Строительство гаража из сэндвич-панелей своими руками
Качественный гараж необходим любому автовладельцу, желающему надежно защитить автомобиль от взлома и угона, а также уберечь его корпус от негативного воздействия окружающей среды. Если приобрести готовую постройку нет возможности, но в собственности имеется земля небольшой площади, можно построить гараж из сэндвич-панелей своими руками. Это несложно, быстро и довольно экономично, при этом по надежности он не будет уступать металлической конструкции.
Достоинства сэндвич-панелей
Гараж можно построить из самых разных материалов. Наиболее популярным вариантом всегда был металл: собрать конструкцию из листовой стали довольно просто, прослужит такая постройка долго и обеспечит хорошую защиту автомобиля. Однако у металлического гаража есть существенный недостаток: слишком хороший теплообмен с окружающей средой. Из-за этого зимой внутри очень холодно, а летом под прямыми солнечными лучами воздух в помещении перегревается. Чтобы находиться в гараже было комфортно, необходима правильная теплоизоляция, что усложняет строительство и делает его более дорогостоящим.
Этого недостатка лишен гараж из кирпича или бетонных блоков. Однако возводить постройку из этих материалов еще более сложно и дорого, даже составить проект самостоятельно не получится из-за большого количества нюансов. Кроме того, даже на своем участке не всегда разрешено строительство капитальных конструкций.
В большинстве случаев идеальным вариантом станет строительство гаража из сэндвич-панелей — материала, представляющего собой заранее утепленный профнастил, который имеет большую жесткость, чем гладкая листовая сталь. Его виды отличаются толщиной металла и теплоизоляционного слоя, видом утеплителя, наличием внутренней обшивки, от этих характеристик будут зависеть жесткость и защитные качества гаража.
К преимуществам сэндвич-панелей относятся такие их свойства:
- удобство в обращении — грани панелей оснащены замковой системой, которая упрощает монтаж материала и позволяет изменять конфигурацию конструкции после завершения строительства;
- высокая скорость монтажа — в отличие от зданий из металла, кирпича или дерева, возвести гараж из панелей можно за несколько дней;
- небольшая масса, благодаря которой гараж не потребует массивного и дорогостоящего фундамента, а транспортировать материал и работать с ним будет проще;
- высокие тепло- и шумоизоляционные характеристики;
- возможность монтажа в любых условиях окружающей среды, если имеется заранее готовый фундамент;
- устойчивость к вертикальному давлению, ветровым и сейсмическим нагрузкам;
- защищенность от огня, биологического разрушения и коррозии;
- экологическая безопасность;
- отсутствие необходимости в дополнительной декоративной отделке;
- доступность и невысокая цена.
Выбирать сэндвич-панели следует исходя из климатических условий в регионе, поскольку главное отличие между ними заключается в характеристиках утеплителя. Может использоваться базальтовая вата, стекловата, вспененный полиэтилен, полистирол или полиуретан разной толщины — эти материалы имеют разную теплопроводность, что нужно учесть при разработке проекта гаража.
Следует учитывать, что в продаже можно встретить панели, наружные слои которых выполнены из полимерных материалов или продуктов деревообработки — такие материалы имеют более низкую прочность, чем металлические, поэтому используются преимущественно при строительстве внутренних перегородок. Для возведения гаража следует использовать только сэндвичные панели из стали.
Подготовка к работе
Гараж можно приобрести в виде конструктора — комплекта, в который входят материалы для стен и кровли, ворота, крепеж, доборы, герметизирующие прокладки и другие детали. Такую конструкцию остается только собрать, и разрабатывать с нуля придется только фундамент. Однако стоимость этого варианта выше, чем при строительстве полностью своими руками, если необходимо сэкономить, придется разобраться, как составить проект гаража и что нужно подготовить для работы.
Составление проекта гаража
Хотя конструкция гаража отличается простотой, без проекта с чертежом или хотя бы эскизом не обойтись. Необходимо заранее рассчитать размеры постройки, параметры фундамента, выбрать тип крыши, вид ворот и т. д.
Классический гараж представляет собой обычную прямоугольную коробку. Изменять его форму стоит только в том случае, если требуется дополнительное пространство для ремонтных и других работ. В общем случае площадь постройки выбирается исходя из параметров автомобиля. Для седанов, универсалов и других подобных машин стандартных размеров рекомендуется строить гараж 6 x 4 м, высота от пола до нижней точки крыши — 2,5 м.
Кроме въездных ворот, которые могут быть как обычными распашными, так и более современными подъемными, следует предусмотреть отдельную входную калитку. Она может быть как встроенной в створку ворот, так и находиться отдельно на передней или боковой стене гаража. Полезным станет и окошко, даже если в помещении будет обустроено искусственное освещение: поскольку сэндвич-панели плохо пропускают воздух, окно улучшит вентиляцию.
Крыша может быть односкатной или двускатной. Сделать первый вариант своими руками проще, но угол наклона кровли в этом случае будет меньше. В регионах с большим количеством осадков зимой рекомендуется строить двускатную крышу для более эффективного схода снега и снижения нагрузки на несущие конструкции.
Поскольку небольшой гараж будет иметь сравнительно малую массу, мощный фундамент не потребуется. Если грунт на участке надежный (скалистый, гравийный, крупнозернистый песчаный), возможно строительство на ровной площадке без дополнительных конструкций. В других случаях потребуется мелкозаглубленный ленточный фундамент или основание из железобетонных блоков.
