансформировать тот или иной звук по своему желанию. Если в 30-е годы прошлого столетия Б. Балаш жаловался на то, что мы не можем с помощью наших приборов звукозаписи и звукоуправления субъективно стилизовать звуки, как мы поступаем со зрительными образами вещей [ 2 , c. 224-225], то сегодня необычайно расширились возможности менять тембровые и другие характеристики звука, создавать на синтезаторе любые звуки, самые разнообразные музыкальные и шумовые акценты. Современная техника позволяет передавать звуковую палитру более тонко и многослойно. Натурные звуки усиливают восприятие зрителем атмосферы экранного действия; фантастические же или абстрактные шумы и созвучия, созданные на синтезаторе или обработанные с помощью процессоров эффектов, усиливают воздействие на наше воображение необычного зрелища.

Итак, сравнение изобразительного и звукового решения фильма позволяет сделать вывод о том, что звук, в отличие от экранного изображения, с одной стороны, с большей достоверностью имитирует реальность, а с другой – допускает использование откровенно условных приёмов даже в реалистических фильмах. В отличие от экранного изображения, звук в кино, благодаря развитию технологий, претерпел гораздо больше изменений, причём эти изменения коснулись не только чисто акустических характеристик, но и творческого аспекта. В последние десятилетия стало возможным художественное конструирование кинозвука из различных звуковых составляющих, создание пространственного эффекта, использования различных вариантов сочетания звука с изображением (асинхронность, звуковой контрапункт, опережение изображения и т. п.). В работах киномастеров звуковая партитура способствует созданию художественного образа, играет драматургическую роль, выразительно передаёт атмосферу действия, значительно усиливает эмоциональное воздействие фильма.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Кино как искусство / пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 206 c.
  2. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства / пер. с нем. М. П. Брандес. М.: Прогресс, 1968. 328 с.
  3. Клер Р. Размышления о киноискусстве / пер. с фр. Т. В. Ивановой. М.: Искусство, 1958. 230 с.
  4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. М.: КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. 462, [2] с.
  5. Пудовкин В. И. Собрание сочинений в 3 т. / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. Т. 1. М.: Искусство, 1974. 439 с.
  6. Рихтер Г. Борьба за фильм / пер. с нем. В. А. Сеферьянца. М.: Прогресс, 1981. 160 с.
  7. Харон Я. Е. Музыка документального фильма: Учеб. пособие. М.: Всесоюз. гос. ин-т кинематографии, 1974. 27 с.
  8. Эйзенштейн С. М., Пудовкин В. И., Александров Г. В. Будущее звуковой фильмы // Сов. экран. 1928. № 32. С. 5.
  9. Merleau-Ponty M. Le cinema et la Nouvelle Psychologie // Sense et non-sense. P.: Nagel, 1948. P. 97-122.

References

  1. Аrnkhejm R. Kino kak iskusstvo. Moscow: Izdatel’stvo inostrannoj literatury, 1960. 206 p. (In Russian).
  2. Balash B. Stanovlenie i sushhnost’ novogo iskusstva. Moscow: Progress, 1968. 328 p. (In Russian).
  3. Kler R. Razmyshleniya o kinoiskusstve. Moscow: Iskusstvo, 1958. 230 p. (In Russian).
  4. Maklyuehn M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. Moscow: KANON-press-TS; Zhukovsky: Kuchkovo pole, 2003. 462, [2] p. (In Russian).
  5. Pudovkin V. I. Sobranie sochinenij. Moscow: Iskusstvo, 1974, vol. 1. 439 p. (In Russian).
  6. Rikhter G. Bor’ba za fil’m. Moscow: Progress, 1981. 160 p. (In Russian).
  7. Kharon Ya. E. Muzyka dokumental’nogo fil’ma. Moscow: Vsesoyuz. gos. in-t kinematografii, 1974. 27 p. (In Russian).
  8. Eyzenshteyn S. M., Pudovkin V. I., Aleksandrov G. V. Budushchee zvukovoy fil’my. In Sovetsky ekran, 1928, no. 32, p. 5. (In Russian).
  9. Merleau-Ponty M. Le cinema et la Nouvelle Psychologie. In Sense et non-sense. P.: Nagel, 1948, pp. 97-122.

УДК 791.43

Библиографическая ссылка:

Учебник. Почему звенит звонок? (стр. 38) Окружающий мир Плешаков 1 класс Ответы

Я слышу много разных звуков вокруг себя, сейчас я дома и слышу:

  • как мама моет посуду (я слышу шум воды, и звон тарелок)
  • собака чешется (я слышу удары ее лапы об пол)
  • за окном идет дождь (я слышу как капли барабанят по подоконнику и стеклу)
  • я слышу шум машин на дороге
  • я слышу как у соседей играет музыка
  • слышу папин голос, он разговаривает по телефону

Какую роль играют звуки в нашей жизни?

Звуки играют очень важную роль в нашей жизни.

