Шпалы ждут своих переработчиков
В ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) намерены начать утилизацию отработанных железнодорожных шпал, чтобы снизить нагрузку на окружающую среду. Для этого госмонополия будет строить теплофикационные установки – небольшие станции по переработке. Однако в РЖД заявляют, что вряд ли начнут этот проект в этом году: он дорогой и географически сложный.
На последнем заседании Научно-технического совета (НТС) РЖД было решено всерьез взяться за утилизацию отработанных шпал, которые за срок своей службы впитывают токсичные масла с подвагонных механизмов поездов и превращаются в опасные отходы. Многолетнюю проблему утилизации шпал помогут решить так называемые теплофикационные установки — небольшие предприятия, где шпалы перерабатывают в крошку. «Решено собрать предложения от профильных дирекций госмонополии по размещению новых теплофикационных установок для переработки старых шпал со всех российских железных дорог. Решение о количестве установок и географии их строительства будет принято позднее», — сообщили «Ведомости. Экологии» в пресс-службе ОАО «РЖД», не уточнив даты начала проекта.
Российские железные дороги официально разделены на 16 участков. Общая длина российских железных дорог, согласно данным Росстата, превышает 80 тыс. км количества шпал при этом никто не считал. Шпалы бывают железобетонные или деревянные, которые готовят из ели, пихты, сибирского кедра, реже из дуба. Срок службы шпал составляет 10–30 лет. Что делать с отработанными шпалами теоретически известно: их надо разбивать в крошку, из которой потом можно делать дорожное покрытие. В мировой практике шпалы перерабатывают в щепу и твердое топливо. Однако эта практика в России, никогда не применялась. «В советские времена деревянные шпалы отдавали людям, которые, не зная, что шпалы токсичны, строили из них погреба, мне лично такие случаи известны. А отработанные шпалы опасны и могут нанести вред здоровью людей», — говорил в свое время корреспонденту «Ведомости. Экологии» экс заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов.
В ОАО РЖД давно пытаются решить проблему с переработкой отслуживших шпал, однако эффект пока малозаметен. Отработанные деревянные шпалы госмонополия передает сторонним специализированным организациям, имеющим соответствующие лицензии. Кроме того, отработанные деревянные шпалы отправляются в комплекс термического обезвреживания отходов станции Тагул в Иркутской области. Однако этих мощностей мало, нужно строить теплофикационные установки.
Пока в России, помимо Тагула, работает только одна теплофикационная установка, расположенная на станции Черняховск Калининградской железной дороги. Этого мало, для кардинального решения вопроса переработки шпал нужны дополнительные установки, но сколько будет таких установок, где именно они будут находиться и за чей счет они будут строиться, в РЖД не уточнили.
В госмонополии заявляют, что экономику проекта усложняет его география. «Основной проблемой являются расстояния между станциями. На РЖД они иногда настолько велики, что очевидно, доставка шпал к месту переработки обойдется дорого, этот момент обязательно надо учитывать при планировании размещения таких установок. «Вряд ли мы начнем их строительство в этом году», — заявил «Ведомости. Экологии» директор департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля РЖД Андрей Лисицын на форуме «Чистая страна».
Решения в утилизации старых шпал предлагал и Российский экологический оператор (РЭО), однако они не нашли поддержки на федеральном уровне и не были реализованы. «Мы предлагали включить шпалы в перечень товаров в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). Однако после замечаний Минэкономразвития, данная группа отходов была из него исключена. Вопрос с переработкой шпал является экономически сложно реализуемым и готовых решений пока нет. РЭО дальше готов прорабатывать с РЖД возможность переработки этих изделий», — заявили «Ведомости. Экологии» в РЭО.
Железнодорожные шпалы. Как их можно применить в строительстве, какие варианты?
Одним из материалов, который используется в строительстве домов, являются железнодорожные шпалы.
Как их можно применить и какие плюсы от использования шпал при строительстве дома, дачи.
комментировать
в избранное
krusu [18.9K]
9 лет назад
Не советую строить из шпал какие либо постройки. И дело тут даже не в экологии, а в том, что креазот, которым они пропитаны, не выдыхается. Думаю, что дышать этим ароматом не захочет никакой здравомыслящий человек. Хотя можно использовать шпалы как фундамент небольшого дома или сарая, держаться они будут очень долго. Зачастую шпалы применяют в виде столбов для заборов, в отличие от других видов древесины шпалы стоят значительное время, не подвергаясь гниению, особенно если сделаны они из лиственицы. Ну а узнать из чего сделана шпала можно по весу, если она неприподъёмная, то это листвиница, если же лёгкая, то скорее всего это ёлка или пихта, хотя из пихты шпалы делают ну уж в самом крайнем случае.