Заготовка материалов и инструментов
Строительный материал очень прост в обработке, поэтому, чтобы возвести гараж из сендвичные панелей своими руками потребуется минимальный набор режущего, крепежного и измерительного инструмента. Следует подготовить:
- дрель и шуруповерт;
- болгарку с режущими кругами;
- ножовку или электролобзик по металлу;
- рулетку, угольник;
- гидроуровень и отвес.
Что касается материалов, то помимо стеновых и кровельных сэндвич-панелей потребуется силиконовый герметик, монтажная пена, набор крепежа (для монтажа используются специальные саморезы, дюбеля и заклепки разного вида в зависимости от типа основания). Для изготовления каркаса гаража потребуется стальной оцинкованный профиль, уголок или деревянный брус с сечением 100 x 100 мм. Соединять элементы можно болтами или сваркой.
Для строительства фундамента потребуется следующий набор материалов:
- песок и щебень;
- цемент марки М300;
- доски или листы фанеры для опалубки;
- арматура диаметром 12 мм;
- битум или другой гидроизоляционный материал.
Чтобы готовить бетон было удобнее, следует приобрести или взять в аренду ручную бетономешалку, или строительный миксер.
Возведение фундамента
Если на участке уже имеется выровненный прочный грунт, гравийная подушка или забетонированная площадка, можно сразу приступать к строительству гаража, работа в таком случае займет всего несколько дней. Если же необходимо залить железобетонный фундамент, продолжительность стройки увеличится примерно на месяц.
Перед началом строительства участок необходимо разметить в соответствии с чертежами, используя колья и натянутую бечевку. Дальнейший процесс делится на следующие этапы:
- Выкапывается траншея под фундамент. Размеры ее могут быть разными в зависимости от необходимой несущей способности основания, но в большинстве случаев будет достаточно ямы шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. Увеличивать глубину залегания фундамента следует только при наличии нестабильного (например, болотистого) грунта.
- На дно траншеи насыпается песок слоем не менее 10 см в толщину. Его необходимо тщательно утрамбовать. Сверху насыпается такое же количество щебня. Эта подушка будет компенсировать расширение грунта, чтобы фундамент не выдавило из земли.
- Собирается опалубка из обрезной доски. Ее ширина должна равняться 0,4 м, а высота — на 0,2 м выше уровня грунта. Поскольку бетон будет выравниваться по краю опалубки, верхние грани досок должны находиться строго в одной плоскости.
- Изнутри опалубка укрывается гидроизоляционным материалом — плотным полиэтиленом или рубероидом. Дно траншеи также следует закрыть, сверху рекомендуется оставить запас, чтобы накрыть залитый бетон. Это необходимо, чтобы в процессе застывания материал не вбирал в себя влагу — это скажется на его прочности.
- Вяжется арматура. Делается две продольные сетки, состоящие из прутьев, уложенных параллельно на расстоянии 20 см друг от друга, между собой они соединяются поперечными перемычками. Одна сетка укладывается на дно траншеи, вторая закрепляется недалеко от верхнего края фундамента, соединяясь с нижней вертикальными прутьями. Соединять отрезки арматуры можно сваркой или проволокой.
- Готовится бетон. Классический рецепт — смешивание цемента, песка и мелкого щебня в пропорции 1:2:2, следует также учесть дополнительные указания производителя цемента, которые указываются на упаковках с сухим материалом.
- Бетон заливается в опалубку, протыкается прутом для устранения пузырей воздуха, верхний край разравнивается. Через сутки фундамент следует накрыть полиэтиленом. Через несколько дней, когда бетон наберет первичную прочность, можно снять опалубку и заняться заливкой пола.
Полностью железобетон застынет через 3−6 недель в зависимости от температуры окружающего воздуха. Чтобы сэкономить время, можно использовать готовые плиты. Они также укладываются в траншею, на подушку из песка и щебня, скрепляются анкерами и защищаются от влаги рубероидом. Сразу после завершения изготовления такого фундамента можно заливать пол.
Делается пол просто: пространство между грунтом и верхним краем основания засыпается песком, после чего по всей площади гаража укладывается арматура. Пол делается из бетона, изготовленного из цемента, песка и щебня в соотношении 1:3:1, залитая масса разравнивается правилом и накрывается полиэтиленовой пленкой.
Изготовление каркаса гаража
Если каркас собирается из дерева, брусья необходимо обработать антисептическими и противогрибковыми пропитками. Соединяться элементы будут металлическими уголками. Стальной профиль можно скреплять сваркой.
По сути, каркас представляет собой 4 прямоугольника из усиленных несущих стоек и цокольного ригеля, которые соединяются вертикальными и горизонтальными перемычками. Собирается конструкция следующим образом:
- К фундаменту прикрепляется цокольный ригель, входящий в комплект поставки сборного гаража. Фиксация осуществляется при помощи анкеров для бетона. Важно тщательно проверить горизонтальную, вертикальную ровность установки и углы между элементами ригеля — конструкция должна представлять собой идеальный прямоугольник.
- Стенки собираются по отдельности на ровной поверхности, чтобы не допустить ошибок в геометрии. Сначала сооружается прямоугольник из усиленного профиля, после чего устанавливаются вертикальные ребра жесткости. Для большей надежности делаются дополнительные горизонтальные перемычки. В передней стенке необходимо оставить место для ворот, сделав их обвод из усиленного профиля.
- Собранные стенки вставляются в цокольный ригель, прикрепляются к нему и соединяются между собой в углах гаража.
Аналогичным образом собираются треугольные стойки крыши, которые соединяются между собой прямыми поперечинами и прикрепляются к верхним балкам стенок. Эти элементы должны изготавливаться из более прочного профиля, чтобы кровля выдерживала нагрузку от снега.
Обшивка стен и крыши
Поскольку конструкция имеет небольшую высоту, сэндвич-панели для гаража рекомендуется устанавливать вертикально. Сначала обшиваются стены, затем крыша. Все панели монтируются на внешней стороне каркаса.
Перед началом работы необходимо уложить уплотнительную прокладку из вспененного полиэтилена на цокольный ригель, чтобы внутренний слой панелей не контактировал с бетоном. Далее устанавливается первая панель, начинать монтаж следует от одного из углов конструкции. Она прикрепляется к верхнему и нижнему профилю при помощи саморезов, которые вкручиваются не менее чем в 50 мм от края панели. Перед фиксацией важно проверить вертикальность поверхности.
Последующие панели монтируются аналогичным образом, соединяясь между собой при помощи встроенных замков. В углах они монтируются встык, щель между деталями следует заполнить минеральной ватой или монтажной пеной. Это же касается щели на коньке двускатной крыши. Крыша собирается так же. Важно учесть, что края панелей должны выступать за стены на 25−30 см.
Каждый стык следует обработать герметиком, чтобы защитить утеплительный слой материала от проникновения влаги. При соединении торцов панелей без замков дополнительно потребуется монтажная пена, сверху щель закрывается листовым металлом.
После завершения монтажа углы гаража закрываются специальным стальным уголком, устанавливаются цокольные отливы, водостоки и другие доборы. Также необходимо установить ворота и вставить окна, выполнить внутреннюю отделку, и гараж будет готов к эксплуатации.
Возвести гараж из сэндвичных панелей своими руками очень просто, если внимательно следовать инструкции. Главное — проверять свою работу на каждом этапе, чтобы не ошибиться в геометрии конструкции и не ухудшить ее прочность. В результате получится теплая и крепкая постройка, в которой будет комфортно даже в сильные морозы.
Как построить гараж из сэндвич-панелей своими руками — схема раскладки и каркаса
Приступая к строительству гаража своими руками, необходимо позаботиться о соблюдении базовых норм и учесть особенности легкосборочной конструкции. Первое, на что следует обратить внимание: гараж из сэндвич-панелей – некапитальное сооружение, поэтому в организации глубокого фундамента не нуждается. Вес ограждающих конструкций предельно низок, давление на основание отсутствует. В зависимости от типа грунта, на котором предполагается возведение можно выбрать винтовой или ленточный фундамент, альтернативой станет бетонная плита.
Каркас гаража из сэндвич-панелей своими руками
Изначально производится сборка каждой стены в отдельности по следующей схеме. Металлопрофиль нарезают и соединяют сначала в форме прямоугольника по размеру стены. После монтируются дополнительные ребра жесткости, минимальное расстояние между которыми составляет около 50 см. Жесткость конструкции придается путем стягивания перфорированной лентой из металла. Каркас панельного гаража не нуждается в сварке, прочность соединения может обеспечиваться самонарезающими винтами.
Собрав четыре стенки по отдельности, необходимо убедится в их геометрической точности. После этого можно приступать к установке, соединяя их с помощью специальных крепежных элементов. Для потолочного перекрытия используют металлопрофиль большей ширины. В целом технология сборки от стен не отличается. По тому же принципу изготавливается каркас ворот. Убедитесь в правильности установки каркаса с помощью уровня.
Гараж из сэндвич-панелей: схема монтажа своими руками
Обшивка гаража происходит достаточно быстро, не требует специальных навыков и привлечения дорогостоящей техники. Схема монтажа своими руками предусматривает, что первая панель будущего гаража – стеновая. Важно установить ее максимально ровно, чтобы избежать последующего перекоса конструкции. Крепление сэндвич-панели осуществляется с помощью самонарезающих винтов. Головка самореза обязательно снабжена резиновым уплотнителем, поверхность – оцинкована. Не стоит перетягивать винты – уплотнительная прокладка должна слегка вжаться, но не деформироваться.
Предварительное сверление не требуется. С помощью шуруповерта саморез вкручивается сначала в верхнюю часть панели – по углам, после — в нижнюю. Стыки панелей прокладываются уплотнительной лентой или обрабатываются силиконовым герметиком.
Аналогично производится монтаж кровельных панелей. По схеме крепление осуществляется от конька к парапету, если крыша двускатная, или же по наклону, если плоская. Следует помнить, что минимальный угол уклона для плоской – 8 градусов. Категорически запрещается монтировать панели во время дождя, снега, тумана, а также и при плохом освещении. По завершении монтажа основной конструкции, можно приступать к установке ворот гаража и доборных элементов.
Статьи по теме:
Рано или поздно каждый автовладелец начинает задумываться о строительстве или приобретении гаража. Всякий раз оставлять машину без присмотра на улице и опасно, и вредно для самого транспорта – снег, дождь, недоброжелатели… Купить гараж поближе к дому не всегда удается, единственный выход – строительство.
Количество разновидностей строительных сэндвич-панелей регулярно растет. Производители неустанно запускают в производство новинки, осваивая новые технологии, методики и подходы. Но застройщика по-прежнему интересуют простые характеристики: вес, размер, срок эксплуатации, стоимость.
Сложно представить, что истинный автолюбитель с легким сердцем оставит свою «ласточку» ночевать под открытым небом. Палящее солнце, дождь, мороз вряд ли пойдут на пользу кузову, да и недоброжелателей, от которых не всегда спасает сигнализация, на улице предостаточно. Поэтому строительство гаража – далеко не роскошь, а скорее необходимость.
ООО «НТК» 2005-2024
Производство ограждающих конструкций
Украина, г. Харьков,
пр. Героев Харькова, 142, офис 42
Украина, г. Киев,
ул. Анны Ахматовой, 7/15, оф. 67
Гараж из сэндвич-панелей
Каждому автовладельцу приходится решать, где оставлять машину: на улице или в гараже. Второй вариант актуален для владельцев частных домов, где есть место под строительство.
Если же сделать выбор в пользу гаража, остается понять, из чего его возводить: кирпич, пеноблоки, профлист или сэндвич-панели. О последнем виде материалов речь и пойдет далее. Будут рассмотрены все нюансы строительства, начиная от фундамента и заканчивая крышей.
Что такое сэндвич-панель?
В стандартном варианте стена каркасного дома состоит из нескольких слоев: наружной и внутренней обшивки и наполнителя. Их приходится накладывать друг на друга, собирая своеобразный «бутерброд». На это тратится много времени и крепежа.
Сэндвич-панель — это тоже многослойная конструкция, но уже в готовом к использованию виде. Плиты можно резать, подгонять под нужный размер. Применительно к структуре сэндвич-панелей, необходимо подчеркнуть следующее:
- наружные и внутренние слои в зависимости от комплектации, предназначения стройматериала изготавливают из профлистов, нержавеющей стали, вагонки, сайдинга;
- внутренний слой — теплоизолятор (это может быть минеральная или базальтовая вата, пенопласт, варианты пенополистирола).
Для строительства гаража стоит отдать предпочтение модификациям, устойчивым к дождям, снегу, ветру. Лучший вариант — с оцинкованными листами. Дополнительную защиту обеспечит порошковая или полимерная краска.
Плюсы и минусы сэндвич-панелей
Сначала — о преимуществах. Первый и очевидный плюс — сокращение расходов как на стройматериалы, так и непосредственно на возведение. Готовое здание будет стоить намного дешевле, чем такое же, но из кирпича и бетона.
У сэндвич-панелей есть и еще ряд плюсов:
- Прочность готовой конструкции. Гараж на две и более машины выдержит ветровую нагрузку, не сложится под сугробами снега.
- Минимальный вес отдельных деталей. Для подъема и перемещения панелей не требуется подъемный кран. Достаточно 2–3 человек. К тому же нет необходимости заливать прочный монолитный фундамент под несущие конструкции.
- Гараж получится достаточно теплым. Если речь не идет о строительстве на крайнем севере, можно даже не тратиться на отопление.
Теперь необходимо рассказать о минусах. Они у сэндвич-панелей тоже есть:
- Требуется тщательная гидроизоляция швов. В противном случае возможно намокание утеплителя. Минеральная вата потеряет свои свойства. Помещение будет холодным.
- Механическая прочность панелей невелика. Придется отказаться от множества полок для хранения запчастей, масла и прочих необходимых мелочей. Отдельные сложности возникают при обустройстве ворот или дверей. Их нельзя просто прикрепить к основе. Потребуется отдельная силовая рама.
Но сэндвич-панели все же имеют больше плюсов, чем минусов. Именно поэтому их все чаще используют для строительства самых разных зданий. Возвести стены можно самостоятельно или обратиться в специализированную компанию. Здесь каждый выбирает для себя лучший вариант.
Выбор проекта гаража из сэндвич-панелей
Простота сборки модулей из сэндвич-панелей предопределила их популярность при выборе строительного материала для гаражей. Можно возвести как небольшое строение для мотоцикла или малолитражки, так и полноценный комплекс под несколько машин и ремонтное оборудование.
Принцип закладки фундамента и сборки стен от этого не зависит. Но не стоит забывать про крышу. Она не должна задерживать снег или талую воду. Необходимо выдержать углы уклона, чтобы зимой не тратить постоянно время на расчистку и не сталкиваться с тем, что после первого же снегопада кровля сложится, как картонная.
Выделяют следующие типы крыш для гаражей:
- односкатные – их используют чаще всего из-за простоты сборки;
- двухскатные – при выборе этого варианта придется потратить время на предварительные расчеты;
- односкатной секционной;
- двухскатной, рассчитанной на перекрытие сразу двух рядом расположенных гаражей.
Можно придумать и свой вариант, но с учетом строительных нормативов и требований безопасности.
Технология строительства
При возведении гаража из сэндвич-панелей рекомендуется придерживаться технологии, приведенной ниже:
- Выбор места под размещение с учетом требований пожарной безопасности подъездных путей.
- Выравнивание площадки. Этап можно пропустить при использовании свайного фундамента. В остальных случаях нужно убрать корни деревьев и кустарников, камни.
- Заливка фундамента. При выборе конкретного варианта необходимо учитывать тип грунта. На песчаниках можно обустраивать любое основание, на глинистых — монолитное. Если территория подвержена заболачиванию, потребуется свайный или винтовой фундамент. В любом случае придется выждать, пока бетон наберет прочность (до 30 дней).
- Сборка силового каркаса.
- Монтаж непосредственно сэндвич-панелей.
- Установка ворот и входных дверей (при необходимости).
- Обустройство кровли.
- Прокладка электропроводки, подключение осветительных приборов.
Технология может корректироваться с учетом пожеланий владельца гаража. Многое зависит от типа фундамента. Каркас можно собрать из деревянных брусьев или металлических уголков.
Расчеты и смета
Производители предлагают сэндвич-панели самых разных видов и размеров. Можно подобрать плиты под конкретный проект, чтобы по минимуму тратить время на резку. Дополнительно стоит учесть расходы на транспортировку.
Если материал выбран, можно переходить к планированию. Этот этап предполагает выполнение следующих действий:
- Подготовка чертежей. Важно учесть не только размеры машины, но и возможность полноценно открыть дверь, подойти к транспортному средству. Если в гараже будут храниться запчасти (колеса), для них предусматривают дополнительное место. На чертеже отмечают ворота, уклон кровли, наличие окон и прочие важные моменты. Если грунт на участке сложный, гараж необходимо вписать в участок со сложившейся инфраструктурой, целесообразно обратиться в проектное бюро или к архитектору;
- Расчет площади стен, кровли. В передней стене большую часть займут ворота. Их площадь вычитают из полученного ранее значения.
- Подсчет количества листов. Для этого общую площадь стен и кровли делят на площадь одной панели.
Важно не забывать, что плиты возможно придется резать. Закупать их лучше с запасом 15–20%. Тогда не придется думать, как состыковать небольшие обрезки в единую конструкцию.
При выполнении расчетов нужно помнить и о фундаменте. В зависимости от типа и сложности на основание приходится до 40% от общей суммы расходов. Потребуется либо готовый бетон, либо цемент и песок для самостоятельной подготовки. Также придется закупить арматуру и доски для опалубки. Для свайного фундамента нужны непосредственно опоры. Для их забивания или ввинчивания в грунт нанимают специальную машину.
Материалы и инструменты для строительства
Как уже подчеркивалось ранее, сэндвич-панели весят немного. Для их подъема и перемещения не требуется кран или лебедка. Все можно сделать своими руками.
Перед началом работы готовят:
- ручной бур, лопаты для копки котлована под основание (если предстоит вынимать большие объемы грунта, можно нанять мини-экскаватор, за его аренду придется заплатить, но котлован будет готов за несколько часов, а не дней);
- тачку для вывоза вынутого грунта;
- ножовку по металлу или болгарку для резки плит;
- молоток;
- шуруповерт;
- строительные уровни, рулетки, маяки;
- корыто (иной резервуар) для подготовки раствора (если есть бетономешалка, можно использовать ее);
- емкости для воды;
- колья для разметки и веревку.
Перечень не является исчерпывающим. Например, металлические детали можно скреплять резьбовым или сварным соединением. В последнем случае нужен сварочный аппарат. Если нет собственного опыта и соответствующего оборудования, придется обращаться к специалисту. Затраты на его найм включают в общую смету.
Фундамент: виды и заливка
Гараж можно построить практически на любом основании. Ниже рассмотрим особенности наиболее популярных вариантов, сферу их применения:
- Ленточные мелкозаглубленные. Основания этого типа обустраивают на стабильных грунтах, в том числе с большим содержанием песка и низким УГВ. Для заливки по периметру будущей постройки готовят траншею глубиной 400 мм. Стены закрывают опалубкой. Она должна выступать над уровнем земли на 300–350 мм. Дно канавы сначала выстилают гидроизолирующей мембраной, потом засыпают слоями песка (100 мм) и щебня мелкой или средней фракции (200 мм). Их тщательно утрамбовывают. Далее монтируют арматуру. На последнем этапе заливают бетонную смесь.
- Монолитные плиты. Основание данного типа целесообразно использовать на глинистых почвах, подверженных зимнему пучению. Расчет основания лучше доверить специалисту, чтобы избежать разломов.
- Столбчатые фундаменты. Их выбирают, если грунт достаточно стабилен, но возможны подтопления. Могут возникнуть сложности с бурением шурфов на каменистых почвах. Минимальная глубина ям под сваи — 1000 мм, сечение — 300х300 мм. В каждом шурфе работы ведутся по тому же алгоритму, как в случае с ленточным основанием: песок, гравий, обвязка, бетонирование. Часть опоры над землей можно выложить из кирпича. Далее все сваи при помощи ростверка (железобетонного или стального) собирают в единую конструкцию.
- Свайные фундаменты. С их помощью можно нивелировать перепады высот на стройплощадке и не вынимать большие объемы грунта. Длина свай должна превышать глубину промерзания почв зимой. Для ввинчивания опор придется нанимать сваебойную машину. Вручную это сделать практически невозможно. Обязательный элемент — несущий ростверк. На нем будут держаться стены и пол здания.
Подготовке любого фундамента стоит уделить отдельное внимание. Нельзя забывать про постоянные статические и динамические нагрузки. Бетон набирает прочность в течение месяца. Все это время его закрывают плотной пленкой от солнечных лучей и проливают водой, чтобы верхний слой не пересыхал и не лопался.
Каркас гаража: особенности монтажа
Начинать собственно строительство необходимо со сборки силового каркаса. Оптимальный вариант — стальной уголок 50х50 или 75х75 мм. Его можно заменить на брус сечением не менее 100х100 мм. Его пропитывают антипиренами, антисептиками и хорошо просушивают.
На первом этапе собирают нижний ярус. Его крепят к фундаменту анкерными болтами, винтовыми распорками. Для монтажа бруса потребуются специальные стальные уголки.
Детали металлического каркаса для надежности сваривают. Винтовые соединения допускаются, но они менее устойчивы к внешним нагрузкам. Одновременно с каркасом устанавливают раму для крепления будущих ворот.
Стены: сборка сэндвич-панелей
Начинать работу следует с угла. Каждую панель крепят к каркасу саморезами по дереву или металлу в зависимости от материала наружного слоя. Минимальное расстояние между головкой крепежного элемента и краем панели — 5 мм, между саморезами — до 500 мм. Его уменьшают при наличии значительных ветровых нагрузок в регионе строительства.
Если на панелях предусмотрены замковые механизмы, дальнейшая сборка значительно упрощается. Достаточно следить, чтобы не было щелей и отклонений от вертикали. Между панелями и каркасом прокладывают демпферную ленту для компенсации температурных расширений.
Швы для защиты от влаги закрывают специальными накладками. Это же относится к углам и температурным зазорам. Если приходится резать панели, потребуется ножовка или болгарка.
Крыша: сборка панелей
Монтаж начинают снизу, панели размещают вертикально. Крепление выполняют по верхнему краю. Такой способ позволяет не ходить по уже уложенным листам, рискуя деформировать их. Да и верхний шов получится ровным, без перепадов высот.
Швы на крыше обязательно обрабатывают герметиком и закрывают особой лентой. Промазать необходимо даже замковые соединения.
Ворота: выбор конструкции и установка
Самый простой вариант ворот — распашные. Их выбирают, если перед гаражом есть место для открывания створок. В остальных случаях лучше остановиться на рольворотах, в том числе с электрическим приводом. Место для него нужно предусмотреть еще на этапе проектирования.
Распашные ворота можно сделать как из сплошных металлических листов, так и из сэндвич-панелей. В любом случае необходимо заранее сварить каркас из металлического уголка. Потом его наполняют выбранным материалом. Подъемные конструкции чаще заказывают в специализированных компаниях. Но можно собрать и самостоятельно по типу жалюзи.
Утепление гаража из сэндвич-панелей
Если строительство ведется в регионе с достаточно теплой зимой, правильно выбраны панели, на утепление можно не тратиться. Если же зимы холодные, для поддержания приемлемой температуры в помещении можно использовать следующие способы:
- монтаж вентилируемого фасада;
- оштукатуривание: черновое и чистовое;
- обшивка изнутри и снаружи влагостойким гипсокартоном или вагонкой.
В любом случае (кроме оштукатуривания) на поверхности сначала набивают обрешетку, потом свободное пространство заполняют утеплителем (минеральной ватой или пенопластом). Сверху — пластик или дерево.
Работы следует вести предельно аккуратно. Если повредить сэндвич-панели, срок их эксплуатации сократится в разы. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо следовать рекомендациям производителя, в том числе в части дополнительного утепления.
Особенности эксплуатации гаража из сэндвич-панелей
Формально никакие особые требования к гаражам именно из этого материала не предъявляются. Но есть несколько моментов, о которых уже говорилось в начале статьи:
- на стенах нельзя размещать тяжелые полки, крюки для шин и разнообразного оборудования;
- в силу специфики материала здание не рассчитано на значительные механические нагрузки.
Помимо этого, как и в любой другой постройке, важно следить за состоянием проводки, не хранить в гараже легковоспламеняющиеся вещества. При выполнении этих условий здание выдержит до 50 лет без ремонта и замены.
Несколько рекомендаций напоследок
Чтобы не сталкиваться с проблемами на этапе эксплуатации, необходимо еще при проектировании:
- тщательно рассчитать количество опор каркаса, чтобы снизить объем отходов;
- не ограничиваться приблизительными расчетами, а нарисовать каждую стену гаража в масштабе (на ней отмечают каркас и каждую плиту);
- тщательно подобрать крепежные элементы: по длине и назначению (для дерева или металла);
- не забывать о герметизации швов.
Если выполнить эти условия, можно не только провести строительство в минимальные сроки, но и не тратить потом время и деньги на бесконечные ремонты.
Как построить гараж из сэндвич-панелей
Если нужен быстровозводимый, недорогой и теплый гараж — обратите внимание на сэндвич панели. Этот материал легкий, что позволяет делать облегченный фундамент. К тому же он идет сразу с лакокрасочным покрытием внутри и снаружи, так что отделочные работы тоже не нужны. Собирается на металлическом, реже — деревянном, каркасе за несколько дней (при условии наличия готового фундамента). Так что гараж из сэндвич-панелей — неплохой вариант.
Из чего делают сэндвич панели
Сэндвич-панели — это трехслойная конструкция, которая состоит из двух наружных слоев жесткого материала и утеплителя, расположенного между ними.
Жесткий материал — чаще всего это оцинкованная сталь. И именно такой материал используют обычно, если строят гараж из сэндвич панелей . А бывают они еще из листовых полимеров, древесно-полимерных композитов (ДПК), плитных древесно-стружечных материалов (ОСП, фанеры, ГВЛ, ГСП и т.п.).
При использовании в качестве наружной оболочки оцинкованной стали, ее покрывают защитно-декоративным покрытием. Чаще всего это — один из колеруемых полимеров. Наиболее распространенные — полиэстер и пурал (пурал лучше по характеристикам, прочнее и долговечнее). Полимерная пленка увеличивает срок службы материала, делает его нечувствительным к воздействию агрессивных сред. Цвет покрытия сэдвич панелей из оцинкованного металла выбирается по таблице RR и RAL и в общей сложности может иметь более 240 оттенков.
Утеплитель в сэндвич-панелях используется разный:
- Базальтовая вата. Имеет хорошие характеристики, но боится намокания (теряет теплоизоляционные свойства), причем впитывает воду в виде жидкости и пара. При замерзании во влажном состоянии, после оттаивания может просто рассыпаться. Для устранения этого недостатка необходимо обеспечить герметизацию срезов, что при строительстве гаража проблематично.
- Стекловата. Влаги не боится, но работать с ней очень проблематично — необходимо полное защитное облачение — плотная одежда, головной убор, перчатки, высокая обувь, плюс респиратор и очки. Материал очень колкий, а мельчайшие частицы проникают везде. Имеет неплохие характеристики, но используется редко.
- Пенополистирол. Легкий материал с ячеистой структурой. Не боится влажности, имеет очень хорошие теплоизоляционные свойства, относится к слабогорючим материалам. Его недостатки — сминаемость при нагрузках (компенсируется жесткостью наружной оболочки), его любят грызть насекомые и мелкая живность. Неплохой вариант, но не лучший.
- Пенополиуретан. Отличный теплоизоляционный материал, характеристики которого не зависят от влажности. Он не гниет, в нем не размножаются бактерии и грибки, его не любят насекомые и грызуны. Недостаток — высокая цена, соответственно, и сэндвич-панели с таким заполнением стоят дороже.
Если есть возможность, лучше строить гараж из сэндвич панелей с пенополиуретановой теплоизоляцией. Хоть получится и дороже, но никаких проблем даже в случае повышения влажности не будет.
По виду профиля сэндвич-панели бывают стеновые и кровельные. Отличаются они формой профиля (высотой гофры) и размерами:
- Стеновые бывают:
- шириной от 1000 до 1200 мм:
- толщиной от 60 до 260 мм.
- ширина — 1000-1600 мм;
- толщина 20-260 мм.
Соединяются листы сэндвич-панелей между собой замками разной формы. У стеновых обычно замок «в шпунт», у кровельных — «внахлест».
Стеновые панели могут быть с гладкими или профилированными стенками. Профили могут быть обычными (гофра разной высоты/ширины) а могут — декоративными.
Монтаж и крепление
Гараж из сэндвич панелей относится к категории каркасных построек. Под них обычно собирается металлический каркас (из профилированных труб), к которому саморезами крепят панели. Чтобы он обеспечивал требуемую несущую способность, минимальная толщина стенки трубы должна быть 1,5 мм. Для небольшого гаража стойки можно делать из трубы 150*50 мм, для более солидных вплоть до 150*150 мм.
Такая большая ширина труб объясняется особенностями монтажа сэндвич-панелей — их крепят к каркасу, отступив от края 50 мм. Вот и получается, что при соединении двух панелей расстояние между двумя винтами будет 100 мм. При ширине стоек 150 мм остается по 25 мм для большей прочности крепления.
Стропильную систему кровли гаража из сэндвич панелей собирают как обычно — из бруса или варят из тех же профилей, что и каркас. Минимальный уклон кровли, крытой этим материалом — 10°.
Каркас для небольшого гаража, на одну-две машины без надстроек, можно сделать из сухого бруса сечением 150*150 мм. Его предварительно обрабатывают био-защитными составами, затем — антипиренами.
Крепят сэндвич-панели специальными самонарезными винтами (саморезами). Их делают из закаленной стали, покрывают слоем цинка. Этот крепеж имеет вдиаметр 5,5 мм и восьмигранную головку. Иногда, для обеспечения герметичности, используют резиновые уплотнительные шайбы. При их установке надо следить, чтобы шайба плотно прижималась к материалу, но винт при этом не должен деформировать наружный слой.
При установке, винты располагают строго перпендикулярно к поверхности, не допуская отклонений, иначе велика вероятность того, что металл повредится и вода будет затекать внутрь панели, что вызовет ее разрушение.
Минимальная длинна крепежа зависит от толщины панели и приведена в таблице ниже. В общем, саморез должен вкручиваться в каркас не менее чем на 35 мм. То есть, минимальная его длинна — это толщина панели, плюс 35 мм.
Количество саморезов на квадратный метр площади зависит от типа здания и ветровых нагрузок в регионе. Строя гараж из сэндвич панелей в Москве и области или в Санкт-Петербурге, достаточно вкручивать их по бокам панели с шагом в 300-400 мм.
При монтаже на металлический каркас, на стойки и поперечины приклеивается резиновая уплотнительная лента. На одной из ее сторон имеется липкий слой, защищенный полосой бумаги. Перед монтажом бумага снимается, лента наклеивается на стойки каркаса.
Способы монтажа стеновых панелей
Монтаж стеновых сэндвич-панелей может быть вертикальным и горизонтальным. Под каждый их них делают каркас с учетом особенностей крепления в каждом случае. Расстояние между стойками равно ширине выбранного типа материалов. Только первые стойки от угла имеют меньшее расстояние (на 150 мм, если использованы стойки 150*50 мм или 150*150 мм).
При горизонтальной укладке первый лист устанавливается непосредственно на цоколь. Для лучшей теплоизоляции, под панели можно положить пенопласт или пенополистирол. Замок надо развернуть так, чтобы пазы находились снаружи. Так вода не затечет в место стыка.
При вертикальном монтаже обшивка стеновыми сэндвич-панелями начинается от одного из углов. Направление замка выбирается произвольно. Для лучшей теплоизоляции под панель тоже можно подложить пенопласт или пенополистирол.
Независимо от типа укладки, перед фиксацией листа, надо проверить правильно ли он расположен. Берут уровень и проверяют вертикальность или горизонтальность укладки. Только после этого устанавливают крепеж.
При монтаже можно устранить один из недостатков строений из сэндвич-панелей — отсутствие утепления в швах, из-за чего помещения продуваются и быстро выстывают. Для улучшения теплотехнических характеристик, в стык укладывают монтажную ленту, бутил-каучуковый шнур или тонкий утеплитель. Иногда, для обеспечения герметичности, стык промазывают герметиком. Особенно актуально это при устройстве крыши, но и для стен гаража не помешает. Во время стыковки плит важно обеспечить плотное примыкание листов друг к другу, но при этом нельзя смять теплоизоляционный материал.
После монтажа углы и боковые стыки листов прокладывают утеплителем и закрывают декоративными уголками или планками. Цвет выбирают в тон основному покрытию или контрастного цвета.
Монтаж кровли
Кровлю из сэндвич-панелей делают после обшивки стен. Мало какие из частных гаражей имеют длину более 12 метров, поэтому лучше укладывать кровельные панели целыми листами вдоль свеса. Это позволит избежать создания вертикальных швов, которые сложно сделать герметичными.
Если стропильная система собрана из металла, на балки и прогоны наклеивается резиновый уплотнитель, затем начинают монтаж. При настиле, замок разворачивают шипом вверх — по направлению к коньку. Перед стыковкой место соединения листов промазывается силиконовым герметиком. Так обеспечивается хорошая герметизация кровли.
При монтаже кровельных сеэндвич-панелей саморезы необходимы более длинные — ветровые нагрузки больше (смотрите таблицу ниже).
Также есть особенности крепления:
- Сначала можно закрепит лист всего на два самореза. После настила всей поверхности устанавливают остальные винты.
- Крепеж устанавливается в вершину волны, начиная с верху, продвигаются вниз.
- По плоскости кровли шаг установки — 500 мм.
- Вдоль свеса саморезы ставят с шагом 250 мм.
- После закрепления всех листов, дополнительно притягивают нахлестную волну. Для этого используют саморезы с рещиновой прокладкой диаметром 4,8 мм и длиной 28 ммю Шаг установки — не менее 500 мм.
После окончания монтажа кровельных сэндвич панелей приступают к отделке свесов и конька. Они зашиваются фасонными элементами из оцинкованного металла с соответствующей окраской. При установке важно обеспечить герметичность, для чего элементы устанавливают с перехлестом 80-100 мм. Дополнительно стыки промазываются герметиком для наружных работ.
Крепятся все дополнительные элементы саморезами диаметром 4,8 мм и необходимой длины. Обязательно использование резинового уплотнителя.
Схемы узлов
Не все можно объяснить на словах, чаще больше информации передает графическое изображение. Основные узлы, которые могут пригодится, когда вы будете строить свой гараж из сэндвич панелей, собраны в этом разделе. Все детально прорисовано и подписано.
Угловой стык панелей (1 вариант)
Установка внутренней перегородки (вариант 2)
Установка внутренней перегородки (вариант 1)
Горизонтальный стык при вертикальной раскладке
Горизонтальный стык сэндвич панелей (чертеж)
Примыкание стеновых панелей к крвле
Оформление оконного блока
Угловой стык (вариант 2)
Оформление ворот (дверного проема)
Схема вертикального стыка сэндвич-панелей
Примыкание к цоколю (вариант 2)
Примыкание к цоколю (вариант 1)
Правила хранения и работы
Складировать сэндвич панели надо на ровной площадке. Если таковой нет, используют бруски или другой подобный материал, поверхность которого создаст ровную поверхность. Можно поставить бруски сс шагом в 1,5-2 мета, но надо следить, чтобы они находились в одной горизонтальной плоскости.
Срок службы материала зависит от целостности полимерного покрытия. Потому при хранении и во время работы старайтесь не повредить поверхность. При появлении царапин, они обезжириваются и закрашиваются ремонтными составами.
Когда строится гараж из сэндвич панелей, их местами приходится обрезать. Если теплоизоляция — минеральная (базальтовая) вата, делать это надо в респираторе. Если утеплитель — стекловата, то необходима еще закрытая одежда, защитные перчатки и очки.
Металл резать можно ножницами по металлу (ручными или электрическими). Использование УШМ (болгарки) с диском запрещено: при разрезании металл в районе реза сильно разогревается, испаряется цинковое покрытие. В результате, через короткий промежуток времени, срез начинает ржаветь.
Гараж из сэндвич панелей: размеры и проекты
Найти готовые проекты гаражей из любого материала довольно сложно. Не всегда заказывают полноценный проект даже для строительства дома, а про надворные постройки и говорить нечего. Однако планируя гараж из сэндвич панелей, неминуемо задаешься вопросом об оптимальных размерах. Если говорить о минимуме, то считают что ширина гаража должна быть на 1 метр больше ширины машины, а длинна — на 1,5 метра. Это если планируется установка хоть какого-то оборудования. При таких размерах его можно будет поставить у задней стены. Если оборудования не будет никакого, достаточно и к длине авто добавить 1 метр.
Если нужна смотровая яма, ее делают смещая чуть ближе к одной из стен, и обычно — к левой. С этой стороны оставляют пространство, чтобы в гараже можно было без проблем открыть двери. Чтобы при заезде было удобнее, на яму укладывают доски 40-50 мм толщины. Они без труда выдерживают любую легковую машину.
Если машин две, расстояние между ними не должно быть меньше 60 см, а для комфорта лучше оставить тот же метр.