  1. Благодаря звуку мы можем слышать друг друга, мы можем общаться, рассказывать что-то друг другу, слышать учителя на уроке
  2. Благодаря звуку мы можем слушать музыку, это прекрасно
  3. Звук нас может предупредить об опасности (мы услышим едущую сзади машину, маму кричащую «Стоп» и т.п.)
  4. Звуки могут быть приятные (музыка, пение птиц, шум прибоя и другие)
  5. Звуки могут быть неприятные, раздражающие, могут нам мешать (лай собаки, дрель у соседа, сигнализация)

Какие звуки издают эти предметы и живые существа?

  1. трамвай гудит (уууу), стучит колесами по рельсам (чух-чух)
  2. напольные часы тикают — тик-так
  3. дятел стучит по деревеву — тук-тук
  4. будильник звенит — дзинь-дзинь
  5. птица поет — чик-чирик
  6. колокольчик звенит — динь-динь
  7. лошадь ржет — иго-го, лошадь цокает по земле — цок-цок
  8. комар жужжит — дзззз
  9. пчела жужжит — жжжжжж
  10. дерево шелестит — шшшш
  11. собака лает — гав-гав
  12. лев рычит — ррррр
  13. заяц барабанит — бам-бам

Приходилось ли вам слышать эхо? Где? Я слышал эхо, когда мы делали ремонт в квартире, когда в комнате не было мебели и были только бетонные стены. Еще я слышал эхо в подземном переходе. Еще я читал, что эхо можно услышать в горах, но я там ни разу не был.

Как возникает эхо?

Звук — это невидимая волна, которая бежит. Когда звуковая волна натыкается на препятствие, она от него отражается и возвращается обратно. Так мы ее можем услышать, то есть услышать эхо — конец нашей фразы, слова.

Почему эхо не возникает в маленькой заполненной мебелью комнате но возникает в большом пустом зале?

В маленькой комнате с мебелью звук рассеивается мебелью, коврами, обоями на стенах. Еще в маленьком помещении исходный звук и отраженный звук будет звучать практически одновременно, мы это не уловим и поэтому эха не услышим.

В большом пустом зале звук практически не рассеивается и есть разница во времени между исходным звуком и отраженным звуком. Мы сначала услышим исходный звук (свой голос, например), а затем отраженный звук — эхо.

Муравей Вопросик нарисовал забавное существо — Ушастика. Сочините о нем сказку.

Сказка про Ушастика

В одном городе жил Ушастик. Он отличался от других жителей тем, что у него были очень большие уши и очень чуткий слух. Ушастик всегда брал с собой зонтик и надевал шляпу, чтобы защитить свои уши от ветра и дождя. Ведь благодаря своим удивительным ушам Ушастик делал много добрых дел. Однажды он услышал слабый писк котенка, который провалился в яму и котенка спасли. Ушастик всегда предупреждал жителей о надвигающейся непогоде (дожде, сильном ветре). Ушастик всегда помогал спасателям и пожарным, он мог услышать даже самый слабый звук из-под завалов. Все в городе очень любили Ушастика.

Вопросы:

  1. Как возникают звуки? — звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов
  2. Как распространяются звуки? — звуки невидимой волной передаются по воздуху
  3. Как нужно беречь уши? — избегать шума, резких, громких звуков. Не ковырять в ушах острыми предметами. Чистить уши туго скрученной ваткой.

Почему звенит звонок?

Ежедневно школьники слышат звонок по несколько раз в день: благодаря ему становится понятно, когда начинается и когда заканчивается урок. Но задумывался ли кто-нибудь о том, почему звенит звонок? Как звук распространяется в пространстве, как мы его слышим?

Как возникает звук?

Окружающий нас мир наполнен самыми разнообразными звуками. Очень редко можно услышать абсолютную тишину: всегда найдется какой-нибудь источник шума, пусть и очень тихого.

Звук – это волна, которая может распространяться не только по воздуху, но даже под водой. Колебания, исходящие от предметов, невидимой волной достигают ушей, и тогда мы слышим звуки.

Скорость звука в воздухе очень высока и составляет 340 м/с. Именно поэтому никаких проблем с общением у нас не возникает. Примечательно, что в жидкостях звук распространяется еще быстрее.

Как мы слышим звуки?

Мы можем слышать и различать звуки вокруг нас благодаря ушам. Они плохо переносят сильный шум, громкие и резкие звуки. Их надо беречь!

Ухо – это сложный орган, который состоит из трех отделов:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Строение уха

  • Наружный отдел – видимая часть уха, которая состоит из ушной раковины и слухового прохода. Заканчивается барабанной перепонкой.
  • Средний отдел – содержит три маленькие косточки, соединенные между собой.
  • Внутренний отдел – состоит из костного завитка – улитки. Внутри нее находятся множество тонких, хорошо натянутых волокон.

Звуковая волна, попадая в ушной проход, натыкается на преграду в виде барабанной перепонки. Перепонка очень тонкая, чувствительная, и под воздействием звука начинает колебаться.

