Как делают прокол под дорогой?
Когда на пути подземных коммуникаций возникает железная дорога, автомагистраль, озеро, город или другие объекты, которые нельзя демонтировать, решает проблему — прокол под дорогой бестраншейным способом.
Прокол под дорогой: что это и когда используется?
Это востребованный метод, который зачастую используется для проведения водопроводных, газопроводных коммуникаций, а также кабелей (например, силовых, телефонных). Данный вид работ очень востребован при бурении в различных типах грунта (вплоть до скального).
Прокол под дорогой позволяет пробурить скважину длиной больше 50 метров с диаметром трубы выше 600 мм. Если диаметр трубы превышает 800 мм, выполнить прокол под дорогой лучше методом ГНБ.
Методы прокола под дорогой
В целом, все коммуникации прокладывают двумя методами: открытым или закрытым. Способ прокола выбирается в зависимости от типа трубопровода, объекта, рядом стоящих коммуникаций, а также вида грунта.
Опишем популярные способы бестраншейной прокладки стальных, полимерных, полиэтиленовых труб.
Горизонтально направленное бурение (ГНБ)
- Выполняется строго, согласно ТСН 40-303-2003.
- Максимально допустимая длина прокола – 650 метров. Диаметр – 1000 мм.
- Особенности выполнения. Отверстие расширяется поэтапно. Грунт из скважины достают илососом. Для укрепления стенок скважины, в нее подается специальный бентонитовый раствор.
- Движение породоразрушающего инструмента контролируется локационной системой.
Бурошнековое бурение
- Область применения. Прокладка полиэтиленовых/бетонных труб и стальных футляров.
- Гарантируется высокая точность. Отклонение – максимум 30 мм.
- Используются мощные шнековые буровые установки, которые прокладывают трубопровод диаметром до 1720 мм и длиной до 100 метров (машины PERFORATOR).
- Особенности. Могут использоваться полые шнеки для бурения с глухим концом.
- Рабочий процесс контролируется пилотом.
- Установка оснащается: активной буровой головкой или штангами с двойной стенкой.
Микротоннелирование
- Область применения. Прокладка коллекторов в городской черте, стальных/железобетонных труб.
- Осуществляется с помощью специального микрощита AVN в соответствии с МГСН 6.01-03 (в Москве).
- Перерабатываемые породы: вплоть до скальных.
- Скорость работ – до 15 метров за день.
- Контроль за выполнением работ осуществляет лазерная система ELS с гидростатическим уровнем.
- Особенности. Требуется установка дополнительной домкратной стации, если длина скважины больше 200 метров.
В компании «GNB-STROY» есть бригады для выполнения бестраншейной прокладки практически любых коммуникаций и трубопроводов.
В чём преимущества прокола под дорогой
- 1 Экономит деньги заказчика. Вот лишь 1 пример. Прокладка трубы ⌀500 мм по технологии бурошнекового бурения стоит от 18 000 до 22 000 рублей. А метод ГНБ стоит еще дешевле (на 6-7 тысяч). Однако стоимость может меняться в зависимости от особенностей объекта.
- 2 Сокращает временные затраты. Нет необходимости укреплять котлован и следить за водопонижением когда рядом грунтовые воды. Кроме того, практически в двое сокращается время непосредственно рабочего процесса.
- 3 Прокол (например, управляемый или ГНБ) выполняется зимой и летом. Нет ограничений к температурам.
Узнайте больше о преимуществах ГНБ в видеоролике
Как делают прокол под дорогой для прокладки труб
Многое зависит от местности и характеристик объекта (железная дорога, город, коттеджный поселок, парковая зона).
В подготовительный этап входит:
- 1 Анализ объекта и согласование проекта со спецслужбами (например, с РЖД, ПЧ, ЭЧ, управлением Московской ЖД — при проколе под железной дорогой).
- 2 Предварительные работы. Необходимо вырыть стартовый и приемный котлованы. Подготовить на площадке место для хранения труб.
Важно! Трубы желательно хранить в горизонтальном положении, чтобы упросить их монтаж снизить риск появления повреждений.
Список оборудования подбирается под конкретный объект и тип работ. Предлагаем ознакомиться с ГНБ оборудованием и установками, которое есть в распоряжении нашей компании.
Можно ли сделать прокол под дорогой самостоятельно
Прокол грунта своими руками возможен, когда речь идет о прокладке защитных футляров до 90⌀. Максимально допустимая длина прокола – 6 метров. Для осуществления работ потребуется следующий инструмент: болгарка, кувалда и оборудование для электродуговой сварки.
Выполняются следующие этапы:
- 1 Один конец футляра необходимо заострить, а на втором приварить металлический пятак (по нему будем бить кувалдой).
- 2 Подготавливается входная траншея и выходной приямок. В траншею помещается труба под заданным уклоном, проталкивается вручную с помощью ударов кувалды по пятаку к выходному приямку.
- 3 Болгаркой срезается оба конца футляра (заостренный карандаш и металлический пятак).
- 4 Выполняется прокладка водопровода, кабелей или других инженерных сетей.
Если длина скважины больше 6-10 метров, то прокол под дорогой выполняется с помощью специальной техники, бестраншейным, горизонтальным методом. Заказать технику вместе с рабочей бригадой можно в нашей компании.
- Технология ГНБ
- Услуги компании
- Наше оборудование
Метод прокола под дорогой для прокладки коммуникаций
При прокладке подземных коммуникаций строители сталкиваются с препятствиями: автомагистралями или железнодорожными путями. Поэтому с демонтажем таких сетей нередко возникают проблемы. В этих случаях делается прокол под дорогой.
Что из себя представляет метод прокола
Методом прокола под дорогой называют технологию, позволяющую сделать отверстие без разработки и удаления грунта. При рассматриваемом варианте его уплотняют. Способ применяется для протягивания конструкций из стали. Их диаметр может быть разным, но его пределы варьируются от 100 до 500 мм. Длина отверстия бывает от 30 до 50 м. Метод прокола является одной из разновидностей бестраншейного строительства коммуникаций. Он относится к горизонтальному бурению. Путем ГНБ под дорогой прокладывают канализацию или водопровод под землей. Данный способ широко применяется при подводке к участку магистрального газа и прокладке телефонного кабеля.
Что требуется для прокола грунта
Прежде всего необходимо купить установку ГНБ соответствующую объекту или воспользоваться услугой аренда ГНБ. Перед проведением работ надо исследовать участок. Понадобятся специальные документы. Полученные данные становятся основой для изучения местности. Затем составляется план предполагаемых мероприятий. При прокладке инженерных коммуникаций необходимо установить специальные футляры. В них будут прокладываться трубы. Футляры защищают коммуникации под автотрассой, если на них предполагается большая нагрузка. Прокол грунта под дорогой подразумевает последовательность шагов. От правильности их выполнения зависит успешность проводимых работ.
Последовательность действий
До начала выполнения прокола в городе требуется заключить договор технадзора. После завершения работ всю документацию следует передать в соответствующие органы, если трубы прокладывались под железной дорогой. Если надо протянуть кабель, сначала прокладывается труба. Размер ее должен быть больше сечения проводов на 20 см. При применении футляров их укладывают в первую очередь. Между ними появляется пространство. Его устраняют, заливая особый раствор. Средство изготавливают из цемента М-100. При прокладке инженерных сетей делают вибро- и гидропроколы. В первом случае используется воздействие вибрации. Работы осуществляются с помощью ударно-вибрационного оборудования. Встроенный молот вдавливает трубу. Технология применяется на песчаных и плывучих почвах. Путем вибропрокола не только укладывают трубы, но и извлекают их при необходимости. Диаметр скважины достигает 50 м. Ее длина составляет до 60 м. Любой гидропрокол подразумевает использование воды. Она подается под большим напором через наконечник. Технология подходит для песчаных грунтов. Они легко поддаются воздействию влаги. Прокол делает отверстия размером до 0,5 м. Затраты времени оказываются минимальными, но наибольшая протяженность трубопровода не должна превышать 30 м. Метод продавливания имеет много общего с ГНБ. Отличие заключается в продвижении трубы открытым концом. Во время прокладки грунт остается и разрабатывается. Для продавливания требуются домкраты с мощностью до 400 т. Перед началом работ используют упорную стенку. Продавливание трубопровода осуществляется с использованием гидравлического оборудования. Одна машина преодолевает до 10 м за смену. Если коммуникации имеют протяженность более 80 м, трассу делят на несколько частей. Технология нуждается в рытье котлованов для установки гидравлической техники: рабочего и приемного. Каждый участок проходят в обоих направлениях: прямом и обратном. Способ является более сложным, чем прокол. Однако первый подходит для разных типов грунта.
Преимущества метода прокола
Распространенность способа прокола под дорогой объясняется множеством весомых преимуществ. Часто они отсутствуют у альтернативных методов постройки всевозможных коммуникаций. Прокол можно производить независимо от времени года. Температура окружающей среды не играет роль. Возможно применение технологии на землях с высоким стоянием грунтовых вод. Для функционирования установки не потребуется использование растворов: бурового либо бентонитового. Отпадает необходимость в подаче воды в скважину. Буровые комплексы отличаются мощностью и небольшими габаритами. Их легко доставлять и устанавливать. Небольшие габариты удачно сочетаются с высокой производительностью. Каждый агрегат оборудован новейшей системой электрической безопасности, отличающейся исключительной надежностью. Сроки работ при проколе грунта под дорогой сокращаются. На участках с повышенным уровнем грунтовых вод не требуется водоотведения. При прохождении конуса для расширения уплотняются стенки траншеи, что помогает избежать дополнительных работ. Метод позволяет наносить минимальный вред местному ландшафту. При проколах повреждения дорожного покрытия сводятся к минимуму. При прокладке путем прокола не прекращается работа уже действующих инженерных объектов.
Прокол и бестраншейная прокладка газопроводов
Предлагаем услуги управляемого прокола под газ. Выполняем закрытую бестраншейную прокладку частных газовых труб и газопроводов методом направленного горизонтального бурения (ГНБ). Прокладка газопровода проколом – современный метод бурения, который позволяет вести трассу под землей, избегая разрушительного воздействия земляных работ на наземную инфраструктуру. Для выполнения прокола роются два котлована, которые становятся соответственно точками входа и выхода бура, а сама прокладка осуществляется буровой установкой по заранее заданной траектории. Горизонтальное бурение в этом случае помогает подвести газовые трубы к нужному объекту, минуя любые препятствия на поверхности земли.
Важно понимать, что прежде, чем приступить к процессу прокола для прокладки труб под газ методом ГНБ необходимо подготовить и согласовать целый ряд документов. Здесь главным звеном будет выступать проект работ, от которого будут зависеть ключевые моменты прокладки. После выполнения всех работ также нужно предъявить пакет официальных бумаг: акт разбивки и передачи трассы, протокол и карту бурения, журнал производства работ, сертификаты заводов-изготовителей на трубы, сварочные и изоляционные материалы, акт испытания газопровода, акт на протаскивание футляра и т. д.
Наша компания предлагает выполнить прокладку газопровода проколом по методу ГНБ под ключ, то есть, включая этапы:
- — подготовки и согласования проекта,
- — процесса прокола под газопровод,
- — трансфера необходимого оборудования и техники,
- — оформления закрывающих документов,
- — восстановительные работы.
Мы выполняем работы по закрытому переходу для следующих видов газопроводов:
- — магистральных газопроводов;
- — локальных частных газовых труб.
100%-я гарантия качественного результата и фиксированной цены на услуги ГНБ!
Регион работы: Москва, Новая Москва, а также Подмосковье, смежные с Московской областью районы.
Прокладка газопровода методом ГНБ
Используя метод ГНБ, газопровод прокладывают или ремонтируют без рытья широких траншей, что позволяет сохранить целостность асфальтового покрытия. Горизонтально направленное бурение обеспечивает прокладку труб под водоемами, жилыми многоквартирными домами и зелеными зонами. В сравнении с канавной и воздушной методикой бестраншейный способ считают наиболее оптимальным.
Особенности выполнения прокола дороги методом ГНБ для газопровода
- проверяют технику и навигационные системы на предмет поломок;
- прокладывают предварительно проходимый ствол;
- расширяют скважину посредством присоединения специальных приспособлений (расширителей);
- прокладывают в ствол пластиковые или стальные трубы;
- устанавливают газовые трубы.
В готовую скважину заливают буровой раствор, который укрепляет стенки траншеи, предохраняет турбобуры от нагревания и снижает силу трения.
Исполнительная документация
Готовую магистраль принимает специально созданная комиссия. Перечень документов, предъявление которых обязательно при сдаче газопровода:
- сертификаты на материалы (трубы, изоляционные и сварочные комплектующие);
- акты передачи и разбивки;
- производственный журнал;
- акты, подтверждающие качество материалов;
- акты проверки сварочных стыков;
- акты механического тестирования сварочных стыков;
- акт контроля изоляции;
- акт испытания магистрали на герметичность и прочность;
- профиль, карта и протокол бурения;
- акт оценки изоляционного покрытия;
- протокол испытания магистрали;
- паспорт газопровода;
- конечный акт приемки.
Если магистраль была проложена под железной дорогой или автотрассой, необходимо дополнительно предъявить комиссии разрешение на проведение монтажных работ.
Технология прокладки газопровода методом ГНБ
Прокладка газопровода методом ГНБ осуществляется при помощи гидравлического стояка сильной мощности на плотных грунтах. Перед началом работ необходимо отрыть котлованы, которые должны располагаться в начале и конце магистрали. В траншее нужно установить оборудование. Траекторию, по которой будет происходить внедрение труб, рассчитывают заранее.