система выбрала этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
домов ой [50.3K]
3 года назад
Скорее всего вы имели ввиду Б/У в хорошем состоянии деревянные железнодорожные шпалы, вот такие как на картинке!
Их массово продают и в объявлениях и на разного рода строительных площадках, так как повсеместно такие шпалы заменяют на бетонные, то вот такие деревянные те которые в отличном состоянии, а возможно даже и не использованные, а пролежавшие на складах можно приобрести достаточно дёшево!
Так вот применить в строительстве их можно, точно так же как и обычный деревянный брус!
Только строить из них жилые помещения лучше не надо!
Во первых — они пропитаны криазотом и очень вонючие, а во вторых — тот самый креазот ещё долго будет с них сочится и любая отделка, будь то штукатурка или даже гипсокартон быстро пропитаются и внешний вид будет испорчен.
А вот построить сараи или какие то хоз посторойки можно, можно уложить как дорогу или построить из них мост, благодаря пропитки, они долго будут противостоять гниению!
Можно распустить их на пиломатериалы (доску, брус, рейку) но пилятся они очень тяжело из-за пропитки!
Также можно использовать их как сваи или как фундамент деревянного дома!
В общем если дёшево, то придумать куда можно!
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Elden [104K]
4 года назад
Тут надо определиться, какие шпалы вы имеете ввиду, так как есть бетонные, а также и деревянные. Но давайте рассмотрим оба варианта.
Забор
Шпалы как бетонные, так и деревянные неплохо подойдут для установки забора в качестве столбов, а деревянные ещё и как перекладины, но я где-то слышал, что кого-то заставили снести подобный забор, так как шпалы выделяют вредные вещества.
Фундамент
Для небольших построек можно в качестве возведения фундамента использовать шпалы.
Дорожка
Из шпал получаются неплохие дорожки, кстати их можно выкладывать в различных вариантах.
Баня
Есть люди, которые решаются из шпал делать баню, лично я против такого материала, всё-таки они пропитаны далеко не полезной химией.
Гараж или хозпостройку
Также можно построить и другие бытовые помещения, например гараж или мастерскую.
Бассейн, пруд
Также из шпал можно соорудить бассейн или небольшой пруд, они неплохо пропитаны и держут хорошо воду.
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
zubr1 961 [2.2K]
9 лет назад
В поселках и городах, расположенных неподалеку от железнодорожных станций, распространен строительный материал, который не был поначалу предназначен для строительства домов — железнодорожные шпалы. Впервые я узнала, что дом можно построить из деревянных шпал, когда приехала в г. Дебальцево — достаточно крупный ж/д узел в Украине.
На мой вопрос, почему был выбран такой материал для постройки дома, мне ответили, что, во-первых, отработанных, утилизированных шпал в городе много, стоят они дешево, то есть, это экономически выгодно. Купить сносившиеся деревянные шпалы не сложно, они не дорогие по цене, их привезут прямо к месту строительства. К тому же пропитка креозотом делает их неуязвимыми к грибковым поражениям, в них не заводятся паразиты (жуки), питающиеся древесиной. Конечно, при этом стараются подобрать шпалы с незначительной пропиткой креозотом и затем обшить их любым материалом – для того, чтобы улучшить внешний вид и устранить запах креозота. Местные жители хорошо освоили технику строительства из отработанных деревянных шпал, дома их этого материала получаются теплые и достаточно дешевые.
Из шпал выкладывают стены как жилых, так и подсобных помещений: сараев, веранд, бань, бытовок на предприятиях, и т. д. Хороши они и качестве балок для настилки полов: пропитка креозотом не даст балке сгнить, вероятность того, что под полом заведутся грызуны, минимальна. Из утилизированных шпал можно выложить садовые дорожки, въезды, укрепить землю на склонах, возвести мостик, использовать в качестве столбов для строительства заборов.
Железобетонные шпалы, изготавливаемые концернами, с соблюдением специальных технологий и отраслевых стандартов, тоже применяются в строительстве домов и дач, как правило, в качестве основы или наполнителя для ленточного фундамента. Использование их в таком качестве позволит удешевить строение за счет экономии бетона. При правильной укладке фундамент с использованием шпал получается прочным и надежным, срок службы его длителен.
Но железобетонные шпалы тяжелы, и во время строительства понадобится дополнительная техника или приспособления, или помощь друзей или родственников. Железобетон – широко распространенный и универсальный строительный материал, поэтому любые изделия из него, в том числе и железобетонные шпалы, примененные в индивидуальном строительстве, гарантируют прочность, надежность, высокую износоустойчивость строения.
Шпалы на участке
Шпалы на участке можно увидеть в качестве элементов фундамента для хозпостройки, и это еще не самый плохой вариант использования старых железнодорожных шпал. Намного больше негатива от пропитанных креозотом шпал мы получаем, используя эти замечательные, прочнейшие деревянные балки для обустройства двора и различных систем – дренажных, рельефно-укрепительных, а порой и в декоративных малых формах. Внимание к старым шпалам понятно, ведь это отличный и прочный, неубиваемый стройматериал. Балки под рельсы сделаны строго по ГОСТу, породы дерева – сосна, лиственница, кедр; а заводская антисептическая пропитка сделана на века. Шпала никогда не сгниет, хотя сгореть вполне может. Основная вредность старых шпал на участке кроется в составе пропитки, а точнее в каменноугольном креозоте, побочном продукте нефтепереработки. В отличие от нейтрального, по медицинским нормам безопасного минерального масла, креозот «забирает» все фенольные вещества из нефти, недаром в Европе применение креозота лицензируется.
Что сделать из шпал на участке
Что сделать из шпал на участке? К сожалению – можно сделать очень многое: обустроить основание под дом, применить шпалы для ливневых и дренажных сооружений (прослужат долго), сделать садовые и огородные борта для гряд и еще масса проектов. Длина шпалы для основной ж/д колеи – 2,75 м, что уже звучит заманчиво в контексте цельной, прочной балки. Толщина шпал 18 см, пропилы на боковых сторонах – 15 см. Облегченные шпалы для подъездов имеют толщину 15 см, что тоже очень подходит для домашнего строительства.
Сруб сарая и гаража из шпал выглядит отлично благодаря точной геометрии элементов. Об усадке можно уже не беспокоиться. Бытовка и кладовка, даже летняя беседка из шпал может быть условно признана безопасной. Но постройка дома для постоянного проживания – вопрос серьезный, и ни один специалист не посоветует такой экономичный, но опасный для здоровья вариант. Хотя нельзя спорить с фактом, что подобные дома есть.
Сложные рельефы на участках, возможность обрушения грунта и необходимость его укрепления – повод для применения шпал в качестве подпорной стенки. Иногда габион или подпорная стенка необходимы и за пределами открытого участка. Стандартная модульная балка проста в монтаже, дает точную геометрию стены, а крепеж можно сделать на шпильки или на винты – быстро и точно. Нельзя забывать о защитной одежде при работе со шпалами, а также и об обработке шпал перед тем, как приносить их на участок.
Подпорные стенки могут сочетаться с лестничными подъемами, и здесь модульным шпалам нет цены: лестницы получаются супер-устойчивые, прочные, стабильные и на долгие годы службы. На склонах очень нужны ступени и площадки для удобства передвижения по участку и для организации дренажных стоков, и здесь шпалы просто незаменимы, тем более, что возможен контакт с почвой, и никакой опасности от заводнения. Шпалы в конструкциях подпорных сооружений и лестниц можно комбинировать с засыпными участками, камнем, инертными материалами и местным грунтом.
При виде клумбового дизайна из покрытых лаком, почищенных шпал, возникают смешанные эмоции – конечно, польза тут всего лишь в экономии. И вред для здоровья вполне возможен, в перспективе. Но нельзя отрицать, что выглядят шпальные-самопальные дизайны классно: солидно, самобытно и брутально.
Бордюр из шпал и ограждение садовой дорожки, цветника, площадки для игры в мяч – отлично смотрится. А применить шпалы в конструкции засыпной площадки для въезда и стоянки автомобиля – еще более заманчиво.
Шпалы на даче
Из шпал на отечественных дачах делают все: мебельный эксклюзив и высокие гряды, забор и подпорная стенка с лестницами, стены сарая и пристройки для веранды к старому дому. Облагороженная, очищенная и покрытая толстым слоем лака шпала может послужить украшением интерьера в стиле кантри и брутализм, декорировать камин или стать элементом в системе пола. Если это пол по грунту, то применение пропитанных балок очень практично.
Шпалы на даче – вред или польза?
Возвращаясь к креозоту: это вещество без шуток опасно для жизни. Чувствительные и склонные к аллергическим реакциям люди могут получить поражение кожи за считанные часты «общения» с декоративной или строительной конструкцией из старой шпалы. Не исключены и отеки, опасные для жизни. Фенольные включения из шпал никуда не исчезают, и даже после многих лет списания шпалы эксплуатировать ее на участке проблемно – хотя бы по причине понимания, что долгие контакты с фенолом грозят раком кожи.
Дачники все это отлично понимают, и открытые шпалы не используют. Загрунтовав и окрасив шпалу за 2-3 раза плотным слоем (краска предпочтительна не дышащая, дающая непроницаемый для пара слой; группа масляных и битумных ЛКМ и никакого акрила – это бессмысленно), а еще лучше – добавив финишный слой лака, можно слегка успокоиться насчет вреда от старой шпалы. Конечно, разумнее шпалы вообще на участок не приносить. Но пока в доступе у домовладельцев есть старые железнодорожные шпалы, надежда только на здравый смысл: жилое строение из шпал – неразумная идея.
Переработка шпалы
Деревянные железнодорожные шпалы опасны для экологии, поэтому транспортные сети отказываются от них. Простая перерабатывающая установка позволит заработать на утилизации оснований для рельсов.
Зачем утилизировать шпалы?
Для железнодорожных компаний остро стоит вопрос утилизации устаревшего оборудования. Путевое хозяйство ежегодно списывает в утиль около миллиона отработанных конструкций. Деревянные шпалы, переработка которых не проведена в нужное время, опасны для окружающей среды.
Раньше отработавшие или невостребованные деревянные основания под рельсы сжигали. Современные исследования доказали: этого делать ни в коем случае нельзя. Основания для рельсов, изготовленные 7 и более лет назад, пропитаны токсичным креозотом. Креозот при сгорании загрязняет воздух и землю ядовитыми фенолами и ацетоном, вызывают болезни у людей.
Новые экологичные подходы к утилизации шпал позволяют избавиться от мусора быстро и безболезненно для окружающей среды. Вы можете зарабатывать серьезные деньги, используя недорогую пиролизную установку FPP02.
Утилизация различных видов шпал
На территории России используются два материала для основ под рельсы – древесина и железобетон. Сегодня по всей стране широко внедряются бетонные модели, как более надежные и безопасные.
Как происходит переработка шпал, деревянных и бетонных:
- деревянные конструкции обрабатывают для нейтрализации токсинов, затем используют в строительстве, подвергают пиролизу или газификации;
- бетонные конструкции дробят, получая щебень и металлический лом.
Переработка железобетонных шпал безопасна для здоровья и экологии, с деревянными ситуация обстоит сложнее. «Обеззараживание» оснований из дерева – сомнительный способ, поскольку не исключает вредного влияния хим веществ на экологию.
Современный эффективный способ утилизации – пиролиз – более надежен. Пиролизная переработка железнодорожных шпал предусматривает сжигание отходов в вакууме, с нейтрализацией вредных веществ при помощи особых фильтров.
В установке FPP02 материал для переработки:
- помещается в герметичную камеру;
- обрабатывается реагентами для нейтрализации вредных веществ;
- сжигается, превращаясь в биоуголь и газ.
Существует также метод газификации, при котором дерево с токсичной пропиткой обрабатывается кислородом. Но он сложнее и дороже. Поэтому перерабатывающая установка основана на принципе пиролиза, позволяющем экономить средства и время.
Преимущества FPP02
Перерабатывающая установка FPP02 решает множество проблем:
- удобно транспортируется в виде модулей;
- быстро монтируется;
- проста в использовании;
- нетребовательна к сырью;
- удешевляет вывоз отходов;
- полностью утилизирует шпалы;
- не загрязняет атмосферу;
- соответствует действующим ГОСТам.
FPP02 предоставляет возможность использовать в производстве или продавать полученное при утилизации шпал топливо. С ее помощью можно быстро и недорого создать завод по переработке шпал – установка окупится спустя 3 года, а затем будет приносить дополнительный доход не менее 10 лет.
Кроме шпал, установка способна перерабатывать отходы нефтехимической и аграрной промышленности, энергетики, лесопереработки, строительства и многих других сфер деятельности человека.
Хотите заработать на переработке отходов и позаботиться об экологии планеты? Купите модульную автономную установку FPP02. Утилизация отработанных шпал еще никогда не была такой легкой и выгодной. Заказывайте оборудование с доставкой и установкой в любую точку мира и начинайте зарабатывать!
Полезные статьи:
- Установка быстрого пиролиза
- Технология быстрого пиролиза
- Пиролизное оборудование по переработке отходов
- Переработка древесной щепы, опилок