Далее звук по слуховым косточкам попадает в «улитку», которая передает полученный сигнал в мозг человека. Все это происходит с молниеносной скоростью!

Уши есть не только у человека, но и у большинства животных. Они помогают им находить добычу, вовремя заметить опасность и скрыться. У многих животных уши не видны. Например, у насекомых, птиц и рыб ушные раковины не видны, но слышат они гораздо лучше человека.

У птиц уши не видны

Что такое эхо?

Гуляя по лесу или исследуя пещеры, люди начинают перекликаться между собой. И в этот момент можно услышать собственные слова, только уже приглушенные. Это эхо.

При крике звуковая волна не рассеивается в воздухе, а натыкается на какое-то препятствие: большие деревья или скалы. Тогда она возвращается обратно, и в этот самый миг можно услышать свой собственный голос, только более тихий.

Эхо можно услышать только в определенных условиях. Во-первых, должно быть препятствие, от которого звуковая волна может оттолкнуться. Во-вторых, он должно находиться не очень далеко, чтобы звук мог быстро вернуться.

Распознав природу эха, человек научился использовать его в своих целях. На его основе создан прибор под названием эхолот, с помощью которого можно исследовать морские глубины и вычислять возможные препятствия в условиях плохой видимости.

Эхолот

Что мы узнали?

При изучении темы «Почему звенит звонок?» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, что такое звук и как он возникает. Мы выяснили, благодаря каким частям тела мы слышим звуки. Также мы узнали, что такое эхо.

Окружающий мир 1 класс 2 часть Почему звенит звонок? стр. 38 – 39

Окружающий мир

1. Вспомните, какими звуками наполнен окружающий мир. Прислушайтесь. Какие звуки вы слышите вокруг себя? Подумайте, какую роль играют звуки в нашей жизни.

Из учебника «Окружающий мир» первоклассник узнаёт о том, почему звенит звонок.

Окружающий нас мир весь наполнен разными звуками, тихими и громкими.

Мы разговариваем, топаем, стучим, слышим шелест и скрип, визг и мычание.

Не будь звуков, мы бы намного хуже знали окружающий мир, потому что именно они наполняют этот мир образами, делают его более понятным, доступным для изучения.

2. Рассмотрите рисунок. Какие звуки издают эти предметы и живые существа?

Трамвай гудит, часы тикают, дятел стучит, будильник звенит, соловей поёт, колокольчик трезвонит, конь топает копытами, мухи жужжат, комар пищит, собака лает, лев рычит, заяц барабанит.

3. Практическая работа. По заданиям рабочей тетради изучите возникновение и распространение звуков.

Неподвижная резинка не издаёт ничего.

Но если её растянуть и отпустить, раздаётся громкий звук.

Барабан и палочки сами по себе хранят тишину.

Но если палочкой ударить по барабану появляется раскатистый и звонкий звук.

Вывод: звук возникает, если какой-то предмет начинает колебаться, дрожать. Он распространяется по воздуху.

Цель практической работы достигнута, найден ответ на поставленный вопрос.

4. Кому из вас приходилось слышать эхо? Как оно возникает?

Эхо возникает, когда звуковая волна отражается от какого-то препятствия и возвращается назад.

5. Муравей Вопросик нарисовал забавное су­щество — Ушастика. Сочините о нём сказку.

Сказка про Ушастика для 1 класса

Жил да был Ушастик.

Был он маленьким, шерстяным, но с очень большими ушами.

Из-за этих ушей Ушастик слышал всё, что происходило вокруг.

И однажды это его умение всё слышать очень пригодилось Ушастику.

Он шёл по дороге и вдруг услышал чей-то жалобный писк: «Помогите!»

Ушастик обернулся, но никого не увидел.

Однако крик о помощи всё ещё звучал.

Тогда Ушастик спросил: «Где вы? Кто просит о помощи?»

И услышал в ответ: «Я росток, я никак не могу пробить комок сухой земли. Помоги мне!»

И Ушастик заметил, что прямо под его ногами земля вспучилась, как будто что-то распирало её изнутри.

Ушастик поковырял землю кончиком зонтика, который всегда носил с собой, и вдруг из-под комка показался зелёный росток.

Он быстро пошёл в рост и скоро перед удивлённым Ушастиком распустился прекрасный цветок.

«Спасибо тебе, ушастый друг!» — сказал цветок и улыбнулся.

И Ушастик тоже улыбнулся, потому что очень любил заводить новых друзей и помогать им.

Домашнее задание

1. Как возникают звуки?

Они возникают из-за колебания и дрожания самых разных предметов. Любой предмет может их издавать.

2. Как распространяются звуки?

Они распространяются особой волной по воздуху. Если воздуха нет, они не распространяются.

3. Как нужно беречь уши?

Уши надо регулярно чистить ватной палочкой и нельзя в них ковырять острыми предметами.

Следует избегать громких и резких звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *