Что с освещением в моем доме
Световые сценарии в дизайне интерьеров – это условные наборы инструментов, правил и рекомендаций, помогающие правильно использовать и комбинировать между собой разные источники света.
Такие инструменты используются с целью создания комфортных условий проживания в том или ином помещении. Их разработка – всегда индивидуальный процесс, учитывающий множество функциональных, психологических, физических и иных факторов.
Зачем нужны световые сценарии
Главный смысл разработки световых сценариев для дома состоит в том, чтобы при помощи различных источников света создавать пользователям максимально комфортные и удобные условия для повседневных дел и занятий.
Помимо этого световые сценарии могут решать следующие задачи:
- «подстраивать» окружающее пространство и менять его визуальное восприятии в зависимости от разных потребностей владельцев;
- расставлять в комнатах акценты и разделять пространство на функциональные зоны;
- обеспечивать тот уровень освещённости комнат, который необходим и достаточен для использования помещений по назначению;
- всеми доступными средствами поддерживать физический и психологический комфорт пользователей;
- украшать пространство, делать его визуально более привлекательным и интересным.
Световые сценарии стали по-настоящему универсальными и очень эффективными инструментами для управления окружающим пространством и подстраивания его под индивидуальные потребности пользователей.
Как создаются световые сценарии
При создании световых сценариев чаще всего используются следующие инструменты:
- одиночные или сгруппированные определённым образом осветительные приборы;
- функциональные элементы осветительных систем: переключатели, розетки, панели управления, датчики движения и т.д.;
- дополнительные опции осветительного оборудования: диммеры, регуляторы температуры света, системы дистанционного управления и т.д.;
- окна и другие источники естественного света;
- некоторые особенности интерьера: отделочные материалы, элементы меблировки помещения, зеркала и иные отражающие поверхности и т.д.
Принципы выбора осветительных приборов для той или иной комнаты дома и способы их размещения в интерьере определяются с учётом функционального назначения освещаемых зон и помещений.
Световые сценарии для разных комнат
Гостиная
Для главной комнаты дома существует огромное множество разнообразных световых сценариев. Подходящие подбираются исходя из интересов и увлечений пользователей этого помещения. Обычно в гостиной есть как минимум 3-4 источника света, в том числе традиционная люстра, настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.
С их помощью можно реализовать следующие световые сценарии:
- «Для гостей». При нем света должно быть как можно больше, и особенно это касается обеденной зоны помещения. Такой сценарий создаёт в гостиной атмосферу, которая располагает к активному дружескому общению, веселью, обеспечивает праздничное настроение и т.д.
- «Для семьи». При этом сценарии интенсивность света значительно ниже, чем при предыдущем. Подсветка включается только в определённых зонах – там, где вся семья собирается вместе, чтобы поужинать, почитать, посмотреть телевизор, заняться любимыми хобби и т.д. Нужный уровень света обеспечивается локальными светильниками без использования основной люстры.
- «Для двоих». Этот сценарий светом акцентирует внимание на зоне отдыха. Здесь локальные источники мягкого освещения создают приятную романтическую атмосферу, настраивающую на отдых и общение с близким человеком.
Для гостиной имеет смысл приобретать осветительное оборудование с дополнительными опциями: встроенными диммерами, дистанционным управлением, регуляторами температуры света и т.д. При помощи таких приборов гораздо проще настраивать нужный уровень освещённости и при необходимости переключаться между сценариями.
Спальня
Комната для отдыха не нуждается в большом количестве световых сценариев. Обычно здесь реализуются три основных варианта освещения:
- утреннее – в это время включается самый яркий свет – такое освещение способствует пробуждению, бодрит и активизирует все силы организма. Утреннее освещение обычно создаёт основной источник света в помещении – потолочная люстра или её аналог;
- вечернее – при котором комфортно отдыхать, читать любимую книгу, общаться с близким человеком – в общем, приятно проводить время перед сном. Для этого сценария актуально мягкое рассеянное освещение, которое способны создать локальные источники света – настенные бра, торшеры, настольные лампы и т.п.;
- ночное – когда яркость света минимальна. Комната может освещаться только одним ночником, декоративной светодиодной лентой, встроенной в основание кровати или маломощными точечными светильниками, вмонтированными в пол комнаты. Такая подсветка не станет помехой для комфортного и полноценного сна, и с ней же гораздо удобнее будет передвигаться по комнате, если другие светильники включать нет возможности или желания.
В некоторых квартирах спальня может совмещать в себе функции места для отдыха и рабочего кабинета. Для таких случаев необходимо продумать зонирующее освещение. В зоне для работы отдельно предусматривают локальные источники света, которые будут полноценно освещать рабочее место, но при этом не будут мешать тем, кто отдыхает здесь же.
Кухня
На кухне особенно важно соблюсти все нюансы организации основного и дополнительного освещения, ведь именно здесь нехватка света или его избыток могут создавать значительный дискомфорт всем пользователям помещения.
Освещение этой комнаты дома делится на рабочее и общее. Первое необходимо для комфортного приготовления пищи и решения других бытовых задач, второе обеспечивает комфортное пребывание на кухне во время семейных ужинов, дружеских посиделок и т.п.
- Рабочее освещение чаще всего создаётся при помощи точечных светильников: это могут быть встраиваемые приборы, а если габариты кухни позволяют, то и трековые, и спот-системы освещения.
- В обеденной зоне располагается потолочный светильник, обладающий достаточной яркостью, но не «бьющий» по глазам сидящих за столом. Это может быть, к примеру, светильник на подвесе с красивым объёмным абажуром или плафоном.
В кухонное помещение лучше подбирать простые по форме и лёгкие в плане ухода осветительные приборы. Текстиль, хрусталь, сложный декор – здесь не особенно уместны, они сильно осложнят жизнь хозяйки, которой постоянно придётся мыть, протирать и стирать такие люстры.
Кабинет
Освещение рабочего пространства должно отвечать самым строгим критериям качества и безопасности. От того, насколько правильно подобран световой сценарий для кабинета, напрямую зависит и работоспособность человека, и его самочувствие во время нахождения в этом помещении.
При недостаточной освещённости будет постоянно чувствоваться сонливость, а также будут частыми проблемы с концентрацией на задачах. Если же света слишком много, он может стать источником раздражительности и повышенной утомляемости.
Для домашнего кабинета актуальны два основных световых сценария: общий и рабочий.
Первый «включается» в периоды отдыха, второй нужен для полноценной и результативной работы.
- Общий свет обеспечивается основным светильником – как правило, это лаконичная люстра с несколькими режимами интенсивности освещения. Её могут дополнять торшеры, настенные бра и другие локальные светильники, размещённые в непосредственной близости от места отдыха.
- Рабочий свет создают настольные лампы, споты или светильники-трансформеры, которые располагаются рядом с письменным столом или около него. Основное требование к ним – возможность изменения направления светового потока.
Выбирая место для светильника, нужно учитывать и то, является ли пользователь правшой или левшой. Если человек – правша, источник света должен располагаться с левой стороны стола, если левша – наоборот, с правой.
Детская
В комнате для ребёнка все элементы интерьера, включая систему освещения, должны подчиняться требованиям безопасности и удобства маленького пользователя. Осветительные приборы подбираются с учётом возраста и потребностей ребёнка.
Естественно, что светильники для комнаты новорождённого и для комнаты школьника будут соответствовать разным качественным и количественным критериям.
Оптимальной комбинацией для детской является использование основного потолочного светильника в сочетании с несколькими дополнительными приборами: ночником, торшером, настенным бра. В комнате для школьника будет нужна также настольная лампа.
Все приборы лучше подбирать максимально простой формы и конструкции. У них не должно быть мелких элементов, острых углов и граней. Не стоит приобретать для ребёнка металлические, хрустальные или стеклянные светильники – они могут стать причиной травмы во время подвижных игр и иного активного времяпрепровождения. Лучше подобрать приборы с плафонами из прочного термостойкого пластика или абажурами из качественного текстиля.
Свет в детской должен быть максимально близким к естественному, но не слишком тусклым и не слишком ярким. Если света будет не хватать, ребёнок скорей всего будет регулярно испытывать вялость, лень и апатию. От слишком яркого освещения будет накапливаться усталость и раздражительность.
Ванная
Для санузлов стандартной площади и планировки традиционным световым сценарием считается использование одного универсального светильника для всех случаев и ситуаций. Обычно в ванной комнате устанавливается потолочная люстра-таблетка или «тарелка» и её света вполне хватает для выполнения повседневных гигиенических процедур. Более просторные санузлы могут дополнительно освещаться парой настенных светильников, располагающихся в зоне зеркала.
На самом деле в интерьерном дизайне есть множество других приёмов, с помощью которых можно разнообразить световые сценарии для ванной комнаты. Среди них – использование:
- точечной подсветки – встраиваемые споты могут заменить собой основной источник света. Они создают более яркое и энергоэффективное освещение, а сам интерьер при этом кажется более стильным и современным;
- светодиодных лент – ими чаще всего декорируют зону хранения: полки, шкафчики, ниш и т.д. Если площадь и планировка позволяет LED-подсветкой можно декорировать основание ванной – это будет выглядеть очень эффектно и необычно;
- цветных светильников – их используют в дополнение к основному источнику света. С помощью таких приборов можно легко менять настроение интерьера, создавая в помещении самые разные сценарии: для быстрого пробуждения, спокойного, отдыха, романтического времяпрепровождения и т.д.
При разработке и реализации любого светового сценария в ванной комнате, нужно учитывать, что здесь допускается использовать только те приборы, которые имеют повышенный уровень влагозащиты. Это условие обеспечения безопасности всех пользователей помещения.
Светодизайн обладает поистине безграничными возможностями, но чтобы их реализовать в полной мере, важно внимательно разобраться с основными принципами построения световых сценариев, то есть изучить особенности разных типов осветительного оборудования и правила их комбинирования.
ОСВЕЩЕНИЕ В ВАШЕМ ДОМЕ
П. ЗУЕВА, старший преподаватель Московского архитектурного института.
Светлые стены и мебель усиливают естественную освещенность комнаты.
На кухне над рабочим столом хозяйки нужен локальный свет.
Настольная лампа играет не только утилитарную, но и декоративную роль. Она может стать основным цветовым акцентом в комнате.
Над кроватью удобны светильники с регулируемым кронштейном.
Керосиновая лампа в стиле модерн. XIX век.
Дом, квартира всегда отражают вкусы и характер живущих там людей. Относится это к любой детали интерьера. У нас речь пойдет об освещении. Если оно хорошее, равномерное, без резких и неприятных теней, то помогает нам сохранить зрение и здоровье, сделать квартиру уютной.
Естественное освещение — это прямые или рассеянные солнечные лучи, льющиеся в окна. Если окна выходят на север и частично на запад и восток, то в комнаты проникает лишь рассеянный свет. Стены в таких помещениях нужно делать светлыми: попадающий на них свет будет многократно отражаться и тем самым усиливать освещенность. Темные поверхности, напротив, поглощают свет. Коэффициент отражения, показывающий, какая часть света сохраняется при отражении, составляет для белой краски 0,70-0,80, кремовой — 0,70-0,74, светло-серой — 0,40-0,50, светло-зеленой — 0,42-0,47, темно-зеленой и коричневой — 0,12. Необходимо учитывать, что запыленные окна снижают естественную освещенность на тридцать процентов.
Об искусственном освещении разговор особый. В любом помещении рекомендуется иметь минимум два, а лучше несколько источников света. Разместить их нужно так, чтобы света было достаточно, но при этом не возникали нежелательные отблески, слепящие глаза.
Сегодня в наших магазинах можно купить лампы, торшеры, люстры самых разных форм и цветов, подобрать освещение для одной комнаты или всей квартиры в едином стиле. Модные светильники изготавливают из металла, стекла, дерева, пластмассы, ткани, лозы и даже из рисовой бумаги. Дорогие модели оснащают реостатом, позволяющим уменьшать или увеличивать освещенность до желаемого уровня.
Известно, что широта выбора, как и его отсутствие, рождает проблемы. Прежде всего надо решить, какая лампа необходима. Для освещения квартиры используют лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, в том числе энергосберегающие компактные. Лампы накаливания придают интерьеру слабый желтый оттенок, люминесцентные — холодный голубой или зеленоватый.
Общую освещенность комнаты можно считать достаточной, если на один квадратный метр площади приходится от 15 до 25 ватт мощности ламп накаливания. Достаточное освещение листа ватмана при черчении дает светильник с лампой накаливания мощностью 150 ватт на расстоянии 80-100 сантиметров. Вязать, вышивать, штопать черными нитками лучше при 100 ваттах на расстоянии 20-30 сантиметров, а читать — при 60 ваттах.