Вход колонны прикрывают специальной конусообразной конструкцией, которая предохраняет ствол от загрязнений. Это позволяет быстро сделать прокол и уплотнить стенки траншеи. Прокол можно выполнить методом проходки. Способ эффективен, если под дорогой нужно проложить трубы диаметром более 80 см. Один конец с силой вдавливают в грунт. Чтобы очистить внутреннее пространство секции, внутрь на специальной тележке въезжает рабочий, выбирая землю специальными инструментами (электрическими или ручными).
Землю утрамбовывают в вагонетку и вывозят за территорию площадки. Затем к трубе снова присоединяют секции, вдавливают и вычищают пространство. Процедуру повторяют до тех пор, пока из стены котлована не покажется магистраль. Ее можно также прокладывать методом гидравлического прокола. В этом случае в полость трубы подается струя воды, которая вымывает лишнюю землю.
Монтаж газопровода можно осуществить несколькими способами:
- Воздушный. Трубы укладывают на бетонные блоки, располагающиеся на дне канала. Чтобы правильно проложить газопровод, используют землеройную и подъемную технику. Трассу прохождения в этом случае систематически очищают от кустарников и травы.
- Траншейный. На дно канала укладывают сначала песок и глину, а затем — трубы. Траншею засыпают, мероприятия по восстановлению целостности асфальта проводят через 30-40 дней, после оседания грунта.
Прокладка газовых труб методом ГНБ предполагает рытье скважин длиной до 70 м.
Необходимое оборудование
Перед началом работ необходимо обустроить магистраль, по которой будет подаваться газ в населенный пункт. Диаметр труб для газопровода составляет 20-60 см. Газовые трубы международного масштаба в диаметре могут достигать 2 м. В зависимости от протяженности канала и типа почвы выделяют следующие типы установок ГНБ:
- Сверхтяжелые. Установки этого типа весят более 2000 т. Их используют в процессе прокладки скважин длиной до 1,2 км и диаметром до 2 м.
- Тяжелые. Модули перевозят к месту прокладки на трейлерах или грузовиках. Вес сборной техники составляет 400-500 т. С ее помощью можно пробурить канал протяженностью 500 м и диаметром до 60 см.
- Средние. Используются для бурения каналов внутри населенных пунктов. Вес установки — не более 50 т. С их помощью прокладывают скважины протяженностью до 150 м.
- Легкие. Мобильные установки весят около 4-6 т. Оборудование помогает прокладывать трубы диаметром до 40 мм.
В процессе прокладки газопровода могут быть использованы фиксаторы, скобы и буровые вертлюги.
Какие трубы использовать для газопровода под дорогой
Перед монтажом газовых магистралей необходимо составить проект. Инженеры должны учитывать, что давление грунта, оказываемое на трубы, должно быть минимальным. Коммуникации рекомендуется прокладывать в специально оборудованных тоннелях из прочного термоустойчивого материала.
Типы труб для газопровода:
- Внутренние. Отлиты из черного железа. Чтобы защитить от ржавчины, секции покрывают специальными водоотталкивающими растворами и краской. Внутреннее сечение — до 60 см.
- Внешние. Трубы изготовлены из термопласта (ПВХ), полимеризированного пропена или железа. Они предохраняют внутренние секции от механических повреждений, перепадов температур и давления. Диаметр трубы составляет 20-200 см.
Трубы газовой магистрали должны быть изготовлены из стали, что позволит минимизировать риск их повреждения углеводородами. Большой популярностью пользуются секции из полиэтилена: их легко подгонять по размеру или резать. Материал обеспечивает высокую пропускную способность благодаря гладким стенкам. Полиэтилен не нуждается в дополнительной защите ввиду химической инертности. Трубы весят мало, что позволяет сэкономить время на их монтаж и обслуживание.
Плюсы и минусы технологии
Технология имеет ряд преимуществ:
- восстановительные работы проводятся в минимальном объеме;
- согласовывать проекты с различными инстанциями не обязательно;
- секции прокладываются быстро;
- грунт, как и растущие на нем растения, при бурении не повреждаются;
- при прокладке магистрали подземные коммуникации не затрагивают;
- нет необходимости привлекать большое количество рабочих и специальную технику.
Существенным минусом технологии считают временные затраты. При горизонтальном бурении техника часто выходит из строя. Причиной поломки может послужить непрофессионализм рабочих. Монтаж газопровода можно осуществлять вне зависимости от времени года.