Люстры, свет которых направлен вверх на потолок или равномерно рассеивается по помещению, создают наиболее мягкое освещение, поэтому их чаще других покупают для спальных комнат. Бывает, что нужно осветить какую-то часть помещения, например обеденный стол, в этом случае подойдет светильник, направляющий поток света вниз.
При высоких потолках хороши подвесные светильники, обратите внимание, чтобы расстояние от их нижней точки до пола было 2-2,3 метра, не меньше.
Для гостиной или столовой недостаточно только потолочного светильника в 100 ватт. Он будет подчеркивать контрасты и тем самым утомлять глаза. В подобных помещениях должен быть уголок для отдыха, где можно почитать при свете торшера. Бра, торшер, настенные софиты и подвесные светильники создают многоуровневую композицию освещения и позволяют менять его интенсивность в разных углах комнаты, выделяя отдельные фрагменты интерьера. Чтобы акцентировать внимание на картинах, скульптурах, цветах, лучше использовать миниатюрные пальчиковые лампы с белым свечением и мобильным креплением на стене или мебели.
Светильники украшают дом, их функция не сводится только к утилитарной стороне. Роскошная люстра, как правило, главная в интерьере, а компактные лампы располагают на столиках, стеллажах, тумбочках, где они играют декоративную и подчиненную роль. Яркий абажур настольной лампы может стать основным цветовым акцентом в комнате. Модно освещать не только стены, но и полы, а также подсвечивать аквариумы, растения в горшках. Нижний свет от камина, напольного светильника придает интерьеру загадочность.
В прихожей многие предпочитают сегодня бумажный абажур, его теплый, равномерно рассеянный свет не режет глаза. Если есть зеркало, то по обе стороны от него на уровне головы вешают настенные светильники мощностью не менее 60 ватт. Их располагают с некоторым отступом от края зеркала, чтобы отражение светильника в зеркале не попадало в поле зрения.
В спальне может быть не только потолочный светильник, но и бра с направленным лучом света и поворотным или регулируемым кронштейном. Современная молодежь предпочитает пластиковые софиты с галогенной лампой, которые крепятся на стену или потолок и поворачиваются в любую сторону. Они удобны для освещения кровати и туалетного столика. Для создания атмосферы покоя и уюта лучше использовать боковой свет желтого, оранжевого или красноватого оттенка.
Детскую комнату традиционно освещают верхним светом, очень хорошо здесь смотрятся забавные небьющиеся ночники. Особое внимание уделяют рабочему месту ребенка, ведь от этого во многом зависит его зрение. Используют настенную лампу на раздвижном кронштейне либо светильник с шарнирным или гибким соединением, позволяющим направить световой поток в любое место стола и под нужным углом. Если ребенок правша, светильник устанавливают спереди слева, если левша — справа. За письменным столом необходим яркий белый свет лампы накаливания с парами галогена, йода или брома.
Кухню, как правило, освещают центральным потолочным светильником с лампой мощностью 60-75 ватт и небольшими лампами, помещенными под навесными шкафами над поверхностью рабочего стола хозяйки — это так называемый локальный свет. Здесь можно использовать не только обычные лампы накаливания, но и галогенные, люминесцентные.
В ванной комнате желательно иметь освещение двух типов: общее — с рассеянным светом и направленное — для достижения четкого изображения. Общее освещение создает плафон с лампой накаливания. Рассеянный свет выделяет все уголки и полки в небольшом помещении. Зеркало над умывальником должно иметь два источника света по бокам, создающие равгомерное освещение, без теней. Как и в прихожей, светильники устанавливают таким образом, что бы они не отражались в зеркале. Частая ошибка- вертикальное освещение зеркала: направленное верху вниз, оно подчеркивает морщины, а снизу вверх- создает тени на лице.
Помните о возможностях цвета и света в интерьере, это украсит ваш дом, сделает его уютнее и комфортнее.
Коллекция извлечений из книг, газет и журналов
— Первый светильник — прообраз масляной лампы — изобрел доисторический человек, когда в круглую каменную чашу с медвежьим жиром поместил мох и поднес к нему огонь.
— Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, залитого в пустой бамбук. В качестве фитиля в центре продергивалось растительное волокно.
— Масляные лампы и свечи были основными источниками света вплоть до середины XIX века. К этому времени из нефти научились получать керосин, который заменил масло в лампах.
— Крестьянские избы на Руси в XVII-XIX веках с весны до осени вообще не освещались. Считалось, что с Пасхи до Покрова вставать и ложиться надо с зарей. Для домашних дел хватало света от трех окон на главном фасаде дома. И лишь зимой хозяева зажигали лучины да фитили, а в праздники — свечки.
— В эпоху классицизма в Западной Европе, чтобы сэкономить на источниках света, стали делать стены залов и опочивален зеркальными, это увеличивало свет от одной свечи в четыре раза.
— В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта создал первый химический источник тока, который получил название вольтов столб. Открытие электричества подтолкнуло русского физика Василия Владимировича Петрова к изобретению в 1802 году электрической дуги, а значит, к разгадке светоносной тайны тока. Спустя шесть лет эту же тайну разгадал англичанин Гемфри Дэви.
— Недолгая жизнь газовых фонарей, изобретенных французами, объясняется тем, что очень скоро им на смену пришло электрическое освещение.
— В 1849 году по инициативе русского физика и электротехника Бориса Семеновича Якоби Невский и Воздвиженский проспекты в Петербурге стали освещать дуговыми лампами.
— В 1856 году в дни коронационных торжеств изобретатель Александр Ильич Шпаковский устроил в Москве праздничную электроиллюминацию. Он зажег на башнях Кремля десять сконструированных им дуговых ламп с автоматическим регулированием расстояний между углями.
— В 1875 году военный инженер, отставной поручик Павел Николаевич Яблочков создал совершенную по своей простоте дуговую лампу, чем положил начало массовому распространению электрического света.
— Угольную лампу накаливания изобрел русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин в 1872 году. Ее нить накаливания была сделана из тонкого угольного стержня и могла гореть не более шести часов.
— Усовершенствованием лодыгинской лампы накаливания занялся американский изобретатель Томас Альва Эдисон. В 1879 году он создал удобную для промышленного изготовления лампу, которая могла гореть целых двести часов.
— Массовый выпуск ламп накаливания был налажен в России в 1881 году.
— Современные энергосберегающие компактные люминесцентные лампы потребляют энергии в пять раз меньше, а служат в восемь раз дольше, чем обычные лампы накаливания, — около десяти тысяч часов. (см. «Наука и жизнь» № 11, 1997 г.)
— Самыми сверхсветосильными лампами сегодня являются индукционные лампы типа QL. Принцип их действия основан на свечении газа под действием электромагнитной индукции. У таких ламп нет ни нити накаливания, ни электродов, которые стареют в процессе эксплуатации. Срок службы ламп QL — до шестидесяти тысяч часов.
— Достижение технического прогресса конца XX века — компьютерная система освещения дома, управляемая радиопультом.
Освещение в моем доме
Не знаю как вы, а я люблю чтобы дома было светло и комфортно. Для этого необходимо сделать правильное освещение в каждой комнате, чтобы даже самый темный уголок квартиры был освещен. Сразу хочу рассказать одну историю.
Недавно покупал себе новую люстру в спальню, зашли с женой в местный строительный гипермаркет, там есть хороший отдел с люстрами и прочим. Долго искали, и наконец выбирали. В итоге определились с одной люстрой, искали широкую, но чтобы была не слишком высокая . Короче цена у нее почти 4000 рублей. Ладно, цена нас устроила, и сразу же решили купить к ней лампочки, там требовалось 10 штук. Я подсчитал цену, в итоге цена на лампочки вышла в 1500 рублей. Ну нифига себе я думаю цены у них, и в итоге не стал брать.
Для покупки лампочек я решил пойти немного другим способом. Набрал в Яндексе электрические лампочки, и вышли различные интернет магазины, сравнил цены, так там цена значительно ниже. В итоге остановился на одном сайте, с доставкой по почте мне лампочки обошлись бы всего в 900 рублей. Экономия в 600 рублей, а что, тоже деньги.
Итак, как я обустроил освещение в своей квартире, давайте по порядку. Начну с прихожей, там у меня висит широкая и невысокая люстра. Не высокая люстра, из-за того, что у меня стоит гардероб почти под потолок, и если использовать большую люстру, то створки шкафа, будут биться об нее. На стенах установлены два бра светильника, для меня это достаточно.
В гостиной установлена большая высокая люстра, на 10 лампочек, и также на одной стене стоят несколько светильников. Со временем хочу сделать двухуровневый потолок из гипсокартона, и по всему периметру установить точечные светильники.
Так же в углу можно установить небольшой торшер, где-нибудь возле кресла. Я пока его не ставил, но вот тоже подумываю. Многие считаю, что использование торшера в гостиной это прошлый век, но я так не считаю, все дело во вкусе каждого.
В спальне почти, как и в гостиной, висит хорошая люстра, о которой я написал выше, небольшой светильник на компьютерном столе. Также на прикроватных тумбочках стоят два ночных светильника, мне нравиться.
На кухне висит высокая широкая люстра, на одной стене стоят два точечных светильника, а другой стороне стоит кухонный гарнитур. И чтобы столешница освещалась должным образом, под навесные шкафы я установил еще два светодиодных светильника. Очень удобно, когда что-то готовишь, и если заслоняешь собой основной свет, эти светильники отлично освещают рабочую поверхность столешницы.
Вот, наверно и все, мне будет интересно, как вы обустроили освещение в своей квартире, что думаете по этому поводу, всего хорошего, пока.
Жёлтый свет радует, а синий может ослепить: какие лампы выбрать для дома
Учёный Веднеева: синий свет в доме может привести к слепоте . Для такого света нужно подбирать источник с небольшим излучением. А лучше отдать предпочтение другим вариантам. Белый свет похож на естественный, поэтому помогает приободриться, жёлтый — улучшает настроение. При этом сильного освещения в доме лучше избегать, потому что может ухудшиться качество сна. Подробнее о грамотном освещении дома рассказала доцент Пермского политеха Людмила Веднеева.
Как свет считается вредным
У каждого источника света есть свой спектр излучения. Синий свет может быть вреден для глаз, поэтому его нельзя устанавливать на источники со спектром излучения выше 5000 градусов Кельвина.
«Такое излучение может провоцировать возрастную дегенерацию центральной сетчатки глаза. В перспективе дело может дойти до полной слепоты», — сказала кандидат технических наук Людмила Веднеева изданию «Доктор Питер».
Особенно синий вреден детям в возрасте 10–12 лет. Если освещаете детскую, не ставьте в комнате светильники с ярко-синим или фиолетовым насыщенным светом.
Иногда лучше выбрать другой вариант освещения. Вот самые полезные для здоровья:
- белый — помогает улучшить работоспособность;
- желтоватый — поднимает настроение;
- зелёный — расслабляет и успокаивает (отличный вариант для спальни).
В чём недостаток слишком светлых домов
Многим людям нравятся дома с панорамным освещением. Свет с улицы благодаря панорамному остеклению заливает комнату и создаёт очень уютную атмосферу. Но здесь главное — не испортить всё светодиодными лампами.
У некоторых ламп цветовая температура достигает 6000 К. Это слишком сильное излучение. Оно может плохо сказаться на выработке гормона мелатонина, который у человека отвечает за сон. Если плохо спать, ухудшится иммунитет, появятся болезни. Но самое главное — возрастёт риск заболеть раком. Ведь именно мелатонин не даёт канцерогенам повреждать ДНК.
Какую лампу выбрать
У ламп накаливания есть одно преимущество — они дают мягкий, приятный свет. Но при этом они тратят много электричества и пожароопасны.
Люминесцентные светят ярко и экономят энергию. Но есть риск — наличие ртути внутри. Лучше всего их ставить в офисе или в магазине, хотя их свет не особенно приятен.
У светодиодных ламп с этим проблем нет — свет комфортный, срок службы большой, безопасность высокая (они вообще не нагреваются). Минус только один — уж больно дороговаты.
Вообще, мы привыкли недооценивать влияние освещения на нашу жизнь. Причём на здоровье влияет не только домашний или офисный свет, но даже уличный. Ранее мы рассказывали, как свет от уличного фонаря может спровоцировать сахарный диабет.